Рубрики
Содержание:
- Ритуалы
- Предназначение Скинии и Храма в иудаизме[править | править код]
- Святилище
- Скиния после завоевания Ханаана[править | править код]
- дальнейшее чтение
- Что такое синагога?
- Чем отличаются скиния, Храм и синагога?
- Святой сосуд
- Отношение к золотому тельцу
- План святилища
- Описание
- Структура Скинии
- Чем был древний Храм?
- Итоги сравнения — 5 пунктов
Ритуалы
Дважды в день священник вставал перед золотым молитвенным жертвенником и сжигал благовония. В скинии совершались и другие процедуры:
Исцеленного от цараата израильтянина будет преподносить священник, подтвердивший свое исцеление «у дверей скинии собрания», а женщина, исцеленная от продолжительной менструации , преподносит свое подношение (две горлицы или два молодых голубя) священнику ». у дверей скинии собрания ».
Это было у дверей скинии, где община плакала от горя, когда все вожди людей были пронзены, а люди, присоединившиеся к поклонению Ваалу Феора, были убиты по приказу Бога.
Предназначение Скинии и Храма в иудаизме[править | править код]
Заповедь строительства Скинии и Храмаправить | править код
- Основная статья: Заповедь строительства Скинии и Храма
В еврейской Галахе, заповедь строительства Храма является повелением из поколения в поколение строить здание, которое станет центром священнослужения еврейского народа, и в котором будут приноситься жертвоприношения Единому Богу.
В иудаизме существует два основных мнения по вопросу о назначении Храма. С одной стороны, строительство Скинии, а позже и Храма, рассматривается как некое снисхождение к человеческой природе, в лучшем случае некое средство; с другой, напротив, Храм представляет собой вершину всех мыслимых совершенств. Оба эти подхода напрямую связаны с разногласием относительно датировки получения заповеди о постройке Скинии.
Согласно первой версии, заповедь о строительстве Скинии была дана в Йом Кипур, то есть в тот день, когда Всевышний простил евреям грех Золотого тельца. До этого греха не было необходимости в Храме, так как Шехина, Божественное присутствие, обитала среди народа.
В то же время, в другом авторитетном источнике утверждается, что законы о постройке Скинии были даны на горе Синай, то есть в данном случае Писание придерживается хронологического порядка изложения. Согласно этому мнению, Храм является точкой соприкосновения земли с небом и изначально необходимым компонентом мироздания.
Таким образом, в иудаизме существует два образа понимания предназначения и смысла Храма, один расценивает его как ценность прикладную, второй — как безусловную.
Так или иначе, Храм нужен людям, а не Богу. Всевышний, без всякого сомнения, выше любого здания — Он не нуждается в «жилой площади», не нуждается в жертвоприношениях, воскурениях, возлияниях и т. п. Всюду в тексте Писания, где сказано: «Моя жертва», «Мой хлеб», имеется в виду: «жертва, посвященная Мне», «хлеб, посвященный Мне».
— Сончино
— Мальбим
Мнения о значении Скинии и Храмаправить | править код
— Иосиф Флавий, «Иудейские древности» III, 7:7
— р. Йешая Галеви Горовиц (XVI в.), «Шней лухот а-Брит»
— р. Шимшон-Рафаэль Гирш
Функции Скинииправить | править код
Согласно тексту Писания, функции Скинии можно разделить на несколько основных категорий, которые, прежде всего, базируются на том, что
Главное и важнейшее предназначение Скинии основывается на названии «мишкан», то есть Скиния является местом, где Шехина Творца, пребывает на земле, среди народа Израиля.
— Исх. 25:8
Исходя из этого, Скиния становится
- местом, где Бог обнаруживает Свое присутствие и откуда (точнее, между крыльями херувимов на крышке Ковчега Завета, находящегося в Святая святых) Он говорит с Моисеем после его пребывания на горе Синай.
- местом служения Богу, где осуществляются регулярные церемонии и жертвоприношения. Это также место, где каждый может приблизиться к Богу и принести искупительную или благодарственную жертву.
- местом проявления Славы Всевышнего (Шехины). Для всех живших в те времена, когда существовала Скиния и Храм, пребывание Славы Всевышнего в Храме не было вопросом веры; это было простое знание, факт, столь же очевидный, как пребывание в небесах солнца и луны. Согласно Писанию, в пустыне облако Славы Всевышнего всегда покрывало Скинию, когда же оно поднималось, это являлось знаком для отправления в путь.
- Скиния служила также местом публичного собрания народа.
Святилище
Святое (Кодеш) размером 21х10х10 локтей – эта передняя часть шатра, расположенная сразу после входа в шатер со двора Скинии. Сумма чисел размера этого помещения дает число 5 (2+1+1+1). Здесь число 5 уже означает не количество основных лунных фаз, а количество других небесных сфер, расположенных выше сфер Солнца и Луны. Ведь символы дневного светила (жертвенник с огнем) и ночного светила (умывальник с водой) расположены во дворе Скинии.
В отличие от видимых жертвенника и умывальника, внутреннее помещение Святилища могли видеть лишь священники. Символы видимых для всех живущих на Земле светил – Солнца и Луны были обозримы, т.к. размещались во дворе Скинии. А пять планет, расположенных на пяти небесах, символом которых служило пространство Святилища, наблюдали и наблюдают далеко не все жители Земли.
Не то чтобы эти блуждающие звезды не видны с Земли (они ведь видны невооруженным глазом), но, чтобы их увидеть и даже наблюдать за ними, нужны были определенные познания, которые могли иметь только жрецы-астрологи, т.е. священники. А для того, чтобы увидеть Солнце и Луну никаких знаний вообще иметь не нужно. Их видят даже представители животного мира.
Семисвечник — символ септенария
Иосиф Флавий в 6-й главе того же тома, описывая семисвечник, написал следующее:
А в 7-ой главе этого же тома он написал:
Итак, два светила: дневное и ночное, символы которых находятся во дворе Скинии. Также пять планет, числовой символизм которых присутствует в размерах помещения под названием Святое (Кодеш). Вместе они составляют известный в астрологии септенарий. Термином «септенарий» в классической астрологии называют семь блуждающих звезд (планет): Луну, Солнце, Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер и Сатурн.
Находящийся в Святилище семисвечник (менора) как раз и был призван символизировать астрологический септенарий — 7 планет. Как известно, семисвечник должен был иметь 7 ветвей, заканчивающихся 7 светильниками. Каждый из светильников символизирует одну из блуждающих звезд нашей планетарной системы, включая центральную звезду – Солнце.
12 хлебов — символ Зодиака
Напротив семисвечника должен располагаться стол, на котором находились бы 12 хлебов, расположенных в два ряда, и, скорее всего, в две стопки. Почему хлебов было именно 12, да еще разделенных на две части? Астрологи поймут почему. Для тех, кто не знаком с астрологией поясню.
Реконструкция Хлебов предложения.
Зодиак – это пояс, простирающийся на 8 градусов по обе стороны от эклиптики, внутри которого происходит видимое движение семи блуждающих звезд (планет). Зодиак разделен на 12 равных сегментов по 30 градусов, называемых знаками. Таким образом, 12 хлебов символизируют двенадцать знаков Зодиака, которые в свою очередь составляют 12 месяцев солнечного года.
В тех же Иудейских древностях (книга 3, глава 7) Иосиф Флавий написал:
На южной стороне шатра находится семисвечник, а на северной – 12 хлебов. Юг символизирует низ, а север – верх. Символически 7 блуждающих звезд находятся под зодиакальным кругом, который расположен выше их. На столе 12 хлебов разделены на две части, потому что 12 зодиакальных знаков разделены тоже на две части – дневные и ночные.
Шесть знаков, расположенных на стороне знака Льва называют дневными, а шесть знаков, расположенных на стороне знака Краба, называют ночными. Почему выбраны именно эти два знака, делящие все знаки на две части? Знак Льва является астрологическим домом дневного светила – Солнца, а знак Краба является домом ночного светила – Луны.
Скиния после завоевания Ханаана[править | править код]
После завоевания Ханаана Скинию неоднократно перевозили с места на место в Земле Израиля.
С началом завоевания Ханаана, Скиния, вероятно, находилась в стане израильтян в Гилгале, напротив Иерихона в течение 14 лет. Оттуда Скиния переместилась в Шило (Силом), где она оставалась в период Судей до смерти первосвященника Эли. Судя по всему, со временем, стены святилища в Шило были выстроены из камней, покрытых завесами. После разрушения Скинии в Шило, была построена Скиния в Нов, городе священников, где оставалась 13 лет. Возможно, в это время скиния была уже целиком каменным строением, но Ковчега в ней уже не было. После разрушения Нова, скиния и большинство ее сосудов передвинулись в Гивон (Гибеон), где в то время располагался духовный центр страны.
В этот период, однако, приносились жертвы не только в Скинии. Так Иехошуа бин Нун (Иисус Навин) поставил жертвенник на горе Эвал около Шхема (Сихем), Гидеон в Офре, Самуил (Шмуэль) в Мицпе и в Раме. Саул построил жертвенник на поле битвы, Давид на гумне Орны (месте будущего Храма). Народные собрания также происходили в различных городах: так при Иехошуа — в Шхеме, при Самуиле — в Мицпе, в Гиве, в Гилгале, между тем как Скиния стояла в Шило, в Нове, в Гивоне.
После завоевания Иерусалима, царь Давид построил там для Ковчега новую скинию, с тем, чтобы перенести духовный центр в Иерусалим. Ковчег был торжественно доставлен туда, где был помещён в особый шатёр из драгоценных ковров. Однако Скиния Моисея и медный ее жертвенник оставались по-прежнему в Гивоне, и именно этот жертвенник считался в то время главным.
После постройки царем Соломоном Храма (около 950 г. до н.э.), Ковчег Завета со всеми принадлежностями Скинии был торжественно перенесен туда. С этого времени скиния больше не упоминается. Согласно преданию, она была укрыта в подземном тайнике под Храмом.
дальнейшее чтение
- Фристоун, WH (1917) Причастие зарезервировано . (Коллекции Alcuin Club; 21.)
- Кинг, Арчдейл А. и Покни, Сирил Э. (1965). Евхаристическая заповедь в Западной церкви . Нью-Йорк: Шид и Уорд. ISBN 0-264-65074-3
- Маффеи, Эдмонд (1942) La réservation eucharistique jusqu’à la Renaissance . Брюссель: Вромант
- Raible, F. (1908) Der Tabernakel einst und jetzt: eine Historische und liturgische Darstellung der Andacht zur aufbewahrten Eucharistie
- Стоун, Дарвелл (1917) The Reserved Sacrament (Справочники католической веры и практики).
- Тиммерманн, Ахим (2009) Реальное присутствие: Таинственные дома и Тело Христа, c. 1270–1600 . Турнхаут: Verlag Brepols Publishers NV ISBN 978-2-503-53012-3
Что такое синагога?
Давайте посмотрим на определение синагоги в истории Израиля, а также на её значение во времена Иисуса.
Слово «синагога» на самом деле является греческим переводом слов «бейт кнессет» на иврите, что означает «дом собраний». Помните, Танах был переведен на греческий язык за 200–300 лет до Иисуса. Причина этого в том, что греческий язык был языком ученых в древнем Средиземноморском мире.
По сей день синагога — это место для молитв, обучения и общения как в Израиле, так и за его приделами, в местах жительства евреев.
Иисус часто посещал не только Храм, но и синагоги. Там Он учил, туда Он приходил на молитвенные собрания и там Он даже исцелял людей.
Синагога играла центральную роль в еврейской жизни, тогда как путешествие в Иерусалимский Храм совершалось в основном на главные праздники.
Чем отличаются скиния, Храм и синагога?
Так в чём разница? Если вы когда-нибудь задавались этим вопросом, знайте, что вы не одиноки. Каждое из этих слов можно найти в Священном Писании, но их легко перепутать или незаметно пролистать.
Скиния впервые упоминается в 25-й главе книги Исход, когда Бог повелел Моисею построить скинию — также называемую шатром собрания — чтобы она наполнялась присутствием Господа. Когда говорится о Храме, то в жизни еврейского народа это относится к построенному в Иерусалиме зданию Храма, который был центральным местом поклонения. А синагога, как в давние времена, так и сегодня служит местом сбора для молитв, поучения и общения. Она по-прежнему занимает центральное место в еврейской жизни сегодня, также как и во времена Иисуса.
Давайте рассмотрим детальнее каждое из этих мест, чтобы понять их отличия и Божьи намерения для каждого из них.
Святой сосуд
На южной стороне двора, напротив входа, стоял жертвенник всесожжения, изготовленный из « ситтима » — дерева, покрытого медью. За алтарем, то есть между алтарем и скинией, стоял медный умывальник, на котором священникам приходилось мыть перед тем, как войти в собственное святилище.
В скинии на северной стороне стоял Стол, сделанный из дерева Ситтим, но покрытый чистым золотом и золотой короной вокруг него. На этом столе лежали двенадцать хлебов с пресным хлебом («Хлеб-шоу»), которые заменяли каждый Шаббат свежими. На юге стоял Подсвечник, выкованный из чистого золота, богато украшенный и украшенный бутонами цветов, цветов и лепестков; его семь ламп были зажжены каждый вечер. Посреди комнаты был Алтарь Благовоний, сделанный из дерева Ситтим и покрытый золотом. На ней лучшие специи предлагались Всевышнему каждый день, утром и вечером.
Две Таблицы Свидетельства (« Лучот »), которые Моисей привез с горы Синай, хранились в ковчеге Ситтим — лесу. Ковчег был покрыт чистым золотом изнутри и снаружи. Святой Ковчег стоял в Святом Святых. Его крышка была сделана из чистого золота, и из него были избиты два херувима, расправившие свои крылья, с лицом, обращенным друг к другу. Золотые кольца были прикреплены к углам Ковчега, чтобы его можно было переносить на столбах, когда лагерь находился в движении.
Отношение к золотому тельцу
Некоторые раввины отмечают близость повествования о скинии и эпизода, известного как грех золотого тельца, описанного в . Маймонид утверждает, что скиния и ее принадлежности, такие как золотой Ковчег Завета и золотая Менора, предназначались как «альтернатива» человеческой слабости и потребности в физических идолах, как это видно в эпизоде с золотым тельцом. Другие ученые, такие как Нахманид, не согласны и утверждают, что значение скинии не связано с золотым тельцом, а вместо этого символизирует высшие мистические уроки, которые символизируют постоянную близость Бога к детям Израиля.
План святилища
Скиния состояла из палатки, которую можно было разобрать и перенести с места на место. Художественно тканая занавеска ( «Порошет» ), вышитая херувимами, которая поддерживалась четырьмя деревянными колоннами, покрытыми золотом, разделила палатку на две камеры: переднюю камеру называли Святым Местом, а внутреннюю — Святая святых.
Стены святилища были сделаны из деревянных досок, которые держались в серебряных розетках и были покрыты тонким золотым покрытием. Крыша и наружные стены были покрыты дорогими коврами и шкурами. Перед входом в святилище висел художественно тканый занавес. Палатка скинии стояла в широком дворе, окруженном шторами, поддерживаемыми колоннами.
Описание
Скиния Шатер Мишкан — Скиния пустыни
Историческая критика определила два рассказа о скинии в Исходе: более короткий рассказ элохистов и более длинный рассказ священников. Традиционные ученые полагают, что в более кратком описании описывается иное строение, возможно, личный шатер Моисея. Существительные на иврите в этих двух рассказах различаются: одно чаще всего переводится как «шатер собрания», а другое обычно переводится как «скиния».
Elohist аккаунт
относится к «скинии собрания» (в некоторых переводах, например, в версии короля Иакова ) или «шатру собрания» (в большинстве современных переводов), который был установлен вне лагеря с «Облачный столб» виден у его дверей. Люди направили свое поклонение в этот центр. Историческая критика приписывает это описание источнику элохистов (E), который, как полагают, был написан около 850 г. до н.э. или позже.
Священнический счет
Планировка скинии со святым и святая святых
Более детальное описание скинии, находится в и , относится к внутренней святыне (самое святое место) корпус ковчегу и наружной камере (святое место), с шесть-ветвью семиламповая менора (светильник), стол для хлеба предложения и жертвенник для курения . Эти комнаты окружала оградка с жертвенным жертвенником и бронзовым умывальником для омовения священников. Это описание идентифицируется исторической критикой как часть священнического источника (P), написанного в VI или V веках до нашей эры.
Некоторые ученые полагают, что это описание датируется гораздо более поздней датой, чем времена Моисея, и что оно отражает структуру Храма Соломона; другие считают, что этот отрывок описывает настоящую домонархическую святыню, возможно, святилище в Силоме , в то время как традиционные ученые утверждают, что в нем описывается фактическая скиния, использовавшаяся во времена Моисея и в последующие годы. Эта точка зрения основана на Исходах 36, 37, 38 и 39, которые подробно описывают, как собственно строительство скинии происходило во времена Моисея.
Подробные очертания скинии и ее священников перечислены в Книге Исход:
- : Необходимые материалы: ковчег, стол для 12 хлебов предложения, менора.
- : скиния, запоры, перегородки.
- : Медный жертвенник, ограда, масло.
- : Одежды для священников,одежда ефода , оправы для колец, нагрудник , одеяние, головное украшение, туника, тюрбан, пояса, штаны.
- : Освящение священников и жертвенник.
- : Жертвенник для благовоний, умывальник, масло для помазания, благовония.
Структура Скинии
Перейдем теперь к краткому описанию Скинии. Скиния должна была располагаться в соответствии со сторонами света. Шатер 31×10 локтей находился в западной части внешнего двора. Расстояние от завес двора до стен шатра составляло 25 локтей с севера, юга и запада.
Структура Скинии.
Вход в Скинию располагался с восточной стороны, т.е. там, где восходит Солнце, и был закрыт особым пологом, общей длиной в 20 локтей. Полог был связан из шерсти 3 цветов: голубого, пурпурного и багряного. Напротив входа 5 столбов с восточной стороны двора образовывали ворота Скинии. Эти столбы были покрыты пологами из той же шерсти 3 цветов. Пологи ворот состояли из четырех частей, 5х5 локтей каждая.
Шатер Скинии.
Во дворе, напротив входа, размещался большой квадратный жертвенник всесожжения. На нем приносились жертвы, а также в нем постоянно должен был гореть огонь. В самом центре двора стоял круглый умывальник для священников. Все принадлежности двора были выполнены из меди.
Шатер представлял собой каркас из деревянных досок, обложенных золотом, покрытый 4 покрывалами из различной шерсти. Он был разделен на две части завесой. Западная часть, размером 10х10х10 локтей, называлась Святая святых (Кодеш кодашим). Перед Святая святых находилось пространство под названием Святое (Кодеш) размером 21х10х10 локтей, отделенное завесой от передней части двора.
Таким образом, шатер состоял из трех деревянных стен: двух боковых, на север и юг, и задней, на запад и был закрыт завесой с восточной стороны. На стены и верх Скинии набрасывались покровы, придававшие ей вид шатра. Их было четыре.
В Святая святых находился только ковчег, самый святой предмет Скинии. В Святилище располагались:
- семисвечник — налево от входа;
- стол с 12 хлебами предложения — направо от входа;
- жертвенник для курения благовонных курений — посередине Святилища.
Первосвященник перед завесой Святая святых.
Теперь рассмотрим астральный символизм Скинии, начиная со двора.
Жертвенник всесожжения — образ Солнца
Итак, во дворе Скинии напротив входа и в 22 локтях от него размещался большой квадратный жертвенник всесожжения. Сверху, на каждом из углов, жертвенник имел рогообразные выступы. На жертвеннике должен был гореть неугасимый огонь.
В истории различных религиозных культов в общем можно выделить два вида алтарей:
- в форме квадрата;
- в форме круга.
Квадраткубтрапецияобелиск4444четверкиКрест и свастика – символы Солнцаквадратной
Четыре угла с рогообразными выступами символизируют астрологический кардинальный (главный) крест Зодиака, углы которого находятся в 4 знаках, представляющих 4 элемента. В этих зодиакальных знаках ежегодно происходят значимые события, связанные с движением Солнца по Зодиаку: 2 солнцестояния – зимнее и летнее и 2 равноденствия – весеннее и осеннее.
Умывальник с водой — образ Луны
Перед шатром, за жертвенником всесожжения с неугасимым огнем, располагался круглой формы медный умывальник с водой. Догадаться какой символизм несет этот предмет Скинии нетрудно. Если квадратный огненный жертвенник символизирует Солнце – термоядерную печку одноименной планетарной системы, то круглая наполненная водой емкость должна символизировать Луну – хозяйку водной стихии в астрологии.
В символизме круг, полукруг, окружность, колонна, чаша, колодец связаны с женским началом и водой, а значит, плодородием, рождением, обновлением, очищением и источником жизни. Заметьте, невозможно было священнику войти в сам шатер Скинии, не обмывшись сначала в воде круглого умывальника – образа ночного светила Луны.
Выше было сказано, что перед входом в шатер, а значит, между круглым умывальником с водой, находились ворота из 5 столбов, покрытые трехцветным пологом. Здесь мы наблюдаем тот же лунарный символизм. Числа 5 и 3 связаны с фазами и периодами Луны. Число 5 связано не только с лунными фазами, но и 5 элементами Мироздания. Подробнее о пяти элементах читайте в статье Пять элементов Мироздания и их земные соответствия.
Пентаграмма – пятиугольная звезда хорошо передает символизм 5 основных фаз Луны и 5 элементов Мироздания:
- новая луна;
- первая четверть;
- полнолуние;
- третья четверть;
- старая луна.
А число 3 символизирует три периода Луны:
- растущая луна;
- полная луна;
- убывающая луна.
О символизме числа 5 можно также прочитать в статье Символизм кв. N 50 дома 302-бис, а о символизме числа 3 в статье Тройственная богиня Луны.
Чем был древний Храм?
После того, как народ Израиля поселился в обетованной земле, и царство Израиля расширилось при царе Давиде, тогда этот муж по сердцу Божьему выразил желание построить Богу дом. Он был движим желанием создать долговременное жилище, чтобы там разместилось присутствие Господа. Давиду больше не хотелось допускать, чтобы Бог жил в шатре, в то время как он сам жил в прекрасном дворце.
Царь Соломон, сын царя Давида, построил роскошный Храм. Там первосвященник приносил в жертву агнцев на Йом Киппур (День искупления). Писание также повелевает еврейскому народу являться перед Господом трижды в год: в праздник опресноков, праздник седмиц и праздник кущей (Втор. 16:16).
Некоторое время спустя Храм был разрушен вторжением вражьей армии. И, хотя еврейский народ восстановил его после возвращения из изгнания, однако позже он снова был разрушен римлянами.
Читая евангельские тексты, мы видим, что, до разрушения Храма римлянами, Иисус регулярно его посещал.
Отмечается, что в юном возрасте Он слушал и задавал вопросы учителям в Храме (Луки 2:46). Также мы читаем, что Он регулярно посещал Храм со своей семьей, чтобы соблюсти Пасху (Луки 2:41). Он опрокинул столы меновщиков в Храме (Марка 11:15), и также учил там народ (Иоанна 8:2).
Он даже исцелял в храме: «И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их» (Мф. 21:14)
Итоги сравнения — 5 пунктов
Скиния и Церковь — 5 поразительных соответствий
СКИНИЯ Исх. гл. 40; Евр. 8:1-5
- Святое святых (Исх. 26:33-35)
- Первосвященник (Евр. 9:6,7)
- Завеса из ткани (Исх. 26:31-37)
- Ежегодные жертвоприношения (Евр. 10:1 -4)
- Святилище (Исх. 26:31-37).
- Первосвященник нес ответственность (Числ. 18:1-7)
- Единственный путь во Святое святых (Евр. 6:19,20)
- Священники служили во святилище (Евр. 9:6,7)
- Наружный двор (Исх. 27:9-19). Вмещал народные массы
- Освящение священников (Исх. гл. 29)
- Жертвоприношения на медном жертвеннике (Исх. 29:15-21)
- Отвержение неосвященного (Лев. 21:1-8)
- Омовение в умывальнике (Исх. 40:7; 40:15)
- Полотняные одежды (Исх. 40:12-15; 39:1,2)
- Богослужение в святилище (Евр. 9:6)
- Светильник (Исх. 40:4,24,25)
- Фимиам (Исх. 30:7-9)
- Хлебы предложения- еженедельно (Лев. 24:5-9)
- Ежедневные жертвоприношения (Исх. 29:38-43)
ЦЕРКОВЬ Исх. гл. 40; Евр. 8:1-5
- Сами небеса (Евр. 9:8-24; Отк. 21:6)
- Христос (Евр. 9:11,12)
- Его плоть (Евр. 6:19,20; 10:19,20)
- Одна жертва — навсегда (Евр. 10:10-20)
- Церковь (Евр. 10:16-22; 1 Тим. 3:15)
- Христос над церковью (Евр. 10:21)
- Через церковь — путь на небеса (Деян. 2:47)
- Священство в церкви (1 Пет. 2:5,9)
- Мир (Иоан. 3:17; 12:47; 17:16) В нем — все люди; нечестивцы (1 Иоан. 5:19)
- Обращение (Деян. 3:19)
- Кровь Христова (Евр. 9:14,22; Рим. 3:24,25)
- Покаяние (Лук. 13:3)
- Крещение (Деян. 22:16)
- Праведное житие (Отк. 19:8; Иак. 1:27)
- Служение Богу в церкви (1 Пет. 2:5; 1 Тим. 3:15)
- Слово Божье (Пс. 118:105,130)
- Молитвы (Пс. 140:2; Отк. 5:8)
- Еженедельное принятие Вечери Господней (Деян. 20:7; Евр. 10:25)
- Наши тела (Рим. 12:1)