3990,росписи дионисия: описываем развернуто

Когда празднуют православные именины Дионисия

По Святцам, почти в каждом месяце церковного календаря есть упоминание святого Дионисия и день, посвященный памяти его. Мы предлагаем узнать вам о самых известных представителях этого имени, чью память чтят в православии. Так вы сможете выбрать наиболее подходящего покровителя для своего сына согласно Святцам.

17 января, 16 октября. Дионисий Ареопагит

Священномученик. Имя этого святого старца известно православным людям как одного из Апостолов от семидесяти. Родившись и отучившись в Афинах, он много странствовал. В Египетских своих странствиях Дионисий стал свидетелем, как солнце затмилось в момент распятия Иисуса Христа. Позднее, вернувшись в Грецию, он был избран в члены Ареопага – древнейшего совета мудрецов.

Столкнувшись с апостолом Павлом, Дионисий уверовал во Христа, при этом стал верным последователем его, выбрав Павла своим духовным наставником. После казни Павла Дионисий, несмотря на гонения со стороны римлян, продолжал нести свет христианского учения, пока не был схвачен и подвергнут чудовищным пыткам. От него требовали отречься веры и предать Христа, но Дионисий не отказался от своих убеждений. За это римляне обезглавили его.

За свою жизнь Дионисий Ареопагит написал немало богословских текстов, которые дошли стараниями его сподвижников до наших дней. Все они имеют большое значение для христианства, поясняя многие важнейшие моменты канона.

25 мая. Дионисий Радонежский, Преподобный

Один из почитаемых в православии святых был настоятелем Свято-Успенского монастыря в городе Старице. До этого Дионисий был священником в одной из церквей, но после того как в начале 17 века его жена и сыновья отдали Богу душу, он принял монашеский постриг.

С его историей связана жизнь первого Московского патриарха Иова, которого царь-самозванец Лжедмитрий Первый сослал в монастырь в вечное заключение. Но Дионисий Радонежский воспротивился воле самозванца, поэтому тепло отнесся к Иову. Он втайне ото всех помогал патриарху, делясь с ним богословскими книгами и пищей, создал для него комфортные условия. Когда Иов умер, Дионисий установил надгробие на его могиле. В нелегкие для России времена Смуты Дионисий Радонежский был настоятелем Троице-Сергиевой лавры. Он сделал все, чтобы сохранить обитель и восстановить ее после осады Лжедмитрия Второго.

Другие даты в православных Святцах, связанные с именинами для Дениса:

Сельские дионисии

Первоначально это был сельский праздник в Аттике. Вероятно, фестиваль проводился в честь выращивания виноградных лоз. Некоторые историки, культурологи и мифологи полагают, что это древнейший праздник, изначально не связанный с Дионисом.

Сельские (малые) дионисии отмечались зимой, в месяце Посейдеоне. Деревенское население праздновало дионисии в честь первого разлива и дегустации свежего вина.

Одно из живых и колоритных описаний фестиваля дал Аристофан в своей комедии “Ахарняне”. Он описывает торжественную процессию с целью жертвоприношения, в которой принимали участие несколько уважаемых семей.

На сельских дионисиях население веселилось вовсю. Танцоры танцевали, сопровождая эффектные “па” смешными телодвижениями, и шутили (многие из этих шуток были на грани фола). Эти деревенские увеселения, как ни странно, были предтечей драматической поэзии.

Странствующие актеры, собравшиеся в труппы, разыгрывали пьесы. Обычно брались за основу пьесы, которые уже ставились в городе, и имели успех, но странствующие актеры показывали ее по-своему — так, чтобы сюжет был понятен простодушным сельским жителям.

Одним из самых забавных увеселений на сельских дионисиях были асколии. Потехи ради мальчики-подростки на одной ноге прыгали по мехам, вымазанным маслом.

Одновременно в столице Греции и в Элевсине проводился фестиваль алоя (пожинки). На этом празднике Дионис чествовался одновременно с Деметрой и Персефоной.

В разных городах Аттики празднества проводились в разные дни. При этом за весь сезон зрители могли посещать сразу несколько праздников. Афинские граждане имели возможность выехать за город, если в другое время у них не было такой возможности.

В месяце гамелионе праздновали ленеи — особый фестиваль, который был своеобразным продолжение сельских дионисий. Изначально ленеи были сельским фестивалем ленейского округа, но с течением времени его начали праздновать и в Афинах, и в афинских окрестностях. Центром фестиваля был пир, который устраивался за счет государства. Щедро лилось вино, разыгрывались трагедии и комедии.

Сохранившиеся работы Дионисия в столице

Если иконы мастера, в основном, перенесены из Успенского собора в экспозиции музеев, то фрески можно и сейчас увидеть на стенах этого кремлевского храма. Сохранилось более двадцати настенных изображений мастера

Среди упоминаемых выше «Поклонения волхвов», «Похвалы Богородице» и других работ следует обратить внимание на фреску «Алексей, человек божий». Исследователи полагают, что этот образ является автопортретом художника

Нельзя пройти мимо иконы Дионисия, изображающей Страшный Суд. Писанная в атмосфере эсхатологических ожиданий 1492 года, эта картина полна внутреннего напряжения. Но многоярусная композиция, несмотря на сложность и перегруженность надписями, выглядит легко и изящно. Ужас сменяется ликованием: полупрозрачные образы ангелов попирают черные фигуры демонов.

Зимний Денис

Рожденные в это время люди имеют очень не простой характер. Такие Денисы очень вспыльчивы, немного неуравновешенны и несдержанны. Любая ситуация складывающаяся не в его пользу может вывести его из себя. В таком случае вы не дождетесь от него дипломатии, а наоборот услышите много неприятного в свой адрес. Если он чувствует свою правоту, он пойдет до конца и его практически ни что не сможет остановить. Такой типаж отличается честностью и порядочностью, чего и требует от окружающих его людей. Его сердце сможет принадлежать только той, которая покорит его своей порядочностью и честностью, внешние данные не сыграют большой роли.

Утраченные работы

У исследователей большое сожаление вызывает тот факт, что многие известные работы Дионисия не дожили до нашего времени. Например, речь идет про икону «Страшный суд». Эта фреска была расположена на западной стене Богородице-Рождественского собора. К сожалению, фигура Иисуса Христа, которая была изображена на фреске, со временем оказалась утрачена из-за желания более поздних хозяев собора сделать дополнительное окно.

Знаковым для Дионисия стало знакомство с преподобным Иосифом Волоцким, которое произошло в Пафнутьевом монастыре. Основав свою обитель, Иосиф уговорил героя нашей статьи расписать и ее. Так, в описи монастырского имущества, которая относится к 1545 году, утверждается, что Дионисий создал для соборного храма большой деисус, то есть группу икон, в центре которых изображен Иисус Христос, а по бокам от него Иоанн Креститель и Богоматерь. Также мастер создал пророческий и праздничный ряды, украсил царские врата, изобразив на них традиционный библейский сюжет Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов. Всего, согласно той же описи, в обители оставалось 87 икон, написанных Дионисием или работниками его артели.

Самые известные иконы Дионисия

Икону «Распятие» Дионисий написал в 1500 году. Она относится к праздничному чину, несмотря на суть самого скорбного момента в жизни каждого. В ней использованы два основных цвета: золотой и чёрный. Тем самым символизируя божественный свет и адскую тьму. Зрительно при помощи разницы в масштабе и пропорций изображения фигур Христа, ангелов и святых Дионисий смог передать иерархию устройства духовного мира. Цветовые оттенки помогают увидеть тяжесть момента – чёрный, правильной геометрической формы крест. Одинаковый охристый тон окраса земли и тела Христа показывает, Его желание вобрать в себя всё тленное, земное и показать путь облегчения и спасения человека. Основное содержание иконы «Распятие» – это перевоплощение страданий Иисуса Христа как человека в Его величие, славу и бессмертие как Бога.

О прощении грехов и очищении души. Ещё просят о помощи в становлении на праведный путь и исправлении своих грехов.

Главное событие и цель христианской жизни изображает икона Дионисия «Сошествие во ад», написанная в 1503 году для Феропонтова монастыря и посвящена Воскресению Христа. Мастеру удалось изобразить художественно не только образ Господа нашего Иисуса Христа, духовных сил, но и саму Пасхальную службу. Каждый элемент, символ, цветовое решение соответствует словам пасхальной Литургии.

Сияющая золотом одежда Христа – «одеющагося светом, яко ризою». Ад изображённый как чёрная пропасть с бесовскими силами – «Да воскреснет Бог и расточаться врази Его..». «Христос воскресе из мёртвых, смертию смерть поправ..» — под ногами Господа падший бес с гробом и надписью «смерть». Ангельские силы сокрушают греховные страсти. Каждый символ иконы как бы оживляется. Слушая слова праздничной Литургии, верующие чувствуют силу Божественного Воскресения и надежду на Его милосердие к нам грешникам. Икона становится уже не просто картиной, а живым прославлением торжества Воскресения.

Перед иконой «Сошествия во ад» молятся о дарах духовных, нематериальных, о разрешении трудных и запутанных ситуаций, о чистоте в помыслах и делах

Важно, чтобы в молитвословии была концентрация, и мысли не рассеивались

Литература

  • Акафист Пресвятой Богородице. Дионисий иконник / замысел, фотографии, оформление книги — Ю. И. Холдин; ст., комм. — Б. Н. Любимов, Е. В. Данилова : Книга-альбом. — М.: Фонд «Фрески Руси». — 2007. — 176 с. — (Проект «Свет фресок Дионисия — миру»). — ISBN 978-5-903092-04-8.
  • Голейзовский Н. К. Дионисий и князь Андрей угличский // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2005. — № 4 (22). — С. 103—118.
  • Голейзовский Н. К. О датировке местной иконы «Димитрий Прилуцкий с деянием» из вологодского Спасского Прилуцкого монастыря // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2003. — № 3 (13). — С. 63—71.
  • Лившиц Л. И. О границе понятий «дионисиевский стиль» и «стиль Дионисия» // Древнерусское и поствизантийское искусство. Вторая половина XV — начало XVI века. К 500-летию росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. — М.: Сев. паломник», 2005. — С. 126—162.
  • Лифшиц Л. И., Попов Г. В. Дионисий. — М.: Сев. паломник, 2006.
  • Мельник А. Г. Неизвестный шедевр круга Дионисия // Кириллов : Краеведческий альманах. — Вологда: Легия, 1998. — Вып. III. — С. 186—192. — ISBN 5-89791-008-1.
  • Мельник А. Г. Икона круга Дионисия в собрании Ростовского музея // Ферапонтовский сборник. VI. — М.: Индрик, 2002. — С. 167—174. — ISBN 5-85759-210-0.
  • Недошивин Г. Дионисий: русский художник второй половины XV — начала XVI века. — М.-Л.: Искусство, 1947. — 32,  с. — (Массовая библиотека тираж = 15 000).
  • Нерсесян Л. В. Дионисий иконник и фрески Ферапонтова монастыря. — М.: Сев. паломник, 2002. — 132 с. — 5000 экз. — ISBN 5-94431-027-8.
  • Чугунов Г. И. Дионисий. — Л.: Художник РСФСР, 1979. — 48 с. — (Массовая библиотечка по искусству).
  • Холдин Ю. И. Сквозь пелену пяти веков: сокровенная встреча с фресками Дионисия Мудрого / текст Е. В. Даниловой. — М.: Издат.-фотографич. центр ИФА, 2002. — 420 с.
  • Холдин Ю. И. Фрески Руси. Дионисий. Золотой век иконописи, XIV—XV вв. : Проспект-каталог выставки произведений фотографического искусства. — М.: Фонд «Фрески Руси», 2006. — 176 с. — (Проект «Свет фресок Дионисия — миру»). — ISBN 5-903092-02-0.
  • Художественное наследие Дионисия : Каталог выставки : Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. 21 августа — 20 сентября 2002 года / ред. М. Н. Шаромазов. — М., 2002.
  • Hughes L. Art and Liturgy in Russia: Rublev and His Successors // Cambridge History of Christianity. — Vol. 5. Eastern Christianity / Ed. by M. Angold. — Cambridge, 2006. — P. 276—301.
  • Dulgheru E. Taboric Light in Russian Visual Culture: From the Frescoes of Dionisy to the Photographies of Yuri Holdin // Triune God: Incomprehensible but Knowable — The Philosophical and Theological Significance of St Gregory Palamas for Contemporary Philosophy and Theology / Ed. by Constantinos Athanasopoulos. — Cambridge, 2015. — P. 292—300.

Начало карьеры

Как уже было сказано, Дионисий в составе творческой картели Митрофана принимал участие в росписях собора Рождества Пресвятой Богоматери в Пафнутьево-Боровском монастыре около Калуги. Искусствоведы усматривают в этих работах продолжение и развитие наследия Андрея Рублева. Те же парящие фигуры, чистая, гармоничная композиция, радостный настрой и яркие насыщенные цвета. Московский князь Иван Васильевич, увидев фрески «иноков Дионисия и Митрофана», пригласил молодого живописца в Москву, работать над росписями Успенского собора. Так, с ходу талант был замечен и вознагражден самыми высокими властями.

Помпа и проагон

Считается, что помпа занимала большую часть первого дня празднования. Когда солнце садилось, наступало время для комоса — веселого праздничного шествия.

На второй и третий день проходили состязания детских и мужских дифирамбических хоров. Затем, в течение 3-4 дней проводились драматические агоны, и это была кульминация праздника.

В дифирамбических хорах принимали участие знаменитые поэты (Пиндар, Симонид) и лучшие флейтисты. В завершение этих соревнований совершалось жертвоприношение — в жертву приносили молодых бычков. Мясом угощали всех присутствующих.

А далее начинался пир. Это было не только веселое, но и достаточно опасное время, поскольку толпы пьяных людей, изображающих свиту Диониса, в угаре были способны даже на преступление.

На следующий день, когда в городе более-менее наводился порядок, драматурги объявляли названия ставящихся пьес. Они выбирались судьями по жребию (проагону). Примерно в середине 5 века н.э. проагоны проводились у подножия Акрополя.

«Белозерский» период

Знакомство и общение с преподобным Иосифом, который в то время считался одним из самых авторитетных людей в богословском отношении, многое дал Дионисию. Особенно это заметно на его работах, которые исследователи относят к «белозерскому» периоду. По мнению искусствоведов, его начало можно отнести к 1490 годам, а вот самыми поздними из дошедших до нас икон считают так называемые «северные письма» Дионисия, которые датируют 1500 годом. Их иконописец писал для Павло-Обнорского монастыря, который расположен неподалеку от Вологды.

В 1502 году Дионисий создает фрески для Богородице-Рождественского собора, расположенного на территории Ферапонтова монастыря. В этом ему помогают сыновья. А вот уже следующий год официально многими считается годом его смерти, хотя есть основания полагать, что прожил он значительно дольше.

Еще один интересный момент о судьбе Дионисия. Считается, что незадолго до своей кончины он принял постриг инока, проведя остатки своих дней в монастыре, как говорили в те далекие времени в богомыслии и безмолвии.

С уверенностью сегодня можно заявлять, что Дионисий был одной из самых выдающихся личностей того временного периода.

Житие

Священномученик Дионисий Ареопагит.

Дионисий Ареопагит, епископ Афинский — один из самых выдающихся христианских богословов. Он жил в Афинах, где получил философское образование, затем отправился в египетский город Илиополь для совершенствования в науках. Там он обучался астрономии. В тот день, когда был распят на Кресте Господь наш Иисус Христос, Дионисий стал свидетелем солнечного затмения и тьмы, бывшей по всей земле в течение трех часов. Он в изумлениивоскликнул: Это или Бог, Создатель всего мира, страждет, или этот мир видимый кончается. Вернувшись в Афины, Дионисий был избран членом Ареопага — верховного афинского суда. Когда апостол Павел проповедовал в афинском Ареопаге (Деян. 17, 16 — 34), Дионисий уверовал и принял святое Крещение. В течение трех лет он был сподвижником святого апостола Павла в проповеди Слова Божия. Основы учения, которое проповедовал апостол, были впоследствии изложены Дионисием в ряде творений, часть которых дошла до нас. Дионисий был рукоположен апостолом Павлом в епископа Афинского. В 57 году он присутствовал при погребении Пресвятой Богородицы. Прожив в Афинах продолжительное время, епископ Дионисий пожелал отправиться с проповедью Евангелия в западные страны. Вместе с епископом Лукианом, священником Рустиком и диаконом Елевферием он направился в Галлию (нынешняя Франция), где проповедовал Слово Божие в Париже, многих обращая от идолослужения к истинной вере. В то время в Галлии началось преследование христиан языческими властями. Дионисий вместе с Рустиком и Елевферием были схвачены и заключены в темницу. Претерпев различные мучения, все три священномученика были обезглавлены. Смерть святого Дионисия сопровождалась великим чудом. Его тело силой Божией встало на ноги, и, взяв свою голову в руки, прошло с ней до храма, где, отдав главу одной благочестивой женщине, пало на землю. Видя это, многие язычники уверовали во Христа. Тело святого с почестями было погребено. Святой Дионисий пострадал на девяностом году своей жизни, в 96 году по Рождестве Христовом. При гробнице его творились многие чудеса.

ДИОНИСИЙ (художник)

ДИОНИСИЙ

(ок. 1440 – после 1503), русский художник, мастер фрески и иконописи. Также по теме: ИКОНА ПРАВОСЛАВНАЯ

О биографии Дионисия практически ничего не известно. Первый крупный заказ он получил между 1467 и 1476, когда украсил фресками и иконами церковь Рождества Богоматери в Пафнутьево-Боровском монастыре; Дионисий работал здесь под началом старшего мастера, Митрофана, однако завоевал уже достаточный авторитет, поскольку летопись упоминает обоих художников как «пресловущих паче всех» (т.е. славнейших). Известно также, что он писал фрески и иконы в Успенском соборе Московского Кремля (1481, совместно с Тимофеем, Ярцом и Коней), что свидетельствует о его высокой репутации при дворе великого князя московского Ивана III, а также в церкви Успения Богоматери Иосифа-Волоколамского монастыря (после 1485, совместно со своими сыновьями у учениками – Феодосием и Владимиром – и старцем Паисием) и в Павлово-Обнорском монастыре (близ Грязовца на Вологодчине; 1500). Среди этих произведений, сохранившихся на месте либо перенесенных в музеи, бесспорно принадлежащими кисти Дионисия считают: фрески Похвальского и Петропавловского приделов, жертвенника и алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля, а также иконы – Богоматерь Одигитрию

из Вознесенского монастыря Кремля (1482),Митрополита Алексея в житии (обе – в Третьяковской галерее) иМитрополита Петра в житии (Успенский собор Московского Кремля),Распятие иСпаса в силах из Павлово-Обнорского монастыря (обе иконы – в Третьяковской галерее).

Для стиля Дионисия типичны более грациозные (в сравнении со стилем Рублева) и значительно более удлиненные по пропорциям фигуры, прохладные (в особенности во фресках) колористические гаммы с преобладанием изысканных светлых оттенков, тяготение к идеальной красоте ликов, как правило, лишенных этнической – греческой или русской – характерности. Явственней всего эти черты, вкупе с декоративным чутьем мастера, проступают в самом масштабном его творении – в исключительно хорошо, практически без поновлений сохранившихся росписях собора Рождества Богоматери Ферапонтова монастыря, которые он создал в 1502 вместе с сыновьями Феодосием и Владимиром (что касается икон из этого собора, то самые ценные их них находятся ныне в Третьяковской галерее и Русском музее). Сюжетно здесь доминируют сцены земной жизни Богородицы вкупе с символическими мотивами из ее акафиста (созданного в 6 в. Романом Сладкопевцем); все в целом слагается в зрительный гимн Свет неизреченно Родившей

, исполненный удивительной духовной гармонии и грациозного благородства форм. Краски буквально излучают свет, во многом благодаря тому, что белый цвет впервые в древнерусском искусстве обретает самоценное звучание.

Также по теме:

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Будучи человеком вполне мирским (известен исторический анекдот о том, как он согрешил в Пафнутьевой обители тем, что принес туда жареную баранью ногу, т.е. еду в высшей степени не монастырскую), Дионисий, тем не менее, прославился среди современников как «изящный и хитрый» изограф. Его высоко ценил преподобный Иосиф Волоцкий, возможно, именно ему адресовавший свое Послание иконописцу

(конец 15 в.), написанное в защиту икон против еретиков.

Влияние мастера породило в 16 в. целую традицию или «школу Дионисия», к которой принадлежал, в частности, его сын Феодосий (известнейшее произведение последнего – росписи Благовещенского собора Московского Кремля, 1508).

Также по теме:

ИКОНА

Дионисий

Годы жизни: ок.1440-1502(?)

Дионисий — один из лучших иконописцев московской школы конца 15-начала 16 веков, продолжатель традиций Андрея Рублёва. Его деятельность совпала с прекрасной эпохой правления Ивана 3, когда Россия освободилась от монгольского ига, расширила свои территории, стала одной из могущественных стран. Это период  деятельности итальянского архитектора Аристотеля  Фиораванти,  соборы которого расписывал Дионисий. Он создавал произведения, которые отражали культурный подъём России в период образования централизованного государства. Дионисий  работал в период духовного подъёма , когда шло активное градостроительство, воздвигались великолепные храмы, создавались замечательные произведения искусства , прославляющие могущество страны.

Использованные материалы

  • М. В. Никифоров. Л. В. Литвинова. «Дионисий Великий» // Православная энциклопедия, т. 15, с. 325-334 (взято жизнеописание, опущены разделы Сочинения и Учение)

  Cовместная память с учениками — сщмч. Гаием и др. См. сайт «Ορθόδοξος Συναξαριστής» («Православный месяцеслов»): .

  Petrus ibn Rahib. Chronicon orientale. Fol. 108

  Dion. Alex. Ep. ad Germanum — ap. Euseb. Hist. eccl. VII 11

  Dion. Alex. Ep. ad Philemonem — ap. Euseb. Hist. eccl. VII 7

  Euseb. Hist. eccl. VI 29; ср.: Hieron. De vir. illustr. 69

  Дружинин. 2007. С. 108

  Euseb. Hist. eccl. VI 44

  Euseb. Hist. eccl. VI 46

  ap. Euseb. Hist. eccl. VI 45

  Dion. Alex. Ep. ad Fabium — ap. Euseb. Hist. eccl. VI 44

  Dion. Alex. Ep. ad Cononem

  Euseb. Hist. eccl. VII 2-9

  Дружинин. 2007. С. 321

  ap. Athanas. Alex. De sent. Dionys. 4

  Basil. Magn. Ep. 9. 2

  Idem. De Spirit. Sanct. 29

  Euseb. Hist. eccl. VII 21

  Hieron. De vir. illustr. 69

  Euseb. Hist. eccl. VII 27

  Ibid. VII. Praef.

  καθολικῆς ἐκκλησίας διδάσκαλος — Athanas. Alex. De sent. Dionys. 6

  κανονικός — Basil. Magn. Ep. 188

  Euseb. Hist. eccl. VI-VII

  Idem. Praep. evang. VII 19; XIV 23-27

  Athanas. Alex. De sent. Dionys.

  Basil. Magn. Ep. 9, 188; De Spirit. Sanct. 29

  ap. Phot. Bibl. 232

  Petrus ibn Rahib. Chronicon orientale / Ed. L. Cheikho. Louvain, 1955r. Fol. 108. (CSCO; 46. Arab.; 2)

  Le synaxaire arabe jacobite (réd. copte) / Ed. R. Basset // PO. T. 16. Fasc. 3. (= N 79). P. 224-228

Начало пути светского иконописца

Биография Дионисия, считавшегося ведущим московским иконописцем, полна загадок. По предположениям ученых, Дионисий родился в конце 1430 — начале 1440-х годов и, согласно синодику, происходил из известного дворянского рода Чириковых, начало которому положил Петр Ордынский, татарский царевич, принявший православную веру. А вот учителем Дионисия принято называть иконника Митрофана. Они вместе трудились над одной из самых ранних работ Дионисия – росписью церкви Рождества Богородицы в Пафнутьевом Боровском монастыре в 1467 году. Ростовский архиепископ Вассиан Рыло упоминал имя Митрофана первым, поэтому, надо полагать, руководил работами именно он.

Как бы то ни было, роспись Пафнутьева Боровского монастыря сыграла в судьбе Дионисия решающую роль. Вероятнее всего, именно после знакомства царя Ивана III с этой работой, Дионисий и члены его артели получили заказ на оформление иконостаса Успенской церкви в Москве (1481 год). И это при том, что в отличие от большинства иконописцев того времени, Дионисий не был монахом и даже не соблюдал посты. Однажды, вопреки запрету игумена Пафнутия, Дионисий принес в монастырь зажаренную с яйцами баранью ногу. Яйца оказались несвежими, и иконописец тяжело заболел. Только после того, как Дионисий покаялся перед Пафнутием, он пошел на поправку.

(около 1440 — после 1502)

Основные данные Иконы Фрески Литература  


=
Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII в.в. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах.

=
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2001.

  Антонова, Мнева 1963  

Дионисий

Родился около середины XV века, умер в первой четверти XVI века. Из его ранних работ известны несохранившиеся росписи Пафнутьева Боровского монастыря, выполненные им в 1467 году1 совместно со старцем Митрофаном. В 1481–1482 годах Дионисий вместе с попом Тимофеем, Ярцем и Коней пишет «деисус с праздники и с пророки» для новой церкви Богородицы в Москве2. В 1482 году Дионисием исполнена «Одигитрия» для Вознесенского монастыря в Московском Кремле (см. № 274)3. В 1481–1486 годах он, вместе со своими сыновьями Феодосием и Владимиром, а также со старцем Паисием и другими художниками, пишет фрески

и иконы для Успенской церкви Иосифова Волоколамского монастыря4 (фрески не сохранились, уцелевшие иконы перевезены в музей имени Рублева в Андрониковом монастыре). К 1500 году относятся подписные произведения для иконостаса Троицкого собора Павлова Обнорского монастыря (из них в ГТГ Спас в силах, см. № 276 и Распятие, см. № 277)5. В 1500–1502 годах Дионисий и его сыновья Феодосий и Владимир работают над росписями Ферапонтова монастыря6 (в ГТГ хранится часть икон деисусного чина собора этого монастыря, см. № 278). Возможно, что Дионисием исполнены житийные иконы митрополитов Петра (Успенский собор в Московском Кремле) и Алексея (см. № 279). Возможно также, что рисунок к пелене из Воскресенского собора в Волоколамске (ГТГ, инв. 20930), исполненной в 1510 году и изображающей Рождество Богоматери с клеймами ее жития, сделан также Дионисием. В пользу этого предположения говорит сходство композиций пелены, в особенности ее средника, с фресками Ферапонтова монастыря. Кроме того, большую близость к творчеству Дионисия обнаруживают фрески Успенского собора в Московском Кремле, относящиеся к 1514 году7.

1  В. И. Антонова, У Медвежья озера и в Веси Егонской. Рукопись.

2 Софийская вторая летопись. — В кн.: ПСРЛ, т. 6, Спб., 1853, стр. 233.

3 Там же, стр. 234.

4 А. А. Зимин, Краткие летописцы XV–XVI вв. — «Исторический архив», т. V, 1950, стр. 15–16.

5 В. И. Антонова, Новооткрытые произведения Дионисия в Гос. Третьяковской галлерее, М., 1952, стр. 25.

6  В. Т. Георгиевский, Фрески Ферапонтова монастыря, М., 1911.

7 См. об этих фресках:

  • Н. М. Чернышев, Искусство фрески в Древней Руси, М., 1954, стр. 88;
  • К. К. Романов, О формах Московского Успенского собора 1326 и 1472 гг. — В кн.: «Материалы и исследования по археологии СССР», М., 1955, № 44, стр. 10–11;
  • «Художественные памятники Московского Кремля», М., 1956, стр. 37–38.
  БЭКМ 2001  

Биографическая справка

О святителе и философе первого столетия от Р.Х. сведения сохранились в «Деяниях святых».

Происхождение святого

Святой Дионисий Ареопагит родился в Греции, в Афинах в знатной семье. Проявил большие способности в изучении классических наук того времени. Продолжил образование в Гелиополе (Египет). По возвращении в Афины блестяще образованный молодой человек был избран в Верховный афинский суд (Ареопаг).

Житие священномученика

Апостол Павел, прибывший в Грецию для обращения язычников в христианство, был вызван в Ареопаг для разъяснения сути вероучения. На Дионисия апостольская проповедь оказала огромное влияние. Он принял крещение и в течение 3-х лет был сподвижником Павла в его апостольском служении.

Дионисий специально приезжал в Иерусалим, чтобы увидеть Богородицу. О своем впечатлении он написал учителю, что испытал Божественную благодать, исходящую от Божьей Матери. В 57 году Ареопагит присутствовал при погребении Святой Девы Марии. Дионисий стал первым афинским епископом. При императоре Нероне начались преследования христиан и возрождение язычества. Апостолы Павел и Петр были схвачены в Риме и казнены.

Кончина

После смерти Павла святой Дионисий принял на себя обязанность продолжить его дело. Вместе со священнослужителями Рустиком и Елевферием он отправился проповедовать в европейские страны: Италию, Испанию, Германию, Францию (Галлию).

В римском поселении Лютеция (в будущем здесь будет основан Париж) три проповедника были схвачены и брошены в тюрьму, где их подвергли пыткам. После отказа отречься от христианской веры они были приговорены к казни. Ночью святой совершил литургию в присутствии ангелов. Утром мучеников обезглавили.

Как свидетельствует предание, тело Дионисия встало, взяло в руки отсеченную голову и отправилось к христианскому храму в 6 километрах от Лютеции, указав таким образом место своего погребения. Похоронила останки святого благочестивая женщина по имени Катулла. Впоследствии место назвали Сен-Дени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector