Альбер камю: цитаты, творчество, краткая биография

История жизни Альбера Камю

После окончания войны Камю некоторое время продолжает работать в «Битве», которая теперь становится официальной ежедневной газетой. Однако политические разногласия между правыми и левыми вынудили Камю, считавшего себя независимым радикалом, в 1947 г. покинуть газету. В том же году выходит третий роман писателя, «Чума» («La Реste»), история эпидемии чумы в алжирском городе Оране; в переносном смысле, однако, «Чума» – это нацистская оккупация Франции и, шире, символ смерти и зла. Теме универсального зла посвящена и «Калигула» («Caligula», 1945), лучшая, по единодушному мнению критиков, пьеса писателя. «Калигула», в основу которой легла книга Светония «О жизни двенадцати цезарей», считается значительной вехой в истории театра абсурда. 

Будучи одной из ведущих фигур в послевоенной французской литературе, Камю в это время близко сходится с Жаном Полем Сартром. Вместе с тем пути преодоления абсурдности бытия у Сартра и Камю не совпадают, и в начале 50-х гг. в результате серьезных идеологических расхождений Камю порывает с Сартром и с экзистенциализмом, вождем которого считался Сартр. В «Бунтующем человеке» («L`Homme revolte», 1951) Камю рассматривает теорию и практику протеста против власти на протяжении столетий, критикуя диктаторские идеологии, в том числе коммунизм и прочие формы тоталитаризма, которые посягают на свободу и, следовательно, на достоинство человека. Хотя еще в 1945 г. Камю говорил, что у него «слишком мало точек соприкосновения с модной теперь философией экзистенциализма, выводы которой ложны», именно отрицание марксизма привело к разрыву Камю с промарксистски настроенным Сартром. 

Памятник Камю в городе Вильблевен

В 50-е гг. Камю продолжает писать эссе, пьесы, прозу. В 1956 г. писатель выпускает ироническую повесть «Падение» («La Chute»), в которой раскаявшийся судья Жан Баптист Кламанс признается в своих преступлениях против морали. Обращаясь к теме вины и раскаяния, Камю широко пользуется в «Падении» христианской символикой. 

В 1957 г. Камю был награжден Нобелевской премией «за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести». Вручая французскому писателю премию, Андерс Эстерлинг, представитель Шведской академии, отметил, что «философские взгляды Камю родились в остром противоречии между приятием земного существования и осознанием реальности смерти». В ответной речи Камю сказал, что его творчество зиждется на стремлении «избежать откровенной лжи и противостоять угнетению». 

Когда Камю получил Нобелевскую премию, ему было всего 44 года и он, по его собственным словам, достиг творческой зрелости; у писателя были обширные творческие планы, о чем свидетельствуют записи в блокнотах и воспоминания друзей. Однако планам этим не суждено было сбыться: в начале 1960 г. писатель погиб в автомобильной катастрофе на юге Франции. 

Хотя творчество Камю вызвало после его смерти оживленные споры, многие критики считают его одной из наиболее значительных фигур своего времени. Камю показал отчужденность и разочарованность послевоенного поколения, однако упорно искал выход из абсурдности современного существования. Писатель подвергался резкой критике за отказ от марксизма и христианства, но тем не менее его влияние на современную литературу сомнению не подлежит. В некрологе, напечатанном в итальянской газете «Вечерний курьер» («Corriere della sera»), итальянский поэт Эудженио Монтале писал, что «нигилизм Камю не исключает надежды, не освобождает человека от решения сложной проблемы: как жить и умереть достойно». 

Могила Камю на кладбище Лурмарена.

Жизнь в Алжире

Альбер Камю родился 7 ноября 1913 года во франкоалжирской семье в Алжире, на ферме «Сан-Поль» у местечка Мондови. Его отец, Люсьен Камю, эльзасец по происхождению, был смотрителем винного подвала в винодельческой фирме, во время Первой мировой войны служил в лёгкой пехоте, в 1914 году получил смертельное ранение в битве на Марне и умер в лазарете. Мать Кутрин Сантэ, испанка по национальности, полуглухая и неграмотная, переехала с Альбером и его старшим братом Люсьеном в район Белькур (фр.)русск. города Алжир, жили в бедности под началом своевольной бабушки. Кутрин, чтобы содержать семью, работала сперва рабочей на фабрике, затем уборщицей.

В 1918 году Альбер стал посещать начальную школу, которую закончил с отличием в 1923 году. Обычно сверстники его круга на этом бросали учёбу и шли работать, чтобы помогать семьям, но учитель начальной школы Луи Жермен смог убедить родственников в необходимости для Альбера продолжить образование, подготовил одарённого мальчика к поступлению в лицей и добился назначения стипендии. Впоследствии Камю с благодарностью посвятил учителю Нобелевскую речь. В лицее Альбер глубоко познакомился с французской культурой, много читал. Начал серьёзно заниматься футболом, играл за юношескую команду клуба «Racing Universitaire d’Alger (англ.)русск.», в дальнейшем утверждал, что спорт и игра в команде повлияли на формирование его отношения к морали и долгу. В 1930 году у Камю был обнаружен туберкулёз, он был вынужден прервать образование и навсегда прекратить занятия спортом (хотя любовь к футболу сохранил на всю жизнь), несколько месяцев провёл в санатории. Несмотря на выздоровление, долгие годы страдал от последствий перенесённой болезни. Позже по состоянию здоровья ему было отказано в последипломном обучении, по той же причине он не был призван в армию.

В 1932—1937 годы Альбер Камю учился в Алжирском университете (англ.)русск., где изучал философию. Во время учёбы в университете также много читал, начал вести дневники, писал эссе. В это время испытал влияние А. Жида, Ф. М. Достоевского, Ф. Ницше. Его другом стал преподаватель Жан Гренье — писатель и философ, имевший значительное влияние на молодого Альбера Камю. Попутно Камю был вынужден работать и сменил несколько профессий: частный учитель, продавец запчастей, ассистент в метеорологическом институте. В 1934 году женился на Симоне Ийе (развод в 1939 году), экстравагантной девятнадцатилетней девушке, оказавшейся морфинисткой. В 1935 году получил степень бакалавра и в мае 1936 года степень магистра философии c работой «Неоплатонизм и христианская мысль» о влиянии идей Плотина на теологию Аврелия Августина. Начал работу над повестью «Счастливая смерть». В это же время Камю входил в проблематику экзистенциализма: в 1935 году изучал произведения С. Кьеркегора, Л. Шестова, М. Хайдеггера, К. Ясперса; в 1936—1937 годы познакомился с идеями абсурдности человеческого существования А. Мальро.

На старших курсах университета увлёкся социалистическими идеями. Весной 1935 года вступил во Французскую коммунистическую партию, солидаризируясь с восстанием 1934 года в Астурии. В местной ячейке Французской компартии состоял более года, пока его не исключили за связи с Алжирской народной партией, обвинив в «троцкизме».

В 1936 году создал самодеятельный «Театр труда» (фр. Théâtre du Travail), переименованный в 1937 году в «Театр команды» (фр. Théâtre de l’Equipe). Организовал, в частности, постановку «Братьев Карамазовых» по Достоевскому, играл Ивана Карамазова. В 1936—1937 годы путешествовал по Франции, Италии и странам Центральной Европы. В 1937 году вышел в свет первый сборник эссеистики «Изнанка и лицо».

После окончания университета Камю некоторое время возглавлял Алжирский дом культуры, в 1938 году был редактором журнала «Побережье», затем леворадикальных оппозиционных газет «Альже репюбликен» и «Суар репюбликен». На страницах этих изданий Камю в то время выступал за проведение социально-ориентированной политики и улучшение положения арабского населения Алжира. Обе газеты были закрыты военной цензурой после начала Второй мировой войны. В эти годы Камю пишет в основном эссе и публицистические материалы. В 1938 году издана книга «Бракосочетание». В январе 1939 года написан первый вариант пьесы «Калигула».

После запрета «Суар репюбликен» в январе 1940 года, Камю с будущей женой Франсин Фор, математиком по образованию, переехали в Оран, где давали частные уроки. Через два месяца переехали из Алжира в Париж.

Сюжет «Падения»

Рассказчик, бывший адвокат, хочет отрешиться от тяжелых воспоминаний и использует для этого бар, где заводит новые знакомства с понравившимися людьми, которым рассказывает о себе и слушает их восхищенные отзывы. Альбер Камю подчеркивает, что адвокат специализировался в Париже на “благородных” делах, защите сирот и вдов, презирал судей и брался за любое “правое” дело. Не брал с бедняков платы, называя это “вершиной благородства”. И в житейских делах ему хотелось быть выше других.

Как-то он остановился на мосту и услышал смех, который шел из ниоткуда. Придя домой, посмотрел в зеркало и увидел, что улыбается. С тех пор ему стало чудиться, что этот смех звучит в нем. Стало казаться, что разучился жить. Он явственно ощущал, что люди пытались ухватиться за него, а он руководствовался лишь чувственностью и заставлял многих служить ему. Прошлые воспоминания жгли душу.

Однажды он прошел мимо женщины, которая прыгала с моста. Он не помог ей и никому ничего не рассказал. Отношения с друзьями постепенно разладились, люди уже не были почтительной аудиторией, а судьями. Ему мерещилось, что весь мир смеется над ним. Как-то увидев картину “Неподкупные судьи”, он обменял ее у хозяина на бутылку джина.

Картину разыскивала полиция нескольких стран. Клеманс рассказывал о ней всем своим собеседникам, хотя знал, что каждый из них может донести на него. Но он к этому стремился, чувствуя за собой вину перед девушкой, которую не спас. Такая возможность уже не представится ему никогда, а тяжесть на сердце останется навсегда.

Fiction and Drama

Like other existential thinkers, Camus’ preference for concrete, descriptive analyses as opposed to abstract conceptual argumentation led him to express many of his philosophical ideas through artistic forms such as fiction and drama. In these ways the plight of the human condition is conveyed through characters that are caught in various “existential situations.” In 1942, the same year that The Myth of Sisyphus appeared, Camus published his first novel L’Étranger (The Stranger). The story is told through the eyes of Meursault, an alienated young man living in Algiers. At the death of his mother, Meursault reacts with apparent apathy; at the request of his girlfriend that they marry, Meursault responds indifferently; finally, on a hot summer’s day, in the glare of sunlight, Meursault shoots and kills an Arab for no apparent reason. In the end Meursault is found guilty of murder and is sentenced to death. On the eve of his execution, a priest visits his cell and tries to persuade him to confess. Meursault refuses and so denies himself absolution. As Camus himself describes it, in the protagonist of The Stranger, we find a man whom society condemns for “not crying at his mother’s funeral.” Meursault remains one of the most famous twentieth-century anti-heroes that emerged in the existential literature of the post-war period.

Camus also wrote a play about the Roman emperor Caligula who likewise pursued an absurd logic. Convinced of the meaninglessness of life (“Men die and they are not happy.”) Caligula seeks to convince all his subjects of this truth by practicing a cruel and arbitrary abuse of power. In the end Caligula is killed by an assassination that he himself had orchestrated. Camus’ relation to the play’s anti-hero remains, as it does with Meursault, rather ambiguous and one is left to ponder Camus’ own interpretation.
Other plays which Camus is known for include The Misunderstanding and The Possessed, which was adapted from Dostoevsky’s famous novel of the same name. Camus’ other works of fiction include The Plague, The Fall, and the two posthumously published works, A Happy Death and The First Man.

In Camus’ novel The Fall the narrator Jean-Baptiste Clamence tells of his sojourn from a once successful defense lawyer in Paris to his discovered vocation as a “judge-penitent” in the smoky avenues of the Red-light District in Amsterdam. Throughout the story the narrator confesses his egotistic vices and in doing so judges not only himself but an entire culture. In presenting this lucid critique of modern western civilization, however, Jean-Baptiste insists that only the one who is truly penitent and so cognizant of his deeply rooted flaws has the right to judge. Although clearly borrowing many Christian themes throughout the work, Camus concludes by once again striving to find meaning, mercy and forgiveness in a godless universe. Thus, Camus’ existential humanism remained, like Sartre’s, a secular one.

Начало творческого пути и известные изречения Камю

1932 г. связан с поступлением в университет. В это время появляются первые публикации заметок и эссе, в которых четко прослеживалось влияние Пруста, Достоевского, Ницше. Так начинается творческий путь одного из самых известных писателей XX века. В 1937 г. выходит сборник философских размышлений «Изнанка и лицо», в котором лирический герой стремится спрятаться от хаоса бытия и найти покой в мудрости природы.

1938 по 1944 гг. условно считаются первым периодом в творчестве писателя. Камю работает в подпольной газете «Combat», которую сам и возглавил после освобождения от немецкой оккупации. В это время выходят в свет драма «Калигула» (1944), повесть «Посторонний» (1942). Завершает этот период книга «Миф о Сизифе».

В 1947 г. выходит новое, самое крупное и, пожалуй, самое сильное прозаическое произведение Камю, роман «Чума». Одним из событий, повлиявшим на ход работы над романом, стала вторая мировая война. Сам Камю настаивал на множестве прочтений этой книги, но выделял все-таки одно.

Первые упоминания о романе появляются в записях Камю в 1941 г. под заголовком «Чума или приключение (роман)», тогда же он приступает к изучению специальной литературы по теме.

Следует заметить, что первые наброски данной рукописи значительно отличаются от окончательного варианта, по мере написания романа менялась его фабула и некоторые описания. Множество деталей были подмечены автором во время пребывания в Оране.

Следующим произведением, увидевшим свет, становится «Бунтующий человек»(1951), где Камю исследует происхождение сопротивления человека против внутренней и окружающей абсурдности существования.

В 1956 году появляется повесть «Падение», и спустя год публикуется сборник эссе «Изгнание и царство».

Биография писателя

Альбер Камю родился в Мондави, Алжир 7 ноября 1913 г. и умер 4 января 1960 г. в Бургундии, Франция. Камю приобрел известность в 40-е годы ХХ века благодаря работе в политической журналистике, а также своим абсурдистским философским работам.

Интересно, что сам писатель всячески открещивался от причастности к философии.За свою жизнь (Камю умер в возрасте 46 лет) писатель был членом политических партий Алжира и Франции, был участником французского сопротивления во время второй мировой войны, вел активную журналистскую деятельность и написал немало литературных трудов.

В 1957 г. Альбер Камю был награжден Нобелевской премией в литературе. Известно, что Камю рано разочаровался в институте брака и не одобрял его, о чем он всегда открыто заявлял. Тем не менее, Камю был женат два раза, и даже после развода со второй женой оставался в с ней в дружеских отношениях. Франсин Фор (его вторая жена) родила ему двух детей – Жана и Катрин, близнецов. Биографы Камю не раз отмечают рассеянность писателя.

Известен случай, когда он едва не оставил детей в роддоме, когда забирал из него Франсин. Альбер Камю погиб в автомобильной катастрофе по дороге в Париж. Из обломков автомобиля удалось спасти портфель писателя с записной книжкой и рукописью его последней, неоконченной работы, которая была издана только в 1994 г.

[править] Мировоззрение

Исходный пункт философских размышлений Альбера Камю — трагическое переживание смерти Бога, объявленное в свое время Достоевским и Ницше. Для Камю она означала потерю метафизического смысла жизни человека. По его мнению, опыт человеческого существования, которое неизбежно заканчивается смертью, приводит мыслящую личность к осознанию абсурдности земного бытия; однако это не должно обезоруживать человека, и он выбирает бунт против всех богов, который придает ценность индивидуальной жизни. Человек должен жить и действовать так, чтобы почувствовать себя счастливым в этом абсурдном мире. Трагический опыт войны и Сопротивления привел Камю к эстетике бунта, которая вела прежнее, античное значение литературы и искусства, всей духовной культуры, значение единства красоты, добра и справедливости в жизни как отдельного человека, так и всего общества. Именно они придают смысл и величие человеческой жизни, творчеству и самой смерти; осознание абсурда приводит к бунту, а бунт — к свободе, в которой человек находит смысл жизни. Альбер Камю считал, что жизнь человека — это постоянное и непрерывное творчество, возможное только в условиях свободы; без свободы нет творчества и всего того, что составляет основные измерения человеческих ценностей.

Лауреаты Нобелевской премии по литературе

1901—1925

Сюлли-Прюдом (1901) • Моммзен (1902) • Бьёрнсон (1903) • Ф. Мистраль / Эчегарай-и-Эйсагирре (1904) • Сенкевич (1905) • Кардуччи (1906) • Киплинг (1907) • Эйкен (1908) • Лагерлёф (1909) • Хейзе (1910) • Метерлинк (1911) • Гауптман (1912) • Тагор (1913) • Роллан (1915) • Хейденстам (1916) • Гьеллеруп / Понтоппидан (1917) • Шпиттелер (1919) • Гамсун (1920) • Франс (1921) • Бенавенте-и-Мартинес (1922) • Йейтс (1923) • Реймонт (1924) • Шоу (1925)

 

1926—1950

Деледда (1926) • Бергсон (1927) • Унсет (1928) • Манн (1929) • Льюис (1930) • Карлфельдт (1931) • Голсуорси (1932) • Бунин (1933) • Пиранделло (1934) • О’Нил (1936) • Мартен дю Гар (1937) • Бак (1938) • Силланпяя (1939) • Йенсен (1944) • Г. Мистраль (1945) • Гессе (1946) • Жид (1947) • Элиот (1948) • Фолкнер (1949) • Рассел (1950)

 

1951—1975

Лагерквист (1951) • Мориак (1952) • Черчилль (1953) • Хемингуэй (1954) • Лакснесс (1955) • Хименес (1956) • Камю (1957) • Пастернак (1958) • Квазимодо (1959) • Перс (1960) • Андрич (1961) • Стейнбек (1962) • Сеферис (1963) • Сартр (1964) • Шолохов (1965) • Агнон / Закс (1966) • Астуриас (1967) • Кавабата (1968) • Беккет (1969) • Солженицын (1970) • Неруда (1971) • Бёлль (1972) • Уайт (1973) • Юнсон / Мартинсон (1974) • Монтале (1975)

 

1976—2000

Беллоу (1976) • Алейсандре (1977) • Башевис-Зингер (1978) • Элитис (1979) • Милош (1980) • Канетти (1981) • Гарсиа Маркес (1982) • Голдинг (1983) • Сейферт (1984) • Симон (1985) • Шойинка (1986) • Бродский (1987) • Махфуз (1988) • Села (1989) • Пас (1990) • Гордимер (1991) • Уолкотт (1992) • Тони Моррисон (1993) • Оэ (1994) • Хини (1995) • Шимборская (1996) • Фо (1997) • Сарамаго (1998) • Грасс (1999) • Гао Синцзянь (2000)

 

с 2001

Найпол (2001) • Кертес (2002) • Кутзее (2003) • Елинек (2004) • Пинтер (2005) • Памук (2006) • Лессинг (2007) • Леклезио (2008) • Мюллер (2009) • Варгас Льоса (2010) • Транстрёмер (2011) • Мо Янь (2012) • Манро (2013) • Модиано (2014) • Алексиевич (2015) • Дилан (2016) • Исигуро (2017) • Токарчук (2018) • Хандке (2019) • Глюк (2020)

“Чума”

В 1947 году был опубликован роман Альбера Камю “Чума”, он по сей день входит в списки лучших книг столетия. Работу над этим произведением писатель начал в 1938 году. Он остро переживал сложность создания романа и поначалу не хотел, чтобы он был опубликован. Запись, отражавшую его глубокие сомнения и предчувствие творческой удачи, он оставил на страницах “Записных книжек” осенью 1946 года.

Здесь также есть набросок о любви двух молодых людей, в мире нищеты, лишений и страданий вопреки всему нашлось место любви. Эта запись почти без изменений войдет в трогательную исповедь скромного чиновника, борющегося с губительной эпидемией. Любовь, таким образом, стала прямым антиподом чумы.

Работа над романом продвигалась медленно и отражала серьезные изменения, произошедшие в мировоззрении писателя в связи с трагическими событиями, произошедшими в Европе в 1939-1945 годах. Труд Альбера Камю “Чума” воспринимался как хроника сопротивления нацизму.

«Записные книжки»

Помимо художественных произведений и публицистических эссе, Камю оставил большое количество записных книжек, которые после его смерти стали издавать отдельно. Там можно найти немало мудрых и свежих мыслей.

Чтобы понять цитаты и высказывания Альбера Камю, необходимо вчитываться в их самую суть, только так удастся понять, что в действительности имел в виду автор. По ним можно понять, как воспринимал писатель окружающую действительность. Например, в 1935 году он крайне резко высказывался о публичной политике.

В цитатах из «Записных книжек» Альбера Камю можно нередко обнаружить горечь, с которой он рассуждает о недолгой и короткой памяти народа, о том, как быстро забывают героев и то, что они совершили.

В значении цитат и афоризмов Камю часто помогает разобраться знание, в какое время и в каких обстоятельствах они были произнесены. Так, в статье о футболе, которую он писал для вестника Алжирского университета, он заключает:

По этим цитатам и афоризмам Камю можно сделать вывод о его личности. Например, последнее высказывание часто трактуют, как отсылку к классическим моральным ценностям — отваге, верности своему коллективу, честной игре. Таким образом, писатель противопоставляет ясные и понятные принципы тем представлениям, которые предлагают религия и общество. Это наглядный пример ясного и морального ориентира, которым Камю руководствовался в своей жизни.

Сочинения

Проза

Романы

  • Чума (фр. La Peste) (1947)
  • Первый человек (фр. Le premier homme) (неоконченный, опубликовано посмертно в 1994)

Повести

  • Посторонний (фр. L’Étranger) (1942)
  • Падение (фр. La Chute) (1956)
  • Счастливая смерть (фр. La Mort heureuse) (1938, опубликовано посмертно в 1971)

Рассказы

  • Изгнание и царство (фр. L’Exil et le royaume) (1957) Неверная жена (фр. La Femme adultère)
  • Ренегат, или Смятенный дух (фр. Le Renégat ou un esprit confus)
  • Молчание (фр. Les Muets)
  • Гостеприимство (фр. L’Hôte)
  • Иона, или Художник за работой (фр. Jonas ou l’artiste au travail)
  • Растущий камень (фр. La Pierre qui pousse)

Драматургия

  • Недоразумение (фр. Le Malentendu) (1944)
  • Калигула (фр. Caligula) (1945)
  • Осадное положение (фр. L’État de siège) (1948)
  • Праведники (фр. Les Justes) (1949)
  • Реквием по монахине (фр. Requiem pour une nonne) (1956)
  • Бесы (фр. Les Possédés) (1959)

Эссе

  • Восстание в Астурии (фр. Révolte dans les Asturies) (1936)
  • Изнанка и лицо (фр. L’Envers et l’Endroit) (1937)
  • Ветер в Джемила́ (фр. Le vent à Djémila) (1938)
  • Брачный пир (фр. Noces) (1939)
  • Миф о Сизифе (фр. Le Mythe de Sisyphe) (1942)
  • Бунтующий человек (фр. L’Homme révolté) (1951)
  • Лето (фр. L’Été) (1954)
  • Возвращение в Типаса́ (фр. Retour à Tipaza) (1954)
  • Размышления о смертной казни (фр. Réflexions sur la peine capitale) (1957), совместно с Артуром Кёстлером,Размышления о гильотине (фр. Réflexions sur la Guillotine)
  • Шведские речи (фр. Discours de Suède) (1958)

Прочее

Автобиографии и дневники

  • Злободневные заметки 1944—1948 (фр. Actuelles I, Chroniques 1944-1948) (1950)
  • Злободневные заметки 1948—1953 (фр. Actuelles II, Chroniques 1948-1953) (1953)
  • Злободневные заметки 1939—1958 (фр. Chroniques algériennes, Actuelles III, 1939-1958) (1958)
  • Дневники, май 1935 — февраль 1942 (фр. Carnets I, mai 1935 — février 1942) (опубликовано посмертно в 1962)
  • Дневники, январь 1942 — март 1951 (фр. Carnets II, janvier 1942 — mars 1951) (опубликовано посмертно в 1964)
  • Дневники, март 1951 — декабрь 1959 (фр. Carnets III, mars 1951 — décembre 1959) (опубликовано посмертно в 1989)
  • Дневник путешествия (фр. Journaux de voyage) (1946, 1949, опубликовано посмертно в 1978)

Переписка

  • Переписка Альбера Камю и Жана Гренье (фр. Correspondance Albert Camus, Jean Grenier, 1932—1960) (опубликовано посмертно в 1981)
  • Переписка Альбера Камю и Рене Шара (фр. Correspondance Albert Camus, René Char, 1949—1959) (опубликовано посмертно в 2007)
  • Albert Camus, Maria Casarès. Correspondance inédite (1944-1959) . Avant-propos de Catherine Camus. Gallimard, 2021.

Издания на русском языке

  • Камю А. Избранное: Сборник / Сост. и предисл. С. Великовского. — М.: Радуга, 1988. — 464 с. (Мастера современной прозы)
  • Камю А. Творчество и свобода. Статьи, эссе, записные книжки / Пер. с франц. — М.: Радуга, 1990. — 608 с.
  • Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство / Пер. с франц. — М.: Политиздат, 1990. — 416 с., 200 000 экз.
  • Камю А. Actuelles / Перевод с фр. С. С. Аванесова //Интенциональность и текстуальность: Философская мысль Франции XX века. — Томск, 1998. — С. 194—202.

Творчество и философия

В 1936 г. Альбер Камю удостоился степени магистра философии. Его особенно интересовала проблема смысла жизни, над которой он размышлял посредством сравнения идей эллинизма и христианства.

Одновременно с этим, Камю рассуждал над проблематикой экзистенциализма – течения в философии XX века, акцентирующего свое внимание на уникальности человеческого бытия. Одними из первых изданных работ Альбера были «Изнанка и лицо» и «Брачный пир»

В последнем труде уделялось внимание смыслу существования человека и его радостям. В будущем он разовьет идею абсурдизма, которую изложит в нескольких трактатах

Одними из первых изданных работ Альбера были «Изнанка и лицо» и «Брачный пир»

В последнем труде уделялось внимание смыслу существования человека и его радостям. В будущем он разовьет идею абсурдизма, которую изложит в нескольких трактатах

Под абсурдом Камю подразумевал пропасть между стремлением человека к благополучию и миру, который он может познать с помощью разума и реальной действительности, которая в свою очередь хаотична и нерациональна.

Вторая стадия мысли появилась из первой: человек обязан не только принять абсурдную вселенную, но и «восстать» против нее в отношении традиционных ценностей.

В годы Второй мировой войны (1939-1945) Альбер Камю продолжал заниматься писательской деятельностью, а также участвовать в антифашистских движениях. За это время он стал автором романа «Чума», повести «Посторонний» и философского эссе «Миф о Сизифе».

В «Мифе о Сизифе» автор снова поднимал тему о природе бессмысленности жизни. Герой книги Сизиф, приговоренный к вечности, катит тяжелый камень в гору только потому, чтобы он снова катился вниз.

В послевоенные годы Камю работал независимым журналистом, писал пьесы и сотрудничал с анархистами и синдикалистами. В начале 50-х годов он опубликовал «Бунтующего человека», где анализировал мятеж человека против абсурдности существования.

Вскоре коллеги Альберта, включая Жана-Поля Сартра, раскритиковали его за поддержку французской общины Алжира, после разразившейся в 1954 г. Алжирской войны.

Камю внимательно следил за политической обстановкой в Европе. Его очень огорчал рост просоветских настроений во Франции. Одновременно с этим он начинает все больше увлекаться театральным искусством, в связи с чем пишет новые пьесы.

В 1957 г. Альберу Камю вручили Нобелевскую премию по литературе «за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести». Интересен факт, что хотя все считали его философом и экзистенциалистом, сам он так себя не называл.

Камю во время Нобелевского банкета

Альбер считал наивысшим проявлением абсурда – насильственное улучшение общества с помощью того или иного режима. Он заявлял, что борьба с насилием и несправедливостью «их же методами», приводит к еще большему насилию и несправедливости.

Камю до конца жизни был убежден в том, что человек не в состоянии окончательно покончить со злом. Любопытно, что хотя его относят к представителям атеистического экзистенциализма, такая характеристика весьма условна.

Как ни странно, но сам он наряду с неверием в Бога заявлял о бессмысленности жизни без Бога. Кроме этого француз никогда не называл и не считал себя атеистом.

Сюжет

Действие романа разворачивается в городе Оране во время ужасной эпидемии, толкнувшей горожан в пучину смерти и страданий. Повествование ведется от имени доктора Риэ, который, не приукрашивая события, стремится изложить только факты. Он выполняет свой профессиональный долг, помогая больным и рискуя собственной жизнью. Чума — зло, проникающее повсюду, даже в сердца тех, кто не заболел.

Первые строки романа — это почти дневниковые записи. Чувствительные горожане борются с нашествием крыс, но они наступают, карабкаются по лестницам домов, от них нет житья нигде. Люди начали болеть странной болезнью. Поначалу, не придав ей должного внимания, они продолжали жить в мире своих планов, ценностей и забот. Но постепенно жизнь каждого стала неотделима от чумы, перед которой все их надежды и желания — ничто.

Люди были напуганы, но в глубине души еще теплилась призрачная надежда, что болезнь как пришла, так и уйдет. Но момент прозрения наступал рано или поздно: родной человек вдруг превратился в источник опасности, похороны — в чисто санитарную меру. Чума не может быть прекращена по воле человека.

“Калигула”

Пьеса Альбера Камю “Калигула” написана в 1939 году. Впервые ее показал Ташкентский театр драмы в годы перестройки, и с тех пор она не сходит с российских сцен. Автор пьесы не задавался целью показать характер Калигулы как исторического персонажа. Это пьеса об исканиях человека, который в конце концов осознал, что пошел не той дорогой.

Он искал счастье, свободу, хотел изменить мир. Он показывает свою безграничную власть над всеми, но сам зависит от окружающих его людей. Стремится к одиночеству, но так и не достигает его. В итоге осознает простую истину, что “Луну не получит”, и слишком поздно понимает неизбежность того, что произошло. Абсурдный человек избирает бунт против богов.

Из биографии Альбера Камю

Камю появился на свет 7 ноября 1913 года. Его мать родилась в Испании, отец быть уроженцем Эльзаса. Воспоминания о детстве вызывали у Альбера тягостные чувства. Семья Камю не отличалась большим достатком. Отец работал на винодельческой ферме. Он впоследствии погиб во время Первой мировой войны в битве при реке Марне.

Оставшись без надежной опоры, семья Камю оказалась на грани нищеты. Этот период своей жизни Альбер впоследствии отразил в своих книгах «Изнанка и лицо» и «Бракосочетание».

К постоянной нужде прибавились проблемы со здоровьем – Альбер с детства страдал от туберкулеза. Однако тяжелый недуг и невеселая жизнь не отбили у мальчика охоту к знаниям. Он успешно окончил школу и поступил в Алжирский университет, на факультет философии. Годы студенчества оказали непосредственное влияние на формирование жизненной позиции будущего писателя. Некоторое время он даже состоял членом коммунистической партии.

Именно в годы учебы Камю создает первый сборник своих рассказов. Он получил название «Острова». На творчество Альбера оказало влияние знакомство с произведениями Хайдеггера и Кьеркегора. Одно время он увлекался Достоевским. И даже играл роль Ивана Карамазова в любительской постановке.

Окончив учебу в университете, Камю много путешествовал. На фронт во время Второй мировой войны Камю не попал по причине заболевания. В этот непростой период он ведет насыщенную событиями творческую жизнь.

В 1934 году Камю вступил в брак. Но личная жизнь писателя не была счастливой. Его избранницей стала Симона Ийе, 19-тилетняя девушка со странностями, которая оказалась морфинисткой. В 1939 году брак распался.

Впоследствии второй женой Камю стала Франсин Фор, математик по образованию. В семье писателя вскоре появилось двое детей – двойняшки Катрин и Жан.

«Миф о Сизифе. Эссе об абсурде»

Работа Альбера Камю “Миф о Сизифе. Эссе об абсурде” была опубликована в 1942 году и состоит из четырех глав. Начинается с вывода, что абсурд — исходная точка жизни человека, связанная со смыслом жизни. Самоубийство — основная проблема произведения. Для самоубийц жизнь непонятна и поэтому приходит к концу. Такое решение возникает внезапно, а причина кроется в скуке и горечи внутри человека.

Абсурд — связующее звено между недостижимыми знаниями и человеческим разумом. Отказываясь от абсурда, человек лишает себя предпочтения. Автор пишет, что суицид не устранит проблемы. Осмысленная жизнь приводит к абсурду.

В качестве примера автор приводит образ актера Дон Жуана — завоевателя и созидателя. Он любит женщин и предпочитает качеству численность, сменяя одну на другую. Дон Жуан не думает о конце жизни и не утрачивает себя. Он связывает жизнь с ролями, которые исполняет, и в нем живет множество персонажей. Спектакль, в котором он играет, — иллюстрация абсурда.

Albert Camus Kitapları

edebiyatoyun, denemehikaye

Sisifos Söyleni

Sonuçta; Albert Camus düşünceleri ile insanları sorgulamaya yönlendiren bir yazar ve filozof olmayı başarmıştır. Dünyayı saçma bulmasına rağmen, umudu ve yaşama olan bağlılığı savunan ünlü kişilik, dürüstçe ifade ettiği düşünceleri ile pek çoğumuzun içinde olan ama görmezden gelmeyi seçtiğimiz ikilemleri kendine has tarzıyla gayet güzel yansıtmıştır. Ve çok yönlü kişilik, Nobel Edebiyat Ödülü’nü kazanmayı fazlasıyla hak etmiştir.

Sponsorlu

Ücretsiz VİOP deneme hesabı açın ve 100.000 lira sanal para ile risk almadan nasıl yatırım yapacağınız öğrenin.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector