В чем помогает икона троеручица божией матери

История появления иконы

В 8 веке нашей эпохи, когда гонения на христиан издавна закончились, мир захлестнули новейшие волнения: иконоборчество. Правитель Лев 3-ий стал призывать людей уничтожать иконы и не отрисовывать их, молясь лишь Господу, Сущему на небесах. Совместно с ликами святых уничтожалось много остальных христианских артефактов: скульптуры, мозаики, даже алтари.

Один из византийских придворных, Иоанн Дамаскин, открыто противостоял императору, писал трактаты, всячески объясняя значимость икон. Естественно, правителю это не нравилось, и он организовал подлог, а конкретно — письмо, которое выставляло Иоанна муниципальным предателем.

Византийский правитель, при дворе которого трудился мудрец, поверил подлогу и отдал приказ наказать Иоанна методом отрубления его руки.

Страдая от боли, праведник молился Святой Деве. В одну из ночей она пришла к нему и пообещала исцелить. И вправду, рука приросла! И лишь большенный рубец остался на кисти как подтверждение перенесенной Иоанном ужасной раны.

В благодарность он заказал копию собственной руки из серебра, опосля что приложил ее к иконе в церкви, желая показать, что по сути его рука принадлежит Королеве Небесной.

К слову! Мощи святого Иоанна находятся не только лишь в Греции и Венеции, да и в Санкт-Петербурге (Новодевичий монастырь, Казанский храм):

Народные легенды, связанные с данной для нас иконой

Не все православные знали о Иоанне Дамаскине, но почти все лицезрели в церквях икону, на которой у Богородицы нарисовано три руки (по ошибке все три руки начали отрисовывать в одном стиле и одной одежке, потому все три почти все доверчивые люди причисляли Богородице).

И вот такие истории люди придумали.

  • Как-то, когда Иисус Христос был еще малышом, погнались за Его Мамой разбойники. Она ринулась в реку, чтоб спастись вплавь. Но было тяжело и плыть, и держать малыша. Потому Дева Мария попросила Иисуса отдать ей еще одну руку, для удобства. Так и случилось.
  • Один богомаз отрисовывал одигитрию. Когда икона была фактически готова, он подошел к ней и вдруг узрел, что на изображении три руки. Как он мог так ошибиться? Живописец здесь же стер третью руку, но на последующий денек она снова возникла. Мужик снова зарисовал ее, но во сне к нему пришла Богородица и отдала приказ больше не трогать икону — мол, она обязана смотреться конкретно так. Естественно же, живописец послушался.

Молитва

О Пресвятая и Преблагословенная Дево Богородице Марие! Припадаем и покланяемся Ти пред святою Троеручною иконою Твоею, воспоминающе преславное чудо Твое исцелением усеченныя десницы преподобнаго Иоанна Дамаскина, от иконы сея явленное, егоже знамение доныне видимо есть на ней, во образе третия руки, к изображению Твоему приложенныя. Молимся Ти и просим Тя, Всеблагую и  Всещедрую рода нашего Заступницу: услыши нас, молящих Ти ся, и якоже  блаженнаго Иоанна, в скорби и болезни к Тебе возопившаго, услышала еси, так и нас не презри, скорбящих и болезнующих ранами страстей многоразличных и к Тебе от души сокрушенныя и смиренныя усердно прибегающих. Ты зриши, Госпоже Всемилостивая, немощи наша, озлобление наше, нужду, потребу нашу в Твоей помощи и заступлении, яко отвсюду враги окружени есмы, и несть помогающего, ниже заступающего, аще не Ты умилосердишися о нас, Владычице. Ей, молим  Ти  ся,  вонми гласу болезненному нашему и помози нам святоотеческую Православную веру до конца дней наших непорочно сохранити, во всех заповедех Господних неуклонно  ходити, покаяние истинное о гресех наших всегда Богу  приносити  и  сподобитися  мирныя христианския кончины и добраго ответа на Страшнем Суде Сына Твоего и Бога нашего, Егоже умоли за нас Матернею молитвою Твоею, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да помилует нас по велицей и неизреченней милости Своей. О Всеблагая! Услыши нас и не лиши нас помощи Твоея державныя, да, Тобою спасение  получивше, воспоем и прославим Тя на земли живых и рождшагося от Тебе Искупителя нашего, Господа Иисуса Христа, Емуже подобает слава и держава, честь и поклонение, купно со Отцем и Святым Духом, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва 2-я 

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, велие чудо святому Иоанну  Дамаскину  явившая,  яко веру истинную и надежду несумненную показавшему! Услыши нас, грешных, пред чудотворною Твоею иконою усердно молящихся и просящих  Твоея  помощи: не отрини моления сего многих ради прегрешений наших, но, яко Мати милосердия и щедрот, избави нас от болезней, скорбей и печалей, прости  содеянныя  нами грехи, исполни радости и веселия всех, чтущих святую икону Твою, да радостно воспоем и любовию прославим имя Твое, яко Ты еси от всех родов избранная и благословенная во веки веков. Аминь.

Тропарь

Днесь све́тло красу́ется ца́рствующий град Москва́, име́ющи в себе́, о  Всеми́лостивейшая, всея́  тва́ри  Честне́йшая,  Засту́пнице  на́ша  Де́во  Богоро́дице, честны́й о́браз Тво́й, и́мже подсо́лнечныя концы́ земли́  удивля́еши  и мир ми́рови да́руеши, во  о́браз  бо  Святы́я  Тро́ицы  явля́еши  трие́ ру́це: двема́ у́бо Сы́на Своего́, Христа́  Бо́га  на́шего,  но́сиши,  тре́тиею  от напа́стей и бед ве́рно к Тебе́ прибега́ющих избавля́еши, и от  потопле́ния  изыма́еши, и всем поле́зная да́руеши, и  преподо́бному  Михаи́лу  Малео́нскую  го́ру показа́, и всех всегда́  ми́луеши,  честно́ю  ри́зою  Свое́ю  покрыва́еши  жи́тельство сие́ и вся гра́ды и страны́ на́ша, да  зове́м  Ти:  ра́дуйся,  Обра́дованная.

Тропарь

Я́ко звезда́ светозаря́ющая, из  Се́рбии  на  Афо́н  чуде́сно  прии́де  всечестна́я  ико́на  Твоя́  Троеру́чица,  ю́же  оби́тель  Хиланда́рская  благогове́йно  восприе́мши, я́ко Боже́ственный дар свы́ше, прославля́ет Тя, Влады́чицу, и уми́льно вопие́т: не оста́ви ми́лость Твою́ от нас, но пребу́ди с на́ми во ве́ки.

Кондак

Днесь весе́лое наста́ ны́не Твое́ торжество́,  Богома́ти  Пречи́стая,  вси́ ве́рнии  испо́лнишася  ра́дости  и  весе́лия,  я́ко  сподо́бльшеся  изря́дно  воспе́ти  преди́вное явле́ние честна́го о́браза Твоего́ и ро́ждшагося из Тебе́  Младе́нца,  и́стинна же Бо́га, Его́же двема́ рука́ма объе́млеши, и тре́тиею от напа́стей и бед нас изыма́еши, и избавля́еши от всех зол и обстоя́ний.

Кондак: 

Де́ва днесь благоволе́ние к нам явля́ет, Гора́ же  Афо́н  благодаре́ние  Ей  прино́сит,  А́нгели  и  и́ноцы  славосло́вят,  Троеру́чица  из  Се́рбии  чуде́сно  путеше́ствует: нас бо ра́ди прии́де и всели́ся во святу́ю оби́тель Хиланда́рскую.

Величание 

Велича́ем Тя, Пресвята́я Де́во, Богоизбра́нная Отрокови́це, и чтим  о́браз  Твой  святы́й, и́мже то́чиши исцеле́ния всем с ве́рою притека́ющим.

О чем молятся перед иконой

Молитвы перед богородичным образом помогают в разных ситуациях:

  • при болезнях собственных или окружающих людей;
  • при полной или частичной утрате зрения;
  • при постоянных невзгодах и неудачах;
  • в случае ослабления веры, появления тоски и уныния;
  • в крайней бедности, неспособности выбраться из нищеты;
  • во время поисков работы, нового места жительства;
  • при разногласиях, стремлении к примирению враждующих сторон;
  • при незаслуженных обвинениях, клевете;
  • при несправедливом осуждении и заключении в неволю;
  • после утраты близкого человека, при душевной скорби.

Издавна икона считается покровительницей людей, занимающихся ремеслом, а также домохозяек. Обращение к «Троеручице» облегчает поиски истины в спорных ситуациях, позволяет найти правильные ответы на сложные вопросы, защищает от происков недоброжелателей. Лик Пресвятой Девы Марии помогает очистить душу от греховных помыслов и обрести Божью благодать.

Молятся перед образом дома или в храме, где удастся присутствовать при чтении акафиста. Обращаться к Божией Матери можно в одиночку либо всей семьей. Делают это по-разному, как вслух, так и мысленно, в обычный день или в праздник иконы. Людям, часто бывающим в поездках, подолгу болеющим, военным рекомендуется носить с собой небольшой образок «Троеручица» и беседовать с Богородицей в тяжелые моменты.

Значение иконы Троеручица

Образ Богородицы на этой иконе имеет третью руку, но это вполне объяснимо. Дело в том, что связана она с еще одним святым — Иоанна Дамаскиным. Он был ревностным защитников православных икон, а в то время царствовал император-иконоборец. Иоанну Дамаскину отрубили руку за то, что он писал богословские трактаты в защиту икон. Руку ему отдали. Ночью он молился Матери Божией, и когда приставил руку — она приросла!

И сегодня известны операции по приживлению руки, но, конечно, тогда это было великое чудо! Святой принес в дар Богородице — а благодарность и свидетельство чуда — серебряную руку. Это был один из вотивные даров. Вотивы (от латинского названия обета, посвящения богам — votivus) — это любые вещи, приносимые в дар Богу по обету, для исполнения молитвы и в благодарность за помощь. Их традиция идет от древних жертвоприношений. Но Господу Иисусу Христу не нужны жертвы кровавые, как это было в язычестве: Матерь Божия и Ее Сын помогают людям безвозмездно, прося лишь о жизни по заповедям Божиим, любви к другим людям и соединении с Богом в церковных Таинствах.

Куда вешают «Троеручицу» в доме?

Образок можно повесить в комнате болеющего человека. Согласно традициям образ «Троеручицы» ставится на специально отведенную полку, рядом с иконой Спасителю, так, что бы отношению к смотрящему человеку она была с левой стороны. Выше могут стоять только распятие или изображение Святой Троицы. Если нет возможности расположить икону на восточной стороне, то подбирают любое место, свободное от бытовых приборов и украшений в виде постеров или картин.

Не допускается захламление иконостаса. Соседствовать с ликом может лампада или свеча. Небольшой образ можно повесить в комнате, где проживает болящий человек.

Описание

Икона Божией Матери «Троеручица». (без ризы)

Икона двусторонняя и была выносной, о чем свидетельствуют остатки ручки в центре нижнего поля. На одной стороне представлена Богоматерь с Младенцем, на другой — поясное изображение св. Николая.

Живопись обоих изображений находится в хорошем состоянии. Приблизительно в конце XIX века на изображении Богоматери появился серебряный оклад. Открытым осталось только личное письмо. Почти во всех публикациях икона воспроизводится в окладе. Однако старая фотография, приведенная Л. Мирковичем, позволяет не только увидеть живопись иконы, но и реконструировать ее состояние до закрытия окладом .

Сербские историки искусства, например, С. Радойчич и В. Джурич, атрибутируют саму икону греческому мастеру около года .

Иконографический тип Богоматери отличается от традиционной Одигитрии только тем, что она держит Младенца на правой руке. Лишь без оклада заметны все особенности иконографии: прямая как свеча Богоматерь сохраняет фронтальность позы, а голова едва заметно повернута к Младенцу, который сидит как в безвоздушном пространстве. Задумчивый взгляд Матери, устремленный за пределы иконы, наполнен скорбным предчувствием судьбы Сына Божия, Богоматерь будто отрешена от реальности. Младенец, напротив, внимательно смотрит на Мать, как будто хочет что-то сказать. Распознать в этом образе Иисуса как Мессию не представляется сложным, поскольку его одежды обильно покрыты золотым, излучающим сияние ассистом; в левой руке маленький свиток, на который он как бы опирается. Эта деталь характерна для торжественных образов Одигитрии. Правая рука Младенца не в обычном благословляющем жесте, а только сложена так, как на изображениях античных риторов.

В этом контексте криптограмма  может быть прочитана как эсхатологическое пророчество-предостережение. Она .

Свт. Николай. Изображение на оборотной стороне иконы Божией Матери «Троеручица». Мон-рь Хиландар, Афон. Ок. 1350 г.

Φ.Χ.Φ.Π.Свет Христов просвещает всех

На старой фотографии, показывающей состояние живописи под окладом, на поверхности иконы можно различить отпечатки не менее тринадцати вотивных предметов. Все они расположены на мафории Марии. Первоначальная вотивная рука, судя по отпечатку, была прикреплена гвоздями на живописную поверхность под левой рукой Богоматери. Она имела другую форму, чем та, которую мы видим сегодня на окладе: запястье было более узкое, а большой палец отставлен в сторону. На окладе все пальцы вотивной руки прижаты друг к другу. Большинство копий Троеручицы отражают состояние иконы, когда предыдущий оклад не прикрывал фигур Богоматери и Младенца, как сейчас, а древняя вотивная рука находилась на совсем другом месте — под левой рукой Богоматери. Трудно сказать была ли она сделана из серебра или другого материала. При изготовлении оклада в XIX веке сделали новую вотивную руку и поместили ее на другом месте — в левом нижнем углу, около ножки Младенца. Тоже отдельно и тоже только на живописи мафория прикреплены были гвоздями и металлические привески.

Фотография показывает и такие важные детали, как форма чепца Богоматери, обильный ассист на гиматии, крестики и лилии на хитоне Младенца, надпись на фоне: ΜΡ ΘΥ Oδηγή. Эту надпись и упоминание в Хиландарском типиконе монастыря как «Хиландар Богородицом Наставником», Л. Миркович трактует как доказательства того, что монастырь был посвящен Богоматери Одигитрии, а икона Троеручицы была патрональной .

В средневековых фресках только в росписях Матеич (1356–1357) уделяется внимание культу Троеручицы , а единственная средневековая икона с написанной живописью третьей рукой Богоматери известна только в иконостасе Белой церкви Каранской (1340–1342) .

Оба примера указывают на локальное почитание иконы Троеручицы в Скопие до года, где находилась посвященная ей церковь, а не на икону в Хиландаре.

На Балканах и в России легенды, связанные с Хиландарской святыней, получили достаточно позднее распространение, по-видимому, начиная с года или около этого времени .

День памяти

Память иконы празднуется два раза в год:

  • 12 июля;
  • 25 июля.

Случаи помощи в наши дни

Ныне икону «Троеручица» можно встретить почти в любой церкви. Велико и количество копий образа, почитаемых как чудотворные.

Вот лишь некоторые случаи помощи Матери Божией, собранные сестрами Успенской Феклиной женской пустыни (Калужская область), где один из списков находится с 2009 г.

За это время эта старая, темная икона чудесно обновилась. Сестры свидетельствуют, что чудо обновления продолжается. К тому же лик Богородицы меняется: иногда от светел, иногда же Её очи наполнены слезами. На Акафист Пречистой приезжает множество паломников. Многие, кроме имен, подают записки с просьбами к Богоматери о помощи, которые тоже читаются во время службы.

Исцеление без операции

Игуменья обители, Виталия (Кочетова) рассказывает:

Нашла работу

Скорая помощь при болезнях, житейских нестроениях, умирение врагов – все это подает Богородица в наши дни, как многие столетия назад, через Свою икону. Иногда только взгляд на образ, перед которым великий Дамаскин молился о невозможном, избавляет от отчаяния, уныния, дарит надежду. И Богородица не посрамляет упования надеющихся на Нее.

Наталья Сазонова

Использованные материалы

  • Икона Божией Матери, именуемая «Троеручица». Страница сайта «Cвятая Гора Афон — земной удел Божией Матери».

  • Иван Бенчев. «Икона Богоматери Троеручицы в Хиландарском монастыре на Афоне». // Византия и византийские традиции. Сборник научных трудов посвященный XIX Международному конгрессу византинистов. Копенгаген 18–24 августа, С. Петербург 1996 (издание Гос. Эрмитажа), стр. 175–183. — страница сайта «Христианство в искусстве». Иконы, фрески, мозаики.

  • «Богоматерь Троеручица», страница сайта «Христианство в искусстве». Иконы, фрески, мозаики.

  • «Святитель Николай», страница сайта «Христианство в искусстве». Иконы, фрески, мозаики.

  • Икона Божией Матери, именуемая «Троеручица». Страница сайта «ОПТИНА ПУСТЫНЬ — живая летопись». Сообщество почитателей обители и ее старцев (взята иллюстрация)

  «Σύναξη της Παναγίας της Τριχερούσας στο Άγιο Όρος», частный сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов): —

  Cinstirea Icoanei Maicii Domnului „a Sfântului Ioan Damaschin” (Trihirussa), портал Doxologia.Ro, —

  Поселянин Е. Богоматерь. Т. I. С. 389–392; Сказания о земной жизни… С. 300.

  Беляев И. Д. Переписная книга домовой казны патриарха Никона // ЧОИДР. М., 1852. Кн. XV. С. 97.

  Леонид, архимандрит. Рассказ о Святогорских монастырях архимандрита Феофана (Сербина). 1663–1666. СПб., 1883. С. 3–4; Фонкич Б. Л. Греческое книгописание в России в ХVII в. // Книжные центры Древней Руси. XVII век. Разные аспекты исследования. СПб., 1994. С. 40–41

   Например в рукописи из Публичной библиотеки в Петербурге (Описание сборников имп. Публичной Библиотеки. СПб. 1876. Вып. LVII. С. 275), в сборнике Моховикова «Небо новое. Солнце пресветлое», около 1716 года из Научной библиотеки МГУ в Москве (МГУ, научная библиотека. Ф. 302, инв. № 10536-7-71).

  Мирковиħ Л. Икона Богородицы Троеручицы // Иконографические штудии. Нови Сад, 1974. С. 233–235.

  Радоjчиħ С. Уменички споменици манастира Хиландара // Зборник радова САН. Београд, 1955. Т. XLIV. С. 174; Богдановиħ Д., Буриħ Б., Медаковиħ Д. Хиландар. Београд, 1978. С. 112–114.

  Расшифровка криптограммы соответствует иерейскому возгласу, возносимому после чтения первой паремии на службе Литургии Преждеосвященных Даров

  Мирковиħ Л. Икона. С. 233–235; Богдановиħ Д., Буриħ Б., Медаковиħ Д. Хиландар. С. 50.

  Hamann-Mac Lean R., Hallensleben H. Die Monumentalmalerei in Serbien und Makedonien. Gieben, 1976. S. 58.

  Ваjцман К., Алибегашвили Г., Вольскаjа А., Бабйħ Г., Хацидакис М., Алпатов М., Воинеску Т. Иконе. Београд, 1983. С. 181. М. Кашанин. Бела црква Каранска. Београд, 1928; З. Симиjева. Иконостас Беле цркве у селу Карану и каранска Богородица Троjeручица // Старинар. Београд, 1932. Т. VII С. 15–35.

  Поселянин Е. Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ея земной жизни и посвященных Ея имени чудотворных икон. СПб. (репринт, Киев, 1994). Т. I. С. 389–392.

  Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы. М., 1904 (репринт). С. 300; Письма Святогорца к друзьям своим о Святой Горе Афонской. М., 1895 (репринт). С. 201–203.

  Минея-Июль. 2 часть. 12 июля. М.: Издательский совет Русской Православной Церкви. 2002, стр. 53 — ;

  Минея-Июль. 2 часть. 12 июля. М.: Издательский совет Русской Православной Церкви. 2002, стр. 57, 58 — ; ;

Описание и значение образа

Картина «Троеручица» выглядит необычно. Ее относят к типу Одигитрий – изображений Богородицы вместе с Младенцем. На иконе Богоматерь удерживает на правой руке маленького Спасителя. Левой ладонью Царица Небесная указывает на Иисуса, подразумевая путь к спасению всего человечества.

На изображении присутствует «третья» рука. Иногда она рисуется непосредственно на иконе. На других картинах представляет собой элемент, изготовленный из благородного металла и наложенный на поверхность.

Третья кисть может иметь два варианта значения:

  • рука, нарисованная в стороне от Богородицы, символизирует Ее покровительство, благодать и милосердие к верующим;
  • ладонь, принадлежащая самой Божьей Матери, подразумевает исходящие от Нее защиту и благословение.

Икона «Троеручица» напоминает о необходимости смиренного служения Господу, очищения души, стремления к искренней вере на протяжении всей человеческой жизни. Для христиан, обращающихся к ней с молитвенными просьбами, она становится надежной защитницей и помощницей во многих трудных ситуациях.

Краткая история чудотворного образа

11 и 25 июля Церковь чтит образ Божьей Матери «Троеручица, прославившийся в разгар иконоборчества.

Икона «Троеручица» относится к типу Одигитрия (Путеводительница). Но, в  отличие от других икон, Богородица держит Младенца не на левой, а на правой руке. В нижнем левом углу изображена кисть, напоминающая о чуде исцеления преподобного Иоанна Дамаскина.

На Руси икона известна с 1662 года, о чем сообщает рукопись XVIII века:

Чудотворные списки находятся:

  • в Даниловом монастыре;
  • в Храме Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах (список 1716 года);
  • в Храме святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (г. Санкт-Петербург).

Но, конечно же, как высказался архимандрит Феоктист (Димитров), настоятель Болгарского подворья в Москве:

У этого образа люди молятся Божией Матери об исцелении рук, ног и суставов.  После того, как в 80-е годы прошлого века у реставратора иконы восстановилось зрение, к ней обращаются с просьбами о врачевании глазных болезней.  Люди верят, что молитва к Божией Матери пред этой святыней помогает в трудах ремесленников, особенно иконописцев.

История иконы начинается в VIII веке в эпоху византийского императора Льва  III  Исавра, лютого иконоборца. Мало кто решался  противостоять  властителю.  Одним из смельчаков был советник сирийского халифа — Мансур ибн Серджун ат-Таглиби  (известный в православии как преподобный Иоанн Дамаскин).

По подложному письму враги оклеветали советника, обвинив его  в  обещании  всяческой поддержки императору в случае военного похода на  Сирию.  Разгневанный  халиф, не разбираясь, приказал палачу отсечь несчастному Мансуру кисть правой руки.

Всю ночь молился истерзанный страданиями советник  пред  образом  Богородицы,  стоящим у его постели. Рядом на подносе лежал пожалованный «подарок» халифа – отрубленная кисть, та самая, которой были написаны «Три защитительных слова против порицающих святые иконы».

Утомленный волнениями, советник забылся. В сонном видении явилась ему  Пречистая Дева и, пообещав исцеление,  призвала  послужить  Божественному  Сыну  сочинением церковных канонов.

Очнувшись, страдалец закрылся рукой от пробивающегося утреннего луча, и внезапно понял, что отрубленная кисть снова на месте! Возблагодарив  Утешительницу,  он  приказал отлить из серебра кисть человеческой руки и  подвесить  к чудесному образу.

После этого дивного случая советник принял монашество под именем Иоанна и всю жизнь носил на голове тряпицу, которой в ту страшную ночь была забинтована его рука. Таким и изображают его на иконах. Почил преподобный около 775-780 года.  День его памяти – 17 декабря.

В XIII веке образ был подарен святителю Савве Сербскому, но при турецком нашествии, спасая святыню от поругания, монахи возложили ее на осла и пустили животное на волю. По Божьему Промыслу осел беспрепятственно дошел до Хиландарской обители на святой горе Афон, где икона обрела свое место и явила множество чудес.

Интересный фактХиландарские монахи разместили икону в алтаре, но она трижды неведомым образом переносилась, преодолевая дверные запоры, на престол почившего в те дни игумена.  С той поры должность игумена в Хиландаре упразднена, а за благословением братия обращается непосредственно к чудесному лику. 

Подобно святому Иоанну Дамаскину, много веков назад получившему  утешение  от Пречистой Девы, верующие и сейчас притекают непрестанно к чудотворной Ее иконе, изливающей бесчисленные милости на человеческий род.

Это интересно: История появления иконы Богородицы «Троеручица»

Татьяна Расновская

Богородица Троеручица

Икона Богородицы Троеручицы тесно связана с духовной жизнью сербской православной церкви. Святой Савва, первый архиепископ Сербии и основатель монастыря Хиландар, в качестве благословения перевез ее из Иерусалима на свою православную родину.

Эта чудотворная икона связана также с чудом исцеления и восстановления правой руки святого Иоанна Дамаскина Богородицей. Когда святой служил первым советником в Дамаске, он был осужден императором иконоборцем Львом III, как предатель, а в качестве меры наказания, Халиф повелел отрубить ему правую руку. Иоанн упал на колени перед иконой Богородицы и приложил отрубленную руку к месту отсечения, прося исцеления. За молитвой он уснул, а во сне увидел Божью Матерь, которая сообщила, что он исцелился. В качестве благодарности, Иоанн сделал из серебра руку и поместил ее под правой рукой Богородицы. Таким образом, мы видим на иконе три руки, вследствие чего она и была названа «Троеручица». Халиф осознал несправедливость своего наказания и хотел восстановить Иоанна в должности, но тот предпочел стать монахом и удалился в лавру Святого Саввы в Иерусалим, забрав с собой свою семейную святыню. Именно оттуда святой Савва забрал икону и перевез ее в Сербию, где она оставалась до XIV века, вплоть до эпохи правления преемника Стефана Душана. Царь Уреш II послал эту икону своим солдатам на поле сражения, но она чудесным образом оказалась на Святой Горе, за стенами монастыря Хиландар. Все монахи приветствовали святую икону и с великими почестями поместили ее в алтарной части главного храма монастыря. Здесь для иконы был создан отдельный проскинитарий. Однажды, когда в монастыре проходили выборы игумена, икона Троеручница из алтарной части переместилась в стасидий игумена. Монахи решили, что это дело рук самих братьев и вернули икону на ее место в алтарную часть. Это событие повторилось и во второй, и в третий раз; тогда все поняли, что это волеизъявление самой Богородицы, и что она хочет остаться на этом месте, чтобы управлять монастырем.

На праздник Богоявления икона Троеручница переносится в нартекс главного храма. 12 июля совершается ежегодное всенощное бдение в честь Богородицы, как воспоминание о прибытии в монастырь.

Чудотворная икона Богородицы Троеручицы получила особое распространение в славянском православном мире. Существует много списков с этой иконы, большинство из которых точно следуют этому типу иконографии, выражая свое благоговейное отношение к оригиналу.

Старейшее изображение Богородицы Троеручицы за пределами Святой Горы Афон было написано по заказу одной монахини в 1340 году в деревне Каран. В монастыре Одигитрии на острове Крит существует фреска Богородицы Троеручицы, датируемая XIV веком. Единственное отличие от оригинала заключается в том, что на фреске Богородица держит младенца на своей левой руке.

В проскинитарии, построенном на месте, где появилась чудотворная икона, за стенами монастыря Хиландар, находится фреска Богородицы Троеручицы работы 1809 года, сопровождаемая надписями на греческом и старославянском языках, рассказывающими предания об иконе. Справа от фрески изображается святой Семён, а слева — святой Савва, а также сцены из жизни святого Иоанна Дамаскина, среди которых отсечения его руки, и сцены приветствия иконы монахами обители.

Во время турецкого владычества икона Богородицы Троеручицы почиталась особо сильно. Это подтверждается большим количеством переносных икон-списков, сохранившихся с XVII, XVIII и XIX века на Святой Горе Афон, а также на остальной территории Греции, средневековой Сербии, Болгарии, Румынии, России и в частных коллекциях.

На обратной стороне иконы Богородицы изображается святой Николай анфас. Он одет в облачение каштанового цвета и омофор с буквами, символизирующими изречение «Свет Христов просвещает всех». По обеим сторонам от нимба, на золотом фоне, читается надпись: «Святой Николай».

С точки зрения иконографии иконописец следует устоявшемуся типу изображения Святого, с той небольшой разницей, что на иконе отсутствует изображение Христа и Богородицы, которые обычно изображаются по обеим сторонам от головы святого, держащими в руках Евангелие и омофор.

О чем она гласит нам: значение

Небольшой Иисус благословляет всякого смотрящего на икону, а Его Мама показывает на собственного Отпрыска, тем давая осознать, к кому мы должны стремиться и кого просить о помощи.

Также есть мировоззрение, что три руки означают: две ладошки необходимы Богородице для поддержания Отпрыска, а 3-я — для помощи всем страждущим.

По стилю написания это — одигитрия (другими словами путеводительница, потому что Дева Мария показывает на Христа как на настоящий путь хоть какого христианина).

28 июня (либо 11 июля).
12 (либо 25) июля.

Где находятся самые почитаемые списки

В нашей стране есть много списков с данной иконы, она весьма популярна в православии. Существует даже монастырь, построенный в ее честь. Но самыми целительными признаны вида, которые вы сможете посетить в 2-ух городках:

  • Москва (Свято-Данииловский монастырь). Тут находится воистину древний перечень 17 века, прославившийся исцелением мастера, реставрировавшего икону. Этот человек имел задачи с очами, но он веровал, что святыня поможет — и стал отлично созидать.
  • Екатеринбург (узнаваемый Храм-на-Крови).

Вы не живете в Рф? Тогда может, вы из Украины? Посетите киевский монастырь Святой Троицы. Конкретно тут находится Троеручица, которая приостановила эпидемию тифа в городке в 19 веке.

Ну, а самая старая копия — в болгарском Троянском монастыре. Братия считает ее собственной защитницей, охраняющей монастырь много сотен лет.

История необычного образа

Это не совсем обычная икона, отличающаяся от других образов Одигитрии. Внизу ее – приложенная к иконе литая кисть, как третья рука Богородицы. История ее появления связана с чудом Пречистой.

Согласно самой распространенной версии, появление необычной иконы относится к VIII в., однако существует также самостоятельное предание о том, что первый такой образ создан намного позже – в XIV в.

Иоанн Дамаскин

Преподобный Иоанн ДамаскинБогатенко Яков Алексеевич (1880–1941)1905 г.Дерево, темпера18 × 14.5 смМузей музыкальной культурыимени М. И. Глинки, Москва, Россия

Из жития этого преподобного известна достаточно драматичная история появления Троеручицы. Прп. Иоанн служил при дворе халифа Дамаска (Сирия). За ум, честность, государственную мудрость он пользовался уважением правителя, всего двора. Вместе с тем, Иоанн был христианином, и не скрывал этого, хотя Сирия тогда была мусульманской.

Образованный, твердый верой, Дамаскин (как именовали Иоанна по месту его жительства и службы) не раз боролся с ересями, которыми раздираема была тогда Церковь. Так, с 726 г. византийский император, Лев III, воспретил поклонение иконам, повелев выбрасывать из их храмов, уничтожать. Среди верующих было немало сомнений, колебаний. Для многих из них они заканчивались по прочтении ярких полемический сочинений Иоанна, которые хорошо знали византийцы. Святой логично, просто, ясно излагал церковное учение об иконопочитании.

Видя, что во многом из-за Сирийского богослова его затеи терпят поражение, царь Лев измыслил интригу: велел своим писцам, cкопировав почерк Иоанна, написать якобы посланное им царю письмо с предложением открыть ворота Дамаска византийским войскам. Это «послание» царь отправил халифу, как свидетельство «дружбы», на самом же деле – стремясь изобличить Иоанна как предателя. Вероятно, царь полагал, что халиф казнит своего министра, но слишком велики оказались его заслуги. Тем не менее, поверив клевете, правитель велел усечь Иоанну правую руку.

Невинный страдалец принял казнь без ропота на властителя, лишь попросив не вывешивать отрубленную конечность на всеобщее обозрение, как то было принято. Отрубленную руку отдали Иоанну. Положив это свидетельство несправедливости и вероломства человеческого пред иконой Пречистой, страдающий от боли Иоанн взмолился о невозможном: исцелении. Горячая вера защитника православия не была посрамлена: утром все воочию увидели его целым, здравым, владеющим обеими руками. Лишь вокруг кисти правой оставалась заметная красная линия, как удостоверение чуда.

Теперь уже халиф, потрясенный до глубины души, умолял Иоанна о прощении, предлагал ему должности, высшие прежней. Но невинный страдалец, от сердца простив заблуждение правителя, решил иначе: вовсе удалившись от двора, он принял постриг в обители прп. Саввы Освященного. Туда же он забрал икону, украсив ее отлитым из серебра изображением руки.

Полагают, что иноки впоследствии (XII в.), подарили эту святыню прп. Савве Сербскому. К XIV в. святыня оказалась при сербском Хиландарском монастыре Афона, где пребывает доныне.

«Чудотворения ради»

Впрочем, сами насельники Хиландара утверждают, что ныне известная икона написана в XIV в., а третья рука появилась на образе сама собой. Об этом свидетельствовал инок, писавший этой изображение. Небесный глас повелел ему оставить икону именно такой, «чудотворения ради, а не по естеству». До сих пор у церковных историков нет единого мнения, является ли Хиландарская той самой иконой прп. Иоанна, или ее списком, при создании которого могло произойти упомянутое чудо.

Во всяком случае, честный образ именно с XIV в. прославился преодолением раздоров среди монахов, не могших избрать достойного настоятеля. Неожиданно на игуменском месте храма оказалась ранее бывшая в алтаре Одигитрия – и там остается до сих пор.

Икона «Троеручица»: история появления на Афоне

Образ Пресвятой Богородицы был принесен преподобным Иоанном Дамаскином в дар монастырю Святого Саввы в Иудейской пустыне. В 13 веке икона Богоматери была перенесена в Сербию как подарок архиепископу Савве (1169-1236). По преданию, когда турки завоевали Сербию в 14 веке, христиане, спасая икону «Троеручица», привязали ее на спину осла. Промыслом Божиим осел сам пришел к воротам афонского монастыря Хиландар. Обретенную икону монахи поставили в алтаре соборного Введенского храма.

Как гласит предание монастыря, в 17 веке монахи никак не могли выбрать себе настоятеля. Как-то собравшись утром на богослужение, монахи обнаружили икону Богоматери стоящей на игуменском месте. Они вернули ее обратно в алтарь. На следующий день она чудесным образом была снова обнаружена на игуменском месте. Так повторялось несколько раз.

Наконец, одному из монахов в сонном видении Пресвятая Богородица сообщила, что Она сама будет управлять обителью. С того времени в Хиландарском монастыре соблюдается традиция. Вместо игумена избирается проигумен (наместник). Игуменское место принадлежит самой Пресвятой Богородице.

День памяти иконы Троеручица — 25 июля по новому стилю. В память принесения копии чудотворного образа в Россию при патриархе Никоне в 1661 году в Русской Православной Церкви установлен дополнительный день почитания этой иконы 11 июля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector