Храм дмитрия солунского

Греки и армяне

Церковь Дмитрия Солунского – достаточно хорошо изученный объект. Время ее сооружения относят к середине XIV века. Место ее расположения было почетным – она стояла на территории городской цитадели Кафа, главного укрепления.

Специалисты полагают, что изначально строение принадлежало греческой общине – внутри обнаружены надписи на этом языке. Однако более чем вероятно, что позже храм занимали армяне – рядом со зданием обнаружен Армянский фонтан (датирован 1491 г.) и другие памятники этого народа.

3D-панорама у храма Дмитрия Солунского

Благодаря высокой прочности храмовая конструкция выдержала и турецкое нашествие, и гитлеровское, и знаменитое землетрясение 1927 года. Сейчас модно обвинять советскую власть в скверном отношении к ценным достопримечательностям церковной архитектуры. Да, в церкви Дмитрия Солунского небольшой временной отрезок действительно был склад. Но именно при СССР была проведена комплексная ее реставрация – в 1955-1956 гг.

Несколько лет назад осуществлен дополнительный комплекс охранных мероприятий. Ради сохранности удивительных настенных надписей изнутри строение покрыли особым составом, защищающим их от осыпания и обесцвечивания. Работу выполнили квалифицированные реставраторы из заповедника «София Киевская», а поручение на проведение работ поступило из ЮНЕСКО.

Хотя сегодня церковь является действующей, а экскурсии в нее водят регулярно, вход сюда не свободный. В ней проводятся только некоторые богослужения, туда не допускаются индивидуальные туристы

Когда нет ни службы, ни экскурсионных программ, храм запирают, что тоже важно для сохранения уникальных росписей

Легенды, близкие к правде

Храм Дмитрия Солунского в Феодосии настолько стар, что просто не мог не обрасти легендами

Но в данном случае внимание привлекает факт, что многие из них оказываются близки к истине

Оставим в стороне «штампованную» историю о проявлении изображения на штукатурке, которой заделывали трещину в фасаде церкви после Крымского землетрясения. «Тайна» таких «чудес» давным-давно раскрыта. Но о фресках Дмитриевской церкви говорят, что они являются результатом труда великого Феофана Грека.

И тут историки почти согласны со священниками. Доказательств такого авторства нет. Но из документов известно, что живописец в Феодосии бывал и какие-то работы по росписи святынь тут выполнял. Да и время его пребывания в городе примерно совпадает со сроками строительства церкви Дмитрия Солунского. В ее мозаиках четко просматривается византийский стиль иконописи, свойственный Греку. Так что ничего невозможного в его авторстве нет – нужны лишь дополнительные исследования.

Также рассказывают, что сакральный объект оказался на диво прочным, так как строился на особом растворе. Готовили его из негашеной извести, что гасилась 30 лет в закрытой яме, куда добавляли падаль – туши погибшего скота, негодные в пищу. Когда гашение завершалось, в смесь следовало добавить сырые яйца и медуз.

Рецепт получается неаппетитный, но историки точно знают – строительные составы на основе яиц в древности применяли (насчет медуз сведений нет, но такие опыты известны из новейшего времени). А насчет погибших животных – пристальный осмотр ныне сохранившейся штукатурки в храме Солунского позволяет видеть в ней шерсть! Ее добавляли в раствор для получения более теплой штукатурки! Так почему бы не добавить и всю тушку?

В любом случае неаппетитный строительный раствор себя оправдал – церковь действительно находится в отличном состоянии. Принятые меры по консервации оставляют надежду и на сохранение фресок.

Описание архитектуры и внутреннего убранства

При построении храма использовалось несколько архитектурных стилей. В нем присутствуют греческие и русские мотивы, — соединен крестовокупольный храм с трехнефной базиликой. Это символизирует единство духовного пути двух святых: Димитрия Донского и его небесного покровителя Димитрия Солунского.

Такой прием сочетания в одном сооружении разных исторических форм и стилевых элементов свойственен для эклектики. Это одно из популярных направлений в архитектуре того времени, получил новый толчок в своем развитии, начиная с 30-х гг. 19 века. Пришел на смену классицизму и предоставил полную свободу творчества для зодчих.

Современное состояние

Полностью разоренное, лишенное всех городских коммуникаций, здание храма в начале 90-х годов прошлого века вернулось во владение православной церкви. Кислотный и плавильный цеха основательно разрушили стены здания.

Участок был заражен и семиметровый слой земли пришлось снять и заменить другим, здоровым грунтом. Если раньше здание церкви было выложено из красного кирпича, то теперь его оштукатурили и покрасили.

Образовался приход при церкви под руководством и духовным окормлением протоиерея Сергея Косова. Впоследствии его сменил священник Петр Липатов. Они возглавили работы по восстановлению попранной большевиками святыни. 17 ноября того же знаменательного года прошло освящение и установка крестов.

Все дальнейшие реставрационные работы осуществились очень быстро. Уже в 2001 году храм стал действующим и престольный праздник совершался на основном его приделе.


Освящение Дмитриевского храма патриархом Кириллом

26 февраля 2012 года, в Прощеное воскресенье, возрожденный храм был освящен Патриархом Кириллом. Святейший подарил храму древний Феодоровский образ Богородицы, почитаемый православными верующими как помощницу в родах. Возродилась в храме и воскресная школа, образовался Православный клуб исторической реконструкции, где стали проводиться занятия по фехтованию.

Уникальная роспись и не только

Роспись – главное достояние храма. Внешне он выглядит даже как-то примитивно – неспециалист и не заметит такой достопримечательности. Строение прямоугольное в плане, размерами 7 на 8 м, с небольшой алтарной абсидой. Крыша двускатная, черепичная. Вход расположен в западной стене, оформлен тесаным камнем и стрельчатой выемкой чуть выше. Церковь сложена из тесаного серого камня и никаких украшений снаружи не имеет.

Изнутри же изначально фресочными мозаиками были покрыты все стеновые поверхности. Но сейчас они сохранилась только фрагментарно: в более-менее приличном состоянии остались до сегодня лишь в алтарной части. Там изображен Иисус Христос с Иоанном Крестителем и Богородицей, Дева Мария с Младенцем, а также сцена причастия (Христос с апостолами во время Тайной вечери).

Незначительные фрески сохранились также на западной стене, где изображался Страшный суд. Все они выполнены в византийском стиле, а надписи на них – на греческом языке. Сегодня они покрыты материалом, призванным предотвратить дальнейшее разрушение. Отзывы специалистов характеризуют их как потрясающие образцы средневековой живописи. Современные иконописцы сделали попытку восстановить утраченные изображения, сделав эскизы предполагаемых рисунков на бумаге.

Святыни

Более 70 икон находится в храме Димитрия Солунского. Некоторые из них дополнены мощами святых:

  • свят. Лука Крымский;
  • св. Иоасаф Белгородский;
  • преп. Мария Египетская;
  • мчц. Варвара;
  • св. блаж. Матрона Московская;
  • св. великом. Димитрий Солунский;
  • преп. Оптинские старцы.


В храме находится икона и мощевик святого Дмирия Солунского

Есть много святых образов Божьей Матери, в том числе Феодоровской, подаренной храму Святейшим Патриархом Кириллом. Кроме него в церкви находятся такие лики Богородицы:

  • О тебе радуется;
  • Целительница;
  • Собор Пресвятой Богородицы (печатная);
  • Неупиваемая чаша;
  • Живоносный источник;
  • Ахтырская;
  • Богородичный собор;
  • Всецарица;
  • Иверская;
  • Казанская;
  • Не рыдай мене мати;
  • Нечаянная радость.

На остальных иконах изображены лики различных угодников Божиих, прославленных церковью. Это Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Александр Невский, архангел Гавриил, Иоанна Кронштадтский и другие святые.

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ПРАВОСЛАВНОГО ПРИХОДА ХРАМА ВМЧ. ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО (МОСКОВСКАЯ ЕПАРХИЯ, МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ, ВСЕЛЕНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ)

На земле существует только одна подлинная община детей Бога, только один народ Божий. Это Единая, Святая, Соборная (Вселенская) и Апостольская Церковь, иначе говоря, Вселенская Православная Церковь. Только она, в отличие от всех других общин, религий, «церквей», содержит неповреждённую истинную веру, иначе говоря, Православную веру. Только она является Церковью Христовой. Это она и есть та самая историческая Церковь, которая основана Иисусом Христом в день Пятидесятницы через 50 дней после Его Воскресения из мёртвых и стоит до сих пор и будет стоять до окончания этого мира, до Второго Славного Пришествия Христа, которое да наступит скорее!

В земном организационном плане Вселенскую Церковь составляют поместные Церкви со всего земного шара. Но, только те поместные Церкви, которые хранят Евхаристическое единство между собой и неповреждённую Православную веру.

Одной из таких поместных Церквей является Русская Православная Церковь, или Московский Патриархат, которая, как и другие поместные Церкви, состоит из епархий, управляемых епископами. Но, ни один из епископов не является главой Церкви. Вселенская Православная Церковь не возглавляема на земле никем. Поскольку Единственным Главой Церкви является Господь наш Иисус Христос.

Каждая епархия Русской поместной Церкви в территориальном отношении поделена на благочиннические округа, каждый из которых объединяет в своём составе какое-то количество приходов. Приход – это община православных Христиан данной местности, объединённая как правило вокруг храма, но не обязательно, поскольку и при отсутствии храма Христианская община может существовать при условии Евхаристического единства со Вселенской Церковью и подчинения епархиальному архиерею (епископу).

Так вот, одной из таких общин, одним из подразделений Вселенской Церкви и является приход храма великомученика Димитрия Солунского дер. Ивакино в составе Можайского благочиния, Московской епархии, Московского Патриархата. Для удобства название прихода, как правило, обозначают просто названием храма. В данном случае: церковь вмч. Димитрия Солунского дер. Ивакино Можайского р-на Московской обл.

Слово «церковь» в библейском контексте не тождественно слову «храм». В подлинном смысле этот термин обозначает общину Христиан, а не молитвенное здание (собственно храм). Но для упрощения речи, условно, мы употребляем слово «церковь» как синоним слова «храм», имея ввиду место собрания Церкви в данной местности (т. е. общины Христиан данного места).

Что касается православных храмов, то все они посвящены только Единому Богу, и никому более. А имя того или иного святого в названии храма означает то, что данный храм освящён в честь и память этого святого. Также, название храма именем той или иной иконы Божией Матери говорит о том, что данный храм освящён в честь Божией Матери и в память чуда, явленного всвязи с этой Её иконой. Но посвящены все православные храмы, повторяю, только Единому Богу.

Модерируется данный сайт иереем Алексеем Шляпиным.

свящ. Алексей Шляпин

Деятельность прихода

Состав духовенства храма представлен несколькими клириками. Его настоятель отец Андрей Милкин, был назначен на эту должность 10 мая 2011 года. Действуют здесь и другие священнослужители:

  • прот. Виктор Сарана;
  • иер. Александр Дружинин;
  • иер. Игорь Иванов;
  • иер. Андрей Кривоногов;
  • диак. Алексей Заварнов.


Центральный иконостас церкви Димитрия Солунского

Когда по окончании реставрационных работ службы в храме стали проходить ежедневно, сюда потянулось множество верующих, а с ними и детей. Начала работать воскресная школа, в которой есть несколько возрастных групп обучения:

  • дошкольная;
  • школьная;
  • молодежная;
  • взрослая.

Проводит обучение иерей Алексий Митюшин, который 2001-2013 гг. был клириком этого храма, а затем переведен на должность настоятеля храма Живоначальной Троицы в Кожухово.

Беседы, проводимые в воскресной школе, помогают детям воцерковляться, выстраивать связь между церковью и миром, обретать духовные ориентиры. Взрослую группу обучает основам веры отец Игорь Иванов.

Россия

Москва и Московская область

  • Дмитриевская церковь (Домодедово)
  • Храм Димитрия Солунского на Благуше
  • Храм Димитрия Солунского в посёлке Восточном
  • Храм Димитрия Солунского в Дмитровском (Красногорский район)
  • Церковь Великомученика Димитрия Солунского (Дмитровский Погост)
  • Церковь Димитрия Солунского в Рузе

Санкт-Петербург и область

  • Церковь Димитрия Солунского в Коломягах в Санкт-Петербурге
  • Церковь Святого Великомученика Димитрия Солунского при греческом посольстве (более известна как Греческая церковь ) (1861—1865) в Санкт-Петербурге
  • Церковь Димитрия Солунского (Старая Ладога)

Орловская область

  • Храм Димитрия Солунского в городе Дмитровск.
  • Храм Димитрия Солунского в селе Морево Дмитровского района.
  • Храм Димитрия Солунского в городе Ливны.

Прочие области

  • Храм Димитрия Солунского (Тула)
  • Храм Великомученика Дмитрия Солунского (Тула) (недействующий)
  • Храм Великомученика Димитрия Солунского в селе Средние Апочки Горшеченского района Курской области
  • Дмитриевская церковь (Кузомень)
  • Дмитриевская церковь (Оренбург)
  • Димитриевская церковь (село Большое Тёсово)
  • Дмитриевский собор во Владимире.
  • Церковь Дмитрия Солунского (1784) в селе Верхняя Уфтюга Архангельской области
  • Церковь Дмитрия Солунского (конец XVIII века) в селе Старое Задубенье Брянской области
  • Церковь Дмитрия Солунского (1381, 1466) в Великом Новгороде
  • Церковь Дмитрия Солунского в Старой Ладоге
  • Церковь Дмитрия Солунского в городе Троицк (Челябинская область)
  • Окружной воинский Храм им. Святого Великомученика Димитрия Солунского пос. Князе-Волконское Хабаровского края
  • Храм во имя Дмитрия Солунского(1865-1875) Ульяновская область, Базарносызганский район,р.п. Базарный Сызган.
  • Св. вмч. Димитрия Солунского в селе Садовое, Нижнегорский район Крыма.
  • Церковь Святого Димитрия Солунского (Феодосия)
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector