Что значит фраза «пути господни неисповедимы»: происхождение, автор, толкование

Как появилась фраза

«Неисповедимы пути» мы говорим ближнему, чтобы в первую очередь его утешить, указать на то, что надежда на лучшее, счастливое будущее всегда существует. Этой фразой нередко пользуются не только простые прихожане, но и священнослужители. Но если последние знают, откуда взялось такое выражение, то рядовые верующие ответить на этот вопрос затрудняются.

Достоверно известно, что впервые такая фраза встретилась человечеству при знакомстве с Библией. Речь идет о той части святого писания, в которой Павел, один из апостолов, учеников Иисуса Христа, обратился с речью о Всевышнем к римлянам.

Притчи о путях Господних

Сегодня люди практически разучились быть смиренными и благодарными Господу, надеясь только на себя. Они забывают, что лишь Творцу ведом истинный путь, а также испытания, которые на нем ждут человека.

Притча о справедливости

Когда-то давно на свете жил старик. Судьба его была нелегка, а радости – мимолетны. Каждый день он задавал Господу вопрос: «Почему жизнь так несправедлива ко мне?». Однако Всевышний молчал.

В один прекрасный день пред старцем предстал ангел, который велел залезть тому на самое высокое дерево и осмотреться вокруг. День уже близился к концу, когда несчастный человек увидел всадника, потерявшего монеты. На следующее утро их нашел фермер, шедший по этой дороге. Возрадовавшись, он оставил немного еды, которую вскоре обнаружил странствующий бедняк. Позже вернулся всадник, и, увидев сытого нищего, убил его ударом меча, решив, что именно тот украл его золото.

Пораженный такой жестокостью, старик разочаровался во Всевышнем. Однако ему снова явился ангел и растолковал произошедшее. Он объяснил, что всадник всю жизнь занимался только тем, что собирал несправедливые подати с бедного народа. Странствующий бедняк оказался бывшим разбойником, который молил Создателя простить его страшные прегрешения. А вот фермер смог, наконец, раздать всем долги благодаря найденным монетам.

Притча об отшельнике

Всю свою жизнь верующий отшельник провел за молитвами, пытаясь понять тайны всего сущего. Однажды к нему во сне пришел мужчина, приказавший следовать за собой.

Три дня длился необычный путь. В первый день странный проводник украл у фермера, привечавшего их, золотой потир, подаренный ему соседом. На следующий день мужчина сжег дотла дом бедного крестьянина, который пустил путников переночевать. А когда путешествие уже подходило к концу, путеводитель утопил в реке юношу, пытавшегося им помочь найти дорогу.

Притча об отшельнике иллюстрирует смысл фразы о путях Господних

На все возмущения старого отшельника странный мужчина отвечал: «Пути Господни неисповедимы». Только вернувшись в келью монаха, путник пояснил свои действия: потир он украл, так как тот был отравлен; избу сжег, потому что под ней были спрятаны сокровища; убил юношу, ибо его ждал нелегкий путь разбойника, напророченный отец.

О том, что значит фраза «Пути Господни неисповедимы», можно размышлять очень долго, однако одних слов недостаточно, чтобы выразить смысл этого библейского выражения. Создатель един и всемогущ, а потому только ему ведомы тайны бытия, хранящие в себе сакральные знания.

Для христианина нет случайностей

Человеку нередко может казаться, что жизнь — это набор случайных событий. Но православный верующий знает, что каждое явление — звено Божественного Провидения в единой цепи устроения мира. Когда мы стоим на месте, нам может казаться, что лес вокруг нас дремуч и страшен. И только пройдя вперёд, мы увидим, что за раскидистыми ветвями притаилось спокойное живописное озеро. Так, тяжелые события нашей жизни могут быть началом положительных перемен. Нужно только доверять и благодарить Бога.

Наглядно это иллюстрирует следующая притча.

У одного крестьянина пропала лошадь. В ответ на переживания соседей он спокойно отвечал: «У меня просто пропала лошадь. На все воля Божья». Через некоторое время пропавшее животное само пришло в стойло, да ещё привело с собой молодого жеребца. Соседи с завистью в голосе охали и поздравляли счастливого обладателя двух отличных лошадей. На это крестьянин лишь тихо улыбался и благодарил Бога.

Сын крестьянина решил опробовать нового скакуна. Во время катания он упал с лошади и сломал ногу. На горестные причитания соседей крестьянин славил Бога и говорил, что так угодно Господу. Знакомые махнули рукой на причудливого старика: его сын болен, а он радуется. Но внезапно пришла война, и всех здоровых ребят забрали воевать. В деревне остался лишь сын старого крестьянина со своей сломанной ногой.

Так, у человека, который доверяет Господу и Его Божественному Промыслу, нет случайностей. Каждое событие словно очередной стежок, который делает Премудрый Господь на ткани человеческой жизни и всей мировой истории.

Что означает выражение «Неисповедимы пути Господни»?

Трудно толковать библейскую мудрость, ведь проповедники считают, что воспринимать ее необходимо душой и сердцем. Но мы все же попробуем разобраться в истинном значении выражения.

Если внимательно прочитать первоисточник, то есть Новый Завет, то будет понятно, что апостол Павел восхищается замыслами Господа. Он не предлагает следить за Его планами, а признает, что они трудно понимаемы для обычного человека. И не стоит даже пытаться разобраться в том, каким путем вас поведет Бог. К тому же многие христианские проповедники предостерегают людей от попыток заглянуть в Божьи замыслы. В противном случае гордыня человека может быть наказана, поэтому и поучают человека фразами о неисследимости Божьего промысла.

В современном русском языке слово «неисследимы» уже давно было заменено на «неисповедимы». Оно гораздо понятнее по звучанию, а смысл фразы остается прежним — человек должен доверять Богу и все, что происходит в его жизни, воспринимать с благодарностью и смирением. Именно смиренным Господь по Писанию открывает свои планы, но далеко не всегда.

Если вам до сих пор сложно понимать, что значит выражение «Пути Господни неисповедимы», то проведите параллель с не менее известной народной пословицей «Все, что ни делается — все к лучшему». Оба эти выражения свидетельствуют о том, что все в жизни человека идет по намеченному плану Божьему и его воле просто необходимо доверять.

Распространение выражения

Подобные мысли вполне могут встречаться в различных пословицах и народных поговорках. Мысль, заключенная в этой фразе, основывается на следующих постулатах:

  • простым человеческим умом не следует пытаться понять весь мир, такое не представляется возможным;
  • попытки понять мир полностью являются никчемными для человека;
  • во всем есть какой-то глобальный замысел, который многообразен и недоступен пониманию;
  • люди порой не понимают причин и результатов различных событий, многие взаимосвязи выше человеческого понимания;
  • лучше принять многообразие и сложность этого мира, чем стараться досконально разобраться во всем.

Конечно, не следует считать народную мудрость (выражается в пословицах «человек предполагает, а Бог располагает» и других) и рассматриваемую фразу как призыв к отсутствию познания и неведению, речь совсем не об этом.

Рассматриваемая мысль проявляется в культуре многих народов, и это не удивительно. Когда люди доходят до определенного уровня духовного развития, они обретают схожие мысли и миропонимание, ведь оно является естественным, так устроен мир, нужно просто понять некоторые факты. Перевод фразы распространен в различных языках:

  • на английском — God moves in a mysterious way (эта фраза используется в различных песнях англоязычных поэтов, есть стих с таким названием) или The ways of God are inscrutable, также возможно сказать и Mysterious are the ways of the Lord;
  • на латыни — Investigabiles viae Domini или Viae Domini imperceptae sunt;
  • на украинском — шляхи Господні несповідимі;
  • на испанском – los caminos de Dios son inescrutables;
  • на французском — les voies de Dieu sont impénétrables.

«Пути Господни неисповедимы» — кто автор фразы?

На самом деле, автором выражения, которое «ушло в народ» является никто иной, как апостол Павел: О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! (Рим.11:33).

«Пути Господни неисповедимы» — смысл этих слов заключен в том, что человеческий разум не имеет возможности полноценно осознать ход исторических событий и понять причинно-следственные связи даже в собственной жизни. Лишь Господь знает Свой замысел о мире и о каждом из нас.

Апостол Павел не говорил о том, что за замыслом Господа надо следить, а восхищался мудростью Творца. Блаженный Феофилакт говорил о послании апостола: «О путях же не сказал: непостижимы, но: неисследимы, то есть не могут даже быть исследуемы. Пути Его, то есть способы домостроительства, не только не могут быть постигнуты, но даже исследованы, то есть нельзя даже видеть следа их».

«Неисповедимый» на старославянском языке так говорили не о поступке, которое нужно исповедовать, а о чем-то, что невозможно выразить словами или познать. Фактически «неисповедимо» в данном случае — синоним слова «неисследимо».

Известные слова встречаются и в Отечнике: «Рассказывают, что авва Антоний, будучи однажды приведен в недоумение глубиною домостроительства Божия (управления миром) и судов Божиих, помолился и сказал: “Господи! Отчего некоторые из человеков достигают старости и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте и живут мало? Отчего одни бедны, другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и обилуют всеми земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетою?” Долго был он занят этим размышлением, и пришел к нему глас: “Антоний! Внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это душевредно”».

«Бедственно любопытствовать о глубине судеб Божиих, ибо любопытствующие плывут в корабле гордости», — писал Преподобный Иоанн Лествичник.

Та же мысль часто встречалась в произведениях древних писателей. Сюжет трагедии Софокла (496—406 гг. до н. э) «Царь Эдип» также строится вокруг непредсказуемости и неотвратимости Божественной воли.

На латыни фраза «пути Господни неисповедимы», глубокий смысл которой помогает людям пережить тяжелые испытания до сих пор, звучит как Investigabiles viae Domini или Viae Domini imperceptae sunt.

Существуют известные притчи, раскрывающие смысл фразы:

Спасение после крушения корабля

Потерпев крушение, корабль затонул неподалеку от острова. Выжил лишь молодой мужчина, который подплыл к острову и стал ждать спасения счастливый, что выжил.

День за днем он ждал и молился, но помощи все не было.В один из дней он возвращался в дом, который построил и увидел, что дом горит. Сгорело и все имущество, которое он использовал для жизни на острове.

Мужчину охватили ярость и отчаяние.

—  Я столько дней здесь молился! Я просил Тебя! — Обратился он к Господу, — Ты же не только не спасаешь меня, но отнимаешь все, что у меня было.

В изнеможении он заснул рядом с пепелищем.

Следующим утром мужчина проснулся и увидел на горизонте корабль, который подплыл и забрал его с острова. Он спросил у капитана: «Как вы меня нашли? Я ждал столько дней». «Мы увидели большой костер на острове», — ответил капитан.

О справедливости

Жил один старец, который мучился вопросом: «Почему одни становятся бедными, а другие богатыми? При этом бедняки часто одарены, а в богатых семьях растут обычные люди, которым просто повезло?». Он часто задавал этот вопрос Богу и однажды Бог послал к старцу своего ангела. Ангел поместил старца на высокое дерево и велел три дня наблюдать за тем, что происходит вокруг.

В первый день старец увидел всадника в дорогих одеждах и сверкающих латах. Всадник проскакал мимо на вороном коне и обронил мешок.

На второй день к тому же месту пришел пообедать фермер. Он увидел мешок, раскрыл его, в мешке было золото. Фермер бросил свою еду и скорее убежал с мешком.

На третий день появился нищий странник, который обрадовался еде и сел ее есть. Тут вдруг появился богатый всадник. Решив, что странник забрал его золото, всадник пытал странника, но, ничего не добившись, убил его.

Старец был возмущен, он сказал «я должен был увидеть высшую справедливость, но увидел еще больше несправедливости». Тогда к нему снова явился ангел, чтобы растолковать смысл увиденного. Ангел сказал: «Всадник был сборщиком податей. Его гнала прочь жадность, поэтому он потерял свой мешок. Фермер был разорен со злым умыслом. Если бы он не нашел мешок, погибла бы вся его семья. Нищий в молодости совершил страшное убийство, он раздал имущество и бродил по свету в поисках мученической смерти, моля о том, чтобы мученическая кончина искупила его тяжкий грех. Всадник, убивший его, от мук совести перестанет собирать подати и обратиться к Богу».

ПУТИ ГОСПОДНИ НЕИСПОВЕДИМЫ!

ПУТИ ГОСПОДНИ «Несправедливо всё на свете, Ну где же Бог? Зачем молчит? Зачем же терпит Он всё это? Ведь на несчастьях мир стоит…» Такими мыслями терзаясь, По лесу юноша шагал, Вопрос такой понять стараясь, Домой тропинку потерял. Но вдруг навстречу путник с сумкой Идёт дорогою лесной, И на вопрос: «Укажешь путь мне?», Ответил: «Да, пойдём со мной». Змеёй в лесу тропинка вилась (Скорей бы долгожданный дом), Вдруг перед ними появилась Избушка под большим кустом. Хозяин, их радушно встретив, И накормил, и напоил, А юноша, добро отметив, О чаше золотой спросил. «О, мне подарок — эта чаша, От бывшего уже врага, И это символ дружбы нашей, Она мне очень дорога». Хозяин вышел на минутку, А путник вещи все собрал, Потом припрятал чашу в сумку, И вместе с юношей удрал. Спросив за тот поступок подлый, Услышал юноша в ответ: «Молчи, мой друг, пути Господни Не человеческие, нет». К другой избушке их дорога Немного позже привела, Но из неё вдруг голос строгий, Как будто острая стрела: «Эй, убирайтесь-ка отсюда, Для вас здесь нет ничего, И если жить хотите, люди, Идите с места вы ceго!» Хозяин дома их отправил, Но перед тем, как уходить, Вдруг путник чашу там оставил, Решил подарок подарить. «Но ведь несправедливо это, — С досадой юноша сказал, — Ведь он скорей достоин смерти, А ты ему подарок дал…» Но путник наш, вздохнув свободно Сказал ему опять в ответ: «Молчи, мой друг, пути Господни Не человеческие, нет». Уйдя от злого человека, Ночной дорогой в лес пошли. В избушке старой дровосека Они ночлег себе нашли. Тот дровосек был беден очень, Да шестерых имел детей. Хоть кушать нечего, но впрочем Он принял радостно гостей. Единственным богатством были Любовь да дружба в доме том, Но чем уж очень дорожили, Так это был их старый дом. С утра детишки побежали Грибы к обеду собирать, Хозяйка всё белье собрала, Пошла на речку полоскать. В лесу дрова рубил хозяин, Он зарабатывал, как мог, А путник, будто злобный Каин, Взял спички и их дом поджёг. Тут наш герой не смог сдержаться: «Да как так можно поступать?! Ведь этот дом — все их богатство, Зачем им нужно так страдать?!» Но снова путник тот негодный Уже знакомый дал ответ: «Молчи, мой друг, пути Господни Не человеческие, нет». Вот у окраины дороги Стоит избушка над рекой, Хозяин там, хоть был и строгий, Но пригласил гостей домой. Хозяин — пожилой мужчина, Жену недавно потерял. Одну имел он радость — сына, А людям всем не доверял. Как бы то ни было, принявши, Гостей хозяин накормил, А сына попросил, чтоб дальше За речку он их проводил. Вот мост дошли до половины И путник мальчика позвал, С ним поравнявшись, что есть силы Столкнул его, и тот упал. Тут юноша не мог сдержаться: «Да как же так? Кто ты такой? Да сколько ж может продолжаться Несправедливость эта? Стой!» Тут путник, словно луч весенний, Вдруг ярким светом засиял, И через несколько мгновений Прекрасным ангелом он стал. Потом, взмахнув рукой свободно. Он отвечал, рассеяв свет: «Молчи, мой друг, пути Господни Не человеческие, нет. Ты помнишь первый дом и чашу, Хозяин, что имел ее… Так вот, туда был яд подмешан, Ему я жизнь дал за нее. А помнишь злого человека, Который нас тогда прогнал? Ему оставил чашу эту… Я дал лишь то, что он избрал. В сгоревшем доме, разгребая Золу и пепел, дровосек Тот золото нашел, рыдая, Богатым стал тот человек. А мальчик, что в последнем доме, Как вырос бы — убийцей стал. А так в пришествии Христово В число спасенных он попал! Когда отца утешат люди, Добрей намного станет он, И в будущем он тоже будет, Когда Иисус придет, спасен. Что видишь, то незнанью сродни. Не отвергай прозренья свет, И помни, что пути Господни Не человеческие, нет…»

История возникновения фразы

Широко известное библейское изречение, как правило, имеет утешительный оттенок и употребляется, когда нужно поддержать страждущего. Его используют не только священники во время проповеди или личного разговора, но также обычные, иногда даже маловерующие люди. Последние наверняка не знают, откуда пришла к нам эта фраза, однако где-то на подсознательном уровне все равно улавливают ее смысл.


Святое Писание даровало нам множество мудрых мыслей и афоризмов

Люди еще с дохристианских времен жаждали понять, как устроен мир и почему происходит все так, как происходит. Так зарождалась наука философия, которая даровала человечеству известных мыслителей, пытавшихся найти ответы на важные экзистенциальные вопросы. Великие умы прошлого в своих размышлениях приходили к одинаковому выводу: осмыслить все происходящее под силу только Создателю. Лишь Всевышнему известны все причинно-следственные связи, лишь Он знает сценарий, по которому пишется наша история.

Неисповедимы Пути Господни

В том же 2000 году, перед Рождеством, как-то в середине недели у меня накопилось много треб, и в перерыве между утренним и вечерним Богослужениями я отправился к ожидавшим меня. Предстояло мне, как я полагал, двоих причастить и освятить одну квартиру. Всегда стараешься сначала посетить болящих, так как они говеют, и уж после идешь к тем, кто может спокойно подождать. Я так и распределил свое время. Взяв с собой две Частички Святых Даров, я причастил двоих страждущих и отправился пешком на освящение квартиры в один из самых дальних уголков нашего района, куда не ходит никакой транспорт. Как только мне открыли дверь, я понял свою ошибку. Полгода назад я уже причащал эту тяжело больную женщину, и просто что-то перепуталось в моей голове, когда я собирался, — причастить было уже нечем. Вернуться в храм и взять запасные Дары возможности не было, я просто не успевал. Извинившись, я пообещал прийти в ближайшую субботу, хотя всеми силами старался освободить середину дня той первой послерождественской субботы для личных целей. И возвращаясь в храм, я порицал себя, ибо, скорее всего, не получалось теперь исполнить все намеченное. Но что делать? Раз виноват, значит, и исправляй!

Через пару дней, отслужив субботнюю Литургию и поместив в маленькую походную чашу Частичку Тела и немного Крови Христа для той самой болящей, я вышел из алтаря; немного Крови Христовой оказалось в походной чаше только благодаря моей оплошности в середине недели.

Ко мне подошли мужчина и женщина среднего возраста. Они были чем-то взволнованы, в глазах читалась мольба. “Батюш­ка, — обратились они ко мне, — не могли ли вы причастить нашу маму? Она умирает. Тут недалеко, в поселке Восточном. Мы на машине довезем. Мы несколько раз обращались к нашему батюшке из церкви Димитрия Солунского, а он так и не смог. Сегодня вот к вам послал”.

Отказать я не мог, тем более что Святые Дары в дароносице находились у меня на груди. В голове, правда, промелькнул соблазн в виде досады: “А ты еще надеялся успеть все доделать; плакали твои сегодняшние заботы!”.

До Восточного — километров пятнадцать. Мы быстро доехали до места. Больная была в очень тяжелом состоянии, хотя и в сознании. Я смог ее напутствовать, а причастил только Кровью — она могла проглотить только жидкость. Но Кровь-то в чаше была!

Так Господь, соединив мою нерадивость с нерадивостью другого священника, устроил все, чтобы Его верная раба с миром отошла к Нему.

Меня же мои провожатые доставили на причастие к той, забытой мной, но не Богом, болящей из дальнего уголка и на той же машине отвезли в храм. Ко всему прочему, все так ладно спорилось, что я успел сделать все намеченные на ту субботу дела, хотя времени на их выполнение, казалось, вовсе не осталось.

Сон монаха-отшельника

В одной из пещер долгие годы праведно и в молитвах жил монах-отшельник. Но ему никак не давали покоя замыслы Бога, он мечтал проникнуть в их суть и обладать знанием. Однажды во сне к нему пришел человек и позвал за собой. Монах провел с ним в дороге три дня, и каждый из них приносил ему все большее разочарование в вере. В первую ночь спутник монаха похитил из дома крестьянина золотую чашу, подаренную соседом в честь примирения после долгой ссоры. После второй ночевки он поджог хижину приютившего их бедняка. А на утро третьего дня попросил в проводники сына одного из крестьян, давшего им кров, и сбросил его в бурную реку. Все возмущения монаха он пресекал фразой о замыслах Божьих.

В конце пути человек раскрыл старцу истинный смысл вещей, произошедших во время путешествия. Как оказалось, золотая чаша была отравлена, а на пепелище своего дома нищий найдет богатый клад, спрятанный его предками, и полностью изменит свою жизнь. А погибший малыш по наущению отца должен был стать кровожадным разбойником и погубить несколько тысяч невинных душ. После смерти единственного сына отец будет сильно скорбеть и станет самым набожным человеком в своем селе. Он сумеет помочь многим советом и делом и умрет в преклонном возрасте.

После этого рассказа загадочный человек исчез, а монах проснулся. С тех пор он научился доверять Господу, не спрашивая объяснений.

[править] Источники

  1. http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_wingwords/1770/%D0%9D%D0%B5%D0%B8%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D1%8B
  2. http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_rim11.htm
  3. Таинственные ответы на таинственные вопросы Less Wrong (ru. перевод)]
Навигация по темам

Фразы

Кто что сказалъ? 
Фразы советского кинематографа А где царь? Закусывать надо! • А компот? • Вас уже выпустили из сумасшедшего дома? • Ваше место возле параши • Введите гражданина посла!‎ • Вернись, я всё прощу • Вор должен сидеть в тюрьме • Всё, что нажито непосильным трудом • В то время, как наши космические корабли бороздят просторы Вселенной • Гигант мысли, отец русской демократии • Гуляй, Вася • Да ты ведьма! • Да уж! • Жду • Замуровали демоны • Какая гадость эта ваша заливная рыба! • Какого Бориса царя!? • Кемска волость • Короче, Склифосовский! • Лёд тронулся • Маленькая ложь рождает большое недоверие • Меня терзают смутные сомнения • Надо, Федя, надо • Наши люди в булочную на такси не ездят • Не вели казнить, великий государь, — вели слово молвить! • Не виноватая я • Не шуми, я — инвалид • Огласите весь список • Оставь меня, старушка, я в печали! • Очень приятно, царь • Положь трубку! • Птичку жалко! • Руссо туристо облико морале • Сворачивайтесь, есть дело • Сдвинь брови! • Семён Семёныч! • Скажите, пожалуйста, у вас нет отдельного кабинета? • Скрипач не нужен • Спокойствие, только спокойствие • Студентка, комсомолка, спортсменка • Танцуют все! • Ты на что, царская морда, намекаешь?! • Утром деньги, вечером стулья • Федя, дичь! • Храните деньги в сберегательной кассе • Чей туфля? Моё! • Штирлиц идёт по коридору • Штирлиц, а вас я попрошу остаться • Это я удачно зашёл • Я не трус, но я боюсь • Я требую продолжения банкета! • Я человек, измученный нарзаном 
Фразы западного кинематографа и мировой литературы I’ll be back • There can be only one • А король-то голый! • Боливар не выдержит двоих • Бывали хуже времена, но не было подлей • Волга впадает в Каспийское море • Какой русский не любит быстрой езды • Ложки нет • У вас вся спина белая • Я люблю запах напалма поутру 
Политические фразы и фразы из Библии А вот почитайте! • Бездна взывает к бездне • Без булдырабыз! • Борис, ты не прав • В могилу к Гайдару, в тюрьму к Ходорковскому, или в эмиграцию к Березовскому • Верхи не могут, низы не хотят • Взявшие меч, мечом погибнут • Во всём виноват Чубайс • Времени уже не будет • Вы не понимаете, это другое • Денег нет, но вы держитесь • Догнать и перегнать • Донбасс никто не ставил на колени • Жыве Беларусь • Караул устал • Козлы, которые мешают нам жить • Кругом измена, трусость и обман • Кто не скачет, тот… • Люблю и я вас • Многие знания — многие печали • На небе Бог, на земле Россия • Не так сели • Обама — чмо • Обменяли хулигана на Луиса Корвалана • Опять вы за своё • Партия и Ленин — близнецы-братья • При Сталине такого не было • Ручку верните • Суббота для человека, а не человек для субботы • Ты заткнёшься, мужчина? • У вас есть две коровы • Хотели как лучше, а получилось как всегда • Что это — глупость или измена? • Язык — это диалект, у которого есть армия и флот 
Другие фразы Let’s get ready to rumble! • SATOR AREPO TENET • Vae victis • Верните евреев! • Вечность пахнет нефтью • Ганнибал у ворот • Гений и злодейство — две вещи несовместные • Горько! • Дайте две! • День учит день • Жребий брошен • За буйки не заплывать • Закон — что дышло • Закрой глаза и думай об Англии! • Из двух индеек орёл не получится • Избави меня, Боже, от друзей, а с врагами я сам справлюсь • Или Цезарь, или ничто • Как я провёл лето • Каков царь, такова и толпа • Карфаген должен быть разрушен • Катись колбаской по Малой Спасской • Китай — спящий гигант • Кто поздно приходит — тому кости • Куда ни кинь — всюду клин • Меня интересуют только мыши • Мест нет • На террасе близ конопляника… • Не верь, не бойся, не проси • Не верю • Не спрашивай, не говори • Не читал, но осуждаю! • Незнание вменяется в вину • Неисповедимы пути Господни • Нельзя быть немножко беременной • О времена! О нравы! • Порошок — уходи! • Потому что гладиолус • Преступник не имеет национальности • Пролетать как фанера над Парижем • Разделяй и властвуй • Россия — родина слонов • Рулез • Русские не сдаются • С Новым годом, с новым счастьем! • Сижу не жрамши • Сократ мне друг, но истина дороже • Третьего не дано • Что позволено Юпитеру, то не позволено быку • Человек человеку волк • Чё-то я очкую • Я хренею, дорогая редакция

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Источником этого афоризма являются слова св. апостола Павла: О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его

! (Рим.11:33).

Апостол изумляется величием и премудростью Божественного Промысла, который непостижимыми для человека путями ведет человечество к предназначенной Им от века цели. «О путях же не сказал: непостижимы, но: неисследимы, то есть не могут даже быть исследуемы. Пути Его, то есть способы домостроительства, не только не могут быть постигнуты, но даже исследованы, то есть нельзя даже видеть следа их» (блаж. Феофилакт). Славянское слово неисповедимый

значит «невыразимый словами», «неизреченный».

О путях Божественного Промысла мы знаем в той мере, в какой Сам Господь нам открывает для нашего спасения. Все, что сверх этого, сокрыто в бесконечной Премудрости Божией. «Рассказывают, что авва Антоний, будучи однажды приведен в недоумение глубиною домостроительства Божия (управления миром) и судов Божиих, помолился и сказал: “Господи! Отчего некоторые из человеков достигают старости и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте и живут мало? Отчего одни бедны, другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и обилуют всеми земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетою?” Долго был он занят этим размышлением, и пришел к нему глас: “Антоний! Внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это душевредно”» (Отечник

).

В наш век, когда смирение является редчайшей добродетелью, часто встречаешь людей, которые самонадеянно оценивают пути Господни. Это происходит от скрытой или явной гордости. «Бедственно любопытствовать о глубине судеб Божиих, ибо любопытствующие плывут в корабле гордости» (Преп. Иоанн Лествичник).

“Пути Господни неисповедимы” – в чем смысл известной крылатой фразы? Кто был её автором? На эти вопросы Вы сможете найти ответ, прочитав статью на Правмире.

Значение фразы

В Библии

Апостол Павел наставляет людей принять на веру, могущество и справедливость Всемогущего Бога, которому одному единственному дано знать все во все времена. Сама мысль о великом таинстве путей господних обладает способностью утешать во времена суровых испытаний. А понять ее правильно поможет не несовершенный человеческий ум, а душа, склонная верить без доказательств.

В современном мире

Современный, чересчур рациональный мир создает иллюзию того, что человек способен самостоятельно строить планы на будущее, оценивать и анализировать события, игнорируя Священное Писание. Смирение становится редчайшей добродетелью, а гордыня разъедает человечество подобно ржи.

Однако все тщеславные помыслы разбиваются о каменную стену мироздания и убеждают заблудших в том, что поддержку следует искать только у Творца.

Крест

Это было в 1986 году, когда разговоры о Боге и вере вне Церкви были почти невозможны. Я работал врачом скорой помощи. Выезжая на вызов, никогда не знаешь, в какой ситуации ты окажешься; приехать можно и к алкоголикам, и к наркоманам, и просто к “долго прождавшим” родственникам, хотя ты сам получил вызов только пятнадцать минут назад, — то есть возможны вспышки агрессивности.

В тот день мне помогала медсестра, которая была очень опытным специалистом и заботливой матерью, но уж если она раскрывала рот, то лучше всего было заткнуть уши. Казалось, никакой религиозной отзывчивости у нее не найти. И вот мы приезжаем на вызов к очень простой и малообразованной женщине лет шестидесяти, которая, как написано в карте вызова, задыхается. Передо мною находилась пациентка с огромной опухолью на шее, затрудняющей дыхание. Это явно у нее не первый день, и я, объяснив, как ей лечь в специализированный стационар, сел оформлять карту.

И вот, пока я пишу, до меня долетают слова: “А меня однажды уже вешали!”. Я отрываюсь от карты: “Когда?!” — “В сорок первом. Мы жили в Белоруссии и попали под оккупацию. Я, тогда еще девчонка, чернявая была. Немцы и решили, что я еврейка, и потащили на виселицу. А когда поставили на помост, прежде чем накинуть петлю, разорвали воротник. Я тогда глупая была — крестик носила. Вот они, увидев крест, поняли, что я не еврейка, и вешать меня не стали!”.

Мы внимательно слушали этот страшный рассказ. “Вета! — повернулся я к своей напарнице. — Если бы тебя однажды Крест Христов спас от смерти, ты бы смогла его после этого снять?”. Чувствовалось, что все услышанное проняло ее, и в священном ужасе и благоговении, но вместе с тем очень твердо она ответила: “Никогда в жизни!”. “А эта, — указал я на пациентку, — не только сняла и не носит, но и то время, когда носила, считает потерянным, ибо думает, что была, дурой!”.

Господь удивительным образом призывал Свое чадо, чтобы оно опомнилось и вернулось в Дом Отчий. Сам человек интуитивно чувствовал связь двух этих событий: эшафота и болезни — употребив в рассказе слово уже, но при этом остался глухим к Божиему глаголу.

Фатализм и вера

Описывая, что значит рассматриваемая фраза, нужно отметить еще один смысловой акцент, который тоже является весьма существенным. Этот акцент следует выразить в словах: «Никому не известна его судьба, только Господу». Только Господь на самом деле знает о судьбах этого мира и каждого человека в отдельности.


Поэтому отдельному человеку не следует ни сетовать на судьбу, ни пытаться угадать нечто существенное и иметь 100-ную уверенность в чем-то. В конечном итоге определяющим фактором является божественное начало, которое приводит в порядок весь мир.

Стоит ли верующему тогда полностью отдаться фатализму (концепция, в которой любое событие считается предопределенным, а человеческий выбор не имеет значения) и не предпринимать ничего? Конечно, для православного вопрос является банальным и риторическим и ответ на него однозначно отрицательный. Ведь каждый знает о свободе воли и что это значит потребность в личном выборе каждого.

В частности, каждый в отдельности выбирает, идти ли к спасению собственной души или поддаваться страстям и грехам. Конечно, пути Господа неисповедимы, но людям предоставляется выбор между снисканием Царства Небесного и бездействием на этом пути.

Притчи, содержащие смысл слов

В христианской литературе есть несколько притч, в которых звучит эта мысль: «Только Господь знает, что впереди».

  1. Притча о спасении. Однажды у берегов необитаемого острова затонуло крупное судно, и в живых остался лишь один молодой матрос. С трудом он выбрался на берег, построил себе хижину и ждал, что вскоре его найдут. Шли дни, но бедного юношу так никто и не спас. В один из дней в его владениях случился пожар. Огнем было уничтожено все, что могло продлить существование этого одинокого моряка. Тогда юноша в ярости упал, стал биться головой и восклицать, что такое наказание не заслуженно. Он и так старался, как мог, чтобы выжить в одиночку. Вдруг на горизонте показался небольшой корабль. Когда спасенный моряк спросил, как они его нашли, капитан ответил: «Мы случайно разглядели высокий костер и решили, что кто-то просит помощи».
  2. Притча о монахе и его сновидении. В горах в совершенном одиночестве и молитве жил монах, который мечтал о том, чтобы узнать все тайны Господа, изучить все Его заповеди и проникнуться верой в Него. Неожиданный сон заставил его забыть эту мечту. Ему привиделся неизвестный, который поманил отшельника с собой в путь. Всего 3 дня путешествовали они вместе, но каждый из этих дней приносил отшельнику только разочарования. Сначала путник украл золотую чашу, потом устроил пожар и в третий день сбросил в реку человека. Все свои действия он оправдывал замыслами Бога.

Только объяснения открыли глаза монаху. Оказывается, во-первых, жидкость в чаше должна быть отравлена, во-вторых, после пожара бедный крестьянин найдет зарытый клад, и в-третьих, сброшенный в реку паренек должен был стать кровавым убийцей.

Услышав это, монах понял, что только Господь знает, что ему делать, и нельзя вмешиваться в Божий промысел.

Прочитав эти притчи, можно понять, что фраза «Пути Господни неисповедимы» очень сложна и значит лишь слепую веру в Бога. Каждый верующий должен слепо доверять Господу, постольку только Он знает, как правильно поступать. Ведь иногда даже самые грустные события приводят к самым радостным моментам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector