Соборы и храмы святых петра и павла в санкт-петербурге и окрестностях

Собор в Минске

Собор святых апостолов Петра и Павла, Минск.

Собор Петра и Павла — это один из самых старых храмов белорусской столицы, он известен с 1612 г., когда пожертвования на него собрали 52 дворянина Минского воеводства (Белоруссия тогда находилась в составе Польши). Это был главный храм иноческой обители, посвященной Апостолам. Строительство каменного здания продолжалось около 20 лет. После вхождения территории в состав Российской империи Петропавловский – кафедральный для Минской епархии. 

Интересный фактИнтересно, что с 1790-х собор стал Екатерининским, то есть переосвящен в честь великомученицы, небесной покровительницы Екатерины II, принявшей живое участие в реставрации собора.  

Еще одна реконструкция приходится на 1870-е, когда появились уникальные росписи. К сожалению, они были утрачены после закрытия (1933).

Службы здесь начались лишь с декабря 1941 г. Тогда главный престол еще раз переосвятили как Петропавловский. Однако действовал храм лишь до конца оккупации. Несколько послевоенных десятилетий он был даже жилым домом.

Богослужения

Только, по возвращении здания верующим, с 1991 г. начались здесь первые богослужения. Сейчас они проходят с 8 и 17 ч. Великим Постом перед началом службы проводятся духовные беседы примерно в течение часа.

История церкви на Солдатской улице в Москве

До XVII в. здесь был московский пригород: сначала «слободы» ремесленников, а позже появляются летние резиденции государей. Полагают, что храм на месте нынешнего Петропавловского впервые появился в начале XVII в.

5

Мая
1613 года

На освящении церкви молился лично царь Михаил Феодорович, чей дворец был поблизости.

Первоначальное же посвящение деревянной церкви было свт. Николаю Мирликийскому. Она также имела два придела – вмч. Ирины и апп. Петра и Павла.

Шли годы, район обживали не только представители русской знати. Во 2 пол. XVII в. рядом поселяются приглашенные из-за границы специалисты, каковых тогда становится все больше. Так возникает «Немецкая слобода» («немцами» тогда именовали не выходцев из германских земель, а всех, не говорящих по-русски, «немых»).

Среди ее жителей был также швейцарец Франц Лефорт, впоследствии сдружившийся с русским царем Петром I. Приближенный ко двору, он даже получил в командование полк, квартировавший в районе, позже названном Лефортово, тогда же именовавшийся Солдатской слободой. Для военных была возведена новая деревянная церковь на месте ветшающей Никольской. Полагают, что закладка ее состоялась в 1698 г. Возможно, что у Лефорта были планы возвести каменное здание, но исполнить их он не успел, так как через год (1699 г.) скончался. Дело это завершил Петр I в 1711 г., уже не только для военных, но также как память о друге.

Новую церковь освятили посвятили первоверховным Апостолам, ведь св. Петр – небесный покровитель самого царя. Приделы посвятили ап. Иоанну Богослову и прп. Сергию Радонежскому.

Один из немногих, Петропавловский не закрывался во время гонений советских лет. Поэтому здесь находятся многие иконы из закрытых церквей города, а также сохранены святыни, издавна принадлежавшие общине.

Сейчас здесь совершают служение шесть священников, два протодиакона. Действует воскресная школа, ведется социальная работа.

Возвращение к Богу

Новое здание возводилось у озера Разлив, где в 1721 году крестьянский умелец Ефим Никонов показывал на практике Петру I принцип действия так называемого «потаенного судна», экспериментального предшественника подводной лодки. Сооружение мемориального культового комплекса началось с закладки в 2000 году деревянной часовни Николая Чудотворца. Для этого случая с каждого места размещения и строительства российских подводных субмарин сюда доставили и заложили в фундамент капсулы с землей.

В это же время архитектором Еленой Шаповаловой велась подготовка проекта создания Петропавловской церкви, закладка которой состоялась летом 2002 года. Уже в 2009-м патриарх Кирилл освятил храм.       

Связанный волк

Ведомый за руку ослепший Павел являл собою зрелище жалкое, или скорее – приятное и достойное радости.

Связан волк, образумлен хищник, укрощен дикарь, тихо пошел бежавший, уходил учеником мучитель учеников.

В течении трех дней пребывал он в слепоте, – и совершенно естественно: ибо согрешивший против Троицы по справедливости и присужден был к наказанию равночисленному.

Так божественный Павел тайноводим был к благочестию. И когда он приобщился истины и опытом познал, что Христос живет, существует и царствует над всем, а не погублен смертию, не украден учениками, — тотчас перешедши от закона к Евангелию, всем стал возвещать Христа Бога, Которого вчера и недавно поносил злословиями. Он стал таким же поборником, каким прежде был врагом, – сильным в том и другом случае.

Святитель Астерий Амасийский

Петропавловские храмы-предшественники

Несмотря на то, что в сегодняшнем облике церковь существует всего несколько лет, она возведена на знаковом месте и унаследовала славу одноименных предшественников. Первое культовое Петропавловское сооружение было деревянным и строилось в 1722-1725 годах. После глобального пожара 1730 года, уничтожившего в Сестрорецке не один храм, здание вновь восстановили. И оно просуществовало до 1782 года, когда вместо него появился каменный преемник. Примечательно, что материалом для новой постройки стали остатки разрушившегося дворца Петра Первого в дубовой роще. Но и эта церковь не спаслась от разрушительных объятий пламени в 1868 году.     

Вскоре епархиальный архитектор Карпов составляет очередной проект, и в 1871-1874 годах на территории нынешней площади Свободы ведется сооружение православного храма с трехъярусной колокольней высотой 38,5 метра и звонницей из 8 колоколов. 37-метровое по длине здание в византийском стиле имело, кроме главного, боковой придел во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». По воспоминаниям очевидцев, изнутри собор поддерживался 4 каменными колоннами, в нем были стрельчатые своды и деревянные хоры. 48 окон разных размеров пропускали в помещение дневной свет, а каминно-печное отопление позволяло проводить службы в любое время года. Иконостас, икона Николая Чудотворца и утварь из домовой церкви петровского Дубковского дворца заняли здесь почетное место. Службы в храме проводились до 1931 года, а в течение следующих 2 лет собор был разобран.

Образованный иудей и простой рыбак

Казалось бы, их судьбы очень различны, как пути, приведшие ко Христу образованного иудея и простого рыбака. 

«Ловец человеков»

Петр, уроженец иудейской области Галилея, к которой относились несколько свысока как месту обитания людей пусть неплохих, но простоватых, малообразованных, может быть, знал Христа с детства или юности, ведь жили они неподалеку. В таких случаях поверить, что пред тобой – Сын Божий, Мессия, особенно сложно. А Симон – ибо так звали его до призвания на служение – поверил. Оставив дом, жену, он отправился странствовать с Проповедником из Назарета. Его имя Евангелия упоминают десятки раз:

  • Петр (по-гречески – камень, так назвал его Сам Христос) вместе с двумя избранными Апостолами видит великое чудо – восстание от смерти дочери Иаира-священника(Мк.5:35-43);
  • он же единственный, видя идущего по бурным водам Геннисаретского озера Христа не испугался, а вдохновился: с дерзновением просит он помощи Божией также пройти по воде(Мк 6:47-51);
  • не смалодушничал он на Фаворе, где трое учеников видели подлинный Лик Господа, осиянный светом, и даже – подобно Моисею слышали глас Бога Отца; именно Петр просит у Христа милости – остаться на святой горе навсегда, точно в Раю (Мф.17:1-6; Мк.9:1-8); и все это, когда другие Апостолы от страха слова не могли вымолвить;
  • когда наступили последние дни земной жизни Христа, то даже здесь ревностный ученик не отходил от своего Равви, то умоляя Его, как всемогущего, пощадить Свою жизнь, то со всей ревностью выражая готовность «в темницу и на смерть идти»; св. Иоанн пишет, что одним из учеников, пытавшихся оружием защитить Христа при аресте, даже ранившим одного из слуг первосвященника, тоже был именно Петр.

Многие до сих пор спорят о том, что же заставило храброго, ревностного Петра отречься от Христа буквально через несколько часов после Его ареста. Слова ли Господа: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф.26:51), понять которые оказалось выше его сил? Простой человеческий страх за свою жизнь? А может просто – за самонадеянность, которую Апостол показал, уверяя на Тайной Вечере, что не отречется никогда, от него отступила Благодать, оставив одного?

Несомненно одно: дальнейшая жизнь Петра стала непрерывным покаянием за ту ночь. Без остатка посвятил он себя проповеди Евангелия. Когда же Христос благословил его принять ту же кончину на кресте, что Сам Господь, Петр, должно быть, крайне удивил палачей, прося увеличить свои страдания распятием «стремглав», вниз головой. Он просто не видел себя достойным уподобиться Учителю даже в образе смерти.

«Апостол язычников»

Савлу из Тарса Киликийского, по рождению римскому гражданину, выросшему, как сам он позже говорил, «при ногах Гамалиила», уважаемого учителя Закона, разумеется, в голову не приходило, что большая часть его жизни пройдет… среди язычников. А ведь даже малое общение с подобными нечестивцами, не знающими Бога, считалось для иудея осквернением.

Евангелия о Савле не говорят ничего, что не удивительно: он слышал о проповеди «Назарянина», но считал все это противным Закону. Когда же по казни Христа весь Иерусалим заговорил о Его Воскресении, о чудесах, творимых руками Апостолов – Савл увидел здесь прямое оскорбление Создателя. Деятельный, ревностный, очень этим похожий на Петра, он, видимо, решил посвятить жизнь борьбе с опасными еретиками.

Позже он не раз повторит, как ненавидел христиан, как при нем побивали камнями диакона Стефана, а он лишь радовался. Тем стремительнее было обращение «из Савла в Павла» — выражение, ныне ставшее нарицательным. Оно означает мгновенное, кардинальное изменение всей жизни. Свет на пути к Дамаску, осиявший его, любящий глас Господа, без осуждения, лишь с горечью: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» (Деян. 9:4). Так родился Павел, смыслом жизни которого теперь стала проповедь о Том, Кого он прежде так ненавидел.

Дары Духа в Павле были так обильны, что он смог без колебаний подняться над воззрениями иудеев на язычников, начать проповедь среди тех, кого принято было презирать. Пешком он прошел, наверное, все значимые города Империи, основал десятки общин. А местом его последнего подвига стал, как и у Петра, Рим.

Это интересно: Святой апостол Павел: биография, проповедь и учение

«Два светлых ока» 

Христиане удержали предание, что их казнили 12 июля 67 или 69 г., а на казнь святых вели сначала вместе. Они успели попрощаться. 

Именно эти слова высечены при входе в базилику, построенную на месте, где стражники разлучили их перед последними страданиями.

Церковь св. Павла в Гатчине

Особенность этой большой церкви – то, что она посвящена не обоим первоверховным Апостолам, а только св. Павлу, что достаточно редко для России. Действительно, случай Павловской – особый, ведь Гатчина была резиденцией тезоименитого Апостолу императора Павла I, павшего жертвой дворцового переворота 1801 г. Сын государя, Николай I, задумал храм, как память об отце. а также матери, Марии Федоровне, брате и сестре, Константине и Елене. Горельефы святых, небесных покровителей семьи, можно увидеть на стенах церкви до наших дней.

Проектировался Павловский архитектором Р.И.Кульминым. Возможно, он использовал также наработки одного из любимых архитекторов государя, К.Тона, или даже работал с ним совместно.

Павловская – пятиглавая церковь, имеющая три престола:

  • св. Павла (главный);
  • равноап. Константина и Елены;
  • св. Марии Магдалины.

До революции главной святыней здесь была копия Филермской иконы Богородицы, подаренной Павлу I рыцарями Мальтийского ордена.

Церковь закрыта в 1938 г., началось ее переоборудование: тут собирались открыть кинотеатр. Однако с началом войны, когда Гатчину захватили немцы, богослужения возобновились. По окончании войны церковь осталась действующей, проводилась реставрация. Ныне это действующий храм, духовный центр города. К числу его главных святынь принадлежат:

  • чудотворный образ Богородицы «Утоли моя печали», проявивший себя первым знамением во время войны: во время службы кто-то бросил в окно собора гранату прямо в толпу прихожан, но от взрыва никто не был даже ранен, осколок оцарапал лишь Лик Пречистой на иконе;
  • мощи прмч. Марии Гатчинской, причисленной к лику святых с 2006 г.

Доехать до Павловского можно из Петербурга:

  • на электропоезде с Балтийского вокзала до ст. Татьянино;
  • на маршрутном автобусе № 101, который ходит от станции метро «Московская».

Церковь в Яффе

На южных землях, в городе Яффе, в Израиле, существует православный Храм Апостола Петра и праведной Тавифы Московского Патриархата. По древним преданиям, на этой земле проживала ткачиха, добропорядочная женщина, которую любили все, кого она знала. Весть о смерти швеи очень огорчила знакомых. Апостол Петр совершил чудо, воскресив добродетельную и праведную женщину, которая прожила много лет после знаменательного события.

Прошло несколько столетий, на месте захоронения Тавифы соорудили православную церковь.

Происходило это так. Некий миссионер Капустин завладел местностью, посадил фруктовые деревья, выстроил здания для религиозных людей, посещающих исторические края.

В 1888 году в город прибыли князья Романовы Сергей и Павел Александровичи, и Княгиня Елизавета Федоровна, чтобы в их присутствии освятили землю и проложили фундамент для строительства будущей церкви. По окончанию XIX века Храм Святого апостола Петра окончательно достроили и освятили Иерусалимским патриархом Герасимом. В ХХ веке церковь апостола Петра и праведной Тавифы посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй.

В обстановке и строении собора прослеживается константинопольский стиль. Колокольня является самым громоздким зданием в городе. В храме существует два алтаря: центральный — апостола Петра — и левый — богобоязненной Тавифы. Императорским Православным Палестинским Обществом для Храма Апостола Петра был предоставлен двухъярусный иконостас. С левой стороны от иконы Богоматери расположена икона «Воскресение Тавифы». Вначале ХХ века архимандрит Леонид Сенцов расписал стены храма с мастерами из Почаевской лавры. Трепетные картины из жизни апостола Петра и двенадцати учеников представлены в области хора и верхних ярусах.

Храм функционирует ежедневно, кроме понедельника. Ведутся библейские уроки для взрослых и детей.

Часы посещения:

  • Вторник, среда, четверг — с 9:00 до 13:00; с 15:00 до 17:00.
  • Пятница, суббота — с 8:00 до 13:00; с 15:00 до 19:00.
  • Воскресенье — с 6:30 до 12:00.

Церковь находится по адресу: Тель Авив Яффа, Абу-Кабир, улица Герцль 157.

Из каких камней апостолы строили Церковь


Апостол Пётр. Энкаустическая икона. Синай, 6 век Никто не мог бы построить даже одну стену из камня и извести, подвергаясь гонению и встречая препятствия; а апостолы устроили столько церквей по всей вселенной, подвергаясь ранам, узам, гонениям, ссылкам, отнятию имений, бичеваниям, задушению, сожжению, потоплению вместе с учениками, и строили апостолы Церковь не из камней, но из душ и волей человеческих, что гораздо труднее построения из камней.

Не все равно, построить ли стену или душу, столько времени бывшую во власти демонов, расположить к покаянию и от безумного неистовства обратить к целомудрию.

Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла Подводного флота России в Сестрорецке

Сестрорецк, Петровская наб., д. 1

Первая деревянная церковь в Сестрорецке была построена еще при жизни Петра I в начале XVIII века. Из камня ее возвели в 1781 году. В строительстве использовали материалы, которые остались от разрушенного дворца императора в дубовой роще. В середине XIX века церковь сгорела, а ровно через 100 лет – в 1871 году – в центре Сестрорецка заложили новый храм на средства Александра II, Синода и на пожертвования граждан. Но это здание также не дошло до наших дней. В 1930-е годы собор был уничтожен, а на его месте построили школу.

В 2000-е годы церковь восстановлена. Это полностью новое здание: освящение места для восстановления храма состоялось в 2002-м, а заложено здание только в 2004 году. Храм возвели в память о российских моряках-подводниках: по легенде, в озере Разлив крестьянин Ефим Никонов продемонстрировал императору Петру I «потаённое судно» — прообраз подводной лодки. Торжественное освящение церкви состоялось в присутствии министра обороны Российской Федерации и главнокомандующего Военно-морским флотом.

Храм построен по проекту Е. Ф. Шаповаловой с легкой стилизацией под древнерусскую церковную архитектуру.

Поделиться статьей:

Храм в Лахте

В небольшом селе Санкт-Петербурга, в Лахте, Храм апостола Петра был основан в конце XIX века. Решение соорудить православный собор было приурочено к исторической дате, когда российский император Петр Первый предпринял активные меры для спасения солдат, которые тонули в море.

Граф Стенбок-Фермор, владеющий в те временами Лахтой, внес финансы на строение храма в сумме 20 тысяч. Но сельские жители не остались равнодушными, что-то жертвуя из своих тайников на святое дело. Воздвигли собор в стремительные сроки. 12 июня 1894 года храм освятил митрополит Палладий, епископ Гдовский и Иоанн Кронштадтский.

Церковь Святых Петра и Павла (Петрикирхе)

Невский пр., д. 22 — 24, лит. б

Церковь Святых Петра и Павла широко известна как Петрикирхе – «Церковь Петра» в переводе с немецкого. Эта лютеранская церковь в самом центре города появилась при Петре II, который в 1727 году подарил немецкой лютеранской общине кусок земли на Невском проспекте. Через год, в день святых апостолов Петра и Павла, церковь заложили, а еще через два года освятили – это случилось в день празднования 200-летия Аугсбургского исповедания.

Первое здание было кирпичным, имело деревянную башенку и вмещало 1500 человек. До нашего времени оно не дошло. В течение 100 лет церковь обветшала, и в начале 1832 года община объявила конкурс на создание нового проекта. Лучшей работой был признан вариант заслуженного профессора архитектуры Императорской Академии художеств Александра Брюллова, старшего брата знаменитого художника Карла Брюллова.

В августе 1833 года заложили новое здание. В интерьере и архитектуре новой церкви сочетались романские, готические, ренессансные и античные мотивы. 

В начале и середине XX века Петрикирхе использовалась как складское помещение сначала для театральных декораций, потом для овощей. В эти годы церковь даже была переоборудована под плавательный бассейн. Была существенно изменена планировка и утрачен интерьер.

Немецкой лютеранской общине удалось вернуть себе церковь только в 1990-е годы. Помимо богослужений здесь проходят благотворительные концерты, экскурсии в музей «Катакомбы» (1 этаж), курсы по изучению немецкого языка. А третий этаж административной (задней) части здания переоборудован под германо-российский центр встреч.

Церковь святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Шуваловский парк, д. 41

Неожиданный для православного храма стиль неоготики использован из-за того, что рядом находится склеп, построенный в похожем стиле.

В 1820-е годы мызой (усадьбой) Парголово владела графиня Варвара Петровна Шувалова. Она бывала замужем трижды, но смерть одного из мужей – швейцарца Адольфа Полье – потрясла графиню особенно сильно. Овдовев, она поручила Александру Брюллову построить в парке сквер, где впоследствии и похоронила мужа. Это был склеп в готическом стиле, украшенный стрельчатой чугунной аркой перед входом.

Позднее Варвара Петровна обратилась в духовную консисторию с просьбой разрешить строительство церкви над склепом по проекту того же архитектора. После 10-летнего строительства церковь Петра и Павла стала семейным храмом Шуваловых-Воронцовых. Именно здесь венчался русский композитор Николай Римский-Корсаков с Надеждой Пургольд. 

В 1930-е гг. церковь закрыли, интерьеры, ранее созданные Гаральдом Боссе и Степаном Кричинским, уничтожили. В здании попеременно расположился физиотерапевтический кабинет, а позже – даже опытная лаборатория НИИ токов высокой частоты имени В. П. Вологдина.

Церковь вернули верующим только в 1991 году. Тогда же ее отреставрировали, восстановив изначальный облик. 

Литература

  • Андреев А. Н., д.и.н. Московская римско-католическая община в конце XVII в.: формирование, состав и конфессиональная жизнь // Вестник ЮУрГУ. — 2017. — № 17. — С. 6—16. — DOI:10.14529/ssh170401.
  • Гнедков, Юрий. Москва. Первый католический // Свет Евангелия : католическая газета. — 2000. — 16 апреля (№ 16).
  • Дённингхаус, Виктор. Немцы в общественной жизни Москвы: симбиоз и конфликт, 1494-1941 / Пер. с нем. В. Деннингхаус. — М.: РОССПЭН, 2004. — 502 с. — ISBN 5-8243-0525-0.
  • Станислав Козлов-Струтинский, Павел Парфентьев. Глава VII. Латиняне на Руси в XIV-XVII веках // История Католической Церкви в России. — Спб.: Белый камень, 2014. — 740 с. — ISBN 978-5-98974-014-7.
  • Лиценбергер, Ольга Андреевна. Римско-католическая церковь в России : История и правовое положение. — Саратов: Поволж. акад. гос. службы, 2001. — 382 с. — ISBN 5-8180-0069-9.
  • Немецкая слобода // История московских районов : энциклопедия / под. ред. К. А. Аверьянова. — М.: Астрель, АСТ, 2008. — С. 84—95. — ISBN 978-5-271-11122-8.
  • Цветаев, Дмитрий Владимирович. История сооружения первого костёла в Москве. — М.: Унив. тип., 1885. — 130 с.
  • Цветаев, Дмитрий Владимирович. Книга вторая. Сооружение первого католического храма в Москве // Из истории иностранных исповеданий в России в XVI и XVII веках : Исслед. Дм. Цветаева.. — М.: Унив. тип., 1886. — 462 с.

Память святого Петра в Весёлом посёлке СПб

Этот поселок с жизнерадостным названием находится на юго-востоке Петербурга. Первоначально он был пригородом, здесь располагалось немецкое поселение Lustdorf (что и значит «веселая деревня»), видимо, давшее местности название. Ныне это городской район, растущий за счет нового строительства, в основном жилых домов, таким образом, принадлежащий к числу «спальных». В таких местах редко есть церкви, но Веселый – исключение.

Его жителям хорошо знаком сквер, именуемый Парком Строителей – именно на его территории расположен храм, называемый «архитектурной доминантой района» из-за своей высоты: ведь она достигает 50, а звонницы – 60 м.

Апостол-строитель

Выбор посвящения церкви связан с бытующим представлением о св. Петре как о заступнике всех, кто имеет отношение к строительству, о чем напоминает интернет-страница прихода. Стоит сказать, что такое видение Апостола больше принадлежит католической, нежели православной традиции. Однако для Петербурга, посвященного имени Апостола, он действительно может считаться тем святым, молитвами которого этот город построен, да и продолжает строиться.

Автор проекта церкви (2005 г.) – петербургский зодчий Андрей Лебедев. Петровский – храм так называемого новорусского стиля, имеет семь куполов. Его общая площадь более 900 кв.м. На территории церкви находится также часовня прмч. Елисаветы Феодоровны.

Приделы посвящены:

  • св. Петру;
  • Введению во храм Пресв. Богородицы;
  • сщмч. Вениамину Петроградскому.

Главный престол освятил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий 11 декабря 2016 г.

Сейчас на приходе действуют:

  • воскресная школа, где обучаются как дети, так и взрослые прихожане;
  • центр православной духовной культуры, работающий с учителями школ, ведущими предметы религиоведческой направленности;
  • молодежный клуб «Апостол»;
  • лекторий на богословские темы;
  • социальная служба, оказывающая помощь нуждающимся. Кроме того, прихожане опекают детский приют.

Местные жители отмечают высокую «популярность» этой очень молодой церкви у верующих, удобство ее расположения, и, конечно, доброжелательность священников. Вот что пишут жители:

(Игорь Е.)

(Светлана М.).

(Жанна С.)

Святыня

Ныне ею является ковчег, содержащий честные останки Апостолов Христовых: Петра, евангелиста Матфея, Иакова Зеведеева, Варфоломея, Иакова Алфеева, Фомы, Павла, Матфия.

Интересно, что они православному приходу католической общиной костела св. Людовика из Москвы, где пребывали с 1893 г. После революционных событий храм св. Людовика не раз разоряли, оскверняли, пока с 1924 г. костел не был окончательно закрыт. Часть его реликвий, икон, утвари спрятали, другую вывезли во Францию. С 1925 г. оставалась неизвестной также судьба мощей учеников Господа, которые считали потерянными.

С 1990-х их безуспешно пытались разыскать по разным странам Европы. Но нашлась святыня все же там, где изначально пребывала. В 2010 г. во время установки пожарной сигнализации на кровле и чердаке костела св. Людовика был обнаружен тайник, где находились богослужебные сосуды, священнические одежды и, наконец, утерянные реликвии.

27 июня 2012 г. католический приход св. Людовика передал ковчег с мощами Апостолов приходу св. Петра «в дар на вечное хранение».

Богослужения

Службы совершаются ежедневно с 9 и 18 ч., по воскресеньям литургия начинается с 10 ч. утра.

Великим Постом дни, когда нет литургии Преждеосвященных Даров расписание служб на интернет-странице церкви обозначает как «требные», когда совершаются крещения, служатся молебны, панихиды.

Как доехать

Парадоксальным образом, ближайшие к церкви улицы носят имя различных героев революционных событий, как, впрочем, во многих российских городах. Удобнее всего добираться до церкви от станции метро «Улица Дыбенко». Дойти пешком можно по проспекту Большевиков, или по самой улице Дыбенко – несколько дольше. Ориентиром может быть зеленый массив, среди зелени которого издалека заметен белокаменный храм.

Таков город, где издавна особенно любят двух Апостолов – рыбака Петра и учителя язычников Павла. С их именами связано рождение Петербурга, все перипетии его долгой судьбы. И ныне покровительство именно этих угодников Божиих особенно чувствуется здесь.

Наталья Сазонова

Интерьер

Внутреннее убранство помещения выделяется наличием памятных досок с выгравированными названиями затонувших подлодок и фамилиями экипажей. Все они упоминаются во время богослужений. Морской тематике посвящены и большие внешние фрески, где изображены, помимо Господа, святые Петр и Павел в судьбоносные моменты. Над входом также установлены мозаичные панно с их образами, выполненные из смальты в древнехристианской технике.

В церкви находятся такие реликвии, как ковчег с мощами равноапостольных святых, одноименная икона кисти мастеров второй половины 18-го столетия, подаренная патриархом Кириллом икона Федора Ушакова, а также образ Николая Чудотворца.

Собор Петра и Павла в Новом Петергофе

Петергоф, Санкт-Петербургский пр., д. 32

Инициатива строительства нового храма в Петергофе принадлежала Иоанну Янышеву – протопресвитеру, заведующему придворным духовенством протопресвитеру. Ходатайство было связано с тем, что в городе не было храма, способного вместить большое количество прихожан одновременно. Александр III лично определил место храма около Царицынского (Ольгина) пруда.

Закладка храма состоялась 25 июля (6 августа) 1895 года. Его возведение в неорусском стиле велось на средства министерства императорского двора. Работами руководил архитектор Василий Косяков по проекту Николая Султанова. Собор рассчитан на 800 человек.После революции храм стал приходским собором. В 1922-1937 годах в нем находилась кафедра епископа Петергофского Николая (Ярушевича). В 1938 году храм закрыли и планировали взорвать. Во время войны здание сильно пострадало, особенно его северная часть. Именно здесь находился немецкий корректировщик, следивший за передвижением советских кораблей, – его пытались сбить, из-за это здание постоянно подвергалось обстрелу.Только в 1974 году храм перешел под охрану государства как памятник истории и культуры. Начала реставрация под руководством Е. П. Севастьянова. К 1987 году были завершены все работы по восстановлению фасадов, которые проводило Ленинградское объединение «Реставратор». Несмотря на то, что в храме собирались устроить музей или концертный зал, в 1989 году петергофская община добилась возвращения здания церкви. Теперь это православный действующий храм. 

Лютеранский собор Петра и Павла в Москве

Лютеранский собор апостолов Петра и Павла

Это лютеранский храм, принадлежащий общине, существующей в столице еще с XVI в. Первоначально лютеране имели небольшие кирхи, но кXIX в. купили на улице Покровка усадьбу, которую перестроили под кирху свв. Петра и Павла. К концу XIX в. собор посещали до 14000 верующих.

С конца 1920-х многие церковные здания столицы стали закрываться. Не стал исключением лютеранский Петропавловский. Его вернули верующим только с 1992 г.

Адрес

Москва, Старосадский переулок., 7/10.

***

Так, от первых веков до настоящего времени Апостолы остаются с нами, слыша молитвы каждого, кто приходит к ним, помогая, поддерживая. Они, сильные, по слову ап. Павла, как при жизни, так сейчас, несут «немощи бессильных» (Рим. 15:1), помогая возрождать не только храмы, но, что важнее, души.

Наталья Сазонова

Сначала не мог творить добра, а потом стал неспособен делать зло

Вспомните апостола Павла. Таким же трудным начало было и для него. Он говорил с болью: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7,19). И потом: «Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7, 23–24).

Тогда апостол был очень немощным и не мог делать добро, которое желал и хотел.

Это он говорил вначале. Но когда постепенно он предал себя любви и служению Богу, видя расположение его души, Бог проник в него, и в него вселилась Божественная благодать. Так он достиг жизни во Христе. В него вошел Сам Христос, и тот, кто говорил: не могу сделать то добро, которого желаю, – дошел до того, что по благодати Божией стал неспособным ко злу. Сначала он был неспособным сотворить добро а потом, когда вошел в него Христос, он стал неспособным творить зло.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector