Как подготовиться к первой исповеди?

Грехи против других людей

Заповедь «Почитай отца твоего и мать твою» (Исх. 20.12) предписывает нам уважительное отношение к своим родителям. Любые споры и ссоры с ними, а также неоказание им помощи являются серьезными грехами.

Каждый человек обязан заботиться о своих ближних, и, прежде всего, о родителях, детях и другом супруге. К сожалению, именно члены наших семей, родственники, друзья и ближайшие сотрудники наиболее часто становятся «мишенью» наших недостатков, плохого настроения и деформированного грехом характера. Мы согрешили, если не имели любви к ближним и не прощали им, а воздавали злом за зло, гневались, раздражались, прекословили, спорили, обижали, оскорбляли, вели себя вызывающе, ревновали, желали им зла; плохо воспитывали детей или жестоко их наказывали.

Мы согрешили также, если воспитывали своих детей вне христианской веры, или обращали недостаточное внимание на их духовную жизнь, поскольку сделали их уязвимыми для тягчайших искушений и грехов при начале самостоятельной жизни. По Заповедям Божьим человек всегда должен говорить правду, уважать чужую собственность и достоинство, не завидовать, сочувствовать и помогать всем

Поэтому мы согрешили, если:

По Заповедям Божьим человек всегда должен говорить правду, уважать чужую собственность и достоинство, не завидовать, сочувствовать и помогать всем. Поэтому мы согрешили, если:

— обманывали, лицемерили, не исполняли обещанное, не платили долгов, явно или тайно присваивали себе чужое (в том числе и государственное), занимались вымогательством или рукоприкладством, ссорились, враждовали, вредили другим людям, ленились в работе, не уважали чужой труд, заводили корыстную дружбу.

Корнем всех зол в нас является, идущая от первородного греха, страсть, называемая греховной гордостью, порождающая: зависть, гнев, мстительность, любовь к деньгам и вещам, скупость, презрение к малоимущим, хвастовство, осуждение людей, передачу сплетен, празднословие, делание добрых дел напоказ, немилосердие (или жестокость) к людям (особенно к больным или нуждающимся в нашей помощи), к животным и другим живым существам.

Смертные грехи

Это название происходит из Ветхого Завета, где за совершение большинства таких грехов полагалась смертная казнь или изгнание. В Новом Завете понятие «грех к смерти» также имеет место (1Ио. 5.16), хотя за совершение таких грехов уже не предписывается общественного наказания. Вместе с тем, совершение смертных грехов полностью меняет духовное состояние человека, которое Учителя и Отцы Церкви характеризуют как «смерть души» и «оставленность Богом».

Смертными грехами являются, прежде всего, сознательно совершаемоепротивление Богу, отречение от Бога или веры, отпадение от православия в другие религии, а такжесознательно произносимые хульные слова на Бога,Церковь, Богородицу, или святых.

Тягчайшим смертным грехом является убийство человека. Это совсем не редкий грех в наши дни, поскольку распространено убийство детей во чреве — аборт. На исповеди необходимо назвать количество абортов. В грехе детоубийства бывают, как правило, соучастники-советовавшие и пособничавшие в совершении греха. Часто это родственники, близкие подруги или отец ребенка (если с его согласия или попустительства делался аборт). Нравственная позиция отца ребенка тут чрезвычайно важна, и нередко может все изменить.

Существуют и пассивные формы совершения убийства, например, в виде неоказания помощи. Убийство человека может быть совершено и жестоким словом или другим действием, ранящим душу. Грехом, близким к смертному, является жестокое рукоприкладство с нанесением другому человеку побоев, ран, увечья.

Большая группа смертных грехов связана с половой сферой жизни людей. Здесь Бог благословляет или честные супружеские отношения, или целомудрие. Человек — не животное! И интимные отношения мужчины и женщины только завершают их воссоединение в единого Человека. Начало этому воссоединению полагается в Божьем благословении в Таинстве Брака (Венчания). Венчание -обязательно при вступлении в брак членов Церкви, и без него супружеские отношения сознательных христиан — немыслимы.

Супружеская измена в Церкви называется прелюбодеянием (как бы перелюбил), а интимные связи не состоящих в церковном браке христиан называются блудом. Хотя и то, и другое — смертные грехи, однако прелюбодеяние — грех значительно больший: оно наносит тяжелую душевную травму другому супругу и убивает в согрешившем любовь, являющуюся основой и целью благословенного Богом брачного союза.

Семья является одним из основных «кирпичиков» общества. Заключение брака накладывает на супругов моральную, юридическую и экономичес­кую ответственность перед обществом, друг перед другом, и перед их будущими детьми. Исторически сложилось так, что в ряде стран (например — в Германии, и в странах СНГ) заключение церковного брака не признается государством как официальный юридическим акт. Законодательство этих стран предусматривает, что церковному браку должно обязательно предшествовать заключение гражданского брака. Вместе с тем, такой брак является не более чем принятием на себя гражданских обязательств, но вовсе не освящением Богом брачного союза, происходящим в Таинстве Венчания.

Особо следует сказать о содомских грехах: различных формах гомосексуализма и половых извращений. Это тяжелые по духовным последствиям грехи, и на Исповеди их следует обязательно упомянуть.

Тяжелый грех совершили и те, кто имел отношение к физическому или нравственному растлению молодых людей (подростков, юношей, девушек), к лишению их чести и невинности. К этому же примыкают: устроение различных сборищ с развратными зрелищами и соблазнительными разговорами, пьянок со сводничеством и т.п. Все это участие (или соучастие) в моральном убийстве ближнего.

Смертными грехами являются злословие или проклятие родителей, а также любое относительно их рукоприкладство.

Грехом к смерти еще со времен Ветхого Завета считается участие в колдовстве. Сюда же относятся обращение к бабкам-ворожеям-шептухам, к гадалкам, «экстрасенсам», участие в спиритических сеансах и обрядах новых восточных культов, теософии, антропософии и т.п.
Святитель Димитрий Ростовский говорит и о грехах «вопиющих к небу об отмщении». К ним, помимо намеренного человекоубийства, он причисляет причинение вреда убогим, а также нанесение обид вдовам и сиротам.

Грехи на исповеди

Если Вы уже причисляете себя к верующим людям, то наверняка Вас тревожит вопрос исповеди – того, что там говорить. Да и вообще – грех со всеми его ответвлениями Вас наверняка тревожит.

Так вот, превращаться в следопытов и выискивать грех не надо. Существуют своеобразные методические рекомендации с точными перечнями всех грехов. Как есть справочники всех болезней, и они очень объёмные. И один вид этих справочников – их объём, убористость текста, сложность языка и обилие информации могут испугать человека: неужели вот так болеют люди?

Протоиерей Андрей Ткачев

Такие же списки можно наколупать и в человеческой душе. А чем более усложняется жизнь и общество, тем больше возникает специфических ответвлений греха – информационные грехи, цивилизационные болезни. И получается дурная бесконечность. Абсолютно дурная, абсолютно бесконечность.

И человек думает: «Ну, в чём же мне каяться?» И получается – либо он вообще ни в чём не виноват, либо уж настолько виноват, что писать это всё надо не на бумажку, а в книжку.

Мне кажется, что это – такая серьёзная запятая на пути всякого христианина и, если к этому неправильно подойти, дальше уж никуда не пойдёшь.

В качестве робкого совета  бы рекомендовал людям поменьше читать «расширенных списков грехов с их ответвлениями и модификациями». Чтобы не впасть в такую любовь к чистоте, которая родит у Вас желание жить в барокамере.

Можно любить чистоту, но надо понимать, что любая чистота относительна, и всегда будет какой-то уголочек, где есть какая-то пылинка-соринка. Если же пытаться достичь абсолютной чистоты, то можно заболеть на эту тему.

Как обнаруживается грех? Только при наличии яркого солнечного освещения. Грязь видна только при дневном свете и при ярком солнце. Если светит, например, фонарик или электрическое освещение, ни пыль, ни грязь на полированной поверхности себя не обнаружит.

Грех познаётся не от того, что мы берём книжку и изучаем разные проявления греха в человеческой жизни. Вернее, он может так познаваться, но не будет оплакан, определён как враг. Грех познаётся только под действием благодати. Когда благодать Божия реальным образом коснётся человеческой души – только тогда человек будет читать свою, а не чужую жизнь, как книгу. Тогда на нём исполнится пушкинское слово:

…с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю,

«Не смываю» – в том смысле, что эти строки уже есть, и делать вид, что их не было – глупо.

Так вот, под действием Божественной благодати человек может совершить переоценку своей жизни и прочесть свою книгу как книгу греховных поступков.

И хороших тоже. Ведь человек – не бес. И когда говорят: «В моей жизни всё было – один грех», – то субъективно он говорит правду, но объективно это не так. И, кроме, может быть, Нерона или другого такого же странного упыря и чудовища, человека без добродетелей не бывает.

Фото: Татьянин день

Поэтому хочется пожелать, чтобы человек был объектом воздействия благодати, и искал её, а не энциклопедических знаний о грехе. Чтобы он искал благодати, которая откроет ему именно его жизнь, а не жизнь другого человека. И тогда станет возможно чтение в книге его жизни тех строк, которые пока ещё не смыты, но которые реально смыть в случае, если прольются благодатные слёзы.

Возникает вопрос, а как эту благодать искать. Но вы, главное, ищите – «ищите и обрящете, стучите и отворят вам, просите и получите». Здесь нужно искать тех, кто умнее тебя, беседовать с ними и усиливаться на покаянную молитву, упражняться в различных добродетелях через силу (потому что все добродетели творятся через силу) – ну, и так далее.

На каком-то этапе Господь встречает человека, даёт ему меру благодати – и тогда происходит познание себя во грехе и познание того, что, собственно, нужно лечить.

Потому что, если, например, блудник распознает в себе сребролюбие и начнёт с ним усиленно бороться, то он может всю жизнь прозаниматься тем, что не самое главное. Ему бы с блудом разобраться. И так далее.

Познание себя возможно только в благодати, а не по справочникам, а благодать реально подаётся, поскольку Бог есть, и Он жив, и Он вступает с нами в общение. Вот такую цель можно поставить человеку для того, чтобы он не блукал справа налево и не искал дополнительной литературы в том вопросе, который до конца в литературе изложен быть не может.

А вопрос познания души в свете Духа Святого не может быть изложено до конца посредством письма. Поэтому не ищите книг – ищите Духа Святого, и в Духе познаете своё окаянство – глубокое и истинное. Тогда, мне кажется, покаяние будет не бесплодным – оно будет цельным и плодовитым. Чего  желаю всякому христианину.

Как исповедоваться первый раз

Для тех, кто в первый раз идет на исповедь, думает о том, какие называть пороки, как о них говорить? Бывает так, что человек на исповеди начинает подробно рассказывать о своей жизни, желая найти оправдание неправедным поступкам. Это не правильно. Исповедь – это покаяние, а не рассказ о ваших проблемах.

Прежде чем идти подумайте, какие грехи вы совершили против Бога, против своих ближних и самого себя. Говорить надо о серьёзных вещах, а не распыляться в деталях. Но самое главное, после покаяния взрослому человеку следует пообещать себе не повторять снова прощённый грех.

Прежде, чем пройти это таинство, надо правильно подготовиться:

  1. Перед исповедью и причастием надо 3 дня поститься и не только в еде.
  2. В день причастия, начиная с 12 часов ночи ничего нельзя есть, если сможете, то надо отказаться даже от воды. Исключение делается только для больных сахарным диабетом или больных серьезными заболеваниями.
  3. До совершения таинства следует прочитать каноны: Канон Покаянный Иисусу Христу, Канон Молебный ко Пресвятой Богородице и Канон Ангелу Хранителю.
  4. Исповедаться можно на вечерней службе или на утренней службе в день причастия.
  5. Накануне следует хорошо подумать, в чём хотите раскаяться. Если боитесь что-то забыть, то запишите на бумаге.
  6. Обязательно надо посетить службу вечером и, не опаздывая, прийти на службу утром.
  7. Перед первой исповедью можно заранее подойти к священнику, попросить благословения, расспросить о правилах.

Перечень грехов для женщин немного отличается от списка мужчин. Не стоит перечислять весь список грехов. Он слишком большой, например в списке для женщин перечисляется 473 пункта.

Перечислить священнику или написать нужно те грехи, которые «гложут» душу, не дают спать.

Прощение грехов

Нельзя улучшить свое духовное состояние, если не очиститься от грехов. И поскольку грехи — это по сути наша вина перед Богом, то только Он и может нас от них очистить -простив. Господь Иисус Христос, будучи и совершенным Богом, и совершенным Человеком имел власть прощать грехи: «Но чтобы вы знали, что Сын человеческий имеет власть на земле прощать грехи…» (Лк. 5.24). Эту власть Он даровал Церкви через апостолов, явившись им после Своего воскресения: «Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи , тому простятся; на ком оставите, на том останутся.» (Ио. 20. 21-23). В Церкви преемниками апостолов, имеющими власть отпускать грехи, являются епископы и священники. Они посвящаются на это служение (и получают власть прощать грехи) через молитву с возложением рук других епископов, причастных к непрерывной в веках цепи возложений рук к апостолам и Господу Иисусу. Таким образом, прощение грехов происходит в Церкви не по причине особой святости или молитвенной жизни того или иного священнослужителя, а в силу данной ему от Бога власти.

Условием прощения грехов в Церкви является их покаянное исповедание (откуда и слово Исповедь) перед Богом и Церковью — в лице священника. И по разрешительной молитве, произносимой священником после исповедания, Господь, невидимо и таинственно (откуда и слово Таинство) присутствующий на Исповеди, прощает грешника. Покаяние, исповедание и прощение — основные этапы того, что составляет Таинство Покаяния, в котором Господь исцеляет душу грешника и возобновляет в нем Свое действие. Впрочем, все это происходит не «автоматически» — не против воли человека, и при его соучастии, которое выражается в прекращении совершения новых тяжелых грехов, а также в переосмыслении и перестройке всей своей жизни. Это требует усилий, поскольку «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11.12). Но с помощью Божией может ли что быть невозможным?

Текст 10 заповедей

Готовясь к генеральной исповеди, православные вспоминают заповеди Господни:

«Я Господь Бог твой; да не будет у тебя других богов кроме меня». Грехом против Бога является поклонение идолам, вера в колдовские силы, атеизм. Люди чрезмерно уверены в себе, не уповают на помощь Божью, избирают себе в кумиры других. Отчаяние, уныние, неверие в милость Господа также являются грехом.
«Не сотвори себе кумира и всякого подобия». Верить христианин должен только в Господа, уповать на Его помощь и защиту. Не допускается обожествление даже икон. Нельзя хранить дома и носить на теле амулеты, заговоренные предметы, обращаться за помощью к ворожеям. В мирской жизни не следует гнаться за богатство и успехом, отдавая этому все душевные силы.
«Не произноси имени Господа Бога всуе». Постоянное упоминание Божьего имени без глубокого почитания недопустимо. Нельзя произносить обращение «О, Боже» или подобные в суетных разговорах, рассказах. Нельзя давать обещания, взяв поручителем Господа.
«Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой— Господу Богу Твоему». Человек не должен быть праздным, обязан трудиться. Но один день в неделю (по православной традиции, воскресенье) должен ходить в храм, читать Священное Писание, отдать себя мыслям о Господе. Эта заповедь также предписывает соблюдать посты, посещать богослужения, чтить церковные праздники.
«Чти отца твоего и матерь твою». Тем, кто уважает родителей, заботится об их благополучии, даруются благодать и долгие годы жизни. Почитать следует опекунов, крестных родителей, всех, кто помогал и поддерживал человека. Нужно быть законопослушным гражданином, не нарушая при этом заповедей Божьих. Нельзя подавать плохой пример детям. Также следует уважать служителей церкви.
«Не убий». Нельзя не только лишать человека жизни, но и желать людям смерти, несчастий, бед. Даже с врагами нужно обращаться кротко и беззлобно, не замышлять против недоброжелателей дурного. Убийством детей церковь считает аборт, ответственность за него несут мужчина и женщина. Подталкивание человека к грехам, совращение – это духовное убийство. Покаяться должен православный, который замышлял самоубийство.
«Не прелюбодействуй». Греховными считаются внебрачные связи, гражданское сожительство, измены в браке. Интимные отношения допустимы только в освященном супружестве. Разжигание похоти любыми способами находится под запретом. Христиане должны блюсти чистоту тела, избегать соблазнов и порока.
«Не кради». Заповедь предписывает не присваивать чужого – имущества ближнего, богатств народа и государства. Любая форма кражи и присвоения – грех. Нельзя обвешивать, брать взятки, портить чужое имущество, не возвращать долги. Тунеядство, притворное нищенство считаются грехом, желанием жить за чужой счет.
«Не лжесвидетельствуй». Речь в этой заповеди идет не только о ложных показаниях в суде. Любые злые слова, напраслина, возведенная на человека, пересуды, сплетни приравниваются к греху

Неискренность, вымыслы, желание красным словцом привлечь внимание собеседника не достойны христианина. Следует избегать злословия, излишнего любопытства, лжи, лицемерия.
«Не желай чужого, не завидуй»

Заповедь призывает христиан довольствоваться малым, ценить данное Господом, не смотреть с вожделением на чужие богатства, успехи. Сравнение себя с другим, недовольство тем, что имеешь, приводят к злобе, ненависти, разъедают душу, отдаляют человека от Бога.

При подготовке к генеральной исповеди заповеди помогут понять, в чем следует покаяться, каких грехов не удалось избежать, подготовить список для покаяния.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector