Иван лубенников: остановки и станции
Содержание:
Биография
Иван Лубенников окончил Московскую среднюю художественную школу и институт им. Сурикова по классу монументальной живописи (мастерская К. А. Тутеволь). Признание профессионального сообщества и либеральной критики пришло к художнику в начале 1980-х годов, благодаря росписям актового зала комбината «Трёхгорная мануфактура», за которую он получил одну из премий МОСХ РСФСР «Лучшая работа года». За оформление экстерьера и интерьера нового железнодорожного вокзала в Звенигороде, ныне утраченный последней реконструкцией без участия автора, награждён «Первой премией МГОХФ»..
Живописные работы Ивана Лубенникова занимали почётные места на Московских молодёжных выставках, что отмечалось Дипломами.
В 1990-е годы начался расцвет интереса к советскому искусству у зарубежных коллекционеров. Именно тогда были приобретены более десятка работ художника известным немецким собирателем современного искусства Петером Людвигом, который и в дальнейшем продолжал интересоваться творчеством Лубенникова. Затем последовали приобретения Генри Наннена и других.
Первая крупная персональная выставка Лубенникова открылась в 1987 году в Выставочном зале «На Каширке»
Она пользовалась пристальным вниманием публики и профессиональной критики и практически вся разошлась по отечественным музеям и зарубежным коллекциям. Одновременно художник много работал в архитектуре.
В конце 1980-х годов И. Лубенников оформил и усовершенствовал фасады Московского театра на Таганке конструкциями из металла.
В 1980-м году создал Советский раздел Международного музея Освенцим (совместно с архитектором Александром Скоканом).
Одной из самых крупных работ художника в 80-е годы стало его участие в создании Государственного музея В. Маяковского в Москве, где в соавторстве с Е. Амаспюром, А. Волковым, И. Обросовым и др. он воплотил множество объёмно-пространственных композиций из металла и бетона.
С начала 1990-х годов возникает перерыв в работе с архитектурой, вызванный экономическими проблемами новой России. В этот период Лубенников сотрудничал с зарубежными галереями: в Соединённых Штатах Америки, во Франции и Нидерландах. Его работы часто складываются в крупные частные коллекции, например, коллекция президента фирмы «Люрекс» в Париже.
Параллельно И. Лубенников преподаёт в МГАХИ им. В. Сурикова и занимается общественной работой. В конце 1980-х гг., на волне перестройки, он избирается секретарём правления СХ СССР, а позже, уже в конце 1990-х, становится председателем секции Художников-монументалистов МСХ. Также Лубенников занимается организацией выставок, в числе которых Семнадцатая молодёжная выставка МОСХ, выставка «Иллюзии и реальность», составленная из произведений наиболее авторитетных авторов СХМ МСХ.
В 2005 году И. Лубенников вместе с четырьмя другими художниками за три с половиной года оформил станции Московского метро: «Маяковская» — мозаики на своде северного вестибюля, отмеченные в 2009 году Международной премией В. Маяковского), «Сретенский бульвар» — панно из травленого металла, «Славянский бульвар» — интерьер. Также Лубенников создал объёмно-пространственную композицию из металла и литого стекла «Курочка Ряба», подаренную Парижскому метрополитену и размещённую на станции «Мадлен» линии 14 —.
В марте 2012 года награждён «Премией правительства РФ в области культуры за 2011 год» за оформление станций московского метро «Маяковская», «Сретенский бульвар» и «Славянский бульвар» .
В 2004—2006 И. Лубеников создает и осуществляет архитектурно-художественную концепцию храма Воскресения Христова (архитектора А.Анисимов, З. Батракова), поселок Переделкино, Московская область.
Некоторые из станковых произведений художника хранятся в национальных собраниях: в Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и многочисленных региональных музеях и галереях. Большая часть работ И. Лубенникова находится в частных и музейных коллекциях других стран, многие из этих работ неизвестны в России.
В октябре 2011 года выходит первая художественно-документальная книга, двухтомник, посвященная творчеству И. Лубенникова. Первый том: репродукции более двухсот живописных полотен и десяти монументальных объектов. Второй том: художественно-документальная проза И. Лубенникова. Выпущено издательством Agey Tomesh/WAM (World Art Museum) при участии Министерства культуры РФ и Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
В октябре 2011 года Лубенников был награждён орденом Дружбы.
Что делать?
Я думаю, что правильнее бы говорить не о кризисе культуры, а об её актуальном состоянии.
Это то, к чему все мы пришли потому, что нарушены глубинные связи, искусство оторвалось от традиций, причем даже не внешних, а внутренних, основополагающих, от веры, ушло в зону субъективного и там делает все, что заблагорассудиться. И я со своим творчеством здесь тоже не являюсь исключением.
Государству трудно что-либо в этой ситуации делать. Даже если мы представим себе в плане бреда такую нереальную ситуацию, что весь запланированный бюджет уйдет на культуру, на искусство, то встанет вопрос «а судьи кто?». Кто будет решать, что стоит быть причислено к искусству, требует поддержки, а что не стоит? А это – тоже из категорий общей культуры.
Я не фаталист, не пессимист, и не думаю, что ситуация не может измениться в лучшую сторону. Советский Союз, кстати, находил какие-то пути. Но именно потому, что рассчитывал на массив, придумывали какие-то способы, чтобы дать средства сразу на все области культуры и искусства, а уж там пусть делят. И ведь делили…
У нас в России государство культуру и искусство практически не финансирует, поэтому многие, связанные с культурой, с искусством, люди стараются заработать себе на жизнь «на стороне», у частных заказчиков деньги. Соответственно, упрощенно говоря, вынуждены делать то, что этот самый заказчик требует.
Сегодня процветают демагогия, шарлатанство. Подобное, конечно, было и раньше, но не в такой огромной степени. А шарлатанство и демагогия – страшные вещи, свидетельства упадка общей культуры.
Культура в провинции?!
Абсолютно не согласен с мнением, что культура сохраняется в провинции. Это неправда. Я езжу по России и вижу, какая там ситуация. Только что с женой были в Кирове, где в музее проходила наша выставка. Там живет мой гениальный друг, Народный художник России Виктор Харлов. В доме, который разрушается на глазах, и никто никогда не поможет этому потрясающему художнику.
А что касается столицы… Я уповаю, что скоро из Москвы начнёт уходить народ. Сбегать, потому, что там стало невыносимо. Это процесс уже начался, и он пойдет на пользу и уезжающим думающим людям, которые, возможно, по-настоящему смогут работать, и тем местам, куда они переедут.
Если говорит об общей ситуации: слава Богу, что у нас ещё существуют музеи! Если хочешь вернуться к своему человеческому облику, посмотри на облик чужой, пусть даже не современный. Так что именно музеи и библиотеки нуждаются в государственной поддержки в первую очередь.
Побыстрее, полегче и подороже
Что же касается искусства, всех его видов, то в сложившейся невесёлой ситуации мы виноваты сами. Никто, особенно молодежь, не желает себя утруждать. Не привык современный народ напрягаться. И не только в России, на самом деле. Всем хочется сделать все как можно быстрее, проще и в результате завоевать и жизненные позиции, и получить хороший заработок. «Побыстрее, полегче и подороже» — символ современной жизни. И это явление тоже – кризис культуры и связан с тем, о чем говорилось вначале. Культуры – как самосознания, как самоощущения.
Когда для людей главным стали деньги, причем быстрые, было роздано производство в страны третьего мира, и многие лишились потенциальных рабочих мест. Это тоже вопрос культуры – культуры тех, кто раздавал, культуры тех, кто руководил, тех, кто смотрел на происходящее сквозь пальцы, кто ворочал финансовыми потоками, создавая себе удобства. Всё – звенья одной цепочки, нельзя говорить о проблемах в искусстве, культуре, минуя все аспекты жизни.
Выставки
- 1982 Групповая выставка с В. Харловым. Москва;
- 1986 Групповая выставка с Т. Назаренко и Н. Нестеровой. Западный Берлин;
- 1987 Персональная выставка. Галерея «На Каширке». Москва;
- 1988 Групповая выставка. Театр драмы и комедии на Таганке. Москва;
- 1989 Групповая выставка. Галерея Маркони. Милан, Италия;
- 1991 Персональная выставка. Галерея «Арт Модерн». Москва;
- 1993 АРТ МИФ-93. Московская международная художественная ярмарка. В/з Манеж, Москва;
- 1993 Персональная выставка. Галерея «Русская коллекция». Москва;
- 1993 Персональная выставка. Галерея Майя Польски. Чикаго, США;
- 1994 Групповая выставка совместно с Н. Глебовой, Е. Суровцевой, В. Епихиным. Москва;
- 1994 Мартовский салон. Париж;
- 1994 ФИАК. Париж;
- 1994 Персональная выставка. Галерея Алена Блондена. Париж;
- 1995 Групповая выставка «Художник и Муза» с Н. Глебовой и А. Глебовой. Центр современного искусства Спасибо Темпо. Флоренция, Италия;
- 1995 ФИАК95. Галерея Ален Цюндель. Париж;
- 1995 Групповая выставка «Русский Дом». ЦДХ, Москва;
- 1995 Благотворительный аукцион СОТБИС. Москва;
- 1996 Мартовский салон. Галерея Ален Блондель. Париж;
- 1996 Групповая выставка «Новые Ангелы». Вольтерра, Италия;
- 1996 Персональная выставка. Галерея Ален Блондель. Париж;
- 1996 Групповая выставка «Пост Арт Модерн» памяти Георгия Крутинского. ЦДХ, Москва.
- 1996 Персональная выставка. Галерея Майя Польски, Чикаго, США;
- 1997 Групповая выставка «Иллюзии и Реальность», ЦДХ, Москва;
- 1997 Групповая выставка «Искусство и духовность». Галерея Джаз де ля Римад Корсе, Франция;
- 1997 Персональная выставка в галерее Апен Блондель. Париж;
- 1997 Чикагская Художественная Ярмарка. Галерея Апен Блондель, США;
- 1998 Персональная выставка в галерее Де Твее Паувен. Гаага, Нидерланды;
- 1998 Гаагская ярмарка современного искусства. Галерея Де Твее Паувен, Нидерланды;
- 1998 АРТ Манеж 98. Галерея Ален Блондель. Москва;
- 1998, 1999 Персональные выставки в галерее Де Тисе Раппен. Гаага, Нидерланды;
- 1999 Групповая выставка совместно с Н. Глебовой. Англет (Биариц), Франция;
- 1999 Персональная выставка. Галерее Ален Блондель, Париж;
- 1999 Групповая выставка «Иван + Наталия». ЦДХ, Москва;
- 1999 Персональная выставка. Галерея Де Твее Даувен, Гаага, Нидерланды;
- 1999 Персональная выставка. Галерее «Вместе», Москва;
- 2000 Салон-павильон антиквариата и современного искусства. Галерея Ален Блондель, Париж;
- 2000 Гаагская ярмарка современного искусства. Галерея Де Твее Паувен, Нидерланды;
- 2000 Персональная выставка. Галерее Ален Блондель, Париж;
- 2000 Персональная выставка. Галерея Де Твее Паувен, Нидерланды;
- 2001 Салон-Павильон. Галерея Ален Блондель, Париж;
- 2001 Юбилейная персональная выставка. Большой Манеж, Москва;
- 2001 Персональная выставка. Тараскон, Франция;
- 2001 Персональная выставка. Галерея Де Твее Паувен, Нидерланды;
- 2001 Персональная выставка, посвященная дню независимости России. Галерея «Вместе», Москва;
- 2001 Персональная выставка. Отель «Олимпик-Пента-Ренессансс», Москва;
- 2002 Групповая выставка российских Художников. Здание администрации Президента РФ;
- 2002 Персональная выставка. Гостиный Двор, Москва;
- 2002 Персональная выставка. Галерея Де Твее Паувен, Нидерланды;
- 2002 Групповая выставка претендентов на Государственную премию РФ в инженерном корпусе Третьяковской Галереи, Москва;
- 2003 Персональная выставка. Стамбул;
- 2004—2010 нет данных
- 2011 Цена свободы. ЦДХ, Москва ;
- 2013 Завтрак на траве. Галерея на Чистых прудах, Москва.
- 2014 Персональная выставка: «Иван Лубенников. Холст. Масло». ЮВС арт-галерея, Москва
Не_актуальное искусство?
Противостояние «актуального» искусства более традиционным формам, я считаю, и обсуждения не стоит. Все эти «актуальные» коммерческие программы, которые сочиняются кураторами, на самом деле не имеют материального содержания. И в этом, к сожалению, тонут даже очень талантливые люди. Им тоже хочется, чтобы полегче, побыстрее, чтобы не надо было долго учиться, утруждать себя какими-то знаниями. Достаточно придумать нечто запоминающееся на ближайший день, и всё будет отлично, и можно тусоваться, иметь успех. Условно говоря, — это культура глянцевых журналов.
Сегодня с трудом представишь себе мастера, в какой бы области искусства он ни работал, который трудился бы для будущего, для самого искусства.
Хотя такие художники есть – и у нас, и на Западе. Правда, их совсем мало. Но они чаще не попадаются в зону общественного интереса, крайне упрощенного, «на злобу дня». А ведь то, что было актуально вчера – сегодня уже не вызывает никакого интереса.
Это тоже беда, проблема общей культуры народонаселения планеты – сиюминутность человеческого сознания, сиюминутность порыва.
Групповые выставки (выборка)
- 1985: Традиции и текущие события , Дюссельдорф, Ганновер, Штутгарт
- 1986: Галерея Петаньен, Берлин
- 1988: СССР — Новые тенденции , Болонья
- 1989: Художники Москвы , галерея Маркони, Милан
- 1992: Сказка о хлебе и слезах , Театр под открытым небом Крижанке, Любляна
- 1993: Жизнь, Любовь, Смерть , Бордигера
- 1994: ЦДХ, Москва
- 1995: Художник и муза , Spaziotempo Centro d’Arte, Флоренция
- 1995: Русский дом, ЦДХ, Москва.
- 1996: Памяти Г. Крутинского , ЦДХ, Москва.
- 1997: Иллюзии и реальность , ЦДХ, Москва.
- 1999: Иван + Наталья , ЦДХ, Москва,
- 2002: Коллективная выставка соискателей Государственной премии, Государственная Третьяковская галерея, Москва.
- 2006: Обитаемые острова , Государственная Третьяковская галерея, Москва.
- 2006: Выражение духа , Галерея Начекин Дом, Москва.
- 2007: Оранжерея , ЦДХ, Москва. Выставка русского искусства на рубеже 20-21 веков , Peace & Color Gallery, Лондон
О кризисе в культуре
Мы обычно стараемся распространять слово «культура» на музыку, изобразительное искусство, театр, литературу, кино… Хотя понятие это гораздо шире. Это весь массив, который несёт сегодняшнее народонаселения России. Я в этом смысле старюсь говорить даже не «народ», поскольку делать со своей страной, с окружающим миром то, что делается сейчас в России, вести себя так может только народонаселение, увы.
Культура идёт вслед за обществом, вслед за развитием экономической ситуацией. К сожалению, она не опережает их. Пожалуй, так происходят и во всём мире.
Вообще – что такое «кризис в культуре»? Это когда, например, в подъездах грязно. Если у нас существуют грязные подъезды, значит, кризис не заканчивается и народ себя культурной нацией не ощущает.
Достаточно заглянуть в Интернет, послушать и почитать, что говорят политические оппоненты с обеих, а точнее – со многих сторон, «оппозиционеры» или «позиционеры» в средствах массовых информациях и тем более в личных блогах и понять, что кроме отборного мата другого языка народ и не знает.
Культурная нация – не источает злобу. А у нас везде, в разных жизненные ситуациях – злость. Злость, замешанная на амбициях и жадности, с одной стороны, и на нищете, с другой.Это говорит о нашем варварстве, которое – антипод культуры.
биография
Детство он провел в Сибири , память о которой, в частности об охоте и рыбалке, пронизывает его живописное и литературное творчество. В 14 лет он уехал учиться в Москву, а через несколько лет поступил в Государственный академический художественный институт им. Сурикова в Москве в секцию монументального искусства. Выпускник 1976 года, он посвятил себя главным образом реализации больших фресок до начала 1990-х годов.
Впервые он выделился в 1982 году реализацией фрески в общественном зале фабрики Трехгорка, награжденной призом Союза художников Москвы, первой из его многочисленных монументальных работ: украшение фасада и интерьера новой постройки. железнодорожный вокзал в городе Звенигород (Первая премия Московского фонда художников), мемориал русской секции Национального музея Аушвиц-Биркенау с архитектором Александром Скоканом в 1985 году, вмешательство в железный прокат на старых фасадах Театра на Таганке в Москве в 1987 году. Большинство его достижений было уничтожено в последние годы советской власти, в отличие от одного из его самых знаковых достижений: его участия в оформлении Национального музея Владимира Маяковского, открытого в 1991 году.
Иван Лубенников также начал выставлять свои картины в начале 1980-х, но признание ему принесла первая крупная персональная выставка в московской галерее в 1987 году. Значительная часть выставленных работ сегодня находится в собраниях региональных музеев России. Конец 1980-х — начало 1990-х годов — пик интереса зарубежных коллекционеров к русскому искусству; Именно в этот период его картины были приобретены крупными немецкими коллекционерами, такими как Анри Наннен или Петер Людвиг, которому принадлежит около двадцати его работ.
Экономические проблемы новой России поставили крест на его архитектурных работах. После долгого перерыва это начало пятнадцатилетнего периода, полностью посвященного живописи, отмеченного использованием черного фона в начале 1990-х. В его глубоко русских работах чередуются ироническое дистанцирование и гедонизм, популярная культура и научные отсылки. Он признает, что находился под влиянием Поля Дельво, и заявляет, что восхищается работами Матисса , Караваджо , Сурбарана и искусством икон в своем способе конструирования пространства. Обладая прекрасным чувством композиции и намеренно эстетизирующим подходом, Лубенников постоянно переосмысливает свои основные сюжеты: женские обнаженные тела, натюрморты, сибирские пейзажи.
С 1994 года профессор кафедры монументальной живописи Государственного академического института изобразительных искусств им. Сурикова. В 2005 году ему было поручено вместе со своими учениками оформить три станции московского метрополитена: Маяковская в 2005 году (награжден Международной премией Владимира Маяковского в 2009 году. и Золотой медалью Академии художеств России), Сретенский бульвар в 2007 году и Славянский в 2008 году, все три выполнены из разных материалов (витражи, мозаика, кованый металл и гравированная сталь).
В 2009 году он создал и установил витраж площадью 40 м 2 из 20 панелей, инкрустированных стеклянными элементами, на станции метро Madeleine в Париже . Это монументальное произведение под названием « Курица Ряба » рассказывает историю России через ее символы. Этот заказ предлагаются по городу Москва в RATP , в благодарности за пожертвование набора по Hector Гимару для московской станции Киевского .
В октябрь 2011, полная монография в двух томах была издана по случаю крупной ретроспективной выставки в Maison Centrale des Artistes к шестидесятилетию художника. В первом томе воспроизведено более двухсот репродукций его живописных работ и десять изображений его архитектурных произведений. Второй том представляет собой сборник художественных текстов художника. В 2013 году новое собрание его текстов вышло в издательстве «Artistes Libres» в Санкт-Петербурге.
Академиком Российской Академии Художеств и назначен народным артистом , награжден Орденом Дружбы в г.октябрь 2011.