Описание храма всех святых на кулишках: история православной церкви

Улицы Китай-города

Третьяковский проезд

  • Никольская торговая улица;
  • дорога на Ярославль и Ростов;
  • с XVII века — аристократическая;
  • название по Николо-Греческому монастырю;
  • ранее находился Государев Печатный двор, позднее — Синодальная типография.

Ильинка

имела посольское значение;

стоял главный Посольский двор 1,5 тыс. человек;
торговали мехом, серебром, шелком;
названа по церкви Ильи Пророка;
в 1803 г. — строительство здания Гостиного Двора;
с XIX века — «Московский Сити»
самая богатая улица (банки, конторы);
крупные магазины;
1879 год — здание Биржи;
Новотроицкий трактир.
Варварка

существует с XIV века;

расположена в Зарядье;
названа по церкви Святой Варвары;
Палаты бояр Романовых.
Великая, позднее — Мокринский переулок (не сохранилась)

находилась на месте Москворецкой набережной;

улица-порт;
Мытный двор;
церковь Николы Мокрого.

План Китай-городских торговых рядов на Красной площади, 1743 год

История Всехсвятской церкви

В середине XIV века происходит усиление Московского княжества. В 1374 году Дмитрий Иванович, правитель государства, отказался платить дань Золотой Орде и не пустил на владимирский престол татарского ставленника Михаила Александровича. Недовольный своевольным вассалом Мамай, один из руководителей Орды, организует военный поход на Москву.

Под знамёна московского князя собираются его сторонники с дружинами, чтобы дать отпор ненавистным захватчикам. Дмитрий Иванович посетил Сергия Радонежского, благословившего русское войско на предстоящую битву. В помощь князю святой инок отправляет монахов Пересвета и Ослябю, возложив на них схиму вместо щита и шлема.

Сражение между русскими витязями и татарской ордой произошло 8 сентября 1380 года на поле недалеко от места впадения реки Непрядвы в Дон. Умелые и смелые действия князей Дмитрия Михайловича и Владимира Андреевича, удельного серпуховского князя, получившего после Куликовской битвы прозвище Храброго, привели к разгрому вражеской рати. Мамай покинул место боя с немногочисленным отрядом.

Восемь дней продолжалось захоронение погибших на Куликовом поле русских воинов. На праздник Покрова Пресвятой Богородицы отряды победителей вернулись в Москву. В Андрониковом монастыре при стечении народа и в присутствии князя Дмитрия Донского патриарх Киприан отслужил литургию.

https://youtube.com/watch?v=EXHvycnbP7U

В память о великой победе Дмитрий Иванович решил установить собор. Место для постройки выбиралось долго и тщательно. Недалеко от Кремля при дороге, ведущей на Владимир, возвели храм в честь Всех Святых. Южнее церкви до устья реки Яузы простирался луг, называемый в народе Кулижковым полем. Возможно, что созвучие названий и впадение реки Яузы в Москва-реку послужило причиной для выбора места.

Первые письменные упоминания о Всехсвятской церкви появляются в 1488 году в связи с пожаром в Москве. Ещё дважды, в 1493 и 1547 годах, деревянная постройка страдала от огня.

В истории «смутного времени» два события связаны с храмом на Кулишках. В тот момент, когда тело убитого Лжедмитрия провозили мимо церкви в «убогий дом», как называлось кладбище для спившихся или замёрзших москвичей, поднялся ужасный ветер. Буря сорвала крышу с Варварских ворот. Второй раз храм пострадал осенью 1612 года во время пушечного обстрела Кремля, оккупированного польскими интервентами, войсками народного ополчения под командованием Дмитрия Пожарского.

Пожалуй, всем полезно знать, чем отличается храм от церкви и собора.

В 1770 году в Москве разразилась эпидемия чумы. Толпы горожан стремились приложиться к Боголюбской иконе Богоматери, находившейся у Варварских ворот недалеко от Всехсвятской церкви. Скопление народа способствовало распространению смертельной болезни. Настоятель храма архиепископ Амвросий запретил служение молебнов перед святым образом, что привело к массовым беспорядкам, получившим название «чумной бунт».

В конце шестнадцатого века на фундаменте деревянной церкви построено каменное здание из красного кирпича большого размера. В восемнадцатом столетии незначительные перестройки не изменили внешнего облика храма. Внутренние стены украсились росписью, обновился иконостас, пол сделан каменным, увеличился размер окошек.

Во время пожара 1812 года, когда Москву оккупировали французские войска, помещение сильно выгорело. Почти двадцать лет ушло на восстановление строения. В 1842 году по указу Московской Духовной Консистории в церковь Всех Святых передан образ Божьей Матери «Боголюбской».

В тридцатых годах прошлого столетия большевики использовали здание церкви для нужд органов государственной безопасности. Музей истории Москвы владел помещением с 1975 года. В 1991 году Всехсвятский собор возвращён Русской православной церкви. С 1999 года в храме на Кулишках разместилось статусное подворье Александрийской Православной Церкви.

Монастырь сегодня

С 2013 года Алексеевская обитель — действующий женский монастырь. Кроме того, главный монастырский храм выполняет роль Патриаршего подворья. Богослужения проходят в церкви Всех Святых. Службы начинаются в 7.00 и 18.00 по будним дням, и в 9.00 и 17.00 по воскресеньям.

При монастыре существует частная школа. Здесь дети изучают обычные общеобразовательные предметы, посещают уроки церковнославянского языка, основ православной веры и церковного пения, а также ездят в паломнические поездки.

Ворота Мемориального комплекса «Аллея славы»

С 2012 года открыт музей монастыря. В нем выставлены материалы, рассказывающие об истории обители, старые книги, документы и личные вещи бывших насельниц. Отдельный раздел посвящен жизни игуменьи Антонии (Троилиной), благодаря которой монастырь процветал и расстраивался в XIX веке.

Повседневная жизнь храма

В будние дни двери храма открыты с 8 до 20 часов, в воскресные дни до 18 часов. Ежедневно в соборе совершается литургия в соответствии с церковным календарём. Кроме этого, проводятся дополнительные службы:

  • В понедельник — молебное пение с акафистом всем святым перед мощевиком.
  • Во вторник перед иконой Серафима Саровского совершается акафист преподобному святому.
  • В среду читается особая молитва перед святым образом Киккской божьей матери. Для миропомазания используется масло из лампады, горящей перед иконой.
  • В четверг проводится служба перед храмовой иконой Николая Чудотворца и ковчегом с частицами мощей Божьего Угодника.
  • В пятницу у распятия Христа поётся акафист Кресту Господню.
  • В субботний день поминовения усопших проходит панихида.

Школа греческого языка подразделяется на детский класс и взрослую группу одного года обучения. На занятиях учащиеся изучают греческую историю и культуру, приобретают разговорные навыки, общаясь с носителями языка. Дети посещают школу по субботам в течение пяти лет.

Участники церковного хора приобщаются к традициям византийского пения. Во все великие праздники византийские песнопения звучат на славянском и греческом языках. С 2006 года в воскресной школе взрослые прихожане изучают и обсуждают интересующие их вопросы православия. Беседы проводит священник отец Дмитрий Захаров.

На информационном сайте на текущий месяц представлено расписание богослужений в храме Всех Святых на Кулишках.

Примечания

  1. Кита́й-го́род (англ.). Электронный «Орфографический академический ресурс АКАДЕМОС» . Институт русского языка имени В. В. Виноградова Российской академии наук. Проверено 13 декабря 2020.
  2. МОСКВА • Большая российская энциклопедия — электронная версия. bigenc.ru. Проверено 13 декабря 2020.
  3. Пример безграмотного путеводителя
  4. Китай-город // Словарь современных географических названий / Рус. геогр. о-во. Моск. центр; Под общ. ред. акад. В. М. Котлякова. Институт географии РАН. — Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
  5. (сравн. совр. укр. «китиця» (кытыця)). В частности, «кита» означало косичку, жгут, султан из перьев, часть воинского обмундирования, в частности, русского. Например, гусары носили киты — высокие султаны на шапках. Привычное сегодня слово «султаны» — это уже более позднее название кит, а в XVII в. они ещё назывались по-старому — китами. Это видно, например, из следующей цитаты, взятой из источника второй половины XVII в., где описывается воинское обмундирование: «Конь ездной, седло на нём гусарское… чапрак шит золотом, кита, перье то же (то есть кита из того же пера)». Автор XVII века пишет: «У шапок имели киты». Таким образом, «кита» означала часть воинского снаряжения. Слово «кита» — с тем же смыслом — существует и в других славянских языках, например, в польском как kita (см. там же; в современном польском kita=хвост , то есть в том же смысле).
  6. Москва: Архитектурный путеводитель / И. Л. Бусева-Давыдова, М. В. Нащокина, М. И. Астафьева-Длугач. — М.: Стройиздат, 1997. — С. 25. — 512 с. — ISBN 5-274-01624-3.
  7. Китай-город, часть Москвы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  8. 12Кондратьев И. К. Седая старина Москвы. — М, 1983.
  9. Воротникова И.А., Неделин В.М. Кремли, крепости и укрепленные монастыри Русского государства XV-XVII веков. Крепости Центральной России. — М. : БуксМАрт, 2012. — С. 777-779. — 888 с. — ISBN 978-5-906190-01-7.
  10. 12 BBC Russian — Россия — Власти огородили район Китай-города в центре Москвы

Святыни церкви

Наставниками привезены почитаемые христианами святыни с о. Кипр.

В церкви находятся частицы мощей:

  • Св. Серафима;
  • Св. Николая Угодника;
  • великомучеников: Поликарпа Смирнского, Параскевы Римской, Антипы Пергамского, Саввы Стратилата и Трифона;
  • пророков Филимона и Филиппа;
  • священномучеников: Маманта Кесарийского, Артемия Антиохийского;
  • Св. Онисифора.

Во время правления Алексия Первого Комнине, при молитвах святого Исайи, от образа чудесно излечились кипрский наместник и императорская дочь. Исайя захотел передать икону на Кипр. Алексий, который не желал расставаться с ней, приказал написать точную копию. Святому на оригинал указала пчела, которая села на икону.

По воле Богоматери, которая явилась Алексею, образ отправили на Кипр. На одном из холмов построили храм. Икона совершила множество чудес. Сейчас об этом образе знают во всем мире, в церкви не иссякает поток христиан.

В благословение из афонского прихода Ватопед был передан образ Богоматери «Всецарица». Чудотворная икона почитается как дарующая излечение от онкологических болезней.

Укрепления Китай-города

Основная статья: Китайгородская стена

План Китай-города Аполлинарий Васнецов. Улица в Китай-городе. XVII век.

В 1394 году в ожидании нашествия Тамерлана вокруг посада стали спешно рыть ров по линии нынешнего Большого Черкасского-Владимирского-Псковского переулков. На протяжении более чем столетия он был единственной защитой посада. При Елене Глинской было принято решение построить каменные укрепления. Весной 1534 года был вырыт новый ров, защищавший уже большую площадь (закончен 20 мая), причём в работе участвовали все москвичи, кроме наиболее знатных и видных.

16 мая 1535 года состоялась торжественная закладка каменной стены, причём первые камни в фундамент заложил митрополит Даниил. Строительством стены руководил итальянец Петрок Малый Фрязин, который строил её по последнему слову тогдашней фортификационной науки, рассчитанной на развившуюся артиллерию, что особо бросается в глаза при сравнении с кремлёвскими укреплениями: стены Китай-города были ниже, но зато толще, с площадками, рассчитанными на орудийные лафеты.

Никольские ворота и церковь Владимирской Богоматери. 1840-е гг.

Стена, законченная в 1538 году, имела длину 2567 м и 12 башен. Первоначально было устроено четверо ворот, носивших названия: Сретенские (с начала XVII века именовались Никольскими), Троицкие (заложены в конце XVII века), Всехсвятские (с XVII века — Варварские) и Космодемьянские (заложены уже к 1616 году). Ильинские ворота впервые упоминаются в 1583. В 1692 Никольские ворота были заложены в связи с постройкой рядом церкви в честь Владимирской иконы Богоматери; взамен в стене рядом с башней были пробиты ворота, получившие по церкви название Владимирские. Никольскими позже стали именоваться проломные ворота у Малого Черкасского переулка.

На Красной площади имелись двойные ворота — Спасские с юга и Воскресенские с севера. Последние были известны также как Иверские, по приделанной к ним часовне Иверской Божьей Матери (с 1669 г.).

В течение XVIII—XIX веков для удобства москвичей в стене, потерявшей былое оборонительное значение, были проломаны несколько ворот. Наиболее известны среди них Третьяковские. Участки стены, примыкающие к Кремлёвской стене, были снесены в начале XIX века.

Китайгородская стена была (кроме небольших участков) снесена в 1934 году. В настоящее время от древних укреплений остался только участок стены на площади Революции и фрагмент белокаменного фундамента Варварской башни в подземном переходе станции метро «Китай-город». В конце 1990-х годов Воскресенские ворота и отдельные участки стены в районе Театральной площади и Третьяковского проезда были воссозданы, хотя не совсем в том виде, который они имели до сноса.

Панорама Китай-города, 1887 год. Вид (справа налево) от Ильинских ворот к Варварским. Между ними глухая Граненая (Многогранная) башня. За Ильинскими воротами видна церковь Николы Большой Крест, близ Граненой башни — церковь Троицы в Никитниках, правее — каланча Городской полицейской части

История появления

Основание церкви датируется 14 столетием. Согласно легенде, собор был возведен по приказу князя Дмитрия Донского. В 1379 г. при Куликовской битве объединенные княжьи дружины с большими потерями разбили войско Орды. В честь погибших солдат была освящена не одна церковь, в частности храм всех Святых на Кулишках в Москве.

По реконструкциям современных историков, битва происходила на площади около 3 км2 в сегодняшнем Воловском районе Тулы. Св. Сергий Радонежский дал благословение князю на битву, предрекая победу, и пополнил ряды дружины несколькими иноками из бывших солдат. Победа княжеского войска над Мамаем являлась началом освобождения от ордынского ига.

Сражение выдалось тяжким, князя с трудом отыскали после битвы без сил, находящимся на земле. Церковь всех Святых на Кулишках в Москве была освящена в честь русских воинов при Куликовском сражении. Солдаты, которые отличились храбростью, были погребены возле стен нового храма.

Существует еще одна версия, по которой церковь была сооружена до Куликовского сражения. Предместье Москвы быстро разрасталось.

Происхождение названия

Всехсвятскую церковь построили восточней Кремля, возле Васильевского луга. Тут в Средние века проходили дороги из Москвы в Коломну, Рязань, Владимир. Пересечение рек на этом участке было удобным для переправы. Здесь в древние времена находились торжища, поселения и брод при переходе «из варяг в греки».

Этимология непосредственно «кулишки» расшифровывается по-разному:

  • сенокосная пойма возле речных лугов;
  • заболоченный участок, топь (от этого «кулики» — птицы, которые обитают в болотной местности);
  • от названия Куликовского сражения в связи со строительством церкви в качестве памятника победы;
  • от слова «кульки» (границу селения «Яузские ворота» до этого называли «Кошели»);
  • место вырубки леса.

Первые упоминания

Впервые о храме упоминается после большого пожара в Москве 1487 г. Летописец указывает на колоссальное бедствие, которое едва не дошло от столицы до собора. Деревянные здания Москвы не редко горели.

Всехсвятская церковь не являлась исключением. В 1494—1548 гг. она повреждалась огнем, а в конце 18 столетия пожар полностью уничтожил приходские помещения. Собор и прилегающие сооружения обновляли и реставрировали.

Храм выгорел в пожаре 1811 г. и восстанавливался 18 лет, после был приписан к приходу Св. Иоанна и Кира. Статус самостоятельной церкви был заново присвоен в конце 19 столетия. Приход и священники много жертвовали на строительство соборов, содержание погорельцев, бедных людей, сирот.

В 1865 г. арки и оконные проемы были сделаны из мрамора, украсили икону Богоматери «Боголюбская». В 20 столетии при храме находилось училище. Во времена гонения на церковь в 1932 г. богослужения были запрещены. Планы по сносу церкви не были осуществлены из-за исторического сражения. В храме находилась база органов государственной безопасности.

Сегодняшние времена

В советские времена церковь неоднократно восстанавливалась. В 1992 г. храм вернули прихожанам, начали заново проводить богослужения.

Стараниями священнослужителей были выполнены капитальные восстановительные работы церкви и сооружений, построены дом причта, здание духовенства и архиерейский дом. Известняковый фундамент заменили на железобетонное основание. Так прекратилось образование трещин на поверхностях стен и было остановлено разрушение колокольного помещения.

Сегодня на входе в основную часть церкви установлена монументальная арка. Роспись икон регулярно реставрируется. Восстановлена потолочная живопись, заново был позолочен иконостас.

На западной стене установлены ростовые статуи святых Кирилла и Афанасия Александрийских. По левую сторону от алтаря расположена Киккская икона Богоматери.

Примечания

  1. Снегирев И. М. Москва. Подробное историческое и археологическое описание города. — 1875. — Т. 1. — С. 158—159
  2. Какое значение первоначально имели выражения «к черту на кулички» и «на кудыкину гору»? Архивировано 16 апреля 2012 года.
  3. Достопримечательности Москвы.
  4. Собор
  5. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 31 марта — 1 апреля 1999 года
  6. В Москве приостановлена работа подворья Александрийского патриархата (неопр.) . Интерфакс-Религия (25.11.2019). Дата обращения 25 ноября 2019.
  7. Священный Синод принял меры в связи с признанием Предстоятелем Александрийского Патриархата раскольнической структуры на Украине. Русская православная церковь, 26.12.2019.
  8. Фаустова М. Православная Москва может лишиться наследия ЮНЕСКО. Из-за закрытия Александрийского подворья из столицы уйдет византийский распев // НГ-Религия. — 17.12.2019.
  9. История храма (неопр.) . hramkulishki.ru. Дата обращения 19 мая 2020.
  10. Российская газета
  11. Москва: Энциклопедия / гл. ред. С. О. Шмидт; сост.: М. И. Андреев, В. М. Карев. — М. : Большая российская энциклопедия, 1997. — 976 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-277-3.
  12. Стенопись (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 6 февраля 2009. Архивировано 5 марта 2020 года.

Где находится, как доехать?

Адрес: Славянская площадь, 2

Как добраться до церкви Всех Святых на Кулишках: ст. метро Китай-город.

Документальные свидетельства существования местности Кулишки принадлежат к 14 веку, но известно, что освоена людьми она была задолго до Куликовской битвы. Уже тогда Кулишки прилегали к Посаду. Именно на этих фактах основывается версия о существовании древнего храма, который могли построить для себя древние местные жители.

Название куличики, кулижки, кулишки – до сих пор не находит у ученых однозначного толкования. Одно из значений этого слова – топкое, болотистое место. Существует предание, что в старину здесь было болото, населенное птицами-куликами, по названию которых, возможно, и получила прозвание местность.

Удивительно, но и в наше время этот район Москвы в сравнении с другими центральными улицами довольно слабо заселен, несмотря на очень выгодное расположение. Меньше всего сторонников среди историков находит версия, что Кулишики стали называть так после того, как Дмитрий Донской со своим войском дважды прошел здесь: отправляясь на Куликовскую битву и возвращаясь с победой.

Возвратившись князь повелел построить здесь церковь в память о павших, а местность будто бы приказал называть Кулишками в честь Куликовской битвы.

В 1488 году деревянную Всехсвятскую церковь заменили каменной. Этот храм значительно пострадал во время русско-польской войны, когда в 1632 году шла битва за Москву. Церковь Всех Святых на Кулишках, которую мы имеем возможность увидеть, была построена в 1687-1689 годах на основе фундамента и начальных кирпичных рядов кладки 1488 года.

Церковь еще несколько раз перестраивали. В 1737 году причиной перестройки стал пожар, нанесший ущерб зданию, а последний раз храм подвергся перестройке в конце 19 века. В 1689 году к Всехсвятской церкви на Кулишках была пристроена колокольня.

Поначалу церковь белили, а после того, как рядом появилась колокольня вишневого цвета, храм тоже стали красить в красный цвет, на фоне которого ажурно выделялись беленые и белокаменные элементы.

Вспоминая события из истории этой церкви, обязательно нужно рассказать о самом трагическом периоде, связанном с Чумным бунтом 1771 года. В те годы на Варварской башне Китайгородской стены находилась икона Боголюбской Богоматери. Принадлежавшая Всехсвятской церкви.

В наши дни фрагмент фундамента башни можно увидеть в переходе со Славянской площади на Варварку. Каждый год 18 июня в день чествования этой иконы, ее спускали вниз на три дня, чтобы москвичи могли поклониться святому образу. Когда на Москву обрушилась эпидемия чумы, горожан охватила паника, вылившаяся в ужасный Чумной бунт.

Возможно, чтобы привлечь внимание к церкви, эту историю стал распространять и священник Всехсвятского храма. Не понадобилось много времени, чтобы возбужденные народные массы обрушились на Варварские ворота

Все ринулись наверх, к иконе, пытаясь поцеловать чудотворный образ, но в период эпидемии, во время карантина, такое скопление людей лишь способствовало распространению инфекции, и тогда архиепископ Амвросий принял решение убрать икону, и запечатал кружки для сбора пожертвований на свечу. Эти действия вызвали бурю негодования. Москвичи в панике начали бить в Набат на Кремлевской башне.

16 сентября начался Чумной бунт. Архиепископ Амвросий пытался укрыться от разъяренной толпы в Донском монастыре, но бунтовщики убили его прямо на месте.

Два дня войска под руководством генерала Еропкина усмиряли бунтовщиков. За подавление бунта Императрица Екатерина II щедро наградила Еропкина. Он был назначен генерал-губернатором Москвы, получил голубую Андреевскую ленту, а также сумму в 2 тысячи рублей.

Императрица хотела пожаловать Еропкину еще и 4 тысячи крепостных, но он отказался, сказав, что детей у него с женой нет, они достаточно состоятельны, и лишнего им не нужно. Государыня лично посетила дом генерал-губернатора, а после приказала вырвать язык у Набатного колокола, звоном которого испокон веков поднимали москвичей в случае опасности.

Церковь Всех Святых на Кулишках была действующей вплоть до революции 1917 года. В годы советской власти церковь закрыли, но не разрушили. До 1990 года в ее здании размещались различные учреждения. Сейчас Всехсвятская церковь отреставрирована и возвращена верующим.

Архитектурные особенности храма

За многовековую историю Всехсвятский храм неоднократно перестраивался и приобрёл современный вид в конце семнадцатого века. Двухъярусное почти квадратное в плане здание с одной полукруглой апсидой венчает единственный золотой купол на глухом барабане, украшенном снизу четырьмя кокошниками. На красных фасадах выделяются белые филёнчатые пилястры и барочные наличники окон. Резной фриз аналогичен декору на соборе Василия Блаженного.

Четырёхъярусная колокольня, возведённая в девятнадцатом веке, выполнена по схеме восьмерик на четверике. Каждое ребро восьмигранника украшено колоннами с элементами декора. Особенностью башни является наклон в сторону Кремля. Осевая линия строения отходит от вертикали на 1 градус.

Подклет храма служил как усыпальница. В этом помещении обнаружены надгробные плиты из белого камня, датируемые началом семнадцатого века. Ниже уровня фундамента археологи обнаружили четыре яруса погребений в дубовых долблёных колодах, относящихся к четырнадцатому веку. Учёные предполагают, что это и есть захоронение павших на Куликовом поле русских воинов.

В конце девяностых годов прошлого столетия известковый фундамент заменили бетонным основанием. Под нижний ярус храма подвели железобетонную плиту, что предотвратит образование трещин в несущих стенах.

Святыни храма

Настоятелем привезены почитаемые православными святыни с острова Кипр.

В храме помещены частицы мощей:

  • святителя Николая Чудотворца
  • святого преподобного Серафима Саровского.

В большом храмовом мощевике помещены частицы святых:

  • апостолов Филиппа и Филимона
  • священномучеников: Антипы Пергамского, Харалампия Магнезийского, Поликарпа Смирнского;
  • преподобномученицы Параскевы Римской;
  • великомучеников: Артемия Антиохийского, Мины Котуанского, Маманта Кесарийского;
  • мучеников Трифона и Саввы Стратилата
  • преподобного Онисифора

Особо почитается список Киккского образа Пресвятой Богородицы. Древняя икона «Милостивая» по преданию была написана святым евангелистом Лукой и отправлена в Египет. В X веке образ перевезли в Византию, поместив в царском дворце.

При императоре Алексии I Комнине (1082-1118), по молитвам старца Исайи, от иконы чудесно исцелилась царская дочь и кипрский наместник. Старец открыл волю Богородицы о передаче иконы на Кипр. Император, не желавший расставаться с чудесным образом, повелел написать точный список. Старцу указала на подлинник пчела, севшая на образ.

По указанию Матери Божией, явившейся Алексею Комнину, икону перевезли на Кипр. На одной из гор возвели монастырь. От иконы происходили многочисленные чудеса, а списки с иконы стали писать с изображением пчелы.

Сегодня о чудесной иконе известно по всему миру, в монастыре не иссякает поток паломников. Лица Богородицы и Христа закрыты пеленой. Считают, что такого было распоряжение императора Алексея.

В благословение из афонской обители Ватопед передан список с иконы Богородицы «Всецарица». Чудотворный образ особо почитается как дарующий исцеление от онкологических заболеваний. Священники совершают молебны и акафисты перед мощами угодников и святыми иконами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector