Устройство ордена иезуитов

ОСНОВАНИЕ ОРДЕНА

Гюстав Лебон в своем труде «Психология народов и масс» удачно подметил, что по-настоящему харизматичный лидер должен быть сумасшедшим. Личность основателя ордена иезуитов служит прекрасным тому подтверждением. История ордена начинается с истории испанского аристократа Игнатия (Иньиго) де Лойолы, который в юности очень любил рыцарские романы и характером во многом напоминал Дон Кихота из знаменитой книги Сервантеса, написанной немного позже. Лойолу постоянно тянуло на рыцарские подвиги во имя прекрасной дамы.

В 1521 году Иньиго — уже не мальчик, но тридцатилетний мужчина — наконец-то попал при Памплоне в настоящий бой. Наваррцы приняли решение сдать город, но Иньиго был слишком самолюбив, охоч до подвигов и безумно храбр. Благодаря харизме и красноречию ему удалось убедить сослуживцев сражаться до конца. Впрочем, конец этот наступил достаточно быстро. В разгаре сражения Иньиго был ранен пушечным ядром, и после этого идею капитуляции уже никто не оспаривал.

Раненого идальго спасли, что по тем временам уже было чудом, но инвалидность навсегда перечеркнула для Иньиго военную карьеру. Несколько месяцев прикованный к постели, он хотел уйти в мир рыцарских романов, но из книг в отцовском замке были разве что жития святых и религиозные трактаты. Отчасти из-за сильного душевного потрясения, отчасти из-за информационного голода Лойола — будем откровенны в суждениях — тронулся умом на религиозной почве. Это ещё более удивительно ввиду того, что ранее Иньиго к Церкви был совершенно равнодушен. У будущего основателя Общества Иисуса начались видения, с ним говорили ангелы и святые. И тогда Лойола решил, что раз уже никогда не станет земным рыцарем, то просто обязан стать рыцарем небесным. Он принял новое имя Игнатий, место сюзерена в его мечтах занял Бог, а место прекрасной дамы — Дева Мария. Вместо ратных подвигов Лойола совершал подвиги аскетизма — он голодал, проводил дни в молитвах и покаянии, раздавал имущество нищим. При этом честолюбие осталось при Лойоле: бывший рыцарь решил во что бы то ни стало добиться успеха на церковном поприще, раз уже поле брани для него стало недоступным.

Два лика Игнатия де Лойолы: закованный в латы рыцарь до обретения веры и святой учитель после обращения

Дальнейшие события в жизни Лойолы происходили по канонам классического жития. Обет целомудрия, трёхдневная исповедь в горном монастыре Монсеррат и, наконец, откровение на берегу реки Карденер. Годом позже, в 1523-м, Лойола совершает паломничество в Иерусалим, чтобы поступить там во францисканский монастырь. Но глава общины отказал инициативному Игнатию, явно жаждущему не смирения, а славы. Последний с некоторых пор воспринимал любое поражение как жизненный урок. Из отказа настоятеля он сделал вывод: нужно учиться и учить.

Потерпев поражение в Иерусалиме, Лойола вернулся, чтобы учиться и проповедовать в своей стране. Он довольно быстро овладел латынью и поступил в университет Алькалы, при этом не прекращая проповедовать. Но и тут всё оказалось не так просто. Хотя в проповедях Лойолы не было ничего антикатолического, он постоянно подвергался гонениям со стороны официальной Церкви, поскольку рассуждать о религии и Боге позволялось лишь «аккредитованным» специалистам. Инквизиция отнеслась к Игнатию лояльно, запретив ему проповедовать под страхом изгнания — и не более того. Игнатий безропотно принял запрет и следующие шесть лет провёл за учёбой. Не растерявший своей харизмы Лойола сколотил из десятка студентов-теологов что-то вроде небольшой секты. Эти люди позже стали костяком ордена.

Постепенно из религиозного фанатика Лойола превращался в хитрого и умелого администратора. Образованный и идеологически подкованный, «рыцарь веры» возвратился к проповедям после снятия запрета — и на этот раз сумел доказать свою правоту, получив разрешение на проповедническую деятельность. Полный энтузиазма и рвения, Игнатий стал искать встречи с самим римским папой.

Знаменитый монастырь Монсеррат в Каталонии: здесь Лойола обрёл прощение после покаяния в военных грехах

Это были тридцатые годы XVI века, в Европе бушевала Реформация. Всё больше простолюдинов, аристократов и даже священников становилось под знамена протестантизма. Католическая церковь искала любые способы исправить положение. В этой обстановке Лойола и преподнёс наместнику Святого Петра проект нового монашеского ордена, который мог бы стать мечом и щитом против Реформации. Увидев небывалую инициативность и преданность Лойолы, Павел III решил: а почему бы и нет? В 1540 году понтифик утвердил новый религиозный орден.

Иезуиты и реформация-схватка насмерть

Чтобы отстаивать первенство папского престола Павел III прислал множество своих приверженцев под видом легатов а, кроме того, просил Лойолу командировать на собор лучших богословов. Иезуиты явились в Тридент и стали вмешиваться во все учено-богословские споры. Временами разногласия доводили чуть ли не до рукопашной. Заседания прерывались на годы. Закрылся собор только в 1563 году. И разумеется победой папской группировки.
Он помог папам сплотить и двинуть в наступление силы католической реакции. Он облегчил распространение иезуитов по странам Западной Европы, но это не значит, что орден иезуитов совершал там триумфальное шествие.

Напротив, “Общество Иисуса” постоянно сталкивалось с серьезными препятствиями – следствие крайней сложности классовых, национальных, международных и религиозных отношений того времени. Например, исключительные трудности испытывали иезуиты, пытаясь обосноваться в Испании. К первым иезуитам, прибывшим в страну в 1543 году, Карл V отнесся с крайней неприязнью. Он отказался взять к себе в духовники члена “Общества Иисуса”. Ободренные этим, старые ордена резко выступили против новоявленных конкурентов.

В Португалии иезуитам повезло с самого начала. Король этой страны Иоанн III, искавший верных средств к истреблению ереси, обратился к папе с просьбою прислать иезуитов. Лойола избрал для этой миссии двоих иезуитов. После 1543 года у большинства аристократов Португалии духовниками были иезуиты. Вскоре они проникли в Бразилию, в 1549 году утвердились там.

Проникнуть во Францию иезуитам стоило больших трудов. Когда еще зарождался их орден в этой стране два десятилетия распространялось лютеранство. Позже туда проник кальвинизм. Политика сторонников укрепления королевской власти и территориального единства Франции породила галликанизм – движение за создание французской национальной церкви, независимой от Рима. Попытки легализоваться, первоначально предпринятые иезуитами во Франции, окончились неудачей. Парижский парламент и Сорбонна осудили последователей Лойолы.
Генерал иезуитов предложил притаиться. В 1547 году на престол вступил Генрих II, муж знаменитой Катарины Медичи; благодаря итальянской принцессе, иезуиты нахлынули во Францию и пользовались политическим влиянием.

В Нидерландах иезуитам противостояло мощное национально-освободительное движение народа, религией которого были, главным образом, кальвинизм и лютеранство. Первые шаги иезуитов в стране были осторожны. Но постепенно число их возросло, были основаны коллегии в Антверпене, Мастрихе, Брюсселе, Генте и в других больших городах.

Особое внимание иезуитов привлекла Германия – родина реформации. Первые этапы религиозной и политической борьбы прошли без участия иезуитов

Настоящее наступление на Германию началось в 1542 году

Орден Лойолы с большой ловкостью использовал сложнейшую обстановку в этой стране, где религиозный вопрос имел первостепенную политическую важность. В землях католических князей иезуиты основывали свои коллегии, захватывали университеты.
Вскоре к ним стали прибывать подкрепления из “Германской коллегии”, которую папа и Лойола учредили в Риме

Нарушения прав протестантов все учащались. Затем начались форменные гонения: закрытие протестантских церквей, изгнание и убийства пасторов, насильное “обращение” населения в католицизм. В Баварии, Австрии, Тироле, Чехии, Швабии и других землях католический лагерь, в котором видную роль играли иезуиты, перешел в наступление. Хотя католики во всей Германии составляли не больше трети населения, их лагерь обнаружил больше сплоченности, чем протестантский.

Таковы были первые годы жизни ордена иезуитов, созданного Лойолою. В 1549 году умер Павел III и на престол вступил Юлий III. Этот папа также покровительствовал ордену и дал ему еще несколько привилегий. Юлия III сменил Марцелл в 1555 году, проживший на престоле всего 23 дня, и затем папою был избран недруг Лойолы, кардинал Караффа под именем Павла IV. Новый первосвященник относился к ордену сдержанно. Больной генерал скончался 31 июля 1556 года, не назначив себе преемника. Претендентами на главенство в ордене явились Паланка, Бобадилья и Лайнец. Последний одержал верх на выборах 2 июля 1558 года, и Павел IV признал его вторым генералом иезуитов.

Успехи, а также методы и идеология Общества на протяжении первого века его существования возбуждают против иезуитов соперничество, зависть и интриги. Во многих случаях борьба была столь ожесточённой, что орден едва не прекратил своё существование в эпоху, обуреваемую движением самых противоречивых идей, таких как янсенизм, квиетизм.

Школы и Университеты ордена иезуитов

С самых первых лет существования “Общества Иисуса” где бы не появлялись иезуиты, они стремились тотчас же устроить свои школы – коллегии. В них преподавали начатки арифметики, геометрии, астрономии

Особое внимание уделялось наукам, нужным для проповедников: латинской и греческой грамматике, а также риторике и диалектике. Над всем этим стояло, разумеется, богословие

В иезуитских учебных заведениях применялись изощреннейшие виды духовной муштры. Человек, годами живший под гнетом такой “педагогики”, постепенно от “страха божьего” превращался в марионетку своих наставников. Особое значение иезуиты придавали высшим школам. Университеты были охранителями реакции в науке. В них безраздельно господствовала схоластика, и под видом научных проблем изучались вымыслы богословов, подменявших исследование природы бесплодными умствованиями.

Иезуиты в Китае

В 1583 году в Китай прибыл учёный-иезуит Маттео Риччи (1552-1610), и китайцы-католики, наравне со сторонниками других религий Китая, свободно проводили богослужение там и основывали свои школы.

Миссионер и «блистательный иезуит» Маттео Риччи проник в хоромы высших сановников, одевался в халат мандарина, «уверовал» в конфуцианство, объявив его логическим завершением христианства (католического толка, разумеется), знакомил азиатцев с картографией, техническими и научными достижениями Запада и готовил сановников Империи к приезду из Европы «специалистов» по истории.

До появления в Китае М. Риччи, никаких династических хроник в Китае не писали! Т. е. «скелета», по которому можно было «набросать» хотя бы в черновике историю Китая, не существовало. Она всё-таки была написана, но только прибывшими вслед за Риччи поколениями иезуитов, на что у них и ушли многие десятилетия.

[править] Известные иезуиты

  • Св. Игнатий де Лойола (1491—1556) — основатель ордена.
  • Св. Франциск Ксаверий (1506—1552) — миссионер и проповедник, проповедовал в Азии — от Гоа и Цейлона до Японии.
  • Св. Пётр Канизий (1521—1597) — богослов, Учитель Церкви, деятель контрреформации.
  • Бальтасар Грасиан-и-Моралес (1600—1658) — известный испанский писатель и мыслитель.
  • Антонио Поссевино (1534—1611) — папский легат, посещал Россию.
  • Хосе де Акоста (1539—1600) — исследователь Южной Америки, впервые высказал теорию о заселении американского континента переселенцами из Азии.
  • Иосиф Верт (род. в 1952) — российский католический епископ, ординарий Преображенской Епархии в России, один из основателей Санкт-петербургской католической семинарии «Мария Царица апостолов»
  • Св. мученик Иоанн де Бребёф (Жан де Бребёф) — исследователь Северной Америки, замучен индейцами.
  • Франсиско Суарес (1548—1617) — испанский теолог и философ.
  • Маттео Риччи (1552—1610) — основатель иезуитской миссии в Пекине.
  • Мансиу Ито (1570—1612) — глава первого японского посольства в Европу.
  • Адам Коханский (1631—1700) — учёный, математик.
  • Жан Франсуа Жербильон (1631—1707) — французский учёный иезуит-миссионер в Китае.
  • Джованни Саккери (1667—1733) — учёный, математик.
  • Лоренцо Риччи (1703—1775)— генерал ордена иезуитов; после уничтожения ордена папой Климентом XIV заключен в замок Святого Ангела, где и умер. Известен ответом на предложение о реформе ордена: «Sint ut sunt aut non sint».
  • Мишель Корретт (1707—1795) — французский композитор и органист.
  • Мартин Почобут-Одляницкий (1728—1810) — белорусский и литовский просветитель, астроном, математик, ректор Главной виленской школы (1780—1803).
  • Джерард Мэнли Хопкинс (1844—1889) — английский поэт.
  • Пьер Тейяр де Шарден (1881—1955) — французский теолог, философ, палеонтолог.

Образование в иезуитских школах получали Декарт, Корнель, Мольер, Лопе де Вега, Дж. Джойс и многие другие видные писатели и учёные.

[править] Принципы ордена

Основные принципы построения ордена: жесткая дисциплина строгая централизация, беспрекословное повиновение младших по положению старшим, абсолютный авторитет главы — пожизненно избираемого генерала («чёрного папы»), подчинённого непосредственно папе римскому. Система морали, разработанная иезуитами, ими самими называлась «приспособительной» (accomodativa), так как давала широкую возможность в зависимости от обстоятельств произвольно толковать основные религиозно-нравственные требования. Для большей успешности их деятельности орден разрешает многим иезуитам вести светский образ жизни, сохраняя в тайне свою принадлежность к ордену. Широкие привилегии, данные папством иезуитам (освобождение от многих религиозных предписаний и запрещений, ответственность только перед орденским начальством и др.), в сочетании с обязательным взаимным шпионажем внутри ордена[источник?] и т. п. способствовали созданию чрезвычайно гибкой и прочной организации, в короткое время распространившей свою деятельность на многочисленные страны. Слово «иезуит» приобрело переносное значение.

В средние века иезуиты активно использовали казуистику, систему пробабилизма, а также применяли различные приемы для трактовки вещей в выгодном для себя ключе, в частности мысленные оговорки и т. п. Из-за подобной морали в бытовом языке слово «иезуит» стало синонимом хитрого, двуличного человека. Многие тезисы иезуитской морали были осуждены папой Иннокентием XI, Александром VII и другими. С иезуитами полемизировал Паскаль в своих Письмах к провинциалу. Несмотря на то, что современные иезуиты не сильно выделяются своей философией на фоне других католических орденов, часть критиков считает, что иезуиты не до конца отвергли принятую в средние века мораль, допускающую очень вольное трактование различных вещей и событий.

[править] Иезуиты в России

Португалец Томас Перейра, один из первых иезуитов, посетивших Россию (1689 год)

До XVIII века иезуиты нечасто попадали в Московское царство; однако иезуиты Перейра (англ. Thomas Pereira)) и Жербильон, входившие в состав китайской делегации в Нерчинске в 1689 году, сыграли значительную роль в заключении Нерчинского договора.

После роспуска Общества в Европе и , двести один иезуит в четырёх колледжах и двух резиденциях польских и литовских областей оказался на территории Российской империи под покровительством Екатерины II. Последняя, по доставке в Польшу в сентябре 1773 года буллы Dominus ac Redemptor, повелела считать буллу несуществующей.

Возглавлявший иезуитов ректор полоцкого коллегиума литвин Станислав Черневич, который незадолго до публикации папской буллы в Речи Посполитой был назначен вице-провинциалом иезуитов в Белоруссии, обратился к Пию VI, изложив тому ситуацию, в которой оказались иезуиты в России и прося дать каким-либо образом знать о своей позиции. 13 января 1776 года Папа дал загадочный ответ: «Пусть плод ваших молитв, как предвижу я и желаешь ты, будет благоприятен». Белорусские иезуиты продолжили служение в своих школах и церквах.

В 1800 году новый император Павел I передал обществу церковь святой Екатерины в Санкт-Петербурге и дал свое согласие на устройство колледжа при ней. В ряды Общества вступали русские, как-то князь Иван Гагарин (—), публицисты Иван Мартынов (—) и Евгений Балабин (—)‚ основатели существующего ныне журнала «Etudes».

7 марта 1801 года Папа Пий VII издал документ Catholicae fidei, в котором официально утвердил Общество Иисуса, продолжавшее существовать в Российской империи, что в частности было сделано по личной письменной просьбе императора Павла I. Подтверждение стало предтечей последовавшего в 1814 году полного восстановления Ордена иезуитов во всём мире.

16 декабря 1816 года был опубликован указ о высылке иезуитов из Петербурга и запрещении им въезда в обе столицы; иезуиты были вывезены в Полоцк.

13 марта 1820 года Император Александр I, ввиду прозелитизма иезуитов, по докладу князя А. Н. Голицына, подписал указ о высылке иезуитов из Российской империи. Все их учебные заведения закрывались, имущество конфисковывалось. Российским подданным, если они покидали Орден, дозволялось остаться в России. За —1821 годы было выслано 317 иезуитов, 23 российских подданных порвали с орденом.

Запрет деятельности иезуитов действовал до падения монархии в марте 1917 года.

Советская власть и её идеология относилась к иезуитам крайне негативно, подавая их как аморальную шпионскую спецслужбу католической церкви. .

21 июня 1992 года Минюстом России был зарегистрирован Независимый Российский Регион Общества Иисуса.

В конце октября 2008 года в Москве, в квартире на улице Петровке, были убиты иезуиты Виктор Бетанкур и Отто Мессмер. Последний, уроженец Караганды, из семьи немецких католиков, с 2002 года был настоятелем Независимого Российского Региона «Общества Иисуса». Уголовное следствие склонялось к бытовой версии убийства.

См. также статью: Католицизм в России

См. также статью: Католицизм в Белоруссии

B

Папа Франциск

Блаженный Ян Бейзим , миссионер на Мадагаскаре

Тадеуш Бжозовский (1749-1820) первый после реставрации генерал

  • Якоб Бальде , немецкий латинист , придворный капеллан Максимилиана I
  • Джон Баллард , английский священник-иезуит, казнен за участие в попытке убийства королевы Англии Елизаветы I.
  • Ганс Урс фон Бальтазар , теолог 20-го века, иезуит с 1928 по 1950 год, когда он оставил орден, чтобы основать новую общину с Адриенн фон Спейр
  • Бальтазар из Лойолы , марокканский принц, принявший христианство и ставший иезуитским священником
  • Чиприано Бараче , испанский миссионер и мученик
  • Игнасио Мартин-Баро , мученик в Сальвадоре
  • Педро Баррето , кардинал Перу, провозглашенный Папой Франциском в 2018 году.
  • Огюстен Баррюэль , французский писатель
  • Флориан Бауке , силезский и чешский миссионер-иезуит в Южной Америке
  • Мишель Бодуэн , генерал-настоятель миссии Луизианы (1749-1763)
  • Джозеф Байма , написал «Молекулярную механику» в 1866 году.
  • Августин Беа , немецкий кардинал, экуменист на Ватиканском соборе II
  • Николя-Игнас де Бобуа , французский миссионер в Квебеке
  • Ян Беккс , бельгийский генерал-настоятель (1853-1887)
  • Франц Йозеф ван Бек , голландский богослов, преподававший в США.
  • Йооп Бик , голландский и индонезийский педагог и советник президента по политическим вопросам
  • Иоганн Адам Шалл фон Белл , немецкий миссионер в Китае; астроном
  • Святой Роберт Беллармин , итальянский кардинал и богослов, доктор церкви
  • Алоизий Беллеций (1704-1757), писатель-иезуит-аскет
  • Святой Иоанн Берхманс , иезуитский семинарист из Бельгии
  • Хорхе Марио Бергольо , аргентинец, первый иезуит, избранный Папой (2013)
  • Томас В. Бермингем , американский ученый, работавший над «Экзорцистом».
  • Проспер Бернард , канадский миссионер в Китае, убит японцами
  • Хоакин Г. Бернас , филиппинский конституционалист
  • Дэниел Берриган , американский политический деятель, поэт и профессор Фордхэмского университета
  • Сен- Жак Бертье , французский священник-иезуит, миссионер и первый блаженный мученик Мадагаскара
  • Блаженный Ян Бейзим , польский миссионер для больных проказой на Мадагаскаре
  • Джузеппе Бьянкани , очень ранний селенограф
  • Якоб Бидерманн , теолог и драматург — вдохновил Иоганна Вольфганга Гете
  • Жак де Билли , корреспондент Пьера де Ферма , многие ранние вклады в теорию чисел
  • Эрвин Бишофбергер , шведский иезуит и практикующий врач
  • Леопольд Бивальд , австрийский профессор физики 18-го века и автор учебников
  • Святой Андрей Бобола , польский миссионер, замученный казаками
  • Николас Бок , российский дипломат, впоследствии ставший иезуитским священником.
  • Майкл Бордт , немецкий философ и академик
  • Святой Франциск Борджиа , третий генеральный настоятель Общества
  • Руджеро Боскович , хорватский ученый, внесший большой вклад в физику и астрономию.
  • Джованни Ботеро , итальянский мыслитель, уволен из Общества в 1579 г.
  • Йоахим Буве , ранний миссионер в Китае и ведущий член Figurist движения
  • Луи Бурдалу , французский проповедник и оратор
  • Уильям С. Боудерн , экзорцист , вдохновивший на создание романа и фильма «Экзорцист».
  • Грег Бойл , директор и основатель Homeboy Industries
  • Никлаус Бранчен , швейцарский мастер дзен , автор и основатель Lassalle-Institut
  • Сен- Жан де Бребёф , франко- канадский миссионер и мученик 17-го века
  • Святой Александр Бриант , английский мученик
  • Фрэнк Бреннан , кавалер Ордена Австралии за заслуги перед аборигенами Австралии
  • Франц Брентано , философ, основавший собственную школу мысли, Школу Брентано.
  • Джон Бриньон , переводчик религиозных произведений на французский язык
  • Питер Михаэль Брильмахер , немецкий проповедник во время Контрреформации
  • Жан де Бризасье , полемист и противник янсенизма
  • Святой Иоанн де Брито , португальский мученик и миссионер в Мадуре , Индия (современный Тамил Наду )
  • Стивен Браун (иезуит) , основатель Центральной католической библиотеки
  • Тадеуш Бжозовский , польский ученый, обеспечивший его преемственность во время подавления Общества до его восстановления, избрал двадцатым Генеральным настоятелем Общества Иисуса и его первым всемирным генералом.
  • Клод Баффье , стремящийся открыть высший принцип знания, воспетый Вольтером
  • Иоаннес Бусей , теолог из Университета Майнца , писавший в защиту введения григорианского календаря в Германии.
  • Уильям Дж. Байрон , президент Университета Скрэнтона (1975-1982), президент Католического университета Америки (1982-1992), временный президент Университета Лойола в Новом Орлеане (2003-2004), президент Подготовительной школы Св. Иосифа ( 2006-2008)

Личный вывод

         Что можно сказать в итоге? Конечно, мы не можем, как православные христиане, поддерживать идею ордена иезуитов о переходе в католичество. Также стоит подвергать критике крайние проявления их деятельности – имеются ввиду различные заговоры, тайные операции, сопряжённые порой с убийствами несогласных, как это было в те времена, когда у ордена были власть и могущество.

С другой стороны, мы должны осознавать, что успех деятельности иезуитов был вызван во многом потому, что они очень большой упор делали именно на образование, вкладывая в него огромные силы и средства, продумывая все до мелочей.

Также нам, православным, стоит осознавать, что крах, который потерпели в конце концов иезуиты, был вызван, во-многом, их скрытностью, отчужденностью от общего числа верующих, созданием ореола таинственности и всемогущества своей организации, чрезмерной погруженностью в политические, денежно-финансовые вопросы и неразборчивостью методов борьбы. Уверен, что мы, внимательно взглянув на историю ордена иезуитов, можем сделать выводы и для себя чтобы не повторять их ошибок.

Игнатий Лойола, св [http://catholic.ru]. – URL: http://catholic.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=3174 (дата обращения: 05.07.2020)

Теодор Гризингер. Иезуиты. Полная история их явных и тайных деяний от основания ордена до настоящего времени. Т. 2 / Перевод со второго немецкого издания, Спб, 1869. С. 38.

Там же. С 57-58.

Православная Энциклопедия. Т. 21. М., 2009. C. 218

Там же.

Православная Энциклопедия. Т. 21. М., 2009. C. 218.

Андреев А.Р. История ордена иезуитов. Иезуиты в Российской империи. XVI — начало XIX века. М, 1998. С 83.

Православная Энциклопедия. Т. 21. М., 2009. C. 218.

Там же. C. 221

Андреев А.Р. История ордена иезуитов. Иезуиты в Российской империи. XVI — начало XIX века. М, 1998. С 91-92.

Там же. С 93.

Православная Энциклопедия. Т. 21. М., 2009. C. 243.

Православная Энциклопедия. Т. 21. М., 2009. C. 243.

Там же.

Неоуния во второй речи посполитой [http://gomel-deanery.cerkov.ru]. – URL: http://gomel-deanery.cerkov.ru/2019/04/19/neouniya-vo-vtoroj-rechi-pospolitoj/ (дата обращения: 12.10.2020).

Православная Энциклопедия. Т. 21. М., 2009. C. 244.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector