Храм живоначальной троицы в хорошеве: официальный сайт и адрес

Святыни

Киот с частицей Мамврийского дуба с крестом и иконами резного перламутра и розового мрамора.

«Мамврийский дуб» предание связывает с вышеупомянутым библейским событием (дерево, заметное на каждой иконе Троицы). Его часть хранится в киоте вместе с крестом и иконами резного перламутра и розового мрамора. Они привезены со Святой Земли и помещены туда благочестивым паломником середины XIX века.

По левую сторону царских врат список с величайшей русской святыни –Владимирской иконы Богоматери. Святители Феофан Затворник и Игнатий Брянчанинов прославлены в лике святых на поместном соборе 1988 года.

Почитаемая круглая икона святителя Николая. Она написана в XIX веке на металле и находится в Никольском приделе.

Небольшая икона Святой Троицы у главного алтаря – произведение конца XVII века.

Феодоровская икона Божией Матери начала XIX века, в чеканной ризе. Перед этой иконой еженедельно совершается акафист и к ней с молитвой приходят будущие матери. Появившаяся в храме сравнительно недавно, она стала неотъемлемой частью убранства

Казанская икона Пресвятой Богородицы — дар Святейшего Патриарха Алексия II. Икона с дарственной надписью хранится в алтаре.

Следует отметить две большие иконы XIX века в массивных ризах — «Спас на Престоле» и «Богоматерь Казанская». Они были частью иконостасов неизвестных церквей.

Большую группу составляют старинные списки с прославленных чудотворных икон: «Богоматерь Тихвинская» XVIII века снабжена надписью: «Мерою и подобием против самого Ея чудотворного образа». Под изображением «Богоматери Толгской» XIX века золотом нанесен текст, повествующий о явлении чудотворной иконы. Она помещена в киот над левым клиросом.

Ростовая икона преподобного Сергия собирает вокруг себя учащих и учащихся. Образ, окованный чистым золотом и бывший некогда крышкой раки его святых мощей, хранится в ризнице Троице-Сергиевой Лавры. Список с него был выполнен в XIX веке в лаврской иконописной мастерской, как и небольшая икона «Явление Богоматери Преподобному», лежащая рядом на аналое. Четыре чугунные ручки с тыльной стороны огромной доски говорят о том, что икона преподобного Сергия была выносной и участвовала в крестных ходах.

Небольшая икона XVIII века «Богоматерь Руднинская» в серебряной ризе хранится в алтаре. Сам образ прославился в Киеве, но с ним связаны храм и чудотворный источник в соседнем селе Крылатском, находящемся на другом берегу реки Москвы.

Икона XVIII века «Богоматерь Руднинская» в серебряной ризе (хранится в алтаре)

На стене в Никольском пределе находится список с чтимой иконы, именуемой «Курская Коренная». На ней Богоматерь окружена пророками со свитками богородичных пророчеств. После революции знаменитая икона попала за границу, где стала главной святыней Русской Зарубежной Церкви. Список с нее из нашего храма — выдающееся по своим художественным качествам произведение уральских иконописцев XVIII века, как и две иконы на той же стене: «Спас Смоленский с предстоящими» и «Избранные святые».

В один киот помещены четыре иконы. Среди них довольно редкое изображение Семи отроков Эфесских, по Божию Промыслу проспавших сто лет. Как и поясная икона Николая Чудотворца в напольном киоте, они вышли из старообрядческих иконописных центров XIX века, верных иконописным традициям XVI века. К этой же группе стоит отнести и необыкновенно красивый образ cвятителя Стефана Пермского.

Две небольшие иконы, висящие рядом в Никольском пределе, объединяют покровителей православной семьи — мучеников Гурия, Самона и Авива и святых благоверных Петра и Февронию Муромских.

У иконы святого великомученика и целителя Пантелеимона собираются для молитвы сестры милосердия, избравшие его своим покровителем. Этот образ, как и икона Богоматери «Достойно есть» из алтаря Ильинского придела, созданы на Святой горе Афон. Русский Свято-Пантелеимонов монастырь имел весьма развитые иконописные мастерские и вплоть до революции поставлял в Россию работы своих мастеров. Такие иконы отличают стандартные доски, своеобразное письмо и всегда – «афонский сюжет».

Среди других чтимых икон Богоматери — «Грузинская», «Троеручица» из Ильинского алтаря и довольно редкая «Шуйская-Смоленская» (XIX век). Здесь чередуются иконы старые и новые, в окладах и без них, искусной работы и простого письма. В Хорошеве хорошо — уютный интерьер оставляет живое и вместе с тем цельное впечатление, в немалой степени этому способствуют росписи. Декор не перегружен элементами позднейших стилей, будь то барокко, классицизм или другие. Современными мастерами творчески осмыслена древнерусская традиция.

Святыни храма

Храм Живоначальной Троицы в Хорошеве сохранил различные особо почитаемые святыни, которые находятся здесь постоянно, и к которым ежедневно приходят молящиеся и паломники.

Феодоровская икона Божией Матери

Икона начала XIX в. располагается на аналое в основном приделе. Это одна из святынь, переживших разграбление храма, возможно, она относится к числу тех, что были спрятаны местными жителями. Икона сохранила свою оригинальную чеканную ризу. Перед ней еженедельно совершаются акафисты и молитвы.

Икона святой Троицы

За давностью лет невозможно сказать точно, кто и когда написал образ Троицы. Единственное что известно, это что характерный стиль барокко и реалистичная манера письма и передачи образов отсылает к художникам XVII века.

Эта икона несколько раз реставрировалась, с нее были удалены различные загрязнения, восстановлены цвета. Ведутся исследования и попытки определить происхождение иконы. Это одна из нескольких икон, не относящихся к каноничным образам.

Образ святителя Николая

Эта круглая икона была написана в начале XIX-го века и является одной из самых почитаемых святынь прихода. Именно этот образ был в списке первых, что появились в храме после его открытия в 1989 г., и это одна из нескольких сохранившихся икон, что находились в храме до революции. Сейчас образ хранится в Никольском приделе, перед ним совершаются молебны, и горит постоянная лампада.

Нынешнее состояние храма

Хорошевское здание было передано Русской православной церкви в 1989 году. Восстановление иконостаса происходило не только силами священников. Люди приносили как образа из домашнего обихода, так и редкие иконы, оставшиеся от предков.

В 1993 году храм перенес акт вандализма — все иконы были похищены. Но прихожане вновь не оставили религиозный центр без внимания. Они помогли восстановить утраченное. И через год в здании появились новые иконостасы, выполненные в рублевском стиле.

Настоятелями и служителями монастыря являются люди, которые относятся к Отделу внешних церковных связей Московской области. Реставрационные работы закончились в 2002 году. Последним штрихом стало восстановление кокошника, в котором были установлены копии тарелок, подаренных Борису Годунову турками.

Как строился полковой храм стрельцов

Как реформы патриарха Никона повлияли на Троицкую церковь

О существовании здесь деревянной церкви известно ещё с 1632 года. Изначально она строилась как кладбищенская. Сам же погост был достаточно большим и находился с её северо-западной стороны.

В середине 17 века церковь Троицы в листах уже считалась храмом стрельцов под началом их командира Василия Пушечникова. Здесь была окраина Москвы, и стрельцы несли свою службу: охраняли въезд в город. К тому же здесь, у Сретенских ворот, проходил путь паломников в Троице-Сергиеву Лавру.

Со временем, стрельцы решили обновить свою полковую церковь и выстроить каменное, более надёжное и долговечное здание. Точная дата начала постройки нового храма в документах не сохранилась. Но достоверно известно, что в 1657 году стройка шла полным ходом. А в 1661 году патриарх Никон торжественно провёл обряд освящения каменного храма во имя Святой Троицы.

Интересная история связывает это имя и храм Живоначальной Троицы в листах. Строительство пришлось на время, когда архиепископ Никон запретил шатровое зодчество, приказав все постройки возводить только в традициях византийской архитектуры. Солдаты привыкли выполнять приказы, и новая полковая церковь стрельцов имела вид пятиглавого крестово-купольного здания, как и повелел Никон. Лишь одна небольшая поправочка была допущена военными. Дело в том, что патриарх лично выдал им документ, в котором указывал точные размеры будущей полковой церкви.

Чтобы несколько увеличить объём своего храма военнослужащие немного изменили по своему желанию предписанные размеры. Узнав об этом, патриарх пришёл в ярость. Он приказал всё построенное снести, а старосту с семьёй на десять лет отлучить от церкви. Вероятно, так он хотел показать всем свою безграничную власть. Получилось так, что старосту через некоторое время убили в бою, с его семьи наказание сняли. А стрельцы, немного схитрив, сумели построить здание положенных параметров на заложенном ранее фундаменте большего объёма.

Почему церковь “в листах”?

Своё необычное название храм получил совсем не потому, что его окружало большое количество лиственных деревьев. Дело тут в том, что недалеко находилась слобода работников Государева Печатного двора, которое основал ещё Иван Грозный. И печатники, чтобы показать прохожим свой товар, который они хотели продать, вывешивали на ограду церкви свои творения.

Чаще всего это были изготовленные ими собственноручно лубочные картинки, кстати, очень популярные в те времена. Назывались они просто «листы». Вот и получалось, что храм стоит весь в листах.

Такие картинки использовались, чаще всего, для украшения внутреннего интерьера комнаты. Их отличительной особенностью, и это было обязательным, являлась словесная надпись или поучительного, или же юмористического содержания.

Под царским покровительством

Интересный факт: церковь Троица в Листах всегда была на особом положении у царей дома Романовых и церковных служителей высокого ранга. Наверное, причиной этому были ратные подвиги стрельцов, постоянно делом, а не словом доказывающих свою преданность царю и Отечеству.

Так, в 1667 году именно это военное подразделение, по приказу царя, направили в Астрахань. Там солдаты принимали участие в подавлении мятежа Степана Разина.

Вернувшись домой, полк был награждён царствующим в те годы Алексеем Михайловичем. 150 тысяч кирпичей были куплены за казённый счёт для конкретной цели: обновления полкового храма. К тому же, царь пожаловал для церкви ещё много икон, различную церковную утварь, необходимую для Богослужений, и даже главные в православном храме врата иконостаса — царские.

Особо ценными среди царских даров являлись такие предметы как, например, искусно сделанный позолоченный потир ручной работы для совершения обряда причастия, изысканный украшенный жемчугом серебряный с позолотой крест. Патриарх Никон также не остался в стороне и преподнёс стрелецкой церкви свой подарок: напрестольное Евангелие середины 17 века.

Со временем и по необходимости храм расширялся. Так, в 1680 году там появилась трапезная

Затем в честь успешного окончания Чигиринского похода, исход которого имел важное значение для Руси в войне с турками возвели придел во имя Покрова Пресвятой Божьей Матери. Позже его обновили на деньги прихожанина купца Колосова

Чуть позже в 1689 году в здании произошёл пожар. После него храм нужно было восстанавливать. Узнав об этом Пётр 1, помня о доблести и верности ему стрельцов этого полка, пожаловал 700 рублей специально на его восстановление.

Святыни

Икона Божией Матери «Три Радости»

  • Чтимая икона Божией Матери «Трех радостей»
  • Икона преподобного Давида Гареджийского с частицей его мощей (имеет особую благодать помогать женщинам в недугах)
  • Икона святителя Спиридона Тримифунтского
  • Икона благоверных Петра и Февронии с частицами мощей
  • Икона святителя Луки Крымского
  • Частица мощей святого праведного Иоанна Кормянского
  • Икона сирийских подвижников, основателей грузинского монашества
  • Икона с частицей мощей святого Владимира, митрополита Киевского и Галицкого
  • Икона Божией Матери «Иверская»
  • Икона святителя Николая Чудотворца
  • Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
  • Частица мощей святого великомученика Меркурия
  • Икона Покрова Пресвятой Богородицы
  • Частица мощей святителя Филарета, митрополита Московского
  • Образ Почаевской иконы Божией Матери со святыми преподобными Иовом и Амфилохием Почаевскими и частицами мощей преподобных
  • Икона Божией Матери «Всецарица»
  • Икона Божией Матери «Домостроительница»

Архитектура

Современный архитектурный ансамбль церкви Троицы Живоначальной складывался на протяжении нескольких веков. В этом процессе выделяются следующие этапы:

  1. Конец XVI века — возведение основной части храма, состоящей из трёх частей, которые были объединены общим гульбищем (террасой). Основной объём постройки украшает шлемовидными купол, стоящий на барабане, основой которого являются пять рядов кокошников. Эта же композиция повторяется и в боковых приделах. Таким образом, церковь в Хорошёво имеет три главы. Здание сложено из красного кирпича. Его стены, сегодня выкрашенные в белый цвет, первоначально оставались красными, а цоколь и декоративные детали выделялись своей белизной.
  2. XVII век — гульбище преобразуется в паперть с небольшими окнами.
  3. Конец XVIII века — строительство отдельно стоящей колокольни, выполненной под руководством архитектора Андрияна Афанасьева в стиле русского классицизма. Она имеет небольшой размер, строгие и лаконичные линии, и венчается шлемовидным куполом, стоящем на небольшом барабане.
  4. Середина XIX века — строительство трапезной части, объединившей колокольню и основную часть. Трапезная представляет собой двустолпную залу с трёхскатной крышей. Декор её внешних стен визуально объединяет постройки XVI и XVIII веков. Вход в храм после возведения средней части происходил через колокольню, к которой пристроили два крыльца. На сегодняшний день колокольня имеет один вход.
  5. Начало XXI века — строительство административно-хозяйственного здания с примыкающим к нему крестильным помещением. Здание выполнено в стиле гражданской архитектуры допетровских времён.

Святыни и иконы

Многие годы здание использовалось в хозяйственных целях. За это время роспись и фрески на стенах и куполе церкви были утрачены. Во время большевицких набегов иконы и украшения были похищены, а когда храм закрыли, остатки роскошного оформления скрылись под копотью и грязью.

Восстановление собрания икон началось после того, как церковь была возвращена Московской епархии. Сегодня Троицкий храм хранит множество ценных ликов, написанных в XVIII—XIX вв. Самыми почитаемыми принято считать:

  • Образ Николая Чудотворца, написанный на круглом основании в XVIII веке.
  • Мамврийский дуб, который является частью любого образа Троицы. В киоте, где располагается образ, также расположены крест и иконы, обрамление которых выполнено из белого, розового и перламутрового мрамора.
  • Феодоровская икона Божьей Матери, к которой приходят с молитвами о благополучном течении беременности и родоразрешении. Этот образ написан в XIX веке.
  • Икона Сергия Радонежского, на которой старец изображен в полный рост. Она является списком с крыши раки, в которой находятся мощи святого. Датируется концом XIX века.
  • Богоматерь Рудненская — это список c чудотворного лика XVIII века. Образ творит чудеса, многие верующие приходят помолиться и поклониться лику.

Самой почитаемой иконой на сегодняшний день является образ Казанской Богоматери, который был подарен Троицкому храму на Карамышевской набережной Алексием 2. Лик был преподнесен в день празднования 400-летнего юбилея.

Святыни

В церкви Троицы в Хохлах расположенной в Москве особо чтятся две иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» и «Взыскание погибших». Также здесь находятся иконы с частицами св. мощей следующих святых:

  • преподобномучеников Давидо-Гареджийских;
  • новомучеников Тихона, патриарха Московсковского, Владимира, митрополита Киевского, Фаддея, архиепископа Тверского;
  • св. апостола Матфея;
  • мученика Федора Тирона;
  • св. пророка Иоанна Крестителя.

Кроме того с храмом связано имя священномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны. Для нее в доме причта были отведены специальные комнаты на тот случай, когда она посещала храм. Святитель Филарет Московский освящал антиминс для одного из приделов, а святитель Иннокентий (Вениаминов) оставил при храме один штат вместо двух, чем улучшил материальное положение местного причта.

Святыни храма

Храм Живоначальной Троицы в Хорошеве сохранил различные особо почитаемые святыни, которые находятся здесь постоянно, и к которым ежедневно приходят молящиеся и паломники.

Феодоровская икона Божией Матери

Икона начала XIX в. располагается на аналое в основном приделе. Это одна из святынь, переживших разграбление храма, возможно, она относится к числу тех, что были спрятаны местными жителями. Икона сохранила свою оригинальную чеканную ризу. Перед ней еженедельно совершаются акафисты и молитвы.

Икона святой Троицы

За давностью лет невозможно сказать точно, кто и когда написал образ Троицы. Единственное что известно, это что характерный стиль барокко и реалистичная манера письма и передачи образов отсылает к художникам XVII века.

Эта икона несколько раз реставрировалась, с нее были удалены различные загрязнения, восстановлены цвета. Ведутся исследования и попытки определить происхождение иконы. Это одна из нескольких икон, не относящихся к каноничным образам.

Образ святителя Николая

Эта круглая икона была написана в начале XIX-го века и является одной из самых почитаемых святынь прихода. Именно этот образ был в списке первых, что появились в храме после его открытия в 1989 г., и это одна из нескольких сохранившихся икон, что находились в храме до революции. Сейчас образ хранится в Никольском приделе, перед ним совершаются молебны, и горит постоянная лампада.

Интересные факты о Храме Живоначальной Троицы в Хорошеве

Храм Троицы являет собой уникальный образец архитектуры:

  • Фасад храма украшен с помощью расписной посуды: встроенных блюд и чаш. Это уникальное архитектурное решение для Москвы, которое вдобавок было спонтанным – на полное украшение храма посуды не хватило и мастера использовали жестяные круги, расписанные в тон керамическим украшениям.

    Тарелки на фасаде

  • Царь Борис Годунов почти ежегодно посещал праздник зимнего Николая, а путь из царского дворца занимал час времени.
  • На одной из стен храма изображен сам Борис Годунов, склоняющийся перед престолом и преподносящий храм Святой Троице.

Храму Живоначальной Троицы уже больше чем 400 лет. В это время он видел многое. В Хорошеве совершались нашествия, оно передавалось как царская милость, оно видело перестройку и советское атеистическое время. Но над всем этим продолжает звенеть, не замолкая, колокольный звон, а молитвы все так же поднимаются к небесам.

Оформление статьи: Владимир Великий

Святыни

За годы использования культовой постройки советскими властями для различных хозяйственных целей росписи стен и потолков были практически полностью потеряны. Часть икон вывезли в 1922 году в результате конфискации церковного имущества. После закрытия церкви, сохранившиеся образы были похищены или скрыты под слоями пыли и грязи.

Храмовый образ церкви Троицы Живоначальной в Хорошёве

После возвращения храма Московской патриархии началось восстановление собрания икон. Оно содержит большое количество старинных образов, написанных в XVIII-XIX веками. Самыми известными и почитаемыми из них являются:

  1. Икона Николая Чудотворца, написанная на металлическом круглом основании в XIX веке.
  2. «Мамврийский дуб» — часть дерева, изображенного на всех образах Троицы. В киоте, его содержащем, также находятся иконы и крест из белого перламутр и розового мрамора.
  3. Феодоровская икона Божией Матери (XIX век), к которой возносят молитвы об удачном течении беременности и рождении ребёнка.
  4. Ростовая икона Сергия Радонежского, являющаяся списком с крышки раки со святыми мощами преподобного мужа, который был сделан в XIX веке.
  5. Икона «Богоматерь Рудненская» — список с чудотворного образа XVIII века.

Важно! Одной из самых почитаемых икон Троицкой церкви в Хорошёво является образ Казанской Богоматери, подаренный патриархом Алексием II к празднованию 400-я храма

Внутреннее убранство

По мере возможности, современное состояние храма сохраняет первоначальный вид сооружения. Многочисленные переделки и изменения не могли не сказаться на храме, но все же внутри он выглядит почти так же, как был задуман изначально. Внутри храм имеет ступенчатый свод с сосудами-голосниками, облегчающими свод и делающими храм более легким в акустике.

Храмовые иконостасы во всех приделах отчасти сохранены, отчасти восстановлены по древним записям. Они располагаются ближе, чем раньше, из-за чего внутренняя поверхность алтаря теперь является больше. В храме расположены иконы, созданные специально мастерской Вахромеева, а все царские врата и прочие элементы с деревянной резьбой выполнены московской мастерской Фехнера.

В целом все убранство храма и живопись созданы в каноническом стиле, здесь почти нет живописных икон. Здание сохраняет старинный дух благодаря повторению современными материалами старинных образцов. Так здесь по такому же образцу созданы покровы на престол и аналои, и Плащаница.

Внутри храма расположен повышенный свод для Распятия, расположены напольные киоты. Храм почти весь расписан, только один из отделов у центрального иконостаса сохраняет первоначальные белые стены.

Нынешнее состояние храма

Хорошевское здание было передано Русской православной церкви в 1989 году. Восстановление иконостаса происходило не только силами священников. Люди приносили как образа из домашнего обихода, так и редкие иконы, оставшиеся от предков.

В 1993 году храм перенес акт вандализма — все иконы были похищены. Но прихожане вновь не оставили религиозный центр без внимания. Они помогли восстановить утраченное. И через год в здании появились новые иконостасы, выполненные в рублевском стиле.

Настоятелями и служителями монастыря являются люди, которые относятся к Отделу внешних церковных связей Московской области. Реставрационные работы закончились в 2002 году. Последним штрихом стало восстановление кокошника, в котором были установлены копии тарелок, подаренных Борису Годунову турками.

Церковь при Романовых

Первые цари из династии Романовых старались дистанцироваться от имени Б. Годунова, ведь именно с ним они связывали беды, которые постигли Россию. Также Романовы помнили, что их предки пострадали при его правлении. Сразу после того, как первые Романовы взошли на русский престол, на колокольне Ивана Великого была замазана надпись, упоминающая Годунова. Именно из-за нее колокольня в народе имела название «Годунов столп».

Однако Хорошево и местный храм пользовались популярностью у царственных особ и их ближайших родственников. В смутное время церковь на Карамышевской набережной была разорена, но постепенно ее переосвятили, а внутреннее убранство обновили.

Со временем Хорошево и храм, находящийся в нем, утратили свой статус, как любимое место для отдыха и почитаемое святое место. В 1812 году церковь была разграблена французами в ходе войны с Наполеоном. Помимо этого, храму угрожало полное разрушение из-за возможного оползня, всерьез обсуждалась возможность его переноса.

В 1854 году была осуществлена масштабная реконструкция, проект которой составил известный архитектор В. Дрегалов. Помимо главного, было создано еще три придела: Ильинский, Никольский и Федора Стратилата. В последнем приделе имелся старинный иконостас, который очень почитался среди прихожан.

История постройки и становления храма

Местность, где позднее будет возведена церковь, располагается между двумя реками: Ходын и Москва. Она носит множество названий, самыми популярными из которых являются:

  • Беседы;
  • Хорошево;
  • Ходынский луг.

В начале XVI века эти земли входили в состав дворцового надела Ивана Грозного. Многие историки считают, что именно в это время и было начато строительство дворцового комплекса и деревянной церкви при нем. Этот комплекс создавался для того, чтобы члены правящей династии могли отдохнуть во время охоты.

Немного позже эти земли получил Борис Годунов в качестве свадебного подарка от своего тестя. Эта фигура в истории представлена довольно неоднозначно.

Романовы и их вклад в историю

Наибольшую известность церковь Живоначальной троицы в Хорошеве получила в начале XVII века. Именно в ней встретили отца Филарета, который спасся из польского плена, он же был отцом молодого Михаила Романова. Развитию и обогащению святой церкви поспособствовал царь Алексей Михайлович, который отдал ей окрестные деревни.

После того как столица России была перенесена, Хорошево утратило свой статус любимого места отдыха правящей семьи, храм обложили налогом. Но в XVII веке здание несколько раз реконструируют и ремонтируют, в ней поддерживается первоначальный вид стен, сохраняются все образа.

Война 1812 года принесла храму разграбление и разруху. Однако местные жители и меценаты помогли восстановить основное убранство и вернуть всю утварь. К середине XIX века главную часть храма и колокольню объединили общей трапезной. Во время ремонта были обновлены иконостасы во всей церкви, а также покрыли росписью бо́льшую часть стен.

Изменения в советское время

С приходом большевиков началось истребление церквей и религии. Эта черная полоса не обошла стороной и неприметный храм Троицы в Хорошево. В 1922 году из нее вынесли все ценности и образа. Но местные жители постепенно вернули первозданный облик иконостасу. Каждый, кто приходил в часовню, нес с собой лики святых из дома. Спустя несколько лет церковь вновь обворовали. В середине XX века ее закрыли.

На протяжении нескольких десятков лет в стенах здания располагались многие заведения. Здесь была фабрика, сельский клуб и еще масса других организаций. Но своей святости она от этого не потеряла.

В 1960 году село вошло в состав городской черты Москвы. Часовню признали памятником культуры и поставили на особую охрану.

После этого была начата реконструкция храма Животворящей Троицы в Хорошеве Мневниках. Изучались исторические документы, в которых хранились записи о первоначальном облике здания.

В связи с этим строители и реставраторы провели целый спектр работ, в которые вошли:

  • восстановление ярусов кокошников в обоих куполах;
  • обновление оконных наличников, декоративных элементов, карнизов;
  • реконструирование оконных проемов.

Храм при Борисе Годунове

В церкви на Карамышевской набережной на одной из стен присутствует изображение Бориса Годунова, который склоняется перед престолом Богоматери и посвящает церковь Святой Троице. Известно, что он очень любил имение в Хорошево и проводил здесь достаточно много времени.

Следует отметить, что во время своего царствования Борис Годунов сделал существенный вклад в становление и развитие не только церкви на Карамышевской набережной, но и всего Русского православия в целом. Так, например, в 1589 году в России было учреждено Патриаршество, а все процедуры, с этим связанные, легли на плечи Б. Годунова.

Святыни

За годы использования культовой постройки советскими властями для различных хозяйственных целей росписи стен и потолков были практически полностью потеряны. Часть икон вывезли в 1922 году в результате конфискации церковного имущества. После закрытия церкви, сохранившиеся образы были похищены или скрыты под слоями пыли и грязи.

Храмовый образ церкви Троицы Живоначальной в Хорошёве

После возвращения храма Московской патриархии началось восстановление собрания икон. Оно содержит большое количество старинных образов, написанных в XVIII-XIX веками. Самыми известными и почитаемыми из них являются:

  1. Икона Николая Чудотворца, написанная на металлическом круглом основании в XIX веке.
  2. «Мамврийский дуб» — часть дерева, изображенного на всех образах Троицы. В киоте, его содержащем, также находятся иконы и крест из белого перламутр и розового мрамора.
  3. Феодоровская икона Божией Матери (XIX век), к которой возносят молитвы об удачном течении беременности и рождении ребёнка.
  4. Ростовая икона Сергия Радонежского, являющаяся списком с крышки раки со святыми мощами преподобного мужа, который был сделан в XIX веке.
  5. Икона «Богоматерь Рудненская» — список с чудотворного образа XVIII века.

Важно! Одной из самых почитаемых икон Троицкой церкви в Хорошёво является образ Казанской Богоматери, подаренный патриархом Алексием II к празднованию 400-я храма

  1. Соборы и храмы Кремля » Moscow-Live

Внутреннее убранство

По мере возможности, современное состояние храма сохраняет первоначальный вид сооружения. Многочисленные переделки и изменения не могли не сказаться на храме, но все же внутри он выглядит почти так же, как был задуман изначально. Внутри храм имеет ступенчатый свод с сосудами-голосниками, облегчающими свод и делающими храм более легким в акустике.

Храмовые иконостасы во всех приделах отчасти сохранены, отчасти восстановлены по древним записям. Они располагаются ближе, чем раньше, из-за чего внутренняя поверхность алтаря теперь является больше. В храме расположены иконы, созданные специально мастерской Вахромеева, а все царские врата и прочие элементы с деревянной резьбой выполнены московской мастерской Фехнера.

В целом все убранство храма и живопись созданы в каноническом стиле, здесь почти нет живописных икон. Здание сохраняет старинный дух благодаря повторению современными материалами старинных образцов. Так здесь по такому же образцу созданы покровы на престол и аналои, и Плащаница.

Внутри храма расположен повышенный свод для Распятия, расположены напольные киоты. Храм почти весь расписан, только один из отделов у центрального иконостаса сохраняет первоначальные белые стены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector