Какая вера у римлян была до принятия ими христианства

Формирование идейных основ христианства в Древнем Риме

Перенос столицы Римской империи на Восток с последующим расколом этой империи на две части, Восточную и Западную, сыграл важную роль и в последующей истории Рима, и тем более в истории христианства, ставшего теперь официальной его религией. Вначале центром развития христианства как господствующей религии с формирующейся в ней крепкой централизованной структуры, церковью, был именно восток, Византия. Во-первых, потому, что император восточной части империи довольно долго, практически все время, что еще было отпущено историей Римской империи, продолжал оставаться главным из двоих его властителей. Во-вторых, вместе с этим императором на Восток переместилась и основная часть наиболее авторитетных представителей новой религии.

Кроме того, именно Римский Восток, особенно северная часть Египта и восточное побережье Средиземноморья (Палестина, Сирия, значительная часть Малой Азии) были местом наиболее раннего и интенсивного расселения христиан, как обычных мирских общин, так и древнейших монастырей. На этой территории с ее примерно 50-миллионным населением к моменту перевода столицы императора Константина в Византий около 10 % были христианами. Словом, все свидетельствовало о том, что центр официального христианства переместился вместе с императором на восток, где и оставался на протяжении ряда веков. Именно там шли ожесточенные теологические споры на время от времени созывавшихся византийскими императорами Вселенских соборах.

В центре внимания первых теоретиков официального христианства в Византии (имеются в виду споры IV-V вв.) оказались, как того и следовало ожидать, наиболее щекотливые христианские и тринитаные проблемы доктрины. Щекотливость ситуации несложно понять: на Востоке было немало религиозных систем, в которых на передний план выходило сразу трое великих богов. Но нигде не было такого, чтобы все эти трое были не различными, но как бы взаимопроницаемыми и неразделимыми фигурами. Сложность была в том, чтобы расставить эти фигуры по своим местам и — если это только возможно — прочно, навсегда закрепить за каждым из них свое место.

Следует заметить, что все это было бы не столь трудно сделать, если бы не Иисус Христос, который был то ли Богом, то ли человеком, то ли богочеловеком. Неудивительно, что тринитарные споры о сущности Троицы постоянно переплетались с христологическими — о сущности Христа. А решить эту последнюю проблему было не очень просто именно потому, что она тесно переплеталась с философско-антропологическими представлениями о месте человека и его роли. Может ли человек подняться до невиданных в античности, да и до нее, божественных высот, или он всегда подчинен божественному началу?

В ожесточенных спорах вырисовывались разные точки зрения на этот счет и рождались очень разные богословские позиции, имевшие своих сторонников. Следовало разобраться, где истина, а где заблуждение, толкуемое как ересь. Именно этим и занимались первые Вселенские соборы, созывавшиеся время от времени, обычно не слишком часто, в различных давно сложившихся религиозных центрах восточного христианства, как в самой Византии, так и неподалеку от нее.

Контекст

Провинция Британии в составе Римской империи, существовавшая в 125 г. н.э.

Люди в римской Британии обычно верили в широкий спектр богов и богинь и поклонялись нескольким из них, вероятно, выбирая некоторых местных и племенных божеств, а также некоторых из основных божеств, почитаемых по всей Империи. В этом регионе почитались как коренные британские божества, так и представленные римские аналоги, иногда синкретизированные вместе, как в таких случаях, как Аполлон — Куномагл и Сулис — Минерва . Романо-британские храмы иногда возводились на местах, которые ранее были культовыми местами в доримский железный век . Разработан новый стиль « романо-кельтского храма », на который повлияли как железный век, так и имперские римские архитектурные стили, но также уникальный из обоих; постройки в этом стиле использовались до четвертого века. Культ различных восточных божеств также был введен в римскую Британию, в том числе культы божеств Исиды , Митры и Кибелы ; Христианство было лишь одним из этих восточных культов.

Археолог Мартин Хениг предположил, что для того, чтобы «ощутить что-то духовное окружение христианства в это время», было бы полезно представить Индию, где индуизм , «основная политеистическая система», остается доминирующей, и «где церкви содержат изображения Христа. и Девы составляют ничтожное меньшинство против множества храмов богов и богинь «.

Христианство было ответвлением иудаизма , хотя к середине второго века эти две религии были признаны отдельными. Нет никаких прямых доказательств того, что иудаизм практиковался в римской Британии.

Свидетельство

Археологические свидетельства христианства в римской Британии не обширны, но необходимы для определения степени распространения религии в этот период. Определить, использовался ли предмет в христианской или языческой символике и использовании, не всегда просто, а интерпретация таких предметов часто бывает умозрительной. Этот христианский материал представляет собой «крошечную долю» археологического материала, извлеченного из римской Британии.

Арианское течение в христианстве

Первым широко известным богословским течением, выработавшим свою точку зрения по этому поводу, считается арианство, названное по имени священника Ария из египетской Александрии. Суть этого учения сводилась к рационалистическому (свойственному именно эллинам) объяснению проблемы: Христос, согласно евангельской традиции, — творение Бога Отца. Стало быть, он не единосущен ему, но зависим от него. Поэтому Христа не следует считать человеком, он божественный Логос, говорящий от имени высшего Бога, являющийся посредником между Богом и людьми. Но это все же не сам Бог, но лишь его Сын, ибо было время, когда его еще не было. Отсюда естественный вывод о неравенстве Бога Отца и сотворенного им Бога Сына.

На I Вселенском соборе в Никее, созванном в 325 г., учение Ария было объявлено ересью, а Христос провозглашен единосущным Богу Отцу. В противовес арианству собор выработал ортодоксальный православный символ веры, суть которого сводилась к ряду тезисов, включая триединство Бога, единосущного и недоступного разуму, а также боговоплощение, искупление, крещение, воскресение и т. п.

Никейский собор сурово осудил еретиков, отправив Ария в ссылку. Но император Константин не только проявил собственное мнение, но и счел возможным вмешаться в церковный спор на стороне ариан, предложив заменить термин «единосущный» на «подобосущный». Эта поправка не была принята. Последовали длительные споры, в ходе которых церковь одержала победу и на соборе 381 г., после смерти Константина, арианство было еще раз осуждено и отвергнуто, что, впрочем, не помешало сторонникам этого учения мигрировать на запад и со временем получить некоторую поддержку со стороны постоянно соперничавшей с византийским христианством католической церкви, особенно в окружавших Рим варварских королевствах остготов и вестготов.

Религия древнего Рима

Государственную религию Римской империи можно поделить на два периода, языческий и христианский. То есть первоначально римляне позаимствовали языческую религию древней Греции, взяв себе и их мифологию и богов, которых только назвали по-своему. Наряду с этим в Римской империи существовал «культ императоров» согласно которому римским императорам должны были воздаваться «божественные почести».

А так как территория Римской империи имела поистине гигантские размеры, то в ней сосредоточились самые разные культы и религии: от верований кельтов до исповедующих иудаизм евреев. Но все изменилось с появлением новой религии – христианства, у которого с Римской империей сложились весьма непростые отношения.

Проблема датировки

Возникновение христианства неразрывно связано с проблемой датировки событий. Неоспоримым является факт – возникло оно в Римской империи на рубеже нашей эры. Но когда именно? И в каком месте грандиозной империи, которая охватывала все Средиземноморье, значительную часть Европы, Малую Азию?

Согласно традиционной трактовке, зарождение основных постулатов приходится на годы проповеднической деятельности Иисуса (30-33 гг. н. э.). Ученые с этим частично соглашаются, но добавляют, что вероучение составлено после казни Иисуса. Причем из четырех канонически признанных авторов Нового Завета лишь Матфей и Иоанн были учениками Иисуса Христа, являлись свидетелями событий, то есть контактировали с непосредственным источником учения.

Другие (Марк и Лука) часть информации уже приняли опосредованно. Очевидно, что становление вероучения растянулось во времени. Это естественно. Ведь за «революционным взрывом идей» во времена Христа наступил эволюционный процесс освоения и развития этих идей его учениками, которые и придали учению завершенный вид. Это заметно при анализе Нового Завета, написание которого продолжалось до конца I века. Правда, до сих пор существуют различные датировки книг: христианская традиция ограничивает написания священных текстов периодом в 2-3 десятилетия после смерти Иисуса, а некоторые исследователи растягивают этот процесс до середины II века.

использованная литература

Источники

  • Хениг, Мартин (1984). Религия в римской Британии . Нью-Йорк: St Martin’s Press. ISBN 0-312-67059-1.
  • Мауэр, Фрэнсис (1995). Доказательства христианства в римской Британии: небольшие находки . Оксфорд: Британские археологические отчеты.
  • Моррис, младший (1968). «Свидание святого Альбана». Археология Хартфордшира . 1 : 1–8.
  • Петтс, Дэвид (2003). Христианство в римской Британии . Страуд: Темпус. ISBN 0-7524-2540-4.
  • Шарп, Ричард (2002). «Мученики и местные святые в позднеантичной Британии». Местные святые и поместные церкви в раннем средневековье на Западе . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. С. 75–154. ISBN 0-19-820394-2.
  • Стивенс, Г. Р. (1987). «Записка о мученичестве святого Албана». Археология Хартфордшира . 9 : 20–21.
  • Томас, Чарльз (1981). Христианство в Римской Британии до 500 года нашей эры . Лондон.
  • Уоттс, Дороти (1991). Христиане и язычники в римской Британии . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-05071-5.

дальнейшее чтение

Шарп, Ричард (2001). «Были ли британские епископы на Соборе в Сердике в 343 году нашей эры?». Перития . 15 : 188–194. DOI : 10.1484 / J.Peri.3.435 .

Возникновение

У создания и развития новой мировой религии запутанная история. Возникновение христианства окутано тайнами, легендами, предположениями и допущениями. Не так много известно об утверждении этого учения, которое сегодня исповедует четверть населения планеты (около 1,5 млрд человек). Это можно объяснить тем, что в христианстве значительно отчетливее, чем в буддизме или исламе, присутствует сверхъестественное начало, вера в которое обычно порождает не только благоговение, но и скептицизм. Поэтому история вопроса подвергалась значительным фальсификациям различными идеологами.

Кроме того, возникновение христианства, его распространение было взрывообразным. Процесс сопровождался активной религиозно-идеологической и политической борьбой, значительно исказившей историческую истину. Споры по этому вопросу продолжаются до настоящего времени.

Христианские течения несториан и монофизитов в Древнем Риме

На смену арианам в V в. пришли несториане и монофизиты. Суть учения несториан, основателем которого был константинопольский епископ Несторий, сводилась к тому, что Иисус прежде всего человек, что человеческое и божественное начала в нем никогда полностью не сливались воедино, но всегда находились лишь в неком неясном соединении. Только через наитие Бога Святого Духа Христос стал Мессией. Ожесточенная борьба вокруг учения несториан возникла на III Вселенском соборе в Эфесе в 431 г.

В эту борьбу на стороне противников несториан вмешался через своего посланника и Римский Папа. Борьба была длительной и ожесточенной и завершилась осуждением несторианской ереси. Несторий был отправлен в ссылку, а его сторонники в отличие от ариан ушли на Восток, расселившись в Иране, Средней Азии и более отдаленных районах вплоть до Китая.

Стоит заметить, что несториане стояли за весьма тесный союз церкви с политической властью, что, видимо, вызвало недовольство Папы, но не византийского императора, который явно колебался. Известно, что окончательно несторианская ересь была осуждена лишь спустя четыре года специальным императорским постановлением.

Что касается монофизитов, то их учение было наиболее активным и имело намного больше сторонников, чем арианское и несторианское. Возникшее в Константинополе в качестве своего рода противовеса несторианам, их толкование сущности Христа сводилось к тому, что ему присуща только одна природа — божественная. На созванном в том же Эфесе Вселенском (позже названном «разбойничьим») соборе 449 г. возникла ожесточенная борьба. Основными противниками в споре выступили константинопольский (поддерживавший монофизитов) и противостоявший ему александрийский клир, соперничавшие в то время за преобладающее влияние на церковь.

Римский Папа в споре поддержал константинопольцев, но император выступил на стороне александрийцев, в результате чего монофизиты одержали победу. Правда, она была недолгой. На IV Вселенском соборе в Халкидоне в 451 г. новый византийский император не только осудил решение Эфесского собора 449 г., но и выступил против несторианской ереси, восстановив Никейский символ веры. Здесь сыграл свою роль союз константинопольского патриарха с Римским Папой. Оба, напуганные призраком не столько религиозного, сколько политического сепаратизма, проявившего себя в момент победы александрийцев, активно поддержали императора.

Распространение христианства

Первые христианские общины возникли в Иудее. Вскоре они появились в Риме, Италии, Греции, Малой Азии. Члены христианских общин называли друг друга братьями и сестрами, совершали совместные молитвы и трапезы.

В конце II века н. э. христианство распространилось на большей части Римской империи. Власти преследовали христиан. Многие из них умерли мучительной смертью. Но христианских общин становилось все больше и больше. В них вступали не только бедняки, но и состоятельные римляне. Управляли христианскими общинами специально избираемые руководители — епископы.

Христиане не призывали к сопротивлению римской власти и разрушению империи. Поэтому власти постепенно изменили свое отношение к новой религии. Они решили использовать ее для поддержания порядка в огромном государстве. Особенно привлекательным для них были идеи христианского терпения и смирения, непротивления злу насилием. Первым императором, осознавшим силу христианства, был Константин. В 313 году появился указ, по которому разрешалось строить храмы и открыто молиться. Вскоре Констанстин и сам стал христианином. В конце IV века христианство превратилось в официальную религию империи. Теперь уже языческие религии преследовались столь же жестоко, как и ранее христианство.

В конце IV века окончательно сложилась церковная организация. Церковь включала высшее духовенство (епископы), низшее духовенство (священники), монашество и простых христиан. Христианские храмы стали называться церковью. Отсюда два основных смысла у этого слова: церковь — совокупность всех верующих в Христа и церковь — храм, место для собрания отдельной христианской общины.

Епископы определили, какие книги, написанные о земной жизни Иисуса, считать священными. Эти книги — Евангелия — были собраны и составили Новый Завет.

Иисус Христос

Начало христианской религии положил иудей по имени Иисус из города Назарета. Позднее все узнали его под именем Иисус Христос. В Библии, в Новом Завете, можно прочитать о его жизни и учении.

Жизнь Иисуса

Иисус родился в Иудее, небольшой провинции Римской империи. Примерно в возрасте тридцати лет он избрал двенадцать учеников (последователей) и начал проповедовать слово Божье. Распространились слухи, что Иисус может совершать чудеса, и толпы людей приходили послушать его.

Смерть Иисуса

Слова Иисуса вызывали недовольство у еврейских религиозных иерархов. Римляне опасались, что проповеди Христа приведут к восстанию в Иудее. В Иерусалиме его схватили и распяли на кресте.

Учение Иисуса

Иисус учил, что важнее любить Господа Бога и служить другим, нежели повиноваться еврейскому закону. Он говорил, что люди должны перестать поступать несправедливо. Им необходимо начать жить по-новому — только так они смогут войти в царствие Божие.

Распространение учения Иисуса

По смерти Иисуса его учение распространялось его последователями. Они говорили, что сын Божий восстанет из мертвых. Павел из Тарса побывал с посланием Христа в Малой Азии (территория современной Турции), в Греции и даже в Риме. По пути в Рим Павел потерпел кораблекрушение у побережья Мальты, однако ему удалось спастись.

Культура древнего Рима

Культура Римской империи является важной и существенной частью общемировой культуры, ее неотъемлемой частью. Многими ее плодами мы пользуемся и по сей день, например, канализация, водопровод, пришли к нам из древнего Рима

Именно римляне первые изобрели бетон и активно развили градостроительное искусство. Вся европейская каменная архитектура берет свое начало в древнем Риме. Именно римляне первыми начали строить каменные многоэтажные дома (так званные инсулы), достигающие порой до 5-6 этажей (правда, первые лифты изобрели лишь спустя 20 веков).

Римские инсулы.

Также архитектура христианских церквей чуть более чем полностью позаимствована из архитектуры римской базилики – мест для общественных собраний древних римлян.

В сфере европейской юриспруденции на века заняло господство римское право – кодекс законом сформировавшийся еще во времена Римской республике. Римское право являлось правовой системой, как Римской империи, так и Византии, так и многих других средневековых государств основанных на осколках Римской империи уже в эпоху средневековья.

Латинский язык Римской империи еще на протяжении всего средневековья будет языком ученых, преподавателей и студентов.

Сам город Рим превратился в величайший культурный, экономический и политический центр древнего мира, недаром ведь ходила пословица «все дороги ведут в Рим». В Рим стекались товары, люди, обычаи, традиции, идеи со всей тогдашней ойкумены (известной части мира). Даже шелк из далекого Китая через купеческие караваны попадал к богатым римлянам.

Разумеется, не все забавы древних римлян будут приемлемы в наше время. Те же гладиаторские бои, которые проводились на арене Колизея под многотысячные овации римской толпы, пользовались большой популярностью римлян. Любопытно, что просвещенный император Марк Аврелий даже на одно время полностью запретил гладиаторские бои, однако после его смерти бои гладиаторов возобновились с прежней силой.

Бои гладиаторов.

Большой любовью простых римлян также пользовались гонки на колесницах, которые были весьма опасными и нередко сопровождались гибелью неудачных возничих.

Большое развитие в древнем Риме имел театр, более того, один из римских императоров, Нерон имел очень сильную страсть к театральному искусству, что сам нередко играл на сцене, декламировал стихи. Причем по описанию римского историка Светония делал это он очень не умело, так что специальные люди даже следили за зрителями, чтобы те ни в коем случае не спали и не покидали театр во время выступления императора.

Богатые патриции обучали своих детей грамоте и разным наукам (риторике, грамматике, математике, ораторскому искусству) или со специальными учителями (часто в роли учителя мог быть и какой-нибудь просвещенный раб) или же в специальных школах. Римская чернь, бедные плебеи, были, как правило, неграмотными.

Византия становится центром христианства

Император Константин принял важное решение сделать христианство официальной религией, перенеся одновременно столицу из приходившего в упадок Рима в античный Византий, переименованный в Константинополь. Этот город был расположен неподалеку от местонахождения христианских общин, что стало дополнительным подспорьем для расцвета новой государственной религии

Вскоре после перемещения императора и его аппарата власти на Восток, в зону наибольшего и наиболее раннего распространения христианства, вся империя вплоть до ее далеких западных окраин стала христианской. Более того, христианство начало проникать и в соседние государства, а после крушения Рима в V в. оно постепенно становилось религией возникших на его земле варварских государств. В этой ситуации центром западного христианства стал, как известно, все тот же Рим, а главой его — римский епископ, или Римский Папа, чья роль (не только духовно-религиозная, но и политическая) в истории средневековой Европы постоянно возрастала.

На Востоке же, под властью римского императора, христианство не имело единого главы, но оказалось раздробленным на епископаты, причем все они подчинились власти византийских императоров, которые провозглашали именно себя если и не формальными, то всегда фактическими главами христианской церкви.

После перемещения на Восток император был правителем всей империи, однако в 395 г. Рим окончательно разделился на Западную и Восточную империи. Восточным Римом продолжала именоваться Византия

Важно, однако, прибавить к сказанному, что в годы правления императора Юстиниана (527-565) была ненадолго завоевана часть Западной империи, включая и Рим. Видимо, это способствовало проникновению в Рим созданного Юстинианом кодекса права — наивысшего достижения древних в области частного права

В Риме, где к праву относились с гораздо большим вниманием, чем в Византии, которая в этом плане была ближе к Востоку, нормы этого кодекса сыграли существенную роль

Когда Римская Империя приняла христианство?

Таким образом, когда гонимые християне в первом веке рисовали рыбу на песке, они сразу узнавали друг друга.

Иисус Христос приказал Его ученикам носить свой крест, следовать за Ним и исповедовать Его: “Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мной, забудь о себе, и возьми свой крест, и следуй за Мной. Ибо кто хочет свою душу сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет свою душу ради Меня, тот сбережет ее. Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда придет во славе Своей и Отца и святых Ангелов” – Лк. 9:23-26.

Но вера должна всегда быть совмещена со справедливостью и с любовью: «Дети Божьи и дети дьявола узнаются так: всякий, не делающий cправедливости, не есть от Бога, равно и не любящий своего брата. …А Его заповедь та, чтобы мы веровали во имя Его Сына Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам.» – 1 Ин. 3:10 и 23.

С течением времени, символ веры “рыба” все дополнялся, и к концу четвертого века был разработан и согласован на никейском (325 г.н.э.) и константинопольском (381 г.н.э.) соборах следующий…

Обратно         Божий замысел для моей жизни       Мои молитвы на каждый день (на WWW)

Рим – храм мира

Влияя на жизнь завоеванных территорий, Рим много заимствовал у них. Особенно ярко это проявлялось в религии. Главные боги римлян Юпитер, Юнона, Минерва имели этрусские корни. Завоевав греческие города Италии, римляне отождествили своих богов с греческими. Во время войны против Ганнибала в Риме ввели культ малоазийской богини-матери Кибеллы. В конце I в. до н.э. стали почитать египетских Исиду, Осириса, иранского Митру. Боги каждой завоеванной провинции включались в римский пантеон и молиться им можно было в любом городе империи. По словам современников, Рим превратился в «храм мира». Часто местные боги сливались с сознании людей с римскими.

Внутри Пантеона

Обязательным для всех жителей империи был только императорский культ. В основе его лежал апофеоз – провозглашение императора богом. Впервые божественным был провозглашен после смерти Цезарь. Его преемника Октавиана Августа уже при жизни почитали как отца отечества и хранителя семейного очага. Обряды в его честь совершали в каждом римском доме и в храмах. Во времена Тиберия за отказ от почитания императора любого ждало серьезное наказание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector