Хула на святого духа. правда ли, что бог не прощает этого греха?
Содержание:
Использованная литература
1. Афанасий Великий, свт. Творения: В 4 т. – Свято-Троицкая
лавра, 1902-1903. Репринт: М.: Изд-во Спасо-Преображенского
Валаамского монастыря, 1994. Т. 4. С. 441-443.
2. Там же. Т. 3. С. 84, 86.
3. Сильвестр (Малеванский), еп. Опыт православного
догматического богословия (с историческим изложением
догматов). – Т. 2. Киев: Типография Г. Т. Корчак-Новицкаго, 1892. С. 408.
4. Василий Великий, свт. Духовные наставления. – М.: Изд-во
Сретенского монастыря; Новая книга; Ковчег, 1998. С. 302-303.
5. Василий Великий, свт. Творения: В 7 ч. – Троице-Сергиева
лавра, 1900-1902. Ч. 5. Троице-Сергиева лавра, 1901. С. 295.
6. Имеется в виду только подвижничество, признанное другими
известными Церкви аскетами и молитвенниками.
7. Василий Великий, свт. Творения: В 7 ч. Ч. 4. С. 331.
8. Сокровищница духовной мудрости: Выписки из творений
святых отцов, расположенные в соответствии с годовым кругом
евангельских чтений / Сост. М. Нейгум, прот. –
Свято-Троицкая Сергиевая лавра, 2001. С. 258, 202.
9. Настольная книга священнослужителя: В 8 т. – М.: Изд.
отдел Московского Патриархата, 1994. Т. 7. С. 659.
10. Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений: В 12 т.
– СПб., Репринт: М.: Изд-во Свт. Иоанна Златоустого, 2000.
Т. 7. Кн 1. С. 440-441.
11. Сокровищница духовной мудрости. С. 202.
12. Настольная книга священнослужителя. Т. 7. С. 659.
13. Симеон Новый Богослов, прп. Творения: В 4 т. – Афонский
русский Пантелеимонов монастырь, 1890. Репринт:
Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. Т. 2. С. 125-127.
14. Речь идет о несомненных подвижниках благочестия,
известных Церкви, а не о всех вообще лицах, именуемых таковыми.
15. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Евангелие от
Матфея // Феофилакт Болгарский, блж. Благовестник: В 3 кн. –
М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2000. Кн. 1. С. 116-117.
16. Там же. С. 276-277.
17. Феофилакт Болгарский, блж.. Толкование на Евангелие от
Луки // Феофилакт Болгарский, блж. Благовестник: В 3 кн. –
М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2000. С. 492-493.
18. Речь идет о несомненных подвижниках благочестия,
известных Церкви, а не о всех вообще лицах, именуемых
таковыми.
19. Полный Православный богословский энциклопедический
словарь: В 2 т. Т. 2. – СПб.: Изд-во П.П. Сойкина, б. г. С.
1825-1826.
20. Настольная книга священнослужителя. Т. 7. С. 659.
21. Там же. С. 658.
Специфические особенности в тексте и их контекст
Грех — выражение неповиновения и вражды к Духу. Буквально это означает “протестовать, быть против, нападать, оскорблять с нападками”. Вовлеченные в грех были еврейскими лидерами, которые были хорошо знакомы с Законом, с его Мессианскими пророчествами, и они были свидетелями чудес Иисуса Христа. Они не только не верили, что чудеса сотворил Иисус, явившийся от Бога, но и причисляли эти чудеса сатане. Этим самым они клеветали на Святой Дух в своих порочных обвинениях против Иисуса и Его власти.
Давайте посмотрим в каждом отрывке на основные моменты:
Отметим ключевые моменты здесь:
- Все другие богохульства могли проститься.
- Хула против Духа Святого — нет.
- Выступление против Иисуса могло проститься.
- Выступление против Духа — нет.
- Никакое такое прощение не было бы дано, ни в этом веке, ни в грядущем.
Теперь ключевые места в Евангелии от Марка:
- Все другие богохульства могли быть прощены.
- Богохульство против Духа Святого не простится.
- Это богохульство составило вечный грех.
- Предупреждение Иисуса было сказано на основании того, что они говорили: “У Него есть злой дух.”
История праздника
После того, как человечество на заре своей истории потеряло Божье благословение, появление Христа приобретает глубокий смысл. Истоки Нового Завета связаны с двумя событиями в Евангелиях: Благовещения Марии и откровения святого Иосифа.
Библейская история праздника Благовещение содержится в первой главе Евангелия от Луки (1:26-39). В город Назарет к галилейской Деве Марии, Богом был послан Ангел Гавриил. Он явился с благой вестью, что Святой Дух снизойдет на нее и родившийся малыш будет святым дитем Божиим. В вере и послушании, Богородица согласилась, она ответила Гавриилу: «се Раба Господня, пусть будет Мне по слову твоему». Именно с этим ответом Гавриилу, Святой Дух снизошел на Марию и в этот момент случилось священное непорочное зачатие. Своей покорностью Дева выразила искреннюю веру, без ее согласия, план остался бы неосуществимым. Таким образом, в день Благовещения восстановлено достоинство женского рода, что с начала времен было потеряно непослушанием Евы.
Через некоторое время, Гавриил появился снова. На этот раз он явился к мужу Марии Иосифу, который по понятным причинам волновался, ведь Мария его невеста, таинственным образом забеременела. Еврейский закон требовал, чтобы он отпустил ее, но он решил сделать это тихо, дабы избавиться гласности. Ангел сказал ему чтобы тот не боялся и не беспокоился, он объяснил Иосифу, что будущее дитя спасет народ от греха. Встреча Гавриила с Иосифом прочитывается в Евангелие от Матфея (1:20-21).
Девственное зачатие Марии было предсказано в Ветхом Завете за много лет до Рождества Христова. Здесь о чуде говорится, что от непорочной девы, в человеческом образе родится Бог. Что этот человек силен будет творить чудеса и что погибнет он за грехи людские, но воскреснет.
Когда истина не радует
Трудно найти человека, который бы утверждал, что не стремится к истине. Но далеко не всегда истина радует и греет душу. Каждый раз она как бы раскрывает перед нами два плана нашего бытия: как мы могли бы жить, следуя замыслу Божию о нас; и — как мы живем на самом деле. И тогда — через совесть, через разум, через душевную боль — мы явственно ощущаем, в чем и каким образом уклонились от истины. Это и есть действие Святого Духа в каждом человеке. А хулой на Духа является упорное и постоянное отвержение такого благодатного действия, когда, в конце концов, человек становится просто неспособен к покаянию. Известная школярская мудрость гласит: повторенье — мать ученья. Многократное и осознанное следование злу, к сожалению, тоже приносит вполне определенные плоды в виде полного омертвения души, которая делается неспособной отличить добро от зла.
Слова Господа «не простится ни в сем веке, ни в будущем» — не угроза, а заботливое предостережение от этой беды, которая может иметь свое начало в какой-нибудь самой незначительной мелочи, крошечном нравственном компромиссе. Сам по себе он, конечно же, еще не является той самой хулой, которая не простится ни здесь, ни в вечности. Но каждый такой бессовестный поступок, подобно снежному кому, способен намотать на себя множество других, уже более серьезных злых дел, которым, в свою очередь, тоже будет найдено «достойное» оправдание. И наконец наступит момент, когда все доброе в человеке окажется погребено под этими глыбами произвольно сотворенного им зла, а навык отвержения очевидной истины превратится в его вторую натуру. Такой несчастный никогда не сможет получить прощение и исцеление от Духа Истины, потому что сама истина станет для него мучительной и ненавистной. А спасти того, кто с ненавистью отвергает свое спасение, не может даже всемогущий Бог.
Практические соображения
Хула на Духа Святого лежит в конце нисходящей прогрессии. Люди с открытыми сердцами видели чудеса Иисуса и приняли Его и Его послание. Другие приняли чудеса, еще не принимая Его как Сына Бога (Евангелие от Матфея 16:13-17). Его собственная семья думала, что Он был не в своём уме (Евангелие от Марка 3:20-21). Те виновные в богохульстве или, возможно, почти обвиненные (Евангелие от Марка 3:30) приписывали чудеса сатане. В любом участке этого пути люди могли прийти к вере, но в конце рассматриваемой нами истории вера больше не была возможностью для тех людей.
Павел был однажды богохульником, преследователем, обидчиком и жестоким человеком (1 Тимофею 1:13). Все же он лично не видел Иисуса и утверждал, что эти чудеса были от сатаны. Как только мы видим чудеса и яростно отклоняем их, приписывая их сатане, то уже ничто не может разбудить нас. Чем дольше длится грех, тем больше он укореняется в человеке. Когда Петр проповедовал тысячам (Деяния 2:38), он не делал различия или исключения против виновных в хуле на Дух Святой.
Никому не должно быть отказано в милости Бога, если человек действительно раскаивается в грехах и приходит к Богу. Сам Дух приглашает любого прийти к Нему (Откровения 22:17). Если вы боитесь, что совершили «непростительный грех», — это точно не так. Тем не менее укоренение в грехе является страшной мыслью в любом случае. Это может начаться в небрежности, продолжиться в безразличии и закончиться в укоренении.
В Послании к Евреям это начиналось с уклонений в сторону (2:1), затем перешло в неверующее сердце (3:11-12), а уже потом привело к невозможности раскаяния (6:4-6).
Обратите внимание, что нисходящая спираль начинается с того, что мы начинаем дружить с миром (Послание Иакова 4:4), потом мы начинаем любить это (1 Иоанна 2:15), затем законы мира начинают нами руководить (Послание Римлянам 12:2) и, наконец, мы осуждены вместе со всем миром (1 Послание Коринфянам 11:32). Поэтому проблема заключается не в том, простит ли Бог
А в том – сможет ли человек покаяться. Иисус знал сердца и знал, что те, с кем Он говорит, прошли точку «невозврата» – они полностью утвердились в грехе. Даже в этом случае Его Слова могли быть предупреждением о том, что они могли оказаться за этой точкой. Большое чудо воскресения могло бы быть их последней надеждой.
…Убить и Лазаря
Слова о хуле на Духа Господь произнес после того, как фарисеи обвинили его в колдовстве: Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов? Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского (Мф 12:22—24). Логика тогдашних хулителей понятна: фарисеи не желали признать, что в бродячем проповеднике действует сила Божия. Но сверхъестественное происхождение этой силы отрицать они не могли, поскольку Христос творил чудеса на глазах у народа и никто не мог обвинить Его в обмане. Поэтому фарисеи решили объяснить эти чудеса действием бесовским. Что и было названо Христом — хулой на Духа.
С тех пор прошло две тысячи лет, христианство стало верой сотен миллионов людей и в значительной степени определило пути развития мировой истории. В наши дни уже вряд ли кому-либо придет в голову обвинить Христа в договоре с бесовским князем. Но это вовсе не означает, что для современного человека предупреждение Христа о хуле на Духа перестало быть актуальным. Сегодня, как и во все времена, человек может впасть в этот тяжкий грех и погубить себя навсегда, оставшись в нем нераскаянным.
Дело в том, что, обвиняя Христа в использовании бесовской силы для совершения чудес, фарисеи, мягко говоря, кривили душой. Они прекрасно знали, что ни один даже самый могущественный маг никогда не отверзал очей слепорожденному, не исцелял прокаженных и уж тем более — не воскрешал мертвых. Такие чудеса могли совершаться лишь Божьей силой, и это было очевидно даже для самых непримиримых противников Иисуса. И вот, наконец, Он совершает самое удивительное, небывалое и немыслимое чудо — на глазах у множества свидетелей воскрешает умершего Лазаря, уже пролежавшего в могиле четыре дня! Вся Иудея была переполнена восхищенными слухами об этом событии. Ведь только Бог способен воскресить смердящий четверодневный труп. Жители Иерусалима встречают Христа пальмовыми ветвями и возгласами «Осанна», что в буквальном переводе означает «Спаси же!» Ни у кого нет сомнения, что Иисус — тот самый обетованный Мессия, о котором говорили пророки, и самое убедительное доказательство тому — воскресший Лазарь, сопровождающий Христа. Но что же делают первосвященники, на глазах у которых все это происходит? Они принимают решение убить Христа, а вместе с Ним — и Лазаря….
Иоанн Златоуст называл хулу на Духа бесстыдным отвержением очевидной истины, и решение первосвященников как нельзя более точно подпадает под это определение. Но, к сожалению, именно такая форма хулы на Святого Духа сегодня вполне доступна и каждому из нас.
Воскрешение Лазаря. Рембрандт. Ок. 1630
Не откладывай больше покаяние…
Не заблуждайся, как это делают другие, как ты, думая, что шансы на спасение никогда не исчерпаются. В Послании к Евреям написано:
Диавол тот, кто обманывает тебя и постоянно убеждает тебя отложить покаяние, поразвлекаться ещё, взять от жизни то, что ещё успеваешь. Чем больше ты откладываешь покаяние, тем больше благословений, которые Бог приготовил для тебя, ты теряешь, а диавол выигрывает время, чтобы сделать две вещи, которые уничтожат тебя.
- Обманывает тебя, чтобы ты откладывал…
- Использует эту задержку, чтобы ожесточить тебя, сделать тебя нечувствительным к призыву и к Слову Божьему.
Поспеши покаяться, креститься и присоединиться к церкви, чтобы служить всеми своими духовными дарами. Поспеши спасти свою душу.
Перевод: Елена Столерь.
Святитель Иоанн Златоуст (344-407)
Великий отец и учитель Церкви, архиепископ
Константинопольский, святитель Иоанн Златоуст оставил после
себя большое количество бесед и произведений экзегетического
характера на многие книги Священного Писания. Он прославился
своей борьбой за высокую нравственность всех христиан, и, в
первую очередь, духовенства. Главным орудием этой борьбы
были его проповеди, тоже дошедшие до нас. Святитель сократил
чин литургии Василия Великого, и эта сокращенная литургия
известна нам под именем литургии Иоанна Златоустого.
О богохульстве святитель писал: «Подобно тому, как тот, кто
считает солнце темным, не унижает этого светила, но
представляет ясное доказательство своей слепоты, и как тот,
кто называет мед горьким, – не уменьшает его сладости, но
обнаруживает болезнь свою, так точно и осуждающие дела
Божии… Богохульство не унижает величия Божия… Кто
богохульствует, тот наносит раны самому себе… Все мучения,
как настоящие, так и будущие, недостаточны для души (хулящей
Духа)» . «Подлинно нет худшего греха, чем хула на Духа,
нет даже равного ему. В нем умножение зол, в нем то, чем все
приводится в расстройство и влечет безжалостное наказание и
невыносимое мщение».
Самое же подробное и глубокое толкование евангельского
учения о хуле было дано Иоанном Златоустым в Беседе 41 из
«Толкования на святого Матфея Евангелиста», в которой он
особо подчеркивал знание фарисеев и законников о Духе Божием
и Его действиях: «Итак, сначала внимательно выслушаем эти
слова: всяк грех и хула, говорит Он, отпустится человеком: а
яже на Духа хула не отпустится человеком: и иже аще речет
слово на Сына Человеческаго, отпустится ему; а иже речет на
Духа Святаго, не отпустится ему ни в сей век, ни в будущий
(ст. 31, 32). Что же значат эти слова? Вы много о Мне
говорили, что Я обманщик, что Я противник Божий. Я вам это
прощу и не потребую вашего наказания, если вы раскаетесь; но
хула на Духа не отпустится и кающимся. Как же это? Ведь и
эта вина была отпущена раскаявшимся. Многие из тех, которые
изрыгали хулы на Духа, впоследствии уверовали, и все было
отпущено. Что же значат эти слова? То, что грех против Духа
Святаго преимущественно непростителен. Почему же? Потому,
что Христа не знали, кто Он был; а о Духе получили уже
достаточное познание. Так, что ни говорили пророки, говорили
по внушению Духа, и в Ветхом Завете все имели о Нем очень
ясное понятие. Итак, слова Христа имеют такое значение:
пусть вы соблазняетесь Мною по плоти, в которую Я облекся;
но можете ли вы сказать и о Духе, что Его не знаем?
Потому-то хула ваша и будет непростительна, и здесь и там
понесете за нее наказание. Многие хотя здесь только были
наказаны, как, например, блудник, недостойно приобщившийся
Тайнам у коринфян, но вы – и здесь, и там. Итак, Я вам
отпускаю все то, чем вы Меня злословили прежде креста, даже
и то, что вы хотите распять Меня на кресте, и самое неверие
ваше не будет поставлено вам в вину. Веровавшие прежде
креста не имели полной веры, – потому Он везде запрещает
объявлять о Себе кому-либо прежде страдания, и на самом
кресте молился, чтобы отпущен был иудеям грех их. Но что вы
говорили о Духе, то не будет прощено вам. А что Христос
указывает на хулу, которую говорили против Него иудеи прежде
креста, то это видно из следующего: иже речет слово на Сына
Человеческаго, отпустится ему; а иже речет на Духа Святаго,
не отпустится. Почему? Потому, что Дух Святый вам известен,
а вы не стыдитесь отвергать очевидную истину. Если уже вы
говорите, что Меня не знаете, то несомненно знаете, что
изгонять бесов и совершать исцеления есть дело Духа Святаго.
Итак, не Меня только поносите, но и Духа Святаго. Потому и
наказание ваше, как здесь, так и там, неизбежно. Одни
наказываются и здесь, и там; другие только здесь; иные
только там; а иные ни здесь, ни там. И здесь и там, – как,
например, эти самые хулители Духа Святаго. Они и здесь
понесли наказание, когда подвержены были ужасным бедствиям,
по взятии их города, и там понесут жесточайшее, как жители
Содома, и многие другие. Там только, – как, например,
палимый пламенем богач, не имевший даже одной капли воды.
Здесь, – как, например, блудник коринфский
Ни здесь, ни
там, – как апостолы, как пророки, как блаженный Иов: а их
страдания были не следствием наказания, а подвигами и
борьбою» .
Обратим внимание на мысль святителя Иоанна Златоуста о том,
что отвержение очевидной истины есть грех хулы на Духа
Святаго, а также на дифференциацию наказаний, которые
понесут виновные в этом грехе
Прп. Симеон Новый Богослов
Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам
Надлежит нам исследовать и познать, что это за хула, которая бывает на Духа Святого? На Духа Святого хула есть, когда кто действия Духа Святого приписывает диаволу, как говорит Василий Великий (Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах. 273). Когда кто видит, что какой-нибудь брат христианин совершает чудеса или имеет какое-либо дарование Святого Духа, как-то: сокрушение сердечное, или слезы, или смирение, или разумение божеских вещей, или другое что такое, что подает Дух Святой любящим Бога, и говорит, что это – прелесть диавола, тот хулит Святого Духа. Также и тот, кто говорит, что сподобляющиеся воздействия Божественного Духа, как сыны Божии, и исполняющие повеления Бога и Отца их состоят в прелести от диавола, – и этот хулит Духа Святого, действующего в них, как и евреи хулили Сына Божия, когда, видя, как демоны были изгоняемы Христом, хульно говорили с великою продерзостию, что Он о веельзевуле, князе бесовском изгоняет бесов. Но иные, слыша сие, не слышат и, видя сие, не видят, и о всем том, относительно чего Божественное Писание свидетельствует и удостоверяет, что оно бывает от Духа Святого и от божественного воздействия, как из себя вышедшие и все Божественное Писание отвергшие, и все ведение, подаемое сим Писанием, из ума извергшие, не трепещут говорить, окаянные, что такие действия бывают от опьянения и демонов. Будто неверные и совершенные невежды, не ученые божественным тайнам, они, когда услышат о божественном осиянии или освещении души и ума, или о созерцании и бесстрастии, или о смирении и слезах от действия и благодати Святого Духа, тотчас, как бы не имея сил стерпеть великого блистания и силы словес сих, омрачаются паче очами души своей, чем просвещаются, и с великою продерзостию решают, что это от прелести бесовской, и не трепещут, окаянные, ни суда Божия, ни вреда, причиняемого тем, кои слышат их. Мало того, они не колеблются утверждать, дерзкие, что в настоящие времена ничего такого не бывает от Бога ни в ком из верующих, а это есть крайнее нечестие, паче, нежели ересь. Ересь бывает, когда кто уклоняется от какого-либо догмата православной веры, но кто говорит, что теперь нет людей, которые бы любили Бога и сподоблялись приять Духа Святого и креститься от Него, то есть возродиться благодатию Святого Духа и соделаться сынами Божиими, с сознанием, опытным вкушением и узрением, – тот низвращает все воплощенное домостроительство Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и явно отвергает обновление образа Божия или человеческого естества, растленного и умерщвленного грехом. Обновлением я называю воссоздание нашего естества, которое совершил Христос Господь, преложив его из тления в нетление и из смертности в бессмертие.
Слова (Слово 64-е).
Что есть истина?
Христос говорит ученикам, что Святой Дух …наставит вас на всякую истину… (Ин 16:13). Но что же такое — истина? Люди так часто употребляют это слово, что уже привыкли к нему и не особенно утруждают себя поисками его значения, тем более что определений истины в философии скопилось великое множество, и разобраться в них неподготовленному человеку бывает довольно трудно. Однако в христианстве это понятие имеет вполне конкретный смысл: истина есть творческий замысел Божий о мире и о человеке. И если человек живет в соответствии с этим замыслом, значит он стоит в истине. Если же нет, тогда — уподобляется сатане, который отказался участвовать в божественном плане творения, и …не устоял в истине (Ин 8:44), превратившись из светлого ангела в противника Божия и убийцу людей.
Таким образом, наставление на всякую истину, подаваемое Духом Святым, заключается в обличении тех наших поступков, которые противоречат замыслу Бога о нас и о мире вокруг нас. Происходит это через действие совести, которая прямо указывает человеку на недолжные его мысли, слова и поступки.
Вот здесь и становится возможной для каждого хула на Святого Духа в виде отвержения очевидной истины, когда человек, абсолютно точно зная, что он неправ, всё же продолжает творить зло. Святитель Феофан Затворник писал: «Когда люди содержат истину в неправде? — Тогда, когда знают истину, и не исполняют, когда жизнь не отвечает знанию; одно у них на уме и совести, иногда и на словах, а другое в жизни и делах, в чувствах сердца и настроениях воли. …Сия неправда во сто крат увеличивается, когда кто делает неправое в то самое время, когда ум и совесть претит ему и не велит того делать. В сем и состоит хула на Духа Святаго, о которой Господь изрек страшное определение — непрощение ни в сей век, ни в будущий».
И дело тут вовсе не в милосердии Божием или в его отсутствии. Мы привыкли воспринимать слово «прощение» в категориях этики межчеловеческого общения, когда оно означает снятие вины, отказ потерпевшей стороны от каких-то санкций в отношении провинившегося. Но в числе множества значений слова «простой» (от которого происходит «прощение») есть и такие, как — прямой (в противоположность лукавому — изогнутому, подобно луку), цельный, чистый. Следовательно, простить значит также и — очистить, выпрямить, а самое главное — восстановить утраченную целостность, то есть — исцелить. И когда мы говорим о прощении, получаемом от Бога, его следует понимать прежде всего как исцеление, очищение, исправление в человеке того, что было искажено грехом.
Так кто же рискует остаться у Бога неисцеленным, неочищенным, неисправленным? Ответ на это столь же прост, сколь и печален: тот, кто считает себя здоровым, чистым и не нуждающимся ни в каком исправлении даже после того, как увидал свою грязь, болячки и лукавство во всей их неприглядности.
Непростительный грех
Хулу на Святого Духа называют непростительным или вечным грехом. Согласно христианской теологии, человек, совершивший такой грех, не может быть прощен, он никогда не познает тех благ, которые уготованы истинно верующим. Под хулой необязательно имеются в виду оскорбительные высказывания в адрес Божественной ипостаси, достаточно лишь отрицания ее силы и способности чудесным образом воздействовать на мир, что, по сути, является отвержением истинности принципов всего христианского вероучения.
Пример, дающий исчерпывающее представление о том, что такое хула на Святого Духа, содержится в Евангелии от Марка. Он описывает, как фарисеи (представители одной из древнейших иудейских философских школ) заявили, что чудо исцеления, продемонстрированное Иисусом, является промыслом не Святого Духа, а Вельзевула. По христианским представлениям Вельзевул – это один из злых духов, прислужник самого дьявола (однако до возникновения христианства Вельзевулом именовалась одна из ипостасей Баала – верховного бога в ассиро-вавилонской традиции, то есть изначально это имя не ассоциировалось у людей со злом). Иисус утверждал, что хула на него, Бога Сына, может быть прощена, ведь он все-таки человек, но злословие о Святом Духе – тяжкое преступление, никакое покаяние не смоет с души такой грех.
Многие известные теологи и богословы рассуждали в своих трудах о непростительном грехе. Из этих текстов можно узнать, что даже столь серьезный грех все же может быть искуплен. Например, Феофилакт Болгарский (византийский толкователь Писания и богослов) утверждал, что хула на Христа может быть прощена без покаяния, если человек изначально не знал о его божественном происхождении и видел в нем просто другого человека. Но хула на его духовные дела – тяжкий грех, который все же можно искупить искренним покаянием.
Иоанн Златоуст считал, что некий поучительный подтекст имеет даже хула на Святого Духа, что это некий воспитательный момент, ведь человек, узнавший себя в действиях фарисеев и покаявшийся, будет нести свет веры другим.
Концепция Святого Духа
Чтобы понять степень тяжести греха согласно христианскому вероучению, для начала стоит пояснить, что же представляет собой Святой Дух.
Христианство – не первое религиозное учение, обратившееся к концепции Святого Духа. В Авесте (собрании зороастрийских священных текстов) есть упоминание о том, что верховный бог Ахурамазда, как и бог в представлении христиан, имеет несколько ипостасей. Одна из них схожа с христианским Святым Духом. Древние последователи зороастризма считали, что эта ипостась находится в непрерывной борьбе со злым духом.
Несмотря на связь между вероучениями, иудаизм не признает концепцию триединства, в то время как все христианские конфессии и даже мелкие деноминации признают Святого Духа частью божественного естества. Согласно христианскому вероучению, именно эта ипостась Бога может непосредственно влиять на человека. Несмотря на невидимость и бесплотность, Святой Дух гораздо ближе к человеку, чем Бог Отец.
С момента зарождения христианства Святой Дух считался равным Отцу и Сыну. Но в IV веке их равенство стали ставить под сомнение. Часть священнослужителей и верующих утверждали, что как Отец, так и Сын могут быть источниками Святого Духа, в то время как их оппоненты были убеждены, что источником является лишь Отец. Эти разногласия послужили одной из причин раскола христианской церкви на два лагеря – Великой Схизмы. В итоге каждый остался при своем мнении, а мы сегодня имеем католичество и православие.