Православный монастырь в дивеево

Культура, Серафимо-Дивеевский монастырь и жители Дивеева

В интернете ходит много историй о том, как бедные коренные жители страдают от переселенцев, что сходить здесь некуда, и как все стало плохо. Но стоит посмотреть на фотографии Дивеева конца 80-х годов XX века, чтобы понять, что перспективы у села тогда не было.

Серые скучные небольшие коттеджные застройки, разрушающиеся старые монастырские корпуса, зияющие пустотой храмы, на крышах которых росли деревья…. Разбитые дороги, серые унылые пейзажи.

Местные любят обвинять монастырь в том, что он забирал свои старые исторически принадлежащие ему корпуса, в которых на тот момент находились центры местной культуры: кинотеатр, библиотека…

Когда мы с мамой переехали в Дивеево в 96 году, то еще застали эти местные «культурные» заведения, и они меня, честно говоря, шокировали.

Та альтернатива «старому поколению», что имеется сейчас в селе на порядок выше по всем пунктам.

То были старые, разрушающиеся серые скучные здания. По крутым деревянным лестницам с прогнившими досками было страшно забираться. Пахло плесенью и сыростью, несмотря на то, что персонал там следил за чистотой. Увы, это был уже запах старости.

И скажу так. Даже если бы эти здания не были отданы монастырю, долго бы они не просуществовали – их скорое разрушение стало бы лишь вопросом времени. И вот тогда село по-настоящему осталось бы без культурных заведений.

Передача старых корпусов стимулировала местные власти искать выход. Частично вопрос решался за счет аренды помещений, но начались и стройки. Сейчас в селе функционирует Культурный центр, под крышей которого вот уже несколько лет находится районная библиотека.

Строительство второго крыла этого огромного красивого здания завершается, и скоро туда перейдет районный Дом Культуры, Музыкальная школа.

По мере того, как монастырю отходили его исторические территории, росло строительство жилых фондов. Людей из монастырских корпусов выселяли не на улицу. Все они, а большинство из них было как раз-таки коренными жителями, получили квартиры в новых домах.

После ликвидации некоторых старых предприятий (к которым монастырь не имел отношения) многие дивеевцы решились на создание своего бизнеса. Кто знает, сбылись бы их мечты, оставайся село прежним серым и унылым? А так менялся внешний облик села, менялись люди…. И сейчас, на мой взгляд, Дивеево стало выглядеть красивее, в нем появились перспективы как раз-таки для светского развития, как это ни странно.

А что касается местных жителей, то в их среде ситуация разделения, даже если брать лишь культурную составляющую, опуская вопросы воцерковленности и веры, двоякая. Впрочем, как и везде.

Есть те, кто и самообразованием занимается, и для развития села делает немало. Они, как правило, и обладают и высоким интеллектом, и хорошим культурным уровнем. Эти люди, как правило, и ценят жемчужину Дивеева – Серафимо-Дивеевский монастырь – понимая, какое значение он имеет для их малой Родины.

Но увы, другая часть дивеевцев не может похвастаться ни высоким культурным уровнем, ни широтой взглядов. Именно от них можно слышать просто отборную нецензурную ругать, от которой уши краснеть начинают. От них же можно увидеть и хамское отношение, провинциальное (в худшем смысле этого слова) видение современных реалий, безвкусицу, и какую-то патологическую ненависть ко всем приезжим без разбора.

Отчасти их понять можно. И туристы себя ведут иной раз как татаро-монгольское нашествие, и переселившиеся на постоянное место жительства православные тоже иногда далеки от идеала: встречаются среди них и неадекватные люди, и формалисты, чтущие букву закона, и еще не познавших глубину простой веры.

Но тем не менее, большинство приехавших в Дивеево на постоянное место жительства, особенно в первую волну в 90 годах, вовсе не были оторванными от реальности людьми.

Большинство переехавших в Дивеево были людьми интеллектуально и культурно развитыми, с высшим образованием. Они представляли собой разные слои интеллигенции: ученые, инженеры, художники, писатели, музыканты.

Они несли с собой культуру, расширяли горизонты, а еще заставляли задумываться над рядом вопросов тех, кто этого хотел. Почему столь успешные люди решительно срывались с места и уезжали в никому неизвестное Дивеево? Ради чего? Чем так ценна эта земля? А ведь многие из этих людей смогли не просто сохранить свою веру, но и послужить на благо своей новой малой Родины.

Так ли уж ужасны «переселенцы»? Мне кажется, однозначного ответа тут просто нет.

Дивеево в настоящее время

Было бы несправедливым ограничиваться лишь прошлым. Ведь история села творится каждый день, и мы становимся свидетелями уникальных событий, которые в скором времени будут увековечены летописцами. А краеведы не перевелись на нашей земли. И «перо», выпавшие из рук усопшего Василия Ивановича Карпушова было подхвачено его приемниками – супругами Шекуровыми. Они не менее скрупулёзно собирают крупицы истории родного края, выискивают документы, ранее недоступные; выспрашивают легенды у старожилов. И пишут книги.

Немало этих книг, как и трудов самого Василия Ивановича Карпушова, находится в местной библиотеке. Более того, в ней открыт целый отдел краеведения, где можно найти и ксерокопии старых документов, и книги, и статьи из журналов. Здесь хранят свидетельства истории не только самого Дивеевского района, а также интересные материалы о близлижайших населенных пунктах, и о Нижегородской области в целом.

Свою новую летопись пишет и Серафимо–Дивеевский монастырь, фиксируя исторические события по обретению мощей блаженных и Дивеевских жен; по возведению храмов и реставрации старинных зданий.

Старый архив монастыря приведен в порядок, в него поступают документы, которые уже в наше время были обнаружены в разных местах, как в светских архивах, так и у частных лиц.

В монастырской школе есть музей, который был создан энтузиастам и замечательным человеком, учителем краеведения Парубца А.С. На протяжении многих лет он собирал коллекцию минералов, которую и подарил школьному музею 8 лет назад. В последующие годы музей наполнялся экспонатами, а учащиеся школы стали принимать активное участие в поиске информации, общались с героями-земляками.

На сегодняшний день из этого доброго начинания выросло два музея: Краеведческий «Связь времен» и военно-исторический «Музей Мужества». В музее у воспитанников школы проходят уроки мужества, а старшеклассники учатся проводить экскурсии гостям и рассказывают им историю родного края.

Молодой фотограф и редактор частной газеты «Дивеевские купола» Павел Сушков, вот уже на протяжении многих лет ведет фотохронику церковных и культурных событий Дивеева. Он же собирает и фотоархив старых фотографий.

В селе немало молодых людей, которые хоть и на постоянной основе, но способствуют сохранению и популяризации истории села. Они пишут статьи, готовят презентации, участвуют в написании сборников, делают фоторепортажи.

Но памяти удостаиваются не только события культурной и духовной жизни. В Дивеево свято хранят память всех тех, кто ушел из родного села на войну и не вернулся домой. XX век ознаменовался множеством войн, две из которых были мировые. И в парке Победы установлены памятники всем погибшим на полях сражений, и увековечены их имена.

Татьяна Страхова

Следующая статья >

«Серафимовы» камни и источник

Еще одна легенда окутывает существование камней, лежащих в лесу. Один из них огромный валун – «большой» камень, три других, расположенные группой поменьше – «малые камни».

Эти камни не имеют никакого отношения к знаменитому камню батюшки Серафима, на котором он молился 1000 дней и ночей. Ибо еще в дореволюционные времена тот камень был разделен на несколько частей и как величайшая святыня развезен по монастырям и разобран на частички паломниками.

В 1947 году был закрыт город Саров, и верующие люди остались без возможности хотя бы тайно посещать святые места, связанные с жизнью преподобного Серафима Саровского. Но Господь утешил своих людей.

В 6 км от разрушенного Царского скита в лесу совсем в другой от Сарова стороне, непостижимом образом обнаружились интересные камни. И православные люди стали приходить к ним с молитвой. Там же возник и источник с целебной водой, и место это стало не просто пристанищем для тайных молитвенников, оно оказалось действительно святым. Совершенно разные люди, приезжая сюда ощущали особую благодать Царского скита. Здесь легко молилось, Господь посылал исцеления и ободрял верующих.

Мне хочется поблагодарить наших краеведов В.А Шекурова и Н.А. Шекурову, из чьей книги «Царский скит: история и современность» мною были взяты исторические данные и некоторые факты. Всем же, кто хочет более подробно ознакомиться с историей Царского скита самостоятельно, рекомендую прочитать книгу самим.

P.S. Несколько лет назад умерла бабушка Дарья. Ее сестра Мария в последние годы не приезжала в Дивеево, и мы ничего не знаем о ее судьбе.

Но слава Царского скита не забыта, и с каждым годом привлекает все больше паломников.

Татьяна Страхова

Следующая статья >

Другие достопримечательности

Куда обязательно надо попасть в Дивеево? Этим интересуются очень много туристов, которые желают прикоснуться к святыне. Рекомендуется побывать в Серафимо-Дивеевском монастыре. О нем имеется много преданий, объясняющих происхождение святынь. Одно из них относится к основанию Спасо-Пеображенского собора.

Считается, что старец Серафим приобрел купчую на землю и завещал возвести в этой местности второй храм в самом конце Святой Канавки, около Троицкого собора. На указанном месте установили небольшую деревянную церковь, которая со временем сильно обветшала, а немного позже сгорела после пожара. Спасо-Преображенский собор должен был в итоге стать очень теплым храмом, и его основание заложили в 1907 году по другую сторону от Канавки.

Совершая паломнические поездки в Дивеево, обязательно нужно посетить эту святыню. Свято-Преображенский собор очень необычный и интересный в своем архитектурном исполнении, так как он возведен в оригинальном неорусском стиле и всем своим видом олицетворяет воздушность небесного храма, который как будто устремляется ввысь.

Внутренний декор – роспись сестер иконописной школы. Эта удивительная и кропотливая работа просто поражает своей красотой. Среди имеющихся святынь этого собора – мощи преподобной Марфы Дивеевской и блаженной Паши Саровской. Много чего повидал этот собор. В военное время его закрыли и расположили внутри строения гараж. После этого на кровле крыши выросли большие деревья как символ истинной веры и продления жизни.

Даже приезжая на Крестный ход в Дивеево, многие паломники предпочитают найти время, чтобы посетить все святые места. Здесь, кстати, сейчас идет строительство Благовещенского собора. Его возведение началось в 2012 году. Пока что строительство не закончено. Паломники надеются, что в скором времени смогут посетить и эту святыню.

Согласно преданию, строительство этого храма завещала сама Дева Мария, которая явилась старцу в видениях. Для внешнего вида храма был выбран несколько витиеватый стиль барокко. Массивные стены буквально сияют белым камнем. Размеры постройки совсем не случайны. Они избраны по параметрам Пояса Святой Девы. Начало возведения этого собора стало для всех важным событием. Многие были приглашены на церемонию. Землю окропили святой водой, и только после этого был заложен первый камень.

В селе Дивеево все буквально проникнуто духом святости, которая подкреплена искренней верой паломников, которые приезжают прикоснуться к чудотворным мощам великого старца. Когда-то небольшая женская обитель превратилась в самый богатейший архитектурный комплекс, куда приезжают паломники, чтобы поклониться мощам Серафима Саровского, искупаться в святых источниках и посетить местные храмы.

Недалеко от Дивеево расположен закрытый город Саров, на месте которого ранее была известная Саровская пустынь, где в течение 55 лет паломник нес все тяготы духовного совершенства жизни инока в безмолвии и затворе. Как свидетельствуют сохранившиеся религиозные документы, за свой духовный путь он удостоился от Господа исцеления и мудрости.

Можно организовать для себя просто незабываемую поездку в Дивеево. Что нужно знать при посещении святых мест и как правильно себя вести? Это интересует очень многих туристов. Это село ежегодно посещают тысячи паломников, даже тем, кто очень далек от религии, очень интересно будет погрузиться в удивительную историю, посмотреть святыни, а также искупаться в источниках.

Посещая Дивеевский монастырь, можно также посетить знаменитые источники. Считается, что вода в этих родниках обладает особыми целебными качествами, поэтому за ними ухаживают особенно тщательно. Задаваясь вопросом о том, что взять с собой в Дивеево, можно однозначно сказать, что все зависит от того, какие именно святыни нужно посещать. При посещении святых источников женщинам можно купаться в родниковой воде в нижнем белье и рубашке. На источнике запрещено курить, шуметь и употреблять спиртные напитки.

Источник матушки Александры

Многих туристов интересует, что посмотреть в окрестностях Дивеево. Верующие говорят о целебной силе источника матушки Александры. Находится он ближе других к Дивеевскому монастырю. Во время церковных празднований отсюда проходят крестные ходы, а воду в источнике освещают. Были случаи чудесного исцеления после купания в нем, поэтому многие верующие едут со всех уголков страны к целебной воде.

Раньше источник находился в другом месте, но после постройки плотины в середине прошлого века он был затоплен и перенесен в нынешнее место. Назван был в честь первой настоятельницы Дивеевского монастыря.

Озеленение и украшение села

Говоря о природе села, невозможно обойти тему приусадебных хозяйств. В Дивеево у многих есть сады. А деревья и кустарники украшают село, озеленяют его, снабжают кислородом. И как красивы майские цветущие сады!!! Невозможно пройти мимо них.

Многие энтузиасты среди местного населения задались целью создать у себя волшебные сады. Они ищут интересные сорта плодовых деревьев, разводят виноград, высаживают на своих землях разнообразные декоративные кустарники. В том числе и шикарные розы!

И это увлечение захватывает не только частный сектор. В Дивеево есть многоквартирные дома, жители которых превратили придомовую территорию в настоящий уголок красоты и доброты! Цветы для них стали инструментом, с помощью которого они преображают свое село. Проходишь мимо таких двориков, и душа радуется! Хочется любоваться, петь, и благодарить тех, кто создал эту красоту!

Занимаются озеленением Дивеева и местные власти, и …монастырь. На территории обители есть небольшие скверики, красивые цветники, выполненные по всем правилам ландшафтного дизайна, фонтан, и садовые скульптуры.

Монастырские работники облагораживают и территории дивеевских источников. А сельская администрация, в свою очередь, занимается общественными территориями и парком Победы. Не отстают и крупные гостиницы – свои территории они стремятся не просто украсить, но создать на них атмосферу отдыха и уюта.

Река Вичкинза и озера в Дивеево

Вичкинза – река красивая. Вдоль нее по берегам растут деревья и кусты, много ив. Даже в самые жаркие дни здесь прохладно, можно отдохнуть в тени деревьев и послушать пение птиц. К сожалению, она долгое время остается необихоженной. Но надо отдать должное местным властям, что они привели в порядок и починили речную плотину, находящуюся напротив источника матушки Александры.

Река к середине лета зарастает ряской, течение там слабое. Но несмотря на это, в реке обитает много уток: они выводят здесь птенцов. Иногда можно встретить и ондатру. Растут болотные ирисы, на воде плавают кубышки.

Вичкинза впадает в более крупную реку Сатис, где можно порыбачить.

Есть на Дивеевской земле и озера–пруды. Одно расположено почти в селе Елезарьево, второе – за деревней Осиновка. Там и купаются дивеевцы.

В этом году в июле 2018 года по инициативе активистов нашего села на пляжной территории осиновского пруда был проведен субботник. Жители сами убирали мусор, обустраивали пляжную территорию, после чего устроили пикник и купание.

На автомобиле

Поездка на авто — распространенный способ поездки, есть два самых распространённых маршрута, среди автомобилистов.

Как правильно построить маршрут и доехать из Москвы до монастыря в Дивеево на автомобиле? Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь виден из любой точки села, поэтому вам достаточно просто добраться до села. Поездку в Дивеево из Москвы на автомобиле можно совершить по двум маршрутам:

  • через Муром (450 км; 7,5 часа);
  • через Нижний Новгород (590 км; 8,5 часа).

В скобках указано приблизительное расстояние от предыдущей точки маршрута. Собираетесь ехать в Дивеево из Москвы? Добавьте эту памятку в закладки или на страницу в соцсетях!

Через Муром

Основные точки маршрута: Москва — Владимир — Муром — Навашино — Кулебаки — Ардатов — Дивеево.

Из Москвы нужно выехать по направлению на Владимир по трассе M7 (175 км). Не доезжая до Владимира примерно 1 км ищите указатель поворота на Муром, сверните направо и продолжайте движение по объездной дороге. Затем приблизительно через 19 км ищите указатель поворота на Муром, сверните направо и продолжайте движение по трассе R72 до Мурома (120 км). Из крупных населенных пунктов по дороге вам встретится Судогда, расположенный в 35 км от Владимира. Затем на развязке после деревни Ковардицы нужно повернуть налево, переехать и продолжать движение по трассе R72. Переехав реку Ока по мосту, нужно следовать через населенные пункты Навашино (25 км), Кулебаки (25 км), Гремячево (30 км), Ардатов (25 км) до Дивеево (25 км).

Через Нижний Новгород

Основные точки маршрута: Москва — Владимир — Вязники — Гороховец — Нижний Новгород — Арзамас — Дивеево.

Из Москвы нужно выехать по направлению на Владимир по трассе M7 (175 км). Затем нужно двигаться прямо по трассе M7 через Вязники (130 км), Гороховец (40 км) до Нижнего Новгорода (80 км), а затем свернуть на трассу R 158. Сделать это можно двумя способами:

  1. По Южному обходу (платный участок М7). Для этого не доезжая до Нижнего Новгорода 15 км нужно свернуть по указателю поворота на Казань направо и двигаться до выезда на R 158 (35 км), а затем повернуть направо и двигаться до Арзамаса (80 км).
  2. Через Нижний Новгород. Для этого нужно въехать в Нижний Новгород и двигаться прямо по Московскому шоссе. Затем нужно свернуть с Московского шоссе направо на Кузбасскую улицу и двигаться прямо, затем двигаться прямо по Удмуртской улице, затем двигаться прямо по улице Новикова-Прибоя, затем переехать через Оку по Мызинскому мосту, свернуть направо на проспект Гагарина, затем в поселке Ольгино свернуть налево на трассу R 158 и двигаться до Арзамаса (100 км).

От Арзамаса нужно двигаться по дороге до Дивеево (60 км).

Надеемся, что представленная на нашем сайте информация, упростит Вашу задачу добраться до Дивеевского монастыря, а мы в свою очередь, рады предложить Вам отдых в нашей комфортабельной гостинице.

Мощи преподобного Серафима Саровского – Великая Святыня Свято-Троицкого собора

Великая Святыня – мощи преподобного Серафима Саровского тоже покоятся в Свято-Троицком соборе. Рядом с мощами личные вещи преподобного. В лихие для церкви времена они были бережно сохранены, оставшимися в живых, сестрами монастыря. По многим свидетельствам благодать исходит не только от мощей, но и от вещей Святого.

Мощи Серафима Саровского помещены в раку. Рака Преподобного украшена литыми иконами. На крышке образ Саровского Старца в полный рост.

Над ракой воздвигнута дивной красоты сень – навес, поддерживаемый колоннами. Наличие раки и сени свидетельствует о глубоком почитании подвижника.

Современная сень точная копия той, что была в Саровском монастыре. Она прекрасна и величественна: высота более 8 метров, ширина более 3, а глубина 2,5 м. Навес опирается на четыре колонны индийского мрамора. Много икон тонкого письма. Под навесом лампады изумительной красоты. Ажурное литье и колонны позолочены.

Сень вся сияет, она праздничная, нарядная. В ней выражено представление человека о Божественной Славе. О причастности человека к Богу. Такой пример чудесного единения человека и Бога явил своей жизнью Преподобный Серафим Саровский.

Поклониться мощам можно в любой день. Каждый день у мощей преподобного совершается молебен с Акафистом.

В саду за собором есть скульптура Святого Старца. Батюшка окружен зверями, птицами. Он умел общаться с животными, любил их. И они отвечали ему добром. Даже дикий медведь был послушен Серафиму Саровскому. Гостила у него и лисичка. А белки любили подолгу сидеть на его плечах.

Богослужение в Троицком соборе совершается каждый день. А на все большие праздники еще и торжественные богослужения. Он открыт ежедневно с раннего утра и до позднего вечера.

Следующая статья >

Канавка Божией Матери в Дивеевском монастыре

Ещё одна особенность Дивеевского монастыре — Канавка Божией Матери. Когда Пресвятая Богородица явилась к преподобному Серафиму с повелением создать Мельничную общину, она указала обнести это место канавой в 3 аршина (2 м. 15 см.) глубиной и валом такой же высоты. Копать Канавку должны были только сёстры общины, а миряне могли лишь помогать носить землю и насыпать вал. Сёстры медлили начать наказ батюшки, до тех пор, пока как-то ночью не увидели, как преподобный Серафим в белом балахоне сам начал копать Канавку. Выбежали сёстры и упали к нему в ноги, а когда подняли свой взор, батюшки уже не было. Именно с этого места, где батюшка Серафим выкопал аршин земли, и считается начало Канавки. Как говорил он сам: «Канавка – это стопочки Божией Матери! Тут ее обошла Сама Царица Небесная! Эта Канавка до небес высока! Землю эту взяла в удел Сама Госпожа Пречистая Богородица! И как антихрист придет, везде пройдет, а Канавки этой не перескочит!»

Работы завершились уже после смерти преподобного Серафима. Во многих местах канавка была вырыта всего на 1-2 аршина, и после этого её никогда не углубляли до требуемого размера. Хоть батюшка Серафим и говорил: «Эту канавку Сама Царица Небесная Своим пояском измерила» (напомню — 1,2 м.), всего сёстры прокопали 777 метров из общей длины, при этом сделали лишь 6 из 7 сторон многоугольника, так что в реальности он оказался не замкнутым.

По рассказам сестер Канавку нужно пройти 3 раза, читая молитву «Богородице Дево, радуйся» 150 раз. 15 десятков молитв символизируют 15 ступеней, по которым трехлетняя Богородица Мария взошла во Святая святых Иерусалимского храма.

Начало Святой Канавки.

Тут же возникает третье правило: тишина на Канавке. Если вы не читаете молитву, то ходите по Канавке молча (хотя бы ради того, чтобы не мешать другим), наслаждайтесь великолепными видами или подумайте о чем-нибудь — столь длинный путь позволяет это сделать.

Внизу Канавки сёстры сделали красивый садик цветов и переплетённых дорожек.

В монастыре есть свой яблоневый сад. Ветви деревьев ломаются под весом яблок!

Идём дальше по Канавке.

Больничная церковь в честь иконы божией матери «Целительница»

На этом повороте тропа сходит вниз, дальше Святая Канавка ремонтируется: кладётся плитка, стелится газон.

У сестёр не только яблоневый сад, но и маленькие парнички.

И вновь дорога поднялась к Канавке, где видно последний поворот.

Маленькая желтая деревянная часовенка — часовня во имя преподобного Серафима, где бесплатно можно взять сухариков, которые кушал сам батюшка Серафим в дни своего отшельничества и кормил ими приходящих к нему зверей.

Справа на фотографии девушка в красной куртке набирает землю, как написано, из Святой Канавки. Нам рассказали, что эту землю потом используют как оберег, хранят дома в мешочке или на работе.

Небольшие мешочки и для сухариков, и для земельки можно тут же купить в ларьке.

«Не отходя от кассы» расскажу о четвёртом правиле: с экскурсоводом вход запрещён.  На территории монастыря есть свои экскурсоводы, разумеется, за некоторую плату. За соблюдением этого правила пристально следят и, как рычажок управления толпой, используют фразы типа: «Этот грех останется на вас.» К сожалению, такая «мода» начала распространяться во многих туристических местах России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector