Дунилово. достопримечательности

Содержание:

Достопримечательности в окрестностях

Шартомский Страус

Это сельская страусиная ферма, на которой разводят эму и африканских страусов. Название фермы дано в честь Николо-Шартомского монастыря.

Хозяева проводят экскурсии до 15 человек, программа состоит из рассказа о птице, кормления страусов капустой и посещения лавки. В ней можно приобрести сувениры (страусиное мыло ручной работы) и местную продукцию (котлеты, мясо, фарш), потрогать кожу страуса и намазать руки страусиным кремом.

Село Дунилово

Адрес: Введенское сельское поселение, с. Дунилово Как добраться: автобус Шуя – Дунилово

В XVI веке село было больше по количеству дворов, чем Шуя. В период Смутного времени жители Дунилово дали отпор польско-литовским интервентам и обратили их в бегство.

В годы советской власти создан колхоз «Путь к победе».

Несмотря на малочисленность населения, В Дунилово расположено несколько религиозных сооружений, также в городе находятся памятник Герою Советского союза Константину Кораблеву и купеческий дом Шолонина.

Самый знаменитый комплекс – Успенский храм, он включал в себя три престола: в честь Всемилостливого Спаса, в честь Рождества Пресвятой Богородицы и в честь Успения Божией Матери. Также храм хранил чудотворную икону Смоленской Божией Матери.

После революционных событий 1917 года в Успенском мужском монастыре организовали интернат для психических больных. Покровский храм служил больничной палатой, а алтарь – процедурным кабинетом. В 1995 году все религиозные сооружения переданы в ведение Свято-Успенского монастыря.

Село Введенье

Адрес: Ивановская область Как добраться: автобус Шуя – Введенье

История села связана с Николо-Шартомским монастырем, основание которого произошло еще в XIII-XIV вв. Село разорялось во время Смуты поляками. Во время коллективизации основан колхоз «Искра».

В селе находятся храмовый комплекс Николо-Шартомского монастыря, ансамбль Введенской церкви, Пятницкая церковь и Богословская церковь.

Николо-Шартомский монастырь – один из старейших мужских монастырей в России. Обитель регулярно посещали Василий III, Иван Грозный, Федор Иоанович. В 1620-ые годы в монастыре поселился преподобный Иоаким Шартомский, писавший иконы, ставшие чудотворными.

Никольский собор возведен в 1651 году. Во время секуляризации при Екатерине Великой земли монастыря были урезаны.

В настоящее время в комплексе проживают более 100 монахов.

Шуйский историко-художественный и мемориальный музей имени М. В. Фрунзе

Шуйский историко-художественный музей имени М. В. Фрунзе является старейшим в Ивановской области. Его история началась с открытия выставки «Жизнь и революционная деятельность М. В. Фрунзе» в 1939 году. В 1990-х годах она пополнилась новой экспозицией «Время и судьбы», которая представляла историю XX века города и Ивановской области.

В 1980-е годы экспозиция пополнилась диорамой «Бой под Уфой» Корнеева Е. А.

В настоящее время в музее работают постоянные экспозиции: «Русские и зарубежные сосуды», зал с макетами города и его сооружений и многое другое.

Шуйский историко-художественный и мемориальный музей им. М. В. Фрунзе

В первом зале представлены экспонаты, рассказывающие о жизни города в XIX-XX веках. В центральной части помещения находится инсталляция, где Шуя выглядит как центр торговли. Здесь также есть предметы быта конца XIX-начала XX века. Во втором зале представлено экономическое и политическое развитие Шуи середины XIX-начала XX века. С историей города связано несколько поколений революционеров.

В третьем зале находится экспозиция, рассказывающая про годы гражданской войны, а также участие в ней жителей Шуи. Четвертый зал – мемориальный. Экспонаты дают представление посетителям о последних годах жизни Фрунзе.

Адрес: ул. Малахия Белова, д. 11/13. Режим работы: с 10:00 до 17:00.

Музей «Казенный винный склад №3»

Музей находится в здании ОАО «Шуйская водка», построенном в 1899 году. В то время было создано около 350 винных складов по всей России, которые сейчас составляют ликероводочную промышленность страны. Одним из первых как раз и был склад № 3, в котором теперь располагается музей. Здесь собраны экспонаты, рассказывающие об истории развития ликероводочного производства. Предприятие сохранило традиции изготовления напитка на протяжении 120 лет, поэтому Шуйская водка известна на всей территории страны и считается качественным продуктом.

Спиртной напиток получил немало наград за вкус и качество.

Экспонаты музея Шуйской водки

По музею проводятся интересные экскурсии, где посетители узнают об истории завода, о винокуренных традициях Руси, о процессе изготовления морсов и упаковки бутылок. В конце гости смогут продегустировать напитки и познакомиться с ассортиментом завода. При желании можно захватить с собой несколько бутылок местного продукта.

Адрес: ул. Завокзальная, 17. Режим работы: ежедневно с 11:00 до 17:00.

Монастыри, храмы

  • Монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы (мужской, ныне женский) — храмы Дунилова и Гориц находятся ныне в ведении Успенского монастыря, см. подробнее на стр. о монастыре.
  • Храмовый комплекс: Благовещенский собор и Казанская церковь, XVII-XIX вв.
  • Храмовый комплекс: церкви Покрова и Всех Святых кон.XVII-XIX вв.
  • Церковь Воздвижения, XIX в.
  • Церковь Преображения, 1-я пол. XIX в.

Использованные материалы

  • Статья дневника Дениса Кузьмина «Дунилово», блог газеты Труд, 11.I.2008:

  • Статья «Дунилово», энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

  • Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч.3. — М.: Наука, 2000. — 813 с. ISNB 5-02-011340-9

  По дореволюционному административному делению — Шуйский уезд Владимирской губернии.

  По данным энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. См.

  по данным Свода памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч.3. — М.: Наука, 2000. — 813 с. ISNB 5-02-011340-9

История

Успенская пустынь

Успенская мужская пустынь в селе Дунилово была основана в конце XVII века тестем Петра I боярином Ф. А. Лопухиным после того как село было ему пожаловано Царским двором. Оба храма пустыни были деревянные, освящены в честь Успения и Покрова Пресвятой Богородицы. Немногочисленной братией управляли отцы игумены. При секуляризационной реформе в году обитель, как небольшая и небогатая, была упразднена. Скудное имущество передали Дуниловскому Благовещенскому приходу, а деревянные храмы и строения вскоре были сожжены.

Приходские Успенский и Покровский храмы

В XIX веке на месте закрытой пустыни были построены два каменных приходских храма с теми же престолами. В Успенском храме находилась чудотворная икона Божьей Матери Смоленская. К Успенскому приходу было приписано около 600 душ, некоторым из которых приходилось идти до храма из деревень отстоявших более чем на 10 вёрст. С середины XIX века почитателями храмов пустыни стали купцы династии Семёна Ивановича Балина, крупные фабриканты и благочестивые люди.

Возрождение монастыря

Успенская обитель была возрождена как женская решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 18 июля года. Монастырь расположился на территории старой Успенской пустыни. Начинать пришлось среди разрухи и неустройства — оба храма требовали огромной реставрации. Делали всё своими силами, с большим трудом. Сёстры сами трудились на полях и в огородах, ухаживали за скотиной, пекли хлеб, шили одежду, выполняли строительные работы.

Молитва в монастыре не прекращается ни днём, ни ночью. В промежутках между богослужениями читается «неусыпающая» Псалтирь, за чтением которой молятся о мире и благосостоянии всего мира, о здравии всех православных христиан и о упокоении всех от века усопших.

Гимназия-пансион при монастыре

В году монастырь принял на воспитание девочек из неблагополучных семей . Так было положено начало Дуниловской Православной женской гимназии-пансиону в честь святой великой княгини Российской Ольги.

Гимназия расположена на территории обители. Детский комплекс включает в себя два двухэтажных учебных корпуса и один жилой. В августе года епископ Иваново-Вознесенский Иосиф (Македонов) совершил освящение нового учебного здания гимназии. На конец 2007 года в гимназии-пансионе воспитывалось 30 девочек. С детьми работали 22 преподавателя и три воспитателя. Все они имеют высшее образование и являются насельницами монастыря. Сёстры и дети вышивают иконы, плащаницы, церковные облачения. По окончании гимназии воспитанницы продолжают свою учебу в Шуйском государственном педагогическом университете.

Церкви и Храмы

Воскресенский кафедральный собор

Первые летописные упоминания о соборе датируются 1382 годом. Он был и деревянным, и каменным. Сегодня жители и гости Кашина могут увидеть здание, построенное в 18-19 веках.

Последнее здание собора воздвигли на деньги местного виноторговца – купца Н. В. Терликова, пожертвовавшего на это 250 000 рублей.

Пятиглавый храм имеет семидесятиметровую колокольню с курантами и гравировкой на них «1872». Часы куплены в Германии и после установки ни разу не ломались.

На колокольне был огромный колокол в 625 пудов, купленный в 1838 году хлеботорговцем А. И. Ждановым.

Внутри собора стоял 9-метровый иконостас 15 века, поражавший богатством и красотой. Есть мнение, что его доставили из Московского Кремля. А известный художник Грабарь утверждал, что иконы на нём написаны Андреем Рублёвым.

В 1934 году иконостас был разрушен и колокола сняты, до этого — в 1930 году — вывезены мощи Анны Кашинской. Собор использовался и как склад, и как дом культуры, и как музей. Только в 2009 году его вернули верующим и приступили к реставрации.

Вознесенский собор

Возведение церкви началось в 1799 году напротив Воскресенского кафедрального собора на другом берегу Кашинки. Но храм из-за конфликта архитектора с учредителем и отсутствия средств долгое время был в недостроенном, запущенном виде.

Только в 1870 году строительство и отделка были закончены: иконы в иконостасе написаны в мастерской Е. К. Дьяконова и художником Орловым, арки и стены покрыты изящной лепниной. Но действовал собор недолго – уже в 1929 году иконостас разобрали, кресты сняли, в 1962 храм закрыли.

25 июня 1993 года после открытия храма в него перенесли раку с мощами преподобной Анны Кашинской, к которой сегодня может приложиться каждый желающий, чтобы получить помощь.

Николаевский Клобуков Женский Монастырь

С Николаевским монастырём связано интересное предание: святитель Иоанн Новгородский, летевший в Иерусалим верхом на бесе, случайно уронил с головы свой монашеский клобук. Упал головной убор монаха на правом берегу реки Кашинки. Здесь был основан мужской монастырь.

При советской власти монастырь был разорен и возвращён церкви в 1995 году, а в 2001 году преобразован в женский.

Сотни лет в монастыре дарила благодать людям резная икона Богоматери 15 века — «Одигитрия». Сегодня она выставлена в Музее А. Рублёва в Москве. В святых стенах есть копия кельи преподобного Макария Калязинского. История утверждает, что её оригинал сделан руками самого монаха. Келья была разрушена в советское время и воссоздана в 2009 г.

Предметом поклонения паломников являются рака, в которой находились мощи святой Анны Кашинской при второй канонизации, ковчеги с частицами мощей русских святых.

Исторические и развлекательные места Ивановской области

Ферма «Шартомский страус»

Название места связано с расположенным неподалеку Николо-Шартомским монастырем. На ферме содержатся 15 неприхотливых в уходе птиц : эму и африканские.

Экскурсии длятся 40 минут. Посетителям разрешено трогать, кормить и фотографировать страусов. На ферме продаются яйца птиц и страусиный жир.

Картинная Галерея им. Д. А. Трубникова (Фурманов)

Галерея находится в здании XIX века: богатый городской фабрикант Горбунов подарил дом дочери на свадьбу. В конце XX столетия здесь открыли галерею, посвященную русскому художнику Дмитрию Алексеевичу Трубникову. Живописец провел в Фурманове большую часть жизни.

Главная экспозиция состоит из работ знаменитого художника и его учеников: А. П. Басова, К. М. Максимова, И. И. Каузова. В галерее представлены и экспонаты, связанные с историей фурмановского края и развития здесь текстильной промышленности. В большинство коллекций включены предметы быта крестьян, живших на территории Фурманова в XIX веке.

Дом-Музей Им Д. А. Фурманова ( Фурманов)

Музей, посвященный писателю, открылся в 1958 году, а в 1995, после перестройки, был закрыт. Спустя 10 лет дом-музей заработал вновь. Но акцент экспозиций был смещен с деятельности писателя и революционера на историю края.

В первом зале хранятся подлинники фотографий и документов, рассказывающие о развитии фурмановских фабрик. Во втором — представлена экспозиция, связанная с революцией 1905 года. Третий зал посвящен Дмитрию Андреевичу Фурманову: здесь находятся его картины и художественные произведения, переведенные на разные языки.

Церкви, соборы и храмы

Храм иконы Божией Матери Всех скорбящих радость (Фурманов)

Храм построил купец Иван Иванович Скворцов на окраине Середы (прежнее название Фурманова) в 1886 году. В 1894 дочь основателя церкви, трагически потерявшая сына, решила расширить маленькое строение. Храм превратился в большой собор к 1904 году.

Здание выдержано в стиле древнерусского зодчества. Стены храма расписывал известный художник Сафонов вместе со своими учениками.

При Сталине собор закрыли. В 1979 году за возвращение храма верующим начала бороться горожанка Клавдия Николаевна Лодыгина. Хождения настойчивой женщины по инстанциям заняли почти 10 лет. Вновь заработал храм в 1988 году: церковный совет возглавила Клавдия Николаевна.

Колокольня в Лежнево

Колокольня возводилась 7 лет, закончена звонница была в 1823 году. Над проектом начал работу архитектор Маричелли, а закончил — местный зодчий Павел Воронин. Колокольня, высотой 76 метров, изображена на гербе Лежневского района.

В XXI веке верхние ярусы конструкции заросли травой, но часы с курантами, вмонтированные в колокольню в 1870 году, продолжают идти.

Никольский женский монастырь ( Приволжск)

Женский монастырь в Приволжске был утвержден в 1998 году. В центре постройки находится собор Николая Чудотворца, основанный в XIV веке. В монастыре организован приют и школа для девочек, лишившихся родных или изъятых из неблагополучных семей.

Святыни Никольского женского монастыря:

  • икона Божией Матери «Многоименитая»;
  • частицы мощей преподобного Макария Унженского;
  • Тихвинская икона Божией Матери.

Красная церковь в Вичуге

Кирпичную церковь в неорусском стиле основал состоятельный фабрикант Кокорин в память об умершей дочери. Внутри здания нет ни одной колонны, а стены полностью расписаны художником Сафоновым и его подмастерьями. Фасад церкви украшен майоликовыми панно, аналогов которых в мире не существует.

Храм был закрыт в 1930 году. В 1989 началось восстановление церкви, возвращенной верующим.

Старо-Воскресенская церковь в селе Бонячки

Каменное строение в русско-византийском стиле было основано купцом И. А. Коноваловым в 1904 году. К церкви пристроена трехъярусная колокольня.

Храм был закрыт в 1936 году. Внутреннее убранство разграбили и уничтожили. Повторно Старо-Воскресенская церковь была освящена и открыта в 1992 году.

Крестовоздвиженская церковь в Палехе

Мастер Егор Дубов построил церковь в 1764 году, о чем свидетельствует автограф создателя на западной стороне здания. Просторный храм расписан в смешанном стиле.

По неизвестным причинам коммунисты религиозную постройку не тронули. Внутреннее убранство сохранилось полностью:

  • паникадило;
  • главный иконостас;
  • клиросы, подсвечники, лампады;
  • шитые хоругви;
  • придельные иконостасы.

Николо-Тихонов монастырь в селе Тимирязево

Монастырь появился благодаря преподобному Тихону, который выстроил келью в селении. Постепенно на этом месте образовалась обитель верующих. Николо-Тихонов монастырь построили в 1498 году.

При коммунистах монастырь закрылся. Убранство уничтожили полностью, сломали даже колокольню. В 1991 году покраска со здания осыпалась, и на стене проступил образ Сергия Радонежского. Тогда было принято решение о восстановлении монастыря: в 1995 году обитель открылась вновь. В здании сохранилась чудотворная икона преподобного Тихона.

Источник

Музей мыла

Популярной достопримечательностью в Шуе стал музей мыла. Он открылся для посетителей в 2014 году. В Шуе несколько веков работало мыловаренное производство. Здесь представлены предметы, которые использовались в мыловарении еще в XIX-начале XX веков, а также выставлены экспонаты, связанные с мылом и его использованием. Экспозиция может похвастаться наличием уникальных вещей, например, мраморным умывальником XIX века, мылом «Дядя Миша» и т.д.

Любой желающий посетитель может принять участие в мастер-классе и изготовить мыло по своему вкусу самостоятельно.

Музей мыла

В местном магазинчике гости смогут приобрести на память или в подарок разнообразные виды мыла:

  • «палехская шкатулка» с этикеткой в стиле местной росписи;
  • липовое мыло;
  • березовое и березовый деготь;
  • царское, в которое входит апельсин с корицей;
  • яблочное;
  • поэтическое с ароматом гуавы;
  • кавказское, которое включает в себя травы с чистотелом;
  • клубничное;
  • шоколадное с овсяными хлопьями;
  • разнообразное фигурное мыло с фруктовыми добавками.

Также в музее проходят различные презентации и тематические мероприятия.

Адрес: ул. 2-я Дубковская, 33А. Режим работы: Сб-Вс – с 10:00 до 17:00, в будние дни посещение по записи.

Природные достопримечательности Ивановской области

Соборная гора (Плес)

Адрес: начало ул. КорниловаGPS-координаты: 57.459055, 41.515588

На Соборной горе от крепости, выстроенной в XV веке, остался только земляной вал. Место никогда не застраивалось домами горожан. Гору огибает аллея с березами, помнящими князя Василия Донского — основателя города.

На горе расположился Успенский собор и сохранившиеся постройки Присутственных мест. С начала XX века Соборная гора служит напоминанием о князе Донском — здесь воздвигнут памятник основателю Плеса.

Асафовы острова

Адрес: Ивановская область, г. ЮрьевецGPS-координаты: 57.289778, 43.159139

Асафовы острова образовались на месте одноименных гор в середине XX века. В 1950-х годах уровень воды в Волге резко поднялся, и волна затопила часть города. Горы ушли под воду вместе с близлежащими деревнями. Остатки вершин превратились в архипелаг из девяти островов с шестью отдельными озерами.

Предание гласит, что в горах было убежище разбойника Асафа и его подельников. На протяжении веков сокровища, спрятанные бандой, пытаются отыскать. Пока — безрезультатно.

В XXI веке острова, покрытые белые песком, превратились в городские пляжи и любимое место рыбаков.

Рубское озеро

Адрес: Ивановская обл., Тейковский р-нGPS-координаты: 56.725833, 40.614167

Водоем, расположенный в 35 км от Суздаля, по минерализации в 3 раза превосходит Байкальское озеро. Местные жители утверждают, что купания здесь излечивают псориаз и экзему.

Возраст Рубского озера исчисляется миллионами лет. Место тщательно охраняется: леса здесь почти нетронуты, а грибы, клюква и брусника — каждый год в изобилии. Самые глубокие места озера достигают 17 метров.

На мелководье безопасно купаться даже вместе с детьми.

Святое озеро

Адрес: Ивановская обл., Южский р-нGPS-координаты: 56.607674, 42.356581

По версии, знакомой каждому местному жителю, озеро возникло на месте колодца, которым пользовался живший здесь в уединении старец Филарет.

Исследователи подсчитали, что запас воды в Святом озере — 7 миллионов кубических метров.

Отдыхающих летом на водоеме немало: прибрежная зона покрыта песком, вода хорошо прогревается, место защищено от ветров деревьями. В лесах растут грибы и растения, внесенные в Красную книгу. Здесь же встречаются редкие охраняемые насекомые: махаон, переливница ивовая, павлиний глаз.

20 самых интересных мест Ивановской области

Ивановская область устойчиво ассоциируется с легкой промышленностью. И это оправдано: в регионе делают ткани, производят одеяла и подушки, создают лаковые миниатюры. Помимо этого в области ведущей отраслью сельского хозяйства является животноводство молочного-мясного направления.

Но промышленный центр страны — еще и художественный. Города и села Ивановской области входят в Золотое кольцо России: здесь сохранилось более 400 архитектурных и исторических памятников разных эпох.

Для удобства планирования маршрута все упоминаемые города и достопримечательности мы отметили на карте области:

Дом–музей Н.М. Зиновьева

В поселке Пелах работал советский художник Николай Михайлович Зиновьев. Музей состоит из его личных вещей и инструментов для рисования. Здесь также можно отыскать книги, картины и другие памятные сувениры.

В доме находится всего одна комната, которая одновременно использовалась в качестве спальни, столовой и личного кабинета. Украшением сооружения считается настоящая русская печь, которая украшена колоритной росписью. Приметным моментом стали также белые наличники, светелка и крыльцо. Напротив дома можно заметить колодец с конструкцией «журавель». Он является единственным источником воды во всей округе.

Памятник российским священнослужителям

Памятник на площади Зеленая установлен в 2007 году в честь священнослужителей и верующих, которые пострадали в годы церковных гонений. Скульптура отображает события марта 1922 года, которые получили название «Шуйское дело». Тогда возле Воскресенского собора произошло нападение солдат на верующих и священнослужителей, защищавших церковное имущество от изъятия. В результате было убито 4 человека, а 3 арестовано.

Памятник состоит из трех фигур: один священнослужитель как бы стоит и не пускает солдат в церковь, второй падает от выстрела, третья — это фигура девочки, которая пытается защитить священника от военных.

Памятник российским священнослужителям

Адрес: пл. Зеленая, 4.

Шуя как Борисоглебская слобода

Город на реке Шуе не сразу воспринял ее название. В исторических документах он именуется то Шуей, то Борисоглебской слободой. Параллелизм прослеживается и в таком факте: в грамоте Ивана Грозного дворянам Лазаревым прямо говорится, что имение их находится в Борисоглебском, или Шуйском, стане. Почему Борисоглебская слобода? Дело в том, что такое название носил шуйский посад (Владимирские губернские ведомости, 1846, № 11; Описание города Шуи и его окрестностей. М., 1851, с, 3.). Образовано оно было по церкви в честь Бориса и Глеба (т. е. Борисоглебской). Упоминание в источниках Шуи как Борисоглебской слободы, думается, также не случайно: значение торгово-ремесленного посада было более велико по сравнению с небольшим острогом — собственно городом Шуей.

И в летописях, и в актовых документах топоним Шуя появляется почти одновременно — в первой половине XVI в. В летописях мы находим его под 1539 г.: тогда Шуя пострадала от набега казанского царя Сафа-Гирея. Древнейший документ, упоминающий Шую,— грамота Ивана Грозного: «…пожаловал есми Игнатья Борисовича Голохвастова городком Шуею с правдою и с пятном и с корчмою в кормленье» (Цит. по: Описание города Шуи…, е. 5—6.). Упоминание о Шуе как о городе встречаем и в известной духовной грамоте Ивана Грозного, датируемой июнем — августом 1572 г.: «Да сына же своего Федора благословляю, даю ему город Суздаль… да город Шую с волостми, и с путьми, и с селы, и со всеми пошлинами» (См.Духовные и договорные грамоты…, с. 442.).

Казанский мужской монастырь

В нескольких километрах от Шуи есть поселок Кузнецово. Он примечателен тем, что в нем находится Казанский мужской монастырь. Начало ему положила церковь с одним куполом, которая была построена в XVII веке. Новый каменный храм о пяти куполах появился на ее месте в 1811 году.

В 1775 году при храме была возведена теплая каменная церковь в честь Казанской иконы Божией матери.

Среди святынь в особенном почитании была Иерусалимская икона Богоматери, но в годы церковных гонений она была украдена и до настоящего времени ее местонахождение неизвестно. Протоирей Федор Лебедев, который служил в то время в храме был расстрелян. В 1960-е годы помещение церкви использовалось как зернохранилище.

Обитель вновь вернулась под покровительство православной церкви в 1990 году. После проведения реставрационных работ при храме была образована община монахов. Через 8 лет в селе Кузнецово был зарегистрирован новый Успено-Казанский мужской монастырь. Позже он был переименован в Казанский.

Казанский мужской монастырь

Сейчас в монастыре проживают 8 монахов, активно ведутся восстановительные работы, построен корпус для проживания монашествующих. К монастырю приписаны также постройки Архангельского подворья в поселке Красноармейское и храм пророка Илии, расположенный в Шуе.

Адрес: Шуйский район, с. Кузнецово. Режим работы: ежедневно с 8:00 до 19:00.

Шуйский Арбат

Приехав в Шую, рекомендуется обязательно прогуляться по ее исторической улице. Сейчас она носит имя Малахия Белова. В процессе прогулки можно увидеть колоритную старинную застройку, например, торговые ряды, гостиный двор, усадьбы купцов.

В начале XIX века улица получила новое покрытие из брусчатки, многие дома были отреставрированы. Летом на Арбате работает фонтан, стоят фонари, которые очень напоминают старинные.

Шуйский арбат

В процессе прогулки рекомендуется посетить Воскресенский храм, его высокую колокольню хорошо видно издали. На Шуйском Арбате можно приобрести что-нибудь на память о городе: сувениры, продукты и изделия местных производителей.

Духовная жизнь

Выгодное экономическое положение Дунилова и Гориц в средней полосе России способствовало его процветанию и строительству кирпичных храмов. Благодаря пожертвованиям купцов на благотворительные цели, или же просто желающих замолить свои грехи, в Дунилово и Горицах было возведено одиннадцать монастырских и приходских церквей — необыкновенно много для небольшого сельского поселения. В годы когда все они были открыты, особенно по праздникам, над окрестностями разливался густой малиновый перезвон десятков колоколов, наполняя души особым умиротворением.

С XVII века в Дунилово существовало два монастыря, но оба были закрыты в году. Монашеская жизнь здесь возродилась в году, с возрождением Успенской обители, в ведение которой в году были переданы храмы сел Дунилово и Горицы. Ныне Дунилово с Горицей входят в пределы Иваново-Вознесенской епархии.

Литературно-краеведческий музей Константина Бальмонта

Этот музей отражает жизнь и творчество известного поэта К. Д. Бальмонта и одновременно раскрывает историю его родины – города Шуи. Музей был основан в 1968 году в качестве краеведческого. Он расположен в исторической части города, рядом с кремлем, в старинном здании «Управа городская». Это здание построено в неорусском стиле. Экспозицию представляют около 40 000 предметов. Среди ценных экспонатов имеются пожизненные издания и личные вещи Бальмонта.

Краеведческую экспозицию представляют промышленность и культура города. Художественная выставка представлена предметами искусства, переданными в музей артисткой РСФСР Мазуровой Е. Я.

В музее посетителей познакомят также с особенностями мыловарения и экспонатами, представляющими эту отрасль. В ходе экскурсии можно поучаствовать в процессе приготовления мыла и сделать его собственными руками.

Вход в Музей К. Бальмонта

Адрес: пл. Ленина, 2. Режим работы: Вт-Вс – с 10:00 до 17:00.

Дубили кожу или растили дубы?

Дунилово находится недалеко от Иванова: около 30 минут на машине. Но по пути к одному из интереснейших для паломников мест нет ни одного дорожного указателя. Ехали туда, сверяясь с картой. Дорога тоже оставляет желать лучшего. В середине села асфальт заканчивается и начинается грунтовая дорога. По обе стороны главной улицы стоят величественные многовековые храмы. К сожалению, полуразрушенные. Но на всех ведутся реставрационные работы.

Нашим экскурсоводом по селу стал почетный гражданин Шуйского района, местный краевед и бывший учитель Дуниловской школы Виктор Шаповал. «Первое упоминание о Дунилове относится к 1535 году, – рассказывает Виктор Григорьевич. – Но понятно, что село существовало и ранее. Происхождение названия села до конца неясно. Согласно одной из версий, здесь было очень много дубов – от названия этого дерева и произошло слово «Дунилово». Но мне ближе другая версия: здесь дубили кожу, возможно, название пошло от этого глагола (только буква «б» из названия со временем выпала)».

Испокон веков население здесь занималось выработкой овчин, шуб, тканей. Об этом говорят не только исторические факты, но и то, что до сих пор в Дунилове очень распространена, например, фамилия Овчинин. В селе жил известный фабрикант и меценат Балин, который построил богадельню, больницу, дом для врачей. Здесь до сих пор стоит и его дом с мезонином. Существуют легенды, что где-то поблизости зарыты сокровища, спрятанные фабрикантом.

«Когда-то Дунилово было очень крупным, а теперь в нем и соседних Горицах насчитывается около 500 жителей. Местную школу, в которой я был директором больше 30 лет, закрыли в 2011 году из-за недостатка учеников, теперь детей возят на автобусе в Перемилово», – рассказывает краевед. По словам Виктора Григорьевича, работать в селе практически негде: есть только сельхозпредприятие, пекарня и монастырь, который нанимает мужчин.

История

В первой половине XVI столетия село принадлежало князю Михаилу Горбатову, как это видно из его духовной грамоты, писанной в 1535 году; в этой грамоте князь «село Дунилово с деревнями и со всеми угодьи и с хлебом» завещал «жене своей Анне до её живота, а после её живота, в том селе и в деревнях ведает Бог да Государь». После смерти супруги князя Дунилово перешло в Государево дворцовое ведомство. В 1685 году царями Иоанном и Петром Алексеевичами Дунилово пожаловано было в вотчину тестю царскому, боярину Фёдору Лопухину, как видно из писцовой книги Кондырева, в которой записано: «193 г. Великие Государи, Цари и Великие Князья Иоанн Алексеевич и Петр Алексеевич, всея Великия и Малые и Белые России Самодержцы, пожаловали то село Дунилово и Мордовскую волость, со крестьяны и с бобыли, и со всеми угодьи, в вотчину боярину Феодору Абрамовичу Лопухину; — и ся выпись выписана из приказу большого дворца; дати ему, Федору Абрамовичу, по челобитной его и по помете на челобитной дьяка нашего Григорья Посникова, за справкою Ивашки Лисина».

В описи села Дунилова писца Якова Кондырева и подьячего Чернецова 1682 года о Дунилове сообщается: «лета 7140, в Суздальском уезде, Матнинского стану, дворцовое село Дунилово, на реке на Тезе; а в нём церковь во имя Покрова Пресвятые Богородицы, древянна, вверх шатровая, да придел Иоанна Богослова, да церковь теплая древянна, клецка, во имя Всех Святых; да в селе ж Дунилове церковь — Благовещение Христово, древянна, образа, кресты напрестольные, колокола и всякая утварь, — строение мирское; да на церковной же Благовещенской земле одиннадцать келей; а в них живут шестьнадцать черноризиц. Да в селе ж Дунилове, на реке на Тезе, мельница, на оброке у пашенных крестьян, у Матюшки Михайлова с товарищи; а откупу платят по 16 рублев, по 10 алтын с деньгою, — на год; кабак за пашенным крестьянином, за Михаилом Васильевым с товарищи; оброку они платят с того кабака по пятисот по девяносту рублев по четыре деньги на год, в приказ большого дворца. — Да на реке на Тезе, с половины мосту рыбные ловли, у пашенных крестьян, у Матюшки Михайлова с товарищи; — оброку, пошлин, тринадцать рублев четыре алтына две деньги; да с другова мосту, что промеж села Дунилова, и Благовещенского монастыря, в откупу за нашейным крестьянином Ваською Вадлиным; и откупу он платит в приказ большого дворца, по два рубля по 24 алтына по две деньги на год. А всех дворов в Дунилове 178, из них 120 дворов крестьянских пашенных, 37 бобыльских; остальные церковных причетников и монастырские. На площади ряд — 87 лавок, 7 анбаров, 40 навесов, 16 полков, 2 харчевни, 4 кузницы, 3 солодовни. Да под селом Дуниловым и к селу принадлежащей земли пашенной, церковной худой, 48 четей; лесной порости по пашням — 16 четей в одном поле, ещё в двух по тому ж. Сена церковного 70 копен. — Государевы десятильные пашни 50 десятин, сена 30 копен мерных. Да крестьянской пашни пахотные худой 512 четей, — перелесом и лесом поросло, по пашне 1,281 четь; сена крестьянского 1,208 десятин, лесу дровяного и болотного 346 десятин; лесу чёрного вообще с деревнями 23 версты, поперег тож, а инде больше, а инде меньше».

Уже в начале XVI века в Дунилове было 178 дворов, в то время как в Шуе всего 150. Во время польско-литовской интервенции жители села Дунилово и окрестных деревень вместе с кинешемцами разбили войска неприятеля и гнали уцелевших до самого Суздаля.

В начале XIX века Дунилово по количеству жителей не уступало Кинешме.

В «Настольной и дорожной книге для русских людей» село названо промышленно-торговым. Периодически в селе проводились широкие ярмарки, где торговали сельским товаром, шерстью и тканями.

Необычны сохранившихся в Дунилово и Горицах до 10 крупных хозяйственных построек с крышами цилиндрического типа, выполненные из простого кирпича без других опор. Даже проломы не лишили такие крыши несущей способности. Подобные перекрытия встречаются в постройках 19 в церковной архитектуре, например, запущенная имеется в Ростове.

Из-за удобного расположения через село веками проходил традиционный путь из Санкт-Петербурга в Нижний Новгород («Аракчеевская бульварная дорога»).

В годы коллективизации организован колхоз «Путь к победе». В 1950 году артели сёл Дунилова и Гориц объединили в один колхоз имени Крупской.

Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы

На месте самой старой деревянной Покровской церкви был построен кирпичный пятиглавый храм. До XVII века на территории храма располагалась деревянная церквушка в честь преподобного Алексия. После ее разрушения прихожане стали особенно чтить день памяти этого святого.

До 1765 года рядом с Покровской церковью находилось кладбище, где покоились священнослужители храма. Новый собор был летним, рядом с ним была возведена церковь в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи.

В 1814 году было решено объединить теплый и холодный храмы в единый комплекс. С 1814 по 1816 годы возвели трехъярусную колокольню со шпилем.

Усилиями благотворителей в Покровском храме было собрано много ценных икон и церковных принадлежностей. Однако все это было утрачено в 1920-1930-е годы. Храм же закрыли в 1937 году.

Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы

Службы в церкви возобновились в 1998 году. В настоящее время сооружение относится к Николо-Шартомскому монастырю. Много сделано для реконструкции церкви игуменом и прихожанами.

Адрес: Союзная площадь, 1.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector