Глазунов, илья сергеевич

«Нет ничего фантастичнее реальности» (Ф.М. Достоевский)

Годы обучения были временем поисков своего пути в искусстве. В это же время он встретил женщину, которая стала его женой – Нину Александровну Виноградову-Бенуа, из известной семьи Бенуа.Первая выставка тогда ещё студента Ильи Глазунова состоялась в 1957 г. в Центральном Доме работников искусств в Москве и имела большой успех. Мировая пресса отозвалась о ней как о начале конца эпохи социалистического реализма. 80 графических и живописных работ были выполнены в реалистической манере, но по Достоевскому: «Нет ничего фантастичнее реальности». Уже на этой выставке мнения зрителей о творчестве художника разделились, и такие противоречивые оценки о нём остаются до сегодняшнего дня: его поклонники отмечают глубоко национальный характер творчества Глазунова, правду жизни, поэтический взгляд, свежесть трактовок «вечных тем», а противники – увлеченность западными идеями, упадничество и пессимизм.

Творчество

Ранние живописные работы середины 1950-х — начала 1960-х годов выполнены в академической манере, отличаются психологизмом и эмоциональностью. Иногда заметно влияние французских и русских импрессионистов и западно-европейского экспрессионизма («Ленинградская весна», «Ада», «Нина», «Последний автобус», «1937 год», «Двое», «Одиночество», «Метро», «Пианистка Дранишникова», «Джордано Бруно»).

  • Дипломная работа в ЛИЖСА «На колхозной ферме» (1957)
  • Работа «Дороги войны», изображающая отступающую Красную армию в 1941 году (1957). Не сохранилась до наших дней; художником позднее исполнена авторская копия.
  • Цикл графических работ, посвящённых жизни современного города. Цикл начат в студенческие годы. На листах того времени, исполненных чёрным соусом, художник изображает личные переживания своего лирического героя на фоне улиц и интерьеров Ленинграда («Двое», «Размолвка», «Любовь»). В более поздних графических листах художник изображает наступление урбанизации на старую архитектуру и человека.
  • Живописное полотно «Мистерия XX века» (1978 и 1999). В картине представлены наиболее выдающиеся события и герои прошедшего столетия с его борьбой идей, войнами и катастрофами.
  • Живописное полотно «Вечная Россия», представляющего историю и культуру России за тысячу лет (1988).
  • Исполненные в графически стилизованной манере произведения, посвящённых русской старине: циклы «Русь» (1956), «Поле Куликово» (1980) и др.
  • Серия работ на темы основных произведений Фёдора Достоевского (триптих «Легенда о Великом Инквизиторе»).
  • Создал живописные панно «Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию» (здание ЮНЕСКО, Париж, 1980).
  • Картина «Внуки Гостомысла: Рюрик, Трувор и Синеус».
  • Создал серию портретов советских и иностранных политических и общественных деятелей, писателей, людей искусства (Сальвадор Альенде, Индира Ганди, Урхо Кекконен, Федерико Феллини, Давид Альфаро Сикейрос, Джина Лоллобриджида, Марио дель Монако, Доменико Модуньо, Мирей Матьё, Иннокентий Смоктуновский, космонавт Виталий Севастьянов, Леонид Брежнев, Николай Щёлоков).
  • Серия работ «Вьетнам», «Чили» и «Никарагуа».
  • Театральный художник (создал оформление к постановкам опер «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Николая Римского-Корсакова в Большом театре, «Князь Игорь» Александра Бородина и «Пиковая дама» Петра Чайковского в Берлинской опере, к балету «Маскарад» Арама Хачатуряна в Одесском оперном театре и др.)
  • Интерьер советского посольства в Мадриде.
  • Участвовал в реставрации и реконструкции зданий Московского Кремля, в том числе Большого Кремлёвского дворца.
  • На последних выставках в московском Манеже (2010) и Санкт-Петербургском Манеже (2011) выставил новые полотна «Раскулачивание», «Изгнание торговцев из Храма», «Последний воин», а также ряд новых пейзажных этюдов с натуры маслом, выполненных в свободной технике; также зрители увидели лирический автопортрет художника «И снова весна».

Биография

Внешние изображения

Родился 10 июня 1930 года в Ленинграде. Отец — Сергей Фёдорович Глазунов, историк; дядя по отцу — патологоанатом и коллекционер живописи М. Ф. Глазунов. Мать — Ольга Константиновна Глазунова (Флуг); дядя по матери — востоковед К. К. Флуг, потомки петербургского немецкого фабриканта Г. И. Флуга.

Пережил блокаду Ленинграда, а отец, мать, бабушка и другие родственники погибли. В 12-летнем возрасте вывезен из осаждённого города через Ладогу по «Дороге жизни».

Жил в деревне Гребло под Новгородом. После снятия блокады в 1944 году вернулся в Ленинград. Учился в Ленинградской средней художественной школе, в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (ЛИЖСА) в мастерской Б. В. Иогансона (1951—1957). По распределению был направлен в Ижевск учителем рисования и тригонометрии, оттуда перевелся в Иваново, затем — в Москву.

В начале февраля 1957 года в Центральном Доме работников искусств в Москве состоялась первая выставка работ художника, имевшая большой успех.

Его долгие годы опекал поэт Сергей Михалков, как вспоминал о нём сам Глазунов: «которому я обязан буквально всем».

В 1977 году выставка, содержащая картину «Мистерия ХХ века» (работа 1978 года), была закрыта как «противоречила советской идеологии».

C 1978 года руководил мастерской портрета в Московского художественного института им. В. И. Сурикова.

В 1981 году организовал в Москве Всесоюзный музей декоративно-прикладного и народного искусства и стал его директором.

Крест на Новодевичьем на могиле Глазунова Ильи Сергеевича (июль 2017г).

С 1987 года — бессменный ректор созданной по его инициативе Российской академии живописи, ваяния и зодчества.

31 августа 2004 года была торжественно открыта Московская государственная картинная галерея Ильи Глазунова.

Скончался 9 июля 2017 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Личная жизнь

  • Первая жена (с 1956) — Нина Александровна Виноградова-Бенуа (—), по официальной версии покончила жизнь самоубийством. Сам же художник считал, что её смерть — убийство.
    • Сын — Иван Глазунов (род. 1969), художник, автор полотна «Распни его!», картин из жизни русских святых, пейзажей русского севера. Народный художник Российской Федерации (2020).
    • Дочь — Вера Глазунова (род. 1973), художник, автор картины «Великая княгиня Елисавета Феодоровна перед казнью в Алапаевске».
  • Будучи женат первым браком, имел роман со студенткой ВГИКа Ларисой Кадочниковой. Кадочникова вспоминала:
  • Вторая жена — Инесса Дмитриевна Орлова (род. 1970), директор картинной галереи Ильи Глазунова.

Расцвет композиторской деятельности

  • В 1888 г. началась дирижёрская деятельность Александра Глазунова. В этот период он много сочинял, приобрел солидный композиторский и исполнительский опыт. Определился его интерес к камерно-инструментальному жанру. Среди сочинений 1880-1900-х годов – восемь симфоний, I-V квартеты, симфонические произведения «Кремль», «Лес», «Памяти героя», скрипичный концерт, балеты «Раймонда», «Времена года», «Барышня-служанка» и др.
  • В 1887 г. скоропостижно умер участник «Могучей кучки» композитор А.П. Бородин, не успев закончить оперу «Князь Игорь» и Третью симфонию. Глазунов завершил и оркестровал оба этих сочинения, пользуясь своей феноменальной памятью: незадолго до смерти Бородина он слышал их при проигрывании на рояле самим автором.

Фотопортрет работы Е.Л. Мрозовской (1891)

Детские годы

29 июля (10 августа) 1865 года в Петербурге, в богатой дворянской семье Глазуновых родился первый ребенок – сын Александр. Отец Константин Ильич был потомственным книгоиздателем; дед Саши сотрудничал с А.С. Пушкиным в процессе издания «Евгения Онегина». Мама будущего композитора Елена Павловна была пианисткой, брала уроки у М. Балакирева и Н. Римского-Корсакова.

Маленький Саша рос способным и усидчивым, рано начал изучать иностранные языки под руководством немецкой и французской гувернанток. В доме постоянно звучала музыка – все члены семьи и прислуга играли на различных инструментах и по вечерам исполняли классические произведения разными ансамблевыми составами.

Ещё в детстве у Александра проявилась феноменальная музыкальная память: прослушав какое-либо произведение один раз, он мог в точности воспроизвести его мысленно.

Александр Глазунов в юности

История Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова — РАЖВиЗ

Сегодня в мире существует только одно учебное заведение, которое, по мнению многих деятелей культуры, сохраняет традиции европейской и русской школы высокого реализма.

Созданное учебное заведение — Российская Академия живописи, ваяния и зодчества — следует традициям Императорской Академии художеств Петербурга, давшей миру великих русских художников — Александра Иванова, Илью Репина, Михаила Врубеля, Василия Сурикова и многих других.

Академия расположена в Москве в священных стенах Училища живописи, ваяния и зодчества, в котором учились и работали Алексей Саврасов, Аполлинарий Васнецов, Михаил Нестеров, Исаак Левитан, Константин Коровин и другие великие русские художники.

В наше время, когда большинство Академий мира под натиском авангардизма утратили понятие «школы», определяющее уровень высокого профессионализма художника и критериев подлинного искусства, мы утверждаем принципы высокого мастерства, реализма и духовности, без которых не может быть настоящего великого искусства.

Российская Академия живописи, ваяния и зодчества располагается в здании, построенном по проекту выдающегося русского архитектора В.И. Баженова по Мясницкой улице, дом 21, — историческом памятнике XVIII века.

Построенный в 1780-1790 годах для генерал-поручика И.И. Юшкова дом стал популярным великосветским салоном столицы. После смерти супругов Юшковых дом принадлежал П.И. Юшкову, их сыну. К этому времени финансовые дела этой семьи пришли в упадок, что вынудило владельца сдать в 1838 году часть помещений под рисовальный класс Московскому художественному обществу. С этой даты и начинается новая жизнь дома Юшкова, связанная с Московской общедоступной школой художеств.

Руководителями и организаторами Московской (общедоступной) школы художеств в то время были М.Ф. Орлов, А.Д. Чертков, Ф.Я. Скарятин, Е.И. Маковский. В подготовленном ими проекте «публичного художественного класса» было определено, что создаваемая московская школа художеств должна предоставить возможность развиваться талантам из народа.

Главным выборным директором художественного класса и самым деятельным членом Художественного общества стал генерал М.Ф. Орлов, герой Отечественной войны 1812 года.

Правительственными органами художественный класс был признан только в 1843 году. В делах Московского учебного округа он начинает фигурировать с 1844 года, когда Московское художественное общество приобрело все здание.

В конце XIX века Училище фактически имело статус высшего учебного заведения, а в 1905 году последовало высочайшее распоряжение за подписью Николая II о предоставлении Московской художественной школе прав высшего учебного заведения с полной самостоятельностью по учебной части.

Московское Училище живописи отличалось от других учебных заведений демократическими условиями приема и подлинно творческой обстановкой. Эта художественная школа объединяла творческую молодежь, для которой главным принципом творчества в искусстве был реализм.

Многие из преподавателей Училища стали членами Товарищества передвижных художественных выставок.

С 1865 года в связи с присоединением Московской архитектурной школы Училище стало называться Училищем живописи, ваяния и зодчества.

Ведущим классом Училища был натурный класс. Его возглавляли В.Г. Перов, А. Рябушкин, С. Коровин и многие другие. Пейзажный класс вел академик живописи А.К. Саврасов. Среди его учеников были И.И. Левитан и К.А. Коровин — величайшие мастера русского пейзажа. После смерти А.К. Саврасова пейзажный класс вел П.Д. Поленов, а потом А.М. Васнецов. В 1870— 1890-е годы в Училище преподавали В. Пукирев, Е. Сорокин, Н. Неврев, С. Коровин, Л. Пастернак и другие.

В конце 1920 года мастерские были объединены в Высшие художественно-технические мастерские — ВХУТЕМАС, декрет об образовании которых был подписан В.И. Лениным. Эти мастерские заполнили люди, пренебрегавшие художественными традициями, настроенные против академической и старой живописи. Их ЛОЗУНГОМ было разрушение старого мира «до основания».

С 1942 года в здании находился Московский механический институт, который готовил инженеров-физиков и инженеров-механиков. В 1953 году этот вуз был переименован в Московский инженерно-физический институт (МИФИ). В 1960 году он переехал в новое здание на Каширском шоссе, а в доме 21 обосновались Всесоюзный научно-исследовательский и проектный институт по отраслевым автоматизированным системам управления (ВНИПИОАСУ) и организация ЦНИИТЭИМС со своими отделами, службами и лабораториями.

Другие работы И. Глазунова

И. Глазунов «Малый Китеж» (1983). Эскиз декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Картон, темпера. 60 x 90 см. Музей Большого театра (Москва)

Женские боярские костюмы (1983). Эскизы костюмов к опере Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Автор Н.А. Виноградова-Бенуа. Картон, темпера. 60 x 90 см. Музей Большого театра (Москва)Вместе с женой он создал оформление к постановкам опер «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова в Большом театре, «Князь Игорь» А. Бородина и «Пиковая дама» П. Чайковского в Берлинской опере, к балету «Маскарад» А. Хачатуряна в Одесском оперном театре.

И. Глазунов «Затмение солнца» (1980). Эскиз декорации к опере А. Бородина «Князь Игорь». Картон, темпера. 60 x 90 см. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина (Москва)Он всегда выступал против модернистских течений и натурализма на театральной сцене.В Мадриде, в новом здании советского посольства, он оформил интерьеры, в которых отобразил дух русского зодчества.Много сил отдал художник, чтобы спасти постройки исторической Москвы. Он вместе с другими неравнодушными художниками создал альбом былой Москвы, архитектура которой была образцом мирового градостроительного искусства. Собирал подписи выдающихся деятелей науки и культуры под письмом в Политбюро ЦК КПСС, и Генплан по реконструкции Москвы не был принят. Он участвовал в реставрации и реконструкции зданий Московского Кремля, в том числе Большого Кремлевского Дворца. Был одним из основателей Организации Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Возглавлял мастерскую портрета в Институте имени Сурикова. По инициативе И.С. Глазунова в Москве в 1987 г. была создана Российская академия живописи, ваяния и зодчества, в которой он стал ректором.ЮНЕСКО удостоило его своей высшей награды – золотой медали за выдающийся вклад в мировую культуру. Он имел награды многих стран: Лаоса, Индии, Португалии, Испании.«Из всего многотрудного, необъятного мира Илья Глазунов взял и сделал главным объектом изображения Родину, родной народ, его историю и его духовный мир… Он мастер самобытного творческого почерка, художник острый, с ярким напряженным колоритом. Его картины одухотворены и никого не оставляют равнодушными… Искусство Ильи Глазунова доносит до нас живую правду истории вечной России, духовную красоту и силу народных характеров» (В. Солоухин).Илья Сергеевич Глазунов скончался 9 июля 2017 г. и похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

  • < Prev
  • Next >

Родились в один день

Дата рождения: 10.07.1930. Возраст: 91.
Знак зодиака: Рак
(Лошадь) .
Гороскопы для Рака: гороскоп на сегодня,
гороскоп на завтра,
гороскоп на неделю,
гороскоп на месяц,
гороскоп на год.

До следующего дня рождения осталось дней: 293 дней.

СТОЯНОВ Юрий Николаевич

Актер театра и кино, ведущий, постановщик ролей

1 место

ВЕДЕНЕЕВА Татьяна Вениаминовна

Журналистка

2 место

ОЛЕЙНИКОВ Илья Львович

актёр кино, телевидения и эстрады, телеведущий, композитор

3 место

ДЕГТЯРЁВ Михаил Владимирович

Временно исполняющий обязанности губернатора Хабаровского края

4 место

ДЯГЕЛИВА Ксения Андреевна (Воеводина Оксана)

Модель

5 место

КОМБАРОВ Евгений Александрович

Генеральный директор

6 место

КУЗНЕЦОВ Антон

Актер

7 место

ПРУСТ Марсель

Французский писатель

8 место

КОНЮХОВ Александр Владимирович

Генеральный директор ПАО «Туполев»

9 место

ПИССАРРО Камиль

Французский художник

10 место

МЕРАБОВ Армен Левонович

Композитор

11 место

ДАВЫДОВ Эдуард Маликович

Генеральный директор АО «Башкирская содовая компания»

12 место

ЗУЕВА Ксения Ивановна

Кинорежиссёр, сценарист, актриса, модель

13 место

СЕДЫХ Наталья Евгеньевна

советская и российская актриса театра и кино, артистка балета Большого театра

14 место

ГЕКЛЕР Алена Владимировна

Директор департамента по продвижению бизнес-решений

15 место

Звания и награды

Во время церемонии награждения Орденом«За заслуги перед Отечеством»I степени, 9 сентября 2010 года.

Заслуженный деятель искусств РСФСР () — за заслуги в области советского изобразительного искусства

Народный художник РСФСР () — за заслуги в области советского изобразительного искусства

Народный художник СССР () — за большие заслуги в развитии советского изобразительного искусства

Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени () — за выдающийся вклад в развитие отечественного изобразительного искусства, многолетнюю творческую и педагогическую деятельность

Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени () — за выдающиеся заслуги в области отечественного изобразительного искусства и образования

Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени () — за выдающийся вклад в развитие отечественного изобразительного искусства

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени () — за заслуги перед государством, успехи, достигнутые в труде, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами

Орден Трудового Красного Знамени () — за заслуги в развитии советского изобразительного искусства

Медаль «Ветеран труда»
Медаль «В память 850-летия Москвы»

Знак отличия «За заслуги перед Москвой» () — за большие заслуги в области изобразительного искусства и художественного образования

Почётная грамота Правительства Москвы () — за большой вклад в развитие отечественного изобразительного искусства, активную общественную деятельность и в связи с 75-летием со дня рождения

Знак «Жителю блокадного Ленинграда»
Премия Фонда Андрея Первозванного «За веру и верность» ()
Знак ордена святого Александра Невского «За труды и Отечество» ()

Национальная премия «Имперская культура» имени Эдуарда Володина (2009, в номинации «Публицистика» — за книгу «Россия распятая»)
Всероссийская историко-литературная премия «Александр Невский» (2010) — за книгу «Россия распятая» издательства «Голос-Пресс»

Орден преподобного Андрея Рублёва I степени РПЦ, ) — во внимание к выдающемуся вкладу в развитие русского изобразительного искусства и в связи с 80-летием со дня рождения

Орден Преподобного Сергия Радонежского РПЦ () — в связи с 40-летием творческой деятельности и в ознаменование 10-летия создания возглавляемой им Российской академии живописи, ваяния и зодчества

Орден Крыла Святого Михаила (Португалия)
Орден Вишну (Лаос)
Премия имени Д. Неру

«Самый выдающийся художник XX века» по опросу ВЦИОМ ()
Золотая медаль ЮНЕСКО «за выдающийся вклад в мировую культуру»
Почётный член объединения «Русское знамя» ()
Почётный член Королевских Академий художеств Мадрида и Барселоны (1979)
Действительный член Академии менеджмента в образовании и культуре ()
Действительный член Российской академии художеств ().

Биография И. Глазунова

1930 —  9 июня  Илья Сергеевич Глазунов родился в Ленинграде. 1942 — 11-летнего Илью после смерти всех его родных от голода в осажденном Ленинграде эвакуируют в деревню Гребло Новгородской области. 1948 — Первое упоминание в прессе о художнике Глазунове (газета «Ленинградская правда» от 28 октября). 1951 — Поступает на живописный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Учится в мастерской Б. В. Иогансона. 1956 — Получает Гран-при на IV Международном конгрессе студентов в Праге за картину «Юлиус Фучик». 1957 — Создает серии портретов деятелей мирового искусства, таких, как Д. Сикейрос, Д. Сорано, Ф. Феллини, М. Шометт, М. Казарес, положивших начало мировой известности Глазунова как портретиста.1958 — Первая персональная выставка Глазунова. 1963 — Первая поездка в Италию по приглашению Д. Лоллобриджиды для написания ее портрета. 1964 — Работает над иллюстрациями к произведениям А. И. Куприна «Яма», «Брегет», «Гамбринус» и другим. Пишет книгу «Дорога к тебе. Из записок художника», в которой излагает свои взгляды на предназначение художника. 1967 — Творческая командировка во Вьетнам. Результат ее — серия работ о сражающемся Вьетнаме. Выпущен альбом «Дни и ночи Вьетнама» 1967 — И. С. Глазунов принят в Союз художников СССР. 1973 — Присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР». Едет по приглашению в Индию для написания портрета премьер-министра Индиры Ганди. Присуждена премия имени Джавахарлала Неру за укрепление индийско-советской дружбы.1974 — Едет по приглашению в Финляндию для написания портрета президента Урхо Кекконена. 1976 — Вышел документальный фильм «Илья Глазунов». 1977 — Творческая командировка на строительство Байкало-Амурской магистрали. Создает серию работ «БАМ». 1978 — Начинает преподавательскую деятельность в Московском государственном художественном институте имени В. И. Сурикова. 1979 — Присвоено звание «Народный художник РСФСР». 1979 — Присвоено звание почетного члена Мадридской Королевской академии изящных искусств Сан Фернандо и барселонской Королевской академии изящных искусств Сан Хорхе. 1980 — По предложению ЮНЕСКО пишет живописное панно «Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию». Картина явилась даром СССР ЮНЕСКО. Работает совместно с женой — художницей Н. А. Виноградовой-Бенуа над декорациями и костюмами к опере А. П. Бородина «Князь Игорь» для Государственной оперы в Берлине, ГДР. Присвоено звание «Народный художник СССР» 1981 — По поручению Министерства культуры СССР в Москве Глазунов организует Всесоюзный музей декоративно-прикладного и народного искусства. 1987 — Назначен ректором Всероссийской Академии живописи, ваяния и зодчества. 1990 В связи с тридцатилетием творческой деятельности в Москве проходила выставка работ И. С. Глазунова, на которой экспонировалось более 400 произведений. 1997 – удостаивается Государственной премии РФ за реставрацию Московского Кремля 2000 — действительный член Российской академии художеств, профессор, бессрочный ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества.По результатам общественного опроса, проведенного ВЦИОМом в 1999 году накануне своего 70-летия И.С. Глазунова, он назван «самым выдающимся художником ХХ века». Его имя присвоено одной из малых планет, а ЮНЕСКО удостоило его своей высшей награды — золотой медали за выдающийся вклад в мировую культуру. Король Лаоса, в молодости хорошо знавший Шаляпина, наградил Глазунова орденом Вишну, Индира Ганди вручила премию имени Д. Неру, португальский принц Браганца — орден Святого Михаила. Две старейшие испанские Королевские академии художеств — в Мадриде и Барселоне — избрали Глазунова своим почетным членом. 9 июля 2017 — ушел из жизни.  Похоронен на  Новодевичьем кладбище.

Ссылки по теме:БиографияРаботыМонументальные работы

биография

Илья Глазунов родился в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург ) в семье Сергея Федоровича Глазунова и Ольги Константиновны Глазуновой (урожденная Флуг). Оба его родителя изначально принадлежали к русской знати . Его отец был историком. В детстве Глазунов посещал детскую художественную школу, а затем среднюю художественную школу в историческом районе Петроградской стороны .

В годы Великой Отечественной войны пережил блокаду Ленинграда . В нем погибли его отец, мать и другие родственники. В 1942 году одиннадцатилетнего мальчика перевезли из блокадного Ленинграда по Дороге жизни . Он останавливался в селе Гребло Новгородской области. В 1944 году вернулся в Ленинград и учился в Ленинградской средней художественной школе . С 1951 по 1957 год обучался искусству в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина под руководством профессора Бориса Иогансона .

В 1956 году он женился на Нине Виноградовой-Бенуа. Он написал образ Нины во многих своих работах. Нина Александровна была потомком семьи Бенуа , известного в истории искусства имени. Ее дядя был художественным руководителем оперы Ла Скала 30 лет. 24 мая 1986 года Нина Виноградова-Бенуа покончила жизнь самоубийством, буквально за несколько дней до открытия выставки своего мужа в Манеже . Их дети Иван и Вера стали артистами.

Успех Глазунова на Международном конкурсе молодых художников в Праге привел к открытию его первой персональной выставки в Москве в 1957 году. Вскоре после этого, в 1960-х годах, он впервые поехал в Италию, чтобы написать портреты многих известных актеров и актрис, в том числе Джина Лоллобриджида и Анита Экберг . Он также написал портреты многих политических лидеров, в том числе Индиру Ганди , Леонида Брежнева , Урхо Кекконена , Юрия Лужкова и Андрея Громыко . В 1978 году Глазунов начал преподавать в Московском художественном университете. В 1987 году основал Российскую академию живописи, ваяния и зодчества .

Илья Глазунов был известен своей активной политической позицией, продиктованной его патриотическими, монархическими и антидемократическими взглядами. В 1970-е годы он выступал против генерального плана восстановления Москвы, который грозил разрушить часть исторического центра Москвы. Вместе с Вячеславом Овчинниковым он собрал подписи видных деятелей науки и культуры под письмом протеста, направленным в Политбюро . Проект был обнародован, затем подвергся резкой критике и, как следствие, был отменен. Это также привело к созданию гражданского комитета, который следил за другими планами реконструкции. Глазунов был одним из главных сторонников реставрации Храма Христа Спасителя и одним из соучредителей Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК).

Глазунов скончался от сердечной недостаточности 9 июля 2017 года в возрасте 87 лет. Похоронен на Новодевичьем кладбище 11 июля.

Портрет Ф.М. Достоевского (1992)

Фото: mos.ru

На полотнах Ильи Глазунова часто появлялись классики русской литературы и персонажи их произведений. Особое место в творчестве Ильи Сергеевича занимал Федор Михайлович Достоевский – его любимый писатель.

Художник полюбил Достоевского на четвертом курсе института. Работы, вдохновленные творчеством Федора Михайловича, появились на первой выставке в ЦДРИ. Среди них были портреты главных героев романа «Идиот»: князя Мышкина, Парфена Рогожина и Настасьи Филипповны. Но и образ самого писателя вдохновлял Глазунова не меньше, чем его персонажи.

«Большой лоб с могучими, как у новгородских соборов своды, надбровных дуг, из-под которых смотрят глубоко сидящие глаза, исполненные доброты и скорби, глубокого раздумья и пристального волевого напряжения. Болезненный цвет лица, сжатый рот, сокрытый усами и бородой. Его трудно представить смеющимся», – описывал художник Достоевского в своей книге «Россия распятая».

Глазунов создал несколько портретов писателя. Каждый из них изображал Достоевского на фоне объединявшего их города – Санкт-Петербурга.

Илья Сергеевич рассказывал, что проиллюстрировал все написанное Достоевским – за исключением его дневников. Несмотря на устоявшееся представление о Достоевском как о писателе мрачном, Илья Сергеевич называл его самым оптимистическим в русской литературе – тот верил в возрождение души человека. Ценности, проповедуемые Федором Михайловичем, были очень близки художнику, и неслучайно Глазунова называют «Достоевским в живописи».

Детство

Родина И. Глазунова – Ленинград. Он из семьи потомственных петербургских дворян. Родился 10 июня 1930 г.

Отец – Сергей Фёдорович Глазунов, учёный-историк. Мать – Ольга Константиновна Глазунова (Флуг). Происходила из семьи петербургского фабриканта Г. Флуга, немца по национальности.

В роду Глазуновых-Флугов – учёные, врачи, любители искусства, коллекционеры живописи.

Художественный талант мальчика проявился рано, до войны он учился в детской школе искусств, а позже – в художественной школе.

Илья Глазунов в детстве (1938)

Счастливое детство было прервано войной. Блокада Ленинграда длилась 872 дня (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г., хотя блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 г.). Ребёнком он видел, как от голодной смерти мучительно умирали его родственники: отец, бабушка, тётя.

11-летнего Илью эвакуировали по «Дороге жизни», а мама осталась в Ленинграде. Он получил от нее 3 письма. В 1942 г. связь с ней навсегда оборвалась. Его отправили в село Гребло Новгородской области. Здесь он вёл обычную крестьянскую жизнь: пас скот, сгребал сено, работал в поле. Но и продолжал учёбу – учился в школе, рисовал.

Из эвакуации возвратился в 1944 г. и сразу же продолжил прерванное войной художественное образование.

Илья Глазунов в годы студенчества (1953)

Прочие сведения

10 июня 2009 года Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин посетил галерею Ильи Глазунова и поздравил его с 79-летием. Рассматривая картину «Князь Олег и Игорь» (1972), Владимир Путин высказал пожелание, чтобы меч князя Олега был несколько увеличен, «а то выглядит, как перочинный ножик. <…> Им как будто колбасу режут». Художник обязался картину и похвалил главу правительства за «хороший глазомер».

По воспоминаниям Станислава Куняева, Илья Глазунов перестал сотрудничать с «Нашим современником» и диаметрально изменил мнение о Вадиме Кожинове после публикации в журнале следующего заявления последнего: «Картины Ильи по-своему хороши, и вот если бы их размножить и вывесить, как плакаты на железнодорожных станциях, эффект был бы великолепен!» и неосторожного замечания, что некоторые «работы художника последних лет — это китч…», до этого момента Глазунов тепло отзывался о Кожинове и приглашал читать лекции в Суриковский институт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector