Митрофорный протоиерей

Повседневная одежда священнослужителей

Вне зависимости от степени священства все священнослужители в общественных местах носят одинаковую одежду. Для белого духовенства (женатого) это подрясник и ряса. Подрясник — неброского цвета длинная, практически до земли, рубаха с узкими рукавами. Ряса — длинная, до земли, верхняя одежда с широкими рукавами, преимущественно черного цвета. Однако цвет церковным уставом строго не оговорен. Головным убором служит скуфья, небольшая суконная или бархатная шапочка черного цвета (для заслуженных священников — фиолетового).

Для черного духовенства (монашествующих) установлено ношение такой же одежды, как и для белого духовенства. Единственным отличием для них является ношение в торжественных случаях мантии (длинного плаща без рукавов). Головным убором служит клобук с наметкой (покрывалом).

У священников обязательным является ношение наперсного креста поверх одежды. Для епископов предусмотрено дополнительное ношение панагии (небольшой украшенной иконки на цепочке).

Головной убор епископа: повседневный вариант

К повседневным головным уборам православного духовенства относится скуфья. В переводе с греческого это слово означает «чаша». Она представляет собой небольшую мягкую остроконечную шапочку, складки которой формируют изображение креста. Для епископов на скуфью черного цвета нашивается дополнительно крест.

Клобук в переводе с тюркского языка означает «колпак». Этот черный головной убор является атрибутом монашеского облачения. Клобук — цилиндрическая шапка с обрезанными краями (она же называется камилавкой) с прикрепленным к нему покрывалом, которое имеет три длинных конца («наметки»). Это «шлем спасения» и «покрывало послушания», как сказано в чинопоследовании монашеского пострига. Свою современную форму клобук приобрел в 17 веке сначала в Греческой Православной Церкви. Затем получил распространение и в Русской Церкви. До этого времени он имел сферическую форму.

Также клобук является головным убором для епископов и носится вне богослужений. У митрополитов клобук белый с нашитым крестом. Для епископов и архиепископов он черного цвета.

Клобук, сохранивший полусферическую форму, с нашитыми крестом и изображениями серафимов является внебогослужебным головным убором патриарха.

1. Митра у православных

Исторически митра на Востоке символизировала императорскую власть: считается, что, как и саккос, Константинопольский патриарх начал использовать её в своём облачении после падения Константинополя в 1453 году. Более древнюю историю имеет практика использования митры Александрийским патриархом. В половине XVII века и в Московской Руси, и у греков эта практика распространилась на всех архиеереев ранее русские епископы носили архиерейскую шапку с опушкой.

В современной практике митру носят архиереи, архимандриты, а также женатые священники, которым право ношения митры дается в качестве награды за особые заслуги. Священники, награждённые правом ношения митры, называются митрофорными. На митре по бокам помещаются маленькие иконы — Иисуса Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи и какого-либо святого или праздника; и одна икона наверху — Троицы или серафима.

До реформ патриарха Никона в Русской церкви использовались митры в форме полусферической шапки с меховой опушкой, которые сохранились по настоящее время у старообрядческих епископов. В Русской церкви до 1786 года митра была частью богослужебного облачения монашествующего духовенства — архимандритов и епископов. 29 ноября 10 декабря 1786 года произошёл первый в истории Православной церкви случай награждения митрой представителя белого духовенства. Тогда императрица Екатерина II пожаловала митрой своего духовника, протоиерея Благовещенского собора Иоанна Иоанновича Памфилова. Однако до 1917 года случаи награждения митрами представителей белого духовенства были крайне редки. Известны факты, когда правом ношения митры за богослужением удостоивали игуменов крупных монастырей.

В современной Русской православной церкви архиерейская митра, как и в греческих церквах, увенчивается маленьким крестом. Эту митру на Великом входе диакон несёт впереди торжественного шествия церковно- и священнослужителей и через царские врата вносит в алтарь. Когда митру снимут с главы архиерея, то после этого её поставляют на святой престол на дальнем правом юго-западном углу. До 1989 года митры, увенчанные крестом, носили только патриарх и митрополиты; в конце декабря 1988 года Священный синод РПЦ установил обычай ношения митры, увенчанной крестом, для всего епископата. Начальник Русской Духовной миссии в Иерусалиме, возведённый в сан архимандрита, при служении в храмах Духовной миссии также носит митру с крестом.

Почему мужчины в церкви снимают головной убор

В православной церкви нет прямого запрета на ношение мирянами головного убора в храме. Скорее, мужчины, снимающие шапки и шляпы при входе в церковь, отдают дань древней традиции. Основана она на послании к коринфянам Апостола Павла. Согласно нему, мужчины не должны покрывать свои головы, так как они являются образом и славой Божией. Женщины же являются славой своих мужчин, поэтому они, наоборот, должны прикрывать голову в храме.

А у православных священников ношение головных уборов регулируется особыми правилами Устава. Во время служб головной убор должен находиться на голове священника практически постоянно.

Примечания[править | править код]

  1. . Дата обращения: 27 сентября 2012. См. Примеч. 5.
  2. А. А. Дмитриевский. . Дата обращения: 27 сентября 2012.
  3.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 25 ноября 2007.
  4. . Дата обращения: 17 сентября 2008.
  5. Журнал Московской Патриархии. 1989, № 3, стр. 7.
  6. . Дата обращения: 27 сентября 2012.
  7. «Настольная книга священнослужителя» (Т. 4, Издательство Московской Патриархии, 2001. С. 146—147
  8. Инфула (лат. infula, «повязка») — изначально головной убор римских священников в виде высокой повязки. Позже стал синонимом митры в католицизме.
  9. «Митра» //Католическая энциклопедия. Т.3. М.:2007. Ст. 459—461
  10. …P. Clodius a crocota, a mitra, a muliebribus soleis purpureisque fasceolis, a strophio, a psalterio, a flagitio, a stupro est factus repente popularis.

Символизм

Митра украшает священнослужителя, поскольку он во время богослужения изображает Царя Христа, и одновременно напоминает о терновом венце, которым был коронован Спаситель. В православной церкви при надевании митры на архиерея читается молитва: «Положи, Господи, на главу твою венец и от камений драгих…» как и при совершении таинства брака. По этой причине митра понимается также как образ золотых венцов, которыми венчаются праведники в Царствии Небесном на брачном пире сочетавания Иисуса Христа с Церковью.

Форма латинской митры символизирует языки пламени (огненные языки), сошедшего на апостолов в Пятидесятницу.

Облачение священника

Важно отметить, что исходя из исторических данных, можно увидеть, что до начала 17 века в русской православной церкви не существовало специализированных и обязательных одеяние для представителей духовенства. В тот период времени для духовенства были характерны длинные одеяния, которые имели зеленый, фиолетовый или малиновый цвет, и в то же самое время покрой у них был идеальный и особенный

Вороты одеяния представителей духовенства в 17 века были отделаны специализированным бархатом или мехом.

Примерно в 18 веке нашего тысячелетия обыденная одежда приобрела совсем иной вид и стала более традиционной для русского населения. Со временем различные классы общества начали носить короткие одеяния, такие же, как в Европе именно в этот период времени одежда священнослужителей Русской православной церкви стала резко отличаться от обычной одежды мирского человека. Именно в 18 веке повседневная одежда представителей духовенства приобрела некое единообразие, и установился единый покрой, и цветовая гамма для каждого священнослужителя. Монахи в этот период времени начали облачаться в черные рясы и подрясники, хотя совсем недавно их одеяния были ярких и сочных тонов в особенности зелёного. Таким образом, в 18 веке представители духовенства судили разнообразную цветовую гамму до черного, белого и иных оттенков данных цветов именно с тех пор одежда представителей православной русской церкви имеет примерно, такой же вид, как в настоящее время.

Особую отрешенность от обычного мира символизирует одеяния монахов, которые именуется мантией или полием. Выглядит такое одеяние, как длинная безрукавка в виде накидки с застежкой на высоком вороте, которая имеет длину до самых пят и одевается поверх подрясника и рясы

Важно отметить, что если обратиться к историческим данным, можно увидеть, что первые христиане облачались в такую же одежду и тем самым образом, она свидетельствовала о том, что люди отказались, то есть отреклись от верования в язычество и перешли на сторону христианства. Испокон веков мантия или полей шились из наиболее простого текстильного материала, и символизировала отречение от языческого служения и приобретения православного христианского смирения

Именно поэтому спустя некоторое количество времени мантия стала особое принадлежностью каждого современного монаха. Некогда известный Святой Герман утверждал, что свободная не подпоясанная мантия является символом ангельских крыльев. Поэтому можно сказать смело о том, что мантия — это одеяние только лишь монахов, но не всех священнослужителей храмов, церквей или монастырей.

Не стоит также забывать о том, что представители монашества и духовенства в современном мире для ежедневного ношения используют современные головные уборы, которые называются скуфии. В древние времена такой головной убор представлял собой круглую шапочку, которая похожа на чашу, которая не имеет подставки. Испокон веков на территории Руси именно данным головным убором служители храмов, церквей и монастырей покрывали голову. В тот момент, когда священнослужителю даровали сан, ему в тот же самый момент выбривали волосы в виде некого круга, который именуется терновым венцом. Именно данные головной убор, скуфья помогает покрыть место, которое на Руси именовали, как гуменцо.

Военная форма

Русский гренадер митра.

В течение 18-го века (а в некоторых случаях и 19-го) солдаты, назначенные гренадерами в различных североевропейских армиях, носили митру (обычно называемую «митрой»), по очертаниям похожие на те, что носили западные епископы. Эта кепка, впервые принятая в 1680-х годах, носилась вместо обычной широкополой шляпы, чтобы не сбить головной убор, когда солдат бросил гранату . Ручная граната в своей примитивной форме устарела к середине 18 века, но гренадеры продолжали оставаться элитными войсками в большинстве европейских армий, обычно сохраняя митру в качестве отличия.

В военном отношении этот головной убор был в разных стилях. Прусский стиль имел конусообразную латунную или белую металлическую переднюю часть с тканевой задней частью с кружевной оплеткой; Русский стиль изначально состоял из высокой латунной пластины поверх кожаной фуражки с козырьком сзади, хотя впоследствии была принята немецкая модель. В британском стиле — обычно называемом просто «гренадерская фуражка» вместо митры — была высокая тканевая передняя часть с сложной полковой вышивкой впереди покатой красной спинки с белой подкладкой. Некоторые немецкие и русские стрелковые полки также носили митру с латунной передней пластиной меньшего размера.

К концу 18 — го века, в связи с изменениями в военной моде, митра была в основном уступила медвежью или была заменена стандартной пехотной треуголкой или Bicorn . Британская армия сделала это изменение в 1765 году, а прусская армия — в 1790 году. Однако все русские гренадеры продолжали носить митры до 1805 года, даже когда они находились на действительной службе.

Митра в ее классической форме с металлическим фасадом 18-го века сохранилась как предмет парадной парадной одежды в прусских полках Лейб-Гренадер № 1 и 1-го гвардейского полка цу Фусс , а также в российском Павловском полке до Первой мировой войны.

Повседневная одежда священнослужителей

Вне зависимости от степени священства все священнослужители в общественных местах носят одинаковую одежду. Для белого духовенства (женатого) это подрясник и ряса. Подрясник — неброского цвета длинная, практически до земли, рубаха с узкими рукавами. Ряса — длинная, до земли, верхняя одежда с широкими рукавами, преимущественно черного цвета. Однако цвет церковным уставом строго не оговорен. Головным убором служит скуфья, небольшая суконная или бархатная шапочка черного цвета (для заслуженных священников — фиолетового).

Для черного духовенства (монашествующих) установлено ношение такой же одежды, как и для белого духовенства. Единственным отличием для них является ношение в торжественных случаях мантии (длинного плаща без рукавов). Головным убором служит клобук с наметкой (покрывалом).

У священников обязательным является ношение наперсного креста поверх одежды. Для епископов предусмотрено дополнительное ношение панагии (небольшой украшенной иконки на цепочке).

Богослужебные облачения архиереев

Архиереи во время совершения богослужений облачаются в подризник, епитрахиль, поручи, пояс, палицу и саккос (длинную верхнюю одежду без рукавов). Саккос символически напоминает о царском достоинстве Иисуса Христа. Облачение епископа имеет особую деталь — омофор (с греческого — «носимый на плечах»), очень широкую ленту, которая особо укладывается на плечах архиерея. Это знак высшего архиерейского служения.

Символически омофор указывает на заблудшую овцу, то есть людей, которых Иисус, как добрый пастырь, «взял» на свои плечи, чтобы вернуть их Богу (Евангелие от Иоанна, 10:11). Епископы также имеют знак церковной власти — жезл. Он напоминает верующим, что все люди являются странниками на земле. Жезл также является атрибутом пастыря: по примеру Христа епископ это пастырь, а верующие — агнцы Божьи, которыми он руководит.

Богослужебный головной убор архиерея — митра.

Повседневное облачение архиерея

В Русской Православной Церкви архиереи в зависимости от своего звания имеют особенные элементы в одежде и головных уборах..

На черной мантии епископов нашиты белые и красные ленты и «скрижали» (четырехугольные платы, пришитые спереди). Эти ленты являются символом евангельского учения, благодать которого исходит во время проповеди архиерея (преемника апостолов). «Скрижали» — это символ Нового и Ветхого Завета. Головным убором служит черный простой клобук с наметкой.

У архиепископов (наиболее заслуженных епископов) мантия фиолетового цвета, с нашитыми лентами и «скрижалями». На черном клобуке с наметкой имеется маленький крест.

Для митрополита (епископа, руководящего митрополией) предназначена голубая мантия с лентами и «скрижалями». Головной убор — белый клобук с наметкой и крестом.

У Патриарха (главного епископа Поместной Церкви) зелёная мантия и белый клобук особой формы с образами серафимов, который называется куколь (в переводе с латинского — «капюшон»). Этот головной убор своим цветом символизирует чистоту помыслов.

Облачение архиерея


Архиерей, совершающий богослужение, символизирует собой Христа.

Подсаккосник

– аналог священнического подризника. Отличается от него тем, что имеет гамматы – полосы, которые символизируют кровь, истекшую из ран Спасителя при Его распятии.

Саккос

– длинная просторная одежда с широкими рукавами. Напоминает стихарь, но шире и богаче. Еще одно отличие: у саккоса разрезаны не только бока, но и нижняя часть рукавов. Это символизирует единство Ветхого и Нового Заветов. Соединяются передняя и задняя половины саккоса особыми пуговицами – звонцами, издающими при движении мелодичный звон. Слово «саккос» в переводе с древнееврейского языка означает «рубище, вретище».

Крестчатый фелонь (полиставрий, полиставрион)

в старину (до XVIII в.) архиерей во время службы надевал не саккос, а длинный фелонь, украшенный крестами. Такое одеяние мы можем увидеть на иконах древних святителей – к примеру, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Омофор

– имеет приблизительно то же символическое значение, что и епитрахиль у священника, то есть напоминает об овечке, которую добрый пастырь поднимает на плечи.


Различают большой и малый омофоры. Большой омофор архиерей надевает во время всех богослужений. Он представляет собой ленту плотной ткани, которая с двух сторон спускается с шеи на грудь, при этом один ее конец перекидывается назад через плечо. Малый омофор, используемый во время Литургии после чтения Апостола, спускается на грудь обоими концами.

Отличие русского омофора

от епитрахили состоит еще и в том, что первая лежит на шее священника, прилегая к ней, а второй стоит на плечах, как оплечье фелони.Греческий жеомофор лежит на плечах – как и греческая фелонь.

В наши дни омофор обычно шьют из той же материи, что и остальные предметы архиерейского облачения. В древности же его ткали из белой шерсти ягненка, что напоминало о Непорочном Агнце – Спасителе.

Поручи (нарукавники)

– надеваются на окончания рукавов подрясника или подризника, фиксируя их. Представляют собой трапециевидные полосы плотной материи с изображением креста на внешней стороне. Крепятся к рукам благодаря шнуровке. Символизируют Божию силу и благодать, благодаря которой священнослужители и совершают Таинства. Также поручи напоминают об узах, которыми был связан Спаситель во время Своих страданий, а также говорят о том, что от священнослужителя требуется непорочность в делах.


Пояс

– надевается поверх подсаккосника. Достаточно широк, на спине завязывается лентами, впереди имеет изображение креста. Символически говорит о бодрости, готовности к служению, а также о силе, духовной власти. Напоминает о полотенце, которым Спаситель препоясался, омывая ноги апостолов.

Палица

– ромбовидный плат, привешиваемый к поясу за верхний угол. Его носят с правой стороны.

Митра

– головной убор архиерея, имеющий форму короны. Символизирует одновременно царственное и божественное величие Христа и Его Терновый венец. В наши дни, как правило, митры бывают обтянуты тканью в цвет богослужебного облачения. На них крепятся небольшие иконки – дробницы. На вершине архиерейской митры крепится вертикально стоящий крест.

Полезный совет. Особенности пошива фелони

В облачении священнослужителю должно быть легко двигаться, делать поклоны, воздевать руки на молитве, поднимать руку для благословения. Оно не должно съезжать, перекашиваться.

Важно учитывать детали. Например, хорошо, когда передняя часть фелони заканчивается сантиметров на 20 ниже наперсного креста. Во время богослужения священник воздевает руки и передняя часть фелони заворачивается

Если ниже креста еще достаточно ткани, он оказывается в образовавшемся «кармане», поднимается и опускается вместе с краем ризы. Таким образом, мы не показываем прихожанам перевернувшийся крест

. Во время богослужения священник воздевает руки и передняя часть фелони заворачивается. Если ниже креста еще достаточно ткани, он оказывается в образовавшемся «кармане», поднимается и опускается вместе с краем ризы. Таким образом, мы не показываем прихожанам перевернувшийся крест.

Важно, чтобы подкладка оплечья фелони была изготовлена из качественной нетканой материи, достаточно долговечной, но не слишком тяжелой, чтобы священник не чувствовал себя так, словно на него надели вериги. Епитрахиль

Епитрахиль

– длинная лента из плотной ткани, сложенная вдвое таким образом, что оба конца ее спускаются на грудь священника. Впереди соединяется пуговицами, которых должно быть 7 – по числуТаинств Церкви (это соблюдается не всегда). По традиции, епитрахиль украшают кресты. Символически епитрахиль указывает на овечку, которую добрый пастырь берет на плечи и несет, спасая от волков, – то есть надушепопечение , заниматься которым обязан священник. Также, представляя собой, по сути, измененный вариант ораря, епитрахиль сообщает нам о том, что священник имеет сугубую, большую, нежели у диакона, благодать. Диакон помогает при совершении Таинств и богослужений, а священник совершает их. В существующей практики епитрахиль и поручи составляют комплект – изготавливаются из одинаковой ткани, в общей стилистике.Епитрахиль и поручи – обязательные атрибуты, необходимые священнику для совершения Таинств.

Поручи (нарукавники)

– надеваются на окончания рукавов подрясника или подризника, фиксируя их. Представляют собой трапециевидные полосы плотной материи с изображением креста на внешней стороне. Крепятся к рукам благодаря шнуровке. СимволизируютБожию силу и благодать , благодаря которой священнослужители и совершают Таинства. Также поручи напоминают об узах, которыми был связан Спаситель во время Своих страданий, а также говорят о том, что от священнослужителя требуется непорочность в делах.

Пояс

– надевается поверх подризника. Достаточно широк, на спине завязывается лентами, впереди имеет изображение креста. Символически говорит ободрости, готовности к служению , а также о силе, духовной власти. Напоминает о полотенце, которым Спаситель препоясался, омывая ноги апостолов.

Набедренник

– прямоугольный плат из ткани, прикрепляемый к поясу с помощью лент. В центре имеет крест. Является одной из иерархических наград Церкви (см. статью о них). Священник, еще не получивший права ношения палицы, носит набедренник с правой стороны, а получивший – с левой.

Палица

– ромбовидный плат, привешиваемый к поясу за верхний угол. Его носят с правой стороны. Вручается священникам в качестве награды.

Камилавка

– высокий твердый головной убор цилиндрической формы без полей, как правило, фиолетового цвета, являющийся атрибутом заслуженных священнослужителей. Традиционно делался из верблюжьей шерсти, отчего и получил свое название.

Митра

– право ее ношения дается лишь наиболее заслуженным священникам, в наши дни митру дают лишь после 40 лет беспорочного служения в пресвитерском (священническом) сане. Священническая митра отличается от архиерейской более скромным убранством и отсутствиемкреста на вершине – вместо него там находится еще однаиконка-дробница .

Немного истории

Слово  митра  очень  древнее,  корни  его  уходят  во  времена  почитания  божества  Солнца  и  согласия.  Этот  древневосточный  культ  был  потом  распространён  в  Римской  империи,  с  1  века  до  н.э  по  1 век  н.э.  и  дольше  среди  воинов и  широких  народных  масс.

Облачения священников в иудействе

Священнослужители-жрецы  этого  божества  носили  высокий  головной  убор,  похожий  на  рыбью  голову. Затем,  в  изменённом  виде  он  стал  использоваться иудейскими первосвященниками,  а  затем  и  христианскими епископами.

Тут необходимо отметить сходство и различие двух понятий, очень похожих слов,  которые  иногда  путают.  Метрополия  –  это  государство,  или  его  столица,  имеющие  вне  своих  пределов   зависимые   города или  территории.  Это  понятие  светского  обихода.

Митрополия  же  –  это  тоже  крупный  город,  столица,  но  основной  признак  -  это  нахождение  в  нём  канцелярии  митрополита,  центра  области  –  митрополичьего  округа,  где  расположен  главный  кафедральный  собор.

История  этих  названий  идёт  от  Древней  Греции,  Рима,  где  так  назывался  большой  город.  Оттуда  их  и  позаимствовала  для  своего  обихода  христианская  Церковь.  Позже часто  центр  митрополичьего  округа  располагался  именно  в  центральных  городах-метрополиях,  что  способствовало  некоторой  путанице  этих  понятий.

Таким образом, получается логическая связка: митра – головной убор митрополита,  руководителя    митрополии,  зачастую  расположенной  в  столице  метрополии.

Знакомство с головными уборами понтифика

Головной убор Папы Римского далеко не один. Но мы начнем описание с самого известного — с тиары. Ее точное происхождение неизвестно. Она появилась семь веков назад. Тиара имеет форму стога, яйца или гнезда пчелы, кому какое больше нравится сравнение. Ее изготавливали из плотной белой ткани и богато украшали золотой вышивкой и обязательно двумя лентами, который ниспадали на спину Его Святейшества.

Затем к ней добавили еще один венец, который, по предположениям, должен был обозначать власть светскую и духовную. Наконец, у нее появился третий, который завершает крест. По оценкам различных богословов, тиара может являться символом жизни, так как ее форма напоминает о яйце, или обозначать власть над всеми сферами – землей, небом и подземной жизнью. Три ее обода могут также отражать страдания, борения и победу церкви или власть над такими континентами, как Европа, Африка и Азия.

Тиара использовалась при вступлении во власть нового Папы. Церемония интронизации требовала возложения тройной короны. Последним папой, который поддержал эту церемонию, был в 1963 году Павел VI, но через несколько недель в знак смирения он передал свою тиару в алтарь собора Святого Петра. Его преемники с 1965 года более не коронуются. Ватикан по этому поводу комментариев не дает. В 1968 году она была дарована собору Непорочного Зачатия в Вашингтоне. Это было сделано с целью ее показа и сбора средств для беднейших слоев населения.

Кто такие монахи

С греческого языка «монах» (μοναχός) переводится как «уединенный, один». Это означает, что монах для приближения к Богу и подражания образу жизни Спасителя удаляется от мира. Это исполнение слов Господа:

Монашество является особым даром служения Богу.

Слово «мир» в Православии многозначно. Под ним понимается человеческое общество, после грехопадения первых людей (Адама и Евы) ориентированное на достижение только материальных, земных целей. Миром называют совокупность грехов и страстей, а также мирские ценности, которые противоречат христианскому учению. Православное понимание удаления от такого «мира» — это стремление уберечь душу и тело от различных искушений, соблазнов и грехов, которые отдаляют человека от Создателя.

В Первом послании к коринфянам (7:32) апостол Павел писал:

Христиане, стремившиеся полностью посвятить свою жизнь Господу, стали избирать девственный, то есть безбрачный, образ жизни. Однако в первые века христианства это не предполагало изоляции от общества. Затем желающие уединиться стали селиться в пустынях, пещерах, лесах. Отсюда определение монахов как пустынножителей, отшельников. Отшельники годами жили в полном одиночестве, проводя свои дни в труде и молитвах. Первым из отшельником считается преподобный Павел Фивейский (228-341). Он около 60 лет прожил в Фиваидской пустыне (Египет).

Что понтифик носит летом

Летом используют дзукетто или пилеолус. Он появился по необходимости. Голова католического служителя церкви имеет пробритую тонзуру, которую потребовалось защищать от холодной температуры в церкви. Дзукетто сшит из восьми клиньев и имеет маленький хвостик сверху, и у понтифика пилеолус всегда белого цвета, в отличие от шапочек кардинала, епископов и других прелатов.


Его святейшество Иоанн Павел II нередко отдавал свой дзукетто гостям на память. А с понтификом Франциском в Италии произошел небольшой казус. Пока он благословлял и целовал пятилетнюю девочку, наклонившись к ней, она в это время сняла дзукетто с его головы, что не обидело, а только позабавило Папу Римского, который посмеялся над этим вместе со всеми остальными.

Головной убор Папы Римского, пилеолус, обязательно надевается, когда служится Святая Месса. Потом на некоторое время он снимается, и его располагают на небольшой медной или деревянной подставке. После обряда причащения его вновь надевают.

Внебогослужебное облачение

Облачение православного священника можно разделить на повседневное и богослужебное. К повседневной одежде священников можно отнести подрясник, рясу и некоторые головные уборы.

Подрясником называют нижние длинные одежды– у монашествующего священника подрясник имеет чёрный цвет, у белого духовенства он может быть и белым, и чёрным, и синим. Сверху на подрясник обыкновенно надевается ряса (слово греческого происхождения, в переводе означает – «вытертая»).

Рясу носит как белое, так и чёрное духовенство, опять же, выбирая цвет соответственно своему званию. Как правило, ряса имеет несколько вариантов кроя, у неё длинные широкие рукава, застёжки на воротнике и поясе. Кроме этого, монашествующие священники носят мантию — длинную чёрную накидку с застёжкой на вороте.

Ряса и подрясник сейчас являются своеобразными символами отречения от мира и мирской суеты. Изначально же это была обыкновенная будничная одежда бедных монахов, довольно распространенная и традиционная для восточных стран – и по сей день подобный тип одеяний популярен на Ближнем Востоке.

Все богослужения (кроме Литургии) священник совершает в рясе и подряснике, иногда надевая поверх элементы прочих облачений, в соответствии с уставом. Когда же совершается Литургия, то на подрясник вместо рясы надеваются иные богослужебные облачения. К внебогослужебным головным уборам священства относятся скуфья и камилавка.

Скуфья (от греческого «покрывало, шапка») – своеобразная остроконечная шапочка, иногда из бархата. На голове складки скуфьи образуют подобие креста или купола. Скуфья является символом воинского шлема, а священнослужитель или монах, её носящий символизирует собой воина на поле духовной брани.

Камилавка – цилиндрический головной убор монашествующего и белого духовенства. Изначально имела форму, подобную турецкой фески и изготовлялась из верблюжьей шерсти (по-гречески — «камелос»).

Такие уборы носили на Востоке, защищаясь от солнца. Позднее камилавки стали частью одеяния византийских правителей и сановников, а затем – элементом облачения священнослужителей.

В России камилавки вошли в обиход с XVII века. Камилавка, подобно прочим богослужебным головным уборам, является символом тернового венца, который был на Христе в момент распятия. Помимо облачения и головных уборов, обычно поверх рясы священники носят иерейский крест.

Почему мужчины в церкви снимают головной убор

В православной церкви нет прямого запрета на ношение мирянами головного убора в храме. Скорее, мужчины, снимающие шапки и шляпы при входе в церковь, отдают дань древней традиции. Основана она на послании к коринфянам Апостола Павла. Согласно нему, мужчины не должны покрывать свои головы, так как они являются образом и славой Божией. Женщины же являются славой своих мужчин, поэтому они, наоборот, должны прикрывать голову в храме.

А у православных священников ношение головных уборов регулируется особыми правилами Устава. Во время служб головной убор должен находиться на голове священника практически постоянно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector