“конфликтология” преподобного аввы дорофея

Творения

Преподобному авве Дорофею принадлежит 21 поучение, несколько посланий, 87 вопросов с записанными ответами преподобных Варсонуфия Великого и Иоанна Пророка. В рукописях известны также 30 слов о подвижничестве и запись наставлений преподобного аввы Зосимы. Творения аввы Дорофея исполнены глубокой духовной мудрости, отличаются ясным, отточенным стилем, простотой и доступностью изложения. Поучения раскрывают внутреннюю жизнь христианина, постепенное восхождение его в меру возраста Христова. Святой авва часто обращается к советам великих святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского. Послушание и смирение, соединенные с глубокой любовью к Богу и ближним, являются теми добродетелями, без которых невозможна духовная жизнь, — эта мысль пронизывает все поучения аввы Дорофея.

Поучения аввы Дорофея являются начальной книгой вступивших на путь духовного делания. Простые советы, как поступить в том или другом случае, и тончайший анализ помыслов и движений души являются надежным руководством для тех, кто решил опытным путем читать творения аввы Дорофея. Иноки, начав читать эту книгу, не расстаются с ней всю жизнь.

Творения аввы Дорофея находились во всех монастырских библиотеках и непрестанно переписывались. На Руси его книга душеполезных поучений и ответов преподобных Варсонуфия Великого и Иоанна Пророка по количеству списков была самой распространенной, наряду с Лествицей преподобного Иоанна и творениями преподобного Ефрема Сирина. Известно, что преподобный Кирилл Белозерский (+ 1427), несмотря на многочисленные обязанности игумена, собственноручно переписал поучения аввы Дорофея вместе с Лествицей преподобного Иоанна.

Поучения аввы Дорофея относятся не только к инокам: во все времена эту книгу читали все, кто стремился исполнить заповеди Спасителя.

Преподобный авва Дорофей, фреска, Оптина пустынь.
  • Поучения. М., 1652. То же. Вильна, 1767.
  • Душеполезные поучения и послания с приложением вопросов и ответов, данных на оные святыми старцами Варсонуфием Великим и Иоанном Пророком. М., 1756. То же. Изд. 2-е. СПб., 1862. (Разговор с великим старцем святым Варсонуфием и учеником его аввою Иоанном прозорливым. См. также: Христианское чтение. 1829. ХХХVI. С. 154 слл.). То же. Оптина пустынь, 1913.

  • Книга, глаголемая Цветник, сочиненная священноиноком Дорофеем, содержащая заповеди Евангельские и святых отец поучения. Варшава, 1785. То же. Гродно, 1790, 1795.
  • Книга Богоугодных трудов преподобного отца нашего Ефрема Сирина и аввы Дорофея. М., 1701.
  • Святыя книги преподобных отец Ефрема Сирина и аввы Дорофея. Вильно, 1780.
  • Святыя и Богодухновенныя книги святых и преподобных отец Ефрема Сирина и блаженного аввы Дорофея. М., 1652. То же. Клинцовский Посад, 1787. То же. Супрасль, 1791. То же. Яновская тип., 1817.
  • Наставления (О самоотвержении. — О том, что не должно осуждать ближнего. — О смирении. — О страхе Божием. — О том, что не должно располагать собою по собственному разуму. — О том, что мы бодрственно и с известною целью должны идти по пути Божию. — Монастырскому эконому) // Христианское чтение. 1826. ХХIV; 1827. ХХV; 1829. ХХIII; 1830. ХXXIХ, ХL; 1831. ХLIII.
  • Слова (О святом посте. — О злопамятстве. — О здании и согласии душевных добродетелей. — О совести. — О ужасе будущего мучения, и о том, что желающий спастись никогда не должен быть беспечен о своем спасении. — О лжи. — О перенесении искушений с спокойствием и благодарностью) // Христианское чтение. 1830. ХХVII; 1829. ХХХIV, ХХХV, ХХХVI; 1831. XLI, ХLII.
  • Изъяснение некоторых речей святого Григория, поемых с тропарями во Святую Пасху и при воспоминании святых мучеников // Христианское чтение. 1830. ХХХVIII; 1831. ХLIII.
  • Письма // Там же. 1830. ХХХVII, ХXХIХ, ХL.
  • Поучения к добродетельной жизни // Журнал Московской Патриархии. 1970. № 11. С. 20-24; № 12. С. 32-35.
  • Поучение на Святую Пасху // Журнал Московской Патриархии. 1978. № 4. С. 25-27.

Приметы и поговорки

  • Утром чувствуется резкий запах травы – к дождю.
  • Много росы – к большому урожаю.
  • Туман по воде стелется, значит грибов будет много.
  • Если выполоть все сорняки утром на Дорофея, то они больше не появятся.
  • Если в этот день стоит хорошая погода, значит будет хороший урожай зерна.
  • Множество пауков предвещают жару, а стучащий дятел — дожди.
  • В Дорофеев день снятся пророческие сны.
  • Родившиеся 18 июня наделены «спесивым» нравом и часто не уверены в себе. Только после сорока они находят свой истинный путь и обретают веру в свои силы. Такие люди обладают способностями успокоить человека, вселить в него уверенность. Носить им следует топаз.

“Пролить кровь свою…”

Но и здесь остается опасность. “Иной <…> сделав поклон, исцелил этим гнев, — продолжает авва Дорофей, — …была у него рана, и он приложил пластырь <…> Но она еще не совершенно зажила”. От малейшего прикосновения рана возобновляется. И тогда “огонь” раздражения и гнева может перегореть в “золу” злопамятности.

Злопамятность тем и опасна, что в ней нет столь остро переживаемого смятения, которое нельзя не заметить, в ней, напротив, всегда остается “ровный” фон болезненной ненависти. К ней человек может привыкнуть, может ее не замечать и не помнить, но как только на горизонте общения появится тот, кто явился предметом этой “злой памяти”, она сразу же даст о себе знать…

Такую страсть, ставшую уже привычной частью тебя самого, труднее всего изгнать из своей души. И здесь преподобный авва Дорофей прямо предупреждает, что от злопамятности “человек не освободится, если не прольет крови своей”. Что это значит, в чем должна состоять борьба со страстью злопамятности? Предстоит действительно тяжелая борьба, если потребна сила духа воина, продолжающего сражение, несмотря на ранения, — “проливающего кровь свою”.

Но по сути дела и в этой борьбе трудно усмотреть что-то “особенное” и героическое. Это обычная борьба с привычкой, требующая постоянного неусыпного внимания к себе, чтобы ей противостоять

Это внимание к тому, какие чувства проносятся в моей душе, открытой, как поле, всем ветрам и непогодам… Авва Дорофей поэтому и говорит, что усилия против злопамятности заключаются в старании “не питать ни одного помысла в сердце своем…”

Если извлечь максимальное назидание из сравнения страсти с раной на теле человека, то злопамятность — рана, слегка зажившая лишь на поверхности. Поэтому “…так должно подвизаться, — учит преподобный, — чтобы очистить совершенно и внутренний гной <…> Молясь от всего сердца об оскорбившем…”. Вот теперь указано точное средство! Это молитва. Человек ставит себя перед судом Божиим. Он сознает безмерность Божией любви к себе и также к тому, из-за которого в силу мелочных, ничтожных причин сердце наполнилось тьмой огорчения, лишилось света и радости любви Божией… “Таким образом человек и молится за брата своего, а это есть знак сострадания и любви, — поучает авва Дорофей, — и смиряется, прося себе помощи, ради молитв его: а где сострадание, любовь и смирение, что может там успеть раздражительность, или злопамятность, или другая страсть?”.

Книги: что входит в сборник «Душеполезные поучения»

От подвижника осталось не так уж много сочинений. Впрочем, часть из них просто не дошли до нашего времени. Среди ныне известных христианам текстов:

  • 10 посланий;
  • 21 поучение;
  • записанные ответы на вопросы преподобного его духовных наставников – Иоанна Пророка  и Варсонофия Великого: их сохранилось всего 87.

Интересный фактПервые переводы сочинений святого на славянский язык появились едва ли не в первые годы после Крещения Руси. Известно, что они постоянно переписывались при монастырях. Например, Кирилл, известный игумен Белозерской обители (XV в.) переписывал Дорофея сам, и очень любил это занятие. 

С появлением книгопечатания творения святоговыдержали в России не один десяток изданий, тоже часто с участием монастырей. Так, в 1895 г. Оптина Пустынь подготовила книгу, объединившую большинство творений святого отца под названием «Душеполезные поучения». Именно под таким названием обычно выходят сборники аввы Дорофея в последующие годы.

21 поучение

Включает в себя краткие слова, которые касаются:

  • отвержения мира;
  • отсечения своей воли;
  • неосуждения ближнего;
  • борьбы со страстями;
  • терпения искушений;
  • изречения на разные случаи жизни.

В ранние годы Дорофей переселился в Газу — пограничный город, где процветали философия и искусство

Хотя преподобный Дорофей прозван Газским, родился он в другом городе — Аскалоне. И сегодня на побережье Средиземного моря есть Ашкелон, хотя тоже не тот, что был изначально. В 1270 году город разрушил турецкий султан Бибарс, а гавань наполнил камнями. Сохранились лишь стены. Семь веков Аскалон стоял в безмолвии.

(Соф. 2:4)

К моменту рождения преподобного Дорофея Аскалон уже пережил рассвет, разрушение Навуходоносором II, эллинистический период. Будущий святой родился в великом, но увядающем городе, который был византийской автономией.

Разумеется, христианство уже распространилось на этих землях, хотя и не было единственной религией: Аскалон всегда населяли люди разных национальностей и вероисповеданий.

Авва Дорофей родился в городе Аскалон

Однако долго в Аскалоне Дорофей не прожил и уже в ранней молодости поселился в Газе. На этих землях утвердилось христианство, хотя это произошло не быстро и не мирно.

Газа — не последнее место в древнем мире: она славилась философами, поэтами, риториками, многими искусствами. В ней соприкасались самые разные культуры, и многие современники преподобного Дорофея искали симбиоз христианства и античной традиции.

Но времена были не спокойные. Пограничное положение Газы приводило к постоянным военным столкновениям. Персидский шахиншах Хосров II Парвиз неоднократно пытался завоевать город и даже ненадолго преуспел, тем же занимались арабы. Кстати, в 634 году они своего добились, но преподобный Дорофей до этого не дожил.

Краткое сказание о преподобном Дорофее

Мы не имеем оснований для точного определения времени, в которое жил преподобный Дорофей, более известный в качестве писателя. Приблизительно же можно определить оное свидетельством схоластика Евагрия, который, в своей церковной истории, писанной, как известно, около 590 года, упоминает о современнике и наставнике преп. Дорофея Великом старце Варсануфии, говоря, что он «еще живет, заключившись в хижине» . Отсюда можно заключить, что преп. Дорофей жил в конце VI-го и начале VII-го века. Предполагают, что он был родом из окрестностей Аскалона. Раннюю молодость свою он провел в прилежном изучении светских наук. Это видно из собственных слов его, помещенных в начале 10-го поучения, где Преподобный говорит о себе: «Когда я обучался светским наукам, мне казалось это сначала весьма тягостным, и когда я приходил взять книгу, я был в таком же положении, как человек, идущий прикоснуться к зверю; когда же я продолжал понуждать себя, Бог помог мне и прилежание обратилось мне в такой навык, что от усердия к чтению я не замечал, что я ел, или пил, или как спал. И никогда не позволял завлечь себя на обед с кем-нибудь из друзей моих, и даже не вступал с ними в беседу во время чтения, хотя и был общителен и любил своих товарищей. Когда философ отпускал нас, я омывался водою, ибо иссыхал от безмерного чтения и имел нужду каждый день освежаться водою; приходя же домой, я не знал, что буду есть, ибо не мог найти свободного времени для распоряжения касательно самой пищи моей, но у меня был верный человек, который готовил мне, что он хотел. А я ел, что находил приготовленным, имея и книгу подле себя на постели, и часто углублялся в нее. Также и во время сна она была подле меня на столе моем, и, уснув немного, я тотчас вскакивал для того, чтобы продолжать чтение. Опять вечером, когда я возвращался (домой) после вечерни, я зажигал светильник и продолжал чтение до полуночи и (вообще) был в таком состоянии, что от чтения вовсе не знал сладости покоя».

Учась с такой ревностью и усердием, преп. Дорофей приобрел обширные познания и развил в себе природный дар слова, как о сем упоминает неизвестный писатель послания о книге его поучений, говоря, что Преподобный «был высок по дару слова» и подобно мудрой пчеле, облетая цветы, собирал полезное из сочинений светских философов, и предлагал это в своих поучениях для общего назидания. Может быть, и в этом случае Преподобный следовал примеру св. Василия Великого, наставления которого он изучал и старался исполнять на самом деле.

Из поучений преподобного Дорофея и его вопросов св. старцам, ясно видно, что он хорошо знал произведения языческих писателей, но несравненно более писания св. Отцев и Учителей Церкви: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Климента Александрийского и многих знаменитых подвижников первых веков Христианства; а сожительство с великими старцами и труды подвижничества обогатили его опытным знанием, о чем свидетельствуют его поучения.

Хотя мы не знаем о происхождении Преподобного, но из бесед его с великими старцами видно, что он был человек достаточный, и еще прежде вступления в монашество пользовался наставлениями знаменитых подвижников св. Варсануфия и Иоанна. Это оказывается из ответа, данного ему св. Иоанном на вопрос о раздаче имения: «Брат! На первые вопросы отвечал я тебе как человеку, еще требовавшему млека. Теперь же, когда ты говоришь о совершенном отречении от мира, то слушай внимательно, по слову Писания:

Не знаем, какая причина побудила преподобного Дорофея оставить мир, но, рассматривая его поучения и в особенности вопросы св. старцам, можно заключить, что он удалился из мира, имея в виду только одно — достигнуть Евангельского совершенства чрез исполнение заповедей Божиих. Он сам говорит о святых мужах в 1-м поучении своем: «Они поняли, что, находясь в мире, не могут удобно совершать добродетели и измыслили себе особенный образ жизни, особенный образ действования, — я говорю о монашеской жизни, — и начали убегать от мира и жить в пустынях».

Преодоление конфликтов

Легче всего со страстью злопамятности бороться в самом начале: остановить себя на уровне “смущения”. Как это можно сделать? Самый простой способ, как говорит авва Дорофей, когда между братиями произойдет смущение или возникнет неудовольствие, — попросить прощения. Что показательно, преподобный даже и не собирается уточнять, кто именно должен это сделать — тот ли, кто оказался причиной этого “неудовольствия”, или “пострадавший”. Ясно, что искать виноватого — тупиковый путь, пострадавшим считает себя каждый. “Один из них, — просто говорит авва, — поклонится другому, прося прощения…”. То есть тот, кто первый заметил в своем сердце смущение, тот и должен поспешить первым от него освободиться.

Обобщая еще раз, как преодолеть конфликт на первом этапе, авва Дорофей заключает: смущение, “если хочешь, можешь удобно погасить, пока оно еще не велико, молчанием, молитвою, одним поклоном от сердца”. “Ибо если кто-либо в начале смущения <…> поспешит укорить себя и поклониться <ближнему, прося прощения>, прежде нежели разгорится раздражительность, то он сохранит мир”.

Но вот самый начальный момент упущен. “Былинка” смущения (то есть момент, когда мучительная впоследствии страсть только зарождается), прежде чем была замечена, все же успела вырасти и грозит превратиться в укоренившееся дерево злой страсти! Тем не менее, все же еще остаются средства освободиться от него, хотя это потребует большего труда. Наука о духовной жизни аввы Дорофея поможет определить, на каком этапе, какими средствами следует противостоять развивающейся страсти.

Какие усилия потребуются, чтобы побороть эту страсть на этапе “раздражения”? Это совсем не простой вопрос, ведь как можно на самом деле вдруг остановиться, когда все в тебе “закипает”, когда все раздражает тебя в человеке, повергшем тебя в смущение? Каких-то специальных рецептов на этот счет авва Дорофей не дает, но одно слово, сказанное даже как бы вскользь, очень точно выражает смысл усилия над собой. “Когда возгорится раздражительность”, человек должен замолчать, то есть усмирить бурю внутри себя, найти силы вернуться к внутреннему миру в душе.

В чем состоит “злопамятность”?

“Случается, что, когда между братиями произойдет смущение или возникнет неудовольствие, — показывает развитие конфликтной ситуации авва Дорофей, — один из них поклонится другому <прося прощения>, но и после сего продолжает скорбеть и иметь помыслы против брата. Таковый не должен пренебрегать сим, но пресечь оные вскоре, ибо это есть злопамятность!”. Итак, злопамятность, — это неизжитое, затаившееся в душе зло на человека. Злопамятность мучит и изматывает прежде всего самого того, в чьей душе она поселилась. Все взаимоотношения с “предметом” мстительной памяти отравлены немирным состоянием духа. Человек и хотел бы освободиться от этого огорчающего его чувства, да не так-то это просто!

Проявления злопамятности, описанные аввой Дорофеем, опять воспринимаются очень современно:

“Воздать же злом за зло можно не только делом, но и словом, и видом <…> случается, что кто-либо одним видом, или движением, или взором смущает брата своего; ибо можно и одним взглядом или телодвижением оскорбить брата своего <…> Другой <…> в сердце своем имеет неудовольствие на брата своего и скорбит на него”.

“Другой <…> если услышит, что кто-нибудь оскорбил того в чем-либо, или его побранили, или уничижили, и он радуется, слыша это <…> Другой <…> не радуется и благополучию его; но если видит, что того прославляют и тому угождают, то он скорбит…”.

“Иной <…> через несколько времени <после примирения, если> тому опять случится сказать что-либо оскорбительное для него, то он начинает вспоминать и прежнее, и смущаться не только о втором, но и о прежнем”.

Кроме некоторого сходства “той” и нашей ситуацией, между начинающими учениками аввы Дорофея и средним “воспи­танным” человеком сегодня есть и принципиальное различие. Те пришли в монастырь, чтобы освободиться от обуревающих их страстей, а наш современник едва ли задумывается, что сам глубоко страдает от мстительности и злопамятности. К подобным страстям современные люди относятся в большинстве своем как к одной из своих естественных потребностей: возникло чувство голода — надо поесть; появилось мстительное желание — надо отомстить…

Не так воспринимали страсти тогда. Новоначальные приходили к опытным старцам с вопросом жизни и смерти: как освободиться от этой муки ада, постигшей душу еще в земной жизни… Но и ответ не был “легким рецептом успеха”, какие нам отовсюду навязывают сегодня. “Посему и говорю вам: всегда отсекайте страсти, пока они еще молоды <…> потому что иное дело вырвать малую былинку, и иное — искоренить большое дерево”, — так поучал авва Дорофей.

У Дорофея был ученик — Досифей, ныне преподобный

Из ярких событий в жизни Дорофея стоит отметить встречу с Досифеем — родственником влиятельного военачальника. Этот человек явился в обитель после чудесного видения. Некая женщина приказала ему не есть мясо и часто молиться, чтобы избавиться от мук. Досифей принял новый образ жизни и поселился в монастыре аввы Серида, где стал учеником и помощником Дорофея в больнице монастыря.

Досфией прилежно выполнял любые поручения, но быстро скончался — всего спустя пять лет, а затем явился во сне Варсонофию Великому в окружении небесных монахов.

Именно Дорофей и записал житие своего Досифея, хотя работу над текстом завершали уже его ученики.

Во что перерастает раздражение?

Итак, во что далее переходит раздражение? “Когда возгорится раздражительность, — объясняет переход от второго этапа состояния конфликта к третьему авва Дорофей, — если он <то есть брат> и замолчит, но будет продолжать смущаться и возбуждать себя, то он делается, как мы сказали, подобным тому, кто подкладывает дрова на огонь, и они горят, пока наконец образуется много горящего уголья, и это есть гнев”.

После весьма красочного описания порывов ярости, сделанного в свое время свт. Григорием Богословом, когда “законы отметались в сторону, врага, отца, жену и родных — всех сметал стремительный поток…”, или же после описания гнева, оставленного свт. Тихоном Задонским, когда человек “негодует и шумит, клянет и ругает сам себя, терзает и бьет, ударяет по голове и лицу своему, и весь трясется, как в лихорадке”, показ гнева аввой Дорофеем может показаться слишком бледным.

Гнев авва Дорофей в сравнении с другими этапами развития злопамятности описывает наименее выразительно. Безусловно, на это есть свои причины. Прежде всего не требовалось в поучении к монахам, стремившимся контролировать каждый свой помысел (что, понятно, приходило не сразу), тратить время на борьбу с пороками, которых у них не было. Научиться держать себя в руках во внешнем поведении, — это первое, с чего начинал каждый из них еще в миру.

Ясно, что гнев учеников аввы Дорофея принимал иные, не столь ярко выраженные формы. Поэтому третий этап развития конфликта он обозначает, кроме “гнева”, еще другим словом: “Раздражение же обращается в дерзость”

Значит, дерзость, то есть внутренняя решимость удовлетворить свою мстительность (неважно, будет ли она осуществлена), — это одна из форм гнева. Об этом особенно хорошо следует помнить нам, живущим в обществе, где также (правда, по другим причинам) слишком прямые проявления гнева считаются неприличными

Ярость и гнев в нынешнем “цивилизованном” обществе позорны не потому, что они по сути — покушения на заповедь “не убий”, а потому что открывают постыдную слабость характера… А вот дерзость, то есть внутренне контролируемый гнев, в наше время почитается прямо-таки доблестью.

Однако человек, одержимый любой формой гнева, как подчеркивает преподобный Дорофей, претерпевает тяжелые мучения духа, он не свободен, он “побеждается сею страстию…”, то есть страдает…

Преподобный авва Дорофей, христианский Святой

Преподобный авва Дорофей — христианский Святой, автор нравственных наставлений и аскетических поучений. В Православной Церкви его память совершается 5 (18) июня. Аввой на христианском Востоке называли духовного наставника.

О жизни преподобного аввы Дорофея известно немного. Предположительно он жил в конце VI — начале VII века и был уроженцем Аскалона. По его собственным воспоминаниям, в молодости он изучал светские науки. Об этом преподобный Дорофей упоминает в начале десятого поучения. Вероятно, семья аввы Дорофея была состоятельной, так как ему было доступно образование. Он хорошо знал греческий язык и риторику, разбирался в медицине и философии.

Авва Дорофей не сразу полюбил книги, но с Божьей помощью, чтение со временем стало его любимым занятием. Преподобный Дорофей хорошо знал Писания Святых Отцов и Учителей Церкви:

  • Василия Великого,
  • Григория Богослова,
  • Иоанна Златоуста,
  • Климента Александрийского.

Точно неизвестно, когда именно авва Дорофей решил удалиться в пустыню. Неизвестны и точные обстоятельства, при которых он принял это решение. Возможно, ответ на вопрос о причинах, побудивших его начать монашеский путь, содержится в первом поучении аввы Дорофея, где он говорит о Святых мужах:

В Палестинском монастыре аввы Серида преподобный Дорофей изучал Слово Божье, Жития Святых, исполнял послушание, которое состояло в приеме и устроении паломников. В дальнейшем преподобный авва Дорофей прислуживал в лечебнице монастыря, деньги на которую выделил его брат.

В течение долгого времени (предположительно около десяти лет) авва Дорофей был учеником преподобного Иоанна Пророка, что почитал за великий дар от Господа. В монастыре авва Дорофей принимал наставления многих благочестивых подвижников. Одним из них был авва Зосима.

Во все время пребывания в монастыре авва Дорофей обучался иноческому деланию:

  • читал Писание;
  • Открывал помыслы своему духовному отцу.

В монастыре авва Дорофей прошел школу смирения, оставив об этом письменные свидетельства. Так, например, он пишет:

После смерти преподобного Иоанна и игумена Серида авва Дорофей покинул обитель. Он основал другой монастырь и до самой смерти, последовавшей около 620 года, был там настоятелем. Наследие преподобного аввы Дорофея состоит из 21 поучения, нескольких посланий, 87 вопросов с ответами на них преподобных Варсонуфия Великого и Иоанна Пророка. Авва Дорофей в рукописях также оставил запись наставлений преподобного аввы Зосимы и 30 слов о подвижничестве. Эти работы были во всех монастырских библиотеках и в обязательном порядке переписывались. На Руси известные святители переписывали его книги от руки. Оптинские старцы высоко оценивали труды аввы Дорофея. Его тексты, адресованные инокам, на самом деле полезны каждому, кто ступил на путь духовного совершенствования. Произведения аввы Дорофея написаны простым доступным языком. Поучения полны духовной мудрости и пронизаны глубокой любовью к Богу и ближним.

Кто подкладывает дрова в огонь…

Если первый этап развития конфликта авва Дорофей сравнивает с тлеющим угольком, попавшим в воспламенимую среду, то нетрудно угадать, о чем он будет говорить дальше. Однако опытный наставник улавливает и эту тень разочарования на челе ученика, отгадавшего весь замысел. От пламени, оживляющего очаг или взметнувшегося над костром, он вдруг переходит к жару совсем другого рода: “…от сего самого стечения и, так сказать, столкновения помыслов согревается и разгорается сердце, и происходит воспламенение раздражительности…”. “Не увлекайся и не забывай, — как бы говорит он, — что и «искра смущения», и «огонь в сердце», да и само слово «раздражительность» — это только метафоры, словесные модели духовных состояний, которые иначе чем через внешние аналогии и не передашь…”.

“Вот как происходит раздражительность… — продолжает он. — Если же ты продолжаешь смущать и смущаться, то уподобляешься человеку, подкладывающему дрова на огонь и еще более разжигающему его…”.

“Также когда возгорится раздражительность, если он и замолчит, но будет продолжать смущаться и возбуждать себя, то он делается, как мы сказали, подобным тому, кто подкладывает дрова на огонь…”.

Итак, раздражение — это когда искру смущения раздувают и разгорающийся огонь снабжают “топливом”. Но это еще не все: далее на третьей стадии последует гнев: что же приводит к нему? “Если же ты продолжаешь смущать и смущаться, то уподобляешься человеку, подкладывающему дрова на огонь и еще более разжигающему его, отчего образуется (много) горящего уголья, и это есть гнев”. Все те же “дрова”, тот же горючий материал, подбрасываемый в тлеющее раздражение, приводит к тому, что “полыхнет” пламя гнева!

Что служит топливом для возгорания гнева? Из слов аввы Дорофея явствует, что “когда возгорится раздражительность, если он <брат> и замолчит, но будет продолжать смущаться и возбуждать себя, то он делается, как мы сказали, подобным тому, кто подкладывает дрова на огонь, и они горят, пока наконец образуется много горящего уголья”. “Горючее” гнева — все те же смутительные помыслы, распаляющие в душе эту страсть.

А чтобы еще раз подчеркнуть, что гнев, как всякая страсть — болезненное, мучительное состояние, авва Дорофей обращается к иной параллели, не связанной с развернутой метафорой возгорания пламени из искры. Гнев он сравнивает с раной на теле человека: “…была у него рана, и он приложил пластырь (то есть сделал поклон), и <…> исцелил рану, то есть гнев…”.

Сохранились душеполезные поучения аввы Дорофея

Душеполезные поучения аввы Дорофея — это наследие, которое оставил нам великий старец. Нам известно, с каким усердием он стремился к знаниям, развивал в себе дар говорить понятно и затрагивать тончайшие струны души человека.

Аудиокнига«Душеполезные поучения аввы Дорофея»

Об авве Дорофее отзывались следующим образом «он был высок по дару слова». Впрочем, это не относится к стилистическим или художественным особенностям его поучений. Напротив, это довольно простые, в чём-то даже слишком, тексты. Но их задача в другом — помочь человеку на пути духовной жизни.

Наставления преподобного Дорофея — это труд об аскетизме, некий путеводитель для человека, взявшего на себя бремя подвижничества. Причём никакие другие христианские книги не способны заменить работы Дорофея. Перед читателем — одно из центральных произведений аскетической традиции.

Но и для простых мирян здесь немало поучительного и интересного. Помимо сухих истин, поучения аввы Дорофея содержат рассказы из личного опыта:


Авва Дорофей
Преподобный

Душеполезные поучения аввы Дорофея опираются на богатое наследие богословов древности, жизненный опыт самого автора, сведения, полученные им от знакомых подвижников. В этой книге можно найти советы, надежду и утешение, ведь преподобный Дорофей утешал путников при жизни. И сейчас он продолжает покровительствовать людям.

Авва Дорофей
Преподобный

День памяти аввы Дорфея: 4 марта (переходящая) – 4 марта (19 февраля) в невисокосный год / 3 марта (19 февраля) в високосный год

Авва Дорфей в память о его писательских трудах часто изображается с книгой или свитком

В православии существует молитва аввы Дорофея от гнева:

Боже милосердый и человеколюбивый! По неизреченной Твоей благости сотворивый нас из ничего, для наслаждения Твоими благами, и кровию Единородного Сына Твоего, Спасителя нашего, призвавший нас, отступивших от Твоих заповедей! Приди и ныне, помоги немощи нашей, и как Ты некогда запретил волнующемуся морю, так и ныне запрети возмущению сердец наших, чтобы Ты не лишился в один час нас обоих, чад Своих, умерщвленных грехом, и дабы не сказал нам: «коя польза в Крови Моей, внегда сходити Ми во истление», и: «аминь глаголю вам, не вем вас», потому что светильники наши погасли от недостатка елея. Аминь.

Изображения на иконах

Прп. Дорофей Палестинский

Святой изображается в традиционной иноческой одежде. Иконы доносят до нас его прижизненный облик седого старца с густой бородой, и, конечно, удивительную доброту в глазах.

Неизменная принадлежность икон – свиток в руках. Ведь духовные наставления и есть та память, которую оставил о себе преподобный. Иногда свиток пишется развернутым, в этом случае на нем начертаны слова преподобного. Есть также вариант иконы, когда в руках святого пишется закрытое Евангелие. Рука преподобного приподнята в характерном ораторском жесте, означающем «я говорю».

Наставления на каждый день недели 

Некоторые выдержки из поучений содержатся в часто переиздаваемой книге св. Дорофея, «Как возрастать духовно», содержащей 7 наставлений, по одному на каждый день седмицы.

Каждая краткая беседа состоит из небольших изречений

Слова преподобного посвящены борьбе со страстями, причем особое внимание уделяется тем, от которых происходит множество других грехов. Это:

  • гнев;
  • осуждение;
  • сребролюбие.

Страсти это пагубные, но советы святого дышат кротостью, участием и так свойственными ему при земной жизни добротой, сочувствием к людям, больным грехом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector