Феодосий черниговский

Литература

  • Житие Феодосия описано Нестором летописцем (перев. на совр. яз. пр. Филаретом в «Зап. Акд. Наук», 2 отд., кн. II, вып. 2, 1856). См. проф. Голубинский, «История русской церкви» (1901);
  • пр. Макарий, «История русской Церкви» (1868);
  • M. Погодин, «Св. Игумен Феодосий» («Москвитянин», 1850, кн. 23);
  • акад. С. Шевырев, «История русской словесности» (СПб., 1887, изд. II, ч. II);
  • Н. И. Петров, «Источники поучения преп. Ф. Печерского о казнях божиих» (в «Трудах Киев. Дух. Акад.» за 1887 г., т. II — «Археологические заметки»);
  • Н. К. Н. (Никольский), «Памятники древнерусской учительной литературы» (1894, вып. 1);
  • В. А. Чаговец, «Преподобный Феодосий Печерский, его жизнь и сочинения» (1901);
  • еп. выборг. Антоний, «Из истории христианской проповеди» (1892);
  • проф. Максимович, «Лекции по истории древнерусской словесности» (1839, кн. I);
  • Ал. Востоков, «Описание русских и словенских рукописей Румянц. музеума», № CCCCVI;
  • Яковлев, «Памятники древнерусск. письм. ХII—XIII вв.»;
  • митр. Евгений, «Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российск. церкви» (СПб., 1827, изд. II, т. II);
  • рукописные сборники Киево-Печерской лавры №№ 47 и 48.

Чудеса преподобного Феодосия Печерского

Еще при жизни преподобный Феодосий прославился многими чудесами. Так, когда в монастыре происходило оскудение необходимых запасов, по молитвам преподобного являлись неизвестные благотворители и доставляли в обитель необходимое для братии. Много раз Сам Господь спасал обитель от нашествия разбойников: тогда грабители видели, как церковь поднимается к небу, и в страхе отходили прочь. Один благочестивый и богобоязненный человек шел раз темной ночью мимо ветхого Печерского монастыря и видел следующее. От монастыря исходил яркий свет, а преподобный Феодосий стоял перед церковью, воздев к небу руки и вознося к Богу молитву. Прохожий продолжал еще с удивлением смотреть на это, как вдруг видение изменилось, и он увидел другое чудо: над церковной крышей показалось очень большое пламя и, приняв вид дуги, перешло на другой холм, именно на тот, на котором преподобный Феодосий начал потом строить новую каменную церковь. И таким образом один край огненной дуги стоял над старой церковью, а другой над тем местом, где предполагалось построить новый храм.

В другой раз ночью окрестные жители были разбужены пением множества голосов, слышавшихся близ обители. Они встали и, выйдя из домов своих, пошли на возвышенное место посмотреть, откуда именно слышатся эти голоса. Тогда они увидели следующее. Ветхий Печерский монастырь был залит ярким светом; множество иноков, выходя из старой церкви, шли на новое место: одни несли икону Пресвятой Богородицы, а прочие с песнопениями сопутствовали первым, неся в руках зажженные свечи. Во главе всех шел отец и наставник иноков преподобный Феодосий. Дойдя до нового места, они сотворили на нем пение и молитву, а затем, возвратившись назад, с пением опять вошли в старую церковь. Множество свидетелей удостоверяло потом действительность этого чуда. А так как в вышеупомянутом шествии не участвовал ни один инок, то все поняли, что люди эти видели ангелов.

На ознаменованном Богом столь великими чудесами месте, таким образом, стала строиться каменная церковь во имя Пресвятой Богородицы.

Житие святого епископа

Рождение его относят к 30 годам 17 века в семье дворян на территории Малороссии. Изначально развитие проходило в домашних условиях, а затем он был отдан в Киевскую Братскую Богоявленскую школу. На тот момент ею руководил Лазарь Баранович. Его очень почитали, а он относился ко всем своим послушникам как к сыновьям. После ее окончания он твердо решил посвятить свою жизнь служению Господу.

Так и началось богобоязненное житие святого Феодосия Черниговского. В большей части такой его выбор был основан на примере родителей, учителя, а также святости места его пребывания. Те политические перипетии, которые происходили между правящими представителями власти и их отношение к церкви, сподвигли его на облачение в одежду воина Христового и выступать на защиту церкви.

О точной дате принятия иночества не известно, но точно понятно, что случилось это до 1651 года. После принятия такого сана он еще определенное время трудился в качестве архидиакона Киево-Софиевского собора. В период, когда земля страдала от проблем, которые устраивались противниками Богдана Хмельницкого, он занимал уже должность иеромонаха Крупицкого Батуринского монастыря. Через некоторое время его ставят игуменом Корсуньского монастыря.

Далее шло его восхождение по карьерной лестнице. Скончался он в 1696 году и был погребен в Черниговском кафедральном Борисоглебском соборе. Только спустя 2 столетия стали проводить его прославление. На сегодняшний день мощи не покидают Троицкий собор.

Статьи на Православие.Ru

2 / 15 августа 2013 г. Неделя 12-я по Пятидесятнице. День памяти преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:13:57 мин. Размер 53.3 Mb)

1 / 14 сентября 2013 г. Суббота 12-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:37:30 мин. Размер 113.5 Mb)

Житие святого — особый повествовательный жанр христианской литературы. Будучи подчиненным строгим стилистическим канонам, он практически не поддается прочтению с точки зрения исторической биографии. А ведь именно так воспитанный современной культурной традицией читатель стремиться понять этот специфический литературный текст. Историк прежде всего задается вопросом: возможно ли отделить литературный этикет от биографических сведений и рассмотреть в житийном тексте реальный контекст эпохи? Кажется, возможно…

Жизнеописание святого

Малая родина Луки Проскуры, впоследствии преподобного Лаврентия — село Карыльское на Черниговщине. Год рождения — 1868-й. Точная дата неизвестна.

Происхождение

Будущий архимандрит родился в бедной крестьянской семье. Его отца звали Евсей Проскура. Мальчик пережил кончину батюшки в 9 лет. У Луки был старший брат Варфоломей.

Житие и служение Богу

Мать Луки часто болела. Ему пришлось работать с юных лет, благо позволяли способности. Мальчик окончил школу при церковном приходе в 13 лет и остался в заведении как помощник учителя.

Лука обладал певческими способностями, учился вокалу и игре на скрипке у частного преподавателя в Коропе и стал регентом в местной церкви. Чтобы заработать на пропитание и поддержать мать, мальчик научился шить. В 17 лет к нему ходили на примерку все односельчане.

Переломный момент в жизни юноши случился после кончины матери. Лука собрался оставить мирскую жизнь и принять монашеский постриг. Но брат отговорил. Позже Лука отправился в пешее путешествие в Киев вместе с другом Симеоном. Походив по святым местам, юноша захотел поступить в духовную семинарию и испросил благословения у старца Ионы. Но старец ответил, что его семинария при нем.

Не оставив желания быть ближе к Богу, Лука и Симеон поехали на Афон. В монастыре святого Пантелеймона жили пятеро их односельчан. Лука упросил настоятеля принять его в послушники. При этом один из афонских старцев, предположительно преподобный Силуан, посоветовал новоприбывшему ехать домой — он пригодится на родине.

По возвращении в Украину регентский талант Луки заметил епископ Черниговский и постановил направить молодого певчего в Троицкий архиерейский дом в Чернигове.

Лука принял постриг в 45 лет с именем Лаврентий и прошел все перипетии смены мирской и церковной власти:

  • в 1922-м году раскольники, при поддержке советов, отстранили отца Тихона от обязанностей Московского Патриарха. На время его ареста церкви перешли в режим «обновленчества». Но после освобождения патриарха часть священнослужителей вернулась к старому порядку. Лаврентий на протяжении раскольничьего периода поддерживал отца Тихона и каноническую православную церковь;
  • на отца Лаврентия завели дело в НКВД, как на противника режима большевиков. Преподобного арестовали, допрашивали и хотели отправить в лагерь на исправительные работы. Но Лаврентий уже был в преклонном возрасте, поэтому его отпустили. Большинство священнослужителей, не согласившихся на сделку с большевиками и отказавшихся поминать раскольничьего патриарха, погибли;
  • отец Лаврентий проводил тайные службы и принимал верующих на «катакомбном», подпольном положении. Маленький храм обустроили в пещере, проход в которую вел от дома верной прихожанки. Службы проходили ночью;
  • в военные годы преподобный управлял женской общиной, сохранившейся в Троицком монастыре Чернигова.

Отца Лаврентия почитали прихожане и правое духовенство. Также он удостоился явления пророка Илии, Евноха и Иоанна Богослова. Святые говорили с преподобным о судьбе советской державы, мира и конце света.

Отцу Лаврентию приписывают благословение Владимира Сабодана, блаженнейшего митрополита Киевского и предстоятеля УПЦ с 1992-го по 2014-й годы.

Кончина

Жизненный путь отца Лаврентия закончился в 1950-м году. Старец почил в келье Троицкого монастыря после тяжелой болезни. Его мощи уцелели, остались нетленными кисти рук. Останки обладают чудотворной силой и покоятся в Троицком храме в Чернигове.

Последние дни жизни

После освобождения из заключения праведник вернулся к прежней жизни в стенах родной обители и сотворил там немало чудес. По его молитвам спасались люди, заблудившиеся в пустыне, выздоравливали раненые воины, выживали пострадавшие при кораблекрушении.

Преподобный за несколько дней предсказал весть о грядущем землетрясении в Антиохии, и призвал иноков молиться о спасении жителей этого города. Феодосий Великий дожил до почтенных годов и умер в возрасте 105 лет. Похоронен предстоятель Православной Церкви был в той пещере, где он начинал свой подвижнический путь.


Гробница преподобного Феодосия Великого

Чудеса

В преклонные года Феодосий получил от Господа дар прозрения. Он видел душу и мысли приходящих к нему людей, обличая их греховные помыслы и деяния.

  1. Однажды в буковую пустынь приехали 7 женщин. Шестерых из них старец благословил, а последней приказал вернуться домой и вернуть мужа жене, а отца детям. Эта паломница имела связь с женатым мужчиной. Она выполнила наставление старца и через некоторое время вернулась к нему для покаяния и благословения.
  2. В Минеральных водах соседкой праведника была пожилая женщина, которая вырастила в одиночку дочь-подростка. В её голову закралась греховная мысль заставить свою дочь заниматься блудом, чтобы зарабатывать семье на пропитание. Однажды, стоя у колодца, она увидела, как дед Кузюка (так называли старца простые горожане) бросил к её порогу котомку и ушёл. Женщина развязала платок и увидела в нём много денег. Она хотела вернуть их старику, но том ответил, что Господь послал ей помощь, чтобы избавить от нечистых мыслей, а дочь от грехопадения. Раскаявшаяся соседка бросилась на колени и начала благодарить исповедника. Он же посоветовал ей обратиться с благодарственной молитвой к Господу и Богородице.
  3. В тяжёлые военные годы в городском госпитале работала медсестра, у которой была большая семья. Они голодали, и женщина от отчаяния стала задумываться о самоубийстве. Однажды ночью в её дверь постучался дед Кузюка и протянул ей пакет конфет. На утро она пришла к старцу, который сказал, что своим поступком она бы отправила в рай души своих детей, а сама бы вечно мучилась в аду. Вскоре женщине предложили новую работу, и начали давать хлеб, помогающий её семье пережить военные годы.

Станционный рабочий вспоминал о настоящем чуде, которое совершил городской юродивый. Он в одиночку, держа в одной руке зажженную свечу, оттолкнул от здания госпиталя вагоны, груженые боеприпасами. А через несколько минут на это место упал немецкий снаряд. Если бы вагоны остались стоять на прежнем месте, то здание госпиталя и пациенты сильно пострадали.


Храм иконы Божией Матери Живоносный Источник в Пустыни Феодосия Кавказского

Через некоторое время Кузюка спас от смерти воспитанников и работников детского сада. Он подошёл к забору и позвал детей бежать за ним. Малыши послушно последовали за смешным стариком. За ними выбежали из здания и все работники, пытаясь остановить воспитанников. В это время на сад упал снаряд, полностью уничтожив его.

После земной смерти святой Феодосий продолжает помогать людям, верящим в него. Очевидцы рассказывают о множестве случаев физического исцеления и избавления от душевных недугов.

О чем повествует житие

Дата рождения Феодосия Печерского – 1008 г. Главный герой жития появился на свет в городе Василькове (ранее – Василев), расположенном под Киевом. Будущий святой воспитывался в знатной семье, однако не стремился к роскоши и более всего тяготел к Богу.

Детские годы и юность

Труд, созданный в житийном жанре, сообщает: уже с ранних лет Феодосий был непохож на своих сверстников. Он часто посещал церковь, носил скромную одежду, избегал детских игр и забав. Мальчик рано овладел грамотой и поражал всех необыкновенно мудрыми изречениями.

Когда Феодосию исполнилось 13 лет, его семья перебралась жить в Курск. Вскоре отец мальчика скончался. После этого отрок стал еще больше времени посвящать чтению Божественного писания и посещению церковных служб.

Известно, что мать Феодосия не желала видеть его среди богослужителей. Женщина наказывала сына за его религиозные поступки – попытку отправиться в Иерусалим, ношение вериг (железного пояса и других приспособлений для усмирения плоти). Вместо того чтобы гневаться, юноша терпеливо принимал это, благодарил Бога за посланные испытания и искренне молился за свою мать.

Постриг в монахи

Однажды Феодосий решил тайно покинуть родной дом и отправиться в Киев. Будучи вдохновленным рассказами о преподобном Антонии, он мечтал увидеться с ним. Придя в пещеру к старцу, отрекшемуся от мира, Феодосий стал слезно просить принять его в иночество. Антоний благословил юношу и отдал на попечение блаженному Никону. В скором времени этот священник постриг 23-летнего Феодосия в монахи.

В последующие годы Феодосий с глубокой верою служил Богу, исполнял все наставления старца Антония. Не жалея себя, он молился по ночам, а в дневное время занимался тяжелым физическим трудом. Молодой инок строго соблюдал посты и вызывал огромное уважение верным служением Господу. За его праведную жизнь преподобный Антоний и блаженный Никон неустанно славили Бога.

Мать Феодосия долгое время разыскивала его. Встретив сына в Печерской обители, она стала просить о возвращении домой. В скором времени женщина и сама приняла постриг в одном из женских монастырей, где оставалась до конца своих дней.

Игуменство и основание Киево-Печерского монастыря

В 1057 г. преподобный Антоний призвал к себе Феодосия и благословил его стать игуменом Печерского монастыря, где обитали 12 братьев. В последующие годы было возведено деревянное здание обители и принят ее первоначальный устав. Также Феодосий инициировал строительство церкви в честь Успения Богородицы.

Времена игуменства Преподобного приходились на тяжелый и смутный период. Князья Святослав Черниговский и Всеволод Переяславский отстранили от власти старшего брата Изяслава Киевского. Однажды они пригласили преподобного на обед, однако игумен наотрез отказался. В дальнейшем он открыто изобличал их в незаконном присвоении братнего престола.

Феодосий каждый день приучал иноков к истинному покаянию. Он не боялся надрывного труда, носил жесткую власяницу и питался скромной пищей. Преподобный искренне радовался и славил Бога, когда его ученики читали молитвы, и глубоко огорчался из-за их оплошностей. При жизни Святого монастырь Печерский по-настоящему процветал, и его часто сравнивали с небесной обителью.

Редкое смиренномудрие Феодосия удивляло всех окружающих. Он учил братию не возноситься, избегать прямого осуждения ближних, ставить себя ниже других и подкреплял все сказанное личным примером.

Житие Преподобного было наполнено состраданием к ближним. Феодосий помогал бедным, нищим и больным. Он селил при обители всех нуждающихся, отдавал на их обеспечение десятую часть монастырского дохода. По субботам игумен посылал хлеб заключенным темниц и тюрем. Разбойников он всячески наставлял на совершение праведных дел.

Смерть преподобного Феодосия

Автор текста повествует о том, что, будучи святым, Феодосий заранее знал день собственной кончины. 16 мая (3 мая по старому стилю) 1074 года Преподобный покинул этот мир и отошел к Господу. Игумена похоронили в пещере, которую он выкопал самостоятельно при жизни для пребывания наедине с Богом. В 1091 г. его мощи, ставшие нетленными, принял Успенский собор.

Посещение Пустыни Феодосия Кавказского

Святой источник Феодосия Кавказского для глубоко верующих жителей Горного и станицы Верхнебаканской является чем-то вроде ближайшего «Чуда Света». Сюда не «зарастала тропа» еще в дни большевистских гонений на Русскую Православную церковь.

Храм вышеназванного мученика устроен посреди густого букового леса, выросшего когда-то на склонах низкой гряды. За ней уже протекает длинная река Кудако (Святая). От начала тоннеля до начала православного комплекса идти всего 100 м. За переходом вы продвигаетесь по лесной тропе. Далее перед вами открываются:

  • православная часовня;
  • церковь Феодосия Кавказского (новодел из красного кирпича в духе Храма Василия Блаженного);
  • оборудованный колодец источника;
  • входы в землянки аскетов-отшельников;
  • металлический крест, на месте которого Феодосий произнес (перед смертью в конце 40-х гг. прошлого века): «С тем, кто меня будет призывать, я буду всегда…»;
  • скамейки;
  • беседка на 10 человек;
  • торговая лавка по продаже меда;
  • церковный магазинчик;
  • подсвечник для установки свечей: в радость, в помощь и за упокой (на камне, где иеромонах молился 7 дней).

В помещении культового сооружения проходят службы, здесь выставлен довольно богатый иконостас. Новый храм, занявший площадь разрушенного большевиками, построен лишь в 2011 г. и носит название в честь здешней иконы — «Живописный источник». Как следствие, многие огорчаются, желая видеть оригинал. К паперти ведет парадная лестница с балюстрадой (здание стоит на наклонной плоскости). Больше всего паломников съезжаются 8 августа – в день Преподобного Феодосия. Люди приезжают в поисках утешения и оздоровления, получают заряд бодрости и уверенности в своих силах.

Святой преподобный Феодосий Великий: житие

Преподобный Феодосий Великий (день памяти — 24 января) жил в V — VI вв. и был основоположником общежительных монастырей. Он родился в Каппадокии от благочестивых родителей.

Святой Феодосий Великий: икона

В юные годы он посетил Святую Землю и виделся с преподобным Симеоном Столпником, который благословил его и предсказал ему будущее пастырское служение. Стремясь к отшельнической жизни, святой Феодосий поселился в Палестине в пустынной пещере, в которой, по преданию, ночевали три волхва, пришедшие поклониться Родившемуся Спасителю мира. В ней он прожил 30 лет в великом воздержании и непрестанной молитве.

К подвижнику постепенно начали стекаться желавшие жить под его руководством. Когда пещера уже не вмещала собравшихся иноков, преподобный Феодосий стал молиться, чтобы Господь Сам указал место для обители. Взяв с собой кадило с холодными углями, преподобный пошел по пустыне. На одном месте внезапно угли разгорелись и воскурился фимиам. Тут преподобный и основал первый общежительный монастырь.

Преподобный Феодосий был необыкновенно милостив. Однажды, когда в Палестине случился голод и к монастырю собралось множество людей, преподобный приказал всех пустить в ограду. Ученики смутились, зная, что монастырь не имеет возможности насытить всех пришедших. Но когда вошли в хлебопекарню, то увидели, что она, по молитвам аввы, наполнена хлебами.

В монастыре преподобный устроил странноприимные дома, отдельные больницы для иноков и мирян, а также убежища для престарелых. Ввиду того, что в Лавре собрались люди из разных стран, преподобный устроил Богослужение на разных языках — греческом, грузинском и армянском.

Во время правления Константинопольского императора Анастасия (491 — 518) возникла ересь Евтихия и Севера, не признававших ни таинств, ни священства. Император примкнул к лжеучению, и православные начали терпеть гонения. Преподобный Феодосии твердо встал на защиту Православия и написал от лица пустынников послание императору, где обличал его и опровергал все бывшие и осужденные Вселенскими Соборами ереси. Император смирился на недолгое время, а потом возобновил гонение на православных. Святой старец тогда проявил великую ревность за истину. Он, оставив обитель, пришел в Иерусалим и в Великой церкви, став на возвышении, возгласил во всеуслышание: «Кто не почитает четыре Вселенских Собора, да будет анафема». За этот смелый поступок преподобный был сослан в заточение, но скоро возвратился после смерти императора.

Перед своей кончиной преподобный Феодосий призвал к себе трех любимых епископов и открыл им, что скоро отойдет ко Господу. Через три дня он скончался в возрасте 105-ти лет, в 529 году. Тело святого было с честью погребено в пещере, в которой он жил в начале своего подвига.

Преподобный Феодосий Великий

Молитвы

Тропарь преподобного Феодосия
глас 8
Возвысився на добродетель, измлада возлюбив монашеское житие,/ к желанию доблественне достиг, вселился еси в пещеру/ и, украсив житие твое пощением и светлостию,/ в молитвах, яко безплотен, пребывал еси,/ в Российстей земли, яко светлое светило, просияв, отче Феодосие,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Феодосия
глас 3
Звезду Российскую днесь почтим,/ от востока возсиявшую и на запад пришедшую,/ всю бо страну сию чудесы и добротою обогатившу и вся ны/ содеянием и благодатию монашескаго устава,// блаженнаго Феодосия.

Тропарь преподобного Феодосия
глас 8
Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче,/ архиереев богодухновенное удобрение,/ Феодосие премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Феодосия
глас 8
Наследник отцев был еси, преподобне,/ тех последуя житию и учению,/ обычаю и воздержанию,/ молитве же и предстоянию./ С нимиже, имея дерзновение ко Господу,/ прощение согрешений и спасение испроси вопиющим ти:// радуйся, отче Феодосие.

Тропарь преподобных Антония и Феодосия
глас 4
Звезды мысленныя,/ просиявшия на тверди Церковней,/ иноков Российских основание,/ песньми, людие, почтим,/ радостныя похвалы сим воздающе,/ радуйтеся, преблаженнии отцы, Антоние со Феодосием богомудрым,// присно молящиися о возследствующих и чтущих память вашу.

Ин тропарь преподобных Антония и Феодосия Печерских
глас 3
Двоицу начальных российских светил почтим,/ Антония, Богом посланнаго, и Феодосия, Богом дарованнаго:/ тии бо первии, равноангельным в России житием просиявше от гор Киевских,/ осветиша отечествия нашего вся концы,/ и путь к Небеси правый многим показаша,/ и, первоотцы иноком бывше, лики спасаемых Богови приведоша,/ и ныне, предстояще в вышних немерцаемому Божества Свету, молятся о душах наших.

Кондак преподобных Антония и Феодосия
глас 8
Двоицу великих отец и правило иноков светлое,/ умныя зари, онебесившия Российскую Церковь,/ кто по достоянию хвалами воспоет?/ Тии бо Престолу Божию предстоят./ Но яко имущии дерзновение к Святей Троице,/ Антоние преблаженне и Феодосие приснопамятне,/ молитеся о молебная вам приносящих// и любовию песньми вас ублажающих.

Ин кондак преподобных Антония и Феодосия Печерских
глас 2
Твердыя столпы благочестия,/ недвижимая иноческих законоположений основания, и необоримыя стены Российския восхвалим:/ Антониа, возлюблыпаго Бога, и Феодосиа, возлюбленнаго Богом:/ труды бо онех и постническия подвиги прият паче всякаго всеплодия,/ Един во святых прославляемый.

Молитва преподобному Феодосию, Печерскому чудотворцу
О священная главо, ангеле земный и человече небесный, преподобне и богоносне отче наш Феодосие, изрядный слуго Пресвятыя Богородицы, во имя Ея святое обитель пречудну на горах Печерских соорудивый, и в ней чудес множеством просиявый! Молим тя со усердием многим, молися за нас ко Господу Богу, и испроси от него великия и богатыя милости: веру праву, надежду спасения несомненну, любовь ко всем нелицемерну, благочестие непоколебимое, душ и телес здравие, житейских потреб довольство, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от щедродательныя Его десницы, но в славу имени Его Святаго, и во спасение наше. Сохрани, угодниче Божий, предстательством твоим святым страну нашу, Церковь Православнороссийскую, град твой, и Лавру твою невредимыми от всякаго зла, и вся люди притекающия на поклонение к честному твоему гробу и пребывающия во святей обители твоей, осени Небесным твоим благословением и от всяких зол и бед милостивно избави. Наипаче же в час кончины нашея покажи нам многомощное твое покровительство: да избавимся молитвами твоими ко Господу власти лютаго миродержца и сподобимся наследити Царство Небесное. Яви нам, отче, благосердие твое и не остави нас сирых и безпомощных, да выну славословим дивнаго во святых Своих Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, и твое святое заступление, во веки веков. Аминь.

Творения

Прп. Феодосий Печерский

Два поучения прп. Феодосия обращены ко всему народу: одно «о казнях Божиих» за грехи, замечательно изображением остатков языческих поверий в народе и господствующих пороков времени, грабежей, своекорыстия, мздоимства и пьянства; другое направлено против пьянства.

Два послания к великому князю Изяславу отвечают на современные вопросы: вопрос о посте в среду и пяток решается согласно Студийскому уставу; в послании о вере варяжской или латинской исчисляются отступления от православия и обычаи латинян, запрещается всякое с ними общение в пище, питье и браках.

В историческом отношении поучения прп. Феодосия имеют большое значение для характеристики нравов того времени. Литературные произведения Феодосия Печерского сделались известными не особенно давно; подлинность некоторых поучений его подлежит сильному сомнению; так напр., новейшие научные исследования считают два поучения — «о казнях божиих» и «о тропарных чашах» — не принадлежащими прп. Феодосию.

Пророчества преподобного

Получив наставления о Страшном суде от святых праведников, отец Лаврентий делился знаниями о грядущих временах с верующими. В своих пророчествах старец предупреждал о приближении Антихриста и призывал сохранять бдительность. Ниже приведены некоторые из них, с максимально сохраненным оригинальным смыслом:

  • останутся несколько государств и будут выбирать одного правителя «на всю вселенную»;
  • вместо праведников будут восхвалять обольстителей, творящих ложные чудеса и отступивших от Бога;
  • бесы покинут ад и поселятся в людях;
  • придет всемирная война, от которой не будет спасения, «разве только в ущелье»;
  • Антихриста увидят единовременно во всем мире.

Преподобный интересно ответил на вопрос, где же увидят Антихриста: в каждом доме, вместо иконостаса, будет стоять обольщающий «прилад». Он нужен для того, чтобы смотреть и слушать новости. Через этот «прилад» в каждый дом войдет Антихрист.

Русские люди раскаются в грехах и в том, что не защитили царя — Помазанника Божьего. Россия будет сильным государством. Славянские земли не поддадутся власти Антихриста. Остальные государства испытают муки, которые описаны в Святом Писании.

О церкви отец Лаврентий говорил, что есть единая Апостольская, православная церковь, созданная Иисусом Христом. Существуют единый Бог и единое крещение.

Преподобный Лаврентий Черниговский призывал творить мир и любовь, не переносить ссоры изо дня в день, а обязательно помириться до заката. Любые дела святой отец учил сопровождать Иисусовой молитвой, а для спасения души читать молитву Иоанна Златоуста.

Храмы в его честь

В некоторых источниках упоминается, что несколько раритетных изображений святого пропали из Киево-Печерской лавры. Найти святые обители достаточно просто. Так например он есть в:

  • селе Александровка Днепропетровской области;
  • в Киеве в Кияновском переулке;
  • а также на улице Чернобыльской 2.

Последний храм святителя Феодосия Черниговского в Киеве был сооружен для покровителя  ликвидаторов аварии на ЧАЕС.

В дореволюционный период  многие святыни носили его имя, но после остались только несколько. Ранее он был в Туле, а теперь там остался только его предел, а весь храм переименован в Покров Богородицы.

Помните, что не важно искать его мощи, храмы или лики, важно стараться донести свое прошение через искреннюю молитву. Желательно предварительно поблагодарить святого за проявленную ранее Господом благодать  и все то, что уже есть у Вас

Храни Вас Господи!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом архиепископе Черниговском:

Иконы

Почитание в православии

Преподобный Лаврентий канонизирован Украинской автокефалией в 1993-м году, а с 2016-го года старца прославляют общецерковно. День памяти — 11 января (29 декабря).

Преподобный заслужил прижизненное почитание. В советские годы воспоминания прихожан об отце Лаврентии были записаны. Рассказы печатались в русскоязычном немецком журнале «Надежда. Христианское чтение». Позже появилась брошюра с житием и пророчествами преподобного в редакции киевского издательства.

Через год после канонизации старца сборник переиздали с дополнением отца Херувима (Дегтяря). Его изложение вызывает сомнения у историков. Некоторые высказывания, приписываемые Лаврентию, никогда не слышали люди, лично знавшие преподобного. Исторический портрет святого существенно отличается от преподнесенного в переизданном житии.

Отец Херувим прославился как лжеархиепископ. Он неправильно истолковал популярное сравнение Украины, России и Беларуси со Святой Троицей. После распада СССР республики стали автономными государствами, разделились. Значит, Святая Троица тоже может распасться. Отец Лаврентий подобного не говорил.

Спекуляции на имени старца вызывают сожаления среди историков и верующих. Лаврентий был ярым сторонником аскезы, благочестия и канонических церковных устоев, из-за чего страдал в застенках НКВД. Фальсификация делает его сторонником ереси, к которой преподобный не захотел примкнуть при жизни. Почти не осталось свидетелей, которые могут развенчать мифы о старце.

Краткая характеристика произведения

«Житие Феодосия Печерского» является ярчайшим образцом древнерусской литературы. Работа имеет не до конца выясненную историю создания. Датой ее написания является год 1080 или начало XII века. Произведение принадлежит к выдающимся литературным памятникам Киевской Руси и Московского Царства. В труде Нестора, являвшегося монахом Киево-Печерского монастыря, описываются разные этапы жизни Святого – от рождения и до самой смерти.

Житие состоит из двух объемных частей. Первая посвящена детству и юности Преподобного, непростым взаимоотношениям с собственной матерью. Содержание второй является его жизнеописанием и историей становления Печерского монастыря.

Начинается житие со вступления, в котором автор просит Господа помочь ему в написании. Основное повествование разбито на ряд небольших рассказов, посвященных центральному персонажу. Каждый из написанных разделов красноречиво иллюстрирует святость и духовные совершенства главного героя.

Если вы хотите прочитать само житие, то сделать это можно например на сайте http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4872.

Сайты приходов:

Храм свв. Антония и Феодосия Киево-Печерских пос. Металлист (Луганская епархия)
Иоанно-Богословский Лемешевский мужской монастырь с. Лемешовка (Винницкая епархия)

Свято-Троицкий мужской Холковский монастырь с. Холки (Белгородская епархия)
Архангело-Михайловскй женский монастырь г. Одесса (Одесская епархия)

Свенский Успенский мужской монастырь пос. Супонево (Брянская епархия)
Рождества Богородицы женский монастырь с. Липча (Хустская епархия)

Храм прп. Феодосия Печерского с. Охотниково (Симферопольская епархия)
Свято-Введенский собор г. Сольвычегодск (Котласская епархия)

Храмовый комплекс в честь «Смоленской» и «Владимирской» икон Божией Матери г. Нижний Новгород (Нижегородская епархия)

Вознесенский собор Архиерейское подворье г. Тверь (Тверская епархия)

Храм в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских пгт. Слобожанское (Днепропетровская епархия)
Николаевский Самарский пустынный мужской монастырь г. Новомосковск (Днепропетровская епархия)

Антоние-Феодосиевский Потоцкий мужской монастырь с. Дмитровка (Кременчугская епархия)

Мужской монастырь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» с. Масевычи (Сарненская епархия)

Успенский Куливецкий мужской монастырь с. Куливцы (Черновицкая епархия)

Мужской скит в честь прп. Антония и Феодосия Печерских г. Святогорск (Донецкая епархия)

Храм прпп. Антония и Феодосия Печерских пос. Ящиково (Луганская епархия)
Казанский кафедральный собор г. Санкт- Петербург (Санкт-Петербургская епархия)

Храм Светителя Стефана Великопермского г. Великий Устюг (Вологодская епархия)
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы г. Кинешма (Кинешемская епархия)
Храм Антония и Феодосия Печерских с. Печерск (Смоленская епархия)

Храм Антония и Феодосия Печерских с. Перёдки (Боровичская епархия)
Сканов Пещерный мужской монастырь прпп. Антония и Феодосия Печерских с. Сканово (Сердобская епархия)

Храма прп. Феодосия Печерского г. Курск (Курская епархия)

Храм в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских пос. Кряж (Самарская епархия)

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Санкт-Петербург (подворье Оптиной пустыни) (Ставропигиальные монастыри РПЦ)
Храм Антония и Феодосия Печерских в Бибиреве г. Москва (Московская епархия (городская))
Храм прпп. Антония и Феодосия Печерских пос. Светлогорск (Магнитогорская епархия)

Троицкий Браиловский женский монастырь пгт. Браилов (Винницкая епархия)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector