Житие святого дионисия и значение в православии, икона и тексты молитв

Сохранившиеся работы Дионисия в столице

Если иконы мастера, в основном, перенесены из Успенского собора в экспозиции музеев, то фрески можно и сейчас увидеть на стенах этого кремлевского храма. Сохранилось более двадцати настенных изображений мастера

Среди упоминаемых выше «Поклонения волхвов», «Похвалы Богородице» и других работ следует обратить внимание на фреску «Алексей, человек божий». Исследователи полагают, что этот образ является автопортретом художника

Нельзя пройти мимо иконы Дионисия, изображающей Страшный Суд. Писанная в атмосфере эсхатологических ожиданий 1492 года, эта картина полна внутреннего напряжения. Но многоярусная композиция, несмотря на сложность и перегруженность надписями, выглядит легко и изящно. Ужас сменяется ликованием: полупрозрачные образы ангелов попирают черные фигуры демонов.

Начало карьеры

Как уже было сказано, Дионисий в составе творческой картели Митрофана принимал участие в росписях собора Рождества Пресвятой Богоматери в Пафнутьево-Боровском монастыре около Калуги. Искусствоведы усматривают в этих работах продолжение и развитие наследия Андрея Рублева. Те же парящие фигуры, чистая, гармоничная композиция, радостный настрой и яркие насыщенные цвета. Московский князь Иван Васильевич, увидев фрески «иноков Дионисия и Митрофана», пригласил молодого живописца в Москву, работать над росписями Успенского собора. Так, с ходу талант был замечен и вознагражден самыми высокими властями.

День ангела Дениса по церковному календарю

В прошлые столетия новорожденного называли именем святого, в день почитания которого он появился на свет. Сегодня родители дают младенцу имя мирское, которое нравится. А батюшка называет церковным, которое может не совпадать с первым.

Когда праздновать день ангела (именины) – можно спросить у батюшки. Это может быть не один день, если святых, носящих имя, несколько (как в случае с Дионисием). Тогда праздничной считается дата, первой идущая за днем рождения. Для Дениса именинами могут стать даты, посвященные указанным в таблице святым.

Месяц Дата Почитаемые в православии святые Дионисии
январь 17 афинский епископ и мученик Ареопагит
февраль 6 настоятель Олимпийского монастыря
март 5 мученик, послушник Валаамской обители
23 епископ Коринфа, создатель христианских письменных трудов, мученик
28 Палестинский, обезглавленный в Кесарии за противление язычеству
29 Праведник
май 4 воин Памфилийский, пострадавший за Христову веру в Пергии
19 лингвист Фракийский, ученик Аристарха, создатель первой грамматики
25 архимандрит Радонежский
31 мученик Лампсакский
июнь 10 угодник Божий, принявший мученичество схимонах Петушков
14 иконописец Глушицкий, основатель и игумен Вологодских монастырей
16 мученик Византийский
июль 8 старец Афонский, ктитор Дионисиата – монастыря Иоанна Крестителя
9 архиепископ Нижегородский и Суздальский, митрополит Киевский
август 13 монах Ватопедский, замученный турками за приверженность вере
17 Ефесский, один из 7 юношей, погребенных в пещере за отказ от язычества
31 Требийский, пострадавший в Италии за приверженность Христу
сентябрь 6 греческий архиепископ, теолог Закинфский (дата переноса мощей)
12 старец Островский, служитель Оятской Введенской обители
19 принявший мученичество чтец из Александрии
октябрь 16 иеромонах по прозвищу Щепа, затворник Печерского монастыря
18 епископ Александрии, богослов, общественный деятель
25 иконописец Глушицкий
28 святитель Нижегородский и Суздальский
ноябрь 4 Ефесский
14 Глушицкий
23 священник Щеголев, клирик Саратовский, новомученик
декабрь 3 Доростольский, мученически скончался за твердость веры в Христа
12 епископ Коринфа, создатель христианских трудов, мученик
30 святитель, теолог Закинфский

Даты в таблице приведены по новому календарю (григорианскому).

Имя Денис изначально признавалось мирским вариантом церковного Дионисий. С начала 20 века стало официальной формой.

Начало карьеры

Как уже было сказано, Дионисий в составе творческой картели Митрофана принимал участие в росписях собора Рождества Пресвятой Богоматери в Пафнутьево-Боровском монастыре около Калуги. Искусствоведы усматривают в этих работах продолжение и развитие наследия Андрея Рублева. Те же парящие фигуры, чистая, гармоничная композиция, радостный настрой и яркие насыщенные цвета. Московский князь Иван Васильевич, увидев фрески «иноков Дионисия и Митрофана», пригласил молодого живописца в Москву, работать над росписями Успенского собора. Так, с ходу талант был замечен и вознагражден самыми высокими властями.

Работы иконописца

Самая ранняя из известных нам работ иконописца Дионисия — это как раз роспись собора в Пафнутьевом Боровском монастыре. Над ней герой нашей статьи трудился около десяти лет, примерно с 1467 по 1477 год.

В 1481 году артель, которую возглавляет Дионисий, получает право расписывать Успенскую церковь в столице. Это одна из самых известных работ мастера. Если вы не видели их вживую, то сможете оценить их красоту хотя бы по фото. Иконописец Дионисий работал вместе с помощниками, летопись того периода сообщает, что ими были «поп Тимофей, Коня и Ярец».

После 1486 года Дионисий трудился в Иосифо-Волоколамском монастыре. Там он писал иконы для соборной церкви, посвященной Успению Богоматери. К тому времени он окончательно закрепился во главе живописной артели.

Судьба

Про средневековых мастеров иконописи известно не так много. О них говорят в первую очередь их работы. Однако о Дионисии известно больше, чем о великих предшественниках — Феофане Греке и Андрее Рублеве. Родился будущий художник около 1444 года, предположительно, в семье боярского сословия. Однако сведения о роде и месте рождения иконописца не сохранились.

Фреска Дионисия «Святитель Николай Чудотворец» / Википедия

Неизвестно также, у кого Дионисий учился иконописному мастерству, однако предполагают, что в 1460-е годы тот трудился под началом мастера Митрофана. К 40 годам художник возглавлял собственную артель, с которой занимался росписью соборов Московской Руси. Дионисий с командой расписывал отдельные церкви и комплексы храмов, входящих в состав монастырей, и его жизнь представляла собой череду переездов с места на место.

Личная жизнь мастера сокрыта толщей столетий, однако известно, что его сыновья Феодосий и Владимир также занимались иконописью и даже входили в отцовскую артель. Из житий становятся известны некоторые факты из биографии художника. Например, что, работая в Пафнутьево-Боровском монастыре в 1460-70-е годы, он познакомился с преподобным Пафнутием, который исцелил его от болезни, ниспосланной живописцу за непослушание.

Другим великим монахом-подвижником, с которым судьба свела Дионисия, стал Иосиф Волоцкий, в 1479 году основавший собственную обитель. Игумен пригласил художника расписывать храмы строящегося комплекса, впоследствии прославившегося как Иосифо-Волоколамский Успенский монастырь. Предполагают, что Дионисию настоятель адресовал известное “Послание иконописцу”.

О причинах смерти мастера ничего не известно. Финальным штрихом к портрету Дионисия становятся сведения, что перед уходом тот принял монашеский постриг, чтобы провести последние дни в молитве и уединении. После иконописца осталась плеяда учеников и последователей, чьи произведения, несмотря на художественные достоинства, не могут сравниться с работами мастера по красоте и выразительности образов.

Московский период

После аннексии чужих земель князь Иван III начинает постройку соборов, чтобы придать своему Кремлю столичный размер. Но с Церковью Успения не задалось: ее возводили псковские зодчие Мышкин и Кривцов, но, как это у нас часто водится, качественные строительные материалы расхитили, отчего почти законченная конструкция рухнула. Царь решил пригласить иностранных зодчих, и выписал из Италии известного болонского архитектора Аристотеля Фиорованти. Тот начал работу в 1475 году. Картели же Дионисия, куда входили, помимо самого мастера, некие «Коня, Ярец да поп Тимофей», выделили авансом 100 целковых. Когда фрески были написаны и пришли царь с боярами принимать работу, то, как пишет скупой на поэтические сравнения летописец, они, «видя многочудные росписи, мнили себя, аки на небесях стоящими…».

ДИОНИСИЙ (художник)

ДИОНИСИЙ

(ок. 1440 – после 1503), русский художник, мастер фрески и иконописи. Также по теме: ИКОНА ПРАВОСЛАВНАЯ

О биографии Дионисия практически ничего не известно. Первый крупный заказ он получил между 1467 и 1476, когда украсил фресками и иконами церковь Рождества Богоматери в Пафнутьево-Боровском монастыре; Дионисий работал здесь под началом старшего мастера, Митрофана, однако завоевал уже достаточный авторитет, поскольку летопись упоминает обоих художников как «пресловущих паче всех» (т.е. славнейших). Известно также, что он писал фрески и иконы в Успенском соборе Московского Кремля (1481, совместно с Тимофеем, Ярцом и Коней), что свидетельствует о его высокой репутации при дворе великого князя московского Ивана III, а также в церкви Успения Богоматери Иосифа-Волоколамского монастыря (после 1485, совместно со своими сыновьями у учениками – Феодосием и Владимиром – и старцем Паисием) и в Павлово-Обнорском монастыре (близ Грязовца на Вологодчине; 1500). Среди этих произведений, сохранившихся на месте либо перенесенных в музеи, бесспорно принадлежащими кисти Дионисия считают: фрески Похвальского и Петропавловского приделов, жертвенника и алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля, а также иконы – Богоматерь Одигитрию

из Вознесенского монастыря Кремля (1482),Митрополита Алексея в житии (обе – в Третьяковской галерее) иМитрополита Петра в житии (Успенский собор Московского Кремля),Распятие иСпаса в силах из Павлово-Обнорского монастыря (обе иконы – в Третьяковской галерее).

Для стиля Дионисия типичны более грациозные (в сравнении со стилем Рублева) и значительно более удлиненные по пропорциям фигуры, прохладные (в особенности во фресках) колористические гаммы с преобладанием изысканных светлых оттенков, тяготение к идеальной красоте ликов, как правило, лишенных этнической – греческой или русской – характерности. Явственней всего эти черты, вкупе с декоративным чутьем мастера, проступают в самом масштабном его творении – в исключительно хорошо, практически без поновлений сохранившихся росписях собора Рождества Богоматери Ферапонтова монастыря, которые он создал в 1502 вместе с сыновьями Феодосием и Владимиром (что касается икон из этого собора, то самые ценные их них находятся ныне в Третьяковской галерее и Русском музее). Сюжетно здесь доминируют сцены земной жизни Богородицы вкупе с символическими мотивами из ее акафиста (созданного в 6 в. Романом Сладкопевцем); все в целом слагается в зрительный гимн Свет неизреченно Родившей

, исполненный удивительной духовной гармонии и грациозного благородства форм. Краски буквально излучают свет, во многом благодаря тому, что белый цвет впервые в древнерусском искусстве обретает самоценное звучание.

Также по теме:

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Будучи человеком вполне мирским (известен исторический анекдот о том, как он согрешил в Пафнутьевой обители тем, что принес туда жареную баранью ногу, т.е. еду в высшей степени не монастырскую), Дионисий, тем не менее, прославился среди современников как «изящный и хитрый» изограф. Его высоко ценил преподобный Иосиф Волоцкий, возможно, именно ему адресовавший свое Послание иконописцу

(конец 15 в.), написанное в защиту икон против еретиков.

Влияние мастера породило в 16 в. целую традицию или «школу Дионисия», к которой принадлежал, в частности, его сын Феодосий (известнейшее произведение последнего – росписи Благовещенского собора Московского Кремля, 1508).

Также по теме:

ИКОНА

Общение с Пафнутием Боровским

Работая в монастыре, Дионисий еще застал в нем его основателя Пафнутия Боровского, православного святого, монашеский подвиг которого длился целых 63 года. Согласно преданию, описывающему краткую биография иконописца Дионисия, тот дважды на себе испытал чудодейственную силу его молитв.

Сначала преподобный исцелил героя нашей статьи, когда у того сильно разболелись ноги по неизвестной причине, а затем, когда он впал в недуг, нарушив заповедь, установленную самим Пафнутием. Она обязывала всех, кто находился на территории монастыря, не вносить мясную пищу в обитель. Мирянам мясо есть разрешалось, но только за пределами монастыря. Дионисий же посмел нарушить это правило.

По всей видимости, он просто позабыл о нем, потому что был сильно увлечен и поглощен своей работой. Но как только он проглотил самый первый кусок запретной на территории этого монастыря пищи, он тут же обо всем вспомнил. Описывая кратко иконописца Дионисия, нужно отметить, что он искренне переживал из-за случившегося. Его тело тут же покрылось сыпью, только Пафнутий, простив его, прочитав молитвы, смог помочь побороть этот недуг.

Тематика произведений Дионисия и его круга[править | править код]

Известно довольно много художественных произведений, авторство Дионисия которых документально установлено, либо приписываемых самому Дионисию или его окружению. Корпус сюжетов, разрабатываемых Дионисием и его последователями, отличается от тематики произведений времён Андрея Рублева, что связано с развитием современной религиозной мысли. Так Дионисий создал для Иосифо-Волоколамского монастыря икону «Страшный Суд» — нехарактерный для XV века иконописный сюжет — и неоднократно писал «Шестоднев». Упомянутые иконографические сюжеты, вместе с «Апокалипсисом» и «Символом веры», связаны с дискуссиями о Рае и ожидаемым в1492 году (7000 год по старому летоисчислению) «концом света», а также богословскими спорами о природе Христа и Богоматери и борьбой с ересью жидовствующих. Наиболее знаковым является обращение к «Шестодневу»(описание сотворения мира Богом), как иконографическому сюжету, тесно связанному со злободневными религиозными вопросами.

В наследии Дионисия наиважнейшим является образ Богоматери. Согласно документам (См. Опись 1547 года), наибольшее количество работ, исполненных иконописцем для Иосифо-Волоколамского монастыря — это иконы, посвященные Богородице. Образ Богоматери-Одигитрии (Путеводительницы), начиная с Одигитрии для Вознесенского монастыря, в его творчестве сменил популярный до второй половины XV века частный, исповедальный иконографический тип «Умиление», к которому обращались такие мастера, как Феофан Грек и Андрей Рублев. Исследователи (Г. Попов) связывают рост интереса к более официальному типу с утверждением концепции Московского государства как «нового Царства Богоматери».. Возможно, выбор сюжетов и формы их воплощения делались под влиянием Иосифа Волоколамского. Характерна «праздничная торжественность», особенно полно проявляющаяся в богородичных иконах Дионисия .

Содержание таких произведений Дионисия и его круга, как «Акафист Богоматери», «Похвала Богоматери», «О Тебе, Дева, радуется» и «Успение Богоматери» тесно связано с литургией и несомненно, результат общения с заказчиками-«книжниками», образованнейшими людьми своего времени.

Утраченные работы

У исследователей большое сожаление вызывает тот факт, что многие известные работы Дионисия не дожили до нашего времени. Например, речь идет про икону «Страшный суд». Эта фреска была расположена на западной стене Богородице-Рождественского собора. К сожалению, фигура Иисуса Христа, которая была изображена на фреске, со временем оказалась утрачена из-за желания более поздних хозяев собора сделать дополнительное окно.

Знаковым для Дионисия стало знакомство с преподобным Иосифом Волоцким, которое произошло в Пафнутьевом монастыре. Основав свою обитель, Иосиф уговорил героя нашей статьи расписать и ее. Так, в описи монастырского имущества, которая относится к 1545 году, утверждается, что Дионисий создал для соборного храма большой деисус, то есть группу икон, в центре которых изображен Иисус Христос, а по бокам от него Иоанн Креститель и Богоматерь. Также мастер создал пророческий и праздничный ряды, украсил царские врата, изобразив на них традиционный библейский сюжет Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов. Всего, согласно той же описи, в обители оставалось 87 икон, написанных Дионисием или работниками его артели.

Когда празднуют православные именины Дионисия

По Святцам, почти в каждом месяце церковного календаря есть упоминание святого Дионисия и день, посвященный памяти его. Мы предлагаем узнать вам о самых известных представителях этого имени, чью память чтят в православии. Так вы сможете выбрать наиболее подходящего покровителя для своего сына согласно Святцам.

17 января, 16 октября. Дионисий Ареопагит

Священномученик. Имя этого святого старца известно православным людям как одного из Апостолов от семидесяти. Родившись и отучившись в Афинах, он много странствовал. В Египетских своих странствиях Дионисий стал свидетелем, как солнце затмилось в момент распятия Иисуса Христа. Позднее, вернувшись в Грецию, он был избран в члены Ареопага – древнейшего совета мудрецов.

Столкнувшись с апостолом Павлом, Дионисий уверовал во Христа, при этом стал верным последователем его, выбрав Павла своим духовным наставником. После казни Павла Дионисий, несмотря на гонения со стороны римлян, продолжал нести свет христианского учения, пока не был схвачен и подвергнут чудовищным пыткам. От него требовали отречься веры и предать Христа, но Дионисий не отказался от своих убеждений. За это римляне обезглавили его.

За свою жизнь Дионисий Ареопагит написал немало богословских текстов, которые дошли стараниями его сподвижников до наших дней. Все они имеют большое значение для христианства, поясняя многие важнейшие моменты канона.

25 мая. Дионисий Радонежский, Преподобный

Один из почитаемых в православии святых был настоятелем Свято-Успенского монастыря в городе Старице. До этого Дионисий был священником в одной из церквей, но после того как в начале 17 века его жена и сыновья отдали Богу душу, он принял монашеский постриг.

С его историей связана жизнь первого Московского патриарха Иова, которого царь-самозванец Лжедмитрий Первый сослал в монастырь в вечное заключение. Но Дионисий Радонежский воспротивился воле самозванца, поэтому тепло отнесся к Иову. Он втайне ото всех помогал патриарху, делясь с ним богословскими книгами и пищей, создал для него комфортные условия. Когда Иов умер, Дионисий установил надгробие на его могиле. В нелегкие для России времена Смуты Дионисий Радонежский был настоятелем Троице-Сергиевой лавры. Он сделал все, чтобы сохранить обитель и восстановить ее после осады Лжедмитрия Второго.

Другие даты в православных Святцах, связанные с именинами для Дениса:

Сыновья Дионисия

Серьезную помощь и поддержку своему отцу оказывали его сыновья, которых звали Феодосий и Владимир. Вся живопись рубежа XV-XVI веков характеризуется творчеством героя нашей статьи и двух его сыновей. Интересно, что в отличие от многих своих предшественников, которые сами были монахами, работая в монастырях, Дионисий оставался мирянином. Возможно, и умер в этом статусе, хотя большинство биографов считают, что он все-таки принял монашеский постриг перед смертью.

Своих сыновей Дионисий сам обучил непревзойденному искусству иконописи, вместе они работали в разных уголках Руси. Например, вместе расписывали каменную церковь Успения Богоматери в Иосифо-Волоколомском монастыре, заложенную в 1484 году, на следующий год она была освящена. Тем же летом Дионисий и расписывал ее вместе с сыновьями.

Активным продолжателем дела отца стал его младший сын Феодосий, которого в 1508 году пригласил великий князь Василий III, чтобы расписать Благовещенский собор в московском Кремле. Там можно было увидеть лики Георгия Победоносца, Дмитрия Солунского, византийских императриц и императоров. Все это символизировало преемственность власти московских князей.

Феодосий также прославился, как оформитель церковных книг по библейским сюжетам. Именно с его именем многие ассоциируют появление старопечатного орнамента. А вот про творчество старшего сына Дионисия Владимира ничего неизвестно. По самой распространенной версии, он приняли монашеский постриг под именем Вассиана.

«Распятие»

Одна из самых известных икон Дионисия называется «Распятие». Ее относят к 1500 году. Она была написана для так называемого праздничного ряда иконостаса Троицкого собора, который располагался в Павло-Обнорском монастыре. Это знаменитый мужской православный монастырь в Вологодской области. Он был основан в 1414 году учеником Сергия Радонежского, считается одним из самых больших и древних монастырей на русском севере.

Исследователи высоко ценят эту икону, отмечая на ней изображен одновременно утешительный и скорбный образ, который практически полностью лишен натуралистичности, которую можно наблюдать в произведениях многих западных мастеров того и более поздних периодов.

Дионисий

Годы жизни: ок.1440-1502(?)

Дионисий — один из лучших иконописцев московской школы конца 15-начала 16 веков, продолжатель традиций Андрея Рублёва. Его деятельность совпала с прекрасной эпохой правления Ивана 3, когда Россия освободилась от монгольского ига, расширила свои территории, стала одной из могущественных стран. Это период  деятельности итальянского архитектора Аристотеля  Фиораванти,  соборы которого расписывал Дионисий. Он создавал произведения, которые отражали культурный подъём России в период образования централизованного государства. Дионисий  работал в период духовного подъёма , когда шло активное градостроительство, воздвигались великолепные храмы, создавались замечательные произведения искусства , прославляющие могущество страны.

См. также

  • Псевдо-Дионисий Ареопагит — неизвестный автор сборника (корпуса) богословских сочинений на греческом языке, в средние века получившего название «Ареопагитик».
  • Дионисия сотоварищи — мученики Африканские.
  • Дионисии — одно из основных празднеств в Древней Греции.
  • Дионис — древнегреческий бог вина.
  • Денис — современная производная форма имени Дионисий.
  • Денеш — венгерская форма имени Дионисий
Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи. Если вы попали сюда из текста другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на нужную статью.

__DISAMBIG__

Утраченные работы

У исследователей большое сожаление вызывает тот факт, что многие известные работы Дионисия не дожили до нашего времени. Например, речь идет про икону «Страшный суд». Эта фреска была расположена на западной стене Богородице-Рождественского собора. К сожалению, фигура Иисуса Христа, которая была изображена на фреске, со временем оказалась утрачена из-за желания более поздних хозяев собора сделать дополнительное окно.

Знаковым для Дионисия стало знакомство с преподобным Иосифом Волоцким, которое произошло в Пафнутьевом монастыре. Основав свою обитель, Иосиф уговорил героя нашей статьи расписать и ее. Так, в описи монастырского имущества, которая относится к 1545 году, утверждается, что Дионисий создал для соборного храма большой деисус, то есть группу икон, в центре которых изображен Иисус Христос, а по бокам от него Иоанн Креститель и Богоматерь. Также мастер создал пророческий и праздничный ряды, украсил царские врата, изобразив на них традиционный библейский сюжет Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов. Всего, согласно той же описи, в обители оставалось 87 икон, написанных Дионисием или работниками его артели.

Литература

  • Maassen Fr. Geschichte der Quellen und der Literatur des canonischen Rechts im Abendlande. Graz, 1870. S. 422-440;
  • Krusch B. Die Einführung des griechischen Paschalritus im Abendlande // NA. 1884. Bd. 9. S. 99-169;
  • Amelli A. Prolegomena de codicis Novariensis XXX collectione Dionysio-Hadriana. Pars 2: Collectionis Dionysio-Hadrianae excerpta // Spicilegium Casinense. Monte Cassino, 1888. T. 1. P. LXXI-LXXX, 197-252;
  • Ecclesiae occidentalis monumenta juris antiquissima / Ed. C.-H. Turner. Oxf., 1899;
  • Van de Vyver A. Cassiodore et son oeuvre // Speculum. 1931. Vol. 6. P. 244-292;
  • idem. Les «Institutions» de Cassiodore et sa foundation а Vivarium // RBen. 1941. T. 53. P. 59-88;
  • Schwartz Ed. Kanonensammlungen der alten Reichkirche // ZSRG. K. 1936. Bd. 56. S. 1-14;
  • Wurm H. Studien und Texte zu Dekretalensammlung des Dionysius Exiguus. Bonn, 1939;
  • idem. Decretales selectae ex antiquissimis Romanorum pontificium epistulis decretalibus // Apollinaris. R., 1939. Vol. 12. P. 40-93;
  • Courcelle P. P. Les letters grecques en Occident: De Macrobe à Cassiodore. P., 1943;
  • Van Hove A. Prolegomena ad Codicem juris canonici. Mechliniae, 1945. P. 157-161;
  • Rambaud-Buhot J. Denys le Petit // DDC. 1949. T. 4. P. 1131-1152;
  • Peitz W. M. Dionysius Exiguus-Studien: Neue Wege der philologischen und historischen Text- und Quellenkritik / Hrsg. H. Förster. B., 1960;
  • McCarthy D. P. The Emergence of Anno Domini // Time and Eternity: The Medieval Discourse / Ed. G. Jaritz, G. Moreno-Riano. Turnhout, 2003. P. 31-53;
  • Петр (Л’Юилье), архиеп. Правила первых четырех Вселенских Соборов. М., 2005.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector