Илья глазунов заставлял думать сердцем

Содержание:

Середина лета. 2010 г.

Моя жена Юлия позировала мне для главной героини этой картины. Поскольку у нее совершенно русская внешность, я часто использую ее лицо не только для ее непосредственных портретов, но и как героиню различных работ. Наверное, такой подход традиционен для художников.

Это была интересная поездка на Северную Двину вглубь Архангельской области. Мы провели тот день без каких-то определенных задач, просто хотелось напитаться этим замечательным местом. В округе был заброшенный деревянный храм, озеро, стройные северные деревни с двухэтажными огромными домами. Летом там было чуть больше народа, чем обычно – кто-то приехал на покос, кто-то просто к родственникам, люди купались в реке, ходили на озеро.

«Середина лета» для меня как середина лет, середина жизни. На заднем плане картины избы, кто-то косит, идет согбенная фигурка с косой – это напомнило мне и жизнь и смерть в буквальных символических фигурах. Короткое, но жаркое северное лето. Женщина стоит и ищет видимо своего мужа, от которого остался один мотоцикл в траве. Мальчик смотрит за птицами, пока мама кого-то высматривает. Я видел такие сцены, но это собирательный образ моего ощущения от того года. Мне хочется сохранить для себя те впечатления от жары, комаров, северных женщин с красивыми обветренными лицами.

4.

Каждый раз красиво

Безусловно, и сам Плёс – город оживших картин. В этом очень маленьком городке можно увидеть места, навсегда запечатлённые на пейзажах великих русских художников. А можно и самому попытаться передать их красоту. 

Галина Панченко приехала в Плёс из Иванова 33 года назад. Признаётся: так и не смогла покинуть тихую красоту волжского городка. На набережной однажды познакомилась с мужем, конечно, художником. Он, как некогда Левитан, пишет пейзажи.

До Плёса можно добраться из Иваново на регулярном рейсовом автобусе с железнодорожной станцииили автовокзала. Есть прямые автобусные рейсы Москва-Плес. В городе есть частные отели и апартаменты. Поесть можно в небольших ресторанах, также в магазинах продают качественную еду на вынос. Конечно, в Плёсе надо отведать знаменитых пирожков с копчёным лещом и увезти домой пару ароматных копченых рыбин. Кроме музеев, в городе есть старинный крепостной вал и прекрасные храмы. Летом можно прокатиться по Волге на речном трамвайчике, потренировать свою ловкость в веревочном парке или пройтись по галереям плёсских художников.

Про одежду

Илья Сергеевич постоянно повторял нам: «Ваша одежда — это ваше отношение к людям». Сам он всегда одевался удивительно со вкусом.

Мы, глядя на него, тоже учились — как себя вести, как жить, учились прекрасному языку, которым он владел в совершенстве.

Господь подарил ему столько сил и столько талантов! И все это щедро изливалось на студентов, которые, может быть, не всегда были в состоянии все это принять, переварить. Как-то он сказал: «Для того, чтобы человек один раз услышал, нужно сказать сто раз

Из ста он десять раз как-то обратит внимание. А из этих десяти раз, которые обратил внимание, может быть один раз что-нибудь проникнет в него и усвоится»

Поэтому Илья Сергеевич очень терпеливо, многократно повторял какие-то вещи и по технике живописи, и по композиции, и по каким-то основополагающим моментам.

Илья Глазунов, «За гуманитарной помощью», 1994 год

История Плеса

История Плеса насчитывает более 850 лет. Первое упоминание в летописи относится к 1141 году. Это времена Юрия Долгорукого, до монгольского нашествия еще почти 100 лет.

Плес сразу упоминается как город, потому что в те времена городом считали все, что имело крепостные стены. А Плес был крепостной заставой на высоком берегу Волги. Защищал северные земли Владимиро-Суздальского княжества.

Дохристианcкий период

Раскопки курганов указывают на то, что люди поселились в этих краях ранее IX века. В то время на месте современного Плеса находилось городище племени Меря. Это финно-угорское племя, жившее на современных территориях Ярославской, Ивановской и Владимирской областей. С приходом славян племя ассимилировалось.

С X века земли Верхнего Поволжья входили в состав Киевской Руси, пока та не начала дробиться на княжества. Плесские земли оказались на территории Владимиро-Суздальского княжества.

Именно тогда и началась история Плеса, хотя это название он получил гораздо позже. В XI-XIII веках здешнее поселение называлось Чувиль.

На территории Музея истории Павла Травкина в Плесе. К сожалению, музей закрылся / фото автора

Времена Российской империи

В дальнейшем Плес развивается как купеческий город. Тогда-то и появились все его нынешние достопримечательности.

Торговля здесь процветала благодаря Волге. Плес был самым ближним волжским портом к Иванову и Шуе. Город рос, в 1778 году стал центром Плесского уезда Костромского наместничества.

Сквер на горе над Воскресенской церковью / фото автора

В экономических примечаниях, составленных в этот период значится: «В нем (Плесе) была полотняная фабрика, два солодовенных завода, две пивоварни, казенный соляной склад, 10 кузниц и девять лавок торговых, в коих купечество и мещанство торгуют разными шелковыми, бумажными, полотняными и шерстяными товарами. На полотняной фабрике ткали разных цветов пестряди и равендуки, которые отвозили для продажи в Москву, в Санкт-Петербург и отчасти продавали в городе и поблизости оного на ярмарках».

В 1871 году из Иваново-Вознесенска построили железную дорогу в Кинешму – город, находящийся в 50 км ниже Плеса по течению Волги. Медленное гузжевое сообщение между Плесом и Иваново-Вознесенском с ним конкурировать не могло и Плес замер.

Есть история, что плесские купцы откупились от проведения железнодорожной ветки в Плес. Они боялись конкуренции. В итоге дорогу построили до Кинешмы. Подобный рассказ можно услышать почти в каждой деревне на Волге. Поэтому его истинность вызывает сомнение.

Однако железную дорогу в Плес все же пытались строить до революции и позже, в советский период. В приволжском районе сохранились следы земляных насыпей, ведущих в сторону Плеса. Но история повернулась так, что эту дорогу никто так и не достроил.

В любом случае, с того момента развитие Плеса, как промышленного города и торгового центра прекратилось. Купцы и ремесленники частично перебрались в Кинешму. Там, кстати, сохранилась улица с названием Плесская.

Визуальный же образ дореволюционного Плеса помогут составить фотографии Прокудина-Горского, картины Левитана и Маковского.

Новый этап истории – туристический центр

История Плеса, как туристического центра, началась с приездом сюда известного пейзажиста Исаака Левитана.

Он то и прославил маленький тихий городок своими картинами. И сейчас имя художника привлекают сюда людей. В Плесе есть дом-музей И. И. Левитана, бывший дом купца Солодовникова. Левитан останавливался здесь во время своих визитов в Плес.

А это памятник художнику Вячеславу Федорову из Иваново-Вознесенска / фото автора

Сейчас Плес — одно из самых посещаемых мест в Ивановской области.

Туризм здесь процветает: строятся гостиницы, открываются новые рестораны и музеи. Несколько лет назад сферу туристических услуг расширил горнолыжный спуск, оборудованный подъемником.

Полотна, достойные музея

Конечно, Плёс прославлен великим русским художником, мастером пейзажа Исааком Левитаном. Хотя вдохновляться красотами маленького городка и его окрестностями приезжали Степанов, Виноградов, Корин и многие другие известные живописцы. Не зря, Плёс называют «Жемчужиной Волги» и «Русской Швейцарией».

Несмотря на то, что в Плёсе создана пятая часть художественного наследия Левитана (около 200 картин) в своё время Исаак Ильич хотел открыть «Дом пейзажа» в своей мастерской в Москве. В письмах к друзьям он писал, что, возможно, даже возьмёт кредит, чтобы выкупить для этих целей мастерскую. Но «Музей пейзажа» открылся в 1997 году, спустя 97 лет после смерти художника именно в Плёсе – городе, который однажды помог Левитану стать настоящим творцом.

Музей пейзажа в Плёсе создавался на основе фондовой коллекции Плёсского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Этопейзажи художников ближнего круга Левитана, его учеников.

Творчество из боли

К многоплановому  творчеству Илья Сергеевича люди относятся по-разному. Но несомненно то, что в своих работах он создавал мир боли, переживаний за то, что происходит на земле. Самые его программные вещи все состоят из боли.

С его талантом он прекрасно мог покинуть Родину и великолепно устроиться в любой европейской стране. Замечательный портретист в любой стране имел бы  все, что он захотел. Но он жил и творил здесь, в России.

А самое главное, конечно — это то, что так видно в творчестве и вообще во всех делах Ильи Сергеевича — его прекрасная душа. Он после себя оставил столько, что ему всегда будут благодарны русские люди. И не только студенты, а все, кто любит искусство, кто неравнодушен к истории. Господь, я думаю, оценит его добрую душу.

Записала Оксана Головко

Краткая биография

  1. В 1951 г. поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры в Ленинграде. Его учителем живописи в Институте был художник Б. Иогансон. Во время учёбы молодой художник проводил студенческие каникулы и практику в творческих поездках: посетил Поволжье, Плес, Углич, Куйбышев.
  2. В 1956 г. женился на Нине Виноградовой-Бенуа.
  3. В 1956 г. получил I премию за портрет Юлиуса Фучика на конкурсе в Праге.
  4. В 1957 г. окончил Институт. Его дипломной работой стала картина «Дороги войны», которую учёный совет не принял, призвав уничтожить. На ней изображено отступление Красной армии в первые месяцы войны. Полотно было признано не отвечающим идеологии социализма.
  5. Получив за диплом низкий балл, был распределён простым учителем рисования в г. Ижевск. Затем переехал в Иваново, потом в Москву.
  6. В 1950-х годах началось увлечение творчеством Ф.М. Достоевского, которое в дальнейшем станет источником многих его картин. Иллюстрирует его романы «Идиот» и «Бесы».
  7. В феврале 1957 г. в Москве, в Доме работников искусств, прошла первая выставка его работ. Она имела большой успех, но вызвала много споров. Ранние работы созданы в академическом стиле, некоторые – под влиянием импрессионизма.
  8. В 1958 г. познакомился с С. Михалковым, который на всю жизнь остался его помощником и идейным товарищем.
  9. В 1960-х годах работал на Севере над циклом картин о древнерусской истории. Посетил Италию.
  10. В 60-х годах его творчество оценило высшее партийное руководство страны, разрешён выезд за границу.
  11. В 1967 г. был принят в Союз художников.
  12. В 1969 г. родился сын Иван.
  13. В 1970 г. решительно протестовал против реконструкции Москвы, разрушения исторической части города. Привлёк к этому протесту многих общественных деятелей, в результате план реконструкции был отозван.
  14. В 1973 г. родилась дочь Вера.
  15. В 70- годы иллюстрировал произведения русских писателей-классиков Лермонтова, А. Толстого, Куприна.
  16. В 1977 г. на выставке в Манеже была показана его грандиозная картина «Мистерия ХХ века». Через 5 дней по требованию Союза художников Москвы выставка была закрыта, а картина Глазунова была признана противоречащей советской идеологии.
  17. В 1978 г. назначен руководителем мастерской портрета в художественном иституте им. Сурикова в Москве.
  18. Создаёт много живописных портретов своих современников. Совершает поездки и проводит выставки за рубежом.
  19. Поездка во Вьетнам, создание «Вьетнамского цикла» (более 150 работ).
  20. 1970-е годы – очень плодотворные для художника: он создаёт иллюстрации к произведениям Блока, Гончарова, Достоевского, Лескова, Некрасова. Совершает творческие поездки в Индию и Чили. Выставляет свои картины в Финляндии, Швеции, Японии.
  21. В середине 70-х годов был в Сибири и создал цикл картин «БАМ».
  22. Вместе с женой в Берлинской опере оформил постановку оперы А. Бородина «Князь Игорь».
  23. В 1978 г. начал преподавать в Московском художественном институте.
  24. В 1980 г. окончил цикл картин «Поле Куликово».
  25. В 1981 г. организовал Музей декоративно-прикладного искусства, став его директором.
  26. Оформил вместе с женой несколько постановок опер и балетов русских и советских композиторов в Берлине, Одессе и Большом театре (Москва).
  27. Совершил творческие командировки в Никарагуа и на Кубу. Создал портрет Фиделя Кастро.
  28. 1987 г. – создатель и бессменный ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества.
  29. В период 1990-1999 гг. совершает со студентами поездку в Италию, пишет много картин, проводит выставки во многих городах России (Кисловодск, Краснодар, Пермь, Сыктывкар и др.).
  30. Участвует в конкурсе по реконструкции Московского Кремля и побеждает.
  31. В 2004 г. в Москве на Волхонке открылась Галерея его имени (более 300 картин).
  32. В 1997 г. присвоена Государственная премия РФ.
  33. В 2010 г. в Манеже открылась выставка работ в честь 80-летия художника.
  34. В 2017 г. открыл Музей сословий (в крыле галереи Глазунова), в его основе – древние иконы, собранные им в советское время в разных уголках страны.
  35. Умер от сердечной недостаточности 9 июля 2017 г. в Москве.
  36. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Сочинение-описание по картине Левитана «Весна — большая вода» вариант 1

Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта (М. А. Шолохов).

Исаак Левитан, великий русский художник, в своей работе «Весна – большая вода» запечатлел прекрасный миг пробуждения природы. Точнее, прекрасный день – весенний день ее пробуждения. Он нарисовал картину апрельского половодья.

Солнечная погода на картине ослепляет зрителя. Ярко-голубое небо укрывает землю воздушным пологом, «барашки» редких белых облаков украшают его, как кружева. Наверное, это один из первых ярких весенних дней, один из первых по-настоящему теплых дней. Но лед на реке уже успел растаять, значит, благоприятная погода успела устояться.

Вода залила все окрестности. На дальнем плане картины видны какие-то деревянные строения. Может, это овины, амбары, сараи, а может быть, даже избы. Видно, что они купаются в воде.

Обратите внимание

Тонкие изящные деревца тоже стоят «по колено» в зеркальной воде, в которой ярко-синим цветом отражается небо. Одно толстое дерево выделяется среди своих собратьев. Все они наблюдают за своими рыжими отражениями в этой воде.

Небольшая лодочка «припаркована» у края суши. Людей нет. Тишина.

Деревья еще не успели распустить свои листочки, не украсились зеленью, поэтому одеты еще в цвет прошлогодней своей листвы. Или же в золотистый! Смотря как называть, как воспринимать.

Я заметил, что впечатление от картины очень зависит от самого зрителя, его настроения. Я сам внимательный зритель и наблюдал по самому себе. Когда устал, то все краски кажутся тусклыми, а когда радостен – сам дорисовываешь в своем воображении яркие, радующие глаз штрихи.

Картина навевает такое чувство умиротворения, такое ощущение света, что, наверное, она способна лечить людей. Или же, по крайней мере, исцелять души. О большой духовной силе русского искусства говорят и искусствоведы, и люди непосвященные, простые. Картина Левитана о весне – настоящий пример этому, шедевр, чудесный своей простотой.

Сочинение-описание по картине Левитана «Весна – большая вода» вариант 2

На картине Исаака Левитана «Весна – большая вода» мы видим неброский русский пейзаж. Весной разлилась река. Молоденькие  березки, стройная ель и другие деревья оказались «по колено» в воде. Весеннее половодье подтопило даже какие-то домики или сараи – вон их видно на горизонте. Добраться до них теперь можно только на лодке.

Левитан изобразил пейзаж, до боли знакомый каждому из нас. Ведь в нашей стране почти везде есть реки и озера, которые разливаются по весне. И каким душевным, нежным и родным кажется нам эта картина «большой воды»! Ее красота тонкая, неяркая и изящная, как вся русская природа. И одновременно глубокая, как русская душа.

Весеннее солнце на картине как будто напоило деревья и землю своим теплом. И деревца тянутся ввысь, в весенние просторы неба, светятся янтарным светом! На янтарном фоне белеют тоненькие березки. В пейзаже нет кричащих красок, тем не менее, он просто приковывает к себе взгляд.

Мастер не упустил ничего, даже рисунка теней на водной глади. Его образуют как темные, неясные тени, так и янтарные отражения деревьев. Исаак Левитан не зря считается величайшим художником, воспевшим природу России. Он умел показать гармонию, прелесть самых простых вещей вокруг нас. 

Взгляд зрителя, созерцающего картину, уводят вдаль водные просторы «большой воды». Вот и неказистая крестьянская лодочка ждет у берега. Она отвезет куда нужно: к затопленному сарайчику, в деревню на другой берег. А может, даже за поворот реки, на неизведанные еще просторы.

Читайте подібні твори

Сочинение «Весенний день»

Сочинение на тему «Весенние птицы»

Сочинение на тему «Птицы прилетели»

Сочинение-описание «Лес весной»

Сочинение про апрель

Tweet

Сочинение 2 — описание

Бывая в маленьком городке, расположенном прямо на берегу Волги, Левитан написал эту картину. Городок назывался Плес, приехав туда во второй раз, вдохновленный величавыми и живописными пейзажами, он взялся за работу. Картина « После дождя. Плес» создана художником в 1889 году.

Изображение на холсте настолько реалистично, что порой кажется, что смотришь на фотографию. Все, до малейших мелочей уловил художник, даже звуки слышны, где то в подсознании. Глядя на картину, чувствуешь запах воды, негромкий плеск волн, басок гудка проходящего, где то там, парохода. В воздухе витает влажный запах побережья.

Картина завораживает своей простотой и красотой одновременно. В изображение вложены мысли и думы художника, целая повесть, кусок жизни запечатлен в одном мгновении.

На переднем плане поросший невысоким кустарником берег величественной и полноводной реки Волги. Чуть дальше мы видим небольшие рыбацкие лодки, вытащенные на берег. За ними грузовые баржи – речные труженики, они выглядят устало.

Расположенный вдалеке городок придает картине живости, разно плановости. Дома, утопающие в зелени деревьев, церковь, ярким пятном выделяющаяся на фоне, начавшего светлеть после дождя, неба. Оно еще не очистилось от дождевых туч, но уже сквозь рваные полотнища облаков проступают голубые просветы чистого летнего неба.

Вдали линия горизонта сливается, соединяя небо и водную гладь. За домами виднеются верхушки растянувшегося вдоль берега леса. Он темнеет вдалеке сплошной полосой.

Дождь закончился буквально пару минут назад, об этом свидетельствуют ручейки, сбегающие с более высокой части берега к воде. Дерево на лодках и баржах мокрое и оттого такое темное. По воде скользит небольшая рябь, она так реалистично, достоверно изображена Левитаном, что чувствуется этот влажный и прохладный ветерок создающий ее. Он почти стих, не смотря на рябь, на поверхности воды уже четко видны темные отражения барж.

Начинающее пробиваться сквозь тучи солнце говорит о том, что этот пока еще безлюдный и пустынный берег скоро наполнится людьми, голосами, движением.

Картина Левитана «После дождя. Плес» очень проста по сюжету, но во всем видна гармония, чувствуется настроение, продолжение. Левитан не просто увековечил один миг из жизни, он показал саму жизнь с разных сторон с ее размеренным и неторопливым ритмом. Способность художника тонко чувствовать и подмечать все мелочи передается и нам, зрителям.

Сочинения по картинам 5-9 класс

  • Иллюстрация к «Сказке о Золотом петушке» Билибина
    (491)

    Картина известного русского художника Ивана Билибина, который один из первых рассмотрел проблему иллюстраций детской литературы. На сегодняшний день сложно представить себе книжку без картинок. Самые лучшие иллюстрации были нарисованы еще во времена развития детской литературы, но до сих пор пользуется популярностью.Эта картина является частью…

  • Иллюстрация к былине «Вольга» Ивана Билибина
    (419)

    Билибин постоянно тяготел к иллюстрированию разного рода былин и сказаний. «Иллюстрация к былине Вольга» выполнена в орнаментальном графическо-декоративном исполнении, которая полностью основана на мотивах былин и преданий русского народа.Иллюстрация выполнена тушью подцвеченного акварелью, при этом стоит отметить, что Билибин смог выработать…

  • Иллюстрация к сказке «Белая уточка» работы Ивана Билибина
    (501)

    Иллюстрирование «Белой уточки», ровно как и еще шести сказок, знаменательно тем, что Билибин смог разработать и активно внедрить в свое творчество особую технику рисунка – тушь, подцвеченную акварелью.Билибин был приверженцем использования русского орнамента в оформлении своих произведений. В связи с этим он часто посещал российские глубинки,…

  • Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» работы Ивана Билибина
    (448)

    Каждый из нас помнит чудесные русские сказки, которые он читал в детстве. Со временем они совершенно изменялись. Люди рассказывали их друг другу, добавляя что-то свое и этим существенно обогащая общее содержание. Сказки сначала не публиковались. Лишь в 17 веке, во второй его половине стали появляться книжки, которые именовались лубком.В них…

  • Описание иллюстрации Ивана Билибина к сказке «Иван-Царевич и жар птица»
    (848)

    Перед нами иллюстрация к знаменитой сказке. Билибин – настоящий мастер, сумевший передать особую красоту этого удивительного жанра. Сказки позволяют нам погрузиться в мир полный чудес. В нем травы. Звери и птицы умеют разговаривать. Человек их прекрасно понимает.Жар-птица – истинное волшебство. С такой героиней не сравниться ни одна птица. Ее…

  • Описание картины И. Грабаря Февральская лазурь
    (473)

    И.Грабарь один из русских художников-живописцев 19-20 веков, его учителями были такие известные личности как И.Репин и П.Чистяков. Больше всего мастер любил изображать на своих полотнах несравненную красоту родных русских земель.Художник очень трепетно относился к истинно русскому дереву — березе, и именно ее очень часто можно встретить на…

  • Описание картины Сальвадора Дали «Мадонна Порт-Льигата»
    (417)

    Будучи некогда неверующим, психика Гения кардинально изменилась, и он обратился в веру. Эти изменения сразу же выразились в его творчестве – странные образы объединились с христианскими мотивами в купе с мистицизмом.Он сотворил две версии полотна «Мадонна Порт-Льигата». В лике Богоматери прослеживаются черты его любимой супруги Галы, которую он…

  • Сочинение И. К. Айвазовский “Радуга”
    (536)

    Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист. В картине “Радуга” нашли отражение романтическое мировосприятие мастера, его восхищение необъятной, вечно изменчивой стихией моря. В центре внимания художника – тема кораблекрушения. Зрительно полотно можно разделить на две части. Задний план более мрачен, преобладают…

  • Сочинение по картине «Май 1945» А. и С. Ткачёвых
    (726)

    Художники братья Ткачёвы, Сергей Петрович (1922) и Алексей Петрович (1925) приобрели значи­тельную известность ещё в середине прошлого века.

    Художники имеют многочисленные награды и звания. Ещё с 1948 г. они начали писать картины вместе, в две кисти — такое бывает не так часто, особенно соавторство на столь продолжительный период.
    Военная тема занимает…

  • Сочинение по картине 3. Е. Серебряковой «За туалетом. Автопортрет»
    (465)

    Судьба талантливой художницы Зинаиды Васи­льевны Серебряковой сложилась счастливо и одно­временно трагически. Родившись в семье Лансере-Бенуа, в которой было несколько поколений талантли­вых архитекторов, скульпторов, художников, Зинаида Васильевна не могла избрать иного занятия, не свя­занного с искусством. Счастливое детство, юность,…

Прятался в училище от сторожа

Во время учебы будущий художник похоронил сначала мать, а спустя два года — отца. В этой тяжелой ситуации Левитана поддержали преподаватели, в том числе и материально. Талантливому юноше выдавали денежные пособия, кисти и краски. Однажды Левитана чуть не исключили из училища за невыплату очередного взноса за обучение. Инспектор пришел на урок, чтобы объявить это решение. «Тут, — вспоминал позднее один из товарищей Левитана, — весь класс, вся сотня загудела, как один человек. Моментально собрали всю сумму и внесли в канцелярию». Кто-то побежал вниз за Левитаном, а он стоял у окна, не решаясь навсегда уйти из училища. «Пойдем, все улажено», — сказал товарищ».

Константин Паустовский писал, что в то время Левитану приходилось искать место для ночлега: «Ночевал он в холодных классах училища на Мясницкой (на этой улице располагалось училище — Ред.), прятался от сторожа. Единственный родной человек, сестра, жившая по чужим людям, изредка кормила его и штопала старый пиджак».

Преподавателями Левитана в училище были Василий Перов, Василий Поленов и Алексей Саврасов, который был его главным наставником. Наставление автора картин «Проселок» и «Грачи прилетели» «Пишите, изучайте, но главное — чувствуйте!» Исаак Левитан взял на вооружение. Свои «пейзажи настроения», прославившие его в будущем, Левитан начал писать в конце 1870-х годов.

Исаак Левитан «Осенний день. Сокольники» 1879

Соловьи в Царском селе

Вспоминая свои студенческие годы, могу сказать, что меня всегда поражала фантастическая энергия Ильи Сергеевича, его харизма, его обаяние, его неуемное творческое начало. Человек не мог жить спокойно, пока не зажжет в молодежи желание творить.

Я прекрасно помню, как мы наблюдали самые разные его состояния, настроения. То он приходил воодушевленный какой-нибудь галереей в Венеции, и мы все копировали многофигурные композиции. То он приезжал из своего любимого Петербурга и был настроен очень лирически, всех нас собирал и вез в так любимый им город на Неве, где мы гуляли долгими белыми ночами и по самому Петербургу, и по Царскому селу.

Вообще, в Петербург мы ездили примерно раз в месяц. Илья Сергеевич очень любил показывать как пример какие-то картины в «Эрмитаже». Мы прошли великолепную школу копирования с помощью преподавателей питерской Академии художеств.

Кстати, в Царском селе мы жили в Екатерининском дворце, в обители для прислуги. По ночам слушали соловьев, а с пяти утра уже рисовали восходы и бежали работать, копировать в Эрмитаж.

Где остановиться в Плесе

Теперь перейдем к практической части поездки. Найти, где остановиться в Плесе, несложно. Здесь почти в каждом доме есть гостевые комнаты, квартиры и гостиницы. Сложно бывает найти свободное место. Если хотите ехать с выходные и праздничные дни, ищите жилье заранее.

В интернете традиционно бронируем гостиницу, квартиру или дом на Букинге. Если ни разу им не пользовались, вот инструкция.

Самые популярные гостиницы и отели в Плесе:

  • Санаторий Актер-Плес
  • Бутик-отель Софи
  • Отель-ресторан Частный визит
  • Санаторий Серебряный Плес
  • Вилла Фортеция

Мне нравится отель Софи (это не реклама). Проживание в нем недешево, но когда вы его увидите, вам точно захочется там пожить.

Совет: если вы не боитесь подниматься и спускаться с холма 2 раза в день, то лучше остановиться в верхней части. Цены там ниже, чем внизу.

Где поесть в Плесе вы узнаете из этой статьи.

Призраки. 2008 г.

Архангельская и Вологодская области – наш прекрасный Русский Север, который постепенно становится «медвежьим углом». Уже ушло то поколение, которое помнило жизнь до революции, а люди помоложе оставляют эти места. Это наша национальная трагедия.

Страшно, когда ты идешь по деревне, в которой еще 100 лет назад ключом била жизнь – были ярмарки, проходили торговые пути, жили сотни и тысячи людей – а теперь все закончилось. Например, теперь уже бывшая деревня Керга на Пинеге, которая когда-то была древнерусским центром этих мест. Сейчас она брошена, а многие дома разобраны и увезены в другие деревни.

В этой работе я стремился передать то ощущение, которое возникает, когда ты идешь по пустой деревне, в окружении изб в пропорциях Парфенона, с окнами как выбитые зубы. Когда оказываешься в таких местах, кажется, что ты идешь по родному пепелищу русской крестьянской культуры.

Мне представляется, что люди, которые там жили и строили эти дома, они наблюдают за тобой из выбитых окон. Ты что-то ищешь, хочешь найти ответы на какие-то вопросы, но ничего уже нет, все заросло бурьяном выше человеческого роста.

2.

Как добраться до Плеса на машине (просто), автобусе (тоже легко), поезде (невозможно)

Доехать до Плеса можно тремя способами:

  • на машине,
  • на автобусе,
  • по Волге на теплоходе.

На поезде в Плес не попасть. Железнодорожного сообщения и вокзала здесь нет.

Теплоход у плесского причала / фото автора

В Плес на машине

Поездка в Плес на машине из Москвы (обратите внимание, что через Иваново короче, но дольше, потому что там много участков узкой дороги):

  • расстояние (через Ярославль и Кострому) – 400 км
  • время в пути – 5,5-6 часов
  • расстояние (через Владимир и Иваново) – 370 км
  • время в пути – 7-8 часов

Из Костромы в Плес:

  • расстояние – 75 км
  • время в пути – 1 час

Из Ярославля

  • расстояние (через Кострому) – 150 км
  • время в пути – 2 часа

Из Иванова:

  • расстояние – 70 км
  • время в пути – 1 час

Из Нижнего Новгорода:

  • расстояние (через Балахну, Мыт, Вичугу) – 280 км
  • время в пути – 5 часов

Можно ли въехать в Плес на машине

В высокий сезон (конец весны – начало осени) въезд в Плес на машине ограничен из-за большого количества туристов.

Когда приедете, поймете почему. Городок маленький, все с машинами там просто не поместятся. Историческая часть застраивалась в XIX веке, поэтому парковки не предусмотрели.

Как въехать в Плес на машине?

Для этого у вас должна быть бронь в гостинице или арендованная квартира в городе.

Есть еще потайнные тропы, но ими лучше не пользоваться. Они позволят подъехать поближе, но не въехать в историческую часть города. И даже если вам удастся пробраться в центр на машине, среди толпы гуляющих туристов вы только будете мучиться.

На двух въездах в город обустроены большие парковки. Вы найдете их на карте выше.

Для местных жителей в Плес въезд свободный.

В Плес на автобусе

Купола Троицкой церкви рядом с автостанцией / фото автора

На автобусе в Плес можно попасть с автовокзала в Иванове, также ходит автобус из Москвы.

С Плесом только автобусное сообщение. Также сюда можно приехать на круизном теплоходе по Волге.

Расписание автобусов до Плеса

Расписание автобусов Москва – Плес (от м. Щелковская):

  • Отправление: 18:00, ежедневно.
  • Прибытие: 01:30.
  • Билет: 910 руб.

Расписание автобусов Плес – Москва (до м. Щелковская):

Отправление: 09:05, ежедневно.

Расписание автобусов с Ивановского автовокзала:

Точное расписание автобусов туда и обратно вы найдете на официальном сайте Ивановского автовокзала.

Все автобусы в Иванове останавливаются на ж/д вокзале по дороге в Плес.

Телефоны автостанции в Плесе:

  • +7 (49339) 4-33-50
  • 8 (910) 992-44-16

После дождя. Плёс. Описание картины Левитана

После дождя. Плёс.
1889. Холст, масло. 80 x 125. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

В 1887 и 1888 Левитан вместе со своей возлюбленной Софьей Петровной Кувшинниковой совершил путешествие по Волге

Великая река традиционно являлась важной вехой в творчестве многих русских художников: Алексея Саврасова, Федора Васильева, Ильи Репина

Поездка на великую русскую реку, которую так проникновенно изображал его любимый учитель Саврасов, давно была задумана Левитаном (он почти уже собрался ехать туда в начале 1880-х годов, но не смог поехать из-за болезни сестры).

Однако первая встреча с Волгой не удовлетворила живописца. Стояла холодная, пасмурная погода, и река показалась ему «тоскливой и мертвой». Левитан писал Чехову: «Чахлые кустики и, как лишаи, обрывы.

Сейчас еще дождь пойдет… Этого еще не хватало…».

Вскоре Левитан, так и не найдя понимания Волги, вернулся в Москву. Но впечатления от поездки не отпускали его. Зимой 1887—1888 годов были написаны «Разлив на Суре» и «Вечер на Волге», в которых Левитан, видимо, обобщая волжские впечатления, сумел сообщить своему искусству новое, философски-эпическое звучание.

Весной 1888 года Левитан снова отправился на пароходе по Оке до Нижнего Новгорода и далее вверх по Волге. И не напрасно. На этот раз встреча с волжскими просторами оказалась намного более благоприятной.

Еще с парохода он разглядел на берегу небольшой живописный городок, растянувшийся почти от одного изгиба реки до другого. Это был Плёс, чьи окрестности впоследствии запечатлел на своих полотнах живописец.

Месяцы, которые он провел в Плёсе в 1888, а затем и в два последующие года, стали, быть может, самыми плодотворными в его жизни. Уютный патриархальный городок, окрестные леса, поля и, конечно, волжские просторы дали ему желанное душевное равновесие и многообразную натуру для творчества.

Левитан писал здесь березовые рощи, возвышавшуюся на лесистом крутом берегу часовню (Ветхий дворик, 1889), крепкие избы среди сияющих зеленями осенних полей (Осень. Слободка, 1889), окруженную лесом мельницу (Осень. Мельница, 1888), жемчужно струящиеся ручьи.

В Плёсе были написаны первые из известных натюрмортов Левитана — изображения любимых художником полевых и лесных цветов «Одуванчики», конец 1880-х; «Ночные фиалки и незабудки», 1889 и другие. Но более всего Левитан писал в Плёсе Волгу, представшую теперь на его картинах соразмерной и дружественной человеческой душе.

Вдохновенно, с удивительным многообразием цветовых гармоний и «мелодий», вечером и утром, в тихие и ветреные дни изображал он в своих этюдах и картинах ее плёсы, перекаты и заливы.

Мягкий, золотисто-розовый на закатном солнце туман, обволакивающий Плёс, сочная зелень полого склона, голубовато-белые стены колокольни на фоне бледно-розового неба – все наполнено чувством гармонии природы и бытия. При всей масштабности произведения Левитан отразил великую реку не торжественно и пафосно, как это можно увидеть в работах других русских мастеров, а тепло и умиротворенно.

Этим чувством наполнены все детали картины, и даже белая собака, которую еле видно в высокой траве на первом плане, выглядит очень трогательно.

Картина «После дождя. Плёс» насыщена влагой не меньше, чем «Вечер. Золотой Плёс». Она поражает мастерской передачей атмосферы и силой выразительности. В ней наглядно представлено состояние природы после только что прошедшей бури.

Еще блестит от дождя мокрая трава, а ветер гонит по поверхности Волги серебристую рябь, но в этой холодной атмосфере чувствуется слабая надежда на тепло, которую передают рваные облака и проглядывающие сквозь них косые лучи солнца.

«Повседневная жизнь Волги отображена в картине „После дождя. Плес“. Собственно, в ней больше места отведено берегу, низкому, на первый взгляд мало приглядному, куда выходят окраинные постройки небольшого городка.

Только что прошел ливень, освежил воздух, пропитал все влагой, но солнце уже начинает пробиваться сквозь клубящиеся облака. Омытые дождем крыши, трава и деревья — все осветилось мягкими, переливающимися чистыми красками» (В.

Лось).

В каком-то смысле, образ Волги, вообще, изображение плавно несущей свои воды широкой реки является в искусстве зрелого Левитана как некое воплощение жизни в ее желанном чистом, незамутненном, естественном движении, поэтической сущности.

Хотя в подобных пейзажах редко появляются фигуры, они отнюдь не отчуждены от жизни людей. И дело не только в том, что в них часто присутствуют храмы, дома, лодки и другие приметы человеческой деятельности.

Весь образный строй левитановской живописи «насквозь очеловечен».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector