10 правил при посещении храма: как подготовиться к исповеди

Обед без обеда (вместо заключения)

Представьте себе на минутку ситуацию: несколько коллег ближе к середине дня собрались и пошли на обед в столовую. В столовой, изучив меню, каждый взял себе какие-то закуски. Но один из них ничего не взял, а просто сел за стол. На вопрос удивлённых сослуживцев «в чём дело, почему ты ничего не ешь?», он отвечает: «а я сегодня не обедаю». Знакомо, не правда ли: «А я сегодня не причащаюсь». Тогда мне хочется спросить: а что ты хочешь сказать этим поступком? Зачем ты пошёл на обед и не обедаешь?

Два наиболее понятных ответа, которые прояснили бы ситуацию: 1. Этот человек не собирался обедать, но почему-то пошёл. Пришёл, посидел и пошёл дальше по своим делам. 2. Этот человек пренебрегает той едой, которая приготовлена в этой столовой. Он хотел поесть, но ничего аппетитного не обнаружил. Чтобы не бросать коллег, он остался посидеть с ними — поговорить, потусить. Он пришёл с ними и ради них, но разделить трапезу с ними отказался.

Мне представляется этот пример очень показательным, как у нас нередко бывает на божественной Трапезе: кто-то приступает, кто-то нет. Тот, кто приступает — с ним всё понятно: он пришёл на обед и обедает. А вот тот, кто не приступает, тут так: либо он не понимает, куда пришёл, либо… либо своим неучастием он как бы говорит: а мне этого не надо, я сегодня не буду. Бог обращается к каждому присутствующему «примите, ядите», «пейте … все», «со страхом, верой и любовью приступите», но находятся те, кого эти призывы «не касаются». То есть, оказывается, что приглашение Божие можно попросту проигнорировать. (Какие, правда, начинаются вопли и причитания в те жизненные моменты, когда нужно что-то от Бога: где же Ты?! Почему Ты меня не слышишь?!). Да, да, конечно, причин у этого игнорирования может быть тысяча, и самых что ни на есть благочестивых. Самая распространённая — «я не готовился»; ну, раз не готовился, то нехорошо приступать неподготовленным. Но тогда зачем было приходить? И ещё: а почему можно позволить себе не готовиться?

Понятно, что готовым быть никогда нельзя — это просто невозможно; но нужно сделать всё, чтобы быть готовым. Не об этом ли говорит Христос, когда предупреждает в известной притче, что неизвестно, когда именно, в какой момент явится хозяин и что необходимо всё время бодрствовать?

И в этой связи мы получаем ответ на вопрос, «как часто?»: так часто, как человек приходит к обедне (старое название литургии). Невозможно, глупо, святотатственно приходить на обед к Богу и отвергать пищу, которую Он тебе предлагает. Между прочим, правило, регламентирующее обязательное причащение на литургии, относится в равной степени и к клирикам, и к мирянам; правда, на практике оно осталось обязательным к исполнению только у клириков. И если понятным открывается это простое положение дел, что литургия без причащения невозможна, сама частота посещения литургии диктуется жизненным ритмом каждой общины, каждого её члена.

Один священник говорил: если бы у меня была возможность, и если такое было бы возможно, я бы всё время причащался. Понятно, что это невозможно хотя бы по чисто техническим причинам, но в этом изречении важен посыл, сама идея — он хотел бы всё время принимать Тело и Кровь Спасителя.

Не обращаясь специально к правилам, которые оговаривают эту частоту, могу сказать, что можно только радоваться за всякого, кто приступает каждую неделю. Я искренне завидую тем, кто причащается чаще раза в неделю. Прекрасно, но почти трудно осуществимо ежедневное причащение; прекрасно потому, что тогда вся жизнь превращается в непрекращающийся День Господень, в праздник, который всегда с тобой. И тогда каждый такой день, и вся жизнь становится непременным предисловием, преддверием к Невечернему дню Царства Бога.

4 Подготовка ребенка к причастию

Чтобы правильно подготовить ребенка к причастию, важно учитывать возраст малыша:

Возраст
Методы подготовки
С рождения до года
В этот период младенчества главным моментом подготовки является сохранение мамой хорошего настроения и благодушия во время похода в храм на Литургию
От года до 3 лет

В этом возрасте с ребенком можно уже начинать говорить о церкви. В данный период у большинства детей память опирается на наглядно воспринятые образы предметов. Подготовка к таинству в этом возрасте заключается в том, что ребенок вместе с родителями регулярно собирается и посещает храм

Важно, чтобы действия проигрывались на речевом уровне родителями: «Сейчас мы встанем, умоемся, почистим зубки, соберемся и пойдем в храм». Каждое действие должно ласково комментироваться папой и мамой ребенка.
Можно читать правило к причастию в тот момент, когда ребенок находится в комнате, особенно в момент засыпания

От 3 до 7 лет

В это время ребенок начинает более осмысленно воспринимать мир

Следует покупать и читать вместе с детьми православную литературу
Это даст возможность родителям и детям больше провести времени вместе, обсудить прочитанное, сформировать навыки пересказа и грамотной речи.
Кроме чтения, важно уделить внимание именно воспитанию ребенка. Следует помочь малышу усвоить понятия «хорошо» и «плохо», обсуждать его поступки.
Ребенок уже имеет представление о том, что такое пост
Можно начинать его приучать к нему, однако, это должен быть именно детский пост: на шоколад, мороженое, мультики, компьютерные игры.
Не следует заставлять ребенка учить большие молитвы, так как это будет просто механическим зазубриванием текста

Как происходит исповедь

Данное Таинство возможно после завершения вечернего богослужения  или перед началом утренней литургии. Опаздывать на службу нельзя. Для начала происходит чтение чинопоследования, во время которого священник обращается к тем, кто решил покаяться в своих грехах. Поэтому, если вы опоздали, то в этот день не можете быть допущенными к Таинству. Женщинам нельзя исповедоваться в период критических дней.

Это Таинство проводится непосредственно в храме, поэтому каждый, кто там находиться обязан уважать тайну исповеди, поэтому не надо подходить, мешая исповедующемуся, который рассказывает священнику о своих грехах

Так же важно помнить, что нельзя в один раз рассказывать об одних грехах, а другие беречь до следующего раза. Если вы ранее уже исповедовались, то не нужно в следующий раз повторно говорить о грехах, которые уже были вам отпущены

Для Исповеди нужно выбрать одного духовника. Ходить каждый раз к новым не следует, так как считается, что таким образом вы неосознанно пытаетесь обмануть Бога.

В крупных храмах, куда всегда приходит огромное количество людей, может практиковаться «общая исповедь». При этом священник, читая молитвы, называет самые распространенные виды грехов, а все кто находится рядом, каются в них. После этого, совершается разрешающая молитва, во время которой люди по одному подходят к священнику. От такой исповеди нужно отказаться тем, кто кается впервые или проходил Таинство более года назад. Таким людям лучше выбирать будний день или же найти маленький приход, где возможна индивидуальная исповедь. Когда это невозможно, то просто подойдите во время разрешительной молитвы к священнослужителю и, пояснив это, расскажите о грехе. То же самое должны сделать те, кого тяготит тяжкий грех.

Если во время всеобщей исповеди, вы промолчали о чем-то, то такой грех остается не прощенным. В завершении, все кающиеся должны поцеловать Евангелие и Крест, которые будут здесь находиться.

Как правильно исповедоваться детям, что говорить батюшке

Если родители сами неверующие или не ведут духовную жизнь, но ребенка хотят воспитать православным верующим, то они могут отвести его в воскресную школу при церкви. И здесь верующие учителя и батюшка научат ребенка православной вере и научат его исповедоваться и причащаться Христовых тайн. Такой ребенок может даже родителей привести к Богу, потому что родители увидят, как их ребенок меняется в лучшую сторону.

Не давая детям общаться с Господом в таинствах Церкви, мы нарушаем евангельскую заповедь «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк.10;14).

Если родители верующие и участвуют в таинствах, то такому ребенку будет легче в первый раз пойти на исповедь, потому что дети воспитываются примером родителей. Если в семье каждый день или перед сном читают детям Евангелие, то дети знают, что такое покаяние. И Иисус Христос, и Иоанн Креститель проповедовали покаяние для прощения грехов.

А грех — это те поступки и мысли, за которые ребенку стыдно и в которых его обличает совесть. Бесы действуют на детей так же, как и на взрослых и всевают им дурные мысли, заставляют делать дурные поступки. Надо научить ребенка отделять грех от него самого.

И если ребенок поймет это, то можно давать ему в руки оружие для духовной борьбы: крестное знамение, молитву, исповедь и причастие. Можно приучить ребенка следить за собой и записывать грехи, которые он потом понесет на исповедь.

Готовиться можно по десяти заповедям Закона Божия и Евангельским. Можно читать детям душеполезные поучения аввы Дорофея о страхе Божием, о совести; о смиренномудрии; о том, что не должно лгать; о злопамятстве; о том, чтобы не судить ближнего; о том, что надо скорее отсекать страсти, чтобы они не превратились в злой навык души; Сказание о блаженном Досифее (о послушании); и др.

Не нужно исповедовать сразу много грехов, достаточно два, три, четыре самых главных, которые ребенок сам осознает. Нельзя ребенку навязывать исповедь. Родители должны относиться к этому деликатно, чтобы не навредить ребенку. Если ребенок пока не хочет исповедоваться, то нужно подождать и продолжить подготовку.

Родители должны побуждать детей к исповеди. Например, собственным примером учить их, как повиниться перед близкими, перед детьми, попросить у них прощения. Так же надо просить прощения и у Бога на исповеди и дома. Учить детей всех прощать и не таить обиды. Дальше родители должны передать ребенка в руки любящего и внимательного батюшки, который будет главным учителем того, как ребенку каяться.

Родители не должны выпытывать тайну исповеди ребенка и не должны использовать ее в качестве инструмента воспитания. После искренней исповеди и причастия Господь подает ребенку помощь в борьбе с грехом. Сам ребенок не сможет справиться с грехом, ибо Господь сказал: «человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу» (Мк.10;27). А родители должны молиться за детей, это их самая действенная помощь.

Можно ли не поститься перед Причастием

Несмотря на это, существуют определенные православные принципы и обычаи, соблюдающиеся в Церкви. Они существуют в течение длительного времени и православные христиане стараются их придерживаться. Человек, соблюдающий все посты — многодневные и однодневные, прописанные в церковном уставе, хорошо подготовлен к Причастию, и ему необязательно длительное время придерживаться воздержания в пище перед этим Таинством.

Если же человек еще ни разу в жизни не постился, ему, как уже было сказано, необходимо поговорить со священником. Самый распространенный срок соблюдения поста перед Причастием — три дня. Он может быть увеличен, но максимального временного предела не существует.

Обязательное каноническое правило, которого придерживаются все православные христиане — это запрет принимать пищу перед Причастием. Строгий пост, то есть полный отказ от пищи и воды, начинается с полуночи. Приступать к Таинству Причастия надо натощак. Тщательно подготовившись к Причастию во время Поста и, исповедовавшись в собственных грехах, человек может приступить к этому Великому Таинству, приближающему человека к Богу.

  • Как подготовиться к первой исповеди?
  • Как готовиться к Причастию
  • Причастие ребенка. Как готовить детей к Причастию?

Как часто можно причащаться?

Каждого верующего интересует вопрос о том, как часто можно совершать причащение в церкви. И единого ответа на данный вопрос не существует. Кто-то считает, что злоупотреблять причащением не стоит, другие же, наоборот, рекомендуют приступать к принятию Святых Даров как можно чаще, но не более одного раза в день. Что же говорят святые отцы церкви на это? Иоанн Кронштадтский призывал вспомнить практику первых христиан, у которых было принято отлучать от Церкви тех, кто не причащался более трех недель. Серафим Саровский завещал сестрам из Дивеево причащаться как можно чаще. А тем, кто считает себя недостойным Причащения, но имеет раскаяние в сердце, ни в коем случае не отказываться от принятия Святых Тайн Христовых. Потому как, причащаясь, очищается и светлеет, и чем чаще будет причащаться, тем больше вероятность на спасение.

Очень благоприятно причащаться в именины и дни рождения, супругам в их годовщину.

В то же время, как объяснить вечные споры о том, как часто можно причащаться? Бытует мнение, что как монахам, так и обычным мирянам нельзя причащаться чаще одного раза в месяц. Раз в неделю – это уже грех, так называемая «прелесть», исходящая от лукавого. Правда ли это? Священник Даниил Сысоев в своей книге дал подробное объяснение этому. Он утверждает, что количество людей, причащающихся больше одного раза в месяц, ничтожно мало, это воцерковленные личности, или те, которые имеют духовного наставника над собой. Многие священнослужители сходятся во мнении, что если человек в глубине души готов к этому, то может причащаться хоть каждый день, ничего плохого в этом нет. Весь грех состоит в том, если человек без должного покаяния подходит к чаше, не подготовившись к этому должным образом, не простив всех своих обидчиков.

Конечно же, каждый решает для себя сам со своим духовником, как часто ему приступать к Святой Чаше. Это зависит в первую очередь от подготовленности души, любви к Господу и силы покаяния. В любом случае, для воцерковленной, праведной жизни стоит причащаться как минимум раз в месяц. Кого-то из христиан батюшки благословляют на причащение и чаще.

Сердце сокрушенное Бог увидит

Значение покаяния так велико, что претворяет грешника в праведника. Непросто решиться вести христианскую жизнь, измениться, но сделать это необходимо, чтобы не погибнуть окончательно. Пусть первый раз (второй, третий) исповедь будет несовершенной, не это страшно. Куда опаснее носить в себе тяжкий груз, не каяться вообще. Господь видит наши намерения, стремления, попытки отстать от страстей, раскаяние. Это обязательно зачтется.

Иной исповедуется, словно отчет о проделанных грехах сдает на 5 страницах, а в душе нет никакого сокрушения

Другой скажет три слова, и уйдет оправданным, как мытарь, не смеющий поднять глаза к небу, произнесший: «Боже, милостив буди мне грешному».Важно увидеть мерзость своих дел и поступков. Ужаснуться и возненавидеть их

Испытывать искреннее отвращение, с решимостью больше такого не повторять.

Установка Таинства

Каждый, кто прочел Евангелие, знает, что накануне крестной смерти Христос совершил с учениками Тайную Вечерю. Сюжет многократно был изображен разными художниками, эта сцена присутствует над алтарем любого православного храма. Иисус в тот вечер установил новую бескровную жертву, заменяя ей жертвоприношения, которые существовали у иудеев. Поэтому иногда Пасха называется Новозаветной. Есть существенные различия, хотя еврейский праздник является прообразом нынешнего христианского.

  • Вместо невинного ягненка на Кресте был заклан Агнец Божий. Его кровь искупила христиан, которые являются новозаветными первенцами, по аналогии с израильскими.
  • Переход через морские воды символизирует Крещение, которое избавляет христиан от подчиненности грехам.
  • Хождение в пустыне — это аналогия земной жизни, исполненной страданий.
  • Прообразом же Причастия стала манна небесная. Вместо нее Христос дал апостолам освященные хлеб и вино.

Иудеи готовили себя к восприятию Божиих даров тем, что проводили свою жизнь, выполняя Его прямые указания, данные через Моисея. Соблюдали они и множество обрядов. Современным же людям к Причастию надо готовиться по другим правилам. Причастие доступно только членам Церкви, то есть тем, кто крестился в Православном храме. Крещение на дому допускается только если человек находится при смерти. Иногда вызывают священника и в реанимационную палату. Сразу после Крещения Причастие подается без подготовки.

Порядок подготовки

Подготовка к Таинству включает в себя работу со своей душой, умом и со своим телом. Обычно это занимает несколько дней.

  1. Подготовка начинается со свидетельства своей веры во Христа и надежды на Его безграничное милосердие. Свидетельствуем это мы своей искренностью.  Открываем свою душу Богу, чтобы показать все раны, нанесённые грехом.
  2. Необходимо и смирение. Не превозносимся перед другими, не верующими или не причащающимися. Осознаём своё недостоинство и духовное несовершенство.
  3. Найдём в своём сердце благое дерзновение любви ко Христу, жажду быть едиными с Ним. Пусть это сочетается с пониманием того, что Бог дал нам возможность вкусить Тела и Крови Христовой не по нашим заслугам, а по своей милости и человеколюбию. Так родится желание, и ревность послужить своей жизнью Господу.
  4. Говение. Говеть, значит, почтить грядущее Таинство. Это некое самоиспытание, которое включает пост, молитву, милостыню, чтение Священного Писания.
  5. Телесный пост усмиряет тело, обуздывает греховные желания и страсти, устремляет к духовному. Величина поста пред Причастием варьируется в зависимости от частоты Причащения, состояния здоровья, возраста и многих других факторов, которые полезно обсудить со священником.
  6. Особенно внимательно следим за своими словами и поступками, удерживаем свой язык от сквернословия и осуждения.
  7. Читаем «Правило к Святому Причащению».  Молитвы «Правила» побуждают к истинному покаянию.
  8. Дела милосердия. Милосердными нам заповедано быть всё время нашей жизни, но в период подготовки к Исповеди и Причастию, христианин призван к сугубому вниманию к этой добродетели.
  9. Подготовка к Таинству Исповеди. К Исповеди нужно подходить с особым состоянием души, некоторой внутренней сосредоточенностью. Для этого нужно пересмотреть свою жизнь, спросить свою совесть, жива ли она. Что она скажет о нашем духовном состоянии?
  10. Перед Исповедью необходимо умом осознать свои грехи, проанализировать свои поступки и мысли, вспомнить свои душевные состояния. Следовали ли мы путём указанным Спасителем? В чем и как нарушали Заповеди Божьи и тем оскорбляли Божественную Любовь? Недостаточно просто отыскать те или иные грехи. Полезно найти их корни, те греховные страсти, которые их рождают. Чтобы последовательно подойти к этой внутренней работе можно записать грехи, которые вспомнились.
  11. Встреча со Христом в Таинствах это одновременно радость и суд. Чтобы встретить Судию милостивого к нам, необходимо искренне сокрушаться о своих грехах.
  12. Мы не можем исправить себя без помощи Божьей. Почувствовав своё бессилие перед злом, которое гнездится в нас, будем просить у Бога поддержки, чтобы впредь не осквернять себя грехами.
  13. Но настоящее покаяние питает себя памятью обо всех благодеяниях Божиих к нам. Ответим же Ему благодарностью. Проявим желание исправить свою жизнь, отказаться от греховных привычек и поступков.
  14. Для того чтобы не растеряться на Исповеди можно заранее продумать, что скажете священнику со всей искренностью, без утаивания. Иногда полезно написать какие-то подсказки на бумаге.

Будем искать в Таинстве Покаяния не формального «разрешения» и « условия» для причащения, а глубокого духовного обновления, примирения с Богом.

Необходимо простить от сердца всем обидчикам, примириться, попросить прощения у тех, кого вы обидели.
Помните, что если человек подходит к Причащению с сердцем, наполненным завистью, обидами, злобой, то Таинство будет принято им не во спасение, но в суд и осуждение!
Необходимо посетить вечернюю службу накануне Причастия и приступить к Таинству Исповеди, которое обычно совершается вечером или перед самой Литургией.
Важно также соблюсти Евхаристический пост. С 12 часов ночи до момента Причащения христианин ничего не пьёт и не ест.
Чистота телесная
Чистая и аккуратная одежда, общий опрятный вид, помогает нам поддержать благоговейное состояние, проявить уважение к Святыни Таинства.
Необходимо прийти к началу Богослужения Литургии, благоговейно и со вниманием помолится на службе.

Справка про таинство Евхаристии

Христиане, которые хотят жить по заветам и заповедям Христа, обязаны регулярно ходить в церковь, исповедоваться в прегрешениях и причащаться. Святейшее таинство Евхаристии — это и есть Причастие. Во время этого религиозного обряда христианин из рук священнослужителя получает напоенное Кровью Христа его Тело, то есть просфору (специальный освященный хлеб с оттиском печати).

Причастие установил сам Спаситель еще на Тайной Вечере накануне своего Распятия. Господь сказал, что он символизирует себя с хлебом, а свою кровь — с вином. Бог отдал свою жизнь ради спасения грешников, а в момент совершения причастия верующие получают прощение и входят в Царство Небесное. Во время литургии священнослужители погружают просфоры в чашу с вином. Символически этот обряд означает напоенное Тело Христа его Кровью.

Верующие, которые причащаются, соединяются телом и душой с Богом, они будут жить вечно и вправе рассчитывать на воскрешение в день Второго Пришествия Христа. Христиане, принявшие причастие, защищены от дьявольских промыслов. Причастившиеся верующие получают благодать на исцеление от душевных и телесных болезней.

Перед причастием христианин должен исповедоваться и помолиться. Исповедь обязательна для всех людей, начиная с 7-летнего возраста. Причащаться рекомендуется еженедельно во время церковной литургии или хотя бы раз в месяц. Подойдя к священнослужителю, нужно скрестить руки на груди, громко сказать свое имя, принять с ложки Святой Дар и тут же его проглотить. После причастия рекомендуется дождаться окончания церковной службы и прочитать благодарственные молитвы Спасителю.

Как проходит Причастие в Церкви?

К участию в Евхаристии необходимо должным образом приготовиться. Встреча с Богом — событие, потрясающее душу и преображающее тело. Достойное причащение требует осознанного и трепетного отношения к этому событию. Должна быть искренняя вера во Христа и понимание смысла Таинства. До́лжно иметь благоговение перед Жертвой Спасителя и осознание своего недостоинства принятия сего великого Дара (мы принимаем Его не как заслуженную награду, но как явление милости любящего Отца). Должно быть умирение души: нужно в сердце искренне простить всех, так или иначе «нас опечаливших» (помня слова молитвы «Отче Наш»: «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим») и постараться по возможности с ними примириться; еще в большей степени это касается тех, кто по той или иной причине считает себя обиженными нами. Перед Причастием следует прочесть определенные Церковью и составленные святыми отцами молитвы, которые так и называются: «Последование ко Святому Причащению»; эти молитвенные тексты присутствуют, как правило, во всех изданиях православных молитвословов (сборники молитв). Точный объем чтения этих текстов желательно обсудить с тем священником, к которому вы обращаетесь за советами и кто знает специфику вашей жизни. После совершения Таинства Причастия положено прочитывать «Благодарственные молитвы по Святом Причащении». Наконец, готовясь принять в себя — в свою плоть и в свою душу — Страшные своим величием Тайны Тела и Крови Христовых, должно очиститься телом и душой. Этой цели служат пост и Исповедь.

Телесный пост предполагает воздержание от вкушения скоромной пищи. Продолжительность поста перед Причастием, как правило, до трех суток. Непосредственно в канун Причастия до́лжно воздерживаться от супружеских отношений и с полуночи не положено вкушать никакой пищи (по сути дела не есть и не пить ничего с утра перед службой). Впрочем, в конкретных случаях возможны существенные отступления от этих норм; обсуждать их следует, опять же, индивидуально.

Причащение в Церкви

Само Таинство Причастия происходит в Церкви на богослужении, которое называется литургия. Как правило, литургия совершается в первой половине дня; точное время начала богослужений и дни их совершения следует узнавать непосредственно в том храме, в который вы собираетесь пойти. Обычно службы начинаются в интервале от семи до десяти часов утра; продолжительность литургии в зависимости от характера службы и отчасти от количества причастников от полутора до четырех-пяти часов. В соборах и монастырях литургии служатся ежедневно; в приходских храмах по воскресным дням и в церковные праздники. Готовящимся к Причастию желательно присутствовать на службе с ее начала (ибо это единое духовное действо), а также накануне быть на вечернем богослужении, которое является молитвенной подготовкой к литургии и Евхаристии.

    Во время литургии нужно безвыходно пребывать в храме, молитвенно участвуя в службе до тех пор, пока священник выйдет из алтаря с чашей и провозгласит: «Со страхом Божиим и верою приступите». Тогда причастники выстраиваются один за другим перед амвоном (сначала дети и немощные, затем мужчины и за ними женщины). Руки должны быть сложены крестообразно на груди; перед чашей креститься не положено. Когда подойдет очередь, нужно стать перед священником, назвать свое имя и открыть рот так, чтобы можно было вложить лжицу с частицей Тела и Крови Христовых. Лжицу нужно тщательно облизать губами, и после того, как промокнут губы платом, с благоговением поцеловать край чаши. Затем, не прикладываясь к иконам и не разговаривая, нужно отойти от амвона и принять «запивку» — св. воду с вином и частицу просфоры   (таким образом как бы омывается полость рта, дабы мельчайшие частицы Даров случайно не исторгнуть из себя, например, при чихании). После причастия нужно прочитать (или выслушать в Церкви) благодарственные молитвы и в дальнейшем тщательно хранить душу свою от грехов и страстей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector