Бревно в глазу

Бревно в своем глазу

Но почему-то мы с вожделением, сопровождающимся активными химическими процессами в организме, клянем чиновников, олигархов, священноначалие, знакомых, друзей, родственников, коллег, батюшку и прихожан нашего храма, да и вообще всех, кто попался под горячую руку нашей страсти в качестве дров для всепожирающего огня души. Надо опомниться.


Гравюра, иллюстрация к притче о бревне в глазу, Пискаторы

Сплетни – именно так стоит
именовать разговор о человеке за спиной – также одна из форм осуждения. Либо
хорошо, либо ничего – к живым это относиться как нельзя лучше. Осуждая
человека, мы наносим вред себе, уничтожая добрый настрой внутри, ввергая душу в
беспокойство, подпитывая рост гнева и недовольства, которые могут быть
выплеснуты на кого угодно. А главное – взращивая грех, мы лишь продолжаем
выступать могильщиками своей души. Хороня себя под завалами греха, мы разрушаем
собственную жизнь.

Добродетель трезвения, о
которой мы уже говорили, может помочь избавиться от осуждения. Нам просто стоит
внимательно заглянуть в глубины собственной души.

Троицкие листки

Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего

«Господь, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – хочет показать великий Свой гнев к тем, которые осуждают ближних, и потому начинает Свое обличение словом укора: лицемер! Хотя осуждающий носит личину человеколюбия, но на самом деле он исполнен крайней злобы»; он присваивает себе звание врача, а на самом деле он – больной; он старается выведать чужой грех под предлогом исправления, но делает это с целью осуждения, – поэтому Христос и назвал его лицемером. «Если ты, – говорит святитель Златоуст, – так строг в отношении к другим, что и малые их проступки видишь, то почему столь невнимателен ты к себе, что не замечаешь и великих грехов своих? Вынь прежде бревно из твоего глаза! Итак, Спаситель не запрещает судить, но прежде велит изъять бревно из собственного глаза, и тогда, говорит, увидишь, как нужно вынуть сучок из глаза брата твоего, как исправить согрешения его. Всякий больше любит себя самого, нежели ближнего; поэтому, если ты судишь других, желая им добра, то прежде пожелай добра себе; твой грех тебе и более виден; а если нерадишь о самом себе, то, очевидно, что и брата своего судишь не из доброжелательства к нему, но из ненависти и желания опозорить его». «Так ли мы будем любить, чтобы никогда не порицать? – вопрошает блаженный Августин и отвечает: – Будем строго судить, но начнем с самих себя. Ты расположен осудить ближнего? Но ведь ты к самому себе ближе всех».

И здесь, как и во всем учении Христовом, имеет силу тот же закон: люби, и любовь научит тебя, когда нужно и полезно покрыть грех ближнего, и когда следует с любовью обличить его. Преподобный Моисей говорил: «Безумно оставлять своего мертвеца и идти плакать над чужим мертвецом. Кто чувствует тяжесть своих грехов, тот не смотрит на грехи ближнего своего». И когда этого святого старца пригласили в собрание братии, обсуждавших, как поступить с согрешившим братом, то он не хотел идти, но после приглашения пресвитера пошел, повесив на плечо дырявую корзинку с песком. «Что это такое, отец?» – спросили его братия. «Это грехи мои сыплются позади меня, – отвечал старец, – я не смотрю на них, а вот пришел судить чужие грехи». И братия, услышав это, простили согрешившему. «Да и кто знает чужую совесть? – говорит святитель Филарет. – Ты осуждаешь брата за вчерашний его грех, а он, может быть, уже омыл этот грех слезами покаяния; ты его осуждаешь, а Бог уже простил его, и ты осуждаешь невинного, Богом уже оправданного, будущего святого…» Хочешь ли избежать греха осуждения ближнего? Подражай тому подвижнику, который, видя, что брат согрешил, вздохнул и сказал: «Горе мне!.. Как он согрешил сегодня, так согрешу и я завтра. И он, по крайней мере, покается, а я, может быть, не успею, не в силах буду покаяться». «Если кто при тебе будет осуждать ближнего, – учит преподобный Иоанн Лествичник, – скажи ему: «Перестань, брат; я каждый день падаю в тяжкие грехи; как же я могу осуждать брата?» Таким пластырем ты исцелишь и себя, и того, кто при тебе осуждает ближнего». «Не утешайся согрешением брата, – говорит святитель Димитрий Ростовский, – чтобы и о твоем грехе не порадовались бесы и люди». «А мы, окаянные, – говорит преподобный Дорофей, – без разбора осуждаем ближних наших и, что еще хуже, не останавливаемся на своем собственном вреде, но вредим и другому, рассказывая ему чужие грехи, и тем вносим и в его сердце грех осуждения. И если бы мы имели любовь, то с соболезнованием смотрели бы на недостатки ближнего, как сказано: «любовь покрывает множество грехов» (1 Пет. 4:8)». «Послушайте меня, злые судии чужих деяний, – увещает преподобный Иоанн Лествичник, – если истинно то, что «каким судом судите, таким же будете судимы», то, конечно, за какие грехи осудили ближнего, в те впадем сами, и иначе не бывает!» Но когда отец видит пороки детей, или начальник видит пороки подчиненных, они не должны молчать; ветхозаветный первосвященник Илий, по мягкосердию своему, не обличал и не наказывал своих порочных детей, и за это понес строгое наказание от Бога. Преподобный Макарий Египетский давал преподобному Пахомию такое правило: «Учи и строго суди своих подчиненных, а из посторонних не суди никого».

Троицкие листки. №801-1050.

предыдущий стихследующий стих

В чужом глазу соринку видят, в своём — бревна не замечают

Женщина, оставившая пост «От лихости удалой — один шаг до могилы», во многом вы, безусловно, правы. Вот только заключительные фразы испортили всё впечатление… Ну, словно та самая пресловутая ложечка дёгтя, которая может испакостить целую бочку отличного мёда.

Никто не спорит, попадаются мужчины, которые ведут себя глупо. И приведённые вами примеры весьма красноречивы.

Но!

Разве мало женщин, которые ведут себя ничуть не умнее, будто нарываясь на неприятности там, где их спокойно можно избежать? Таких примеров — тьма-тьмущая!

Безусловно, тот парень, который в лютые сибирские морозы ходил без шапки — … ладно, не будем плохо говорить о покойнике, мир его праху, он уже расплатился за свою глупость самой дорогой ценой. Но ничуть не умнее его те женщины, особенно молодые и стройные, которые зимой ходят в тонюсеньких курточках, едва прикрывающих поясницу — чтобы лишний раз показать свою красоту и, упаси Боже, не выглядеть толще, чем есть. А потом они мучаются от целого букета болезней! Моя мама-врач в своё время лечила таких вот модниц, не уставая удивляться их глупости и легкомыслию.

Кого-то удаётся вылечить. А кто-то становится инвалидом, или даже отправляется на кладбище, в молодом и красивом виде…

Про жертв пластической хирургии слышали? Абсолютное большинство из них — женщины. Не были довольны той внешностью, которую дала им природа, решили исправить. В результате — любящий муж, которого в жене устраивало всё (!), овдовел, ребёнок остался без матери… Совсем недавно читал «крик души» очередного вдовца: «У неё была прекрасная грудь, на кой чёрт ей захотелось увеличить?! Будь проклята эта клиника!» Хотя проклинать тут нужно было не столько клинику, сколько жёнушкину глупость и упрямство.

И ваш бывший коллега-музыкант, ставший жертвой зелёного змия, безусловно, сам виноват в своей преждевременной смерти. Увы, этот порок присущ многим мужчинам… Но ведь и женщин-алкоголиков хватает! А у слабого пола в 99% случаев алкоголизм развивается куда быстрее и лечится труднее. Видел таких, зрелище страшное.

Тот «романтик», который не рассчитал своей силы и ловкости, когда полез на балкон к любимой женщине, погиб глупо, согласен. А умнее ли поступают женщины, которые «клюют» на сказки заграничных альфонсов и бросаются в авантюры, очертя голову и не слушая добрых советов, предостережений? Сколько их потом находит тамошняя полиция — нередко уже в виде трупов, увы… В лучшем случае, возвращаются домой без денег, с озлобленными глазами и разбитыми иллюзиями.

Перефразируя вас, спрашиваю: женщины, кто вам мешает вести себя разумно? Мужчины? Так мы наоборот, хотим, чтобы вы жили долго, не болели и не получали других неприятностей!

А что до разных идиотов, упомянутых авторшей… Поверьте, идиоток и среди слабого пола предостаточно. Например, среди тех, которые с маниакальным упорством твердят, что злобные мужики спят и видят, как бы отравить им жизнь.

Так что давайте лучше не задалбываться, любить и уважать друг друга. Жить сразу станет легче!

Сонник — Глаза

Вид глаз, качество зрения — знаки душевного состояния сновидца, интенсивности его духовной жизни сновидца, их здоровье, болезни. Органы любви самого сновидца, его секс, потенция. Иметь хорошее зрение, глазами быстро двигать — благо, счастье, здоровье. Плохо видеть, глаза с трудом открывать, они медленно ворочаются — убыток, бедность, вред от полового изнурения. Близоруким быть — неприятность. Резь в глазах чувствовать, песок в них или что-то мешает — неприятное самопознание, нечистая совесть. Иметь бельмо — обман. О взрослых детях придется много заботиться, они нескоро в люди выйдут. Глаза одного лишиться — запутанные дела, бесполезные труды, несчастья с детьми. Глаз вытекает во сне — муки совести. Слепнуть во сне — неприятность, предательство, смерть близких: детей или сестры. Тереть глаза — склонность к онанизму. Видеть в зеркале, что имеешь большие красивые глаза — счастье (счастье в детях). Что имеешь тусклые больные глаза — несчастья (тревога из-за детей). Видеть себя в зеркале с бесцветными или белыми глазами — осознавать бездушие своего поведения. С вытаращенными, вылезшими из орбит глазами — окаменение души, черствость. Видеть себя в зеркале с ямами вместо глаз — верность интуиции, глубокое прозрение, ясновидение. С горящими глазами — ощущать в себе опасные, демонические силы. Глаза свои выпавшими видеть— свадьба, дети самостоятельную жизнь начнут. Вынимать и рассматривать свои глаза — ощущение ложности своих восприятий, неправильного представления о мире. Детей своих с новой стороны увидеть, твоя интимная жизнь станет предметом разговоров. Иметь во сне третий глаз — рождение ребенка. Женщине: беременность. Опасность разрушить созданное своими трудами. Светом из глаз себе дорогу освещать — начать по-новому воспринимать мир. Видеть, будто некое существо преследует тебя и пытается съесть твои глаза — испытывать неудобство и неприятности от чужих тайн. Предостережение от опасного развития духовных сил, опасная духовная незрелость. Видеть человеческий глаз на столе, в миске, стакане и т.д. — раскроются постыдные подробности твоей жизни, испытывать страх перед божественным правосудием. Видеть кучу человеческих глаз — драгоценные камни. Видеть глаза с бельмом — за тобой пристально следят враги. Видеть чей-то злобный взгляд — дурной сон, предвещающий опасное крушение планов, обман, происходящий, скорее всего, от родственников. Видеть во тьме одни чьи-то глаза — скрытая от тебя и напряженная работа твоей совести даст неожиданные плоды, кто-то следит за тобой. Тусклые глаза-призраки при дневном свете без тела видеть — неприятное, болезненное раздвоение личности пережить. Видеть в небе в тучах ярко сверкающий глаз — символ авторитета, которому следует подчиниться. Глаза кому-нибудь выкалывать — отпугивать и настраивать против себя людей, жестоко мучиться от ревности предстоит.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Лицемере, изми первее бревно из очесе твоего: и тогда узриши изъяти сучец из очесе брата твоего

Главный отличительный признак лицемера, первая стрела, пускаемая им на ближнего, есть соблазн и истекающее из соблазна осуждение ближнего. Соблазн в намеренных злодеях часто бывает притворным, сочиненным, как бы правильный предлог к злодеянию, заблаговременно приготовляющий и злодеяние и оправдание злодеяния; соблазн в зараженных еще ветхостью Адама, хотя бы они были благонамеренны и стремились к спасению, есть признак ветхости и недуг весьма важный и упорный. Недуг этот противодействует покаянию, от которого — очищение. Соблазн есть болезненный взгляд на немощи ближнего, при котором эти немощи возрастают до необъятной, уродливой величины. Соблазн есть исчадие самолюбия, вселяющееся в душу, чуждую любви к ближнему и правильной любви к себе. Господь уподобил этот недуг бревну, в сравнении с которым всякое явное согрешение ближнего есть только сучец. Не судите, сказал Господь, да не судими будете. Имже бо судом судите, судят вам: и в нюже меру мерите возмерится вам (Мф. 7:1-2)… Лицемере, изми первее бревно из очесе твоего: и тогда узриши изъяти сучец из очесе брата твоего.

Аскетические опыты. Часть I.

Прав. Иоанн Кронштадский

Что же видиши сучец, иже во оце брата твоего, бервна же, иже есть во оце твоем, не чуеши

Видел и слышал я людей, которые с лукавством и злорадством рассказывают о некоторых темных пятнах в жизни и деятельности великих и даже святых людей и из-за этих темных, мнимых или истинных, пятен порицают всю жизнь человека, называя его лицемером и едва не богоотступником. Они представят вам и факты, только эти факты так же темны и сомнительны, как темна их подозрительная, лукавая душа, которая из чужого пятна, из чужого греха, чужой слабости хочет извлечь для себя мнимое оправдание для своих порочных дел. Но не оправдают они себя, а большее навлекут осуждение на себя за то, что видят сучец во оце брата своего и осуждают его, бервна же (поистине бревна) во оце своем не чуют. Ты говоришь: в этом святом отце или в этом благочестивом человеке есть такие и такие-то грехи. Что же? — Он человек. Но никто из людей не безгрешен. Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас (1 Ин. 1:8). Но разве ты без греха? Если же нет, что же ты бросаешь в брата камень осуждения? Если бы я стал разбирать твою жизнь по слову Божию, то я собственными твоими словами осудил бы тебя в бесчисленных и тяжких грехах: и в гордости, и в кичении, и в неверии, в любодеянии и в прелюбодеянии, и в кривотолковании слова Божия и заповедей Божиих, и в холодности к своей вере, и мало ли в чем! Я нашел бы, что, может быть, всё тело твое темно, потому что сердечное око твое лукаво. Ох! Как мне это противно — диавольское злорадство о грехе ближнего, это адское усилие доказать его истинную или мнимую его слабость. И люди, так поступающие, еще смеют говорить, что они уважают и всеми силами стараются исполнять закон о любви к Богу и ближнему! Какая же тут любовь к ближнему, когда даже в великих и святых людях намеренно хотят видеть и отыскивать темные пятна: за один грех чернят всю его жизнь и не хотят покрыть греха ближнего, если он действительно есть. Забыли они, что любовь… все покрывает (1 Кор. 13:4, 7) (толк о Филарете). Как много делают зла эти нравственные черви себе и другим! Они подрывают во многих законное уважение к известной особе, затемняют для них свет ее и отвлекают от подражания ей, и смущают душу их помыслами осуждения и себе вредят тем, что принимают от диавола яд осуждения ближнего. Брат! Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его (Рим. 14:4).

Дневник. Том V.

О сплетнях и клевете

«Никогда не позволяйте вашим ушам поверить в то, чего не видели ваши глаза» Омар Хайям

Библия о сплетнях

«Не внимай пустому слуху, не давай руки твоей нечестивому, чтоб быть свидетелем неправды» (Исх. 23:1).

«Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда» (Прит. 13:3).

«Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; но верный человек таит дело» (Прит. 11:13).

«Иной пустослов уязвляет, как мечом, а язык мудрых — врачует» (Прит. 12:18).

«Что молот и меч, и острая стрела, то человек, произносящий ложное свидетельство против ближнего своего» (Прит. 25:18).

«Не ходи переносчиком в народе твоем и не восставай на жизнь ближнего твоего. Я Господь» (Прит. 19:16).

Человек — существо любопытное. В каждом заложено желание узнать что-то новое, интересное. И не только узнать самому, но и рассказать другим. Иногда рассказываемое нами — доброе и позитивное, но, бывает, рассказываем мы что-то, не делающее нам чести и даже являющееся грехом.

Типы разговоров между людьми, которые являются грехом:

. Намеренная клевета, распространение слухов, злословие с целью навредить, испортить мнение окружающих о ком-то, опорочить его в глазах других, сделать тому человеку больно. Намеренное злословие всегда является грехом.

. Пустые, праздные разговоры, пересуды и сплетни, не имеющие целью навредить человеку. Эта беспечная болтовня о других тоже иногда способна подорвать дружбу, разрушить брак и будущее человека.

. «Честная сплетня» — это, как правило, выпячивание напоказ скрытых грехов и просчетов других и унижение согрешившего. «Честные сплетники» говорят правду. Но говорят ее для того, чтобы выглядеть выше жертвы, словесно наказать человека, а не помочь ему. Библия говорит: «Прикрывающий проступок ищет любви, а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга» (Прит. 17:9)

. Злоупотребление доверием. Это, пожалуй, самый болезненный тип сплетни для жертвы. Иногда, делясь личными подробностями своей жизни с близкими людьми, человек надеется, что эта информация не пойдет дальше, но часто его доверие бывает обмануто.

Люди всегда говорят больше всего о том, что наполняет их сердце, что важно для них, чем они живут и дышат, как сказано в Писании: «От избытка сердца говорят уста» (Мф 12:34). И какое же состояние сердца должно быть у человека, если он любит говорить плохое о людях, распространять сплетни, злословить?

Прот. Иоанн Бухарев

Что же видиши сучец, иже есть во очеси брата твоего, бервна же, еже есть во очеси твоем, не чуеши

Здесь речь иносказательная. Под сучком или спицею разумеются незначительные, а под бревном большие нравственные недостатки в действии или поведении нашем. Таким образом, слова Спасителя: что ты смотришь на спицу и проч. значат то, что мы более склонны примечать незначительные недостатки в ближних, чем сознавать большие свои собственные, тогда как должно быть наоборот. Так царь Давид разгневался на человека, который отнял овцу у бедняка соседа, а сам не видел своего тяжкого преступления – отнятия жены у Урия и лишения его жизни.

Толкование на Евангелие от Луки.

Лента новостей

Число заболевших коронавирусом в Севастополе снова подбирается к сотне в сутки

Одесский завод удобрений останавливает производство из-за роста цен на газ

Нужна ли Севастополю и Крыму глобальная приватизация по Кудрину

Немецкий политолог Рар назвал «истерикой» антироссийскую резолюцию Европарламента

Иван Иванычей у нас много, а «Газпром» один»: за что патриарх поблагодарил Миллера?

Народный контроль Севастополя: капремонт сквера Ивана Голубца

США призвали Украину модернизировать энергетику и не скулить

Поющие в терновнике: в Крыму зреет заменитель кофе и спаситель от вирусов

Bloomberg составил рейтинг богатейших семей мира

Фермеры рассказали, кто пострадал от заморозки цен на еду

Пять севастопольцев, на чьих страницах в соцсетях можно отдохнуть душой

Почти треть избирателей проголосовала в Севастополе в первые два дня

Качаем прессу: в Севастополе директор цирка возглавит музей, Лебедев будет отмаливать грехи у отеля

Музыка Моцарта оказалась способна подавлять симптомы эпилепсии у человека

В Общественной палате РФ за первый день выборов выявили порядка 7 тыс. фейков

Иностранцы едут в Крым убивать

Лопухин А.П.

Или как скажешь брату твоему: “дай, я выну сучок из глаза твоего”, а вот, в твоем глазе бревно

(Лк. 6:42). Мысль этого стиха, по-видимому, противоречит приведенному выше толкованию. Если Спаситель говорит только об отраженных или отражающихся предметах, то непонятно, каким образом можно говорить брату: “дай, я выну”, и дальше (ст. 5) “вынь бревно” и проч. Объяснения экзегетов и здесь неудовлетворительны. Так, напр., один из них думает, что здесь речь о “глазных операциях” и что Спаситель будто бы говорит: mit dem Balken im Auge bist du ein schlechter Augen-operateur (с бревном в глазу ты — плохой глазной врач-хирург). Но если что не подлежит здесь никакому сомнению, так это именно то, что ни о каких глазных операциях Спаситель не говорит. Речь образная, но в 3-м стихе она имеет буквальный смысл, а в 4-м — переносный. Естественные и вполне понятные образы 3-го стиха дают повод говорить в переносном смысле об извлечении сучков или бревен из глаза. Прежние образы не оставляются, но применение их уже иное. Так часто бывает и в обыкновенных речах; нечто подобное встречается и в Евангелиях. Первоначальная мысль, так сказать, корень образа, исключительно сосредоточивается на цветке, на лилии, на том, как они растут; а потом совершается при помощи посредствующих мыслей (не трудятся, не прядут — все это соответствует действительности) переход к мысли о том, как лилии одеваются. Совершенно понятно, что об одежде лилий можно говорить только в несобственном, переносном смысле, потому что на самом деле лилии никаких одежд не имеют.

Таким образом, и в речи Спасителя простое упоминание о бревне и сучке, отражающихся в глазах, дает повод к возникновению новых образов, все еще верных действительности и не имеющих переносно-духовного значения, но выясняющих истину уже с других сторон. Всем слушателям Христа было известно, как люди обращаются с сучками и бревнами: их берут, несут, выкидывают, обрубают, пилят, строят из них дома, сжигают. Все эти сказуемые могли бы быть приложены и к бревнам, отражающимся в глазу. Но для цели, которую поставил пред собою Господь, удобно было одно только слово: εκβαλε (букв. выбрось, ст. 5). Спаситель мог бы выразиться и иначе: перестань глядеть на бревно, отвернись от него, чтобы оно не отражалось в твоем глазу. Но такая речь не обладала бы надлежащей силою и не относилась бы к делу.

Вместо “как скажешь” некоторые переводят: “как можешь сказать”. Это, по-видимому, без всякой надобности. “Дай, я выну”, по-гречески и по-русски правильнее было бы: дай мне вынуть (неопр. накл.). Но соединение двух глаголов в повелительном и изъявительном (вместо неопределенного) наклонениях не необычно и в других местах Нового Завета. Спаситель обличает здесь зло, когда люди, и притом лучшая их часть, никогда ничего больше не слушают и ни о чем больше не говорят так охотно, как об ошибках других людей. У Цицерона встречается изречение: “видеть пороки других, и забывать о своих свойственно глупцам”.

Что побуждает клеветать и сплетничать?

Во-первых, гордыня и большое самомнение. Люди, стремящиеся возвыситься, желающие славы, успеха, ненавидят тех, кто достиг большего, стал успешнее их. Поэтому, произнося что-либо порочащее, приуменьшая успехи других, они ощущают собственное превосходство.

Во-вторых, низкая самооценка. Тот, кто не уверен в себе, унижая других, компенсирует неуверенность в собственных силах.

В-третьих, стремление быть принятым. И это — самая главная причина того, что человек Именно из желания оказаться «своим» человек участвует в пересудах и сплетнях. Он стремится не выглядеть «белой вороной», а потому выслушивает сплетни и не останавливает сплетников.

В-четвертых, зависть. Это страшное чувство может довести до желания унизить более успешного и талантливого человека. Зависть — нравственная болезнь, накопление обиды, приводящее к полному разрушению жизни человека.

В-пятых, злоба. Она порождает преднамеренную клевету. Злоба возникает из-за желания отомстить. Ложь, клевета, ненависть являются главным оружием дьявола. Поэтому люди, которые клевещут и сплетничают, поступают, как он и не смогут избежать заслуженного наказания.

Не судите, да не судимы будете

В этих евангельских словах для вразумления, прежде всего, «обличителей», прекрасно все.

  • Во-первых, Христос говорит о согрешившем против тебя лично человеке. Это не разбор сторонней ситуации, например, услышанного по радио коррупционного скандала, а рассмотрение столкновения двух конкретных людей.
  • Во-вторых, Господь призывает человека быть твердым, прямым и мужественным, что уже для любителей «обличения» представляется почти невозможным. Сказать в лоб, что думаешь – это ведь гораздо сложнее, чем рубить с плеча в гостиной за чаем с совершенно незаинтересованными людьми. А поговорить о проблеме с глазу на глаз куда сложнее. И пыл утихнет, и слова будут подобраны иные. И даже придет некое внутреннее желание примириться, а не развозить грязь конфликта и увеличивать его.
  • В-третьих, обличить – ведь целое искусство. «Ты – мерзавец» – не обличение, а оскорбление и напрасное обвинение. Нет плохих людей, есть больные души, говорил  святой Митрофан Сребрянский. Внутренние мотивы поступков людей, тем более тех, с которыми мы знакомы поверхностно (а таких, поверьте, большинство, ибо никто кроме Бога, не знает лучше сердца каждого человека), нам неизвестны.

Но и обличение возможно лишь при определенном соответствии нашей духовной жизни этому. Если имеет место конфликт, то надо задать себе вопрос: почему он произошел? Если мы стали жертвой мести – значит, дали к этому повод? И даже если формально мы повода не давали, и вот сейчас, собираемся высказать все своему брату, как мы планируем это сделать?

Потрясающий способ хоть немного понять человека, примерить на себя его «шкуру» – встать на его место. Представить, что я – это он. Многое встанет на свои места. И удастся подобрать верный тон для разговора.

Главное – с любовью. Грех брата (если уж мы решились на оценку его поступка) – ошибка, а не злой умысел.

Но главный вопрос, который
стоит себе задать, состоит в нашей трезвой оценке самих себя: достойны мы
вообще кого-то обличать? Если я задаю его себе, то уверенно говорю: нет. Люди
святой жизни максимально аккуратно и сдержанно давали советы согрешившим людям.
На что можем рассчитывать мы?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector