Пастернак борис: стихотворения юрия живаго
Содержание:
Стихотворения Юрия Живаго в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»
Много лет Б. Пастернак вынашивал замысел романа, осмысляющего эпоху, в которую довелось ему жить. В романе «Доктор Живаго» история предстает как драматическое действие, в центре которого оказывается творческий человек. Стихи главного героя Юрия Живаго выделены в произведении в особую часть. Перед нами книга в книге. Она открывается стихотворением о Гамлете. Само название этого стихотворения и заданная в нем ситуация — осмыслить то, что происходит — говорит о том, что перед нами внутренний монолог героя, пытающегося определить характер собственной эпохи. Как известно, шекспировский герой рассуждал о времени и о себе, и такая же аналогия угадывается в стихотворении Юрия Живаго. Оно представляет собой монолог актера, играющего роль Гамлета:
Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку.
Автор воссоздает все атрибуты сцены. На героя «наставлен сумрак ночи тысячью биноклей на оси». Слова «роль», «драма», «замысел» также заставляют вспомнить высказывание Шекспира: «Весь мир — театр, а люди в нем — актеры». И потому ситуация театра и актера переосмысляется как ситуация мира вообще и человека в нем. А слова «Я люблю твой замысел упрямый» относятся не только к режиссеру драмы, но и к Создателю того мира, в котором каждый выбирает свой путь.
По глубокому убеждению поэта, человек должен быть достоин своей роли, своего предназначения в этом мире. «Жизнь прожить — не поле перейти», — говорит он. А, по всей видимости, прожить жизнь достойно будет не просто. В первом стихотворении книги уже ощущаются трагические предчувствия, мучающие героя. Строки «Если только можно, Авва Отче, чашу эту мимо пронеси», «Но сейчас идет другая драма, и на этот раз меня уволь» явно соотносятся с отношением поэта к происходящим вокруг него событиям.
Стихи из тетради Юрия Живаго — это стихи о самом дорогом, о сокровенном. Герой романа в памяти своей хранит свечу, которая горела за окном дома, где жила та, которую он встретил и полюбил. В стихотворении «Зимняя ночь» свеча становится точкой притяжения для человеческой души:
Мело, мело, по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела.
В образах снежной мглы, метели, которая заметает мир, явно угадывается перекличка с поэмой Блока «Двенадцать». Но у Юрия Живаго есть то, что освещает путь человека, идущего в снежной мгле. Свеча становится единственным и вечным источником света в тот час, когда метет по всей земле. В этой свече воедино собрано все: она символ любви, символ цели, к которой стремится человек, символ самой жизни.
Образ свечи имеет в христианской символике особое значение. Христос, обращаясь к своим ученикам, говорит о том, что свеча символизирует веру. Она светит так же, как вера освещает путь людям. У Пастернака свеча — это символ всего того доброго и хорошего, что есть в душах людей. Но свеча — это и внешний свет, который помогает людям видеть и находить добро, а также освещает все их поступки и дела.
Книга Юрия Живаго завершается стихотворением «Гефсиманский сад», название которого сразу же настраивает на библейское восприятие. В нем звучит важная мысль о том, что «спор нельзя решать железом». В этих словах Христа, по сути, выражается оценка Юрием Живаго тех событий, которые происходят в окружающем мире. Нельзя мечом установить историческую правду — вот вывод и героя романа, и самого Пастернака.
В этом же стихотворении ясно выражена тема добровольного пожертвования во имя искупления человеческих страданий:
Ты видишь, ход веков подобен притче И может загореться на ходу. Во имя страшного величья Я в добровольных муках в гроб сойду.
Здесь же появляется и мотив бессмертия, характерный для многих стихотворений Пастернака:
Я в гроб сойду и в третий день восстану, И, как сплавляют по реке плоты, Ко мне на суд, как баржи каравана, Столетья поплывут из темноты.
Таким образом, книга Юрия Живаго открывается темой предстоящих страданий и осознанием их неизбежности, а заканчивается темой добровольного принятия искупительной жертвы. В стихах, завершающих роман, проявился философский склад поэтического дарования Пастернака. Поэт стремится осмыслить жизнь и все больше убеждается в том, что она может быть построена на основах добра, любви и красоты. И чем труднее то время, в которое довелось тебе жить, тем нужнее эти нравственные основы.
«Весенняя распутица»
Многие стихотворения непосредственно связанны с сюжетом книги, одно из них «Весенняя распутница». Оно связанно с эпизодом возвращения Юрия домой из Юрятина. В нем показаны эмоции природы, которая после долгой разлуки встречает молодого человека, радуясь и в то же время, злясь на него за долгое отсутствие.
Герой тонко чувствует окружающий мир, его поэтический дар тесно связан с природой: он дан ему свыше, как и розе дан волнующий аромат. Никто не может постичь ответ на вопрос, кто создал мир таким богатым на противоречия, и не нам его менять, сводя к единообразию. Для Юрия, как и для других интеллигентов, естественно было отличаться от пролетариев, каждый по-своему хорош и полезен, поэтому нельзя строить политику страны на отторжении того или иного естества. Именно эту идею автор вдохнул в роман, показывая возвышенного человека, растоптанного и сломленного, как весенний первоцвет.
Сочинение на тему «Библейские мотивы в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»
Поэтому интересны библейские мотивы в его творчестве. В романе «Доктор Живаго» получили воплощение как нравственные стороны евангельского учения, так и другие, связанные с главной идеей, принесенной Христом человечеству. «Смерти не будет», — так звучит один из авторских вариантов названия будущего романа. По мнению Пастернака, человек должен носить в себе идею бессмертия. Без этого он не может жить. Юрий Живаго считает, что бессмертие будет достигнуто человеком, если он станет «свободен от себя» — примет на себя боль времени, примет все страдания человечества, как свои.
Внимание!
Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.
Подробнее Гарантии Отзывы
И значимо то, что главный герой — не только врач, но и поэт. Сборник его стихотворений является результатом, итогом жизни. Это жизнь Юрия Живаго после смерти. В этом — бессмертие человеческого духа.
Еще одна тема, которая волнует Пастернака, как и Достоевского. Это тема духовного воскрешения личности. Она явно вплетена в сложный романный ансамбль. Первые строки книги (похороны матери Юры, вьюжная ночь после погребения, переживания ребенка) — смысловой зачин этой темы. Позднее Юрию Андреевичу мнится, что он пишет поэму «Смятение» о тех днях, которые протекли между смертью Христа и его воскресением, о том пространстве и времени, когда шла борьба между воскресительной потенцией жизни и «черной земной бурей»: «И две рифмованные строчки преследовали его: «Рады коснуться /И надо проснуться».
Рады коснуться и ад, и распад, и разложение, и смерть, и, однако, вместе с ними рада коснуться и весна, и Магдалина, и жизнь. И — надо проснуться! Надо проснуться и встать. Надо воскреснуть».
А главный герой романа воскресение понимает так:
«…Вот вы опасаетесь, воскреснете ли вы, а вы уже воскресли, когда родились, и этого не заметили». Доктор Живаго считает, что человек в других людях и есть душа человека, его бессмертие: «В других вы были, в других и останетесь. И какая вам разница, что потом это будет называться памятью. Это будете вы, вошедшая в состав будущего».
Интересна в романе и идея жизни как жертвы. Именно такой жизнью живут герои романа. Для Пастернака важна тема сострадающего тождества души одного человека другому, мысль о неизбежности отдать всего себя за людей. Симушка Тунцова в романе рассуждает: «…Адам хотел стать Богом и ошибся, не стал им, а теперь Бог становится человеком, чтобы сделать Адама Богом». Героям Пастернака присуща любовь к ближним. В «Охранной грамоте» автор писал, что «будущее человека есть любовь». И о главном герое романа так говорится: «…всю жизнь он старался относиться с любовью ко всем людям, не говоря уже о близких и семье». Есть еще один герой — Микулицын, который, как и герои Достоевского, живет любовью к ближним. Это про него сказано в романе: «…он преступно добр, добр до крайности. Пошумит, покобенится и размякнет, рубашку с себя снимет, последнею коркою поделится».
В романе Пастернака можно выделить два уклада бытия: естественная жизнь людей (время) и сверхъестественная (вечность). Лишь в контексте вечности жизнь человека и всего человечества получает для писателя смысл. Все события романа, все персонажи то и дело проецируются на новозаветное предание, сопрягаются с вечным, будь то явный параллелизм жизни доктора Живаго с крестным путем, судьбы Лары с судьбой Магдалины, Комаровского — с дьяволом.
«Загадка жизни, загадка смерти» — над этой тайной бьется мысль автора «Доктора Живаго». И Пастернак разгадывает «загадку смерти» через жизнь в истории-вечности и в творчестве. Вот почему у гроба Живаго любящая его женщина ощущает «веяние свободы и беззаботности».
Закажите работу от 200 рублей
Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.
Подробнее Гарантии Отзывы
Этого писателя всегда бесконечно трогало чудо жизни.
‘Он никогда не утрачивал ощущения первичной красоты того, что нас непосредственно окружает. Этому Пастернак отдал свою жизнь, и это, собственно, его в ней держало. Но он никогда не обособлял себя от времени, просто пытался утвердить гармонию того существования, с которым он пришел в жизнь. Вот этим нам и дорог Пастернак. В этом залог его если не вечной, то, во всяком случае, длительной жизни.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://www.coolsoch.ru/
«Объяснение»
Некоторые стихотворения имеют автобиографический характер, помогая связать судьбу Бориса Леонидовича с участью Живаго, одно из таких «Объяснение». Оно было посвящено Ольге Ивинской, а в книге помогло передать характер взаимоотношений Юрия и Лары.
Произведение повествует о разлуке, тяга к которой для поэта сильнее всего, ведь он острее других чувствует, что роман подошел к концу. Страсть не могла закончиться по-другому. Хоть герои все еще не остыли друг к другу, но им пора прощаться. Их нынешнее положение автор называет «неустройством», а любимой женщине пророчит брак, как будто для нее так будет лучше, и вскоре она забудет его.
Такой же сильной страстью обернулись взаимоотношения доктора и его ассистентки. Также были они обречены на расставание, ведь Юрий не мог обеспечить защиту ей и ее ребенку в таком шатком положении. Он отпустил ее, зная, что так она будет в безопасности.
«Март»
«Март» относится к пейзажной лирике Пастернака. Он выразительно описал весеннюю красу, пробуждающееся тепло и возрождение жизни. Писатель смог не только описать сельское житье, но и наполнить стих тайным смыслом. Он показал, что для деревенских людей радости заключаются в малом, в то время как москвичи отторгают дикость мартовской природы. Для горожан это слякоть и сырость, а для сельчан – долгожданное дело, начало трудов и забот, сулящих урожай.
Образ весны перекликается с образом крестьянки: у обеих дело кипит в руках. Для поэта время года ассоциируется с трудолюбивой скотницей, которая, наконец, дорвалась до уборки, и даже вилы ее «здоровьем пышут».