Псалтирь по усопшим
Содержание:
- Литературные особенности Псалтыри.
- Что происходит с душой после смерти
- Варианты молитвы по Псалтири за упокой
- Зачем читать Псалтирь по усопшим?
- Молитва об усопшем 40 дней
- Молитва
- Напутствие христианина перед смертью и заупокойные молитвы:
- Снятие порчи при помощи псалмов
- Понимание псалмов
- Порядок пения чина мирянином дома
- Молитва об усопших и появление традиции
- Молитвы об усопшем на кладбище
- Псалтирь по усопшим — для чего читают
- Почему читают именно Псалтирь
- Приметы во время панихиды
- Варианты молитвы по Псалтири за упокой
- Варианты молитвы по Псалтири за упокой
Литературные особенности Псалтыри.
Два первых псалма задают тон всей книге. Они являются великолепными образцами еврейской библейской поэзии. Поэтическая сила Псалтири основана на синтаксическом параллелизме текстов, когда мысль выражается посредством синонимии, либо параллельно высказываются противоположные точки зрения.
Велико и жанровое разнообразие псалмов. По жанру псалмы Псалтири можно разделить на:
- Прославления Бога,
- Мольбы (псалмы 6, 50),
- Жалобы (псалмы 43, 101),
- Проклятья (псалмы 57, 108),
- Исторические псалмы (105),
- Брачная песня (44),
- Философские псалмы (8),
- Гимны (103) и пр.
Несмотря на деление книги на псалмы и их жанровое разнообразие Псалтирь представляет собой цельное произведение, основной мыслью которого является возможность человека обратиться к Богу и раскрыть ему глубину своей души.
Многие псалмы были переложены на стихи. Практически в каждом каноне есть своя стихотворная Псалтирь. Только Лютеране не используют в службе стихотворную Псалтырь.
В русской поэзии к стихотворным переводам и парафразам отдельных псалмов обращались:
- Ломоносов,
- Сумароков,
- Державин,
- Глинка и др.
Особенности языка Псалтири.
- Ассоциативность,
- Образность,
- Символизм,
- Иносказательность,
- Эмоциональность.
Псалтырь в Иудаизме.
Псалмы играют важную роль в Иудаизме. Их используют в качестве личных молитв и для службе в синагоге. Некоторые псалмы читаются здесь ежедневно (к примеру, 144 – 150 псалмы). Псалмы 112—117 читают в праздники. Есть определенные псалмы, соответствующие дню недели.
День недели | Псалом |
Понедельник | 47 |
Вторник | 81 |
Среда | 93 |
Четверг | 80 |
Пятница | 92 |
Суббота | 91 |
Воскресенье | 23 |
Псалтирь в православии
В православной Церкви многие псалмы читаются на службе ежедневно и закреплены за отдельными богослужениями. Во время вечерни читаются псалмы 103, 140, 141, 129, 116 и 33. В начале утрени читаются псалмы 3, 37, 62, 87, 102, 142. Перед чтением канона читается псалом 50. В заупокойное богослужение входит 118-й псалом. Его же читают накануне родительских суббот. Различные псалмы используются на Литургии, молебнах и в обрядах.
Монахи читают Псалтирь в течение недели. В Великий пост Псалтирь прочитывается в монастырях, придерживающихся уставу, два раза. Псалтирь используется для келейной молитвы.
Псалтирь у католиков.
В католической традиции псалмы являются частью ежедневного богослужения в своем «чистом» виде, в отличии от православной церкви, где в большей степени используются стихиры и тропари. В основном практикуется четырехнедельный цикл прочтения Псалтири. Используется Псалтырь и в домашней личной молитве. К примеру, в Пост читается семь псалмов покаяния.
Псалтирь в исламской традиции.
В Коране указано, что Аллах Давиду, книгу Забур, которая отождествляется с Псалтирью. Однако, в исламской традиции считается, что псалтирь дошла до наших дней в искаженном виде. Псалтирь в исламе считается пророческой книгой.
Без преувеличения можно сказать, что Псалтирь является для многих самой важной книгой Ветхого Завета. Псалтирь —книга молитв
Читать Псалтирь можно в любых случаях – в горе и в радости.
Что происходит с душой после смерти
После смерти жизнь человека не заканчивается, по крайней мере – для души. Пока тело остывает, в нем развиваются естественные процессы распада тканей, нетленная оболочка начинает путь в новой форме. Ей необходимо вскоре покинуть землю, предстать перед престолом Господним. Это происходит на 3-й день после смерти.
Через 6 дней она отправится в ад с той же целью, но смысл иной: увидеть страдания грешников, а также начать свой путь преодоления испытаний – мытарств. Через 30 дней Господь ожидает душу умершего перед своим престолом. Тогда же начинается Частный суд – малая версия Страшного Суда, который однажды наступит для всех. В период прохождения испытаний перечисляются грехи покойного человека, совершенные при жизни, что определяет, куда попадет его душа: в ад, рай.
Значение молитвы для упокоения души умершего
Душа продолжает существование, а потому родственники могут найти способ взаимодействия с ней. Наиболее простой и доступный, а также действенный метод – прочтение молитв, а еще лучше – совершение чинопоследования во храме или дома. При этом душа чувствует, что о ней проявляют заботу: просят облегчения пути у Господа, прощения грехов, защиты и милости.
Отец Всевышний исполняет мольбы тех, кто обращается к нему искренне через молитву. Это приводит к улучшению положения нетленной оболочки в ином мире. В некоторых случаях она даже попадает в рай, несмотря на грехи, совершенные при жизни – их прощают благодаря молитвам близких. Если за душу покойного не молиться, ей придется тяжело – будет крайне сложно преодолеть мытарства без поддержки, т. к. самостоятельно в ином мире уже нет возможности покаяться, отмаливать грехи.
Чтение молитв
Молитва как принятие смерти для родственников
Не только нетленной оболочке покойного сложно при переходе к вечности от мирской жизни. Его родные также страдают, испытывают мучения от потери близкого. Почти всегда они не могут принять смерть, как способ ухода любимого человека из своей жизни навсегда. В этом также помогает молитва, совершение богослужений. Приближение к Господу позволяет смягчить удар, заполнить пустоту в душе. Так происходит постепенное принятие факта утраты близкого. Этому способствует молитва, последование панихиды.
Варианты молитвы по Псалтири за упокой
Иногда для разового, но сильного, то есть ощутимого для усопшего, помина, существует традиция (и неспроста) читать из всей книги одну кафизму, которая, как это было осознанно через богатый церковный опыт, более всего подходит для выражения чувств и настроений самого усопшего.
Такая кафизма, уникальная и самая необыкновенная, красивая не только по своему содержанию, но и по художественному выражению, языку, это 17-я кафизма. Она — одна не только из самых красивых, но и из длительных всего текста книги. Читающий эту главу получает возможность по-настоящему, пусть и относительно кратко помянуть дорогого умершего, потрудиться за него (принести Богу не только слово, но и действие, труд), да и сам молящийся получает от этого большую пользу для своей души.
Зачем читать Псалтирь по усопшим?
Откуда пришла традиция у гроба умершего читать Книгу псалмов царя Давида, однозначно ответить сложно. Для многих показательной считается история с Успением Пресвятой Богородицы. По преданию, у гроба Богоматери апостолы молились и пели псалмы.
Такая молитва полезна не только умершему, но и тому, кто обращается к гимнам. Если это скорбящий от потери родственник, то во время чтения он успокаивается, отвлекается от жизненной суеты и думает о спасении.
Во времена первых христиан не было таких торжественных служб, как у нас, не существовало множества молитв, канонов, акафистов. Не было никаких молитвословов. Единственное, что у них было, — это Псалтирь и горячая молитва от всего сердца.
Со временем появились разные молитвенные чины, но гимны царя Давида не потеряли своей важности. В келейной (домашней) молитве православные христиане обычно читают Псалтирь, молятся о живых и усопших и добавляют разные прошения (то, о чем просят Бога)
Молитва об усопшем 40 дней
Многих людей, которые еще не веруют, но находятся в поиске истины, отталкивают какие-то конкретные цифры, утверждения. Ведь нигде нет зафиксированных сроков, документальных подтверждений, что вот конкретно через такое-то количество времен, если делать определенные действия, с душой человека все будет в порядке.
Видео расскажет вам о поминании усопших.
Скепсис таких людей оправдан и понятен. Ведь действительно не существует таких документов. Однако человеку на пути необходимо понять одну вещь: единственный способ взаимодействия с Богом, как Он и сам говорил, это — вера. Можно провести простую, хоть и далеко не совершенную аналогию: чтобы вступить во взаимодействие, к примеру, с магнитом, потребуется металл. Это — условие. Тот, кто хочет начать взаимодействовать с магнитом и прикоснуться к его свойствам, может долго выражать свое недовольство и несогласие, но все же если он не сделает то, что требуется, магнит останется безмолвным.
Чтобы открыть для себя взаимодействие с Богом, как это сделало бессчетное множество людей, и через приближение к Богу получившие часть его свойств (преодолевать естество, любить божественной любовью, исцелять, изгонять злых духов, прозревать будущее и видеть истинное положение вещей), нужна вера. Множество примеров из Нового Завета, где Иисус творит чудеса, показывают, что первое, что Он, как Бог и Сын Бога, ищет в человеке — это способность поверить Ему и Его всемогущество.
Начать можно с того, чтобы принять на веру некоторый церковный опыт и опыт людей, которые уже приближались к Богу, в опыт немного мистический. О 40 днях мы знаем благодаря блаженной Феодоре — святой женщине, которая получила возможность посмертно, после того, как дошла до рая, сообщить о том, что ей встретилось по пути от земли до Царствия Божия. Именно она назвала эту цифру — 40 земных дней. Именно столько прошло у нас времени, пока она преодолевала этот ответственный путь.
Благодаря опыту святой Феодоры, мы знаем точно тот период, который является самым важным для того, кто был призван от земли в иное бытие. Нам известно, что наше постоянное мысленное присутствие посредством молитвы за призванного, особенно необходимо в первые 40 дней после физической смерти человека.
Молитва
Владыко Господи Вседержителю и Творче
всех, щедрот Отец, и милости Бог, от земли создавый
человека, и показавый его по образу Твоему и по подобию,
да и тем прославится великолепое имя Твое на земли, и
исторгнена убо преступлением Твоих заповедей, паки на
лучшее возсоздавый его во Христе Твоем и возведый на
Небеса: благодарю Тя, яко умножил еси на мне величие
Твое, и не предал мя еси врагом моим в конец, исторгнути
мя ищущым в пропасть адову, ниже оставил мя еси
погибнути со беззаконии моими. Ныне убо, Многомилостиве
и Любоблаже Господи, не хотяй смерти грешнаго, но
обращения ожидаяй и приемляй: Иже низверженныя
исправляяй, сокрушенныя исцеляяй, обрати и мене к
покаянию, и низвержаннаго исправи, и сокрушеннаго
исцели: помяни Твоя щедроты, и яже от века Твою
непостижимую благость и моя безмерная забуди беззакония,
яже делом, и словом, и мыслию соверших: разреши
ослепление сердца моего, и даждь ми слезы умиления на
очищение скверны мысли моея. Усльши, Господи, вонми,
Человеколюбче, очисти, Благоутробне, и от мучительства
во мне царствующих страстей окаянную мою душу свободи. И
нектому да содержит мя грех: ниже да возможет на мя
боритель демон, ниже к своему хотению да ведет мя, но
державною Твоею рукою, его владычества исхитивый мя, Ты
царствуй во мне, Благий и Человеколюбивый Господи, и
всего Твоего быти, и жити мне прочее по Твоей благоволи
воли. И подаждь ми неизреченною благостию сердца
очищение, уст хранение, правоту деяний, мудрование
смиренное, мир помыслов, тишину душевных моих сил,
радость духовную, любовь истинную, долготерпение,
благость, кротость, веру нелицемерну, воздержание
обдержательное, и всех мя благих плодов исполни
дарованием Святаго Твоего Духа. И не возведи мене в
преполовение дний моих, ниже неисправлену и неготову
душу мою восхитиши: но соверши мя Твоим совершенством, и
тако мя настоящаго жития изведи, яко да невозбранно
прошед начала и власти тьмы, Твоею благодатию узрю и аз
неприступныя Твоея славы доброту неизреченную, со всеми
святыми Твоими, в нихже освятися и прославися всечестное
и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне
и присно и во веки веков. Аминь.
Напутствие христианина перед смертью и заупокойные молитвы:
- Кончина человека и приготовление усопшего к погребению
- Молитва за умирающего
- Молитва по исходе души из тела
- Канон молебный от лица человека с душею разлучающегося и не могущаго глаголати
- Канон молебный ко Господу Иисусу Христу и Пречистой Богородице Матери Господни при разлучении души от тела всякого православного
- 17-я кафизма (поминальная), читаемая в дни особого поминовения усопших. Значение 17-й кафизмы
- Последование панихиды
- Чин литии (заупокойное поминовение), совершаемой мирянином дома и на кладбище
- Акафист за умершего
- Молитва за всякого усопшего
- Молитвы за всех в вере скончавшихся православных христиан
- Молитва ко Пресвятой Богородице об усопших
- Молитва Ангелу хранителю усопшего
- Молитва родителей за умерших детей
- Молитва детей за умерших родителей
- Молитва вдовицы за супруга
- Молитва вдовца за супругу
- Молитва за благодетелей, особенно руководивших к добродетели
- Молитва за наставников и воспитателей
- Молитва за усопших пастырей Православной Церкви
- Молитва о упокоении православных воинов, за веру и Отечество на брани убиенных
- Моление о том, чтобы Бог даровал нам усердие к молитве за усопших и принял бы её
- Молитва о упокоении скончавшихся после тяжкой и продолжительной болезни
- Молитва о скончавшихся в состоянии душевного заболевания
- Молитва за усопших внезапною (скоропостижною) смертию
- Молитва за скончавшихся вне своего Отечества, за безродных и убогих
- Молитва за умерших обидевших и ненавидевших нас
- Канон преподобному Паисию Великому об избавлении от мук умерших без покаяния
Снятие порчи при помощи псалмов
Очень часто случается так, что внешне человек совершенно здоров и благополучен, однако что-то не дает ему жить и лишает душевного равновесия. Убедившись в том, что другие практические методы ему не помогают, человек обращается в храм за помощью, желая избавиться от овладевшей им нечистой силы.
Лучше всего снимает порчу именно чтение псалтыри. Основная цель — изгнание демонов и возвращение человеку внутреннего покоя и умиротворения.
С помощью Неусыпаемой Псалтыри можно избавиться от порчи самых разных видов. Многие люди совершенно необоснованно относятся к таким вопросам с недоверием. А ведь наши мысли имеют свойство материализоваться. Единожды поддавшись греховным мыслям, человек позволяет лукавому овладеть своей душой. Справиться с таким врагом в одиночку практически невозможно.
В таких случаях чтение молитв и псалмов будет не просто полезно, но жизненно необходимо. Это единственный способ помочь человеку, страдающему от порчи.
Понимание псалмов
Как правило, рекомендации по этому вопросу богословов и священников несколько различающихся.
- Подход первый. Кто-то советует читать Псалтирь по усопшим и о живущих вне зависимости, понимаешь ли, что читаешь, или нет. Главное соображение: человек не понимает, но лукавые духи все понимают и отступают в страхе, ведь тут действует сам Бог. Через некоторое время исправно молящийся, в свою очередь, со временем начнет понимать, потому что Господь начинает открывать человеку смысл. Однако это происходит постепенно.
- Подход второй. Другие настоятельно рекомендуют прибегать к переводам на русский, записывать непонятные слова, выражения, термины и посредством церковнославянского словаря переводить их на русский. Советуют читать исторические справки о создании любого псалма и применять разъяснения святых отцов и теологов.
Разыскать подобные пояснения можно и в церковной лавке, и на полезных христианских вебсайтах. А также, для того чтобы разбираться в смысле каждого отдельного псалма, следует изучать Священное Писание. К примеру, как понять 50 псалом, объяснит читателю Вторая книга Царств. Там разъясняется, что пережил его автор, царь Давид, прежде написал его.
Любому чтецу Псалтыри (опытному или неопытному), приличнее стоять, как человеку молящемуся (в ногах у гроба усопшего), если особенная крайность не заставляет его сесть. Небрежность в этом деле, как и при соблюдении других благочестивых обычаев, оскорбительна и для священного обряда, благословенного Святой Церковью, и для слова Божия, которое при небрежности читается как бы в несоответствии с намерением и чувством молящегося христианина.
Порядок пения чина мирянином дома
Важно не просто произносить священные слова, но и понимать читаемые молитвы. По возможности нужно избегать ошибок, применения неправильных ударений
Нельзя нарушать установленный порядок проведения панихиды по усопшим, текст в храме и дома отличается комбинацией молитв. Мирской вариант намного короче.
Чтение «обычного начала»
При сравнении панихиды по усопшим, текст в храме и дома может отличаться (используется полная и сокращенная версия), но вступление одинаковое. Называется обычным началом, представляет собой комбинацию кратких молитвенных текстов, среди которых Трисвятое, «Господи, помилуй», «Отче наш», а также слова восхваления Отца Небесного. Читаются последовательно.
Чтение 90-го псалма после 3 поклонов
Молитва «Живый в помощи вяшнего» произносится после троекратного поклонения Господу. Она читается, когда человеку необходимо укрепить надежду, обрести силы. Молящийся уповает на Бога, полагается на его волю, испрашивает помощи, защиты.
Богослужение мирянским чином
Пение тропарей и 17 кафизма
При чтении тропаря (включая Богородичен) избирается глас 8. Тот, кто поет молитвы таким образом, выражает надежду на скорое наступление блаженства души при единении с Богом. При чтении кафизмы выказывается готовность встать на путь истинный (исправления), нести слово Божие, озвучивает просьбу раскрыть глаза человека (молящегося), дабы лицезреть чудеса, творимые Господом, дает обещание жить по законам Его.
Произнесение «Господи, помилуй» 40 раз
Молятся о возможности поминовения Отцом Всевышним всех умерших, о прощении грехов. Дают обещание признания Бога, как единого. Произносят тропари, выбрав при этом глас 5 – это мелодия, позволяющая усилить покаяние, а также дарует покой душе. Затем произносят седален (включая Богородичен).
Покаянный псалом 50
При чтении Псалма 50 испрашивают прощения за грехи у Господа, очищения души от последствий беззакония, творимого человеком. Надеются на дарование радости сердцу.
Канон о усопшем, пение «Вечной памяти» и прочтение молитвы Трисвятое
Прочитывают канон (неоднократно поют песни, входящие в состав). При традиционном совершении панихиды эту функцию выполняет хор на клиросе. Затем поочередно поют седален, икос, кондак (разные песни). Последней совершается заупокойная лития. Учитывая достаточно, что в результате служба получается достаточно объемной, лучше распечатать скачанные бесплатно молитвы. Если же планируется часто совершать в обиходе последование панихиды, текст следует приобрести в формате книги (Молитвослов или Требник). Его повторяют при возникновении потребности души по специальным дням.
Чтение псалтыря
Молитва об усопших и появление традиции
Как сказал однажды один христианин, правила (читай — традиции) нужны для тех, кто не научился любить. Замечание как минимум справедливо. Ведь если само сердце не ведет человека к какому-либо благому действию во имя усопшего, то один из лучших вариантов — подражать в этом тем, кто проявил свою любовь к умершим от полного сердца и получил одобрение от Господа. Таким человеком, который стал, можно сказать, основоположником поминания умерших был ветхозаветный военачальник по традиционному еврейскому имени Иуда. История, которая связана со значимым событием, записано в массиве Ветхого Завета во второй книге Маккавеев (см. 12, 39−46).
Как известно, когда Авраам поверил Богу (что и было вменено ему в праведность вовеки), Всевышний его последователям обещал, что если те будут хранить завет его (в том числе не поклоняться кому-либо, кроме Него), то евреи будут побеждать во всех битвах даже с минимальным войском. Пока Его народ хранил завет, каждая их битва, согласно Писанию, была выиграна. И вот однажды воинство Иуды потерпело разгромное поражение.
Оставшиеся в живых и сам военачальник были в смятении, встревожившиеся оттого, что Бог почему-то отказался от Своего слова. Когда согласно правилам они стали осматривать тела погибших для того, чтобы часть их вещей отправить родным, воины обнаружили, что многие из них носили при себе знаки поклонения идолам. Это стало объяснением, почему победа оказалась за врагом.
Благочестивые иудеи поблагодарили Бога, который не скрыл от них правду и почтил их Своим ответом. Именно тогда Иуда и остальные верные Богу встали на молитву за оступившихся погибших, чтобы Господь простил умершим их грехи. После моления Иуда обратился к оставшимся с призывом не отступать от Бога, заступающегося за них и по чести соблюдающего договор между Собой и людьми, чтобы избежать в дальнейшем таких ужасающих поражений и напрасной гибели людей. Этот поступок был принят Всевышним и высоко оценен и был Иуде «вменен в праведность».
Были и другие примеры еще ветхозаветных людей, когда они проявляли заботу об усопших, исповедуя безоговорочное существование дальнейшей жизни после потери тела:
- Иисус, сын Сирахов, пишет в своей книге Премудрости, что необходимости помогать усопшим равно, как и пребывающим на земле, он учит благотворить живущих не только здесь, но и там: «Благодать даяния (то есть милостыни за усопшего материальной и словесной — молитвы) пред всяким живущим да будет, но и над мертвецом благодати не возбраняет» (7, 36);
- Тот же автор в указанной книге пишет: «с успокоением скончавшегося, успокой и память о нем, по исходу души его утешься о нем» (38, 23);
- Умирающий Товит заповедует своему сыну Товию: «Раздавай свои хлебы при гробе»;
- Святой пророк Иеремия в гл. 16 своей книги называет окаянными и от лица отверженными Божия тех, кого по смерти не поминают и не творят милостыни.
Молитвы об усопшем на кладбище
Последование литии для мирян
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Tрижды)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Господи, помилуй. (12 раз)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)
Псалом 90
Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси, и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится: обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему. Яко ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и; покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его; долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)
Тропарь, глас 4-й:
Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.
В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Ты еси Бог, сошедый во ад, и узы окованных разрешимый, Сам и душу раба Твоего упокой.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Едина Чистая и непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его.
Седален, глас 5-й:
Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего, и сего всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая, яко Благ, прегрешения его вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче. Кондак, глас 8-й:
Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.
Икос:
Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека, земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя и рекий ми: яко земля еси, и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Господи, помилуй (Трижды)
, благослови.
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему (имя)
, и сотвори ему вечную память.
Вечная память. (Трижды)
Душа его во благих водворится, и память его в род и род.
Псалтирь по усопшим — для чего читают
После смерти христианина для облегчения загробной участи его души в храмах совершаются заупокойные службы. Родные и близкие возносят к Богу особые молитвы о прощении грехов умерших людей. Среди православных христиан еще в глубокой древности сложилась благочестивая традиция непрерывно читать Псалтирь по усопшим. Особенно это считалось важным в течении 40 дней после смерти (до совершения частного суда над душой покойного).
Причем Псалтирь о упокоении читают над телом усопшего мирянина, монаха и диакона. Над священником и епископом читается Евангелие. Псалмы призваны утешить как слово Божие. А их чтение, по учению Православной Церкви, приравнивается к умилостивительной жертве Господу для прощения грехов усопшего. Само усердие в чтении Псалтири говорит о любви к ближнему, о заботе о нем.
Начать читать Псалтирь по усопшим дома желательно сразу после «Последования по исходе души». Эти тексты можно найти в полном православном молитвослове.
Почему читают именно Псалтирь
Считается, что чтение Псалтыря действительно может оказать помощь умершему. На пути к небесной родине у души появляются препятствия – различные духи, которые борются за право распорядиться душой на равных условиях с Господом.
- Молитва по усопшему до 40 дней — текст;
- Поминальные молитвы — какие читать на 9, 40 день смотрите тут;
- Как правильно помянуть усопшего на годовщину смерти —https://bogolub.info/kak-pravila-pomyanut-usopshego-na-godovshhinu-smerti/.
В сборнике псалмов выражены высшие качества человеческой души, освященной Господом. До того, как появился Новый Завет Псалтырь занимал почетное место – он считался книгой, которая могла позволить «отчитать» человека, который был одержим бесами, и высвободить его.
Также Псалтырь играет весомую роль в защите души, которая отправилась навстречу с Господом, от бесов, которые ее травмируют. Он также может оказать духовную поддержку тому, кто молиться, помочь ему выразить чувства, ведь эта книга – сборник различных жизненных ситуаций, в которых может оказаться каждый на протяжении земной жизни.
Приметы во время панихиды
Верования в приметы, прочие суеверия – грех, т. к. это не имеет отношения к православной вере. За века совершения богослужения чина поминовения сформировались различные народные традиции. Многие из них не имеют под собой оснований, возникли на почве страхов, отсутствия знаний о процессах, которые происходят с человеком после смерти. Сегодня эта завеса несколько приоткрылась, люди получили больше информации, поэтому праведный страх перед необъяснимым уже исчез. Но все же некоторые традиции и ошибочные суждения сохранились:
- закрытые зеркала: принято считать, что отражающие поверхности могут стать причиной многих неприятностей, прежде всего, в них непременно отразится душа умершего, кроме того, она может затеряться в лабиринтах загробного мира, не найти покоя, а напоследок высказывают опасения, будто из зеркал являются злые сущности, будут докучать живым (отсюда появление стуков, скрипов, стонов дома);
- погасшие церковные свечи: должен гореть огонь во время совершения чина последования панихиды, принято считать, что если пламя погасло, это дурной знак, на самом деле так происходит из-за сквозняков и по причине низкого качества свечи.
Свеча за упокой души усопшего
Варианты молитвы по Псалтири за упокой
Иногда для разового, но сильного, то есть ощутимого для усопшего, помина, существует традиция (и неспроста) читать из всей книги одну кафизму, которая, как это было осознанно через богатый церковный опыт, более всего подходит для выражения чувств и настроений самого усопшего.
Такая кафизма, уникальная и самая необыкновенная, красивая не только по своему содержанию, но и по художественному выражению, языку, это 17-я кафизма. Она — одна не только из самых красивых, но и из длительных всего текста книги. Читающий эту главу получает возможность по-настоящему, пусть и относительно кратко помянуть дорогого умершего, потрудиться за него (принести Богу не только слово, но и действие, труд), да и сам молящийся получает от этого большую пользу для своей души.
Варианты молитвы по Псалтири за упокой
Иногда для разового, но сильного, то есть ощутимого для усопшего, помина, существует традиция (и неспроста) читать из всей книги одну кафизму, которая, как это было осознанно через богатый церковный опыт, более всего подходит для выражения чувств и настроений самого усопшего.
Такая кафизма, уникальная и самая необыкновенная, красивая не только по своему содержанию, но и по художественному выражению, языку, это 17-я кафизма. Она — одна не только из самых красивых, но и из длительных всего текста книги. Читающий эту главу получает возможность по-настоящему, пусть и относительно кратко помянуть дорогого умершего, потрудиться за него (принести Богу не только слово, но и действие, труд), да и сам молящийся получает от этого большую пользу для своей души.