Храм cв. мучеников флора и лавра на зацепе
Содержание:
- В одном из русских поверий Флор и Лавр вышли из колодца живыми
- Вологодская область
- Время Советской власти стало черным в истории храма Флора и Лавра
- Тверская область
- Владимирская область
- В одном из русских поверий Флор и Лавр вышли из колодца живыми
- Нижегородская область
- Храм назывался Зацепским, потому что был построен на Московской таможне за цепью
- В одном из русских поверий Флор и Лавр вышли из колодца живыми
- Время Советской власти стало черным в истории храма Флора и Лавра
- История[править]
- История появления
- Время Советской власти стало черным в истории храма Флора и Лавра
- Популярность на Руси
- В одном из русских поверий Флор и Лавр вышли из колодца живыми
В одном из русских поверий Флор и Лавр вышли из колодца живыми
На Руси бытовало множество поверий, связанных мучениками Флором и Лавром. По одному из них святые рыли колодцы на Орловщине.
Однажды колодец обвалился, и братья заживо оказались погребены под землей. Из обвала начала просачиваться вода и образовалась большая лужа.
Приходила к ней напиться худая лошадка — выздоровела и раздобрела.
Слава о целебном источнике разлетелась по округе. Стали мужики пригонять больной и старый скот к водопою. Испивший воды, поднимался скот, и поправлялся.
Тогда решили местные вырыть на этом месте колодец, и произошло чудо. Живыми и невредимыми обнаружились Флор и Лавр с лопатами в руках.
Вологодская область
Благовещения Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Флора и Лавра)Покрова Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Флора и Лавра)Происхождения Честных Древ, церковь (с приделом Флора и Лавра)Воздвижения Креста Господня, церковь (с приделом Флора и Лавра)Илии Пророка, церковь (с приделом Флора и Лавра)Параскевы Пятницы, церковь (с приделом Флора и Лавра)Покрова Пресвятой Богородицы на Красной горе, церковь (с приделом Флора и Лавра)Благовещения Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Флора и Лавра)Покрова Пресвятой Богородицы в Ямской Слободе, церковь (с приделом Флора и Лавра)Димитрия Солунского, церковь (с приделом Флора и Лавра)Илии Пророка, церковь (с приделом Флора и Лавра)Георгия Победоносца в Нижней Водлице, церковь (с приделом Флора и Лавра)Флора и Лавра, церковьВоскресения Христова, церковь (с приделом Флора и Лавра)Спаса Преображения, церковь (с приделом Флора и Лавра)Рождества Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Флора и Лавра)Илии Пророка, церковь (с приделом Флора и Лавра)Флора и Лавра, церковьПокрова Пресвятой Богородицы в Глухораменье, церковь (с приделом Флора и Лавра)Илии Пророка, церковь (с приделом Флора и Лавра)Николая Чудотворца, церковь (с приделом Флора и Лавра)Троицы Живоначальной, церковь (с приделом Флора и Лавра)Флора и Лавра, часовняФлора и Лавра, часовняФлора и Лавра, церковьФлора и Лавра, часовняВоскресения Христова, церковь (с приделом Флора и Лавра)
Время Советской власти стало черным в истории храма Флора и Лавра
После Октябрьской революции начались гонения на православную церковь. Храмы разрушали, имущество разворовывали, священнослужители подвергались репрессиям.
Стоявший на окраине Москвы храм святых мучеников Флора и Лавра оборудовали под склад церковной утвари. Сюда привозили святыни из разрушенных церквей, в том числе и из взорванного большевиками храма Христа Спасителя.
В 1922 году экспроприации ценностей подвергся и сам склад.
В ведомости изъятия — двадцать восемь пудов, двадцать четыре фунта, шестьдесят шесть золотников конфискованного имущества.
Настоятель храма протоиерей Николай был арестован за «антисоветскую агитацию» в 1933 году, а в 1937 году — расстрелян.
В 2000 году Русской православной церковью отец Николай Виноградов причислен к лику святых.
1950 год стал черным в истории храма. С него демонтировали главу и взорвали купол. Здесь устроили мастерскую металлографии для производства штемпельных изделий.
В 1960 году здание признали историческим наследием и памятником архитектуры и поставили под государственную охрану. Но это не помешало Советской власти использовать храм в производственных целях.
Внутреннее убранство Храма Флора и Лавра
8 января 1991 года принимается решение о передаче здания Русской православной церкви. Для богослужений расчищают один из производственных цехов и 6 апреля, на Пасху, под звук вентиляторов и работающих станков, возглашается первая литургия.
Производство же свернули в августе того же года из-за нарушения пожарных и экологических норм. Отходы штемпельного производства сливались прямо под фундамент храма. Под алтарем святых мучеников Флора и Лавра пришлось снимать более двух метров загрязненного грунта.
Роспись стен в храме на Зацепе
В 1997 году восстанавливается барабан и купол, над куполом возводится глава, проводятся реставрационные работы. Достраиваются верхние ярусы колокольни, мозаикой украшаются фасады.
Сейчас у храма три престола. Главный — иконы Божией Матери «Всех скорбящий Радость», придел во имя апостолов Петра и Павла и в честь святых мучеников Флора и Лавра. Святыня храма — ковчег с мощами 38 угодников Божиих и церковными реликвиями. В храме традиционно действует воскресная школа.
Тверская область
Флора и Лавра, церковьНиколая Чудотворца церковь (с приделом Флора и Лавра)Флора и Лавра, церковь»Знамение» иконы Божией Матери, церковь (с приделом Флора и Лавра)Флора и Лавра, церковьУспения Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Флора и Лавра)Флора и Лавра, часовняФлора и Лавра, часовняМихаила Архангела, церковь (с приделом Флора и Лавра)Михаила Архангела и Флора и Лавра, часовняСергия Радонежского, церковь (с приделом Флора и Лавра)Николая Чудотворца, церковь (с приделом Флора и Лавра)Троицы Живоначальной, церковь (с приделом Флора и Лавра)Рождества Христова, церковь (с приделом Флора и Лавра)Флора и Лавра, часовняФлора и Лавра, часовняРождества Христова, церковь (с приделом Флора и Лавра)Воскресения Христова, церковь (с приделом Флора и Лавра)Троицы Живоначальной, церковь (с приделом Флора и Лавра)Флора и Лавра, часовня
Владимирская область
Николая Чудотворца, церковь (с приделом Флора и Лавра)Суздальский православный лицей. Церковь Флора и ЛавраФлора и Лавра, церковьГеоргия Победоносца, церковь (с приделом Флора и Лавра)Рождества Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Флора и Лавра)Флора и Лавра, церковьБориса и Глеба, церковь (с приделом Флора и Лавра)»Всех скорбящих Радость» иконы Божией Матери, церковь (с приделом Флора и Лавра)Николая Чудотворца, церковь (с приделом Флора и Лавра)Николая Чудотворца, церковь (с приделом Флора и Лавра)Николая Чудотворца, церковь (с приделом Флора и Лавра)Флора и Лавра, часовняФлора и Лавра, церковьФлора и Лавра, часовняУспения Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Флора и Лавра)Николая Чудотворца, церковь (с приделом Флора и Лавра)
В одном из русских поверий Флор и Лавр вышли из колодца живыми
На Руси бытовало множество поверий, связанных мучениками Флором и Лавром. По одному из них святые рыли колодцы на Орловщине.
Однажды колодец обвалился, и братья заживо оказались погребены под землей. Из обвала начала просачиваться вода и образовалась большая лужа.
Приходила к ней напиться худая лошадка — выздоровела и раздобрела.
Слава о целебном источнике разлетелась по округе. Стали мужики пригонять больной и старый скот к водопою. Испивший воды, поднимался скот, и поправлялся.
Тогда решили местные вырыть на этом месте колодец, и произошло чудо. Живыми и невредимыми обнаружились Флор и Лавр с лопатами в руках.
Нижегородская область
Спасо-Преображенский монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (с приделом Флора и Лавра)Смоленской иконы Божией Матери, церковь (с приделом Флора и Лавра)Казанской иконы Божией Матери, церковь (с приделом Флора и Лавра)»Знамение» иконы Божией Матери, церковь (с приделом Флора и Лавра)Флора и Лавра, часовняСерафимо-Дивеевский Троицкий монастырь. Ломовский скит. Церковь Флора и ЛавраМакария Унженского и Желтоводского в Притыках (деревянная), церковь (с приделом Флора и Лавра)Воскресения Христова, собор (с приделом Флора и Лавра)Макария Унженского и Желтоводского, церковь (с приделом Флора и Лавра)Церковь Николая Чудотворца (с приделом Флора и Лавра)Казанской иконы Божией Матери, церковь (с приделом Флора и Лавра)Николая Чудотворца, церковь (с приделом Флора и Лавра)Воздвижения Креста Господня, церковь (с приделом Флора и Лавра)Михаила Архангела, церковь (с приделом Флора и Лавра)Зачатия Иоанна Предтечи, церковь (с приделом Флора и Лавра)
Храм назывался Зацепским, потому что был построен на Московской таможне за цепью
Храм Флора и Лавра на Павелецкой богат не только своим убранством, но как все старинные церкви — историей и событиями. Название «на Зацепе» приросло к нему с тех времен, когда по территории Ямской Коломенской слободы, проходила граница Москвы и таможня.
Николай Телешов
писатель
Писатель Николай Телешов рассказывал:
Поперек улицы была натянута цепь, и после проверки груза на таможне, специальные люди снимали цепь и пропускали телеги через границу.
После 1722 года границы Москвы расширились, таможня съехала, но улицы, площади и проезды носили название Зацепских, а церковь Флора и Лавра — на Зацепе. После Октябрьской революции улицу переименовали в Дубининскую в честь революционера Ивана Дубинина.
Так сегодня выглядит храм Флора и Лавра на Павелецкой, построенный впервые более пяти веков назад
В одном из русских поверий Флор и Лавр вышли из колодца живыми
На Руси бытовало множество поверий, связанных мучениками Флором и Лавром. По одному из них святые рыли колодцы на Орловщине.
Однажды колодец обвалился, и братья заживо оказались погребены под землей. Из обвала начала просачиваться вода и образовалась большая лужа.
Приходила к ней напиться худая лошадка — выздоровела и раздобрела.
Слава о целебном источнике разлетелась по округе. Стали мужики пригонять больной и старый скот к водопою. Испивший воды, поднимался скот, и поправлялся.
Тогда решили местные вырыть на этом месте колодец, и произошло чудо. Живыми и невредимыми обнаружились Флор и Лавр с лопатами в руках.
Время Советской власти стало черным в истории храма Флора и Лавра
После Октябрьской революции начались гонения на православную церковь. Храмы разрушали, имущество разворовывали, священнослужители подвергались репрессиям.
Стоявший на окраине Москвы храм святых мучеников Флора и Лавра оборудовали под склад церковной утвари. Сюда привозили святыни из разрушенных церквей, в том числе и из взорванного большевиками храма Христа Спасителя.
В 1922 году экспроприации ценностей подвергся и сам склад.
В ведомости изъятия — двадцать восемь пудов, двадцать четыре фунта, шестьдесят шесть золотников конфискованного имущества.
Настоятель храма протоиерей Николай был арестован за «антисоветскую агитацию» в 1933 году, а в 1937 году — расстрелян.
В 2000 году Русской православной церковью отец Николай Виноградов причислен к лику святых.
1950 год стал черным в истории храма. С него демонтировали главу и взорвали купол. Здесь устроили мастерскую металлографии для производства штемпельных изделий.
В 1960 году здание признали историческим наследием и памятником архитектуры и поставили под государственную охрану. Но это не помешало Советской власти использовать храм в производственных целях.
Внутреннее убранство Храма Флора и Лавра
8 января 1991 года принимается решение о передаче здания Русской православной церкви. Для богослужений расчищают один из производственных цехов и 6 апреля, на Пасху, под звук вентиляторов и работающих станков, возглашается первая литургия.
Производство же свернули в августе того же года из-за нарушения пожарных и экологических норм. Отходы штемпельного производства сливались прямо под фундамент храма. Под алтарем святых мучеников Флора и Лавра пришлось снимать более двух метров загрязненного грунта.
Роспись стен в храме на Зацепе
В 1997 году восстанавливается барабан и купол, над куполом возводится глава, проводятся реставрационные работы. Достраиваются верхние ярусы колокольни, мозаикой украшаются фасады.
Сейчас у храма три престола. Главный — иконы Божией Матери «Всех скорбящий Радость», придел во имя апостолов Петра и Павла и в честь святых мучеников Флора и Лавра. Святыня храма — ковчег с мощами 38 угодников Божиих и церковными реликвиями. В храме традиционно действует воскресная школа.
История[править]
На месте размещения данной церкви, с 16 в. находилась ямская слобода. В 1593 году, когда были возведены стены Земляного вала, здесь поселились ямщики, переведенные на Зацепу из Ямской слободы в районе Полянки. Там они имели приходскую церковь Флора и Лавра и на новом месте выстроили такую же, посвященную своим небесным покровителям. Деревянный храм на этом месте упоминается с 1642 г., как храм апостолов Петра и Павла с приделом мучеников Флора и Лавра в Коломенской Ямской слободе. Храм был более известен как «церковь Флора и Лавра на Зацепе». Выбор имени был не случайным, т.к. мученики Флор и Лавр почитались на Руси как покровители домашних животных, особенно лошадей. День памяти святых 18 (31) августа часто называли «лошадиным праздником». Одно из новгородских преданий гласит, что однажды с помощью святых мучеников прекратился падеж скота, после чего их стали прославлять как покровителей животных.
1882 год
После пожара 1738 года прихожане попросили разрешения построить каменную церковь. Постройка ныне существующего каменного храма велась по частям. Основная часть была выстроена в 1778 г. Приделы, трапезная и колокольня в стиле ампир были выстроены в 1835 г. В окончательном виде была освящена в 1862 году.
Около 1909 г. для ризницы построена западная пристройка. После революции в зацепский храм привозили иконы из других церквей, которые подлежали сносу или закрытию. Так в него попала икона святой великомученицы Екатерины из Екатерининской церкви на Б.Ордынке и чудотворная икона Спасителя из Пантелеимоновской часовни.
В 1922 г. Храм был разорен в ходе акции по изъятию церковных ценностей: он считался самым богатым в этой местности. Тогда же рядом со стенами на площади был открыт большой Зацепский рынок. Опасаясь антисоветских вспышек, власти решили не закрывать его на время изъятия ценностей из храма, но взяли с рыночного комитета подписку, что в случае нарушения порядка все товары будут конфискованы, а члены комитета арестованы. Угроза подействовала: торговки заботились только о том, чтобы схватить свои товары «в случае чего» и оттаскивать любопытных мальчишек от оцепления храма.
В 1933 году был арестован за «антисоветскую агитацию», а после в 1937 г. и расстрелян настоятель храма протоиерей Николай (Виноградов). (Юбилейный Собор РПЦ, прошедший в августе 2000г., причислил его к лику святых (память его 27(14) ноября)).
Также расстреляли священника Димитрия (Розанова). Расстрел священников произошел на Бутовском полигоне под Москвой.
В 1938 г. церковь передали обновленцам. Из-за низкой посещаемости в 1940 году он был закрыт, иконостас вывезли, росписи стен забелили. Возможно, если бы церковь не была передана обновленцам, она дожила бы до «спасительной» для храмов Руси Великой Отечественной воины. В 1950 году власти снесли главу над куполом и решили разрушить колокольню, но с помощью ломов и кирок рабочие это сделать не смогли, всё было крепко построено. Тогда колокольню решили взорвать. Предупредили окрестных жителей, чтобы закрыли окна и двери, и взорвали. Разрушилась верхняя часть колокольни. На этом и успокоились (всё было восстановлено в 1997 году). Здание храма приспособили под фабрику металлографии и штемпельно-граверных работ. Это вредное гальваническое производство с использованием кислот.
Судьба её святынь и переданных чтимых икон остается неизвестной. В 1957 году, когда в Москве проходил Фестиваль молодежи и студентов, толченым кирпичом церковной колокольни празднично усыпали московские дорожки. Уже через 3 года после этого храм признали памятником архитектуры и поставили на гос.учет. Но фабрика осталась, и её производство сильно вредило старому храму.
При храме действует Воскресная школа для детей и взрослых.
История появления
Основание церкви датируется 14 столетием. Согласно легенде, собор был возведен по приказу князя Дмитрия Донского. В 1379 г. при Куликовской битве объединенные княжьи дружины с большими потерями разбили войско Орды. В честь погибших солдат была освящена не одна церковь, в частности храм всех Святых на Кулишках в Москве.
По реконструкциям современных историков, битва происходила на площади около 3 км2 в сегодняшнем Воловском районе Тулы. Св. Сергий Радонежский дал благословение князю на битву, предрекая победу, и пополнил ряды дружины несколькими иноками из бывших солдат. Победа княжеского войска над Мамаем являлась началом освобождения от ордынского ига.
Сражение выдалось тяжким, князя с трудом отыскали после битвы без сил, находящимся на земле. Церковь всех Святых на Кулишках в Москве была освящена в честь русских воинов при Куликовском сражении. Солдаты, которые отличились храбростью, были погребены возле стен нового храма.
Существует еще одна версия, по которой церковь была сооружена до Куликовского сражения. Предместье Москвы быстро разрасталось.
https://youtube.com/watch?v=5vwXFpqTlAQ
Происхождение названия
Всехсвятскую церковь построили восточней Кремля, возле Васильевского луга. Тут в Средние века проходили дороги из Москвы в Коломну, Рязань, Владимир. Пересечение рек на этом участке было удобным для переправы. Здесь в древние времена находились торжища, поселения и брод при переходе «из варяг в греки».
Этимология непосредственно «кулишки» расшифровывается по-разному:
- сенокосная пойма возле речных лугов;
- заболоченный участок, топь (от этого «кулики» — птицы, которые обитают в болотной местности);
- от названия Куликовского сражения в связи со строительством церкви в качестве памятника победы;
- от слова «кульки» (границу селения «Яузские ворота» до этого называли «Кошели»);
- место вырубки леса.
Первые упоминания
Впервые о храме упоминается после большого пожара в Москве 1487 г. Летописец указывает на колоссальное бедствие, которое едва не дошло от столицы до собора. Деревянные здания Москвы не редко горели.
Всехсвятская церковь не являлась исключением. В 1494—1548 гг. она повреждалась огнем, а в конце 18 столетия пожар полностью уничтожил приходские помещения. Собор и прилегающие сооружения обновляли и реставрировали.
Храм выгорел в пожаре 1811 г. и восстанавливался 18 лет, после был приписан к приходу Св. Иоанна и Кира. Статус самостоятельной церкви был заново присвоен в конце 19 столетия. Приход и священники много жертвовали на строительство соборов, содержание погорельцев, бедных людей, сирот.
В 1865 г. арки и оконные проемы были сделаны из мрамора, украсили икону Богоматери «Боголюбская». В 20 столетии при храме находилось училище. Во времена гонения на церковь в 1932 г. богослужения были запрещены. Планы по сносу церкви не были осуществлены из-за исторического сражения. В храме находилась база органов государственной безопасности.
Сегодняшние времена
В советские времена церковь неоднократно восстанавливалась. В 1992 г. храм вернули прихожанам, начали заново проводить богослужения.
Стараниями священнослужителей были выполнены капитальные восстановительные работы церкви и сооружений, построены дом причта, здание духовенства и архиерейский дом. Известняковый фундамент заменили на железобетонное основание. Так прекратилось образование трещин на поверхностях стен и было остановлено разрушение колокольного помещения.
Сегодня на входе в основную часть церкви установлена монументальная арка. Роспись икон регулярно реставрируется. Восстановлена потолочная живопись, заново был позолочен иконостас.
На западной стене установлены ростовые статуи святых Кирилла и Афанасия Александрийских. По левую сторону от алтаря расположена Киккская икона Богоматери.
Время Советской власти стало черным в истории храма Флора и Лавра
После Октябрьской революции начались гонения на православную церковь. Храмы разрушали, имущество разворовывали, священнослужители подвергались репрессиям.
Стоявший на окраине Москвы храм святых мучеников Флора и Лавра оборудовали под склад церковной утвари. Сюда привозили святыни из разрушенных церквей, в том числе и из взорванного большевиками храма Христа Спасителя.
В 1922 году экспроприации ценностей подвергся и сам склад.
В ведомости изъятия — двадцать восемь пудов, двадцать четыре фунта, шестьдесят шесть золотников конфискованного имущества.
Настоятель храма протоиерей Николай был арестован за «антисоветскую агитацию» в 1933 году, а в 1937 году — расстрелян.
В 2000 году Русской православной церковью отец Николай Виноградов причислен к лику святых.
1950 год стал черным в истории храма. С него демонтировали главу и взорвали купол. Здесь устроили мастерскую металлографии для производства штемпельных изделий.
В 1960 году здание признали историческим наследием и памятником архитектуры и поставили под государственную охрану. Но это не помешало Советской власти использовать храм в производственных целях.
Внутреннее убранство Храма Флора и Лавра
8 января 1991 года принимается решение о передаче здания Русской православной церкви. Для богослужений расчищают один из производственных цехов и 6 апреля, на Пасху, под звук вентиляторов и работающих станков, возглашается первая литургия.
Производство же свернули в августе того же года из-за нарушения пожарных и экологических норм. Отходы штемпельного производства сливались прямо под фундамент храма. Под алтарем святых мучеников Флора и Лавра пришлось снимать более двух метров загрязненного грунта.
Роспись стен в храме на Зацепе
В 1997 году восстанавливается барабан и купол, над куполом возводится глава, проводятся реставрационные работы. Достраиваются верхние ярусы колокольни, мозаикой украшаются фасады.
Сейчас у храма три престола. Главный — иконы Божией Матери «Всех скорбящий Радость», придел во имя апостолов Петра и Павла и в честь святых мучеников Флора и Лавра. Святыня храма — ковчег с мощами 38 угодников Божиих и церковными реликвиями. В храме традиционно действует воскресная школа.
Популярность на Руси
Флора и Лавра очень уважали крестьяне и ямщики. В день поминовения святых на лошадях не работали, кормили их досыта, купали и чистили. Хозяйки пекли особое печенье с изображением конского копыта. Лошадей украшали цветами и лентами и приводили к церкви, где священники кропили их святой водой. Известны русские поговорки: «Умолил Фрола и Лавра — жди лошадям добра»; «Фрол и Лавёр до рабочей лошади добёр» .
О народной любви к этим святым можно судить и по художественной литературе. Например, молитва героя романа-эпопеи «Война и мир» солдата Платона Каратаева звучала так: «Господи, Иисус Христос, Никола-угодник, Фрола и Лавра, господи Иисус Христос, Никола-угодник! Фрола и Лавра, господи Иисус Христос — помилуй и спаси нас! — заключил он, поклонился в землю, встал и, вздохнув, сел на свою солому» . Другой пример из классики, уже советской: священник отец Фёдор, персонаж романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», служил в церкви Флора и Лавра.
Но главный показатель популярности святых — число сооружений, носящих их имя. По некоторым данным, в начале XX века в России насчитывалось около 250 часовен, церквей и храмов, освящённых в их честь или имеющих приделы Флора и Лавра. Только в Москве их было пять:
— две с приделами — церковь Трёх Святителей на Кулишках (Малый Трёхсвятительский переулок, дом 4/6) и церковь Троицы Живоначальной при Ермаковской богадельне (улица Короленко, дом 2/23; сейчас не действует);
— три именных — церковь Флора и Лавра при Ермаковском техническом училище (Пречистенская набережная, дом 11), церковь Флора и Лавра у Мясницких ворот (разрушена в 1935 году) и церковь Флора и Лавра на Зацепе, в Замоскворечье (улица Дубининская, дом 9, строение 1).
Существует легенда, что церковь Флора и Лавра стояла и у стен Кремля, поэтому и ворота назывались Фроловскими. В Мясницкую слободу церковь перенесли якобы по приказу Ивана Грозного, а в середине XVII века над воротами разместили икону Спаса Нерукотворного, и царь Алексей Михайлович велел называть их Спасскими. А от церкви в Мясниках Москве остался на память Фролов переулок.
В одном из русских поверий Флор и Лавр вышли из колодца живыми
На Руси бытовало множество поверий, связанных мучениками Флором и Лавром. По одному из них святые рыли колодцы на Орловщине.
Однажды колодец обвалился, и братья заживо оказались погребены под землей. Из обвала начала просачиваться вода и образовалась большая лужа.
Приходила к ней напиться худая лошадка — выздоровела и раздобрела.
Слава о целебном источнике разлетелась по округе. Стали мужики пригонять больной и старый скот к водопою. Испивший воды, поднимался скот, и поправлялся.
Тогда решили местные вырыть на этом месте колодец, и произошло чудо. Живыми и невредимыми обнаружились Флор и Лавр с лопатами в руках.