В каких случаях читать акафист гурию, самону и авиву

Мученики и исповедники Гу́рий, Само́н и Ави́в

Жития

Во вре­мя го­не­ний на хри­сти­ан при им­пе­ра­то­рах Дио­кли­ти­ане (284–305) и Мак­си­ми­ане (305–311) в го­ро­де Едес­се бы­ли схва­че­ны два дру­га, хри­сти­ане Гу­рий и Са­мон, про­по­вед­ни­ки Сло­ва Бо­жия. На пред­ло­же­ние при­не­сти жерт­ву бо­гам свя­тые от­ве­ти­ли ре­ши­тель­ным от­ка­зом, ис­по­ве­дав свою ве­ру во Хри­ста.

Му­че­ни­ки все пе­ре­но­си­ли с твер­до­стью и мо­лит­вой. Но­чью му­че­ни­ков от­вез­ли за го­род и обез­гла­ви­ли. Хри­сти­ане по­греб­ли их свя­тые те­ла. Через мно­го лет по­след­ний им­пе­ра­тор-языч­ник Ли­ки­ний (311–324) на­чал го­не­ние на хри­сти­ан. Диа­кон Едес­ской церк­ви по име­ни Авив, ко­то­ро­го им­пе­ра­тор по­ве­лел схва­тить за рев­ност­ное рас­про­стра­не­ние ис­тин­ной ве­ры, сам при­шел к па­ла­чам, не же­лая, чтобы при его ро­зыс­ке по­стра­да­ли дру­гие хри­сти­ане.

По­сле смер­ти свя­тых со­вер­ша­лись мно­го­чис­лен­ные чу­де­са с те­ми, кто с ве­рой и лю­бо­вью при­зы­вал их се­бе на по­мощь. Так, од­на­жды один во­ин-гот, по­слан­ный на служ­бу в Едес­су, взял в су­пру­ги бла­го­че­сти­вую де­вуш­ку Ев­фи­мию. Пе­ред этим он по­клял­ся ее ма­те­ри Со­фии у гроб­ни­цы му­че­ни­ков Гу­рия, Са­мо­на и Ави­ва, что не сде­ла­ет су­пру­ге ни­ка­ко­го зла, ни­ко­гда не оскор­бит ее, но бу­дет лю­бить и по­чи­тать.

Ев­фи­мия ста­ла его ра­бы­ней. Мно­го из­де­ва­тельств и уни­же­ний при­шлось пре­тер­петь Ев­фи­мии. Ко­гда у нее ро­дил­ся ре­бе­нок, то рев­ни­вая гот­чан­ка отра­ви­ла его. Ев­фи­мия об­ра­ти­лась с мо­лит­вой к свя­тым му­че­ни­кам – сви­де­те­лям клят­вы об­ман­щи­ка, и Гос­подь из­ба­вил ее от стра­да­ний и чу­до­дей­ствен­но пе­ре­нес в Едес­су, где она встре­ти­лась с ма­те­рью. Через неко­то­рое вре­мя клят­во­пре­ступ­ни­ка вновь по­сла­ли на служ­бу в Едес­су.

Свя­тые му­че­ни­ки Гу­рий, Са­мон и Авив из­вест­ны сре­ди пра­во­слав­ных хри­сти­ан как по­кро­ви­те­ли су­пру­же­ства, бра­ка, счаст­ли­вой се­мьи, им мо­лят­ся «аще муж без­вин­но воз­не­на­ви­дит же­ну свою». В Москве в хра­ме Иоан­на Во­и­на в Ба­бье­го­род­ском пе­ре­ул­ке, на Яки­ман­ке, есть при­дел этих свя­тых.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Тит. 1, 15-2, 10; Лк. 20, 19-26

«Кесарево — кесарю, а Божие — Богу»; всякому, значит, свое. В наше время вместо «кесарево» поставить надо «житейское», и сказать: житейское своим чередом, а Божеское — своим. А то все бросились на одно житейское, Божеское же оставляют назади. Оттого оно стоит не только не на своем месте, то есть, не на первом плане, как следует, но совсем забывается. Следствием этого забвения, будто не намеренного, есть потемнение его в сознании; а затем становится неясным и его содержание, и его основания. Отсюда слабость убеждения и шаткость веры; и потом отчуждение от нее и влияние всяких ветров учения. Этот путь проходит всякий особо, когда начинает нерадеть о Божием; этот же путь проходит и общество, когда оно в своих порядках, начинает не обращать внимания на то, чего требует от него Бог. Когда Божие отставлено на задний план, тогда в обществе начинает водворяться эмансипация от Божеских требований, — в умственном, нравственном и эстетическом отношениях, и секуляризация (служение духу времени) политики, обычаев, увеселений, а затем воспитания и всех учреждений. В настоящее время о том что Божие — не думают, не говорят, не пишут и даже в мысли не имеют, ни при каких начинаниях. Дивно ли, что при таком настроении, учения противные вере находят доступ в общество и что общество склоняется к повальному безверию?

Страсть чревоугодия (1-я из восьми главных страстей)

К проявлениям этой страсти относятся многоядение, пища исключительно ради услаждения, пьянство, курение, наркомания. Противоположная добродетель: воздержание.

Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством (Лк.21:34)

Обратим внимание, на указанные две страсти. Пьянство является проявлением и частным случаем страсти чревоугодия, это попытка решения духовных проблем употреблением некоторых продуктов в пищу

Можно ли по внешним признакам отличить человека страдающего чревоугодием? Можно, но не точно, так как у человека может быть нарушен обмен веществ; также существуют разные виды чревоугодия (пьянство, наркомания, курение), и чревоугодие – это не только обжорство (чревобесие), но и сластолюбие (гортанобесие).

Иконография: как изображают на иконах


Святые мученики Гурий, Самон и Авив

Существует канон написания икон святых мучеников. На иконах мученики предстают уже в образе небесного служения у Престола Творца, как победители и Его верные служители. Этой близости к Богу они сподобились по своему неотступному исповедованию Христа, не предав Его в самых лютых мучениях. Традиционно иконы мучников пишут с использованием красного цвета в облачении.

В дни совершения празднования памяти святых мучеников в церковных покровах и облачениях также избирается красный цвет. В эти дни благочестивые прихожанки одевают красные платочки.

Полное житие святых мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива

Втроем

Мучеников Гурия, Самона и Авива пишут на иконах вместе, как живших и пострадавших в одном городе, и день их рождения в жизнь вечную, торжествуемый в Церкви общий – 15 ноября (28 ноября н.ст.), и похоронены они были вместе. Кроме того, из их жития известны посмертные чудеса, в которых они все трое выступили защитниками обиженной и преданной жены, поэтому эти трое святых почитаются Церковью, как хранители семьи и брака.

Вид, облачения, детали

На иконе традиционно изображены (обычно в рост) трое мужчин, из которых один самый старший — Гурий, затем средний Самон и самый молодой – Авив. Гурий и Самон, по некоторым источникам бывшие братьями, изображаются людьми в возрасте и с бородами, а юноша Авив обычно безбородый. Гурий и Самон облачены в хитоны, а сверху гиматии (накидки) красного цвета, в руках кресты.

Интересный факт

Крест на иконах мучеников символизирует крестное стояние за веру и сораспятие с Христом, красный цвет – цвет пролитой крови, а также цвет жизни, т.е. символ Воскресения.

Авив, бывший дьяконом, изображается в церковном облачении – в стихаре, с орарем и с кадилом. Иногда другой руке он держит коробочку для ладана – фимианицу. Каждение благовонного фимиама в храме является символом молитвы, возносимой к Богу, также как кадильный дым поднимается вверх, также возносится и чистая молитва. Такое изображение на иконе подтверждает нашу уверенность, что святые молитвы Гурия, Самона и Авива о нас грешных достигают Господа. Апостол Павел говорит: «Мы Христово благоухание Богу»(2Кор.2:15). Святые-то действительно для Бога благоухание, а мы? Евангелие в руках Авива, изображаемое иногда, знаменует Слово Божие и благовестие спасения во Христе Иисусе.

В русском лицевом сводном иконописном подлиннике XVIII в. предлагается следующее описание облика святых:

Гурий брадою аки Иоанн Богослов или подоле, а не плешат, власы с ушей, риза санкир с белилом, средняя вохра киноварь с белилом дичь бела, а испод празелен, в руце крест, правая молебна, персты вверх, а Самон рус аки Козма, риза киноварь с белилом белою лазорь пробелен, средняя лазорь, аки апостол препоясан тою же ризою, испод багор с белилом и киноварем, в правой руке крест, а левою по бедре держит простерту, Авив образом аки Георгий мученик, подобием аки Стефан первомученик, правую руку отпусти на сторону, от себя держит кадило в ней, а в левой фимианица.

Клейма

Бывает, что по краям вокруг центрального изображения располагаются клейма – картины из жития святых.

Икона – образ или некое «окно» в духовный мир, как бы неземное изображение, и поэтому по православной традиции казни на иконах святых мучеников никогда не пишутся натуралистично, но представлены лишь символично. Тем не менее, по клеймам вполне можно «читать» житие святых, так выразительно и подробно ведется в красках рассказ.

Среди клейм святым мученикам Гурию, Самону и Авиву можно увидеть рассказ о том, как некая девушка Евфимия, став женой заезжего солдата-чужестранца и пойдя с ним к нему на родину, там была им отдана рабыней к его настоящей жене-язычнице. Солдат обманул девушку и ее благочестивую мать, сказавшись неженатым, и даже дал обет на могиле Гурия, Самона и Авива. За обман и предательство он был наказан святыми защитниками веры. А Евфимия была чудесным образом избавлена от мучения и возвращена в родной дом, как только обратилась к своим заступникам с горячей молитвой.

Святые мощи святителя Гурия

Главной святыней Благовещенского собора Казанского Кремля до революции были мощи святителя Гурия, архиепископа Казанского и Свияжского. Первый архипастырь и просветитель Казанского края окончил свой земной путь 5 декабря 1563 года, за три дня до этого приняв постриг в великую схиму от архимандрита Варсонофия. Погребли его в кремле, за алтарем монастырского Спасо-Преображенского собора. Там же спустя двенадцать лет, в 1576 году, упокоился и святитель Варсонофий.

В 1595 году в Спасо-Преображенском монастыре приступили к строительству каменного соборного храма — взамен деревянного. В ходе строительных работ были обретены мощи обоих святителей. Присутствовавший при этом митрополит Казанский Гермоген (в будущем Патриарх-мученик), составивший первые жития просветителей Казани, так описывал это событие: «Видехом диво, его же не надеяхомся. Рака бо святаго бе полна благоуханна мира, как чистой воды, мощи же святаго Гурия вверху мира, яко губа ношахуся. Нетлением бо одари Бог честное и многотрудное его тело, яко и ныне зрится всеми. Токмо мало верхния губы тление коснуся, прочие же его уды целы быша, ничем же невредимы. Осязахом же и погребальные ризы его и бяху крепки зело…»

Мощи обоих святителей по окончании строительства монастырского собора были положены в нем, а в 1630 году мощи святителя Гурия перенесли в Благовещенский собор, поместив в устроенную дворянином С. Т. Аристовым серебряную раку — у северной стены. Над ракой водрузили резной балдахин, выполненный на средства Т. Шаланина. Рака была покрыта шитым золотом и серебром покровом с изображением святителя в рост — этот покров пожертвовал князь Б. И. Черкасский. В 1702 году раку с мощами передвинули в центральную часть собора, а в середине XIX столетия заменили новой — на ее создание купец П. Свешников выделил пять тысяч рублей. Рядом с ракой хра-нилась фелонь из камки, в которой святитель лежал в гробу, и его жезл, специально приспособленный для того, чтобы на него можно было опираться во время богослужений. Мера вынужденная — напомним, что в юности святой (тогда еще Григорий), служивший у князя Василия Пенкова, по навету — недоброжелатели обвинили его в прелюбодейной связи с княгиней — провел два года в княжеской темнице, где, видимо, застудил ноги; в старости он без опоры не мог стоять.

После закрытия Благовещенского собора рака с мощами святителя Гурия была перенесена в храм Николы Тульского Богородицкого монастыря — того самого, что устроили на месте обретения Казанской иконы Божией Матери. В 1931 году православную общину, действовавшую на территории обители, перевели в Петропавловский собор, где с тех пор почивали мощи святителя Гурия. Наконец, в 1934 году рака с мощами оказалась в церкви Ярославских чудотворцев на Арском кладбище, бывшей до революции приписной к Благовещенскому собору; с 1938 по 1946 год этот храм оставался единственным действующим в Казани и имел статус кафедрального. Здесь мощи святителя пребывают до сих пор.

Часть мощей в 2005 году помещена в раку с резной сенью, воссозданную в Благовещенском соборе по окончании его реставрации.

История появления акафиста Самону, Гурию и Авиву

Трое мужей жили в разное время, но их подвиги были объединены церковью. На иконе они изображены в виде людей разного возраста. Самон и Гурий были мирянами, которые подверглись гонениям при императоре Диоклетиане. Их схватили и жестоко пытали, пытаясь принудить поклониться языческим богам. Видя непреклонность заключенных, их 3 месяца держали в тюрьме (по другим источникам, они провели в темнице несколько лет), затем вновь пытали и обезглавили.

Авив был диаконом и пострадал при императоре Лицинии. Его схватили из-за доноса, пытались убедить отречься от веры, но, видя непоколебимость святого, сожгли. Тело Авива нашли невредимым и похоронили вместе с Самоном и Гурием.

Святые совершили несколько чудес после своей смерти. Самым известным считается чудо спасения эдесской девушки.

В конце IV века во время нашествия гуннов один из них остановился в доме вдовы-христианки. Дочь хозяйки Евфимия приглянулась солдату, и тот уговорил вдову отдать за него дочь. Приведя девушку в дом, гунн сказал, что у него уже есть супруга и дети, а Евфимия будет служанкой.

Вскоре Евфимия родила, жена гунна все поняла и отравила младенца

Евфимия заметила яд на губах ребенка, осторожно сняла его тканью и намочила ее в кубке с вином, которое пила хозяйка. Женщина умерла, родственники обвинили во всем Евфимию и решили похоронить ее заживо

Девушка горячо молилась святым, те явились ей и перенесли к матери.

Через год гунн пришел к вдове и начал рассказывать, как хорошо ее дочери живется у него. Но когда Евфимия вошла в комнату, мужчина был вынужден во всем сознаться. Его схватили и казнили.

День памяти мучеников отмечается 28 ноября. Акафист святых не утвержден церковью для общего пользования, но миряне могут читать его дома.

Молитвы мученикам и исповедникам Гурию, Самону и Авиву

Тропарь, глас 5*

Чудеса́ святы́х Твои́х му́ченик/ сте́ну необоpи́мую нам даpова́вый, Хpисте́ Бо́же,/ тех моли́твами сове́ты язы́ков pазоpи́,/ Це́рковь святу́ю укрепи́,// я́ко Еди́н Благ и Человеколю́бец.

Перевод: Чудеса святых Твоих мучеников, как стену неприступную, Ты даровал нам, Христе Боже; по молитвам их замыслы язычников расстрой, могущество христиан укрепи, как Один Благой и Человеколюбец.

Кондак, глас 2*

С высоты́ му́дрии благода́ть прие́мше,/ су́щим во искуше́ниих предстои́те, всехва́льнии./ Те́мже отрокови́цу святи́и от сме́рти го́рькия изба́висте:// вы бо вои́стинну есте́ Еде́су сла́ва и ми́ру ра́дость.

Перевод: С Небес мудрые благодать получив, находящимся в искушениях помогаете вы, всеми прославляемые. Потому отроковицу святые от тяжкой смерти избавили, ибо вы поистине слава Эдессе и радость миру.

Молитва 1-я

О, пресла́внии му́ченицы Гу́рие, Само́не и Ави́ве! К вам, я́ко ско́рым помо́щником и те́плым моли́твенником, мы немощни́и и недосто́йнии прибега́ем, усе́рдно моля́ще: не пре́зрите ны, во мно́гая беззако́ния впа́дшия и по вся дни и часы́ согреша́ющия: наста́вите на путь пра́вый заблу́ждшия, исцели́те стра́ждущия и скорбя́щия;

соблюди́те ны в непоро́чнем и целому́дреннем житии́, и я́коже дре́вле, та́ко и ны́не покрови́телие супру́жеств пребу́дите, в любви́ и единомы́слии сия́ утвержда́юще и от всех злых и бе́дственных обстоя́ний избавля́юще.

Защити́те, о многомо́щнии испове́дницы, вся правосла́вныя христиа́ны от напа́стей, злых челове́к и ко́зней де́монских: огради́те я от неча́янныя сме́рти, умоля́юще Всеблага́го Го́спода, да вели́кия и бога́тыя ми́лости нам, смире́нным рабо́м Свои́м, проба́вит.

Не́смы бо досто́йни нечи́стыми устна́ми призыва́ти великоле́пое и́мя Созда́теля на́шего, а́ще не вы, святи́и му́ченицы, за ны хода́таи бу́дете: сего́ ра́ди к вам прибега́ем и предста́тельства ва́шего пред Го́сподем о нас про́сим.

Та́кожде изба́вите нас от гра́да, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нных, междоусо́бныя бра́ни, смертоно́сныя я́звы и вся́каго душепа́губнаго обстоя́ния.

Ей, страстоте́рпцы Христо́вы, устро́йте нам моли́твами ва́шими вся блага́я и поле́зная, да благоче́стно житие́ вре́менное преше́дше и кончи́ну непосты́дну стяжа́вше, удосто́имся те́плым засту́плением ва́шим со все́ми святы́ми одесну́ю правосу́днаго Бо́га Судии́ ста́ти и Того́ непреста́нно сла́вити со Отце́м и Святы́м Ду́хом во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва 2-я**

О, святи́и му́ченицы и испове́дницы Христо́вы Гу́рие, Само́не и Ави́ве! Те́плии о на́с хода́таи и моли́твенницы пред Бо́гом, во умиле́нии серде́ц на́ших, взира́я на пречи́стый ва́ш о́браз, смире́нно мо́лим ва́с:

услы́шите на́с, гре́шных и недосто́йных рабо́в свои́х (имена), су́щих в беда́х, ско́рбех и напа́стех, и призре́в на́ша тя́жкая и безчи́сленная прегреше́ния, яви́те на́м свою́ вели́кую ми́лость, воздви́гните на́с из глубины́ грехо́вныя, просвети́те на́ш у́м, смягчи́те зло́е и окая́нное се́рдце, прекрати́те за́висть, вражду́ и раздо́ры, в на́с живу́щие.

Осени́те на́с ми́ром, любо́вию и стра́хом Бо́жиим, умоли́те милосе́рдаго Го́спода, да покры́ет мно́жество грехо́в на́ших Свои́м неизрече́нным милосе́рдием. Да соблюде́т Це́рковь Свою́ Святу́ю от неве́рия, ересе́й и раско́лов.

Да пода́ст стране́ на́шей ми́р, благоде́нствие, земли́ плодоро́дие; супру́гом любо́вь и согла́сие; ча́дам послуша́ние; оби́димым терпе́ние; оби́дящим стра́х Бо́жий; скорбя́щим благоду́шие; ра́дующимся воздержа́ние.

Все́х же на́с да покры́ет Свое́ю всеси́льною десни́цею, и да изба́вит от гла́да, губи́тельства, тру́са, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нников и междоусо́бныя бра́ни, и напра́сныя сме́рти.

Да огради́т на́с ополче́нием святы́х Свои́х а́нгелов, во е́же изба́вится на́м по исхо́де на́шем из жития́ сего́ от ко́зней лука́ваго и та́йных возду́шных мыта́рств его́, и неосужде́нными предста́ти Престо́лу Го́спода Сла́вы, иде́же ли́цы святы́х А́нгел со все́ми святы́ми вы́ну сла́вят пресвято́е и великоле́пое и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.

Ами́нь.

Почитание

Святитель Гурий (Карпов) был прославлен в лике местночтимых святых решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 18 мая 2008 года с установлением дня памяти 17 марта. Обретение останков архиепископа Гурия и перенесение их с места упокоения в храм состоялось в Симферополе в начале июля, а 22-23 августа 2008 года совершились торжества по случаю прославления, которые возглавил митрополит Киевский и всея Украины Владимир. На торжества прибыли делегации священнослужителей ряда епархий Украинской Православной Церкви во главе с правящими архиереями, собралось духовенство Симферопольской епархии, сошлись тысячи верующих. Прославление совершилось после Божественной литургии 23 августа в кафедральном Петропавловском соборе. По восстановлении Симферопольского Александро-Невского собора, в котором ранее находилась кафедра святителя, его мощи перенесли в нижний придел собора, освящённый в его честь.

Молитва

Q преслaвніи м{ченицы гyріе, самHне и3 ґвjве. Къ вaмъ, ћкw ск0рымъ пом0щникамъ и3 тeплымъ мlтвенникамъ, мы2, нeмощніи и3 недост0йніи, прибэгaемъ, ўсeрднw молsще: не прeзрите ны2, во мно6гаz беззак0ніz впaдшіz и3 по вс‰ дни2 и3 чaсы согрэшaющіz: настaвите на пyть прaвый заблyждшіz, и3сцэли1те стрaждущіz и3 скорбsщіz: соблюди1те ны2 въ непор0чнэмъ и3 цэломyдреннэмъ житіи2: и3 ћкоже дрeвлэ, тaкw и3 нhнэ покрови1теліе супрyжествъ пребyдите, въ любви2 и3 є3диномhсліи сіS ўтверждaюще и3 t всёхъ ѕлhхъ и3 бёдственныхъ њбстоsній и3збавлsюще. Защити1те, q многом0щніи и3сповёдницы, вс‰ правослaвныz хrтіaны t напaстей, ѕлhхъ чlвBкъ и3 к0зней дeмонскихъ: њгради1те | t нечazнныz смeрти, ўмолsюще всебlгaгw гDа, да великіz и3 богaтыz ми1лости нaмъ, смирeннымъ рабHмъ свои1мъ, пробaвитъ. Нёсмы бо дост0йни нечи1стыми ўстнaми призывaти великолёпое и4мz создaтелz нaшегw, ѓще не вы2, сjи м{ченицы, за ны2 ходaтаи бyдете: сегw22 рaди къ вaмъ прибэгaемъ и3 предстaтельства вaшегw пред8 гDемъ њ нaсъ пр0симъ. Тaкожде и3збaвите нaсъ t глaда, пот0па, nгнS, мечA, нашeствіz и3ноплемeнныхъ, междоус0бныz брaни, смертон0сныz ћзвы и3 всsкагw душепaгубнагw њбстоsніz. Е$й, страстотeрпцы хrт0вы, ўстр0йте нaмъ мlтвами вaшими вс‰ бlг†z и3 полeзнаz, да бlгочeстнw житіE врeменное прешeдше и3 кончи1ну непостhдну стzжaвше, ўдост0имсz тeплымъ заступлeніемъ вaшимъ со всeми сhми њдеснyю правосyднагw бGа судіи2 стaти, и3 тогw2 непрестaннw слaвити со nц7емъ и3 сhмъ д¦омъ во вёки вэкHвъ. Ґми1нь.

Молитва о сохранении семьи

«О, преславнии мученицы Гурие, Самоне и Авиве! К вам, яко скорым помощником и теплым молитвенником, мы немощнии и недостойнии прибегаем, усердно моляще: не презрите ны, во многая беззакония впадшия и по вся дни и часы согрешающия; наставите на путь правый заблуждшия, исцелите страждущия и скорбящия; соблюдите ны в непорочнем и целомудреннем житии;

и якоже древле, тако и ныне покровителие супружеств пребудите, в любве и единомыслии сия утверждающе и от всех злых и бедственных обстояний избавляюще.

Защитите, о многомощнии исповедницы, вся православныя христианы от напастей, злых человек и козней демонских; оградите я от нечаянныя смерти, умоляюще Всеблагаго Господа, да великия и богатыя милости нам, смиренным рабом Своим, пробавит.

Несмы бо достойни нечистыми устнами призывати великолепое имя Создателя нашего, аще не вы, святии мученицы, за ны ходатаи будете; сего ради к вам прибегаем и предстательства вашего пред Господем о нас просим.

Такожде избавите нас от глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, смертоносныя язвы и всякаго душепагубнаго обстояния.

Ей, страстотерпцы Христовы, устройте нам молитвами вашими вся благая и полезная, да благочестно житие временное прешедше и кончину непостыдну стяжавше, удостоимся теплым заступлением вашим со всеми святыми одесную Правосуднаго Бога Судии стати и Того непрестанно славити со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.»

Святитель Гурий, архиепископ Казанский

Первый архипастырь Казани, миссионер, просветитель Казанского ханства — архиепископ Гурий. За восемь лет служения ему удалось немало сделать в деле утверждения христианства на этих землях. Ведь только за три года до назначения святителя на кафедру Казанское ханство вошло в состав Российского государства. Для обучения местных детей не только из христианских семей, но и языческих, владыка Гурий создал два училищных монастыря. При участии владыки в Казани был построен каменный кафедральный собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В этом же соборе в 1595 году нашли упокоение святые останки владыки Гурия. 

История появления

Говорить об образе мучеников невозможно, не рассказав их житие. В церковных агиографиях, то есть описаниях жизни святых, история Гурия Самона и Авива объединилась, несмотря на то, что их подвиги разделяют несколько десятков лет. Однако, в служении этих христианских праведников много общего. Авив является наследником того Божественного дара, который первоначально стяжали Самон и Гурий.

События, приведшие к мученической смерти последних, разворачивались в городе Эдесса во II-III веках. В то время христианство было под запретом, последователей Иисуса подвергали пыткам и гонениям. Император Диоклетиан прославился как ревностный язычник и гонитель истинной веры.  Тысячи людей были жестоко растерзаны за свою религию.

Гурий и Самон были священниками. Они проповедовали христианство и помогали страдающим: посещали темницы, убеждая пленников стойко переносить все страдания во имя Господа. Влияние их было столь сильным, что местные власти стремились наказать священников за проповедь. И вскоре правителю города это удалось. Христиане предстали перед судом, где обвинялись в богохульстве, измене. Единственным способом избежать страданий и пыток было поклонение римским богам.

Однако Гурий и Самон отказались от принесения жертвы идолам, после чего были заключены под стражу. Но пребывание в тесной и страшной темнице не смутило дух подвижников, они продолжали сопротивляться язычеству. Тогда власти применили пытки: старца Гурия и его соратника подвешивали на веревках, ломали кости и вновь заточали в тюрьму. Но страдания как будто еще сильнее укрепляли дух священников, и власти, видя свою беспомощность, решили казнить христиан. С радостью приняли эту новость мученики. На все нападки своих истязателей они отвечали мудрыми речами и благословением.

Когда горожане узнали о приговоре суда, то явились на место исполнения воли правителя. После того, как Гурия и Самона казнили через усекновение главы, их последователи забрали останки святых и даже землю, пропитанную их кровью. С почтением тела мучеников похоронили.

Спустя время в этой могиле захоронили и тело святого Авива. Он был тоже служителем церкви, в чине диакона. Трудился, просвещая жителей города словом Господним, чем заслужил большую любовь и почет среди горожан. Но вот прежняя римская власть, все также борющаяся с Христом, не разделяла чувств народа. Поэтому правитель города решил заманить Авива в город для расправы. Стражники схватили семью христианина, и тот, исполняя Божью волю, явился к управителю Лисанию, заранее понимая, что обрекает себя на мученическую смерть.

Как и его предшественники, Авив отказался поклониться римским богам, и был подвергнут истязательствам. Диакона бичевали, рвали кожу железными крюками, но на все мучения он лишь отвечал молитвой и смирением. Тогда власти решили сжечь праведника. На казнь Авива сопровождала его мать, облаченная в белые одежды. Она благословляла сына и молилась об упокоении его духа и укреплении в вере. С нею были и горожане, любившие мученика за его мудрость и кротость. Несмотря на бушующее пламя костра, тело святого чудесным образом не сильно пострадало, и поэтому его с почетом и уважением похоронили с Гурием и Самоном.

Чудеса происходили с людьми, обращавшимися к помощи мучеников, например, так спаслась Евфимия. Предание повествует о том, как заезжий варвар женился на девушке из Эдессы, обманув ее мать. Евфимия отправилась с мужем на его родину, где открылось, что он уже имеет жену. Став рабыней варварки, девушка претерпела множество страданий, а, когда возмездие настигло ее хозяйку, и она умерла, по обычаю готов, Евфимию хотели похоронить заживо вместе с ней. Однако девушка стала молиться Гурию, Самону и Авиву и чудесным образом перенеслась в родной дом. Явившийся вскоре в город варвар, совершивший злодеяние, был казнен.

Молитвы святым мученикам Гурию, Самону и Авиву.

О святии мученицы и исповедницы Христовы Гурие, Самоне и Авиве! Теплии о нас ходатаи и молитвенницы пред Богом, во умилении сердец наших, взирая на пречистый ваш образ, смиренно молим вас: услышите нас, грешных и недостойных рабов своих, сущих в бедах, скорбех и напастех, и призрев наша тяжкая и бесчисленная прегрешения, явите нам свою великую милость, воздвигните нас из глубины греховныя, просветите наш ум, смягчите злое и окаянное сердце, прекратите зависть, вражду и раздоры, в нас живущие. Осените нас миром, любовию и страхом Божиим, умолите милосерднаго Господа, да покрыет множество грехов наших Своим неизреченным милосердием. Да соблюдет Церковь Свою святую от неверия, ересей и расколов. Да подаст стране нашей мир, благоденствие, земли плодородие; супругам любовь и согласие; чадам послушание; обидимым терпение; обидящим страх Божий; скорбящим благодушие; радующимся воздержание. Всех же нас да покрыет Своею всесильною десницею, и да избавит от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, и напрасныя смерти. Да оградит нас ополчением святых Своих Ангелов, во еже избавитися нам по исходе нашем из жития сего от козней лукаваго и тайных воздушных мытарств его, и не осужденными предстати Престолу Господа Славы, идеже лицы святых Ангел со всеми святыми выну славят пресвятое и великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

О преславнии мученицы Гурие, Самоне и Авиве! Защитите нас, раб Божиих (имена), от напастей злых человек и козней демонских: оградите нас от нечаянный смерти, избавите от огня, меча и всякаго душепагубнаго обстояния. Ей, страстотерпцы Христовы, устройте нам молитвами вашими вся благая и полезная, да благочестно житие временное прешедше и кончину непостыдну стяжавше, удостоимся теплым заступлением вашим со всеми святыми одесную Правосуднаго Бога Судии стати и Того непрестанно славити, со Отцем и Святым Духом, во веки веков.

О, преславнии мученицы Гурие, Самоне и Авиве! К вам, яко скорым помощником и теплым молитвенником, мы немощнии и недостойнии прибегаем, усердно моляще: не презрите ны, во многая беззакония впадшия и по вся дни и часы согрешающия; наставите на путь правый заблуждшия, исцелите страждущия и скорбящия; соблюдите ны в непорочнем и целомудреннем житии; и якоже древле, тако и ныне покровителие супружеств пребудите, в любве и единомыслии сия утверждающе и от всех злых и бедственных обстояний избавляюще. Защитите, о многомощнии исповедницы, вся православныя христианы от напастей, злых человек и козней демонских; оградите я от нечаянныя смерти, умоляюще Всеблагаго Господа, да великия и богатыя милости нам, смиренным рабом Своим, пробавит. Несмы бо достойни нечистыми устнами призывати великолепое имя Создателя нашего, аще не вы, святии мученицы, за ны ходатаи будете; сего ради к вам прибегаем и предстательства вашего пред Господем о нас просим. Такожде избавите нас от глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, смертоносныя язвы и всякаго душепагубнаго обстояния. Ей, страстотерпцы Христовы, устройте нам молитвами вашими вся благая и полезная, да благочестно житие временное прешедше и кончину непостыдну стяжавше, удостоимся теплым заступлением вашим со всеми святыми одесную Правосуднаго Бога Судии стати и Того непрестанно славити со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Тропарь мученикам Гурию, Самону и Авиву, исповедникам

Чудеса святых Твоих мученик стену необориму, нам даровавый, Христе Боже, тех молитвами советы языков разори, Церковь святую укрепи, яко един Благ и Человеколюбец.

Популярные молитвы:

Молитва преподобной княгине Евфросинии Московской

Молитва святому великомученику Мине

Молитва святой мученице Агреппине

Молитвы святой великомученице Екатерине

Молитва Захарию и Елизавете святым праведникам, икона

Молитвы преподобному Моисею Мурину, икона

Молитва святому мученику Диомиду врачу

Молитва святому преподобному Иоанну Кущнику

Молитвы Святому Архангелу Гавриилу

Молитва Святителю Мартину Милостивому

Молитва преподобному Макарию, игумену Калязинскому, чудотворцу

Молитва Петру и Февронии, Муромским чудотворцам

Молитвы Оптинских старцев

Главные молитвы: Молитва Господня, Иисусова молитва

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector