Храм вознесения господня в москве

Архитектурные особенности

Величественное здание построено в стиле ампир и является градообразующей доминантой всей окружающей застройки. Церковь отлично видно с любой улицы, которая ведет к Никитской площади.

По российской традиции храм построен в виде «корабля». С запада от алтарной абсиды возвышается массивный четверик с куполом. К нему примыкает приземистая трапезная с притвором, а за ней идет высокая колокольня. Монументальные объемы украшены изысканно-строгой отделкой. На церковных фасадах можно увидеть стройные колонны ионического ордера, а на купольном световом барабане – небольшую позолоченную главку.

Большую выразительность зданию придает гладкая, нерасчлененная поверхность стен и аккуратные ниши с заглубленными окнами. На четверике храма и алтаре они арочные, а на трапезной имеют прямоугольную форму.

Капители белых колонн и антаблементы портиков декорированы тонкой лепниной. На алтарной апсиде, южном фасаде колокольни и над входом в храм находятся великолепные мозаичные иконы, сделанные из кусочков прочного стекла 50 цветов и оттенков. Примечательно, что технику мозаик из смальты применяли еще в украшении византийских храмов. В качестве сюжетов для Вознесенской церкви были выбраны образы, написанные для ее иконостасов.

Колокольня была отстроена заново в конце 1990-х – начале 2000-х годов.

Она очень удачно вписалась в ансамбль Вознесенского храма, поэтому у прохожих создается впечатление, что пятиярусная колокольня всегда стояла возле церкви.

Высокое здание поднимается на 60,5 м. Нижний ярус квадратный с тремя портиками. Здесь находятся паперть и вход в храм. На втором тоже квадратном ярусе висит огромный колокол весом 10 тонн. Третий – главный ярус звонов оформлен балюстрадой и парными колоколами. На нем размещен колокол поменьше, который весит 5 тонн. Четвертый и пятый ярусы круглые. Колокольню завершает сферический купол со шпилем и крест.

Ссылки[править | править код]

  • Храм Вознесения Господня на russian-church.ru
  • Храм Вознесения Господня на patriarchia.ru
  • Храм Вознесения Господня на pravoslavie.ru
  • Храм Вознесения Господня на sobory.ru
Пушкинские места
  • Дом в Немецкой слободе (1799)
  • Елоховский собор (1799)
  • Захарово (1805—1810)
  • Лицей (1811—1817)
  • Кишинёв и Долна (1820—1821)
  • Каменка (1820—1822)
  • Одесса (1823)
  • Михайловское, Петровское, Тригорское (1824—1826)
  • Верхневолжье: Торжок, Берново, Малинники (1828—1829)
  • Болдино (1830)
  • Большое Вознесение
  • Остафьево (1830—1831)
  • Арбат (1831)
  • Татищево и Языково (1833)
  • Каменный Остров (1834, 1836)
  • Квартира на Мойке (1836—1837)
  • Чёрная речка (1837)
  • Спасо-Конюшенная церковь
  • Святогорский монастырь
  • Усадьба Ганнибалов
  • Вязёмы
  • Дом-музей В. Л. Пушкина
  • Домик няни
  • Музей в Гурзуфе
  • Музей в Киеве
  • Музей на Пречистенке
  • Музей в Новгороде
  • Выра
  • Усадьба Загряжских
  • Усадьба Гончаровых
  • Ярополец
  • Усадьба Васильчиковых
  • Музей в Вильнюсе
  • Музей в Бродзянах

Судьба храма в XX веке

В 1917 году в городе произошло вооруженное восстание. Бои шли у Никитских ворот, были погибшие, поэтому священники храма провели отпевание юнкеров и офицеров. Церковные службы в Вознесенской церкви проводили до осени 1931 года, но потом по решению московских властей храм закрыли.

Через 6 лет рабочие разобрали колокольню и устроили на ее месте парк. В 1960-е годы в бывшем церковном здании работала лаборатория, которая занималась изучением молнеезащиты и высоковольтных газовых разрядов. В 1972 году перед приездом в город президента США Никсона власти Ленинграда в спешке провели косметический ремонт церковных фасадов.

Храм вернули верующим только в 1990 году. После этого группы добровольцев и профессиональные реставраторы начали долгий процесс восстановления Вознесенской церкви.

Венчание поэта

В церковной метрической книге сохранилась запись, что таинство венчания А. С. Пушкина и Н. Н. Гончаровой прошло 2 марта 1831 года. На момент свадьбы жениху был 31 год, а его невесте – 18.

Будущая теща – Наталья Ивановна Гончарова долго не благословляла брак дочери. Ее смущала репутация влюбчивого поэта и его натянутые отношения с властями.

Утром того дня, когда должно было состояться венчание, старшая Гончарова сообщила своему будущему зятю, что церемонию необходимо отложить, так как нет денег на карету, и ее дочери не на чем доехать до церкви. В ответ поэт отправил будущей теще 1000 рублей. На себе Пушкин сэкономил и пошел к алтарю во фраке, который одолжил у знакомого.

Когда шло венчание, в храм не пустили никого из посторонних. Двери церкви охраняла полиция, и это очень огорчило поклонников красавицы Натальи Гончаровой. По преданию, во время таинства погасла свеча, и обручальное кольцо упало на пол. Поэт был очень огорчен случившимся и счел это дурными предзнаменованиями.

Интерьеры и святыни

В храме освящено шесть престолов, главный из них посвящен празднику Вознесения Господня. Отдельного внимания заслуживают пять богатых иконостасов. Три из них находятся в самой церкви, а два – в помещении трапезной.

Оригинальные храмовые иконостасы были выполнены по проекту талантливого зодчего и реставратора Михаила Доримедонтовича Быковского. В годы борьбы советской власти с религией все иконы были безжалостно уничтожены. Чтобы восстановить резное великолепие, потребовалось много усилий и средств.

Нижний пояс внутри Вознесенской церкви оформлен колоннами из искусственного мрамора и зеркалами. Выше – на стенах, в алтаре, трапезной, подкупольном пространстве и барабане с окнами можно увидеть великолепные росписи. Живописные классические фрески храма были написаны в 1830-е годы разными художниками.

На росписях воспроизведены сцены из Ветхого Завета и Евангелия, изображения Апостолов, четырех Евангелистов, Сергия Радонежского, святителя Алексия митрополита Московского, ангелов с богослужебными атрибутами, маленькие головки херувимов и орнаментально-геральдические композиции. Реставрация старых росписей была проведена в 1990-е годы, и потом они несколько раз подновлялись.

Главные святыни Вознесенского храма – это две почитаемые верующими иконы: Иверская икона Божией Матери и Казанская икона Пресвятой Богородицы.

Полезная информация для туристов

Сегодня старая церковь – действующий православный храм. Богослужения здесь проходят ежедневно – в 8:00 и 18:00.

Территория Вознесенской церкви очень зеленая и ухоженная. В храмовом дендрарии растут райские яблони, маньчжурский орех, сирень, каштан, акация и клены. В теплое время года на клумбах много цветов.

При восстановлении колокольни строители прокладывали коммуникации и обнаружили под землей старые безымянные захоронения. По решению прихожан кости собрали и перезахоронили с востока от алтаря. Священники провели панихиду по усопшим, а потом на могиле был установлен высокий каменный крест.

Как была построена церковь

Первое упоминание о храме в Сторожах относят к 1619 году. В начале XVII века эта была малозаметная деревянная церковь. По сохранившимся документам известно, что она простояла 10 лет. В апреле 1629 года в Москве прошел большой пожар, который уничтожил западную и восточную части Белого города. В огне погибло множество построек, в том числе и небольшой деревянный Вознесенский храм.

В 1680-е годы царица Наталья Кирилловна Нарышкина – будущая мать Петра I выделила средства, и на них построили новую пятиглавую каменную церковь. В иконостасе храма находился образ Боголюбской Божией Матери. По преданию, во время чумы, которая свирепствовала в Москве в 1771 году, люди приходили в Вознесенскую церковь и получали исцеление от чудотворной иконы.

В 1781 году Григорий Александрович Потемкин-Таврический принял решение построить новый храм для Преображенского полка. Под строительную площадку светлейший князь отдал собственный двор, который располагался рядом с Вознесенской церковью. Случилось так, что смерть не дала ему осуществить задуманное, но Потемкин успел составить завещание. Душеприказчики князя получили необходимые деньги и в 1798 году приступили к строительству.

Новую церковь возводили по проекту знаменитого русского архитектора Матвея Федоровича Казакова. К 1812 году последователи Потемкина построили и полностью отделали трапезную, но летом началась война с французами. При вторжении войск Наполеона, когда в Москве был сильный пожар, чертежи Казакова сгорели.

Обновленный проект храма был подготовлен людьми, которые внесли неоценимый вклад в восстановление сгоревшей Москвы – Осипом Ивановичем Бове и Федором Михайловичем Шестаковым. Наконец, в 1831 году основное здание Вознесенской церкви было закончено.

Пять великих архитекторов: кто построил церковь?

Веком позже граф Григорий Александрович Потемкин решил возвести здесь полковую церковь (он был командиром в Преображенском полку). Новый храм строили рядом со старым.

Строительство началось в 1798 году, за год до рождения Пушкина, а завершилось в 1836 году, за год до его смерти. Но отделочные работы и внутренняя роспись храма продолжались еще 12 лет.

Первым архитектором проекта стал Василий Баженов. Чуть позже храмом занялся Матвей Казаков, который оставил большое архитектурное наследие в Москве. Среди его работ — Сенат Московского Кремля, дворец в Царицыне, Петровский путевой дворец и генерал-губернаторский дом на Тверской (сейчас в перестроенном здании расположена Мэрия Москвы).

При пожаре 1812 года храм сильно пострадал, и его пришлось строить заново. Проектом руководил Федор Шестаков, известный работами в стилях ампир и классицизм. Он, например, спроектировал и построил ограду Александровского сада Московского Кремля, трапезную храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, колокольню и трапезную храма Святителя Николая в Толмачах. После смерти Шестакова в 1836 году храмом занялся Евграф Тюрин. Он построил Богоявленский собор в Елохове, храм Мученицы Татианы при МГУ имени М.В. Ломоносова и восстановил Арсенал в Московском Кремле. Приложил руку к Большому Вознесению и Осип Бове — архитектор Манежа, Большого театра, Александровский сада и Триумфальных ворот.

Реставрация храма и пожертвования москвичей

Реставрацией живописи церкви более 10 лет занимался Алексей Артемьев. Признанный еще в советское время реставратор в 1990-е годы восстановил не один храм. За воссоздание росписи храма Христа Спасителя он награжден медалью Академии художеств.

20 мая 1999 года храм был освящен. В том году отмечали 200-летие со дня рождения Александра Пушкина, и церковь стала одной из площадок праздника.

В 2002–2004 годах была построена колокольня, очень удачно вписавшаяся в архитектурный облик храма. Автор проекта Олег Журин взял за основу эскизный проект Федора Шестакова. Журин также принимал участие в восстановлении Казанского собора на Красной площади и многих других памятников архитектуры. Средства на колокола, убранство и реставрацию церкви собрали москвичи.

Сегодня в Большом Вознесении можно услышать не только колокольный звон. В храме с прекрасной акустикой выступают хоровые коллективы, например во время Московского пасхального фестиваля.

Храм Вознесения в Электростали

Адрес: г. Электросталь, ул. Чернышевского, д. 34.

В начале 1990-х в Элетростали была зарегистрирована община верующих. Спустя два года общине передали территорию бывшего Дома культуры «Строитель» на улице Чернышевского.

Спустя почти десять лет после создания общины у верующих появился первый долгожданный храм-крестильня во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского, предшественник большого Вознесенского храма.

Вознесенский храм достраивают до сих пор. С 2011 года, после длительного перерыва, связанного с финансовыми проблемами, строительные работы возобновились с новой силой. Деньги на церковь собирают всем миром.

Советский период: пение Шаляпина и превращение в высоковольтную лабораторию

В XX веке храм стал свидетелем революционных событий. В октябре 1917 года в Москве шли уличные бои — в том числе на Тверском бульваре, Арбате и на площади Никитские Ворота. Утром 28 октября Кремль был занят юнкерами, но 2 ноября после артиллеристского обстрела они сдались революционным войскам и покинули Кремль. Именно в храме Большое Вознесение отпевали погибших студентов и юнкеров.

В 1920 году в церкви прошло венчание дочери Федора Шаляпина, знаменитый певец сам читал Апостол.

5 апреля 1925-го в храме отслужил свою последнюю литургию патриарх Тихон. Он был избран в 1917 году и стал первым с 1721-го патриархом в России. Через два дня после службы Тихон скончался.

В 1931 году храм закрыли, а в 1937-м снесли колокольню, но сама церковь уцелела. Сначала там был гараж, а 1960-х — лаборатория высоковольтных газовых разрядов и молниезащиты Энергетического института имени Г.М. Кржижановского. Пространство храма заполняла установка для искусственных молний, шары и спирали.

В 1987-м лаборатория съехала, а храм был передан Русской православной церкви. 23 сентября 1990 года патриарх Алексий II провел там первую службу. С этого момента началась новая глава в истории Большого Вознесения — реставрация.

Архитектурные особенности

Величественное здание построено в стиле ампир и является градообразующей доминантой всей окружающей застройки. Церковь отлично видно с любой улицы, которая ведет к Никитской площади.

По российской традиции храм построен в виде «корабля». С запада от алтарной абсиды возвышается массивный четверик с куполом. К нему примыкает приземистая трапезная с притвором, а за ней идет высокая колокольня. Монументальные объемы украшены изысканно-строгой отделкой. На церковных фасадах можно увидеть стройные колонны ионического ордера, а на купольном световом барабане – небольшую позолоченную главку.

Большую выразительность зданию придает гладкая, нерасчлененная поверхность стен и аккуратные ниши с заглубленными окнами. На четверике храма и алтаре они арочные, а на трапезной имеют прямоугольную форму.

Капители белых колонн и антаблементы портиков декорированы тонкой лепниной. На алтарной апсиде, южном фасаде колокольни и над входом в храм находятся великолепные мозаичные иконы, сделанные из кусочков прочного стекла 50 цветов и оттенков. Примечательно, что технику мозаик из смальты применяли еще в украшении византийских храмов. В качестве сюжетов для Вознесенской церкви были выбраны образы, написанные для ее иконостасов.

Колокольня была отстроена заново в конце 1990-х – начале 2000-х годов. Она очень удачно вписалась в ансамбль Вознесенского храма, поэтому у прохожих создается впечатление, что пятиярусная колокольня всегда стояла возле церкви.

Высокое здание поднимается на 60,5 м. Нижний ярус квадратный с тремя портиками. Здесь находятся паперть и вход в храм. На втором тоже квадратном ярусе висит огромный колокол весом 10 тонн. Третий – главный ярус звонов оформлен балюстрадой и парными колоколами. На нем размещен колокол поменьше, который весит 5 тонн. Четвертый и пятый ярусы круглые. Колокольню завершает сферический купол со шпилем и крест.

Интерьеры и святыни

В храме освящено шесть престолов, главный из них посвящен празднику Вознесения Господня. Отдельного внимания заслуживают пять богатых иконостасов. Три из них находятся в самой церкви, а два – в помещении трапезной.

Оригинальные храмовые иконостасы были выполнены по проекту талантливого зодчего и реставратора Михаила Доримедонтовича Быковского. В годы борьбы советской власти с религией все иконы были безжалостно уничтожены. Чтобы восстановить резное великолепие, потребовалось много усилий и средств.

Нижний пояс внутри Вознесенской церкви оформлен колоннами из искусственного мрамора и зеркалами. Выше – на стенах, в алтаре, трапезной, подкупольном пространстве и барабане с окнами можно увидеть великолепные росписи. Живописные классические фрески храма были написаны в 1830-е годы разными художниками.

На росписях воспроизведены сцены из Ветхого Завета и Евангелия, изображения Апостолов, четырех Евангелистов, Сергия Радонежского, святителя Алексия митрополита Московского, ангелов с богослужебными атрибутами, маленькие головки херувимов и орнаментально-геральдические композиции. Реставрация старых росписей была проведена в 1990-е годы, и потом они несколько раз подновлялись.

Главные святыни Вознесенского храма – это две почитаемые верующими иконы: Иверская икона Божией Матери и Казанская икона Пресвятой Богородицы.

Венчание поэта

В церковной метрической книге сохранилась запись, что таинство венчания А. С. Пушкина и Н. Н. Гончаровой прошло 2 марта 1831 года. На момент свадьбы жениху был 31 год, а его невесте – 18.

Будущая теща – Наталья Ивановна Гончарова долго не благословляла брак дочери. Ее смущала репутация влюбчивого поэта и его натянутые отношения с властями.

Утром того дня, когда должно было состояться венчание, старшая Гончарова сообщила своему будущему зятю, что церемонию необходимо отложить, так как нет денег на карету, и ее дочери не на чем доехать до церкви. В ответ поэт отправил будущей теще 1000 рублей. На себе Пушкин сэкономил и пошел к алтарю во фраке, который одолжил у знакомого.

Когда шло венчание, в храм не пустили никого из посторонних. Двери церкви охраняла полиция, и это очень огорчило поклонников красавицы Натальи Гончаровой. По преданию, во время таинства погасла свеча, и обручальное кольцо упало на пол. Поэт был очень огорчен случившимся и счел это дурными предзнаменованиями.

Церковь Вознесения на Гороховом поле


Церковь Вознесения на Гороховом поле. Фотография: Алексей Гусев / фотобанк «Лори»

Первая Вознесенская церковь на этом месте появилась еще при основателе династии Романовых — Михаиле Федоровиче. Во второй половине XVIII века ее перестроили по указу фаворита императрицы Елизаветы Петровны — Алексея Разумовского. Как полагают исследователи, он поручил проект нового храма Матвею Казакову.

Среди известных прихожан церкви — актер Павел Мочалов, семья Пушкиных. Здесь был крещен брат Александра Пушкина Михаил, умерший в младенчестве. В советское время храм закрыли, а здание отдали под нужды сначала Аэродинамического клуба, а потом — типографии. Сегодня храм является центром почитания императора Николая II, здесь находится икона царя-страстотерпца.

Судьба храма в XX веке

В 1917 году в городе произошло вооруженное восстание. Бои шли у Никитских ворот, были погибшие, поэтому священники храма провели отпевание юнкеров и офицеров. Церковные службы в Вознесенской церкви проводили до осени 1931 года, но потом по решению московских властей храм закрыли.

Через 6 лет рабочие разобрали колокольню и устроили на ее месте парк. В 1960-е годы в бывшем церковном здании работала лаборатория, которая занималась изучением молнеезащиты и высоковольтных газовых разрядов. В 1972 году перед приездом в город президента США Никсона власти Ленинграда в спешке провели косметический ремонт церковных фасадов.

Храм вернули верующим только в 1990 году. После этого группы добровольцев и профессиональные реставраторы начали долгий процесс восстановления Вознесенской церкви.

Большое Вознесение — Александр Сергеевич Пушкин на Пресне

 Содержание

Ул. Малая Никитская, дом 5 Летом 1811 Пушкин уехал из Москвы в Лицей и вернулся лишь спустя 15 лет. Пушкин бывал в Москве почти ежегодно. В декабре 1828 года он познакомился с Натальей Гончаровой на балу танцмейстера Иогеля в доме Кологривовых на Тверском бульваре (дом 22, не сохранился). Ей было тогда 16 лет, это был один из первых в ее жизни балов. А жили Гончаровы на Пресне, на Большой Никитской улице (дом 48-50) в одноэтажном доме с антресолями (дом не сохранился). Вскоре после знакомства с Натальей Гончаровой Пушкин сделал ей предложение и получил неопределенный ответ. Получив ответ матери Натальи Николаевны, Пушкин в ту же ночь 1 мая 1829 года, выехал из Москвы на Кавказ в действовавшую против турок армию. В апреле 1830 г. Пушкин вновь сделал предложение Наталье Николаевне и на этот раз получил ее согласие, 6 мая состоялась помолвка. Пушкин писал: «Участь моя решена. Я женюсь…». Однако, из-за отсутствия денег на приданое невесты свадьба откладывалась. Наконец, в феврале 1830 г. в церкви Большого Вознесения на Никитской (ул. Малая Никитская, дом 5) состоялось венчание Пушкина с Гончаровой. Происходило все в приделе. При венчании свеча потухла в руке поэта, он, неуклюже повернувшись, уронил распятие, а обручальное кольцо упало на ковер. Зловещие приметы. Но все равно та церковь считается святынею первопрестольной. Зимний день 1831 года. Среди предстоящих — первый поэт России и первая красавица Москвы. В метрической книге «Большого Вознесения» была сделана запись: «Февраля восьмого надесять числа в доме коллежского ассесора Николая Афанасьевича Гончарова женился 10 класса Александр Сергеевич Пушкин 1ым браком, понял за себя коллежского ассесора Николая Афанасьевича Гончарова девицу Наталью Николаевну Гончарову…» В то время церковь Большого Вознесения не была еще достроена; ее сооружение завершилось лишь в 1840 годах. Интересна история церкви, где венчались Пушкин и Наталья Николаевна. Рядом с церковью, сохранившейся до нашего времени. Была прежде небольшая пятиглавая церковь с 2 приделами, с шатровой колокольней над входом. Построенная еще в 1685 году, и называлась она «Вознесение в Сторожах» (т.е. в Слободе, где жили дворцовые сторожа). По плану Москвы 1775 года, здесь была запроектирована полуциркульная площадь. Центр ее должен был занять новый грандиозный храм Вознесения, заказчиком которого был князь Г.А.Потемкин-Таврический. Строительство нового здания, начавшееся в 1797 году, продвигалось медленно. К 1816 году была отстроена лишь западная часть — трапезная, куда из старого здания перенесли приделы. Окончание строительства и освящение церкви относится к 1840-м годам. Именно с этого времени с этого времени церковь стала называться Большим Вознесением. Церковь была построена по проекту академика архитектуры Ф.М. Шестакова. После его смерти в 1835 г. работы завершил архитектор А.Г. Григорьев. В феврале 1831 г., когда венчался Пушкин, продолжалось строительство подкупольной части новой церкви; но существовала еще и старая церковь (она была разобрана в конце 1831 г., а колокольня снесена в 1833 г.) По мнению одного из знатоков истории Москвы пушкинской эпохи — В.С. Попова, венчание Пушкина и Гончаровой происходило в старинной церкви. Но есть и другое мнение 1850 г. П.И. Бартенева «венчались в приходе невесты, у Большого Вознесения». День рождения поэта был, как известно, в самый праздник Вознесения Господня. Пушкин имел твердое намерение выстроить со временем, в селе Михайловском церковь во имя Вознесения Господня. Храм, стоявший у перекрестка оживленных московских улиц, незримыми узами связывал судьбы выдающихся людей — государственных деятелей, творцов отечественной культуры: М.С. Щепкина, Ф.И. Шаляпина, М.И. Ермоловой и многих писателей, художников, артистов. Храм был свидетелем трагических событий октября-ноября 1917 г. Ожесточенные бои между отрядами боевиков и юнкеров проходили на Никитском бульваре. В 1931 г. храм закрыли, вскоре снесли колокольню, в самой же церкви размещались гаражи и всевозможные мелкие производства. Не так давно храм передали под концертный зал. Здание недолго прослужило в новом качестве — здесь провели лишь несколько концертов камерной музыки и хорового пения. В сентябре 1990 г. его, одним из первых в городе, вернули верующим. Возобновили службы. До сих пор реставрация здания пока не окончена. Главная ценность храма — уникальная настенная живопись. Она относится к 30-м годам прошлого столетия и носит отчасти светский характер.



Вернуться на предыдущую страницу

Примечания[править | править код]

  1. Москва: Энциклопедия / гл. ред. С. О. Шмидт; сост.: М. И. Андреев, В. М. Карев. — М. : Большая российская энциклопедия, 1997. — 976 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-277-3.
  2. Русские церкви — фотосправочник-путеводитель.
  3. Церковный вестник, май 2005 Архивная копия от 26 декабря 2012 на Wayback Machine
  4. 123456 Москва, которая есть / Сост. А. Алексеев. — М.: Департамент культурного наследия г. Москвы, 2013. — С. 179. — 238 с.
  5. Исповедные ведомости Никитского сорока. — Архив ЦИАМ, ф. 203, оп. 747, д. 221.
  6. В праздник Вознесения Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в столичном храме «Большое Вознесение» и возглавил хиротонию архимандрита Сергия (Булатникова)
  7. Вознесения Господня («Большое Вознесение») в Сторожах, у Никитских ворот храм На официальном сайте МП.
  8. Хранитель. Алексей Ильич Комеч и судьбы русской архитектуры / Самовер Н.. — М.: Искусство — XXI век, 2009. — С. 68. — 383 с. — 1100 экз. — ISBN 978-5-980-51-060-2.
  9. Терёхин А. В Москве открыли отреставрированную церковь «Большое Вознесение»(неопр.) . НТВ. Дата обращения: 21 ноября 2021.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском

Смотреть все фото (21)

  • Добавить фотографию
  • Добавить статью
  • Добавить комментарий

Церковь вознесения в Коломенском. Энциклопедия Москва, 1997 г.

Москва. Храмы Москвы. WWW.RUBRICON.COM / Энциклопедия «Москва» 1997г. / Церковь Вознесения в Коломенском

Видео: Сокровище Ивана Грозного

Все статьи об объекте (3)

27.06.06/Добавлено редакцией/

  • Показать объект на карте
  • Показать похожие объекты
  • Дата постройки: 1528 -1532 гг.
  • Архитектор, скульптор, реставратор: Возможно Петр Фрязин (Петрок Малый)
  • Адрес: Андропова просп., 39, стр. 1
  • Метро: Коломенская
  • Координаты: 37°40′14.59″E; 55°40′2.41″N

Распечатать информацию об объекте

Существует несколько версий о постройке церкви Вознесения в Коломенском. По одной из них храм был возведен в честь появления на свет царского наследника. 25 августа 1530 г. (ст. ст.), в канун памяти Усекновения главы святого Иоанна Крестителя, в семье московского царя Василия III случилось долгожданное событие — родился наследник, будущий царь Иван Грозный. В честь рождения сына Василий III повелел выстроить в Москве несколько благодарственных церквей, главной из которых стала церковь Вознесения в Коломенском, освященная в 1532 г. По другой версии, храм был заложен как молельный, где царская чета молилась о появлении наследника.

Построенный на крутом берегу Москвы-реки, на протяжении многих лет Вознесенский храм в Коломенском был самым высоким сооружением Москвы, его высота составляла более 60 метров.

Главное и самое красивое здание дворцового села является первой каменной шатровой церковью в России. Предположительно, храм возводили итальянские зодчие, возможно Петрок Малый. Первоначальное внутренне убранство храма не сохранилось. В XVII веке был обновлен иконостас, стенная роспись оставалась в первоначальном виде до 1884 года.

Существенные изменения в храме произошли во время ремонта 1766-1767 гг. Через сто лет, в 1866-1867 годах проводился очередной ремонт под руководством архитектора Н. А. Шохина. Тогда была развеяна легенда о якобы существовавшим в древности помещении с южной стороны верхнего восьмерика. В 1873 году под руководством архитектора Н.Ф. Кольбе были облицованы стены подклета, заменены полы и крыши на папертях. Следующая реставрация церкви проводилась в 1914 -1916 гг.

В советское время церковь Вознесения вместе с остальными памятниками села Коломенского была передана в ведение музея-заповедника, организованного в 1928 году. Храм неоднократно реставрировался. В 1994 при храме организовано Патриаршее подворье. В 2007 году окончилась длительная реставрация храма-памятника, вызвавшая неоднозначные суждения на тему ее качества.

Богослужения в церкви Вознесения Господня в Коломенском проводятся по воскресениям и большим церковным праздникам.

Заказать экскурсию по этому объекту

Я здесь не былЯ здесь былМои заметки о посещении этого объекта

Добавить в план посещенийДобавлен в план посещенийМой план посещений

Полезная информация для туристов

Сегодня старая церковь – действующий православный храм. Богослужения здесь проходят ежедневно – в 8:00 и 18:00.

Территория Вознесенской церкви очень зеленая и ухоженная. В храмовом дендрарии растут райские яблони, маньчжурский орех, сирень, каштан, акация и клены. В теплое время года на клумбах много цветов.

При восстановлении колокольни строители прокладывали коммуникации и обнаружили под землей старые безымянные захоронения. По решению прихожан кости собрали и перезахоронили с востока от алтаря. Священники провели панихиду по усопшим, а потом на могиле был установлен высокий каменный крест.

Полезная информация для туристов

Сегодня старая церковь – действующий православный храм. Богослужения здесь проходят ежедневно – в 8:00 и 18:00.

Территория Вознесенской церкви очень зеленая и ухоженная. В храмовом дендрарии растут райские яблони, маньчжурский орех, сирень, каштан, акация и клены. В теплое время года на клумбах много цветов.

При восстановлении колокольни строители прокладывали коммуникации и обнаружили под землей старые безымянные захоронения. По решению прихожан кости собрали и перезахоронили с востока от алтаря. Священники провели панихиду по усопшим, а потом на могиле был установлен высокий каменный крест.

Храм Большое вознесение – от истории к архитектуре

Конструктивно храм Большое вознесение полностью соответствует канонам православия и представлениям о них любителей церковной архитектуры. В восточной части – большой четверик основного объема с выступающей алтарной апсидой, далее четверик поменьше – трапезная. Западную часть представляет колокольня, выполненная как часть храма.

Колокольня выстроена в начале нового тысячелетия по проекту архитектора Журова, состоит из пяти ярусов в высоту. Три нижних яруса четырехугольной формы. Верхние два – круглые. Четверик основания содержит паперть и вход в храм Большое вознесение, оформленный под портиком, опирающимся на парные колонны.

Аналогичные портики предусмотрены справа и слева от входа. Третий и четвертый ярусы использованы для размещения колоколов, при этом проемы третьего прямоугольные и оформлены колоннами, а круглого четвертого – арочные. Верхний ярус имеет круглые окошки по сторонам света и венчается куполом.

Купольные части главного объема храма и колокольни наш фотограф запечатлел на отдельном кадре. Купол колокольни заканчивается высоким шпилем с крестом, вознесенным на более чем 60-метровую высоту. Купол соборной части покоится на массивном круглом барабане с 12 световыми проемами, наверху – малый глухой барабан и яблоко с крестом. Рассматривая окружающие храм Большого вознесения строения разных эпох, можно заметить образцы влияния церковной архитектуры на облик светских зданий.

Боковой портик храмовой колокольни есть возможность рассмотреть в подробностях. Перекрытие покоится на двух парах колонн ионического ордера, отличающихся оформлением верхней части – капители с двумя крупными завитками (волютами). Под перекрытием – красочное изображение Христа между двух ангелов.

Треугольный фронтон фасада содержит изображение, обычно именуемое Всевидящим оком – треугольник с расходящимися от него лучами. Символ Святой Троицы, упоминаемый в тексте Библии, часто отождествляют с масонской эмблемой, но совершенно безосновательно. Масонство и появилось-то только в XVIII веке, а христианский символ лишь позаимствовало.

Страницы 1 из 2 1Следующие

Метки: МоскваРоссияхрам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector