Храм, где пушкин венчался с гончаровой, передан в собственность рпц
Содержание:
- Свадьба висела на волоске
- «Когда за городом, задумчив, я брожу и на публичное кладбище захожу…»
- Смотровая площадка
- О времена, о нравы!
- «Умру за неё»
- Пора, мой друг, пора
- Венчание Пушкина с Натальей Гончаровой
- Реставрация храма и пожертвования москвичей
- Советский период: пение Шаляпина и превращение в высоковольтную лабораторию
- «На Мойке, близ Конюшенного мосту»
- Интерьеры и святыни
- Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке
- Второе рождение: столичная программа помогла вернуть храм москвичам
- «…Тебя мне ниспослал… моя Мадонна…»
- «Большое Вознесение»: от деревянной церкви до самого известного храма Москвы
Свадьба висела на волоске
Все дело в том, что мать невесты совершенно не одобряла этот брак. У Пушкина как у жениха репутация была незавидной. Он сам не стеснялся откровенничать, что Натали у него — 113-я невеста. И действительно, до нее он уже сватался к нескольким красоткам. Поэт изъявлял желание жениться на своей дальней родственнице Софье Пушкиной, потом воспылал страстью к Аннет Олениной настолько, что и ей предлагал руку и сердце, тогда дело даже почти дошло до свадьбы. А потом вся Москва судачила о том, что Александр Сергеевич вот-вот возьмет в жены дочь статского советника Екатерину Ушакову.
Парные портреты родителей Натальи Гончаровой — Николая Афанасьевича и Натальи Ивановны Гончаровых — работы Э. Войтье, начало XIX в. Фото: Commons.wikimedia.org
«Все думали, что Пушкин влюблен в Ушакову, — вспоминал знакомый Александра Сергеевича Николай Смирнов. — Но он ездил, как после сам говорил, всякий день к сей последней, чтоб два раза в день проезжать мимо окон Гончаровой».
Так что вполне понятно, почему мама Натали совершенно не желала видеть рядом со своей дочерью такого повесу. «Свадьба их беспрестанно была на волоске от ссор жениха с тещей…» — вспоминала подруга Натальи Гончаровой, княгиня Екатерина Долгорукова. Но Пушкин был не так прост и смог очень быстро усмирить тещу. На все ее выпады, когда она ему твердила, что он роднится с ее благочинным семейством, поэт отвечал: «Я женюсь на вашей дочери, а не на вас».
Дом Гончаровых в Москве на Большой Никитской улице. А. М. Васнецов. 1880-е годы Фото: репродукция
Три раза мать Натальи давала от ворот поворот сватавшемуся Пушкину. Но он был чрезвычайно настойчив. Мать возлюбленной поэта уже не знала, что придумать, чтобы отвадить настырного поклонника. В последний раз она сообщила ему, что за дочкой приданого не значится: не на что купить. Эта новость совершенно не удивила Пушкина, ради Наташи он заложил свое имение в Болдине и отдал маменьке все 11 тысяч рублей.
Сварливая мать Гончаровой в конце концов утомилась придумывать разные поводы, чтобы ее ненаглядная дочь отказалась от этого человека. Перед самим венчанием она предприняла последнюю попытку и послала будущему зятю письмо, в котором сообщила, что у нее совершенно нет средств на карету, поэтому венчание надо отменить. Пушкин выбросил письмо и отправил с посыльным теще еще тысячу на все, что ей понадобится.
Статья по теме
«Словом, я огончарован»: что писал Пушкин Гончаровой?
«Когда за городом, задумчив, я брожу и на публичное кладбище захожу…»
ДВА КЛАДБИЩА ПРИ БЛАГОВЕЩЕНСКОЙ ЦЕРКВИ В СТАРОЙ ДЕРЕВНЕ
В стихах, известных всем со школьной скамьи, Пушкин сравнивает «могилы склизкие» на городском кладбище с сельским погостом, где «дремлют мёртвые в торжественном покое». Стихотворение было навеяно летними прогулками поэта по Старой Деревне в 1833–1836 годах. Здесь, у Благовещенской церкви, выстроенной в 1805–1809 годах Василием Осиповичем Мочульским в форме усадебной ротонды, находились два кладбища: приходское — для местных крестьян, и, в ограде при церкви, — более богатое, содержавшееся на деньги зажиточных прихожан. Церковь — такой, какую её видел Пушкин, — дошла до наших дней, а вот кладбища были закрыты после Великой Отечественной войны при прокладке Приморского проспекта.
Смотровая площадка
Недалеко от церкви Вознесения находится смотровая площадка с панорамным видом на Юго-Восточный округ Москвы. Войдя в Парк Коломенское и поднявшись на смотровую площадку, посетитель сможет насладиться видами на Николо-Перервинский монастырь, а также другими достопримечательностями, открывающимися с крутого берега летней царской резиденции.
Для удобства гостей Парк Коломенское и его смотровые площадки дополнены обзорными биноклями. Современные оптика установлена вблизи храма Вознесения Господня и пользуются большой популярностью. Стационарные бинокли будут удобны и для детей: у основания приборов установлена специальная круглая платформа. Воспользоваться услугой может каждый, доступ к биноклям совершенно свободный.
С возвышенности просматривается и десятый шлюз Перервинского гидроузла. Спустившись вниз по берегу Москвы-реки, посетитель найдет себя у одного из причалов, откуда в теплое время года можно направиться на речную прогулку. На теплоходах и катерах по живописным маршрутам Москвы-реки можно добраться до Коломны.
Рядом с площадкой расположены еще несколько достопримечательностей парка – памятный камень и артиллерия, которая использовалась в Полтавском сражении XVIII века.
О времена, о нравы!
Будучи девочкой неглупой, Натали прекрасно понимала, что балы — это не развлечение, а выставка невест. Осознание того, что ее выставляют как лошадь на продажу, привело к тому, что всю свою жизнь Наташа не любила светские мероприятия и встречи с сильными мира сего.
Даже от встреч с императрицей она старалась сбежать в дальние уголки сада, в котором гуляла. Конечно, это удавалось не всегда. А забота о сестрах вынуждала вывозить в свет и их
На этих балах Наталья Николаевна неизменно была окружена вниманием и поклонниками
Пушкин тоже не смог устоять перед обаянием Наташи. Он даже решил жениться, несмотря на то, что всегда был свободолюбивым и не выказывал до этого подобных желаний.
Первое его сватовство оказалось неудачным — Пушкину отказали. Александр Сергеевич не был богат, а мать Натальи Николаевны планировала за счет будущего зятя поправить материальное положение семьи. Дело осложнялось тем, что Наталья, похоже, была влюблена в честолюбивого бессребреника.
Видимо, Пушкину в лицо сказали о том, чтобы не появлялся с предложениями, пока у него не будет денег. Потому повторное его сватовство состоялось, как только он унаследовал часть имения, доставшуюся ему после смерти дяди.
Наталья Ивановна Загряжская (Гончарова), теща Пушкина, неизвестный художник, конец 1820 годов
«Умру за неё»
Натали он звал «жена», «жёнка» — по-домашнему. Она была первостатейной красавицей Петербурга. Рост даже по нынешним меркам «модельный» — 177 см! Баснословно тонкая талия, роскошные грудь, плечи, огромные глаза… Правда, она была близорука и слегка косила, поэтому муж называл её «моя косоглазая мадонна», а Карл Брюллов даже будто бы отказался из-за этого писать по просьбе Пушкина её портрет. Но и известные портреты дают представление об абсолютной красоте Натальи Николаевны. Пушкин влюбился, увидев её, 16-летнюю, на балу, и два года добивался её руки. «Бог свидетель — я готов умереть за неё», — писал он, жених, будущей тёще. Словно напророчил.
Компания «Яндекс» реконструировала дуэль Пушкина и Дантеса
Подробнее
«Ты ни в чём не виновата», — первое, что произнёс поэт, когда его, раненного, принесли домой. И после повторял непрестанно, умирая почти двое суток. И это Пушкин! Пушкин, доведённый до бешенства гнусными сплетнями и анонимными посланиями! С его-то бешеным темпераментом! Всё, происходившее в их семье в последние месяцы, напоминало трагедию Отелло и Дездемоны. Разница лишь в одном: Отелло немедленно поверил в измену любимой, Пушкин не верил ни секунды.
Натали многие считали холодной, безжизненной, «мраморной». А она была попросту очень молода. Застенчива, сдержанна, молчалива. Гораздо позже она признавалась, что только во время молитвы обретает «душевное спокойствие, которое часто раньше принимали за холодность, и меня в ней упрекали. Что поделаешь? У сердца есть своя стыдливость. Только Бог и немногие избранные имеют ключ от моего сердца». И не зря Пушкин писал: «А душу твою люблю ещё более твоего лица».
Статья по теме
Где можно найти аудиокниги Пушкина, Толстого и других классиков?
Сохранилось совсем немного писем Натальи Николаевны к Пушкину. А те, что можем прочесть, рисуют облик доброй, спокойной, простой, семейственной, а не простоватой и уж никак не глуповатой пустенькой женщины. За шесть лет брака она родила ему четверых детей. Пятого недоносила, был выкидыш по дороге с очередного бала. За это она была по-отечески строго отчитана в письме мужем; но и здесь на первом плане у него страх за её здоровье. Она вела хозяйство, что было весьма непросто при маленьком достатке и вечных долгах: «Мне очень не хочется беспокоить мужа всеми своими мелкими хозяйственными хлопотами — и без того вижу, как он печален, подавлен». Хотя к бедности Наташе Гончаровой было не привыкать — родом из полуразорившейся семьи, она с сёстрами, бывало, являлась на балы в старых перчатках и рваных ботинках.
У многих осталось ощущение искреннего супружеского счастья от их семейной жизни. Он — в креслах, она у ног его, голова на его коленях: такую картину застали гости их дома за три дня до трагедии. А уж после гибели Пушкина даже недоброжелатели этой пары переживали всерьёз, что «несчастную жену едва спасли от безумия». Нервные судороги её были такой силы, что во время припадков ноги касались головы, а ночами она кричала: «Пушкин!» Из-за крайней слабости не пошла даже на отпевание, не поехала и сопровождать тело мужа в Святогорье. Тем не менее для многих она стала женщиной, осиротившей Россию.
Статья по теме
«Словом, я огончарован»: что писал Пушкин Гончаровой?
Пора, мой друг, пора
«Мир семейственного счастья» — а каким он был для Пушкина и Гончаровой? Чем больше проходит лет, тем больше версий: кто-то говорит об идиллии, кто-то, наоборот, припоминает кокетство Натальи Николаевны, уверяет, что она не понимала мужа…
Наталья Александрова: Давайте говорить откровенно. Александр Сергеевич женился на девушке, которую любил. В любви родилось четверо прекрасных детей. То, что потом, да и до сих пор идут какие-то кривотолки, понятно: люди часто завидуют мужчине, который, может быть, сам не очень красив, но талантлив, да и женится он на самой очаровательной девушке. Пушкин был счастлив в браке. Наталья Николаевна тоже. И то, что произошла трагедия, ей ставить в вину нельзя, это была трагедия для всех. Не забывайте, что она была очень молода, когда выходила замуж, вдовой осталась в возрасте чуть больше 20 лет. Я не думаю, что она планировала сразу выйти за кого-то другого. Все-таки она всегда знала, кем был ее муж и всегда чтила его память. А второй супруг, который принял ее детей, — это уже совсем другое счастье.
Целый раздел выставки посвящен их венчанию в московской церкви Большого Вознесения. Какие артефакты напомнят посетителям об этом значительном для поэта событии?
Наталья Александрова: Это экспонаты, которые как раз расскажут о том, когда и где происходило венчание, и о том, что было после, — молодожены отправились в дом на Арбат, потом у них состоялось путешествие в Петербург, где они прекрасно провели время в Царском Селе. Мы покажем редкие портреты Пушкина и Гончаровой, виды Полотняного завода — имения Гончаровых, изображения Москвы и Царского Села
Очень важно, что все мемории, связанные со свадьбой, находятся в нашем филиале — мемориальной квартире А.С. Пушкина на Арбате
Мы специально не стали брать ничего оттуда, а решили представить предметы из фондов музея, которые не увидеть в постоянной экспозиции. Кстати, зал, посвященный венчанию, — второй, а открывает выставку раздел о предках поэта.
Правнучка поэта Наталья Сергеевна Мезенцова-Шепелёва. 1990 год. Фото: пресс-служба Государственного музея А. С. Пушкина
Известно, что родители Пушкина, люди светские, образованные, отвечали на его расспросы о родстве неохотно, даже будто стеснялись своих пращуров
Почему же для поэта было так важно его генеалогическое древо и при этом он гордился предками?. Наталья Александрова: К своей родословной Александр Сергеевич относился действительно очень бережно
И это неслучайно: человек понимает себя в жизни только тогда, когда знает, откуда пришел, это я вам как специалист по генеалогии говорю. И желательно знать не два-три поколения, а пять-десять. Для Пушкина все это — родовая память, уважение предков — чрезвычайно важно, у него есть даже стихотворение «Моя родословная», где он обо всем этом говорит
Наталья Александрова: К своей родословной Александр Сергеевич относился действительно очень бережно. И это неслучайно: человек понимает себя в жизни только тогда, когда знает, откуда пришел, это я вам как специалист по генеалогии говорю. И желательно знать не два-три поколения, а пять-десять
Для Пушкина все это — родовая память, уважение предков — чрезвычайно важно, у него есть даже стихотворение «Моя родословная», где он обо всем этом говорит
Люди часто завидуют тому, кто, может быть, не очень красив, но талантлив, да и женится на первой красавице
Не зря ведь он пытался в свое время написать так и незавершенный роман о своем прадеде — «Арап Петра Великого». Не закончил, правда. Это ведь его высказывание: «Я чрезвычайно дорожу именем своих предков, это единственное наследство, доставшееся мне от них». Да, они не были богаты, но он был благодарен им за то, кто он есть. К семье и в широком, и в конкретном ее понятии Александр Сергеевич относился очень бережно, что бы про него ни говорили. Подробнее узнать об истории рода можно на выставке, где размещено генеалогическое древо Пушкиных.
И о потомках тоже?
Наталья Александрова: Конечно. Как я уже говорила, и это хорошо известно, у Пушкина было четверо детей. Но потомство оставили только двое: Александр Александрович и Наталья Александровна. Потомкам мы тоже посвятили отдельный зал, где представлены мемориальные предметы, изобразительные материалы и документы, принадлежавшие детям Пушкина, его внукам и правнукам. Они расскажут о жизни потомков и их зачастую непростой судьбе. Сейчас наследников Пушкина более 200 человек по всему миру. В день венчания Александра Сергеевича и Натальи Николаевны они по традиции собираются в мемориальной квартире на Арбате. Этот день потомки чтят особо: не было бы свадьбы, не было бы и их.
Венчание Пушкина с Натальей Гончаровой
Они венчались 2 марта 1831 г. в храме «Большое Вознесение» у Никитских Ворот. Оттуда молодые сразу поехали на Арбат, 53, где поэт снял 5-комнатную квартиру в доме Хитрово.
Натали он звал «жена», «жёнка» — по-домашнему. Она была первостатейной красавицей Петербурга. Баснословно тонкая талия, роскошные грудь, плечи, огромные глаза… Впервые поэт встретился с будущей супругой в декабре 1828 года на балу невест. Она была первой красавицей Москвы. Пушкин влюбился, стал посещать семью Гончаровых, а в марте 1829 года сделал предложение и получил отказ. Выждав год, в апреле 1830 года Александр Сергеевич повторил попытку. На сей раз предложение было принято.
После венчания с Натали поэт писал: «Я женат – я счастлив. Одно желание мое, – чтобы ничего в жизни моей не изменилось: лучшего не дождусь». Но с женитьбой на Натали в жизни поэта изменится многое… С венчанием поэта связано немало легенд и слухов. У Александра Сергеевича и его будущей тещи отношения изначально не сложились. Наталью Ивановну Гончарову многое смущало в женихе.
Однажды Пушкин говорил ей о бурном прошлом и сказал, что Натали у него 113-я любовь! Она долго не давала согласие на этот брак. Однако семейство Гончаровых было разорено и еле-еле сводило концы с концами, потому и предложение Пушкина, в конце концов, было принято.
В день венчания мать невесты сообщила Александру Сергеевичу, что свадьбу придется отложить. Причина — нет денег на карету, чтобы доехать до храма. Пушкин тогда послал теще тысячу рублей. Во время венчания Пушкина и Гончаровой в церковь не пускали посторонних. Для этого к церкви была даже прислана полиция.
Поклонники Натальи Николаевны были крайне огорчены. Само венчание тоже наделало много шуму среди жителей Москвы. Согласно архивным документам, жизнь Пушкина сопровождается разными легендами и любопытными историями. В частности, говорят, что церковь, где венчался Пушкин, впервые упоминается в 1619 году как деревянный храм, спустя 60 лет перестроили на средства матери Петра I.
Перестроенная старая церковь была разобрана в 1831, и в том же году состоялось венчание в Пушкина и Гончаровой в ещё недостроенном храме. Многие тогда усмотрели в этом нехорошую примету. А во время венчания свершилось несколько плохих примет: жених, задев за аналой, уронил крест, во время службы, неожиданно погасла одна из свечей, шафер Пушкина, устав держать венец, передал его своему товарищу, и в завершение всего, при обмене колец, одно из них упало на пол. Пушкин побледнел и шепнул кому-то из друзей, при выходе из церкви: «Это недобрые предвещания».
Из церкви Пушкин направился с женою в нанятую им квартиру в сохранившемся под номером 53 доме (сейчас там музей) на Арбате, где у них начался медовый месяц. В следующие дни молодожены посещали балы, маскарады, народные гуляния, делали визиты друзьям и в очередь друзья Пушкина часто навещали их.
Пушкины прожили в Москве после свадьбы до середины мая. Суета московской жизни, вынужденное общение с тещей начали, однако, его утомлять. Эти причины стали основанием для отъезда в Петербург.
Поселился Пушкин в Царском Селе, в доме, принадлежавшем некогда придворному лакею Китаеву. Сегодня в этих комнатах Музей А.С. Пушкина, а сама улица, на которой стоит дом, носит имя поэта. Они являются памятниками русской истории и литературы, куда приходят почтить память выдающегося русского поэта.
>Пять веков российской истории: судьба легендарного храма, где венчался Пушкин
Реставрация храма и пожертвования москвичей
Реставрацией живописи церкви более 10 лет занимался Алексей Артемьев. Признанный еще в советское время реставратор в 1990-е годы восстановил не один храм. За воссоздание росписи храма Христа Спасителя он награжден медалью Академии художеств.
20 мая 1999 года храм был освящен. В том году отмечали 200-летие со дня рождения Александра Пушкина, и церковь стала одной из площадок праздника.
В 2002–2004 годах была построена колокольня, очень удачно вписавшаяся в архитектурный облик храма. Автор проекта Олег Журин взял за основу эскизный проект Федора Шестакова. Журин также принимал участие в восстановлении Казанского собора на Красной площади и многих других памятников архитектуры. Средства на колокола, убранство и реставрацию церкви собрали москвичи.
Сегодня в Большом Вознесении можно услышать не только колокольный звон. В храме с прекрасной акустикой выступают хоровые коллективы, например во время Московского пасхального фестиваля.
Советский период: пение Шаляпина и превращение в высоковольтную лабораторию
В XX веке храм стал свидетелем революционных событий. В октябре 1917 года в Москве шли уличные бои — в том числе на Тверском бульваре, Арбате и на площади Никитские Ворота. Утром 28 октября Кремль был занят юнкерами, но 2 ноября после артиллеристского обстрела они сдались революционным войскам и покинули Кремль. Именно в храме Большое Вознесение отпевали погибших студентов и юнкеров.
В 1920 году в церкви прошло венчание дочери Федора Шаляпина, знаменитый певец сам читал Апостол.
5 апреля 1925-го в храме отслужил свою последнюю литургию патриарх Тихон. Он был избран в 1917 году и стал первым с 1721-го патриархом в России. Через два дня после службы Тихон скончался.
В 1931 году храм закрыли, а в 1937-м снесли колокольню, но сама церковь уцелела. Сначала там был гараж, а 1960-х — лаборатория высоковольтных газовых разрядов и молниезащиты Энергетического института имени Г.М. Кржижановского. Пространство храма заполняла установка для искусственных молний, шары и спирали.
В 1987-м лаборатория съехала, а храм был передан Русской православной церкви. 23 сентября 1990 года патриарх Алексий II провел там первую службу. С этого момента началась новая глава в истории Большого Вознесения — реставрация.
«На Мойке, близ Конюшенного мосту»
ЦЕРКОВЬ СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА ПРИ КОНЮШЕННОМ ВЕДОМСТВЕ
Этой крохотной церкви при Императорских конюшнях, выстроенной по проекту Василия Стасова в 1816–1823 годах и украшенной замечательными барельефами Демут-Малиновского, было суждено стать тем местом, где Петербург прощался со своим поэтом. Отпевание Пушкина должно было состояться через два дня после смерти, однако из-за опасений народного возмущения его перенесли. «Назначенную для отпевания церковь переменили, тело перенесли в неё ночью, с какой-то тайною, всех поразившею, — писал Жуковский, — без факелов, почти без проводников, и в минуту выноса, на который собралось не более десяти ближайших друзей Пушкина, жандармы наполнили ту горницу, где молились о умершем, нас оцепили, и мы, так сказать, под стражей проводили тело до церкви». И хотя на отпевание пускали только по билетам, манифестации избежать не удалось. Площадь перед церковью была запружена людьми, и как только панихида кончилась, образовалось давка — так много людей хотели проститься с поэтом. На 3 февраля, когда панихиду служили повторно, Конюшенная площадь была закрыта в связи с внезапно назначенным парадом войск, а на следующую ночь тело Пушкина увезли в Святогорский монастырь… В единственном вышедшем в печать некрологе на смерть поэта князь Одоевский написал свои знаменитые строки: «Солнце русской поэзии закатилось!». Эти строчки не так просты, как кажутся: согласно летописям, словами «Солнце Отечества закатилось!» митрополит Киевский сообщил духовенству известие о смерти Александра Невского (Одоевский знал эти слова из только что вышедшей «Истории» Карамзина).
Интерьеры и святыни
В храме освящено шесть престолов, главный из них посвящен празднику Вознесения Господня. Отдельного внимания заслуживают пять богатых иконостасов. Три из них находятся в самой церкви, а два – в помещении трапезной.
Оригинальные храмовые иконостасы были выполнены по проекту талантливого зодчего и реставратора Михаила Доримедонтовича Быковского. В годы борьбы советской власти с религией все иконы были безжалостно уничтожены. Чтобы восстановить резное великолепие, потребовалось много усилий и средств.
Нижний пояс внутри Вознесенской церкви оформлен колоннами из искусственного мрамора и зеркалами. Выше – на стенах, в алтаре, трапезной, подкупольном пространстве и барабане с окнами можно увидеть великолепные росписи. Живописные классические фрески храма были написаны в 1830-е годы разными художниками.
На росписях воспроизведены сцены из Ветхого Завета и Евангелия, изображения Апостолов, четырех Евангелистов, Сергия Радонежского, святителя Алексия митрополита Московского, ангелов с богослужебными атрибутами, маленькие головки херувимов и орнаментально-геральдические композиции. Реставрация старых росписей была проведена в 1990-е годы, и потом они несколько раз подновлялись.
Главные святыни Вознесенского храма – это две почитаемые верующими иконы: Иверская икона Божией Матери и Казанская икона Пресвятой Богородицы.
Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке
Адрес – 1-й переулок Тружеников, 8/1, метро “Киевская»
А теперь давай переместимся уже слегка за пределы Садового кольца, на задворки метро «Киевская». В начале двадцатого века это место считалось едва ли не окраиной, именно поэтому его и выбрал для тайного венчания Антон Павлович Чехов.
Чехов ужасно не хотел пышной церемонии, так что даже невеста, актриса Ольга Книппер узнала о венчании буквально за пару дней. А родственников и друзей писатель и вовсе решил перехитрить. Он выслал всем приглашение на званый обед. Пока гости сидели за столом и ждали хозяев, гадая о цели обеда, молодожены быстро обвенчались и сразу же уехали в Нижний Новгород. На Таинстве присутствовали только четверо свидетелей и церковные сторожа. Уже из поездки Антон Павлович отправил родным телеграмму с радостной вестью.
- Год основания – 1658.
- 1930г. – закрытие
- 1993 – возвращение Церкви.
Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке
Второе рождение: столичная программа помогла вернуть храм москвичам
Воссоздание уникального художественного облика церкви продолжилось и в 2010-е. Реставрация стала возможной благодаря принятой Правительством Москвы городской программе субсидий религиозным организациям на реставрационные работы объектов культурного наследия. Главное преимущество программы — деньги выделяются на восстановление памятников как федерального, так и регионального подчинения. Это позволяет быстро проводить необходимые работы. Программа одобрена Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и рекомендована другим регионам.
Храм Святителя Николая Чудотворца в Кленниках готовят к реставрацииМозаика с ангелом и белокаменные ступени: археологи нашли руины снесенного в начале XX века храма В стиле елизаветинского барокко: в Царицыне реставрируют храм с колокольней XVIII века
В рамках этой программы в церкви Большое Вознесение обустроили пандус и лестницу со стороны Малой Никитской улицы, укрепили кирпичную кладку сводов и стен трапезной и семь столбов ограды. В 2017–2018 годах в храме реставрировали живопись на стенах и сводах двух приделов, центрального алтаря и подкупольной части. Также специалисты восстанавливали искусственный мрамор и лепной декор церкви.
Всего в Москве насчитывается 432 объекта культурного наследия религиозного значения, которые относятся к Русской православной церкви. Многие из них отреставрированы в рамках городской программы субсидий или городской программы «Культура Москвы».
С 2011 года работы проводились на 85 объектах, причем 54 из них либо уже отреставрированы полностью, либо будут готовы к концу года.
Среди воссозданных храмов, где прошли или еще идут работы, такие известные достопримечательности, как Высоко-Петровский монастырь (улица Петровка, дом 28, строение 3), церковь Симеона Столпника (Поварская улица, дом 5, строение 1), ансамбль церкви Всех Скорбящих Радости (улица Большая Ордынка, дом 20), церковь Николы в Хамовниках (улица Тимура Фрунзе, дом 1/2, строение 1), церковь Ивана Предтечи под Бором (Пятницкая улица, дом 4/2, строение 8), церковь Флора и Лавра (Дубининская улица, дом 9/3, строение 1), ансамбль Рождественского монастыря (улица Рождественка, дом 20/8, строение 16), церковь Малое Вознесение (Большая Никитская улица, дом 18), ансамбль Ивановского монастыря (Малый Ивановский переулок, дом 2а, строение 1).
«…Тебя мне ниспослал… моя Мадонна…»
Прелестная шестнадцатилетняя девочка Таша Гончарова собиралась на бал у танцмейстера Йогеля в дом Кологривовых, что на Тверском бульваре (сейчас на месте этого снесенного особняка МХАТ им. Чехова). Были готовы белое воздушное платье и изящный золотой обруч на голову. Стояли декабрьские дни 1828 года. Только что закончился Рождественский пост, и по всей Москве танцевали на балах. Могла ли знать Таша, что на этом балу ей уже уготована встреча, которая перевернет ее судьбу? И судьбу первого поэта России — Александра Сергеевича Пушкина. «Когда я увидел ее в первый раз, красоту ее едва начали замечать в свете, — вспоминал поэт. — Я полюбил ее, голова у меня закружилась…».
Впервые в жизни он был робок. Александра Арапова в своих воспоминаниях писала: «Она в этот знаменательный вечер поражала всех своей классической царственной красотой. Ал. Сер. не мог оторвать от нее глаз. Слава его уже тогда прогремела на всю Россию. Он всюду являлся желанным гостем; толпы ценителей и восторженных поклонников окружали его, ловя всякое слово, драгоценно сохраняя его в памяти. Наталья Николаевна была скромна до болезненности; при первом знакомстве их его знаменитость, властность, присущие гению, не то что сконфузили, а как-то придавили ее. Она стыдливо отвечала на восторженные фразы, но эта врожденная скромность только возвысила ее в глазах поэта».
Таша родилась 27 августа 1812 года в поместье Кариан, Тамбовской губернии, где семья Гончаровых с детьми жила после вынужденного отъезда из Москвы из-за нашествия Наполеона. А до шести лет воспитывалась у деда Афанасия Николаевича Гончарова в обширном родовом имении Полотняный Завод под Калугой. Игрушки и одежду для нее выписывали из Парижа.
Она получила прекрасное домашнее образование, владела французским, немецким и английским. Сохранились ее ученические тетради, из которых видно, что она глубоко разбиралась и в истории, и в географии, и в русской грамоте, и в литературе, и даже в теории стихосложения. Она вязала и вышивала бисером, была ловкой наездницей, играла на фортепиано. А в шахматной игре ей не было равных! Став женой Пушкина и переехав с ним в Петербург, Натали слыла едва ли не лучшей шахматисткой столицы. Ее называли первой романтической красавицей своего поколения — под стать первому романтическому поэту. И Пушкин не мог не полюбить со всей страстью эту необыкновенную девушку. «Заверяю вас честным словом, что буду принадлежать только вам или никогда не женюсь», — писал поэт невесте.
Почти год Пушкин проходил в женихах. Ему окончательно не отказывали, но и твердого согласия не давали, ссылаясь на молодость Натали. Долго решался вопрос с приданым невесты. Оно шилось на деньги Пушкина, так как Афанасий Николаевич Гончаров ничего не дал за внучкой, кроме небольшого заложенного имения и забытой в подвалах Полотняного Завода статуи Екатерины Великой, отлитой в Германии и так и не установленной в честь посещения императрицей Полотняного Завода. Попытка Пушкина продать статую, прозванную «Медной бабушкой», в казну закончилась неудачей.
Все же 6 мая 1830 года Александр Сергеевич Пушкин был официально объявлен женихом Натальи Николаевны Гончаровой. Свою удачу поэт приписывал «счастливому» фраку, который одолжил ему Павел Нащокин для визита, а потом и подарил его. С тех пор в важных случаях Пушкин надевал именно «нащокинский» фрак. Потом препятствием к венчанию стали холерные карантины — Пушкин оказался заперт в Болдине. «Наша свадьба точно бежит от меня; и эта чума с ее карантинами — не отвратительнейшая ли это насмешка, какую только могла придумать судьба? Мой ангел, ваша любовь — единственная вещь на свете, которая мешает мне повеситься на воротах моего печального замка… Не лишайте меня этой любви и верьте, что в ней все мое счастье!» — из письма Пушкина Натали Гончаровой.
Наконец, 18 февраля 1831 года состоялось долгожданное венчание в храме Большого Вознесения, приходском храме Гончаровых, что на Большой Никитской. Пушкину шел 32 год, невесте было 18 лет. Суеверного поэта не на шутку смутили плохие приметы: во время церемонии в руках Пушкина погасла свеча, нечаянно упали с аналоя крест и Евангелие. Шафер устал держать венец над головой поэта и попросил заменить его, что было нарушением обряда. После венчания молодожены поехали в свою первую семейную квартиру на Арбате, снятую Александром Сергеевичем. У входа их встречали Нащокин с Петром Вяземским, благословили образом и поднесли по бокалу шампанского. Один из них упал с подноса и разбился, что добавило Пушкину переживаний. Но потом это быстро забылось. Началась семейная жизнь.
«Большое Вознесение»: от деревянной церкви до самого известного храма Москвы
Одна из самых известных церквей Москвы, храм Вознесения Господня в Сторожах, или «Большое Вознесение», тоже связана с Нарышкиными. Первая церковь на этом месте появилась в середине XVI века. В XVII веке неподалеку располагался дворец царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной. По ее приказу на месте деревянной в 1685 году построили каменную церковь — Вознесенский храм.
В конце XVIII века граф Григорий Потемкин решил возвести новый храм, его строили рядом со старым. Работы начались в 1798 году и продолжались почти 50 лет, в них поучаствовали многие известные зодчие.
Пушкин и Гончарова
К 1831 году старый храм разобрали, службы стали идти в новом. Среди прихожан была семья Гончаровых, жившая неподалеку. 18 февраля 1831 года здесь венчалась девица Гончарова с чиновником коллегии иностранных дел Александром Пушкиным. Основное здание еще не было достроено, и церемония состоялась в трапезной, в приделе Николая Чудотворца. В «Большом Вознесении» Пушкина поминают ежегодно.
Возведение церкви завершилось в 1836 году, за год до смерти Пушкина, но внутренние работы продолжались. Колокольню, которая предполагалась по проекту, строить вовсе не стали. 19 сентября 1848 года святитель Филарет, митрополит Московский, освятил новый храм.
Гараж, лаборатория и реставрация
В 1931 году храм закрыли, но он все-таки уцелел. Сначала здесь располагался гараж, а в 1960-е разместилась лаборатория высоковольтных газовых разрядов. В 1987 году его передали Русской православной церкви. 23 сентября 1990 года Патриарх Алексий II провел здесь первую службу. В этот период началась реставрация «Большого Вознесения».
Восстановлением живописи храма более 10 лет занимался художник Алексей Артемьев. В 2002–2004 годах была построена колокольня. В 2010-е начались масштабные работы в рамках столичной программы реставрации. В 2012-м обустроили пандус и лестницу, укрепили кирпичную кладку сводов и стен трапезной и семь столбов ограды. В 2017–2018 годах восстанавливали живопись на стенах и сводах двух приделов, центрального алтаря и подкупольной части. Также специалисты занимались восстановлением искусственного мрамора и лепного декора.