Лютеранский кафедральный собор святых петра и павла

Петропавловская церковь сегодня

Церкви здание передано только с 1989 г. Здесь почти сразу начались богослужения. С февраля 1997 г. Петропавловский стал подворьем монастыря Оптина Пустынь.

Оптинские священники

Ныне здесь служит не только белое духовенство, но также иеромонахи этой обители. Перемены пришлись по душе многим москвичам, оставляющим отзывы о церкви в интернете.

Алевтина С. пишет (особенности орфографии сохранены):

«Прекрасный Храм-подворье самой Оптиной пустыни в Москве! В Храме есть несколько батюшек, которые приехали из самой Оптиной. Так здорово, что можно не уезжая в Оптину, уже здесь- в Москве на Оптинском подворье, получать мудрые советы батюшек из Оптиной пустыни».

А вот отзыв прихожанина, Николая (особенности орфографии также сохранены):

«Храм, который является Подворьем Оптиной пустыни, в котором наряду со светскими Батюшками служат совершенно удивительные монахи и куда приезжают люди со всей Москвы. Очень намоленный чудесный храм со своими традициями. Например, в нем для прихожан проходят по многим престольным праздникам и в новогоднюю ночь Ночные Литургии в полночь, на которых царит особая атмосфера.

Мы с супругой в нем венчались. Одно жалко, что места маловато, на праздники и на воскресной службе набивается столько людей, что иной раз и креститься сложно. Очень любим этот Храм и являемся его постоянными прихожанами».

Большое количество людей побудило освятить еще один престол, именуемый «приставным». Он позволяет служить в центральном приделе две литургии, когда это необходимо – во воскресеньям, праздникам. В память о бывшей здесь церкви XVII в. престол посвящен иконе Знамения.

Настоятель церкви сейчас – архимандрит Мелхиседек (Артюхин), окормляющий еще два прихода, приписанных к Петропавловскому – Воскресенский при пансионате доме престарелых и свв. Петра и Февронии при Центре социального обслуживания.

При церкви действуют:

  • курсы катехизаторов;
  • воскресная школа;
  • организация молодежи «Покров»;
  • библиотека.

До последнего времени продолжалась работа по ремонту, обустройству. Ныне практически восстановлено внутреннее убранство, территория благоустроена.

Святыни

Среди особо почитаемых:

  • икона-мощевик ап. Андрея Первозванного;
  • части мощей нескольких десятков святых, среди которых вмч. Варвара (которой посвящен придел), свтт. Филарет Московский, Николай и многие другие;
  • части честных останков прпп. старцев Оптинских.

Храм в Казани

Собор святых апостолов Петра и Павла, Казань.

Этот уникальный не только для Казани, но для всего Поволжья храм появился как память о пребывании здесь Петра I (1722 г.). Идея строительства принадлежала местному купцу Ивану Михляеву, в доме которого несколько дней прожил царь.

Двухэтажный 52-метровый собор стиля так называемого «петровского барокко», сочетавшего русские и европейские традиции строительства, украшенный богатым декором, быстро стал любим казанцами. Приезжали сюда бывавшие здесь русские цари, начиная с Екатерины II. Побывать в Петропавловском не удалось лишь последнему императору, Николаю II.

Любимый верующим народом храм после революции удалось закрыть только с 1939 г., попросту арестовав все духовенство. 50 лет здание постепенно разрушалось, пока «в руинированном состоянии», как говорили документы, не было возвращено Церкви. Ныне здесь восстановлен уникальный 25-метровый иконостас начала XVIII в., но самое главное – церковь стала средоточием множества святынь. Среди них:

  • чудотворный образ Богородицы Седмиезерная (XVII в.);
  • мироточивая Иверская икона Пречистой;
  • образ Апостолов, единственный, сохранившийся здесь с XVIII в.

Интересный фактОсобенность собора – то, что здесь находятся мощи непрославленных пока святых. Это митрополит Казанский Ефрем (Хвостов) и ученики свт. Гурия Казанского, монахи Иона и Нектарий. Сейчас готовится их прославление. 

Образованный иудей и простой рыбак

Казалось бы, их судьбы очень различны, как пути, приведшие ко Христу образованного иудея и простого рыбака. 

«Ловец человеков»

Петр, уроженец иудейской области Галилея, к которой относились несколько свысока как месту обитания людей пусть неплохих, но простоватых, малообразованных, может быть, знал Христа с детства или юности, ведь жили они неподалеку. В таких случаях поверить, что пред тобой – Сын Божий, Мессия, особенно сложно. А Симон – ибо так звали его до призвания на служение – поверил. Оставив дом, жену, он отправился странствовать с Проповедником из Назарета. Его имя Евангелия упоминают десятки раз:

  • Петр (по-гречески – камень, так назвал его Сам Христос) вместе с двумя избранными Апостолами видит великое чудо – восстание от смерти дочери Иаира-священника(Мк.5:35-43);
  • он же единственный, видя идущего по бурным водам Геннисаретского озера Христа не испугался, а вдохновился: с дерзновением просит он помощи Божией также пройти по воде(Мк 6:47-51);
  • не смалодушничал он на Фаворе, где трое учеников видели подлинный Лик Господа, осиянный светом, и даже – подобно Моисею слышали глас Бога Отца; именно Петр просит у Христа милости – остаться на святой горе навсегда, точно в Раю (Мф.17:1-6; Мк.9:1-8); и все это, когда другие Апостолы от страха слова не могли вымолвить;
  • когда наступили последние дни земной жизни Христа, то даже здесь ревностный ученик не отходил от своего Равви, то умоляя Его, как всемогущего, пощадить Свою жизнь, то со всей ревностью выражая готовность «в темницу и на смерть идти»; св. Иоанн пишет, что одним из учеников, пытавшихся оружием защитить Христа при аресте, даже ранившим одного из слуг первосвященника, тоже был именно Петр.

Многие до сих пор спорят о том, что же заставило храброго, ревностного Петра отречься от Христа буквально через несколько часов после Его ареста. Слова ли Господа: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф.26:51), понять которые оказалось выше его сил? Простой человеческий страх за свою жизнь? А может просто – за самонадеянность, которую Апостол показал, уверяя на Тайной Вечере, что не отречется никогда, от него отступила Благодать, оставив одного?

Несомненно одно: дальнейшая жизнь Петра стала непрерывным покаянием за ту ночь. Без остатка посвятил он себя проповеди Евангелия. Когда же Христос благословил его принять ту же кончину на кресте, что Сам Господь, Петр, должно быть, крайне удивил палачей, прося увеличить свои страдания распятием «стремглав», вниз головой. Он просто не видел себя достойным уподобиться Учителю даже в образе смерти.

«Апостол язычников»

Савлу из Тарса Киликийского, по рождению римскому гражданину, выросшему, как сам он позже говорил, «при ногах Гамалиила», уважаемого учителя Закона, разумеется, в голову не приходило, что большая часть его жизни пройдет… среди язычников. А ведь даже малое общение с подобными нечестивцами, не знающими Бога, считалось для иудея осквернением.

Евангелия о Савле не говорят ничего, что не удивительно: он слышал о проповеди «Назарянина», но считал все это противным Закону. Когда же по казни Христа весь Иерусалим заговорил о Его Воскресении, о чудесах, творимых руками Апостолов – Савл увидел здесь прямое оскорбление Создателя. Деятельный, ревностный, очень этим похожий на Петра, он, видимо, решил посвятить жизнь борьбе с опасными еретиками.

Позже он не раз повторит, как ненавидел христиан, как при нем побивали камнями диакона Стефана, а он лишь радовался. Тем стремительнее было обращение «из Савла в Павла» — выражение, ныне ставшее нарицательным. Оно означает мгновенное, кардинальное изменение всей жизни. Свет на пути к Дамаску, осиявший его, любящий глас Господа, без осуждения, лишь с горечью: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» (Деян. 9:4). Так родился Павел, смыслом жизни которого теперь стала проповедь о Том, Кого он прежде так ненавидел.

Дары Духа в Павле были так обильны, что он смог без колебаний подняться над воззрениями иудеев на язычников, начать проповедь среди тех, кого принято было презирать. Пешком он прошел, наверное, все значимые города Империи, основал десятки общин. А местом его последнего подвига стал, как и у Петра, Рим.

Это интересно: Святой апостол Павел: биография, проповедь и учение

«Два светлых ока» 

Христиане удержали предание, что их казнили 12 июля 67 или 69 г., а на казнь святых вели сначала вместе. Они успели попрощаться. 

Именно эти слова высечены при входе в базилику, построенную на месте, где стражники разлучили их перед последними страданиями.

История

В бывшем здесь селе Ясенево (которое упоминается с XIV века именно как село, то есть в нём уже тогда был храм) находилось несколько православных церквей: в 1626 году здесь была построена деревянная церковь во имя священномучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, в 1674 году рядом со старой возведена новая двухэтажная церковь Знамения Пресвятой Богородицы.

Ныне существующее здание храма было возведено в 1751—1753 годах в стиле елизаветинского (позднего) барокко и освящено во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Владельцем села тогда был Феодор Авраамович Лопухин (умер в 1767 году; внук боярина Фёдора (Иллариона) Абрамовича Лопухина, тестя царя Петра I, сын Абрама Федоровича Лопухина, казнённого 9 ноября 1718 года по делу царевича Алексея); при нём же возле храма была построена усадьба Ясенево и разбит парк с аллеями и прудами.

Первоначально каменный храм состоял из одного (нынешнего восточного) кубовидного объёма холодного центрального придела, с восьмигранным барабаном, прорезанным восемью окнами и увенчанным куполом.

9 июля 1822 года в церкви состоялось венчание княжны Марии Волконской и подполковника Николая Толстого — родителей писателя Льва Толстого.

В период владения Ясеневым князя Сергея Гагарина произошла реконструкция храма. В 1832 году к нему были пристроены тёплый боковой придел в честь великомученицы Варвары (небесной покровительницы супруги князя) и колокольня. В 1860—1865 годах была осуществлена другая реконструкция, исправлявшая выявившиеся недостатки предыдущей. В результате храм Петра и Павла приобрёл облик, сохраняющийся до нашего времени: архитектура храма была приведена к типу трёхчастной осевой симметричной композиции «храм-притвор-колокольня», наиболее распространённому среди храмов России эпохи классицизма.

Храм имел три престола: центральный во имя святых апостолов Петра и Павла (антиминс освящён 26 февраля 1826 года), южный в честь преподобного Сергия Радонежского (антиминс освящён святителем Филаретом (Дроздовым) 20 октября 1861 года) и северный в честь святой великомученицы Варвары (антиминс освящён епископом Дмитровским Николаем в 1832 году).

В 1930-х годах храм, который к тому времени уже использовался под совхозный склад, закрыли (роспись храма не сохранилась). В 1973—1976 годах он был внешне отреставрирован, воздвигнуты кресты на храме и колокольне. При этом вся территория храма, огороженная забором, принадлежала авторемонтной базе и её складам.

В 1989 году храм с домом причта были переданы православной общине; был учреждён приход. Первым настоятелем храма был протоиерей Александр Торопов.

В феврале 1997 года храм передан московскому подворью Введенского ставропигиального монастыря Оптина пустынь. В храме продолжаются восстановительно-реставрационные работы: восстановлены два боковых придела, заканчивается установка нового резного дубового центрального иконостаса, написано большинство икон. Однако храм нуждается также в замене всего фундамента, который под действием грунтовых вод оказался полностью разрушенным.

23 ноября 2009 года в храме состоялось отпевание священника Даниила Сысоева. Чин отпевания возглавил архиепископ Истринский Арсений, в богослужении приняли участие благочинные города Москвы и многие представители московского духовенства. Территория вблизи храма была заполнена верующими, наблюдавшими церемонию прощания на установленном рядом с храмом большом экране. Прямая трансляция прощания осуществлялась на сайте РИА Новости, телеканале «Спас» и на портале Патриархия.ru. По окончании отпевания Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил заупокойную литию у гроба почившего.

При храме действует воскресная школа, братство по оказанию помощи заключённым, патронажная служба, библиотека православной литературы, работает монастырская и церковная лавка.

XXI век

Лишь в 2002 году после 85-летнего перерыва с колокольни Петропавловского собора вновь зазвучали мелодии «Боже, царя храни» и «Коль славен наш Господь в Сионе». Ангел претерпел несколько серьёзных ремонтов, в том числе капитальный в 2002-2003 годах, во время которого снимался со своего места и увозился в реставрационную мастерскую. Подобно флюгеру, Петербургский Ангел вращается на внутреннем стержне, благосклонно повинуясь направлению ветра. До 2012 года Петропавловский собор оставался самым высоким зданием Санкт-Петербурга, уступив небоскрёбам «Князь Александр Невский» (124 метра) и «Лидер Тауэр» (140 метров). Не считая, конечно, 326-метровой телебашни. Но она является не «зданием», а «сооружением».

В 2006 году по сохранившемуся в фондах Государственного музея истории Санкт-Петербурга проекту был воссоздан запрестольный витраж «Воскресение Христово». Ныне он находится на своём старом месте – в восточном окне Великокняжеской усыпальницы. В этом же году в соборе перезахоронили останки императрицы Марии Фёдоровны, супруги Александра III и матери Николая II. С 1992 года впервые в послереволюционное время в Петропавловском соборе стали проводиться богослужения. А в 2009 году между Санкт-Петербургской Епархией Русской Православной церкви и музеем был подписан договор о совершении регулярных богослужений по выходным и праздничным дням.

Действующий карильон на колокольне Петропавловского собора. Колокола и клавиатура.

В 2001 году на первом ярусе колокольни был установлен карильон – дар Петербургу от правительства Фландрии (историческая область на северо-западе Европы) и 350 жертвователей. Он состоит из 51 колокола диапазоном четыре октавы (общий вес 15 160 кг). Игра на карильоне в Петропавловской крепости возобновилась благодаря профессору Королевской школы карильона Йо Хаазену из бельгийского города Мехелен. В этом городе находится знаменитый карильон собора Святого Ромбальда. Возможно, вы слышали выражение «малиновый звон». Легенда гласит, что так назвал перекличку мехеленских колоколов Пётр I (французское название города Мехелена – Малин). Каждое лето в Петропавловской крепости проходит традиционный карильонный фестиваль, объединяющий исполнителей из разных стран.

Таким образом, на колокольне Петропавловского собора сформировался уникальный комплекс из 103 голландских и русских колоколов. Самые старые из них датируются 1757 годом – это сохранившаяся часть второго голландского карильона.  

Петропавловский собор в наши дни.

Петропавловский собор – уникальный историко-архитектурный памятник XVIII века, один из важнейших символов северной столицы. Известный во всём мире золочёный шпиль Петропавловки, увенчанный фигурой Ангела, главенствует в панораме центральных набережных города. Согласно старинной легенде, пока Ангел гордо парит над Невой, Петербургу не страшны никакие беды. 

Внутреннее убранство

Лютеранская религия исповедует скромность и простоту, однако внутреннее убранство собора не отличается аскетизмом. Тут есть на что посмотреть. Подвесная кафедра священника, престольная часть и балдахин выполнены в стиле барокко из светлой древесины ценных пород и декорированы искусной резьбой.

Скамьи для прихожан располагаются рядами вдоль расписных колонн. Своды оформлены кессонами. На окнах цветные витражи, иллюстрирующие лики святых и библейские сцены. На стене висят витрины со сменными цифрами, на которых указывается номер исполняемых песнопений, хоралов и гимнов.

Отдельного внимания заслуживает соборный орган «Вильгельм Зауэр», привезенный сюда из другой церкви в начале XX века. Четвертый орган собора и один из старейших инструментов страны.

Петропавловский на проспекте Вернадского

Адрес: просп. Вернадского, 76, г. Москва

Этот район столицы, образованный в 1940-е гг., вошел в так называемую «Программу 200» по строительству церквей в тех районах столицы, где они утрачены или не существовали. Так появился проект Петропавловского храма на 300 прихожан. Он будет построен в стиле северного русского зодчества. Кроме того, рядом будет здание воскресной школы. Пока идет строительство, службы проходят во временной церкви, которая вмещает только 150 молящихся. Но уже сейчас оборудованы парковка автомобилей, детская площадка. 

Храм апостолов Петра и Павла на просп. Вернадского

Интересный фактИнтернет-страница прихода сообщает, что доступ на богослужения открыт не только для полностью здоровых, но также для инвалидов: здесь нет бортиков, лестниц. 

Службы здесь совершаются под праздники, воскресные дни с 9 и 17 ч., но церковь открыта каждый день с 9 до 19 ч. А по четвергам служится акафист свв. Петру и Павлу.

Сравнительно недавно появившийся храм уже полюбился жителям столицы. Вот что говорит о нем Лариса К.:

Информация для посетителей

Уникальная акустика собора позволяет слушать музыкальные произведения с любого места в зале. Однако ввиду того, что большинство произведений сопровождается анимацией, проецирующейся на купол собора, лучшими считаются места, расположенные в центральном партере и на центральном балконе.

Неудобными местами считаются те, которые располагаются в боковых нефах партера и на боковых балконах и не позволяют видеть визуальную составляющую концертов. Они обозначены особым образом на схеме зала и стоят немного дешевле.

Вход на большинство концертов осуществляются по билетам, которые можно приобрести на официальном московском сайте заранее или купить у сотрудников непосредственно в день проведения мероприятия (но не позднее, чем за 60 мин до начала). Деньги, полученные сотрудниками собора за входные билеты, значатся как пожертвования Собору Святых апостолов Петра и Павла.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Гробницы в Петропавловской крепости

Крепостной храм стал последним домом практически для всех государей России включая Александра III.

Екатерина II

На находящейся в Петропавловском соборе могиле Екатерины Великой не хватает эпитафии, которую императрица собственноручно сочинила при жизни. «Вступив на Российский престол, она желала добра и старалась доставить своим подданным счастие, свободу и собственность,» — так писала о себе государыня. Ее смерть была такой же бурной и окутанной сплетнями, как и жизнь. 

Но наиболее трагично то, что сын Павел, унаследовавший корону, приказал похоронить мать рядом с доставленным из Александро-Невской лавры и коронованным им лично телом убиенного Петра III. Сокорованные бывшие супруги в течение 4 дней начала декабря 1796 года лежали рядом в траурном шатре Зимнего дворца, а затем были перемещены в собор для предания земле. 

«Подумаешь, что эти супруги провели всю жизнь вместе на троне, умерли и погребены в один день,» — написал об этом событии Николай Греч.  

…В общий перечень не входит только Петр II, упокоенный в Архангельском соборе Кремля, а также убитый в крепости Орешек Иоанн VI Антонович. После захоронения в 1831 году по требованию Николая I его брата Константина Павловича на территории храма начинают отпевать и членов императорской фамилии.   

Екатерина Михайловна, великая княгиня

Внучка Павла I нашла свой последний приют в соборе 4 (16) мая 1894 года, скончавшись после длительной болезни. Великая княгиня была известна своей благотворительной деятельностью в России, содействием женскому образованию и консервативными взглядами. 

После смерти заупокойная лития проводилась в ее доме — Михайловском дворце. В погребении в императорской усыпальнице принимал участие Александр III. Имя Екатерины Михайловны вошло в историю как образец человеколюбия и заботы о ближнем.  

…В связи с переполненностью Петропавловского собора рядом в 1897 — 1908 годах возвели Великокняжескую усыпальницу, соединенную с ним крытой галереей. В ней за период с 1908 по 1915 год появились могилы 13 человек, 8 из которых были перезахоронены из собора. С 1992 года традиция возобновилась, и до настоящего времени добавилось 4 погребения членов и приближенных к императорской семье. 

На лезвии веков

Начало XX века община и церковь встретили богатыми, влиятельными институциями. Архитектурный ансамбль включал здания церкви, школы, больницы, приюта и обширный сад.

Октябрьский переворот 1917 года отсек двухвековую историю лютеранской церкви. Недвижимость и 18 килограммов драгоценностей экспроприировали Советы. Но четыре тысячи прихожан продолжали собираться на службы, а семинаристы — в учебные классы. Управлял ими 60-летний епископ. Только в 1936 году, будучи тяжелобольным, старик покинул СССР, вернулся в Германию.

В 1929 году начались первые аресты. Семинаристов и пастора выселили в деревню Мартышкино в 30 километрах от города. В Рождественский Сочельник 1937 года кирху закрыли, пастора с сыном арестовали и расстреляли. Остатки утвари экспроприировали. Так “Распятие” Брюллова попало в Русский музей, “Иисус” Гольбейна – в Эрмитаж.

Церковный орган, знавший руки Петра Чайковского, пытались пристроить в Московском концертном зале. Неудачно. И со временем инструмент исчез. По непроверенным данным, его детали отдали для строительства органа в Донецкой филармонии.

Зачищенное здание по-своему служило Советам. В нем размещались то склады театральных декораций, то овощехранилище, то студия кинохроники. Внутренние интерьеры потеряли лицо. А к 1962 году подверглись грубой переделке: в церкви открыли плавательный бассейн.

Архитектор и внешняя отделка собора

Самобытная архитектура собора, выполненного в стиле эклектики с элементами модерна и неоготики по проекту В.А. Косова, отличает его от любых других церквей страны. Для внешней отделки фасада выбран необычный песочно-кремовый оттенок.

Центральный вход и декоративные элементы окрашены краской насыщенного шоколадного цвета. А главы выполнены в нейтральном ахроматическом тоне, который объединяет все цвета здания воедино

Портал привлекает внимание масштабным обрамлением с подробно разработанной орнаментацией и рельефной арочной дверью

Узкие оконные проемы разделены каменными переплетами и декорированы стрельчатыми арками. А главное окно в верхней части фасада украшено «готической розой» — традиционным симметричным ажурным переплетом узоров массверков.

По обеим сторонам остроконечной башни, достигающей 62 м в высоту, установлены красивые старинные часы. Над часами арочные проемы с богатыми каменными капителями, имитирующими кресты завитками листьев-акантов.

Святыни

Каждая из них имеет свою историю, связанную с историей или сегодняшним днем православной Москвы.

Возвращение Апостолов

12 июня 2010 г. произошло подлинное чудо: Петропавловский получил святыню, которая была здесь со дня основания. Это образ свв. Петра и Павла, пожертвованный сюда самим Петром I.

Это была большая, полутораметровой высоты икона, которую с XVIII в. украсили драгоценной ризой из серебра, вес которого составил 8 кг.

Во время гонений святой образ был потерян, причем было вполне ясно: навсегда, не было даже версии, куда его могли передать. Но в 2008 г. икону внезапно нашли… в Троице-Сергиевой лавре. Лишенная оклада,  с сильно пострадавшей ризой, исцарапанная – но это была она! Реставрация продолжалась 2 года, пока наконец москвичи не обрели долгожданную святыню. Ныне она – единственное, что осталось из дореволюционного внутреннего убранства этой уникальной церкви.

Реликварии

Еще одна святыня, прямо связанная с небесными покровителями церкви – частицы их чудотворных мощей. Их, как говорит сайт прихода, благочестивые прихожане «в одном из частных собраний». Обретенный реликварий, относящемся к XVIII в., кроме мощей Первоверховных Апостолов, были частицы:

  • мафория Богородицы;
  • власяницы св. Иоанна Крестителя;
  • одеяния прав. Иосифа;
  • мощей папы Григория Великого.

Мощи свв. Апостолов извлекли из реликвария и, поместив в особый ковчег, передали Петропавловскому. Ныне они доступны для поклонения на престольный праздник, а также во время молебнов, акафистов святым.

Среди других святынь:

  • частица мощей св. Марии Магдалины, которая также хранится в алтаре, но выносится на молебны, акафисты;
  • ковчег с частями честных останков еще 24 угодников Божиих.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector