Как уйти в женский монастырь в дивеево: жизнь монахинь, советы трудникам и паломникам

Путь в Шаолинь

Шаолинь — знаменитый буддийский храм, расположенный в центральном Китае. Как стать Возможно и это, если человек не боится трудностей, которые неизбежны. В первую очередь претенденту стоит научиться разбираться в буддизме, философии Шаолиня. Последователи учения постигают приемы кунг-фу вовсе не ради сражения, как это может показаться тем, кто знаком с искусством только благодаря художественным фильмам, телесериалам. Цель, которую они ставят перед собой, — развитие самодисциплины, достижение гармонии с окружающим миром.

Как стать монахом шаолиньского монастыря? Людям, у которых появилось такое желание, полезно некоторое время посещать секции кунг-фу либо же заниматься самостоятельно, найдя соответствующие видеокурсы. Также стоит побывать в шаолиньском храме, который можно увидеть в качестве туриста. Помимо Китая, такие монастыри можно обнаружить в США, ряде европейских стран.

Популярное за 7 дней

Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31

Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53

Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49

Осенняя Лавра
16.09.21 12:36

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39

Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17

Осенний Шишкин
14.09.21 11:41

Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44

Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50

Время для раздумий: трудник и послушник

Чтобы выбрать монастырь, в котором останется будущий инок, совершают не одну поездку по святым местам. При посещении одного монастыря трудно определить, что здесь останется сердце человека для служения Богу.

Оставшись в обители на несколько недель, мужчине или женщине отводится роль трудника.

В этот период человек:

  • много молится, исповедуется;
  • трудится на благо монастыря;
  • понемногу постигает азы монашеской жизни.

Живет трудник при монастыре и питается здесь же. На этом этапе к нему присматриваются в обители, и если человек остается верен своему призванию монашества, предлагают остаться в монастыре послушником — человеком, готовящимся к постригу в монахи и проходящему духовное испытание в обители.

Важно: послушание — христианская добродетель, монашеский обет, испытание, весь смысл которого сводится к освобождению души, а не к рабству. Суть и важность послушания необходимо понять и прочувствовать

Понять, что всё делается для добра, а не для мучения. Исполняя послушание, понимают, что старец, который несёт ответственность за будущего монаха, заботится о спасении его души.

При непосильных испытаниях, когда ослабевает дух, всегда можно обратиться к своему старцу и поведать о трудностях. И непрестанная молитва к Богу — первый помощник в укреплении духа.

Послушником можно быть много лет. Готов ли человек к принятию монашества, решает духовник. На этапе послушания есть еще время подумать о будущей жизни.

Епископом или настоятелем обители совершается чин монашеского пострижения. После пострига назад дороги нет: удаление от страстей, печалей и смущений приводит к неразрывной связи с Богом.

Важно: не спешить, не торопиться принимать монашество. Импульсивные порывы, неопытность, горячность ложно принимаются за истинное призвание быть монахом

И потом у человека начинаются тревоги, уныние, тоска, побеги из монастыря. Обеты даны и никто их не может снять. И жизнь превращается в муку.

Поэтому главное наставление у святых отцов — тщательное послушание и испытание в течение определенного периода времени, которое и покажет истинное намерение быть призванным к монашеству.

Как стать монахом: начало пути

С чего начать человеку, у которого появляется стремление оставить позади суету мирской жизни и уйти в монастырь? Задаваясь вопросом о том, как стать монахом, необходимо в первую очередь понять, что это означает. Тот, кто принимает подобное решение, должен приготовиться к кардинальным переменам в жизни. Ему больше не будут доступны блага цивилизации, к которым привыкли все жители 21-го века, — сотовые телефоны, компьютеры, телевизоры и прочие достижения технического прогресса останутся в прошлом.

Важно осознать, что жизнь монаха посвящена Богу, проходит в труде и молитвах. Люди, принявшие постриг, должны будут оставить за стенами монастыря привычные развлечения

Отказаться придется и от контактов с противоположным полом. Наконец, далеко не каждый человек готов смириться с тем, что ему придется редко видеться с близкими людьми — родственниками и друзьями. Именно разлука с родными заставляет многих изменить свое решение.

Духовная лень

Есть люди, которые любят посещать святые места. Они поехали в монастырь, окунулись в освящённый источник, помолились у чудотворных икон — и вернулись домой, обновлённые, исполненные духовной бодрости приступили к своим повседневным обязанностям. Такие вещи я целиком поддерживаю.

Я знаю и других людей. Когда я ещё был молодым священником, ко мне на ночлег попросился мужчина. Он был почти странником — всё время ездил по монастырям. Из его рассказов следовало, что он всё время находился в пути. Он был родом из Мариуполя. Я хорошо знал храмы этого города и священников и завёл разговор о том, какие прекрасные храмы есть в Мариуполе. К моему удивлению, он не знал, какие храмы и святыни есть в его родном городе, и ни разу не общался там со священниками.

Не всем это понравится, но я скажу, что такие люди — духовные лентяи. Они не трудятся над своей духовной жизнью, не имеют постоянного духовника, не исправляют свои грехи, не борются со страстями. Они лентяи не только с монашеской точки зрения, но и с мирской: как правило, нигде не работают, не несут ни за что ответственности, ездят, куда душа захочет, и живут гостеприимством других христиан. Какого-то христианского благочестия я здесь не увидел: человеку просто нравилось гулять по свету, путешествовать. Благочестие — это трудиться для Бога, Его Церкви и ближних.

Надо жить дальше

В защиту монашествующих скажу: мы должны сказать им огромное спасибо за то, что они молятся. Молитва — это тоже большой труд. У каждой из монахинь нашего монастыря очень непростой путь, и то, что многим может оказаться неприятным, обусловлено сложной жизнью. Если постараться понять человека, можно избежать множества проблем и обид.

К сожалению, у нас в монашестве прервана преемственность. Революция 1917 года унесла столько жизней монахов, которые передавали свой опыт, что многое было просто утеряно. Чтобы стать хорошим врачом, надо встретить хорошего врача, чтобы захотеть стать достойным священником — увидеть труд искреннего, достойного пастыря. Нужен пример хорошего специалиста, чтобы захотеть стать таким, как он. Монахи не исключение, нам тоже важна преемственность и живой опыт. В жизни же случается, что люди хватаются за то, что прочитали, и занимаются духовным самолечением, а это неверно.

Однако это не повод впадать в ещё одну крайность — складывать руки и ничего не делать. Господь сохранил нашу Церковь, она прошла горнило страданий. У нас достойные архиереи, замечательные священники. Возводят храмы, восстанавливают и строят монастыри, люди наполняют их. Церковь живёт и будет жить милостью Божией. Для того чтобы сохранить её, нам нужно любить, иметь послушание, взаимопонимание, уважение. Надо научиться быть людьми, прощать и беречь друг друга. А самое главное — надо благодарить Бога за любовь, которую Он дарит нам, за жизнь и наполняющую её красоту.

Правила пребывания трутников в обители

В монастыре на всё испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют.

Трудники живут в монастыре по монастырскому распорядку дня и питаются в братской трапезной.

После регистрации в монастыре в качестве трудника, паспорт трудника находится в канцелярии монастыря все время пребывания трудника в монастыре.

При работе на послушаниях стараются щадить немощного, который работает рядом, любовью покрывая погрешности в его работе.

Если в силу своего физического состояния трудник не способен исполнять режим в части послушания и/или посещения богослужения, он должен уведомить об этом благочинного монастыря.

При возникновении необходимости во время пребывания в монастыре совершить краткосрочную поездку куда-либо, необходимо получить благословение на такую поездку у настоятеля или благочинного монастыря.

Во всех случаях досрочного выезда трудника из монастыря, в т.ч. и для краткосрочных поездок, о желании продлить срок своего пребывания в обители трудник должен заблаговременно уведомить настоятеля и благочинного монастыря.

В период от отбоя до подъема необходимо находиться в своей келье, соблюдая тишину. Прием пищи, стирка вещей, разговоры, чтение вслух в указанный период не допускается.

Не допускается посещение чужой кельи, в которой проживают другие трудники, паломники, мирские работники монастыря.

Посещение братских келий не допускается.

Не допускается самостоятельное приготовление пищи, кроме чая. Не допускается брать еду из трапезной в кельи без благословения настоятеля, благочинного монастыря или келаря.

Без разрешения благочинного монастыря не благословляется перемещение мебели, инвентаря из одной комнаты в другую, произведение ремонтных работ, замена электропроводки, лампочек и т.п.

Купание, загорание, разведение костров в любых местах обители запрещено; посещение монастырского подворья, природных объектов (леса) допускается только по благословению настоятеля или благочинного монастыря.

Без ропота довольствуются пищей, одеждой, условиями сна.

Трудности, встречающиеся на общих послушаниях, переносят смиренно, приобретая тем опытность в духовной жизни и любовь к братии.

Причины отречения от мирской жизни

Подвижники древности отрекались от мирской жизни, поскольку она их не привлекала. А избранные пустыни и пещеры были для них не темными сырыми могилами, а цветущей страной духа.

По словам архимандрита Рафаила (Карелина), монашество – это феномен, который сложно понять, не имея внутреннего опыта, который выразить словом практически невозможно. Современные люди не понимают красоты монашеской жизни и порой задаются вопросами о том, почему некоторые отрекаются об мирского существования. Монашество покрывает всю духовную жизнь. Его невозможно понять, не пережив и не прочувствовав на себе, подобно тому как сложно понять любовь нелюбящему сердцу.


Инок Никодим об отречении от мирской жизни

Преподобный Варсонофий Оптинский сравнивал иночество с безбрежным морем, которое невозможно переплыть. Его не может понять человек, который еще не ступил на этот путь. Целью монашеской жизни отец Варсонофий называл поиск Бога. Но можно жить в монастыре и ничего не достичь

Поэтому важно не то, как попасть в монастырь, а для чего

Люди принимают постриг в поиске непрерывного богообщения, искания Фаворского света. Монахи – это свет мира. Одно только внешнее выполнение устава и ношение монашеской одежды еще не делает человека монахом или монахиней. Как лампе нужен огонь, чтобы светить, так и человеку. Преподобный Амвросий Оптинский писал, что монашество произошло от желания человека жить по учению и заповедям Евангелия. Это очень сложно осуществить среди мирских забот и суеты. Монашество – совершенное христианство.

В поучениях Аввы Дорофея есть рассказ о праведном Досифее. Юноша удостоился явления Божией Матери, которая назвала ему необходимые для спасения условия. Выполнение их стало смущать окружающих юноши, и ему посоветовали уйти в монастырь. Он пришел в обитель и твердил отцам: «Хочу спастись».

Среди мужчин

Прежде чем собираться в монастырь, мужчине нужно обязательно открыть свои помыслы духовному отцу. Разумеется, стать монахом – не быстрый процесс, которому предшествует послушнический искус. Но после пострига изменить уже ничего нельзя. Человек навсегда дает ряд обетов Богу и не может их нарушать.

Причин, по которым мужчина хочет стать монахом, может быть несколько. Часто желание принять постриг путают с желанием избавиться от проблем, ведь порой в монастырь бегут по таким причинам:

  • сложности в личной, семейной жизни;
  • трудности в работе, нужда;
  • горе, потеря близкого человека, сильный стресс;
  • несчастная любовь (более свойственно юношам).

Перечень причин может дополняться, ведь это дело сугубо личное. Но уход в мужской монастырь с целью спасения от жизненных трудностей не является верным путем.


Монашество – совершенное христианство

Среди женщин

Отличий в причинах желания пострига между мужчинами и женщинами практически нет. Но женщины по своей природе более эмоциональны и им сложнее переносить потрясения мирской жизни. Проживание в обители – это тяжелый труд, поэтому ошибочно искать в женском монастыре покоя от сложностей.

В книге «Сказания о подвигах и событиях жизни старца Серафима Саровского» сказано, что батюшка Серафим благословлял на монашескую жизнь не каждого, кто просил его. Некоторым батюшка советовал повременить с постригом, некоторым вообще не рекомендовал уходить из мира, другим женщинам вместо того, чтобы стать монашкой, предлагал прежде создать семью.

Как стать монахом: начало пути

С чего начать человеку, у которого появляется стремление оставить позади суету мирской жизни и уйти в монастырь? Задаваясь вопросом о том, как стать монахом, необходимо в первую очередь понять, что это означает. Тот, кто принимает подобное решение, должен приготовиться к кардинальным переменам в жизни.

Важно осознать, что жизнь монаха посвящена Богу, проходит в труде и молитвах. Люди, принявшие постриг, должны будут оставить за стенами монастыря привычные развлечения

Отказаться придется и от контактов с противоположным полом. Наконец, далеко не каждый человек готов смириться с тем, что ему придется редко видеться с близкими людьми – родственниками и друзьями. Именно разлука с родными заставляет многих изменить свое решение.

Шаолинь – знаменитый буддийский храм, расположенный в центральном Китае. Как стать шаолиньским монахом? Возможно и это, если человек не боится трудностей, которые неизбежны. В первую очередь претенденту стоит научиться разбираться в буддизме, философии Шаолиня. Последователи учения постигают приемы кунг-фу вовсе не ради сражения, как это может показаться тем, кто знаком с искусством только благодаря художественным фильмам, телесериалам. Цель, которую они ставят перед собой, – развитие самодисциплины, достижение гармонии с окружающим миром.

Что делать тому, кто не только желает приобрести навыки кунг-фу, но и пройти серьезное обучение? Как стать монахом? Шаолинь теоретически готов принять каждого, кто разделяет буддийскую доктрину. Ограничение по возрасту – от шести лет. Однако от этого человека требуется постоянное проживание на территории Китая.

Став послушником, претендент проходит обучение, в течение которого наставники наблюдают за ним, оценивая его готовность. Некоторые получают возможность принять монашеские обеты уже несколько месяцев спустя, другие дожидаются этого в течение нескольких лет.

Размышляя о том, как стать шаолиньским монахом, нужно оценить свою готовность. Люди, прошедшие обучение в монастыре, приобретают фантастическую выносливость, которая развивается изнурительными тренировками. Это физические упражнения, боевые искусства, медитация. Все годы обучения посвящены совершенствованию разума и тела, времени для отдыха и развлечений не остается.

Как начать подготовку к монашеству

Итак, как уйти в монастырь женщине? Если решение принято твёрдо, можно начинать готовиться к монастырской жизни. Сначала необходимо начать жизнь воцерковлённого человека — регулярно бывать на службах в храме, исповедоваться, причащаться, соблюдать посты, стараться следовать заповедям. Можно, с благословения священника, прислуживать в храме — чистить подсвечники, мыть полы и окна, помогать в трапезной и исполнять любую другую порученную работу.

Необходимо будет решить все вопросы, связанные с мирскими делами — определить, кто будет смотреть за квартирой или домом (часто будущие монахини просто продают свою недвижимость и вкладывают средства в обустройство монастыря), решить любые юридические вопросы, пристроить домашних питомцев, если они есть, в надёжные руки. Далее необходимо поговорить со своим духовным наставником, рассказать о своём намерении
. Священник поможет выбрать обитель и подготовиться к монашеской жизни. В обязательном порядке нужно получить благословение духовника на уход от жизни в миру.

Богослужение. Участие в Таинствах. Иноческое правило

Совершение богослужения находится в центре жизни монастыря. Братия, свободная от несения неотложных послушаний, должна присутствовать на общемонастырских богослужениях. Усердное посещение богослужений является одним из показателей духовного преуспеяния монаха. Пропуск богослужений без благословения руководства монастыря или уважительной причины является серьезным нарушением монастырской дисциплины, прещение за которое определяет внутренний устав монастыря.

С давних времен монастыри служили духовными центрами и оплотом веры православного народа. Особое служение монашества по отношению к человечеству — это молитва за весь мир.

Опытные монахи с благословения игумена могут становиться духовными наставниками для мирян, посещающих монастырь. Священноначалие монастыря должно, по мере возможности, создавать условия для беспрепятственного окормления мирян. Вместе с тем, это служение не должно разрушать внутреннее устроение и благочиние обители.

В меру своих сил и возможностей монастыри призваны участвовать сами и оказывать содействие другим церковным учреждениям в миссионерской, духовно-просветительской деятельности, чтобы сделать слово истинной веры доступным каждому, желающему его услышать и воспринять. Монастыри могут оказывать духовную и материальную помощь больницам, детским домам и приютам, воинским частям и пенитенциарным учреждениями; организовывать православные негосударственные образовательные учреждения, приюты для сирот, библиотеки, издательства; оказывать содействие православным молодежным организациям.

Монастырская благотворительность должна в первую очередь выражаться в заботе о паломниках и богомольцах. Желательно при обителях устраивать гостиницы и трапезные для паломников. В то время, когда монастырь открыт для посещения, в нем в обязательном порядке следует организовывать дежурство насельников, способных ответить на возникающие вопросы приходящих в обитель, знакомить гостей с историей и жизнью монастыря.

Во время народных бедствий монастыри обязаны приходить на помощь местному населению. В ряде случаев Русская Православная Церковь благословляет служение монашествующих вне монастыря (в духовных школах, в синодальных и епархиальных учреждениях, в миссиях, в заграничных учреждениях, в архиерейских домах).

  • Монастырь без секретов
  • Монастыри и монашество. Традиции и современность
  • Монастырская жизнь
  • Путь в монастырь
  • Монашество — легкий ли это путь?
  • Монастырь live (Фото)
  • Ставропигиальные монастыри России
  • Монастырь Острог, Черногория (фотоэкскурсия)
  • Что такое тайное монашество? Ответ в Высоко-Петровском монастыре
  • Монастырь Саввы Освященного (Мар Саба) в Палестине
  • Самый труднодоступный монастырь России
  • Монастырь. О Богоявленском Аланском монастыре в Осетии
  • Джвари: монастырь Креста (+ФОТОРЕПОРТАЖ)
  • Что мешает уйти в монастырь?
  • Оптина Пустынь: секреты монастырского хозяйства (+ ФОТО)
  • Чудов монастырь
  • Монашество. Ответы священников
  • Иные люди
  • Последний лаврский монах
  • Записка о монастырях и монашестве
  • Истинная монашеская община — это прежде всего семья
  • Монах в миру?
  • Может ли монах вернуться в мир?
  • Современное монашество: Любовь рождается в атмосфере любви
  • Старец Илий о монашестве
  • Самый молодой наместник о самом древнем монастыре (+ ВИДЕО)
  • Чем питаются монахи? Полное меню
  • Архимандрит Елисей: монашеская келья — это арена подвижнической брани и место встречи с Богом
  • Брак или монастырь – только два пути для христианина?

От трудника до послушника

Важно знать об ограничениях, которые недавно в очередной раз были озвучены в утвержденном “Положении о монастырях и монашествующих”: препятствием к поступлению в монашество являются серьезные обязательства перед миром, среди которых состояние в браке, наличие несовершеннолетних детей, требующих опеки, нахождение под судом или следствием, наличие долговых обязательств или обязательств по выплате алиментов. Особо оговаривается категория людей со “сложным” характером, тех, кто, находясь в монастыре, отказывается жить по законам Христовой любви: терпеть, смиряться, прощать и просить прощения: “Не полезно оставлять в монастыре тех, кто обнаруживает склонность к разногласиям и ссорам, постоянно поддается ропоту и, несмотря на советы и увещания, не показывает намерения к исправлению

Подобные люди склонны нарушать внутренний строй жизни обители и могут оказывать неблагоприятное воздействие на братию”

Особо оговаривается категория людей со “сложным” характером, тех, кто, находясь в монастыре, отказывается жить по законам Христовой любви: терпеть, смиряться, прощать и просить прощения: “Не полезно оставлять в монастыре тех, кто обнаруживает склонность к разногласиям и ссорам, постоянно поддается ропоту и, несмотря на советы и увещания, не показывает намерения к исправлению. Подобные люди склонны нарушать внутренний строй жизни обители и могут оказывать неблагоприятное воздействие на братию”.

Итак, исключив “отягощающие” обстоятельства и запасшись терпением, закончив все мирские дела и расставшись с привязанностями, можно отправляться в монастырь.

На первом этапе вы становитесь “трудником”. Так именуются те, кто приехал в монастырь потрудиться во Славу Божию, т.е. безвозмездно. В перспективе — желающие вступить в монастырское братство. Жизнь трудника, по сравнению с паломниками и волонтёрами, максимально приближена к монашеской. Трудникам предоставляется питание и проживание за счёт монастыря, а от них требуется совестливое исполнение назначенного послушания, участие в духовной жизни общины, богослужениях, молитвах, Святом Причастии.

Этот этап, согласно “Положению о монастырях и монашествующих” должен длиться не менее года: “В это время игумен внимательно наблюдает за душевным расположением новопоступившего, <…> сам трудник за это время присматривается к порядкам обители, испытывает свою решимость встать на монашеский путь. Если трудник в течение испытательного срока показывает твердость своего намерения вести монашескую жизнь, он может быть принят в число послушников. <…> Причисление трудника к послушникам осуществляется в ответ на его письменное прошение и на основании решения духовного собора, который оценивает образ жизни кандидата в период проживания в монастыре в качестве трудника”.  

Так начинается еще более ответственный послушнический искус

В это время особенно важно бороться со страстями и мирскими привычками, постараться, совлечь “ветхого” человека. Символом такой метаморфозы служит отказ от мирской одежды и облачение в подрясник: “По прошествии определенного срока пребывания в монастыре, длительность которого определяется игуменом, послушникам, проявляющим усердие к монастырской жизни, с целью укрепления их намерений к вступлению в монашеское звание, игуменом благословляется ношение некоторых монашеских одежд: подрясника, пояса и скуфьи” (из “Положения о монастырях и монашествующих”)

Причины, по которым уход в монастырь не приветствуется

Церковь всегда готова принять в свое лоно людей, которые искренне желают посвятить свою жизнь служению Богу. Однако есть некоторые ограничения, касающиеся тех, чьи намерения не столь чисты, тех, кто имеет важные незавершенные дела в мирской жизни, и людей, которые приняли решение из-за нестабильного эмоционального состояния. Рассмотрим несколько примеров:

  • Люди, зависящие от вас. Если у вас есть дети, которые нуждаются в опеке, пожилые родители, которым необходим уход, то с пострижением в монахи придется подождать. В данном случае ваше решение уйти в монастырь, какими бы благими ни были ваши намерения, принесет вред другим людям. Если вы женаты, то для начала придется получить развод. Вы, конечно, можете скрыть свое семейное положение, но тогда возникает вопрос, действительно ли ваши намерения чисты.
  • Неоплаченные долги, уголовное преследование. Скрыться от проблем за стенами монастыря тоже не получится. Сначала нужно решить все свои вопросы и только тогда, когда вы будете уверены в том, что завершили все дела, можно начинать задумываться об уходе в монастырь.
  • Пережитый стресс. Иногда люди решают постричься в монахи после развода, смерти близких, серьезной неудачи в работе. В таком случае это решение импульсивное, оно не может быть взвешенным и осознанным, поэтому от него лучше отказаться.

Самое главное — это искреннее желание посвятить себя Богу. Перед тем, как мужчине уйти в монастырь, он должен убедиться в том, что его больше ничто не держит в миру, никто от него не зависит, он готов смиренно выполнять все требования монастырского руководства и принять свою новую жизнь

Важно понимать, что монашество — это не только покой, умиротворение и молитвы, это еще и постоянная борьба с собственной гордыней

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector