Преподобный онуфрий великий (4 век)

Великий помощник от духов злобы, о чем молятся святому преподобному Онуфрию

Подвизаясь в пустыне на протяжении 60 лет, Онуфрий Великий обрел великую благодать у Бога. Он претерпел множество скорбей и лишений. Помогает он христианам в любых жизненных обстоятельствах.

Молятся преподобному при желании побороть грехи и телесные страсти, при унынии и скорбях. Также помогает он в борьбе с видимым и невидимым врагом, восстающим на пути спасения.

Все, о чем молятся (просят) с верой этому великому святому, — он всегда слышит и помогает.

Святые пустынники и отшельники претерпевали козни от духов злобы. Более всего, в чем помогает Онуфрий Великий, — это в борьбе со злобными духами, терзающими душевнобольных.

Молитва Онуфрию Великому

О преизящный и превеликий пустынножителю, преподобне отче Онуфрие!

Похваляю твоя неизреченная чудотворения и житие пресветло, еже еси препроводил от юности твоея, даже и до старости: никтоже бо изчести возможе терпений и подвигов твоих, пречестне.

Удивися преподобный Пафнутий твоему жестокому еже в пустыни житию, вкупе же и зело возрадовася, обрет тя единаго толиких подвигов и совершенства суща образ. Сего ради и подлинно испыта о трудех твоих святых и о еже колико имел еси временнаго жития.

Темже и написа, яко шестьдесят лет и три в трудолюбии пребывая, в наготе претерпевая мраз и зной, в глубокой пустыне со зверьми и птицы обитая, молитвы непрестанно творя, пожил еси.

Сего ради ныне радость тебе приношу от недостойных устен моих, преподобне отче, преподобному Пафнутию радосте великая (сподобися бо при кончине с львы послужити тебе, погребсти тело твое и с тобою на небеси жити),

Илии Фесвитянину ревнителю, Иоанну Крестителю наследниче, друже Христов и снаследниче истинный, Египту умная красото, Фивеом великое светило, Ливии красная доброто, финикс красно-процветающий,

орле высокопарный, летающий в поднебесная, на небесех гражданство обретый, идеже и водворися у Престола Владыки Славы, с двадесять четырми старцы жилище обретый, с ними же и пребываеши.

И ныне молю тя, пречудный гражданине небесный, святых ликов Ангельских совсельниче, услыши мя, грешнаго и недостойнаго раба твоего, в час сей и приими сие малое моление мое Акафистово, великий заступниче, скорый помощниче притекающим к тебе усердно.

Заглади рукописание дел моих скверных и нечистых, яже держат демонския полки. Покрый мя твоим заступлением, причти мя ко уготованному пресветлому месту молитвами твоими и сподоби мя вышняго Иерусалима, ибо по Преблагословенной Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии, тебе между теплейшими помощниками, молебниками и заступниками моими почитаю.

Присещаеши бо и даеши руку помощи припадающим к тебе в храме твоем и повсюду. Темже и аз недостойный ныне тебе молюся и призываю:

умоли милостиваго Бога, да отпустит ми вся прегрешения моя, вольная и невольная, сотворенная вся злая дела моя, и да избавит мя твоим предстательством от вечных мук,

научит мя творити добрая дела, наставит мя на путь к спасению истинному и сподобит мя купно радости вечныя насладитися со всеми святыми, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Рождение и детство Онуфрия Великого сопровождалось чудесами и знамениями

По преданию, преподобный родился в семье персидского царя, около 320 года. Еще до рождения праведника, началась борьба за его душу. Демон, явившись отцу в виде странника, возвел клевету на будущего сына, заявив, что тот родится от его слуги. В знак того, что он говорит правду, посоветовал кинуть его в огонь. Если сын не сгорит – значит, демон лжет.

Удрученный горем отец следует советам «странника», и повелевает бросить сына в костер. Но произошло чудо, огонь расступился, и младенец остался жить.

Отцу явился Ангел, и изобличил его ошибку. Ангел велел крестить младенца с именем Онуфрий, и следовать с ним в место, которое укажет Бог. Отец вместе с младенцем поспешили в путь.

На протяжении всего пути, Онуфрия кормила молоком белая лань, указывая дорогу

Через некоторое время, лань привела их к монастырю, который находился у города Гермополя. К ним навстречу вышел игумен, предупрежденный свыше. Он взял Онуфрия на воспитание.

Царь-отец до своей кончины посещал монастырь. Белая лань кормила младенца до трехлетнего возраста.

В семилетнем возрасте с Онуфрием случилось чудо. Каждый день для пропитания ему давали кусок хлеба. Отрок, в простоте души, — приходил в храм, и протягивал часть хлеба Богомладенцу Христу на иконе со словами: «Ты такой же Младенец, как и я; но Тебе ключарь не даёт хлеба. Поэтому возьми мой хлеб и ешь». Иисус протягивал руки, и брал хлеб.

Ключарь, заметив это чудо, — доложил игумену, который распорядился Онуфрию хлеба не давать, а отправить его просить у Христа. Отрок, встав на колени, произнес молитву: «Ключарь не дал мне хлеба, а послал к Тебе за получением его; дай мне хоть кусочек, ибо я сильно проголодался».

Богомладенец протянул ему хлеб такой величины, что Онуфрий с трудом его донес игумену. Вся братия вместе прославила Бога, давшему отроку такую благодать.

Православная молитва — Православная книга

О чем молятся преподобному Онуфрию Великому

Онуфрий Великий, живший в IV в., прославился как египетский пустынник, один из наиболее строгих подвижников. В полном одиночестве святой жил в вертепе (пещере), ведя аскетическую жизнь, претерпевая дневной зной и ночной холод, другие трудности, страдания и лишения. Так прошло 60 лет. Онуфрий оброс длинными волосами, заменявшими ему одежду; его борода касалась земли. По преданию, к Онуфрию являлся Ангел со Святыми Дарами и причащал его. Незадолго до смерти Онуфрия его посетил старец Пафнутий, которому преподобный рассказал о своей жизни. Благословив Пафнутия, отшельник приступил к молитве, во время которой он и скончался (ок. 400 г.). Преподобный Онуфрий Великий особо почитается как защитник от скоропостижной (внезапной) смерти. Ему молятся также об утешении скорбящих, исцелении больных, о помощи всем трудящимся и изнемогающим, а также тем, кто борется с греховными страстями и прилогами, о защите от врагов видимых и невидимых и всякого зла. Великого подвижника просят также об укреплении в Православной вере, о помощи в спасении души, вразумлении и просвещении всех, кто страдает маловерием или неверием.

Молитва преподобному Онуфрию Великому

О пречудне и преблаженне угодниче Христов и авво наш, Онуфрие Великий! Ты дивную любовь ко Господу твоему показал еси, и на дивныя подвиги благодатию Его укрепился еси, и сего ради велия дерзновения к Нему сподобился еси: многа бо чудеса и знамения силы Божия людем о тебе явишася. Воззри убо и ныне, отче предивный, благосердым оком любве твоея на ны недостойныя рабы, и даруй всем по коегождо потребе, по вере же и упованию: скорбящия обрадуй, плачущия утеши, недугующия исцели, труждающимся помози, борющияся со страстьми и прилоги вражиими укрепи и благослови, изнемогающия поддержи, обитель твою и всех нас от враг видимых и от всякого зла сохрани. Возвеличи веру святую Православную во отечествии нашем, обрати заблуждшия, вразуми отпадшия, утверди колеблющияся, умягчи упорствующия, просвети неверныя, и вся приведи в тихое пристанище Отечествия Небеснаго. О предивное слово монашествующих и всех верных утешение! Славными подвиги твоими и сладким лицезрением чудотворнаго образа твоего и нас озари и на всяк подвиг, труд и терпение укрепи во славу Имени Божия, да спасеннии сподобимся с тобою и всеми святыми Вечнаго и Преблагословеннаго Царствия славы Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Михаил Тихомиров Цитируется в сокращении по кн.: МОЛИТВЫ СВЯТЫМ БОЖИИМ С КРАТКИМИ СВЕДЕНИЯМИ О ЖИТИЯХ И ПОМОЩИ В РАЗНЫХ НУЖДАХ. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2021. Православная книга почтой pravmolitva.ru

60 лет пустынножительства в полном одиночестве, в общении с Ангелом

Невозможно передать трудности, которые перенес святой Онуфрий в пустыне. Днем он изнывал от жары, ночью мерз от холода. Питался подвижник кореньями и зеленью пустынных растений, а пил небесную росу, выпадавшую по утрам.

Онуфрий предал себя воли Божьей. Он посвятил свою жизнь постническим подвигам, обрек себя на жажду и голод. Всеблагий Господь, узрев такое дерзновение подвижника, приказал Ангелу Своему заботиться об Онуфрии.

Ангел на протяжении 30 лет ежедневно приносил ему хлеб и воду

По истечении тридцати лет, Господь преподал пустыннику более обильное питание. Возле его жилища выросла пальма, имевшая 12 ветвей. Ветви плодоносили по очереди, каждый месяц, и количество еды хватало на целый год. Возле пещеры из-под земли начал бить источник питьевой воды. Иногда и Ангел приносил ему хлеб.

Преподобный Онуфрий на протяжении 60 лет сподоблялся Святого Причастия. Святые Дары приносил ему Ангел. По принятии Тела и Крови Христовых, сердце подвижника наполнялось неизреченным веселием.

Ангел причащает преподобного Онуфрия Великого

Если он желал видеть человека, то Ангел брал Онуфрия, и подымал к Небесам. Оттуда подвижник мог наблюдать святых, живших друг от друга на больших расстояниях. Его душа возвеселялась и просвещалась.

В эти минуты он забывал обо всех лишениях пустынножительства. По возвращению в пещеру, отшельник еще усерднее начинает служить Богу, надеясь получить то, что открыл ему Господь.

Литература

  • Войтенко А.А. «Коптское Житие преп. Онуфрия Великого и египетское монашество в конце IV в.» // Культура Египта и стран средиземноморья в древности и средневековье. Сборник статей, посвященный Т.Н. Савельевой. М., 2009.
  • Войтенко А. А. Текст и образ: коптская иконография св. Онуфрия Великого. // Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем (исследования и переводы)/ Составление и общая редакция М.С.Петровой.- М.: ИВИ РАН, 2012.-С.8-35. ISBN 978-5-94067-358-3
  • Johannes Glötzner: Onuphrius — Patron der Stadt München und der Hermaphroditen, München 2008, ISBN 3-936431-16-7.

В Почаевскую Лавру я пришел как слуга и уважал всех. Ну, и они в ответ терпели меня

— Бурные события ХХ века — Великая Отечественная война, послевоенный голод, репрессии, хрущевские гонения — какими Вы их помните?

— Послевоенное время смутно помню, потому что родился уже при советской власти — в конце 1944 года.

Подъем послевоенный помню. Очень бедно жили люди, нищета была крайняя и еще и голод. Но… Не знаю, с чем это можно связать, но люди пели. Целый день ребята, девушки работают в поле, а потом идут по всему селу и поют! Рано не пели, потому выходили на рассвете, а вечером идут с работы, наработаются сильно, а всё равно поют.

Я считаю, что тогда была динамика на улучшение. Хоть и бедно жили, но движение уже шло. Люди это чувствовали, и, наверное, это давало им такой оптимизм.

— Знаете, Блаженнейший Митрополит Владимир когда в интервью тоже говорил именно об этом. Что люди пели — как по радостным поводам, так и по печальным. А сейчас все молчат. Как Вы думаете, что может Церковь сделать для людей, чтобы они…

— Запели?

— По крайней мере, захотели спеть…

— Думаю, что сегодня мир пошел немного другим путем развития. Современные средства коммуникации, информации загоняют человека в другую плоскость жизни — нереальную. Общение идет по интернету, скайпу. Одно дело, когда мы сидим и видим друг друга — может быть, не столько слов скажем, сколько поймем, ведь часто эмоции говорят больше слов.

А эта нереальная плоскость человека связывает. Нереальность — это некая ложь, а ложь — это грех, а грех связывает человека. Человек этого не осознает, он связан грехом, как узами, и не может расправить грудь и спеть.

— Несколько лет Вы были наместником Успенской Почаевской Лавры. Какой Вы запомнили Лавру?

— Почаевская Лавра — это монастырь, который многое пережил. Многое претерпели ее насельники в советское время: притеснения, гонения, попытки закрыть Лавру…

Когда я приехал туда, мне братия рассказывала, что им пришлось выдержать. В Москве, в Троице-Сергиевой Лавре, власть не могла себе этого позволить, а на периферии устраивала настоящий вандализм. При облавах братия пряталась, кто где мог. Всех, кого находили, тащили волоком к машинам, забирали, арестовывали, бросали в тюрьмы. Монахи в тюрьмах сидели.

И насельники Лавры выдержали все, они были истинные мужественные борцы за веру.

Я приехал, а там — почти все были герои (улыбается, продолжает рассказ живо и с юмором). Каждый — самородок: тут тебе и бриллиант, и аметист, и различные-различные драгоценные камни …

— И как Вам было там наместнику, среди такой казны?

— А я не предлагал себя им как авторитета. Пришел как слуга и уважал всех — и аметистов, и бриллиантов, и изумрудов. Ну, и они в ответ терпели меня…

Хоть каждый и был сам себе авторитет, и если надо было стоять за Церковь, то стоял каждый по-своему, но до смерти.

Отшельническая жизнь

Плотские немощи, бесы, капризы природы одолевали святого Онуфрия Великого, житие которого прошло в одиночестве, вдалеке от людей.

Господь не оставлял Онуфрия, помогая во время:

  • зноя;
  • ночного и зимнего холода;
  • болезней;
  • плотской немощи;
  • голода.

60 долгих лет провел пустынник вдалеке от людей, но близко к Богу, даровавшему защиту и пропитание. По прошествии времени одежда отшельника просто развалилась на куски, но Творец покрыл тело старца густым волосяным покровом.

Важно! Ангел-хранитель ежедневно приносил хлебные лепешки, а по воскресеньям Божий посланец даровал святому особое утешение, принося причастие, укрепляющее силы отшельника продолжать подвиг уединения. В тот момент, когда тоска по людям накрывала Онуфрия, Ангел демонстрировал ему картины рая и жизнь святых в нем. Через 30 лет испытаний Господь даровал пустыннику удивительную пальму с 12 ветвями, каждая из них приносила плод в определенный месяц, так что отшельник получал сладкие фрукты целый год

В один из дней около пещеры забил источник с живой водой

Через 30 лет испытаний Господь даровал пустыннику удивительную пальму с 12 ветвями, каждая из них приносила плод в определенный месяц, так что отшельник получал сладкие фрукты целый год. В один из дней около пещеры забил источник с живой водой.

Прославление благоверной великой княгини Анны Кашинской

Святая княгиня Анна, супруга святого князя Михаила Тверского, убитого в Орде в 1318 году, после гибели мужа приняла постриг. Почила она в 1368 году в городе Кашине. В 1611 году в Успенском храме Кашина было найдено погребение: из-за ветхости храма церковный помост обвалился, и находившийся под полом гроб оказался на поверхности. Жители города не знали, чей он, и относились к нему без благоговения: клали на гроб шапки, садились. В храме пономарём служил некий тяжко болевший Герасим. Ему во сне явилась княгиня Анна, исцелила его и сказала: «И почто гроб мой ни во что же вменяете и мене презираете? И доколе тако быти ми от вас попираеме ногами?» Княгиня велела Герасиму сказать о явлении настоятелю и зажечь свечу перед её гробом. Когда это было сделано, у мощей произошло множество чудес и исцелений. В 1649 году по воле царя Алексея Михайловича мощи были освидетельствованы, а 2 июня 1650 года их перенесли из Успенского храма в соборный Воскресенский; в том же году княгиню Анну причислили к лику святых.

Литература

  • Войтенко А.А. «Коптское Житие преп. Онуфрия Великого и египетское монашество в конце IV в.» // Культура Египта и стран средиземноморья в древности и средневековье. Сборник статей, посвященный Т.Н. Савельевой. М., 2009.
  • Войтенко А. А. Текст и образ: коптская иконография св. Онуфрия Великого. // Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем (исследования и переводы)/ Составление и общая редакция М.С.Петровой.- М.: ИВИ РАН, 2012.-С.8-35. ISBN 978-5-94067-358-3
  • Johannes Glötzner: Onuphrius — Patron der Stadt München und der Hermaphroditen, München 2008, ISBN 3-936431-16-7.

Моего отца-священника уважали даже советские начальники

— Ваше Блаженство, мы знаем, что отец Ваш был священником. Были еще священнослужители у Вас в роду?

— Да, я родился в семье священника. Также был священником родной брат моего отца. Он служил в нашем селе, еще когда Буковина была оккупирована Румынией. Отец принял сан уже в советское время.

— Наверное, тогда было нелегко выбрать этот путь …

— Нелегко … Отец сначала работал заведующим складом в колхозе. Там столько всего — начиная от хлеба, продуктов всяких и заканчивая хозяйственными товарами — лопаты, грабли. Я к нему приходил, маленьким еще, лазил по тем складам — интересно было…

Отец не учился в семинарии, окончил пастырские курсы при епархиальном управлении. Были такие в 50-х годах. Мы, маленькие, и не знали, что он пошел на курсы. А потом принял сан.

Могу сказать, что отца у нас в селе очень уважали. Он много работал, и зарабатывал, я думаю, неплохо. Но все оставил и стал священником. За это его уважали все, даже советские начальники.

Служил он не в нашем селе. У нас тогда была один сельсовет, но разделенный: село, где я родился, называется Корытное, а второе — Бережонка. Вот в Бережонке он и служил. Многих крестил на дому, венчал. Люди ему доверяли.

Помню, как я, уже монахом, приезжал домой в гости, поздно вечером люди приходили к нему крестить детей. Подъезжает машина, из нее выносят ребенка, тихонько идут с ней в дом. А в доме уже все готово для крещения. Иногда и венчал ночью.

— Хватало у него времени на общение с вами, детьми?

— Общался, но свободного времени не так уж много было. Священник всего себя отдает людям, а для семьи остаются такие крошки — словно крохи со стола. Приходит он домой после богослужения усталый и изможденный. Надо просто терпеть, НЕ выворачивать его наизнанку — мол, говори с нами, рассказывай. Он, может, уже и языком едва двигает…

Но были времена, когда он нам рассказывал что-то из житий святых. Помню, маленьким еще был, то он рассказывал о святителе Василии Великом — бывший ученый, оставил все и пошел в монахи. И как становился он на молитву, солнце светило ему еще в затылок, а как кончал молитву, то солнце светило уже в лицо. То есть всю ночь он молился — от заката до восхода солнца. Так мне запомнилось это, что я тогда подумал: «Я таким хочу быть!» Потом об этом забыл, вырос таким, как и все дети…

Но в церковь я все время ходил. Не всегда с охотой, правда… (улыбается и держит паузу — ред.). Хотелось в футбол играть: в воскресенье в первой половине дня команды собираются, а мама: «В церковь, собирайся в церковь». Отец шел очень рано, мы не ходили с ним. Он вставал еще затемно, читал правило и затем шел, а мы уже к началу Литургии. Мама нас собирает, ведет, и было, что я сетовал: «Боже, так хорошо, ребята играют в футбол, а мне в церковь идти».

— Почему тогда, в такое время — расцвет атеистических настроений — Ваш отец принял решение стать священником, что на него повлияло?

— Я не могу сказать. Думаю, это был порыв его души, призвание. Если нет Божиего призвания, то никто не сможет это понести. Ведь он себя обрек на позор и поругание. Люди его очень уважали, но в обществе, в государстве тогда все говорили, что попы — это мракобесы и обманщики.

— Как вы, дети, воспринимали такое отношение к отцу?

— Да нас тоже не хвалили. Мы ходили в церковь, никогда от Бога не отрекались. Нас тоже обзывали, но мы терпели. А что было делать? Было такое время, что не было вариантов.

— Вы были пионером, комсомольцем?

— Честно говоря, не был ни пионером, ни комсомольцем. Моя классная руководительница была женой моего старшего брата, то есть человек не чужой. И как сказали, что будут принимать в пионеры, то я в тот день в школу не пошел и так в пионеры НЕ поступил. Но она меня заставила надеть галстук и ходить в нем, потому что ее и так упрекали: мол, за невестку попа…

И в комсомол я не вступал. Хотя нас в прямом смысле слова заставляли: вызвали в учительскую, ставили на колени (нас несколько было ребят, которые не хотели вступать в комсомол). Мы часами стояли на коленях…

— Сколько у вас детей было в семье?

— Четверо.

— Вы самый младший?

— Предпоследний (улыбается задумчиво). Нас было три брата и после меня младшая сестра.

Старший брат также стал священником. Уже года два, как он умер, и все остальные братья и сестра умерли, я один остался.

Отшельническая жизнь

Плотские немощи, бесы, капризы природы одолевали святого Онуфрия Великого, житие которого прошло в одиночестве, вдалеке от людей.

Господь не оставлял Онуфрия, помогая во время:

  • зноя;
  • ночного и зимнего холода;
  • болезней;
  • плотской немощи;
  • голода.

60 долгих лет провел пустынник вдалеке от людей, но близко к Богу, даровавшему защиту и пропитание. По прошествии времени одежда отшельника просто развалилась на куски, но Творец покрыл тело старца густым волосяным покровом.

Важно! Ангел-хранитель ежедневно приносил хлебные лепешки, а по воскресеньям Божий посланец даровал святому особое утешение, принося причастие, укрепляющее силы отшельника продолжать подвиг уединения. В тот момент, когда тоска по людям накрывала Онуфрия, Ангел демонстрировал ему картины рая и жизнь святых в нем

Через 30 лет испытаний Господь даровал пустыннику удивительную пальму с 12 ветвями, каждая из них приносила плод в определенный месяц, так что отшельник получал сладкие фрукты целый год. В один из дней около пещеры забил источник с живой водой.

Аудио

Память 12
/ 25
июня

Из книги «Синаксарь:
Жития святых Православной Церкви», вышедшей в
издательстве Сретенского монастыря.

***

Преподобный Онуфрий Великий

Скачать

(MP3 файл. Продолжительность 4:52 мин. Размер 2.4 Mb)
Читает
иеромонах
Симеон (Томачинский)

Приблизительно в конце IV века в одном из египетских
монастырей подвизался святой Пафнутий.
Однажды ему пришла мысль пойти вглубь пустыни, чтобы
найти там людей Божиих и получить от них благословение.
Через четыре дня пути запасы пищи у него кончились , и
святой упал от истощения. Явившийся ангел укрепил его и
14 дней вел по пустыне. Все это время святой Пафнутий
оставался без пищи.

Вдруг он увидел человека, страшного видом, нагого и
покрытого шерстью, как животное. Из одежды незнакомец
носил только опоясание, сделанное из ветвей деревьев.
Человек был похож на труп, так его плоть была истощена
аскезой, а белые как снег волосы спускались до земли.
Пафнутий испугался его вида и спрятался. Незнакомец же
обратился к нему, назвав по имени. Когда они обменялись
святым целованием, отшельник рассказал Пафнутию историю
своей жизни.

Он был сыном персидского царя. Родители вымаливали его у
Бога в течение долгих лет. После рождения сына царь
получил откровение от Господа крестить мальчика с именем
Онуфрий и тотчас отнести в египетский монастырь, чтобы
посвятить Богу. Лань, питавшая младенца по дороге, кормила
его молоком и в монастыре, пока ему не исполнилось 3 года.

В прекрасной общине ребенок рос в страхе Божием и любви ко
всем заповедям. Он без конца слышал, как превозносят
отшельников, которые, соперничая с пророком Илией и святым
Иоанном Крестителем, живут в пустыне ради одного Бога и
всецело стремятся к будущему блаженству, а не к
человеческому утешению. Тогда Онуфрий возгорелся
неутолимым желанием им подражать.

Ночью он покинул монастырь. На дороге святому явился
ангел-хранитель, окруженный блистающим светом, и пообещал
помогать ему до самой смерти. Ангел довел монаха до
пещеры, где жил старый отшельник Ермий. Он в течение
нескольких дней учил Онуфрия пустынному житию, а потом
отвел к месту его будущих подвигов. Там росла пальма и бил
источник чистой воды. Впоследствии старец приходил к
Онуфрию раз в год вплоть до своей блаженной кончины.

В этом месте святой Онуфрий 60 лет без устали вел духовную
брань против природы, плотской немощи и бесов. Он терпел
зной, ночной и зимний холод, голод и болезни, чтобы
получить блага, обещанные Богом тем, кто Его возлюбил. И
Господь никогда не оставлял святого без Своей помощи.
Когда одежда отшельника совсем превратилась в лохмотья, по
воле Божией все его тело покрылось волосяным покровом,
который защищал Онуфрия от сурового климата. Ангел каждый
день приносил ему хлеб.

На вопрос Пафнутия, как причащаются пустынники, старец
ответил, что каждое воскресенье ангел Божий приносит им
святое причастие, которое дарует отшельникам духовное
утешение и силы продолжать подвиги. «Оставив всякое
мирское попечение, чтобы посвятить себя единому Богу, мы
не чувствуем, – сказал он, – ни голода, ни
жажды, ни какой иной скорби. И когда один из нас с тоской
желает снова увидеть людей, ангелы показывают ему рай. При
виде наполняющего его Божественного света подвижник
забывает все свои труды и страдания и с возросшей
ревностью возвращается к подвигам».

Потом Онуфрий отвел гостя в свою келью, где они продолжили
беседу до вечера. Там Пафнутий увидел хлеб, посланный для
них Богом. Подкрепившись, они провели всю ночь в молитве.

Утром Онуфрий открыл гостю, что пришло его время
отправиться в Небесное отечество, а Пафнутий был послан
Богом, чтобы позаботиться о его могиле. Старец приказал
ему вернуться к людям и научить их пустынному житию, чтобы
они по мере своих сил могли ему подражать. Когда он,
помолившись, лег на землю, его лицо просияло светом
горнего мира, и то место наполнилось благоуханием.
Раздались удары грома и разверзлось небо, чтобы пропустить
все ангельское воинство, пришедшее забрать душу старца.
Посреди этого праздничного лика был слышен голос Христа,
призывавший душу Своего служителя достичь блаженства.

Когда святой Пафнутий проливал обильные слезы над телом
подвижника и недоумевал, как вырыть могилу в иссушенной
почве, пришли два льва и выкопали ров, в котором он
похоронил тело святого Онуфрия.

Вернувшись в Египет, Пафнутий свидетельствовал, что
плотские люди действительно могут в этом мире вести жизнь,
подобную ангельской. Святой Пафнутий богоугодно провел
остаток дней и в мире почил, чтобы присоединиться к сонму
праведников.

Составитель — иеромонах Макарий
Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство
Сретенского монастыря

25 июня 2012 г.

Вероятно, речь идет о святом Пафнутии Кефаласе (память 25 февраля).

Уход в пустыню, жизнь в отшельничестве со святым старцем

Илья Пророк

Узнав от братии о подвигах Пророка Божьего Илии, и Предтечи Господнего Иоанна, подвизавшихся в пустыне, Онуфрий в 10-летнем возрасте возгорелся желанием отшельнической жизни. Взяв с собой немного хлеба, ночью он отправился в путь.

Неожиданно, перед ним появился луч света. Онуфрий испугался, и хотел вернуться назад. Но от исходящего света он услышал голос, который сказал:

Луч указывал дорогу, и отрок дошел до пещеры, в которой жил дивный старец.

Старец, проживший в пустыне много лет, обучил Онуфрия правилам пустынножительства. Прожив вдвоем много дней, старец отвел Онуфрия во внутреннюю пустыню. Через 4 дня, пришли они к пещере. «Вот то самое место, которое уготовано Богом для твоих подвигов», — сказал старец. Старец прожил в пещере с Онуфрием 30 дней, обучая его пустынным подвигам, и вернулся в свое место.

Встреча с Пафнутием и мирный уход

Старцу Пафнутию была дарована встреча со святым накануне ухода того в вечное блаженство.

Находясь в пустыне несколько дней, Пафнутий встретил необычного вида человека с седыми волосами и бородой до колен, которые укрывали его в виде накидки. Странник благосклонно встретил уставшего путника и пригласил в пещеру для долгой беседы.


Святой преподобный Онуфрий Великий

Уставший после блуждания по пустыне Пафнутий не посмел просить об еде, как неизвестно откуда появился хлеб и кувшин с водой. Утолив голод, подвижники провели в беседе день и ночь.

Наутро старец сказал Пафнутию о том, что он послан Господом, чтобы похоронить преподобного Онуфрия Великого. Услышав о желании гостя повторить отшельнический подвиг, преподобный передал послание Господа, в котором говорилось о том, что Пафнутий должен вернуться в монастырь и рассказать инокам о жизни святых отшельников.

Когда последние наставления были отданы, пустынник лег на земляной пол, сложив крестообразно руки на груди, и тихо почил. Как только душа покинула тело, лик святого воссиял удивительным светом, и по пещере распространился приятный запах благоуханий.

Интересно! Пафнутий услышал ангельское пение и голос, говорящий о том, что душа усопшего забрана в вечное блаженство. Завернутое во власяницу Пафнутия тело было погребено под кучей камней, служивших защитой от набегов хищников.

Как только Пафнутий задумал поселиться на время в пещере, та мгновенно рухнула. Пальма засохла и ушла с корнями под землю на глазах изумленного монаха, к тому же не осталось ни капли воды в источнике.

Таким образом, Творец дал знать Пафнутию, что не желает видеть его подвижником, повелевает вернуться в Египет и рассказать обо всем, что с ним произошло в пустыне. Иноки в монастыре, услышав рассказ вернувшегося монаха, составили описание жития святого Онуфрия Великого и способствовали его распространению среди христиан Египта и Востока.

Великий помощник от духов злобы, о чем молятся святому преподобному Онуфрию

Подвизаясь в пустыне на протяжении 60 лет, Онуфрий Великий обрел великую благодать у Бога. Он претерпел множество скорбей и лишений. Помогает он христианам в любых жизненных обстоятельствах.

Молятся преподобному при желании побороть грехи и телесные страсти, при унынии и скорбях. Также помогает он в борьбе с видимым и невидимым врагом, восстающим на пути спасения.

Все, о чем молятся (просят) с верой этому великому святому, — он всегда слышит и помогает.

Святые пустынники и отшельники претерпевали козни от духов злобы. Более всего, в чем помогает Онуфрий Великий, — это в борьбе со злобными духами, терзающими душевнобольных.

Молитва Онуфрию Великому

О преизящный и превеликий пустынножителю, преподобне отче Онуфрие! Похваляю твоя неизреченная чудотворения и житие пресветло, еже еси препроводил от юности твоея, даже и до старости: никтоже бо изчести возможе терпений и подвигов твоих, пречестне.

Удивися преподобный Пафнутий твоему жестокому еже в пустыни житию, вкупе же и зело возрадовася, обрет тя единаго толиких подвигов и совершенства суща образ. Сего ради и подлинно испыта о трудех твоих святых и о еже колико имел еси временнаго жития.

Темже и написа, яко шестьдесят лет и три в трудолюбии пребывая, в наготе претерпевая мраз и зной, в глубокой пустыне со зверьми и птицы обитая, молитвы непрестанно творя, пожил еси.

Сего ради ныне радость тебе приношу от недостойных устен моих, преподобне отче, преподобному Пафнутию радосте великая (сподобися бо при кончине с львы послужити тебе, погребсти тело твое и с тобою на небеси жити),

Илии Фесвитянину ревнителю, Иоанну Крестителю наследниче, друже Христов и снаследниче истинный, Египту умная красото, Фивеом великое светило, Ливии красная доброто, финикс красно-процветающий,

орле высокопарный, летающий в поднебесная, на небесех гражданство обретый, идеже и водворися у Престола Владыки Славы, с двадесять четырми старцы жилище обретый, с ними же и пребываеши.

И ныне молю тя, пречудный гражданине небесный, святых ликов Ангельских совсельниче, услыши мя, грешнаго и недостойнаго раба твоего, в час сей и приими сие малое моление мое Акафистово, великий заступниче, скорый помощниче притекающим к тебе усердно.

Заглади рукописание дел моих скверных и нечистых, яже держат демонския полки. Покрый мя твоим заступлением, причти мя ко уготованному пресветлому месту молитвами твоими и сподоби мя вышняго Иерусалима, ибо по Преблагословенной Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии, тебе между теплейшими помощниками, молебниками и заступниками моими почитаю.

Присещаеши бо и даеши руку помощи припадающим к тебе в храме твоем и повсюду. Темже и аз недостойный ныне тебе молюся и призываю:

умоли милостиваго Бога, да отпустит ми вся прегрешения моя, вольная и невольная, сотворенная вся злая дела моя, и да избавит мя твоим предстательством от вечных мук,

научит мя творити добрая дела, наставит мя на путь к спасению истинному и сподобит мя купно радости вечныя насладитися со всеми святыми, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Истории о старце Кирилле (Павлове)


Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий
    

Так – грешный Онуфрий – он всегда и
представлялся, куда бы ни приезжал к батюшке: в
Переделкино ли, в больницу или в подмосковный санаторий,
где отец
Кирилл временами бывал на реабилитации.

И возникало с этим «грешным Онуфрием» порой
целое замешательство. Целое такое трогательное
недоразумение.

Ну и я еще двадцатилетняя тогда была, ничего не знала
толком. И, конечно же, зачем мне надо было помнить все
архиерейские имена? Зачем? Я и в титулах не шибко
разбиралась, путалась всё время.

Звонят с поста на проходной. «Тут какой-то грешный
Онуфрий приехал», – вяло доложит сонный
милиционер.

«Господи, – думаю, – мало ли народу-то
со странностями ходит. Пустишь, так не пойми кого».

И впускали не всех и не сразу. Тем более – таких
вот, «грешных».

А потом выяснялось, что это архиерей ждал больше часа под
воротами. Может, прошелся за это время по территории
Подворья, оглядел знакомые места? Он ведь служил здесь в
бытность свою еще насельником Лавры – это мне
местные старушки позже поведали, полюбили они его тогда и
до сих пор помнили.

Так или иначе, а подходить вторично к постовому и
требовать: скажите, мол, что это не кто-нибудь тут
ожидает, а архиерей, – владыка не мог. Просто не
умел он этого. Ну, бывает такое: солидный опытный
титулованный человек, а чего-то, ну хоть убей, – не
умеет.

И когда наконец всё выяснялось и я с ужасом поднимала свое
лицо, чтобы встретить его праведный гнев, вселенское
негодование, безудержное возмущение, чтобы получить
строгий выговор и беспощадное разоблачение моего
разгильдяйства… Когда наконец я поднимала свое
лицо…


Благословение митрополита
    

Я видела только веселый огонек в его добродушных глазах и
детскую улыбку.

Ни тени недовольства на незадачливую послушницу. Ни тени.

И почему-то становилось весело и легко. Как после
исповеди.

Сердиться он, оказывается, тоже не умеет!

Отец Кирилл его очень любил. За скромность любил, за
непритворное смирение и монашеский настрой.

Как-то владыка приезжал к батюшке на исповедь,
только-только став митрополитом, получив белый клобук.
Клобук, само собою, был надежно спрятан в машине, и
владыка зашел в келью к старцу в одном подряснике –
как обычно, даже без панагии. Стоя на коленях,
поисповедовался.

Батюшка потом рассказывал, что он уже знал тогда, что
владыка – митрополит, но ожидал, что тот сам объявит
ему об этом. Ничего подобного не произошло – не
сказал ни слова. Когда же отец Кирилл начал произносить
разрешительную молитву и назвал-таки его митрополитом сам
– в ответ не последовало никаких возражений. Только
и всего.

Батюшку это умилило тогда: надо же! Ничего так и не
сказал. Какой скромный.

А сегодня, когда митрополит
Онуфрий уже Блаженнейший всея Украины, когда на плечи
его легла небывалая тяжесть и ответственность – он
по-прежнему продолжает регулярно навещать парализованного
отца Кирилла, дорогого своего духовника и наставника.


Архимандрит Кирилл (Павлов) на одре болезни
    

Казалось бы, что ему с этих поездок через московские
пробки к нам, в Переделкино? Если несколько лет назад
старец мог еще его узнать и даже еле слышно
поприветствовать, то теперь эти встречи проходят в
молчании. Но несколько раз в году Блаженнейший отодвигает
плотный график своих дел и едет навестить тяжелобольного.

Чтобы несколько минут постоять у его кроватки, помолчать.
И как знать, может, и поговорить на том таинственном
языке, который ведом только людям духовно близким.

Он уважительно и кротко выслушивает наши скромные, подчас
бессвязные рассказы о батюшкином здоровье. И здесь ему
важна любая деталь, любая мелочь: как часто батюшку
причащают, не повышалась ли у него температура, не нужна
ли нам какая-нибудь помощь.

Когда отец Кирилл
еще немножечко мог говорить, он при виде владыки Онуфрия
повторял неизменное: «Наш родной приехал».

А мы – сложили это в сердце своем.

3 сентября 2015 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector