Храм христа спасителя: колосс на воробьевых горах

Белая пыль

Чистовая разборка храма растянулась на полтора года. И главной причиной такой медлительности стала текучка. Большинство рабочих не задерживалось надолго у развалин святыни, предпочитая поскорее перевестись на другие стройки Москвы. Но и после окончания работ московский ветер еще долго носил по городу белесую пыль, которая лежала на тротуарах, крышах, клумбах, разъедала глаза, заставляла чихать и кашлять. В народе поговаривали, что белая пыль послана москвичам как наказание – если хоть одна пылинка попадет кому в глаз, тот либо с бельмом остаток жизни проведет, либо ослепнет. И это, считалось, меньшим из наказаний, которое уготовано уничтожителям храма – не только тем, кто взрывал и разбирал, но и тем, кто молчаливо наблюдал.

«Сему месту быть пусту»

История Алексеевского монастыря уходит в XIV век, когда московский митрополит Алексей Федорович Бяконт (воспитатель Дмитрия Донского и фактический правитель при малолетнем князе) решил основать первую в городе женскую обитель. Размещался монастырь за ручьем Черторыем ближе к Крымскому броду и был освящен в честь зачатия святой Анны, почему именовался Зачатьевским. Первыми же обитательницами его стали родные сестры митрополита Алексия, принявшие в монашестве имена Иулиании и Евпраксии. Монастырь стоял двести лет. В XVI веке он не раз подвергался разграблению крымчаков и ногайцев. После очередного разгрома и пожара на старом месте его решили не восстанавливать, а перенести под защиту крепостной стены Белого города. Так он и оказался на Волхонке, возле Пречистенских ворот. При строительстве новых зданий возвели храмы и в честь Алексия, человека божьего, и в честь зачатия святой Анны. Но в народе новый монастырь теперь именовали Алексеевским. В 30-е годы XVII века мастера Антип Константинов и Трефил Шарутин по царскому указу и в благодарность за рождение долгожданного наследника (будущего царя Алексея Михайловича) построили в обители небольшой, но изящный двухшатровый храм, считавшийся одной из самых красивых церквей столицы. Вскоре строительство храмов такого типа было запрещено патриархом Никоном как не соответствующее канону, и собор Алексеевского монастыря стал совершенно уникальным.

К5

Картина Карла Рабуса «Алексеевский монастырь»

Фото: commons.wikimedia.org

Но, несмотря на 400-летнюю историю, монастырь решили снести, а сестрам приказали переселяться в район Красного села (район нынешнего метро «Красносельская»). Существует легенда, что, когда монахини отстояли последнюю службу, настоятельница обители игуменья Клавдия повелела приковать себя цепями к росшему посреди монастырского двора старому дубу. Выдворять ее пришлось силой, и в разгар этой безобразной сцены игуменья изрекла проклятие: «Сему месту быть пусту!».

Задерем подол России-матушке!

После месяца ожесточенной борьбы поступило распоряжение взорвать храм. Работы команды взрывников во главе с инженером Шуваловым были назначены на субботу 5 декабря. Собравшаяся на своеобразную казнь храма толпа вздыхала, плакала, крестилась, проклинала супостатов и антихристов, причитала о конце света, предвестником которого станет разрушение Храмов Божьих.

Но после первого взрыва храм остался на месте, а из изумленной толпы послышались выкрики: «Оборонил Господь! Высится во славу Христа! Сотворил Господь чудо! Явил свою силу!». Как объяснили позднее – первый взрыв уничтожил лишь один пилон. Храм стоял на оставшихся трех. После второго, более мощного взрыва, храм опять выстоял – на двух противоположных пилонах. И только с третьей попытки огромный барабан купола накренился и рухнул внутрь.

Поговаривали, что третий взрыв рассерженный бессилием подчиненных самолично произвел Лазарь Казанович со словами «Задерем подол России-матушке!», но в действительности это был самый неопытный из команды рабочих Флегонт Морошкин, которому изначально было поручено всего лишь охранять вход в подрывной пункт. Опытный же подрывник Мотовилов после неудачных взрывов растерялся: то ли из-за полученного от начальства нагоняя, то ли из-за возникших сомнений в правильности собственных действий.

«Был храм, потом хлам, теперь — срам»

Храм простоял примерно столько же, сколько ушло на его строительство — около полувека. А в 1931 году был взорван, поскольку на этом месте новые власти решили сооружать еще более грандиозный 415-метровый Дворец Советов. На его постройку были брошены (опять!) лучшие силы страны: работала отдельная архитектурная мастерская Дворца Советов, над разработкой новых образцов цемента и стали (они имели маркировку ДС-Дворец Советов) трудились целые научно-исследовательские институты. К 1939 году был готов гигантский котлован, началась закладка фундамента, но он так и остался огромной забетонированной ямой. Строительство было остановлено войной, потом все средства были брошены на восстановление народного хозяйства. А после смерти «вождя народов» в СССР приступили к борьбе с «архитектурными излишествами», и от помпезного проекта со стометровым Лениным на крыше вообще решили отказаться. Какое-то время котлован стоял залитым водой, потом, чтобы место не пропадало, его решили приспособить под общественный бассейн. Он открылся в 1960 году и получил весьма оригинальное название «Москва». «Был храм, потом хлам, теперь — срам», — шутили тогда московские острословы.

К7

Храм Христа Спасителя во время сноса, 5 декабря 1931 года

Фото: ТАСС

О восстановлении храма заговорили уже в последние дни существования «государства рабочих и крестьян». 5 декабря 1990 года (в годовщину взрыва собора) был установлен третий по счету закладной камень, а в 1994 году появился Фонд финансовой поддержки воссозданию храма, возглавляемый патриархом Алексием II и тогдашним мэром Москвы Лужковым. Федеральное правительство предоставило жертвующим на храм серьезные налоговые льготы, так что желающих поучаствовать в богоугодном деле оказалось предостаточно. Была поставлена задача закончить работы и освятить храм до окончания столетия.

Чертежи педантичного Тона сохранились, поэтому воссоздать формы и пропорции храма не представляло большого труда. Но из-за недостатка времени и средств убранство сознательно упростили. Кроме того, под собором решено было сделать множество вспомогательных помещений, которых в проекте Тона не было. Серьезные изменения первоначального замысла вызвали горячие споры, а руководивший работами архитектор Алексей Денисов даже публично вышел из проекта. Бразды правления были немедленно переданы президенту академии художеств Зурабу Церетели.

Новый храм сделан не из белого камня, как первоначальный, а из бетона. Белые мраморные медальоны и великолепные мраморные многофигурные горельефы на внешних стенах собора заменили бронзовыми, купола вместо сусального золота покрыли нитритом титана. Во внутренней облицовке вместо мрамора использовали искусственный камень. Росписи хоть и повторяли изначальные сюжеты, но качественно не могли сравниться с работами великих русских мастеров. Зато в огромном пространстве под храмом, которое осталось от фундамента дворца Советов и бассейна, появился подземный гараж на три сотни машин с автомойкой, зал церковных собраний, концертный и трапезный залы, конференц-холл и пресс-центр и даже своя химчистка. Заодно строители решили подстраховаться от заклятия игуменьи Клавдии и восстановили в подземном этаже приделы в память об утраченных церквях Алексеевского монастыря.

К8

Вид на строящийся храм Христа Спасителя, 1997 год

Фото: РИА Новости/Александр Поляков

Строители уложились в срок — 31 декабря 1999 года Алексий II совершил «малое освящение» храма, и в него пустили первых посетителей. Правда, работы продолжались еще полгода и торжественное великое освящение состоялось лишь в августе 2000-го. А уцелевшие подлинники мраморных горельефов и медальонов можно увидеть в Донском монастыре, где они хранятся уже много лет.

Грандиозный проект и пропажа бюджета

Был объявлен международный конкурс, в котором участвовали такие известные архитекторы, как Воронихин, Кваренги, Стасов. Но императору Александру I понравился проект никому неизвестного молодого художника шведского происхождения Карла Магнуса Витберга. Императора поразил масштаб и грандиозность замысла архитектора, который, к слову, был масоном высокого градуса. Это было проект огромного, втрое больше нынешнего, храма с пантеоном и колоннадой из 600 колонн. Собор должно было украшать трофейное оружие, захваченное в Отечественной войне.

Собор собирались строить на Воробьевых горах, где сейчас расположено главное здание МГУ. Это мог быть самый грандиозный храм в мире. Храмовый комплекс включал бы подземный храм для круглосуточных панихид по всем павшим за отечество. Над ним должен был возвышаться украшенный множеством статуй храм во имя Преображения Господня. Венчал бы сооружение круглый верхний храм во имя Воскресения Христова. Высота всего строения – 237 метров, диаметр главного купола – более 50 метров. Размах колоннад в проекте составлял более километра. По их сторонам предусматривалось строительство двух триумфальных колонн высотой в 106 метров, отлитых из пушек, захваченных у неприятеля.

Торжественная закладка состоялась 12 октября 1817 года. При огромном стечении народа – почти 400 тысяч человек – в приготовленный гранитный камень была положена доска с памятной надписью. Деньги на строительство собирали всем миром, из казны было выделено 16 млн рублей – гигантская по тем временам сумма. Однако стройка так и не была закончена. Говорили, что по причине оседания грунта…

«Был храм, хлам, а теперь – срам»

У большевиков не пропадало ничего, что нельзя было бы использовать в другом месте. Так, обломки некогда самого величественного храма России пустили на отделку строящегося метро.

На месте взорванного храма было решено воздвигнуть грандиознейшее здание Дворца Советов. Оно должно было показать всему миру торжество идеи коммунизма. Высота дворца по проекту составляла 400 метров, его должна была венчать стометровая статуя вождя мирового пролетариата Владимира Ленина. Предполагалось, что статуя Ленина будет в три раза выше и в два раза тяжелее нью-йоркской статуи Свободы. Одна ее голова по объему не уступала колонному залу Дома Союзов. Большой зал, расположенный в центре дворца, мог бы вместить на колокольню Ивана Великого или Исаакиевский собор. Строительство затянулось и к началу войны было приостановлено, а металл, приготовленный для строительства, пошел на противотанковые ежи.

Знаменитый кубинский революционер, ближайший соратник Фиделя Кастро Эрнесто Че Геварра во время визита в СССР в 1960 году стал одним из первых, кто оценил купание в бассейне «Москва». Огромная яма с торчавшими сваями – все что осталось от Дворца Советов – не красила облик столицы могучей державы. Идея сделать на месте фундамента дворца открытый плавательный бассейн принадлежала главному борцу с церковью Никите Хрущеву. С первых дней своего существования бассейн стал местом паломничества москвичей и гостей столицы. Но и в этом случае сбылось проклятие монахини, бассейн просуществовал всего лишь 30 лет.

Восстановленный собор

Восстановленный собор, вид на Москву-реку.

Ночной вид на реку.

В феврале 1990 года Русская Православная Церковь получила разрешение Советского правительства на восстановление Храма Христа Спасителя. К концу года был заложен временный краеугольный камень. Архитектора Алексея Денисова призвали спроектировать реплику, но вскоре его исключили из проекта из-за разногласий с мэрией. Когда строительство шло полным ходом, его сменил Зураб Церетели , который внес несколько спорных нововведений. Например, первоначальные мраморные горельефы вдоль стен были заменены современными бронзовыми, которые имеют мало аналогов в русской церковной архитектуре .

Фонд строительства был создан в 1992 году, а осенью 1994 года начали поступать средства от граждан, и около миллиона москвичей пожертвовали деньги на проект. В этом году «Москва-бассейн» снесли и началась реконструкция собора. Нижний храм был освящен в честь Преображения Господня в 1997 году, а завершенный Храм Христа Спасителя был освящен в День Преображения Господня , 19 августа 2000 года.

Центральный купол собора

Под новой церковью находится большой зал для церковных собраний. Соборную площадь украшают несколько часовен, выполненных в едином стиле с собором. Пешеходный мост через реку от Берсеневской набережной был построен с 21 июня 2003 г. по 3 сентября 2004 г. ( фото ). На склоне холма справа от собора расположены монументальные статуи Александра II и Николая II .

Значимые события

В 2000 году собор был местом канонизации Романовых, когда последний царь Николай II и его семья были прославлены как святые . С 17 мая 2007 года Акт о каноническом общении между Московским Патриархатом Русской Православной Церкви и Русской Православной Церковью Заграницей был подписан там. РПЦЗ была отдельной с 1920-х годов. Полное восстановление общения с Московским Патриархатом праздновались в Божественной литургии , на которой Патриарх Московского и всея Руси , Алексий II и Первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр , сослужили Божественную литургию впервые в истории.

Первый президент России Борис Ельцин , скончавшийся от сердечной недостаточности 23 апреля 2007 года, лежал в соборе перед похоронами на Новодевичьем кладбище .

В 2009 году собор посетил митрополит Иона (Paffhausen) , бывший предстоятель Православной Церкви в Америке , который Литургию с Патриархом Кириллом . Позже митрополит Иона описал это событие, сказав, что даже с прихожанами численностью около 2500 человек огромная церковь была заполнена только наполовину. В тот день на хиротонии нового епископа присутствовало около 16 епископов.

Российская феминистская панк-рок- группа Pussy Riot устроила в соборе партизанское выступление в феврале 2012 года в знак протеста против поддержки Владимира Путина Русской православной церковью . Трое участников попали в тюрьму за .

Трагические времена храма

Храм строили на века, но во всем великолепии он простоял 48 лет. Пришедшие к власти большевики главный храм России снесли. По распоряжению Сталина 5 декабря 1931 года его взорвали, причем сделать это удалось только с третьего раза. Двое инженеров, зная, что за отказ грозит расстрел, так и не согласились взрывать собор, на месте которого власти решили построить Дворец Советов – новый символ новой эпохи.

Самое высокое в мире здание (в 4 раза выше снесенного храма) должно было олицетворять новую страну и победивший социализм. Предполагалось, что гигантский зиккурат высотой 495 метров (150 этажей) будет венчать вращающаяся 100-метровая статуя вождя революции – Ленина. Указательный палец вождя длиной будет 4 метра, на ладони разместится вертолетная площадка, а в голове Ленина высотой с 5-этажный дом решили устроить библиотеку.

Строители вырыли огромный котлован и начали строить фундамент. Планы не сбылись: с началом Великой Отечественной войны под угрозой оказалась Москва и вся Россия. Из металлических конструкций советской новостройки сделали противотанковые ежи для обороны столицы. Мраморными плитами храма выкладывали стены метро, памятные доски с именами героев Отечества положили на ступени в гардероб Третьяковской галереи. После войны на месте храма устроили открытый бассейн «Москва».

Интересные факты о памятном храме

В этих стенах на постоянной основе проводятся тематические форумы, Архиерейские соборы, церковные службы и т.д.

Кроме того, храм Христа Спасителя – не просто памятник, который возвели в память о погибших в ходе военных действий в 1812-м году. Это сооружение, невольно оказавшееся в центре непредвиденных и в то же время наиболее значимых событий 20-го века, вошедших в историю Российской Федерации.

Согласно традициям, такого рода церкви сооружали в честь чего-то святого, в частности, того или иного церковного праздника. Но этот собор построили во имя самого Спасителя.

Автором проекта по возведению этого монументального храма был всемирно известный архитектор шведского происхождения – Александр Витберг. Его профессиональная задумка заключалась в создании невероятно масштабной и величественной конструкции. И при этом новоиспеченная святыня должна была прославиться куда больше, чем, уже возведенный необычайно востребованный в Риме храм – Собор Петра.

Изначально местоположением для заложения фундамента данного строения обозначили Воробьевы горы. Но как только начался строительный процесс, Витбергу были выдвинуты обвинения касательно завышенных расходов сметы. Вследствие этого внезапного обстоятельства архитектора сослали в Вятку.

Возведение церкви в этом месте было категорически запрещено соответствующей комиссией. По результатам проведенных исследований выяснилось, что на Воробьевых горах недостаточно прочная почва. В итоге, храм Христа Спасителя решили построить неподалеку от Кремля.

На момент начала возведения здания (1839-й год) действующим проектом руководил русский архитектор – Константин Тон. Официально достроенным собор был признан в 1881-м году. В период сталинского режима строение взорвали. Там, где ранее стоял храм, хотели спроектировать огромный, увенчанный архитектурной скульптурой Ленина, Дворец Советов.

Задумка казалась поистине грандиозной, но из-за военных действий ее не удалось воплотить в жизнь. А когда война закончилась, государство уже не сумело профинансировать создание постройки. Да и рассматривая политическую точку зрения, можно было с уверенностью констатировать, что былая идея более не является актуальной.

Повторное возведение величественного храма Христа Спасителя началось в новой России, в первой половине 90-х годов. Алексей Денисов – один из лучших реставраторов современности, проделал колоссальную работу по воссозданию первоначального оформления достопримечательности. Специалист взял за основу сохранившиеся чертежи, обмеры и рисунки. Но, вскоре, Денисова заменили Зурабом Церетели, поскольку мнение реставратора о том, каким должен быть внешний облик сооружения, существенно разнилось с тем, что запланировали органы власти.

Таким образом, оформление храма завершилось под тщательным руководством новоизбранного художника-живописца. Внешняя отделка стен была обрамлена бронзой. Хотя за всю историю церковной архитектуры времен правления Русской Империи не было ни единого случая, когда для наружной отделки помещения использовался металл.

Разумеется, священный монумент достроили. Помимо внешнего сходства, он не имел ничего общего с прежним старинным храмом. Но несмотря на результат последней реконструкции здания, по сей день в Россию приезжают туристы со всего мира, чтобы хоть раз запечатлеть себя на фоне легендарного храма Христа Спасителя.

Восстановление храма Христа Спасителя

В 1988 году, в период гласности и перестройки, в СССР с помпой отмечали 1000-летие крещения Руси. Вопрос о гонениях на веру в Советском Союзе очень часто всплывал в выступлениях западных политиков. Горбачеву надо было показать Западу, что бывшего коммунистического монстра больше нет. Поэтому он поддержал идею многих общественных деятелей о воссоздании на прежнем месте храма Христа Спасителя.

Торжественная закладка храма состоялась в 1994 году, финансировалось строительство правительством Москвы и многочисленными жертвователями. Президент Борис Ельцин отказал в средствах из бюджета.

«Дальше произошло почти мистическое, знаковое совпадение исторических дат. Президент Ельцин выступил с известным обращением, что досрочно покидает Кремль. В тот же самый час перед наступлением Нового года патриарх Московский и Всея Руси торжественно совершал малое освещение храма Христа Спасителя»,  – рассказывает Владимир Фортунатов.

Сегодня воссозданный храм Христа Спасителя является самым большим православным храмом в России, он может вместить до 10 тысяч человек. Памятные доски на стенах рассказывают о великой истории и военных победах русских солдат. Кроме того, в храме воссоздали Преображенскую церковь в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре.

Исполнение обещаний

Не выполнить обет старшего брата Николай не мог, да и для него самого война 1812 года была значимым событием. Он рвался на фронт, но император запретил великим князьям участвовать в боях. Это занозой сидело в душе Николая, окруженного при дворе ветеранами и героями войны, многие из которых были его ровесниками.

Снова объявили конкурс, снова в нем участвовали лучшие творческие силы страны. Императору ни один из проектов не понравился. И тогда в 1831 году он лично назначил главным архитектором Константина Андреевича Тона. Причины этого решения до конца не ясны, поскольку на счету зодчего была одна построенная церковь и несколько не слишком значительных работ. Тону было чуть за тридцать, и большую часть взрослой жизни он провел в Италии, куда был командирован после отличного окончания Академии художеств. На Апеннинах он добился определенного успеха — за проекты реставрации храма Фортуны в Пренесте и комплекса императорских дворцов на Палатинском холме в Риме Тон даже получил звание академика. На родине это оценили, и Тон в 1828 году был лично приглашен императором на работу в Кабинете Его Величества. Вскоре молодой архитектор получил заказ на строительство церкви Екатерины Великомученицы в Екатерингофе, которую выполнил в национальном стиле с отсылками к византийским и древнерусским традициям. Николаю церковь понравилась. А еще Тон поразил монарха бережливостью к государственным деньгам: он не просто не просил увеличить смету (что было нормой), а даже умудрился сэкономить часть выделенных средств. Не терпевший казнокрадов государь это оценил.

Важен и идеологический аспект, ведь сооружение храма в честь победы имело символический и политический смысл. Подавляющее большинство представленных на конкурс работ были выполнены в манере европейского классицизма. Но Николай западного влияния не любил и отчасти побаивался. А предложенный Тоном проект в византийско-русском стиле гораздо лучше вписывался в миропонимание государя — до провозглашения графом Уваровым знаменитой триады «православие, самодержавие и народность» оставался какой-то год. Николай решил не объявлять подписку, а строить собор на средства казны. Посему и право выбора проекта и архитектора счел возможным оставить за собой.

Портрет Константина Тона кисти Карла Брюллова

К 1832 году проект Тона был утвержден, но удобных и свободных территорий в уже восстановленной Москве не осталось, нужно было чем-то жертвовать. Опираясь на конкурсные предложения московских зодчих, Тон представил Николаю на выбор три варианта: за Воспитательным домом, где церковь Никиты Мученика на Кресте над Москвой-рекой (Швивая горка), на Тверской улице на месте Страстного монастыря (нынешняя Пушкинская площадь) и на месте Алексеевского женского монастыря в Чертолье, между Большим Каменным мостом и Пречистенскими воротами. Император выбрал последнее. И решение монарха вновь оказалось опрометчивым…

История создания[править | править код]

Храма Христа Спасителя — вид с Москва-реки.

Идея построения храмов-памятников восходит к древней традиции обетных храмов, возводившихся в знак благодарения за победу и в вечное поминовение о погибших. Традиция храмов-памятников известна ещё с домонгольских времен: Ярослав Мудрый воздвиг в Киеве Софию Киевскую на месте битвы с печенегами. В эпоху Куликовской битвы были построены многочисленные храмы в честь Рождества Пресвятой Богородицы — праздника, выпавшего на день сражения русского воинства с войсками Мамая. В Москве в память о павших и в ознаменование военных побед построены храм Всех святых, собор Покрова на рву (более известный под именем Василия Блаженного), и собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский собор) на Красной площади.

Храм Христа Спасителя был сооружен в ознаменование победы в Отечественной войне 1812 года.

25 декабря , когда последние наполеоновские солдаты покинули пределы России, император Александр I подписал Высочайший Манифест о построении церкви в Москве, лежавшей в то время в руинах: «В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели…»


Внутренний вид храма Христа Спасителя (1883 г.)

Первый проектправить | править код

12 октября , в 5-летнюю годовщину ухода французов из Москвы, ещё при Александре I был заложен на Воробьевых горах первый храм-памятник по проекту, представленному архитектором А. Л. Витбергом (28 лет, шведский лютеранин, масон, художник, принял православие под именем Александр Лаврентьевич); строительство пришлось остановить, по официальной версии, в связи с недостаточной надежностью почвы.

Первый проект храма, утвержденный императором Александром I, не имел ничего общего с тем, который был в итоге реализован. Храм должен был быть в несколько раз больше, иметь колоннаду из 600 трофейных французских пушек и состоять фактически из трех храмов, нижний из которых должен был стать поминальным храмом, в котором непрерывно служили бы панихиды по погибшим участникам войны.

Второй реализованный проектправить | править код

Был проведен второй конкурс на проект храма, и Николай I определил архитектором Константина Тона. Новое место на Чертолье было избрано самим Николаем I-м; бывшие там постройки были куплены и снесены; бывший там Алекссевский монастырь был переведён в Красное село. Московская молва сохранила предание, что игумения Алексеевской обители, недовольная таким поворотом, прокляла место и предрекла, что ничто не устоит на нём долго.

Строительство по проекту Тона началось 10 сентября и продолжалось почти 44 года на средства казны и частные пожертвования; общая стоимость Храма простиралась до 15 миллионов рублей Свод большого купола закончен в ; в были разобраны наружные леса. Ещё 20 лет продолжались работы по внутреннему убранству; над росписью работали знаменитые мастера Василий Суриков, Иван Крамской, Василий Петрович Верещагин и другие ивестные художники Российской Академии Художеств.

7 июня 1883 года состоялось торжественное освящение храма, совершённое митрополитом Московским Иоанникием с сонмом духовенства и в присутствии Императора Александра III, коронованного в Москве незадолго до того.

Архитектурно-художественное достоинство Храма ставилось под сомнение многими деятелями русской культуры; в частности известен отрицательный отзыв И. Э. Грабаря.

Неподдающийся

Работы по разборке храма начались в августе 1931. Рабочие в спешке громили всё, что поддавалось: и внутри, и снаружи. Срывали обшивку с куполов, сбрасывали с высоты облицовку стен, выносили скульптуры. По воспоминаниям кинооператора В.Микоши, батальоны красноармейцев в буденовках усердно орудовали отбойными молотками, ломами и кувалдами. Но огромные плиты песчаника при строительстве заливали не цементным раствором, а расплавленным свинцом, потому кладка разрушению не поддавалась.

Отдельно повозиться пришлось с крестами. Свидетель происходящего и член нацкомитета по истории Академии наук А.Иванов рассказывал, как к кресту главного купола прикрепили трос, другой конец которого привязали к грузовику. Несмотря на то, что крест предварительно подпилили, машине на полном ходу не удавалось сорвать его с купола: грузовик разгонялся, что есть мочи натягивал трос, но всякий раз терпел неудачу. Двум грузовикам, скрепленным между собой, крест удалось погнуть. И лишь после того, как кузова до отказа нагрузили валявшимся рядом хламом и битыми камнями, крест сломался. Но не упал на землю, а застрял в купольной арматуре – после такого даже рьяные атеисты поверили в Высшие Силы.

Проклятие игуменьи Клавдии

Храм был заложен в 1839 году при Александре Первом, но на его строительство ушло 44 года. Разместить храм решили на месте Алексеевской обители, а монахинь переселить в Красное село. Как пишет И. Любимов в книге «Малоизвестная Москва», после последнего богослужения настоятельница обители повелела приковать себя к многовековому дубу в попытке спасти монастырь от сноса. Когда ее расковали и повели к подводе, матушка прокляла место, выкрикнув, что ничего «здесь подолгу стоять не будет!».

Неслучайно каждый раз, когда на месте Алексеевской обители затевалось новое строительство, вспоминали пророчество игуменьи. Построенный и освещенный в 1883 году храм был снесен в 1931 году в рамках сталинской реконструкции Москвы. На его месте планировали построить грандиозный Дворец Советов, но удалось лишь залить фундамент. На этом фундаменте в 1960 построили общественный бассейн «Москва» — его снесли в 1994 году для восстановления храма. Не исключено, что одной из причин отказа инженеров-саперов взрывать храм в 1931 году стала память о пророчестве божьего человека – матушки Клавдии.

Проклятие игуменьи Клавдии

Храм был заложен в 1839 году при Александре Первом, но на его строительство ушло 44 года. Разместить храм решили на месте Алексеевской обители, а монахинь переселить в Красное село. Как пишет И. Любимов в книге «Малоизвестная Москва», после последнего богослужения настоятельница обители повелела приковать себя к многовековому дубу в попытке спасти монастырь от сноса. Когда ее расковали и повели к подводе, матушка прокляла место, выкрикнув, что ничего «здесь подолгу стоять не будет!».

Неслучайно каждый раз, когда на месте Алексеевской обители затевалось новое строительство, вспоминали пророчество игуменьи. Построенный и освещенный в 1883 году храм был снесен в 1931 году в рамках сталинской реконструкции Москвы. На его месте планировали построить грандиозный Дворец Советов, но удалось лишь залить фундамент. На этом фундаменте в 1960 построили общественный бассейн «Москва» — его снесли в 1994 году для восстановления храма. Не исключено, что одной из причин отказа инженеров-саперов взрывать храм в 1931 году стала память о пророчестве божьего человека – матушки Клавдии.

Неподдающийся

Работы по разборке храма начались в августе 1931. Рабочие в спешке громили всё, что поддавалось: и внутри, и снаружи. Срывали обшивку с куполов, сбрасывали с высоты облицовку стен, выносили скульптуры. По воспоминаниям кинооператора В.Микоши, батальоны красноармейцев в буденовках усердно орудовали отбойными молотками, ломами и кувалдами. Но огромные плиты песчаника при строительстве заливали не цементным раствором, а расплавленным свинцом, потому кладка разрушению не поддавалась.

Отдельно повозиться пришлось с крестами. Свидетель происходящего и член нацкомитета по истории Академии наук А.Иванов рассказывал, как к кресту главного купола прикрепили трос, другой конец которого привязали к грузовику. Несмотря на то, что крест предварительно подпилили, машине на полном ходу не удавалось сорвать его с купола: грузовик разгонялся, что есть мочи натягивал трос, но всякий раз терпел неудачу. Двум грузовикам, скрепленным между собой, крест удалось погнуть. И лишь после того, как кузова до отказа нагрузили валявшимся рядом хламом и битыми камнями, крест сломался. Но не упал на землю, а застрял в купольной арматуре – после такого даже рьяные атеисты поверили в Высшие Силы.

Восстановление главного кафедрального собора России

Строительство Храма Христа Спасителя на месте, где раньше располагался бассейн «Москва», поддержали мэр Москвы Лужков и президент России Борис Ельцин. Деньги на возведение собирались специальным фондом, куда любой желающий мог внести своё пожертвование. Изначально проектом восстановления Храма Христа Спасителя занялись архитекторы Денисов и Посохин, но их дело закончил Зураб Церетели. Он внёс новые детали во внешний облик храма, однако во многом его вид оставался таким же, как и в дореволюционные времена.

Фрагмент бронзовых скульптур на фронтоне храма

Новый Храм Христа Спасителя был построен в 1999 году. Во многом он повторял своего предшественника, но было одно существенное отличие. Современный храм имеет двухуровневую структуру, а на его цокольном уровне был воздвигнут храм Преображения. Построили его в честь стоявшего ранее на этом месте Алексеевского монастыря. Есть в новом храме и другие нововведения. Под храмом теперь сегодня — подземная двухуровневая парковка.

На территории кафедрального собора есть столовая, конференц-зал и Зал церковных соборов, где проходят концерты различных артистов. Но самый громкий «концерт» в Храме Христа Спасителя закатили участницы «Pussy Riot». Во время своего «панк-молебна» они исполнили песню «Богородица, Путина прогони!», что вызвало широкий общественный резонанс. За свою выходку участницы группы получили два года тюрьмы.

  • Как на Руси относились к беременным женщинам
  • 25 любопытных фактов о происхождении привычных фраз и выражений
  • Почему русский Монте-Кристо Политковский покончил с собой
  • Может ли монах вернуться к обычной жизни?
  • Кыштымская ядерная катастрофа: о чём долгое время молчало правительство СССР

Дворец Советов — неосуществлённый грандиозный проект

После 1917 года в Храме Христа Спасителя проходили молебны, проводимые обновленцами. И это несмотря на рьяную борьбу с религией в СССР! Однако в 1931 главный кафедральный собор России решили снести. На его месте предполагалось построить Дворец Советов СССР. Некоторое время собор разбирали вручную, но такая работа была долгой и неэффективной. В итоге уничтожение Храма Христа Спасителя произошло посредством взрыва.

В начале декабря 1931 года под фундамент и в стены здания заложили несколько взрывных устройств. После первого взрыва Храм Христа Спасителя устоял, но после второго рухнул окончательно. На его месте теперь красовалась груда обломков, на расчистку которой ушло полтора года. Оставшуюся облицовку, снятую ещё до подрыва здания, использовали для отделки нескольких станций метро и здания Совета труда и обороны. В 1935 вместо храма вырыли огромный котлован. А спустя четыре года строители завершили укладку фундамента.

С началом Великой Отечественной строительство Дворца Советов в Москве приостановили, а железные конструкции использовали для изготовления заградительных сооружений. В конце концов партия отказалась от возведения монументального Дворца Советов. А в 1960 на месте бывшего Храма Христа Спасителя возвели бассейн «Москва».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector