Черное и белое духовенство: служение богу

Священники

Фото: Aif.ru

Это следующая ступень священства, название которой произошло от греческих слов «старший», «руководитель общины». Именно среди них выделяют черное и белое духовенство.

Белое духовенство

Те, кто относятся к белому духовенству, имеют звания:

  • протопресвитер – это звание присуждают, чтобы зримо выделить одного из священников за долгие годы честной службы или особенно выдающиеся заслуги.
  • протоиерей — с греческого языка это слово переводится как «первый иерей».
  • иерей.

Черное духовенство

Представители черного духовенства имеют звания:

  • архимандрит — в современной практике является главой значительного или крупного монастыря. Во времена раннего христианства так именовали человека, руководившего одновременно несколькими монастырями, к примеру, сразу во всей митрополии. В некоторых ситуациях архимандритом делали священнослужителя в качестве своеобразной награды. Если говорить о белом духовенстве, то этому званию соответствует должность протопресвитера, а также протоиерея.
  • игумен – с греческого языка это звание переводится как «ведущий». Считается непосредственным руководителем монахов, в древности и в настоящее время настоятель монастыря. В некоторых поместных православных церквях данное звание применяется в качестве своеобразной иерархической награды. Подобная практика в РПЦ была окончательно отменена в 2011 году.
  • иеромонах – иереи из монахов.

Священник храма

Священник может совершать шесть таинств Церкви кроме Таинства Рукоположения, то есть не может возводить в одну из священных степеней церковной иерархии. Священник находится в подчинении епископа. В сан священника может быть рукоположен только диакон (женатый или монашествующий). У слова «священник» есть несколько синонимов:

– иерей (от греч. – священный);

– пресвитер (от греч. – старейшина)

Старшие из священников белого духовенства называются ПРОТОИЕРЕЯМИ, ПРОТОПРЕСВИТЕРАМИ (протопресвитер – старший священник в кафедральном соборе), т. е. первыми иереями, первыми пресвитерами.

Священник, состоящий в монашеском чине, называется ИЕРОМОНАХ (с греческого – «священник-монах»). Старшие из пресвитеров черного духовенства называются ИГУМЕНАМИ (вождями монашествующей братии). Сан игумена обычно имеет настоятель обычного монастыря или даже приходского храма.

Сан АРХИМАНДРИТА полагается настоятелю крупного монастыря или лавры. Некоторые монахи получают этот титул за особые заслуги перед Церковью.

Хорошее ли слово «поп»

На Руси слово «поп» никогда не имело отрицательного значения. Оно происходит от греческого «паппас», что означает «папочка», «батюшка». Во всех древнерусских богослужебных книгах название «поп» встречается очень часто как синоним слов «священник», «иерей» и «пресвитер».

Сейчас, к сожалению, слово «поп» стало носить негативный, презрительный оттенок. Так произошло за годы советской антирелигиозной пропаганды.

В настоящее время среди южнославянских народов священников продолжают называть попами, не вкладывая в это слово никакого негативного смысла.

Церковнослужители

Не являются частью основной иерархии священнослужителей. Это служители Церкви, которые поставляются на свою должность не в Таинстве Священства, а путем хиротесии, т. е. по благословению епископа. Они не имеют на себе особого дара благодати Таинства Священства и являются помощниками священнослужителей.

Иподиакон — участвует в архиерейском богослужении в качестве помощника епископа.

Псаломщик/чтец, певчий— читает и поет во время богослужений.

Пономарь/алтарник — наиболее общее название помощников при богослужении. Созывает верующих на богослужение звоном в колокола, помогает в алтаре при богослужениях. Иногда обязанность звонить в колокола поручается особым служителям — звонарям, но такая возможность есть далеко не во всяком приходе.

Кто посредник?

— Владыка, для чего существует священство? Почему нужны посредники в общении между человеком и Богом?

— Представление о том, что священник – это посредник в общении между Богом и человеком, в корне ошибочно. Кого мы называем посредником в обычной жизни? Того, кто находится посередине. Посредник – тот, через кого передается что-то. Если два человека общаются через посредника, то между ними отсутствует личный контакт. И если считать священника «посредником», это будет означать, что лично с Богом мы не общаемся. А ведь Новый Завет проникнут обратным ощущением, порой просто непостижимой близостью Господа к людям. Это книга о теснейшем общении Бога с человеком, книга о Богочеловечестве!

— Что же тогда священство?

— Давайте откроем Новый Завет. Мы видим, что для несения особой миссии Господь Иисус Христос избрал только 12 апостолов (в переводе с греческого — «посланников»). Они несут всему человечеству весть о том, что мир спасен во Христе, проповедуют Царство Божие, пришедшее в силе. Они вначале распространяли веру, а затем укрепляли ее среди новообращенных христиан. Без этой миссии христианство было бы просто невозможно. В Послании к Римлянам апостол Павел  пишет: как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедывать, если не будут посланы? (Рим. 10: 14–15). Эти слова как раз и говорят о рождении Церкви: Господь посылает апостолов, они проповедуют всему миру, и в результате люди принимают Христа как своего Спасителя. Таким образом, с самого начала христианства Господь Иисус Христос установил среди Своих последователей особый институт — институт апостолов.

— А как возник институт священства?

— В Новом Завете ясно зафиксированы моменты, когда апостолы начинают назначать для руководства общинами епископов и пресвитеров. Так, в Книге Деяний говорится, что апостолы Павел и Варнава рукоположили пресвитеров к каждой церкви (Деян. 14: 23). Несколькими главами раньше повествуется об избрании семи диаконов для поддержания порядка и справедливости при ежедневном раздаянии потребностей (см.: Деян. 6: 1–6). Эти священнические степени существуют до сего дня. Задача епископа и священника, как мы ясно видим в Писании, состоит в том, чтобы руководить общинами, учить христиан истинам веры и помогать им идти по пути духовного совершенствования. Обычно священника называют пастырем. Это означает, что он и возглавляемая им паства идут в одном направлении. Поэтому на него возлагается особая ответственность за общину.

— При знакомстве с церковной иерархией становится очевидно, что по своей сложности она не уступает «табели о рангах» в армии. Как с этим разобраться непосвященному?

— На самом деле, как я уже сказал, существует лишь три степени священства: диакон, священник и епископ. Диакон (в переводе с греческого — «служитель») лишь помогает при совершении богослужений, но самостоятельно не имеет права совершать таинства. Если он состоит в монашеском чине, его называют иеродиаконом, а принявший постриг в схиму именуется схииеродиаконом. Старший диакон в женатом духовенстве называется протодиаконом (первым диаконом), а в монашестве – архидиаконом (старшим диаконом).

Вторая степень священства – пресвитер (в переводе с греческого — «старейшина»). Его еще называют священником, или иереем. Он может совершать все таинства, кроме рукоположения. Пресвитер, состоящий в монашестве, именуется иеромонахом, а принявший схиму – схииеромонахом. Старшие из пресвитеров белого духовенства называются протоиереями и протопресвитерами (первыми священниками). Старшие из монахов-священников именуются игуменами и архимандритами. Игумены и архимандриты обычно руководят монастырями.

Третья (высшая) степень священства – епископ (в переводе с греческого — «надзиратель»). Он имеет право совершать все семь таинств. Епископов еще называют архиереями или иерархами. Они возглавляют большие церковные округа (епархии).  В состав епархии может входить от нескольких десятков до нескольких сотен храмов. Епископы могут управлять и объединениями епархий, которые обычно именуются митрополичьими округами. Соответственно, такой епископ именуется митрополитом. Епископ, возглавляющий Поместную Церковь, может носить титул архиепископа, митрополита или патриарха.

Иерархия священнослужителей

Архиерей (епископ), иерей (священник), диакон — это названия священных санов в Православии. Иерархия в Православной Церкви установлена самим Иисусом Христом через апостолов.

В первые века истории Церкви монахи не могли иметь священнический сан. Однако с 4 века запрет сняли. Иеромонахами стали называться монахи, принявшие сан священника, а иеродиаконами — в сане диакона. Священнослужители-монахи составляют черное духовенство, женатые священнослужители — белое духовенство.

При рукоположении священнослужители получают дар благодати Святого Духа. На священство возложены функции внешнего руководства церковной жизнью согласно Священного Писания и канонов (правил) Православия. Священнослужители (епископы и священники) совершают Церковные Таинства, возглавляют общественные богослужения в храмах, духовно руководят верующими.

Самое главное в служении священнослужителей — это совершение Церковных Таинств. В Православной Церкви их семь: крещение, миропомазание, елеосвящение, брак, покаяние, евхаристия, рукоположение. Все Таинства может совершать только архиерей. Священник не может проводить таинство рукоположения другого человека в священника или диакона.

Митра — головной убор старшего чёрного духовенства, но ею могут наградить протоиерея

Митра — головной убор священнослужителей. В переводе с греческого митра — головная повязка.

Символически этот предмет одежды напоминает о жертве и мучениях Иисуса Христа, так как намекает на терновый венец. Внешнее сходство искать не стоит: суть в том, что Спасителя с издёвкой «короновали» терновым венцом. Митра же — корона настоящая. Это нужно, чтобы продемонстрировать величие Иисуса Христа.

Терновый Венец

Венец из ветвей растения с шипами, который, согласно Евангелиям, был возложен на голову Иисуса Христа римскими воинами во время его поругания.

О возложении на Иисуса Христа венца из терна пишут три евангелиста:

«…и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!»

О нём пишут трое евангелистов:

(Мф. 27:29)

(Мк. 15:17)

(Ин. 19:2)

Также митра в православии — образ золотых венцов, нужных для венчания праведников в Царстве Небесном.


Православная мирта с крестом — атрибут архиереев

В древности митра выступала как символ власти императора. Принято считать, что патриарх Константинополя стал носить митру после 1453 года. А Александрийский патриарх использовал митру в своём облачении ещё раньше.

Постепенно этот головной убор получил широкое распространение. В начале XVII века практически все православные архиереи носили на головах митру.


Мирта — атрибут одеяния высших священнослужителей

Сегодня митра — атрибут одеяния высших священнослужителей:

  • архиереев;
  • архимандритов;
  • представителей белого духовенства, получивших право ношения митры за определённые заслуги (они зовутся митрофорными).

В русской православной церкви не существует единого облика митры. Сверху обычно (но не всегда) имеется маленький крест (это нововведение 1988, раньше только митрополиты и патриарх имели такую деталь). Митра может отличаться, например, наличием икон на боках. Наиболее распространены следующие изображения:

  • Иисус Христос;
  • Пресвятая Богоматерь;
  • Иоанн Предтеча;
  • Троица;
  • Серафим (шестикрылый ангел).

До 1786 года право на ношение митры имели исключительно представители чёрного духовенства. Но затем её наградили протоиерея Иоанна Памфилова.

Сделала это сама Екатерина II, лично возложив драгоценный головной убор на его голову. Кстати, именно этот церковный деятель приложил максимум усилий, чтобы заменить слова «поп» и «протопоп» на «священник» и «протоиерей».

1786 — год, когда права ношения митры впервые удостоился протоиерей — Иоанн Памфилов.

Впоследствии белое духовенств миртами награждали — но редко.

Отношение к ношению митры с крестом в православном мире неоднозначно. Есть ряд поместных церквей, где такой головной убор дозволяется носить лишь предстоятелю. В дохалкидонских церквях.

Мирта с крестом — атрибут иподиаконов.

Также существует митра-корона с пояском из 12 зубчатых лепестков. Ещё два века назад именно такая митра была наиболее распространена.

Митра используется не только в православной церкви. В зависимости от традиций этот головной убор имеет массу разновидностей и несёт различные функции.

В сегодняшнем православии митра далеко ушла от своих прототипов, ведь она — высокая корона, никак не напоминающая чалму или кидар, чем когда-то являлась.

Происхождение священства в Православии

В ветхозаветные времена священники (по-гречески «иерей» — это в дословном переводе «жрец») приносили жертвы Богу в Иерусалимском храме. Священство в иудаизме появилось после выхода израильского народа из египетского рабства. На горе Синай Бог дал через Моисея Десять заповедей и законы, которые определяли религиозную и гражданскую жизнь народа. По Синайскому законодательству священство принадлежало только колену Левия. Причем священниками могли быть только потомки семейства Аарона, которого Господь первым поставил на служение (Исход, 29:29).

Православный священник готовится к Таинству Крещения

Также священниками назывались языческие жрецы, которые приносили кровавые жертвы. В Новом Завете Великим иереем назван Иисус Христос: Он одновременно является Жертвой и Приносящим жертву. В христианстве прекращено ветхозаветное служение священников, так как Ветхий Завет исполнен и завершен. Священники в иудаизме нужны были для приношения жертв умилостивления Бога за грехи. Иисус стал «Агнцем, закланным от создания мира» (Откровение Иоанна Богослова, 13:8). Он стал Жертвой умилостивления для искупления человека. Поэтому потребность как таковых ветхозаветных священниках закончилась.

Как писал апостол Павел в Послании к Евреям (10:4):

В Священном Писании неоднократно встречаются упоминания о различных степенях иерархического служения. В частности, о епископах, прямых наследниках и продолжателях апостольского служения (Деяния апостолов, 1:20, 20, 28; 1  Послание Павла к Тимофею, 5:22). О пресвитерах, имеющих обязанности возвещения Слова и соработничество апостолам (Деяния апостолов, 20:17; 1 Послание апостола Павла к Тимофею, 4:14; Послание апостола Павла к Титу, 1:5). И о диаконах, у которых функции вспомоществования на евхаристических собраниях и в социальном служении (Деяния апостолов, 5:6).

Иерархия в церкви — таблица

Уровень священства Функции Белое духовенство Черное духовенство
Первый – диаконы Помогают в богослужениях, обрядах. 1.1. Диакон

1.2. Протодиакон (старший диакон)

Партиарший протодиакон (уровень архидиакона, служит при патриархе)

1.1.Иеродиакон

1.2. Архидиакон

Второй — священники Ведут службы, совершают таинства.

Часто настоятелями храмов и церквей являются протоиереи, а настоятели в монастырях обычно игумены

2.1. Иерей (или пресвитер)

2.2. Протоиерей

2.3.Протопресвитер – высший сан для представителя белого духовенства

2.1. Иеромонах

2.2.Игумен

2.3. Архимандрит

Третий — архиереи Управляют церковной жизнью, совершают все таинства, в том числе рукоположение в сан (что не могут делать священники) Нет 3.1. Епископ

3.2. Архиепископ

3.3. Митрополит

Возглавляет церковь партриарх, он так же относится к черному духовенству. Перейти из белого духовенства в черное – можно, только при условии принятия монашеских обетов, и либо смерти супруги, либо в случае одновременного пострига ее в монахини. Из черного духовенства в белое переход невозможен – если монах или священник решает, что мирская жизнь, в том числе создание семьи, для него важнее – он должен оставить служение церкви и лишиться сана.

Священнические звания белого и черного духовенства

Белое духовенство — это женатое духовенство. Черное — это монахи в священническом сане. Существует три иерархических ступени священства и в каждой из них своя иерархия: дьякон, священник, епископ. Дьяконом и священником может быть как женатый священник, так и монах. Епископ же может стать только монах.

Таинство Священства совершается, только когда кандидат возводится на очередную из трех ступеней. Что же касается иерархии званий внутри этих ступеней, то они в древности были связаны с особыми церковными послушаниями, а сейчас — с административной властью, особыми заслугами или просто сроком служения Церкви.

I. Епископы (архиереи) — высший священный чин

Епископ — надзирающий архиерей

Архиепископ — наиболее заслуженный епископ

Митрополит — епископ, руководитель митрополии

Викарий — помощник другого епископа или его наместник

Патриарх — главный епископ в Поместной Церкви

II. Иереи — второй священный чин

У слова «священник» существует несколько греческих синонимов:

Для белого священства:

1) Иерей (священник; от греч. hieros — священный) / Пресвитер (от греч. presbyteros, буквально — старейшина).

2) Протоиерей (первый священник) / Протопресвитер (первый старейшина).

Для черного священства:

1) Иеромонах — монах в сане священника.

2) Архимандрит — (от греч. аrсhоn — глава, старший и mаndrа — овчарня; буквально — старший над овчарней), то есть старший над монастырем. Словом «мандра» в Греции называли монастыри. В древности только настоятель одного из крупнейших монастырей (в современной Константинопольской и Элладской Церкви эта практика сохраняется, однако архимандритом может быть и сотрудник Патриархии, и помощник епископа). В современной практике Русской Церкви звание может быть дано настоятелю любого монастыря и даже просто игуменам за особые заслуги и по истечении определенного срока служения Церкви.

! Игумен — (от греч. hеgumеnоs, буквально — идущий впереди, вождь, полководец), в настоящее время настоятель монастыря (им может быть и иеромонах, и архимандрит и епископ). До 2011 года в Русской Православной Церкви — заслуженный иеромонах. При оставлении должности настоятеля звание игумена сохраняется. Также это звание остается у получивших его ка награду до 2011 года и не являющихся настоятелями монастырей.

III. Дьякон — низший священный чин

Для белого священства:

  1. дьякон
  2. протодьякон

Для черного священства:

  1. иеродьякон
  2. архидиакон

***

Особняком стоят слова поп и протопоп. На Руси эти слова не имели никакого отрицательного смысла. Видимо, происходят они от греческого «паппас», что означает «папочка», «батюшка». В русский язык это слово (ввиду его распространенности у западных славян) пришло, вероятно, из древневерхненемецкого: pfaffo — священник. Во всех древнерусских богослужебных и других книгах название «поп» постоянно встречается как синоним слов «священник», «иерей» и «пресвитер». Протопоп — то же, что протопресвитер или протоиерей.

Обращение к священнослужителям:

Что касается обращений к священникам, то они существуют официальные и неофициальные. Неофициально священников и диаконов обычно называют отцами: «отец Георгий», «отец Николай» и т. д. Или просто «батюшка». В официальных случаях диакона называют — «Ваше Благоговение», пресвитера — «Ваше Преподобие», протопресвитера — «Ваше Высокопреподобие». Обращаясь к епископу, говорят «Владыка» (Владыка Георгий, Владыка Николай). В Русской Православной Церкви при официальном обращении к епископу, его называют «Ваше Преосвященство», архиепископа и митрополита «Ваше Высокопреосвященство». К Патриарху всегда обращаются: «Ваше Святейшество». Все эти обращения относятся не к личности человека, а к его служению.

О многозадачности

В современной жизни на приходе на священника возложено множество разноплановых функций и задач. Если посмотреть устав, то у настоятеля около двенадцати обязанностей, которые он должен выполнять: совершать святые таинства, регулярно проводить богослужения, учить слову Божьему, следить за порядком в храме и качеством пения, чтобы всё соответствовало церковной традиции, представлять Церковь в разных сферах светской жизни и так далее. Священник — это организатор приходской жизни, стержень, на котором очень многое держится. В тех местах, где служат мудрые священники, приход цветёт и развивается.

Происхождение Таинства Священства

Сам Господьустановил его, выбрав среди Своих слушателей и последователей сначала 12, а затем ещё 70 апостолов. Именно Он впервые совершил хиротонию, когда благословил своих учеников на труды по распространению христианской веры. По своем Воскресении Христос является им и говорит

«Примите Духа Святаго; как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Кому оставите грехи, тому оставятся, кому разрешите грехи, тому они разрешатся». 
Апостолыпередали эту власть «оставлять и разрешатьсвященникам и епископам  — своим преемникам.

Как совершается: видимая и невидимая стороны 

Любое Таинство совершает Сам Бог.

В каждом из них есть две стороны: видимая и невидимая. Первая включает в себя сам порядок чина, то есть слова и действия участников, вторая — духовное перерождение и обновление человека, в чем и есть смысл Таинства.

Не исключением является и Таинство Священства. В видимойчасти обрядаепископ возлагаетна голову, возводимого в духовный сан,руки и призываетмолитвой Святой Дух.Невидимая сторона — это некая благодать священства, которая сообщаетсяхиротонисаемомудля пастырского учения.

Кто может совершать рукоположение

Кроме епископа, никто не может совершить Таинство хиротонии. Проповедуя в Римской империи, апостолы рукополагали епископов и пресвитеров, которые возглавляли общины. Тогда они не различались между собой по значимости, и в равной степени моглисовершать литургию, а главами церковной жизни были сами апостолы. После ихсмерти, епископам перешло право руководить церковью, а вместе с ним,  и рукополагатьдиаконов и священников.

Епархиальный архиерейдолжен быть православным. Он вправе совершать рукоположения только в пределах своей епархии и для служения в ней:

Для хиротонии в диакона и священникадостаточно одного архиерея, а вот в архиереяхиротонисают  собором епископов (т.е.двумя или более), т.к. равный не имеет права поставлять равного, ибо по слову апостола Павла – «меньший благословляется большим (Евр.7.7).

Чины в православии

Православная церковь состоит из народа божьего. Его делят на 3 типа:

  • миряне,
  • церковнослужители,
  • священнослужители.

Начинают чины в православной церкви миряне. Так называют обычный народ, который не призван к священнослужению. Именно из мирян Церковь выбирает служителей на все необходимые ступени. Именно эта часть людей играет наиважнейшую роль в жизнедеятельности церкви.

К церковнослужителям относят тип служителей, которые редко выделяются из мирян. Они также играют важную роль в жизни церкви. К этому типу относят:

  • сторожа,
  • чтецы,
  • певчие,
  • алтарники,
  • старосты,
  • трудники,
  • катехизаторы и прочие.

Этот тип людей может иметь определенные знаки отличия на одежде или никак не отличаться.

Заканчивают церковные чины православной церкви по возрастанию священнослужители. Их принято называть клиром или духовенством. Также есть разделение на черных и белых:

  • белое носит женатое духовенство,
  • черное – те, кто монашествуют.

Управлять церковью может лишь черное духовенство, которое не имеет семейных забот. Клир также имеет определенную иерархическую степень. Итак, чины в церкви по возрастанию подразделяются на 3 степени:

Первые 2 категории могут включать в себя как монашествующих, так и женатых. А вот в третьей группе могут быть только те, кто приняли монашеский постриг. Относительно этому порядку располагаются и все церковные звания, а также должности у православных.

Кто такой «архиерей»

С греческого языка слово «архиерей» переводится как «старший священник». Это сан высшей церковной иерархии. В настоящее время существует 4 архиерейских титула: патриарх (предстоятель поместной Церкви), митрополит, архиепископ и епископ. Эти титулы (кроме титула патриарха) не связаны с различными священными полномочиями. Они свидетельствуют лишь о личных почетных отличиях.

В Православной Церкви все архиереи относятся к черному духовенству. Архиереи могут совершать все богослужения, освящать миро, антиминсы, церкви. В их ведении управление церковными делами в пределах вверенных епархий.

Иерархия белого духовенства

Стоит отметить, что иерархия духовенства появилась не с момента появления Церкви. На заре христианства все были равны. Постепенно стала очевидной необходимость разграничить церковные звания и чины. В Русской Православной Церкви нельзя сразу «придти на должность» Митрополита или Епископа. Такие звания надо заслужить. Подробнее о том, какую роль каждый чин духовенства играет в жизни Церкви мы расскажем в этой статье.

Во главе Русской Православной Церкви стоит Предстоятель — Патриарх Московский и всея Руси. Вместе со Священным Синодом он управляет церковными делами.

За несколько епархий сразу отвечает Митрополит. Епископы не принимают важные решения без ведома Митрополита.

У каждой епархии есть свой Архиерей, отвечающий за введенную ему область. Абсолютно все архиереи относятся к черному духовенству. Епископы отвечают за крупные епархии.

Далее по старшинству идут иереи и протоиереи. Протоиерей — иерей, получивший особую награду. Через таинство хиротесии иереи получают новый статус.

Существуют также диаконы и протодиаконы, помогающие иерею и протоиерею во время богослужения. Самостоятельно проводить богослужение диакон не может.

Таким образом, иерархия в белом духовенстве выглядит так:

  • Патриарх
  • Митрополит
  • Архиерей/Епископ
  • Иерей/протоиерей
  • Диакон/протодиакон

Иерархия черного духовенства

В черном духовенстве свои правила:

Главой Церкви по-прежнему считается Патриарх. А главой нескольких епархий — Митрополит. Епархию может возглавлять епископ или архиепископ (для наиболее крупных епархий). Настоятелем крупного монастыря и высшим монашеским чином является Архимандрит. Этот статус дается за особые заслуги перед Церковью. Избранный иеромонахами настоятель монастыря — это игумен. Интересно, что священник-вдовец тоже может стать архимандритом после монашеского пострига. Насельники монастрей — Иеродиаконы и иеромонахи.

  1. Патриарх
  2. Митрополит
  3. Епископ
  4. Архимандрит/Игумен
  5. Иеродиакон/Иеромонах.

В Церкви есть и другие люди, принимающие участие в богослужении, но не относящие к духовенству:

Они не обладают благодатью священства.

В Церкви нет места конкуренции и разделения на высшие и низшие церковные чины говорит лишь об особых заслугах перед Богом, Церковью и людьми. Каждому в храме находится свое место. Послужить в храме в качестве чтеца или пономаря может каждый человек, приложив к этому усилия.

Часть духовнства также занимается окормлением определенной группы людей: военных, пациентов больниц и хосписов. Независимо от своей «специализации» и чина духовенство Русской Православной Церкви выполняет важные задачи.

Церковные саны православной церкви

Все перечисленные выше служители церкви не являются церковнослужителями. Это простые мирные люди, которые желают приблизиться к церкви и Господу Богу. На свои должности они принимаются только по благословению батюшки. Рассматривать церковные саны православной церкви начнем с самого низшего.

Диакон (служитель)

Положение диакона остается неизменным с древних времен. Он так же, как и раньше, должен помогать в богослужении, но ему запрещено самостоятельно совершать церковную службу и представлять Церковь в обществе. Его главная обязанность — чтение Евангелия. В настоящее время необходимость в услугах диакона отпадает, поэтому их число в церквях неуклонно снижается.

Протодиакон

Это самый главный дьякон при соборе или церкви. Раньше этот сан получал протодиакон, который отличался особым рвением к службе. Чтобы определить, что перед вами протодиакон, стоит посмотреть на его облачение. Если на нем надет орарь со словами «Свят! Свят! Свят», значит перед вами именно он. Но в настоящее время этот сан дается только после того, как диакон отслужил в церкви не менее 15–20 лет.

Именно эти люди имеют красивый певческий голос, знают многие псалмы, молитвы, поют на разных церковных богослужениях.

Иерей

Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец». В православной церкви это наименьший сан священника. Епископ наделяет его следующими полномочиями:

  • совершать богослужения и другие таинства;
  • нести учение людям;
  • проводить причащение.

Иерею запрещено освящать антиминсы и проводить таинство рукоположения священства. Вместо клобука его голова покрыта камилавкой.

Протоиерей

Этот сан дается в награду за какие-то заслуги. Протоиерей является самым главным среди иереев и по совместительству настоятелем храма. Во время свершения таинств протоиереи надевают ризу и епитрахиль. В одном богослужебном заведении могут служить сразу несколько протоиереев.

Протопресвитер

Этот сан дается только патриархом Московским и всея Руси в награду за самые добрые и полезные дела, которые совершил человек в пользу Русской православной церкви. Это высший сан в белом духовенстве. Заслужить чин выше уже не получится, так как далее идут чины, которым запрещено создавать семью.

Тем не менее многие, чтобы получить повышение, бросают мирскую жизнь, семью, детей и навсегда уходят в монашескую жизнь. В таких семьях супруга чаще всего поддерживает мужа и так же отправляется в монастырь, чтобы принять монашеский обет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector