Новый завет: евангелие от марка
Содержание:
Содержание
Святой Марк писал свое Евангелие для христиан из язычников, поэтому он останавливается преимущественно на речах и делах Спасителя, в которых особенно проявляется Его Божественное всемогущество. Многие особенности его повествования можно объяснить близостью его к апостолу Петру. Все древние писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов первоверховного апостола. Одной из центральных богословских тем в Евангелии святого Марка является тема силы Божией, совершающейся в немощи человеческой, ибо Господь делает возможным то, что у людей невозможно. При действии Христа (Мк. 16, 20) и Духа Святого (Мк. 13,11) ученики его идут по всему миру и проповедуют Евангелие всей твари (Мк. 13, 10; Мк. 16, 15).
Глава 11
1 | Когда приблизились к Иерусалиму, к Виффагии и Вифании, к горе Елеонской, Иисус посылает двух из учеников Своих | |
2 | и говорит им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; входя в него, тотчас найдете привязанного молодого осла, на которого никто из людей не садился; отвязав его, приведите. | |
3 | И если кто скажет вам: что вы это делаете? — отвечайте, что он надобен Господу; и тотчас пошлет его сюда. | |
4 | Они пошли, и нашли молодого осла, привязанного у ворот на улице, и отвязали его. | |
5 | И некоторые из стоявших там говорили им: что делаете? зачем отвязываете осленка? | |
6 | Они отвечали им, ка́к повелел Иисус; и те отпустили их. | |
7 | И привели осленка к Иисусу, и возложили на него одежды свои; Иисус сел на него. | |
8 | Многие же постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. | |
9 | И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне! | |
10 | благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних! | |
11 | И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев всё, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью. | |
12 | На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; | |
13 | и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв. | |
14 | И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то́ ученики Его. | |
15 | Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; | |
16 | и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь. | |
17 | И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников. | |
18 | Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его. | |
19 | Когда же стало поздно, Он вышел вон из города. | |
20 | Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня. | |
21 | И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви́! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла. | |
22 | Иисус, отвечая, говорит им: | |
23 | имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его,- будет ему, что ни скажет. | |
24 | Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите,- и будет вам. | |
25 | И когда стоите на молитве, прощайте, если что́ имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. | |
26 | Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших. | |
27 | Пришли опять в Иерусалим. И когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники и книжники, и старейшины | |
28 | и говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это? | |
29 | Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю. | |
30 | Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне. | |
31 | Они рассуждали между собою: если скажем: с небес,- то Он скажет: почему же вы не поверили ему? | |
32 | а сказать: от человеков — боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк. | |
33 | И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Тогда Иисус сказал им в ответ: и Я не скажу вам, какою властью это делаю. |
Глава 10
Глава 12
Глава 2
1 | Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. | |
2 | Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. | |
3 | И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; | |
4 | и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. | |
5 | Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. | |
6 | Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: | |
7 | что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? | |
8 | Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? | |
9 | Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? | |
10 | Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- говорит расслабленному: | |
11 | тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. | |
12 | Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали. | |
13 | И вышел Иисус опять к морю; и весь народ пошел к Нему, и Он учил их. | |
14 | Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним. | |
15 | И когда Иисус возлежал в доме его, возлежали с Ним и ученики Его и многие мытари и грешники: ибо много их было, и они следовали за Ним. | |
16 | Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками? | |
17 | Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. | |
18 | Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? | |
19 | И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, | |
20 | но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни. | |
21 | Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. | |
22 | Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые. | |
23 | И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья. | |
24 | И фарисеи сказали Ему: смотри, что́ они делают в субботу, чего не должно делать? | |
25 | Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что́ сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? | |
26 | как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним? | |
27 | И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; | |
28 | посему Сын Человеческий есть господин и субботы. |
Глава 1
Глава 3
Глава 3
1 | И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку. | |
2 | И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его. | |
3 | Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину. | |
4 | А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали. | |
5 | И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая. | |
6 | Фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его. | |
7 | Но Иисус с учениками Своими удалился к морю; и за Ним последовало множество народа из Галилеи, Иудеи, | |
8 | Иерусалима, Идумеи и из-за Иордана. И живущие в окрестностях Тира и Сидона, услышав, что Он делал, шли к Нему в великом множестве. | |
9 | И сказал ученикам Своим, чтобы готова была для Него лодка по причине многолюдства, дабы не теснили Его. | |
10 | Ибо многих Он исцелил, так что имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его. | |
11 | И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий. | |
12 | Но Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным. | |
13 | Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. | |
14 | И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, | |
15 | и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов; | |
16 | поставил Симона, нарекши ему имя Петр, | |
17 | Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы», | |
18 | Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита | |
19 | и Иуду Искариотского, который и предал Его. | |
20 | Приходят в дом; и опять сходится народ, так что им невозможно было и хлеба есть. | |
21 | И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя. | |
22 | А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя. | |
23 | И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану? | |
24 | Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то́; | |
25 | и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот; | |
26 | и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его. | |
27 | Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его. | |
28 | Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; | |
29 | но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению. | |
30 | Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух. | |
31 | И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его. | |
32 | Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя. | |
33 | И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои? | |
34 | И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; | |
35 | ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь. |
Глава 2
Глава 4
Говорят, что концовка Евангелия от Марка написана не им. Это правда?
Изучая древние рукописи и комментарии к Евангелию от Марка, некоторые исследователи предположили, что бóльшая часть заключительной 16-й главы в изначальном тексте отсутствовала. Такая гипотеза есть и сейчас, но это именно гипотеза.
Согласно ей, сам евангелист поставил точку на словах: И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись (Мк. 16: 8). Эти слова заключительные в таких авторитетных древних источниках, как Ватиканский и Синайский кодексы (оба IV века), а также в нескольких древних армянских рукописях, двух эфиопских, одной старолатинской, одной арабской и еще в некоторых. Жены-мироносицы слышат от ангела о воскресении Христовом, видят пустой гроб – а затем в страхе бегут и страшатся рассказать о виденном. Даже друзьям-апостолам.
Тем не менее, существует не меньшее число рукописей, и тоже вполне древних и уважаемых, в которых мы находим традиционную концовку – рассказ о том, как воскресший Спаситель несколько раз явился ученикам, а затем вознесся на Небо. Эта концовка (Мк. 16: 9-20) имеется в древнем сирийском переводе Библии – так называемой Пешитте; в старолатинской Итале (обе созданы не позднее V века); в египетских, готских, армянских, эфиопских списках…
Более того, исследователи Ватиканского и Синайского кодексов обнаружили интересные подробности. В первой из этих рукописей на месте спорного фрагмента оставлена незаполненной целая колонка – уникальное явление для новозаветного раздела кодекса и, по мнению Глубоковского, «неоспоримый знак, что у копииста был еще материал, но он воздержался воспроизводить его». А в Синайском кодексе более половины колонки, где должна была бы располагаться концовка Евангелия от Марка, закрашено чернилами и киноварью. Всё это явные признаки того, что концовка была хорошо известна, но что-то вызывало у переписчиков сомнения в ее подлинности.
Знали и цитировали эту традиционную концовку такие церковные писатели, как Ириней Лионский (II век), Амвросий Медиоланский (IV век), Иоанн Златоуст (IV-V век) и многие другие. Словом, вопрос о подлинности или неподлинности этого фрагмента вовсе не однозначен.
Не может быть, чтобы апостол Петр не рассказывал Марку о явлениях воскресшего Господа. В книге Деяний святых апостолов мы не раз видим Петра, смело проповедующего, что Иисуса воскресил Бог, чему все мы свидетели (например, Деян. 2: 32; 3: 15).
Так может ли быть, чтобы Марк умолчал о самом главном свидетельстве в пользу христианской веры? Ведь его целью было убедить римлян – язычников, не склонных к легковерию, – в безусловной необходимости принять Христа как истинного Бога!
Популярное за 7 дней
Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53
Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31
Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49
Осенняя Лавра
16.09.21 12:36
Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17
19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39
Осенний Шишкин
14.09.21 11:41
Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55
Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44
Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50
Автором Евангелия считается Марк, апостол от 70
Подлинное авторство Евангелия от Марка не установлено. Сведений об авторе само Евангелие не содержит.
В Библии человек с именем Марк упоминаются в нескольких местах:
- Во втором послании к Тимофею:
(2Тим. 4:11)
- В Деяниях апостолов:
(Деян. 12:12)
(Деян. 12:25)
(Деян. 15:37)
- В Послании к колоссянам:
(Колос. 4:10)
- В Послании к Филимону:
(Филим. 1:23-24)
5. В Первом послании Петра:
(1 Петра. 5:13)
Как все эти люди соотносятся друг с другом, один ли это человек или несколько ‒ так до конца и не понятно. Ипполит Римский считал, что это все разные люди. Поздняя церковная традиция, а вслед за ней и современные исследователи, придерживаются мнения, что это все-таки один и тот же человек.
Марка «назначил» евангелистом св. Папий Иерапольский. Выдержки из не дошедших до нас трудов приводит Евсевий Кесарийский:
Господь не дал надругаться над своим учеником: язычники хотели сжечь тело, но Господь явил чудо: устроил землетрясение. Язычники в ужасе разбежались, а апостола Марка похоронили как подобает.
Над мощами построили церковь. После завоевания Египта арабами, мощи перевезли в Венецию, где они хранятся и по сей день.
Лев, символ евангелиста Марка, стал гербом Венеции
Глава 7
1 | Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима, | |
2 | и, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками, укоряли. | |
3 | Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук; | |
4 | и, придя с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей. | |
5 | Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб? | |
6 | Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, | |
7 | но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. | |
8 | Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное. | |
9 | И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? | |
10 | Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. | |
11 | А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар Богу то́, чем бы ты от меня пользовался, | |
12 | тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, | |
13 | устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное. | |
14 | И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте: | |
15 | ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека. | |
16 | Если кто имеет уши слышать, да слышит! | |
17 | И когда Он от народа вошел в дом, ученики Его спросили Его о притче. | |
18 | Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его? | |
19 | Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища. | |
20 | Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека. | |
21 | Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, | |
22 | кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство,- | |
23 | всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека. | |
24 | И, отправившись оттуда, пришел в пределы Тирские и Сидонские; и, войдя в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться. | |
25 | Ибо услышала о Нем женщина, у которой дочь одержима была нечистым духом, и, придя, припала к ногам Его; | |
26 | а женщина та была язычница, родом сирофиникиянка; и просила Его, чтобы изгнал беса из ее дочери. | |
27 | Но Иисус сказал ей: дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. | |
28 | Она же сказала Ему в ответ: так, Господи; но и псы под столом едят крохи у детей. | |
29 | И сказал ей: за это слово, пойди; бес вышел из твоей дочери. | |
30 | И, придя в свой дом, она нашла, что бес вышел и дочь лежит на постели. | |
31 | Выйдя из пределов Тирских и Сидонских, Иисус опять пошел к морю Галилейскому через пределы Десятиградия. | |
32 | Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку. | |
33 | Иисус, отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его; | |
34 | и, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафа́», то есть: отверзись. | |
35 | И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто. | |
36 | И повелел им не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали. | |
37 | И чрезвычайно дивились, и говорили: всё хорошо делает,- и глухих делает слышащими, и немых — говорящими. |
Глава 6
Глава 8
Глава 1
ОглавлениеГлава 2
1 Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия,
2 как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем
Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.
3 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми
сделайте стези Ему.
4 Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для
прощения грехов.
5 И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и
крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.
6 Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на
чреслах своих, и ел акриды и дикий мед.
7 И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я
недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его;
8 я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.
9 И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился
от Иоанна в Иордане.
10 И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса
и Духа, как голубя, сходящего на Него.
11 И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое
благоволение.
12 Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню.
13 И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со
зверями; и Ангелы служили Ему.
14 После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею,
проповедуя Евангелие Царствия Божия
15 и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие:
покайтесь и веруйте в Евангелие.
16 Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата
его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы.
17 И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете
ловцами человеков.
18 И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним.
19 И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна,
брата его, также в лодке починивающих сети;
20 и тотчас призвал их. И
они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним.
21 И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и
учил.
22 И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не
как книжники.
23 В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал:
24 оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас!
знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.
25 Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него.
26 Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел
из него.
27 И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это
за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются
Ему?
28 И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее.
29 Выйдя вскоре из синагоги, пришли в дом Симона и Андрея, с Иаковом
и Иоанном.
30 Теща же Симонова лежала в горячке; и тотчас говорят Ему о ней.
31 Подойдя, Он поднял ее, взяв ее за руку; и горячка тотчас оставила
ее, и она стала служить им.
32 При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему
всех больных и бесноватых.
33 И весь город собрался к дверям.
34 И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал
многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос.
35 А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и
там молился.
36 Симон и бывшие с ним пошли за Ним
37 и, найдя Его, говорят Ему: все ищут Тебя.
38 Он говорит им: пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там
проповедывать, ибо Я для того пришел.
39 И Он проповедывал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов.
40 Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на
колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить.
41 Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и
сказал ему: хочу, очистись.
42 После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист.
43 И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его
44 и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись
священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им.
45 А он, выйдя, начал провозглашать и рассказывать о происшедшем, так
что Иисус не мог уже явно войти в город, но находился вне, в местах пустынных.
И приходили к Нему отовсюду.
Толкование Евангелия от Марка.
Большинство дошедших до наших времен свидетельств отцов Церкви утверждают, что Евангелие от Марка было создано Риме и предназначалось, в первую очередь, христианам из язычников. Об этом свидетельствует ряд фактов:
- Объяснения иудейских обычаев,
- Перевод арамейских выражений на понятный греческий.
- Использование большого количества латинизмов.
- Использование принятого в Риме времяисчисления.
- Малое количество цитат из Ветхого Завета.
- Подчеркивается озабоченность Господа «всеми народами»
Евангелиста Марка более привлекают поступки, нежели речи Христа (описывается 18 чудес и только 4 притчи).
Для Марка было важным подчеркнуть то, что Иисус не желал раскрывать себя в качестве Мессии до тех пор, пока Его последователям не станут понятны сущность Его мессианства и истинный характер Его служения.
В Евангелии Иисус называет Себя Сыном Человеческим 12 раз и Христом (Мессией) всего один раз. Объясняется это тем, что сама мессианская задача – быть слугой Иеговы и отдать жизнь за людей по воле Его – лучше соответствовала ипостаси Сына Человеческого
Ученикам Христа было трудно понять замысел Его — они ожидали торжествующего Мессию, а не Того, Кто будет страдать и умрет за грехи человечества. Апостолы бояться и не понимают того, что ожидает их. Именно поэтому, они разбежались, когда воины схватили Иисуса.
С особым чувством Марк пишет об ангельской вести о том, что Христос воскрес и встретится с учениками в Галилее. Смысл концовки в том, что Иисус жив и будет вести и заботиться о последователях своих.
Цели Евангелия от Марка:
- описать жизнь Христа как слуги Божьего;
- привлечь новых последователей к христианской вере;
- наставить и укрепить в вере новообращенных христиан перед лицом ожидавших их гонений
Главная задача Евангелия – глубокое понимание значения ученичества и следования за Христом в контексте Его смерти и воскресения.
Глава 8
1 | В те дни, когда собралось весьма много народа и нечего было им есть, Иисус, призвав учеников Своих, сказал им: | |
2 | жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть. | |
3 | Если неевшими отпущу их в домы их, ослабеют в дороге, ибо некоторые из них пришли издалека. | |
4 | Ученики Его отвечали Ему: откуда мог бы кто взять здесь в пустыне хлебов, чтобы накормить их? | |
5 | И спросил их: сколько у вас хлебов? Они сказали: семь. | |
6 | Тогда велел народу возлечь на землю; и, взяв семь хлебов и воздав благодарение, преломил и дал ученикам Своим, чтобы они раздали; и они раздали народу. | |
7 | Было у них и немного рыбок: благословив, Он велел раздать и их. | |
8 | И ели, и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин. | |
9 | Евших же было около четырех тысяч. И отпустил их. | |
10 | И тотчас войдя в лодку с учениками Своими, прибыл в пределы Далмануфские. | |
11 | Вышли фарисеи, начали с Ним спорить и требовали от Него знамения с неба, искушая Его. | |
12 | И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение. | |
13 | И, оставив их, опять вошел в лодку и отправился на ту сторону. | |
14 | При сем ученики Его забыли взять хлебов и кроме одного хлеба не имели с собою в лодке. | |
15 | А Он заповедал им, говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой. | |
16 | И, рассуждая между собою, говорили: это значит, что хлебов нет у нас. | |
17 | Иисус, уразумев, говорит им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце? | |
18 | Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните? | |
19 | Когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч человек, сколько полных коробов набрали вы кусков? Говорят Ему: двенадцать. | |
20 | А когда семь для четырех тысяч, сколько корзин набрали вы оставшихся кусков? Сказали: семь. | |
21 | И сказал им: как же не разумеете? | |
22 | Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему. | |
23 | Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? | |
24 | Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. | |
25 | Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно. | |
26 | И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении. | |
27 | И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди? | |
28 | Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же — за Илию; а иные — за одного из пророков. | |
29 | Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос. | |
30 | И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем. | |
31 | И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. | |
32 | И говорил о сем открыто. Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему. | |
33 | Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. | |
34 | И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: || кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. | |
35 | Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. | |
36 | Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? | |
37 | Или какой выкуп даст человек за душу свою? | |
38 | Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. |
Глава 7
Глава 9