Трижды рожденный: правда о храме христа спасителя

Экскурсии по храму

Для туристов в храме организованы два экскурсионных маршрута. Они могут побывать на смотровой площадке, посетить музей и Зал Церковных Сборов, знаменитый своими новогодними ёлками.

Экскурсии проводятся и для детей. Во всех экспозициях музея рассказывается об этапах создания храма.

Желающие осмотреть четыре смотровые площадки должны собраться в группы, так как подобные экскурсии не проводятся в индивидуальном порядке. Поскольку все смотровые площадки расположены на 4 этаже, для быстрого перемещения к ним предусмотрены лифты. С площадок кварталы столицы и Кремль видны как на ладони.

Скульптуры на входных дверях

Сегодняшний Храм Христа Спасителя напоминает солидный музей. Благодаря его оформлению современники могут ознакомиться с частью истории страны и убедиться в мужестве ее народа.

История храма Христа Спасителя

История собора начинается в 1812 году, после победы русских войск над французской армией Наполеона.

Царь Александр I хотел, чтобы в Москве был воздвигнут храм Христа Спасителя в честь тех, кто сражался и погиб в Отечественной войне 1812 года, как дань уважения и как знак благодарности за самопожертвование русского народа. Он также был возведен как исторический памятник.

Однако после некоторых исторических обстоятельств, только в 1839 году, уже во времена царя Николая I, был заложен первый камень.

Храм был заказан у престижного и подготовленного архитектора, уроженца Санкт-Петербурга. Он попытался в больших масштабах увековечить русскую национальную традиционную церковную архитектуру. Храм строился в течение почти 44 лет, между 1839 и 1883 годами. В 1883 году строительство было завершено и храм открылся для богослужения.

26 мая 1883 года, накануне коронации царя Александра III, храм был впервые освящен. Самый большой купол собора был позолочен новой техникой того времени — золотым гальваническим покрытием.

На этой фотографии можно увидеть внешний вид собора летом 1931 года перед тем как его снесли:

Задерем подол России-матушке!

После месяца ожесточенной борьбы поступило распоряжение взорвать храм. Работы команды взрывников во главе с инженером Шуваловым были назначены на субботу 5 декабря. Собравшаяся на своеобразную казнь храма толпа вздыхала, плакала, крестилась, проклинала супостатов и антихристов, причитала о конце света, предвестником которого станет разрушение Храмов Божьих.

Но после первого взрыва храм остался на месте, а из изумленной толпы послышались выкрики: «Оборонил Господь! Высится во славу Христа! Сотворил Господь чудо! Явил свою силу!». Как объяснили позднее – первый взрыв уничтожил лишь один пилон. Храм стоял на оставшихся трех. После второго, более мощного взрыва, храм опять выстоял – на двух противоположных пилонах. И только с третьей попытки огромный барабан купола накренился и рухнул внутрь.

Поговаривали, что третий взрыв рассерженный бессилием подчиненных самолично произвел Лазарь Казанович со словами «Задерем подол России-матушке!», но в действительности это был самый неопытный из команды рабочих Флегонт Морошкин, которому изначально было поручено всего лишь охранять вход в подрывной пункт. Опытный же подрывник Мотовилов после неудачных взрывов растерялся: то ли из-за полученного от начальства нагоняя, то ли из-за возникших сомнений в правильности собственных действий.

Архитектурные особенности и внешнее оформление храма

Храм Христа Спасителя считается самым большим церковных зданием в России, потому он может вместить около 10 тысяч верующих. Здание храма похоже на равноконечный крест. Его ширина превышает 85 м. Сооружение имеет высоту 103 м, при этом барабан поднимается на 28 м, а купол вместе с крестом уходит ввысь на 35 м. Стены здания достигают толщины в 3,2 м.

Декор фасадов состоит из двух рядов горельефов, сделанных из мрамора. Входные бронзовые двери украшают лики святых. В целом здание удалось восстановить максимально приближенным к старинному оригиналу. И это не удивительно, ведь его строительство велось по чертежам и рисункам, созданным в XIX и XX веках.

Тем не менее, некоторые отличия между постройками всё же имеются. Так, новое здание получило 17-метровую стилобатную часть (цоколь), где нашлось место трапезным, помещениям для технических служб, церкви Преображения, музею и двум залам, в которых проходят Церковные Соборы и совещания Священного Синода. При отделочных работах строители применили панели из мрамора и красного гранита.

Входные порталы храма

Исполнение обещаний

Не выполнить обет старшего брата Николай не мог, да и для него самого война 1812 года была значимым событием. Он рвался на фронт, но император запретил великим князьям участвовать в боях. Это занозой сидело в душе Николая, окруженного при дворе ветеранами и героями войны, многие из которых были его ровесниками.

Снова объявили конкурс, снова в нем участвовали лучшие творческие силы страны. Императору ни один из проектов не понравился. И тогда в 1831 году он лично назначил главным архитектором Константина Андреевича Тона. Причины этого решения до конца не ясны, поскольку на счету зодчего была одна построенная церковь и несколько не слишком значительных работ. Тону было чуть за тридцать, и большую часть взрослой жизни он провел в Италии, куда был командирован после отличного окончания Академии художеств. На Апеннинах он добился определенного успеха — за проекты реставрации храма Фортуны в Пренесте и комплекса императорских дворцов на Палатинском холме в Риме Тон даже получил звание академика. На родине это оценили, и Тон в 1828 году был лично приглашен императором на работу в Кабинете Его Величества. Вскоре молодой архитектор получил заказ на строительство церкви Екатерины Великомученицы в Екатерингофе, которую выполнил в национальном стиле с отсылками к византийским и древнерусским традициям. Николаю церковь понравилась. А еще Тон поразил монарха бережливостью к государственным деньгам: он не просто не просил увеличить смету (что было нормой), а даже умудрился сэкономить часть выделенных средств. Не терпевший казнокрадов государь это оценил.

Важен и идеологический аспект, ведь сооружение храма в честь победы имело символический и политический смысл. Подавляющее большинство представленных на конкурс работ были выполнены в манере европейского классицизма. Но Николай западного влияния не любил и отчасти побаивался. А предложенный Тоном проект в византийско-русском стиле гораздо лучше вписывался в миропонимание государя — до провозглашения графом Уваровым знаменитой триады «православие, самодержавие и народность» оставался какой-то год. Николай решил не объявлять подписку, а строить собор на средства казны. Посему и право выбора проекта и архитектора счел возможным оставить за собой.

Портрет Константина Тона кисти Карла Брюллова

К 1832 году проект Тона был утвержден, но удобных и свободных территорий в уже восстановленной Москве не осталось, нужно было чем-то жертвовать. Опираясь на конкурсные предложения московских зодчих, Тон представил Николаю на выбор три варианта: за Воспитательным домом, где церковь Никиты Мученика на Кресте над Москвой-рекой (Швивая горка), на Тверской улице на месте Страстного монастыря (нынешняя Пушкинская площадь) и на месте Алексеевского женского монастыря в Чертолье, между Большим Каменным мостом и Пречистенскими воротами. Император выбрал последнее. И решение монарха вновь оказалось опрометчивым…

Другие проекты

На долю Тона выпало редкое для архитектора счастье воплотить в жизнь такое масштабное творение, как храм Христа Спасителя. Однако только храмом, которого уже было бы достаточно, чтобы войти в историю, его творческая биография не заканчивается: в Санкт-Петербурге Тон выполнил пристань со сфинксами у здания Академии художеств, участвовал в создании интерьеров Малого театра в Москве, построил Оружейную палату, Большой Кремлёвский дворец, Николаевский (Ленинградский) вокзал в Москве и Николаевский (Московский) вокзал в Петербурге, а также десятки других зданий.

Московский вокзал на площади Восстания в Санкт-Петербурге. Построен в 1851 году по проекту архитектора Константина Андреевича Тона. Фото: РИА Новости / Дмитрий Коробейников

Строительство большинства этих строений велось параллельно, но это не мешало Тону заниматься и преподавательской деятельностью: всю жизнь он занимал должность профессора в архитектурном классе академии, а в 1854 году стал её ректором. Под его руководством воспитывалось более 200 молодых зодчих, среди которых многие стали знаменитыми архитекторами: К. Маевский, К. Рахау, Б. Иогансон, В. Кенель, Л. Шперер и М. Макаров.

Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя в Москве является самым главным собором в Москве, даже по сравнению с собором Василия Блаженного, с его уникальной и причудливой историей, которая восходит к девятнадцатому веку. Кроме того, это самый высокий православный храм в мире.

Храм расположен в центре Москвы рядом с Кремлем и Москвой-рекой. Это место обязательно нужно посетить, если вы находитесь в Москве, как снаружи, так и внутри. Его стиль — это так называемая Неорусская и Византийская архитектура.

Многие более поздние церкви были построены под влиянием архитектуры этого Собора, как своего рода главного храма среди храмов.

Постройка Храма Христа Спасителя по плану Тона

Константин Тон ни в каком конкурсе на лучший архитектурный проект храма участия не принимал. Главным архитектором его назначил сам Николай I. Храм решили построить на Чертолье (нынешняя улица Волхонка), и в 1837 году приступили к строительству. Правда, для этого снесли Алексеевский женский монастырь. На постройку Храма Христа Спасителя потратили почти 45 лет и более 15 миллионов рублей. Но эти затраты стоили того. Храм, законченный в 1883 году, вышел уникальным и удивительным.

Храм в 1902 году

Во внешнем виде храма Тон хотел соединить черты древнерусского зодчества и мотивы итальянского возрождения. Размеры первого Храма Христа Спасителя были невероятными. Высота его достигала почти 104 метра, а внутри могли поместиться около 7000 человек. При этом храм был отделан белым мрамором, который привезли к месту строительства по специально вырытому каналу между Волгой и Москвой-рекой. Над внутренней росписью собора работали известнейшие художники: Иван Крамской, Фёдор Бруни и Суриков.

Коридоры храма облицевали мраморными плитами, на которых были надписи о сражениях, отличившихся воинах и пострадавших в войне 1812 года. Пол главного зала собора украшала мозаика, а наружные стены — горельефы на историческую и религиозную тематики. Но при всей своей красоте главный храм России не нашёл отклика в душах многих людей. И если бы о критике узнал Тон — архитектор, построивший Храм Христа Спасителя, то он точно был бы очень огорчён таким отношением к своему главному детищу.

Внутренний вид храма в 1883 году

Так, Евгений Трубецкой писал, что Храм Спасителя — один из крупнейших памятников дорогостоящей бессмыслицы, что он выглядит как начищенный самовар, возле коего собирается патриархальная Москва. А художник Верещагин заметил, что Храм Христа Спасителя в Москве слишком уж похож на известный всем Тадж-Махал. Впрочем, никакая критика не помешала собору быть центром религиозной жизни столицы почти 50 лет. После революции власти приняли решение снести собор на Волхонке.

Воскрешение

В 90-ые годы прошлого столетия появилось ассоциация возрождения Храма Христа Спасители, и начались разрабатываться планы, эскизы, и собираться денежные пожертвования на воскрешение исторически значимого и православного культурного центра.

Деньги были собраны, можно сказать, всем миром.

И в 1994 году были заложены первые работы по возведению из пепла старинной святыни.

Вид будущего Храма планировалось воссоздать таким же каким он был до снесения — в стиле собора для обетов Господу во славу победы над Наполеоном. Правда многие элементы были заменены или изменены современными художниками и скульпторами, и ценители считают, что новый Храм много уступает в красоте и великолепии своему оригиналу.

Внутренняя отделка осталась в духе памяти сложившим головы в боях за Отчизну 1812 года.

Новое здание собора освятили в середине1996 года, и отслужили первую службу. В канун нового 2000 года, завершенный собор официально открыли для посещений. Торжественные Рождественские службы 2000 года также проводились в новом соборе Москвы.

Белая пыль

Чистовая разборка храма растянулась на полтора года. И главной причиной такой медлительности стала текучка. Большинство рабочих не задерживалось надолго у развалин святыни, предпочитая поскорее перевестись на другие стройки Москвы. Но и после окончания работ московский ветер еще долго носил по городу белесую пыль, которая лежала на тротуарах, крышах, клумбах, разъедала глаза, заставляла чихать и кашлять. В народе поговаривали, что белая пыль послана москвичам как наказание – если хоть одна пылинка попадет кому в глаз, тот либо с бельмом остаток жизни проведет, либо ослепнет. И это, считалось, меньшим из наказаний, которое уготовано уничтожителям храма – не только тем, кто взрывал и разбирал, но и тем, кто молчаливо наблюдал.

До революции

Очень быстро собор стал популярным местом для проведения различных мероприятий из мира культуры и просвещения

Именно здесь впервые звучала музыка Чайковского, сочиненная во славу победы над наполеоновской армией, пел Шаляпин и Розов. Хоровое исполнение считалось наилучшим в столице.

Здесь короновались монархи, государственные празднования отмечались широко. Библиотечный фонд церкви поражал богатством и ценностью, всех желающих водили на экскурсию.

С утверждением революционного правительства, церкви перестали получать дотации от государства. И существование собора продолжилось только на пожертвования православных, достаточных, чтобы провести электрификацию, хора и читальни, даже для ремонта.

В 1922 году, в мае было создано Высшее церковное управление, но верующие собора не примкнули к управлению, и тогда оно обратилось к властям с прошением, в котором деятельность собора называлась антиреволюционной. И с того момента в соборе обосновались новые управленцы.

Триединый храм

Задача, которую поставил перед собой молодой архитектор, была грандиозной. Как следует из его записок и воспоминаний, он попытался создать не более и не менее, чем новый храм царя Соломона, храм Премудрости, как он сам называл его. Скорее всего, именно эту грандиозную задумку и сумел увидеть в проекте Витберга император Александр I, для которого строительство храма-памятника тоже имело глубоко сакральное значение.

Формулируя основные идеи своего проекта, Карл Витберг писал, что он, во-первых, должен колоссальностью своей соответствовать величию России, во-вторых, иметь в «характере своем» достаточную самобытность, и, наконец, выражать «духовную идею живого храма — человека по телу, душе и духу». Эта идея троичности и стала главенствующей в проекте молодого архитектора, и именно она лучше всего отозвалась тому замыслу храма-памятника, который вынашивал сам русский император.

Колоссальности в проекте Витберга было более чем достаточно. Его храм Христа Спасителя был самым большим из всех представленных на конкурс: высота от подошвы склона до креста на вершине главного купола — 237 метров, от поверхности земли до креста — 170 метров, ширина главной лестницы на склоне горы — 106 метров, диаметр главного купола — свыше 50 метров. На площадке перед храмом должны были возвышаться две 106-метровые триумфальные колонны, материалом для которых, по замыслу архитектора, были захваченные у противника пушки: одну он собирался отлить из тех, что стали трофеями на территории России, вторую — из взятых во время Заграничного похода русской армии 1813–1814 годов.

Рисунок лестницы, которая должна была вести к храму от Москвы-реки, и колоннады, окружавшей вход в нижний храм

Самобытность, которой добивался Витберг, проявлялась прежде всего в том, что ему удалось спроектировать храм, воспевающий идею божественного покровительства России на языке, понятном не только русскому человеку, но и любому европейцу. Его храм Христа Спасителя был достаточно классическим по формам и пропорциям, но в основе его лежала совсем не традиционная тройственность храма, такая же, как и человека, — в теле, душе и духе. Ее подчеркивала и структура строения: в вертикальном разрезе оно состояло из трех основных частей. Первой был подземный храм во имя Рождества Христова, к которому, как писал сам архитектор, «почел я приличным примкнуть воспоминание о жертвах 1812 года, кои положили живот свой за Отечество». Причем это должны были быть списки не только погибших офицеров, но и солдат, — и если бы храм был достроен, он стал бы первым в России памятником всем без исключения героям Отечественной войны 1812 года. Вторая часть представляла собой крестообразный (в отличие от прямоугольного нижнего) храм во имя Преображения Господня, украшенный множеством статуй, а третья — круглый храм во имя Воскресения Христова.

История создания[править | править код]

Храма Христа Спасителя — вид с Москва-реки.

Идея построения храмов-памятников восходит к древней традиции обетных храмов, возводившихся в знак благодарения за победу и в вечное поминовение о погибших. Традиция храмов-памятников известна ещё с домонгольских времен: Ярослав Мудрый воздвиг в Киеве Софию Киевскую на месте битвы с печенегами. В эпоху Куликовской битвы были построены многочисленные храмы в честь Рождества Пресвятой Богородицы — праздника, выпавшего на день сражения русского воинства с войсками Мамая. В Москве в память о павших и в ознаменование военных побед построены храм Всех святых, собор Покрова на рву (более известный под именем Василия Блаженного), и собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский собор) на Красной площади.

Храм Христа Спасителя был сооружен в ознаменование победы в Отечественной войне 1812 года.

25 декабря , когда последние наполеоновские солдаты покинули пределы России, император Александр I подписал Высочайший Манифест о построении церкви в Москве, лежавшей в то время в руинах: «В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели…»


Внутренний вид храма Христа Спасителя (1883 г.)

Первый проектправить | править код

12 октября , в 5-летнюю годовщину ухода французов из Москвы, ещё при Александре I был заложен на Воробьевых горах первый храм-памятник по проекту, представленному архитектором А. Л. Витбергом (28 лет, шведский лютеранин, масон, художник, принял православие под именем Александр Лаврентьевич); строительство пришлось остановить, по официальной версии, в связи с недостаточной надежностью почвы.

Первый проект храма, утвержденный императором Александром I, не имел ничего общего с тем, который был в итоге реализован. Храм должен был быть в несколько раз больше, иметь колоннаду из 600 трофейных французских пушек и состоять фактически из трех храмов, нижний из которых должен был стать поминальным храмом, в котором непрерывно служили бы панихиды по погибшим участникам войны.

Второй реализованный проектправить | править код

Был проведен второй конкурс на проект храма, и Николай I определил архитектором Константина Тона. Новое место на Чертолье было избрано самим Николаем I-м; бывшие там постройки были куплены и снесены; бывший там Алекссевский монастырь был переведён в Красное село. Московская молва сохранила предание, что игумения Алексеевской обители, недовольная таким поворотом, прокляла место и предрекла, что ничто не устоит на нём долго.

Строительство по проекту Тона началось 10 сентября и продолжалось почти 44 года на средства казны и частные пожертвования; общая стоимость Храма простиралась до 15 миллионов рублей Свод большого купола закончен в ; в были разобраны наружные леса. Ещё 20 лет продолжались работы по внутреннему убранству; над росписью работали знаменитые мастера Василий Суриков, Иван Крамской, Василий Петрович Верещагин и другие ивестные художники Российской Академии Художеств.

7 июня 1883 года состоялось торжественное освящение храма, совершённое митрополитом Московским Иоанникием с сонмом духовенства и в присутствии Императора Александра III, коронованного в Москве незадолго до того.

Архитектурно-художественное достоинство Храма ставилось под сомнение многими деятелями русской культуры; в частности известен отрицательный отзыв И. Э. Грабаря.

Дворец Советов — неосуществлённый грандиозный проект

После 1917 года в Храме Христа Спасителя проходили молебны, проводимые обновленцами. И это несмотря на рьяную борьбу с религией в СССР! Однако в 1931 главный кафедральный собор России решили снести. На его месте предполагалось построить Дворец Советов СССР. Некоторое время собор разбирали вручную, но такая работа была долгой и неэффективной. В итоге уничтожение Храма Христа Спасителя произошло посредством взрыва.

В начале декабря 1931 года под фундамент и в стены здания заложили несколько взрывных устройств. После первого взрыва Храм Христа Спасителя устоял, но после второго рухнул окончательно. На его месте теперь красовалась груда обломков, на расчистку которой ушло полтора года. Оставшуюся облицовку, снятую ещё до подрыва здания, использовали для отделки нескольких станций метро и здания Совета труда и обороны. В 1935 вместо храма вырыли огромный котлован. А спустя четыре года строители завершили укладку фундамента.

С началом Великой Отечественной строительство Дворца Советов в Москве приостановили, а железные конструкции использовали для изготовления заградительных сооружений. В конце концов партия отказалась от возведения монументального Дворца Советов. А в 1960 на месте бывшего Храма Христа Спасителя возвели бассейн «Москва».

«Сему месту быть пусту»

История Алексеевского монастыря уходит в XIV век, когда московский митрополит Алексей Федорович Бяконт (воспитатель Дмитрия Донского и фактический правитель при малолетнем князе) решил основать первую в городе женскую обитель. Размещался монастырь за ручьем Черторыем ближе к Крымскому броду и был освящен в честь зачатия святой Анны, почему именовался Зачатьевским. Первыми же обитательницами его стали родные сестры митрополита Алексия, принявшие в монашестве имена Иулиании и Евпраксии. Монастырь стоял двести лет. В XVI веке он не раз подвергался разграблению крымчаков и ногайцев. После очередного разгрома и пожара на старом месте его решили не восстанавливать, а перенести под защиту крепостной стены Белого города. Так он и оказался на Волхонке, возле Пречистенских ворот. При строительстве новых зданий возвели храмы и в честь Алексия, человека божьего, и в честь зачатия святой Анны. Но в народе новый монастырь теперь именовали Алексеевским. В 30-е годы XVII века мастера Антип Константинов и Трефил Шарутин по царскому указу и в благодарность за рождение долгожданного наследника (будущего царя Алексея Михайловича) построили в обители небольшой, но изящный двухшатровый храм, считавшийся одной из самых красивых церквей столицы. Вскоре строительство храмов такого типа было запрещено патриархом Никоном как не соответствующее канону, и собор Алексеевского монастыря стал совершенно уникальным.

К5

Картина Карла Рабуса «Алексеевский монастырь»

Фото: commons.wikimedia.org

Но, несмотря на 400-летнюю историю, монастырь решили снести, а сестрам приказали переселяться в район Красного села (район нынешнего метро «Красносельская»). Существует легенда, что, когда монахини отстояли последнюю службу, настоятельница обители игуменья Клавдия повелела приковать себя цепями к росшему посреди монастырского двора старому дубу. Выдворять ее пришлось силой, и в разгар этой безобразной сцены игуменья изрекла проклятие: «Сему месту быть пусту!».

Первый храм на Воробьевых горах

Указ о возведении собора Москвы был издан Александром Первым в декабре 12-го года XIX столетия.

За 2-х летний промежуток времени проект усовершенствовали и уточнили — планировалось возвести церковь за десятилетие. Состоялся конкурс на лучший эскиз здания, в котором приняли участие все видные архитекторы того времени.

Чтобы его проект был осуществлен, Витбергу пришлось пойти на жертвы — он принял православие.

Устанавливали новую церковь на Воробьевых горах, рядом с загородным дворцом царя.

Казна щедро спонсировала ожидаемый храм — многомилионные средства из бюджета, и многочисленные народные вклады. Закладка первого камня была совершена 12 октября, в 5-ти летие победы над Наполеоном, царь почтил церемонию своим присутствием.

Начальный этап возведения был достаточно быстрым, но под руководством самого Витберга, не умевшего руководить, стройку быстро разворовали.

Прошло 7 лет с начала стройки, а процесс не шел. Средства исчезали, и архитектора с директором судили за растрату.

Проклятие игуменьи Клавдии

Храм был заложен в 1839 году при Александре Первом, но на его строительство ушло 44 года. Разместить храм решили на месте Алексеевской обители, а монахинь переселить в Красное село. Как пишет И. Любимов в книге «Малоизвестная Москва», после последнего богослужения настоятельница обители повелела приковать себя к многовековому дубу в попытке спасти монастырь от сноса. Когда ее расковали и повели к подводе, матушка прокляла место, выкрикнув, что ничего «здесь подолгу стоять не будет!».

Неслучайно каждый раз, когда на месте Алексеевской обители затевалось новое строительство, вспоминали пророчество игуменьи. Построенный и освещенный в 1883 году храм был снесен в 1931 году в рамках сталинской реконструкции Москвы. На его месте планировали построить грандиозный Дворец Советов, но удалось лишь залить фундамент. На этом фундаменте в 1960 построили общественный бассейн «Москва» — его снесли в 1994 году для восстановления храма. Не исключено, что одной из причин отказа инженеров-саперов взрывать храм в 1931 году стала память о пророчестве божьего человека – матушки Клавдии.

«Был храм, потом хлам, теперь — срам»

Храм простоял примерно столько же, сколько ушло на его строительство — около полувека. А в 1931 году был взорван, поскольку на этом месте новые власти решили сооружать еще более грандиозный 415-метровый Дворец Советов. На его постройку были брошены (опять!) лучшие силы страны: работала отдельная архитектурная мастерская Дворца Советов, над разработкой новых образцов цемента и стали (они имели маркировку ДС-Дворец Советов) трудились целые научно-исследовательские институты. К 1939 году был готов гигантский котлован, началась закладка фундамента, но он так и остался огромной забетонированной ямой. Строительство было остановлено войной, потом все средства были брошены на восстановление народного хозяйства. А после смерти «вождя народов» в СССР приступили к борьбе с «архитектурными излишествами», и от помпезного проекта со стометровым Лениным на крыше вообще решили отказаться. Какое-то время котлован стоял залитым водой, потом, чтобы место не пропадало, его решили приспособить под общественный бассейн. Он открылся в 1960 году и получил весьма оригинальное название «Москва». «Был храм, потом хлам, теперь — срам», — шутили тогда московские острословы.

К7

Храм Христа Спасителя во время сноса, 5 декабря 1931 года

Фото: ТАСС

О восстановлении храма заговорили уже в последние дни существования «государства рабочих и крестьян». 5 декабря 1990 года (в годовщину взрыва собора) был установлен третий по счету закладной камень, а в 1994 году появился Фонд финансовой поддержки воссозданию храма, возглавляемый патриархом Алексием II и тогдашним мэром Москвы Лужковым. Федеральное правительство предоставило жертвующим на храм серьезные налоговые льготы, так что желающих поучаствовать в богоугодном деле оказалось предостаточно. Была поставлена задача закончить работы и освятить храм до окончания столетия.

Чертежи педантичного Тона сохранились, поэтому воссоздать формы и пропорции храма не представляло большого труда. Но из-за недостатка времени и средств убранство сознательно упростили. Кроме того, под собором решено было сделать множество вспомогательных помещений, которых в проекте Тона не было. Серьезные изменения первоначального замысла вызвали горячие споры, а руководивший работами архитектор Алексей Денисов даже публично вышел из проекта. Бразды правления были немедленно переданы президенту академии художеств Зурабу Церетели.

Новый храм сделан не из белого камня, как первоначальный, а из бетона. Белые мраморные медальоны и великолепные мраморные многофигурные горельефы на внешних стенах собора заменили бронзовыми, купола вместо сусального золота покрыли нитритом титана. Во внутренней облицовке вместо мрамора использовали искусственный камень. Росписи хоть и повторяли изначальные сюжеты, но качественно не могли сравниться с работами великих русских мастеров. Зато в огромном пространстве под храмом, которое осталось от фундамента дворца Советов и бассейна, появился подземный гараж на три сотни машин с автомойкой, зал церковных собраний, концертный и трапезный залы, конференц-холл и пресс-центр и даже своя химчистка. Заодно строители решили подстраховаться от заклятия игуменьи Клавдии и восстановили в подземном этаже приделы в память об утраченных церквях Алексеевского монастыря.

К8

Вид на строящийся храм Христа Спасителя, 1997 год

Фото: РИА Новости/Александр Поляков

Строители уложились в срок — 31 декабря 1999 года Алексий II совершил «малое освящение» храма, и в него пустили первых посетителей. Правда, работы продолжались еще полгода и торжественное великое освящение состоялось лишь в августе 2000-го. А уцелевшие подлинники мраморных горельефов и медальонов можно увидеть в Донском монастыре, где они хранятся уже много лет.

Что посмотреть в храме Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя выделяется своим каменным фасадом из белого мрамора, четырьмя колоннами, а также пятью золотыми куполами, самый высокий из которых достигает 103 метров. Они видны и заметны из многих точек города. Храм вмещает около 10 000 человек.

Осмотреть храм изнутри можно менее чем за час, это будет зависеть от вашего интереса к истории и религиозным памятникам. Внутреннее убранство этого величественного храма сделано из гранитных каменных плит всех цветов и возможных тонов. Акцент в храме сделан на иконах, хорах и колокольнях. Также внутри находится великолепный иконостас.

Кроме того, храм разделен на несколько часовен и галерей, и имеет порталы различной величины. Пространства собора напоминают в своих образах и скульптурах подвиг русских солдат в Отечественной войне 1812 года, а также тех, кто отдал свою жизнь за Россию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector