Церковь в честь рождества крестителя и предтечи иоанна (чесменская)
Содержание:
- Воинское кладбище
- Режим посещения и часы работы Чесменской церкви в Санкт Петербурге
- География
- Внутреннее убранство
- Воинское кладбище
- Внутреннее убранство
- По приказу императрицы…
- Мемориальный некрополь
- История постройки
- Архитектурные особенности
- Храм назван в честь победы
- Архитектура
- Архитектура, убранство
- Современное состояние
- Историческое значение
- Кладбище при храме
- Современное состояние
- Описание Чесменской церкви
- История постройки
- Случаи чудесной помощи
Воинское кладбище
С востока от Чесменской церкви раскинулось небольшое мемориальное кладбище. С 1836 года здесь хоронили ветеранов разных войн, которые лечились и жили в Чесменской богадельне. Это были участники известных военных походов Суворова и Кутузова, герои русско-турецких войн и Отечественной войны с французами 1912 года. По документам известно, что к концу XIX века возле храма похоронили около 5000 человек.
Вид на Чесменское кладбище на фоне Чесменской церкви
В XX столетии кладбище появились могилы русских воинов, умерших от ран в годы русско-японской войны 1905-1907 годов, Первой мировой войны и солдат, которые защищали Ленинград во время Великой Отечественной войны. Здесь лежат пять Героев Советского Союза.
При советской власти за историческим кладбищем не следили, поэтому к середине прошлого века большая часть старых могил была утрачена. В мае 2003 года на мемориале установили памятный крест в честь всех погибших, а потом территорию с воинскими могилами благоустроили. Сегодня старинный некрополь встречает посетителей аккуратными дорожками и резными каменными надгробиями, на которых всегда лежат цветы.
Режим посещения и часы работы Чесменской церкви в Санкт Петербурге
Как и в любом другом храме, при посещении Чесменской церкви женщинам нужно быть обязательно с покрытой головой, ни в коем случае не в мини-юбке или брюках, а мужчинам – не в шортах. Внешний вид должен соответствовать посещаемому мероприятию. Посетителям Чесменской церкви запрещается:
- курить;
- выражаться нецензурными словами;
- шуметь;
- бегать.
Принимает паломников и верующих Чесменская церковь каждый день с 9:00 до 19:00. Чесменская церковь порадовала Центром духовной культуры и образования, который предусматривает молодежную, социальную и образовательную деятельность.
- Среди социальной деятельности можно выделить Клуб чесменских бабушек и «Пространство радости»,
- среди молодежной – Молодежный клуб и Школу капитанов,
- а среди образовательной – патрология, хоры и кукольный театр.
Все мероприятия и обучение проходят в расположенном рядом с церковью дворце ежедневно:
- по понедельникам – с 19:00;
- по вторникам – с 14:00;
- по средам – с 16:00;
- по четвергам и пятницам – с 17:00;
- по субботам – с 15:00;
- по воскресеньям – с 14:00.
География
Церковь находится в Красном селе, бывшем усадьбе семьи Сергея Полторацкого, друзей Александра Пушкина . Он расположен в районе , который был известен как Kekerekeksinen ( финский : лягушка болотный ) , которая в настоящее время в области жилищного строительства , известного как Московский проспект , примерно на полпути между Парк Победы и станции метро Московская . Хотя церковь была построена на очень обычном месте в 1770 году, на протяжении веков она стала частью Санкт-Петербурга. Расположенный между Санкт-Петербургом и Летним дворцом в Царском Селе , он служил местом отдыха путешественников.
Внутреннее убранство
Внутреннее убранство церкви отличается строгостью и простотой.
Наибольший интерес представляют иконы старой итальянской
работы:
- «Распятие Спасителя»;
- «Умовение ног апостолов Иисусом Христом»;
- «Святой царевич Дмитрий»;
- «Иоанн Креститель» с видом Чесменского сражения.
При входе в церковь установлена мраморная доска с надписью:
Шаблон:Начало
цитаты«Сей храм сооружен во имя святого пророка предтечи и
крестителя Господня Иоанна в память победы над турецким флотом
одержанной при Чесме 1770 года в день его рождества. Заложен в 15-е
лето царствования Екатерины II в присутствии короля шведского
Густава III под именем графа Гогландского и освящен 1780 года июня
24 дня в присутствии его величества римского императора Иосифа II
под именем графа Фалькенштейна».Шаблон:Конец
цитаты
2010.06.12..19.31.12 — ahvalj @ Flickr
Воинское кладбище
С востока от Чесменской церкви раскинулось небольшое мемориальное кладбище. С 1836 года здесь хоронили ветеранов разных войн, которые лечились и жили в Чесменской богадельне. Это были участники известных военных походов Суворова и Кутузова, герои русско-турецких войн и Отечественной войны с французами 1912 года. По документам известно, что к концу XIX века возле храма похоронили около 5000 человек.
Вид на Чесменское кладбище на фоне Чесменской церкви
В XX столетии кладбище появились могилы русских воинов, умерших от ран в годы русско-японской войны 1905-1907 годов, Первой мировой войны и солдат, которые защищали Ленинград во время Великой Отечественной войны. Здесь лежат пять Героев Советского Союза.
При советской власти за историческим кладбищем не следили, поэтому к середине прошлого века большая часть старых могил была утрачена. В мае 2003 года на мемориале установили памятный крест в честь всех погибших, а потом территорию с воинскими могилами благоустроили. Сегодня старинный некрополь встречает посетителей аккуратными дорожками и резными каменными надгробиями, на которых всегда лежат цветы.
Внутреннее убранство
Внутри храм украшают тяги белого цвета, а так же розетки и филенки. Но при этом интерьер выглядит просто и строго
Главное, что обращает на себя внимание – иконостас, являющийся копией оригинального, того, который сгорел во время пожара в 30-е годы. Он был создан по рисунку архитектора церкви – Ю
Фельтена. Иконостас выполнен в белом цвете и украшен резьбой из позолоты. Иконописные образы яркие и написаны на итальянский лад. Здесь можно увидеть изображения:
- Иисуса Христа
- Богородицы
- Иоанна Крестителя
- Великомученицы Екатерины
- Тайной вечери
- Священномученика Ианнуария
- Преподобного Давида Солунского
- Михаила Архангела
- Первомученика архидиакона Стефана.
marik224
avilonatur
avilonatur
avilonatur
tartanparty
Сверху на иконостасе находятся позолоченные скульптуры в виде Распятия Иисуса и стоящими возле него Девой Марией и апостолом Иоанном Богословом, а также фигуры ангелов.
По приказу императрицы…
История создания архитектурного комплекса уходит своими корнями вглубь веков.
В 1774 году по распоряжению государыни Екатерины II на дороге между Петербургом и Царским Селом началось возведение небольшого путевого дворца. В нем государыня желала останавливаться во время своих переездов. Построен дворец был на небольшом возвышении, окруженном земляным валом. По проекту двухэтажное здание имело в плане треугольную форму с равными сторонами. Внутреннее убранство должно было напоминать родовой замок: стены украшали многочисленные портреты предков и родственников императрицы. Окружающая дворец местность имела название “Лягушачье болото” или по-фински “Кикерикексен”. Поэтому построенный замок стал называться Кикерикексенский.
Предание гласит, что в этом дворце государыня получила радостную весть о победе в битве при Чесме. Сражение, начавшееся 24 июня 1770 года, в день Рождества Иоанна Предтечи, закончилось разгромом турецкого флота. Оно стало первой морской баталией, закончившийся победой Российского флота, со времен государя Петра I.
В память об этом событии высочайшим повелением была учреждена серебряная медаль и создано несколько монументов: обелиск в Гатчине, ростральная колонна в Екатерининском парке, Чесменский зал в Петергофском дворце.
Но особенное значение придавала государыня возведению храма-памятника. Автором проекта стал архитектор Юрий Матвеевич Фельтен. Церковь, освященная во имя Крестителя и Предтечи Господня Иоанна, была торжественно заложена в 1777 году в присутствии императрицы Екатерины II, царского двора и шведского короля Густава III. Место выбрано не случайно — рядом с Кикерикексенским дворцом, там, где государыня получила радостное известие. Освящение нового храма состоялось 24 июня 1780 года, в 10 годовщину чесменской битвы. Дворец, церковь и вся местность вокруг стали называться Чесменскими.
Государыня любила Чесменскую церковь и посещала ее на Масленицу и в храмовый праздник. Для нее было обустроено под красным бархатным балдахином царское место, украшенное двуглавым орлом. После Божественной Литургии устраивались праздники для народа и гулянья.
В 1830 году Николай I повелел обустроить в Чесменском дворце богоугодное заведение для проживания инвалидов и ветеранов Отечественной войны 1812 года. К зданию были пристроены двухэтажные флигели, территория вокруг благоустроена, в разбитом парке построены три часовни.
Мемориальный некрополь
К концу XIX века на погосте, появившемся у церкви после учреждения Николаевской богадельни в Чесменском дворце, было похоронено больше пяти тысяч военных ветеранов и их родственников. Также многих из тех, кто умер в богадельне, хоронили на Волковском и других кладбищах Петербурга. Надо полагать, что большое число могил добавилось на кладбище в первую половину XX века. Сохранились частичные данные о захороненных здесь до революции, а также документальные армейские сведения из донесений о безвозвратных потерях и захоронениях на Чесменском кладбище бойцов, которые были убиты или умерли в госпиталях в ходе обороны Ленинграда в 1941-44 гг.
После войны кладбище долгое время оставалось без должного присмотра. Лишь в 60-е годы прошлого века взялись за оформление здесь мемориального воинского некрополя. Видимо тогда уже мало что сохранилось от старинных могил. В то время посчитали, что главное — это увековечение памяти погибших в период Великой Отечественной войны, и кладбище по официальным документам с тех пор числится как одна братская могила.
При оформлении мемориала были уничтожены все остатки старых памятников. На территории кладбища поставили ровными рядами больше шестисот одинаковых бетонных раковин, на большей части которых нанесена надпись «Вечная память Герою, павшему в боях за Родину». Встречаются также надписи с индивидуальными данными воинов. Также было установлено около трёх десятков гранитных памятников, среди которых встречаются изготовленные с использованием старинных надгробий, на что указывают сохранившиеся или частично стёсанные старые надписи.
Наверное, отвечавшие за создание мемориала осознавали, что получилось не очень хорошо. Соответственно, были проекты переделки мемориала с разделением на старую и новую части кладбища, с устройством Вечного огня у могилы неизвестного матроса. Однако, эти предложения не были реализованы. Лишь в 2003 году при входе на кладбище осуществили установку памятного креста в честь российских воинов, погибших в различных войнах, прошедших как до революции, так и после неё.
История постройки
В конце XVIII столетия Екатерина II распорядилась построить путевой дворец на участке царскосельской дороги. Небольшое двухъярусное здание треугольной формы находилось на возвышенности, окруженной большим количеством растительности. Главная особенность Чесменского (Кикерикексенского) дворца — создание иллюзии о том, что строение является средневековым замком. Настенными картинами интерьер пестро информировал посетителей о предках императрицы.
Чесменский храм Рождества святого Иоанна Предтечи в Санкт-Петербурге
Предание гласит, что Екатерина II услышала известие о победе отечественного флота в Чесменской бухте, находясь в путевом дворце
Началось сражение 24 июня 1770 г, в памятный день Рождества Иоанна Предтечи, а спустя сутки Российская империя праздновала полный разгром противников.
В честь победы в Северной столице создавались различные памятники, но наибольшее внимание императрица уделила воздвижению Чесменского собора. Первый камень храма Рождества Крестителя заложили в 1777 г
прямо напротив путевого (Кикерикексенского) дворца, на торжественном мероприятии присутствовал король Швеции Густав II. Освящение новоявленного храма состоялось 24 июня 1780 г. С этого времени путевой дворец и церковь, как и вся местность, стали называться Чесменскими.
Императрица приезжала сюда на главный престольный праздник собора и на торжества Масленицы. Для Екатерины II в храме установили специальное царское место, увенчанное символом империи и накрытое бархатным балдахином. После богослужений сервировали пышный стол, устраивали разнообразные развлечения, многолюдные ярмарки.
В 1830 г. Николай I распорядился устроить в Чесменском дворце благотворительную богадельню, где находили приют ветераны войны 1812 г. Вскоре к зданию пристроили три флигеля, а сама территория благоустраивалась посредством парка и часовен. Богадельня находилась в распоряжении государственных правителей, которые проявляли большое милосердие к защитникам отечества.
На заметку! День рождения Иоанна Предтечи, в честь которого построена Чесменская церковь, является одним из великих христианских торжеств.
Евангелист Лука писал, что родители пророка были праведными людьми, чтущими религиозные законы. Они чрезвычайно скорбели, ибо бездетных евреев клеймили позором. Старики ежедневно возносили молитву Господу, который услышал их в свое время. Ангел возвестил пророку Захарии (отцу Предтечи), что даровал Бог ему сына, которому уготована великая слава. Чудесное рождение Крестителя произошло 24 июня, как и завещал небесный посланник.
Советский период и новое время
Традиция богослужений и пышных обедов продолжалась до 1919 г., после чего большевистские власти ликвидировали богадельню, закрыли Предтеченскую церковь, а во дворце устроили первый советский концлагерь.
- Иконы и церковную утварь отобрали и передали в Эрмитаж. До 1924 г. прихожане храма собирались в доме местного барона, где и проводились богослужения.
- Закрытую церковь использовали в качестве склада, в 1930 г. здесь случился пожар, уничтоживший уникальный иконостас.
- В период ВОВ Чесменский дворец и Предтеченский собор пострадали от обстрелов, так как территория находилась на военном рубеже обороны государства.
- В 1946 г. начались работы по восстановлению дворцового здания, а в 70-е годы отреставрировали и саму церковь.
Богослужение в Чесменском храме
- Чесма возродилась в 1990 г., храм торжественно передали в управление Петербургской епархии, во главе которой стоял преподобный Алексий (Крылов). Первые богослужения после продолжительного простоя состоялись в конце 1990 г., ритуал проходил перед закрытым входом.
- В 1998 г. мастера воссоздали копию старинного иконостаса XVIII столетия. В этом же годы состоялось полноценное освящение собора Рождества И. Крестителя, процессией руководил митрополит Владимир. Сегодня здесь функционирует воскресная школа, а также проходят постоянные богослужения.
На заметку! С 1836 г. рядом с Чесменским дворцом и храмом существовало одноименное кладбище, где хоронили тела ветеранов значимых военных походов в истории Российского государства (война 1812 г., оборона Севастополя, русско-турецкие сражения и т.д.).
Участок кладбища имеет форму правильного прямоугольника и располагается симметрично в отношении к зданиям дворца и собора. Священнослужители каждый год совершают на этой территории поминальные служения.
Архитектурные особенности
Одноэтажное кирпичное здание возведено в виде «четырехлистника» или равноконечного греческого креста. С четырех сторон к квадрату примыкают пристройки – полукруглые абсиды. Основной объем перекрыт куполом. С какой бы стороны вы не подошли к храму, он выглядит великолепно.
В оформлении церкви использованы элементы средневековой готической архитектуры. На стенах видны узкие стрельчатые окна и белые вертикальные тяги. Нежные розовые фасады декорированы стрельчатыми арками, белокаменными узорами, крошечными башенками и изящным зубчатым парапетом. На фронтоне помещен праздничный барельеф с тремя херувимами, расходящимися лучами и Всевидящим Оком Господним.
Интерьер Чесменской церкви
Пять барабанов венчают небольшие купола со шпилями и крестами. Наверху, в передней башне, размещены 8 звонких колоколов. Над входом находится круглое окно-роза, а по бокам – две аллегорические скульптуры «Вера» и «Надежда».
Храм назван в честь победы
Храм Рождества пророка Иоанна Предтечи был заложен по повелению Екатерины ll в 1774 году и планировался как церковь при путевом дворце, то есть, по пути следования императрицы, как место отдыха.
Предтеченский храм до революции 1917 г.
Место строительства было равнинным и болотистым и носило название Кикерики, что по-фински означает «лягушачье болото».
Чесменскими и дворец, и церковь были названы в честь победы российского флота над турецким в 1770 году. Морское сражение было выиграно в Чесменской бухте.
Это была первая морская победа после Петра Первого. Она была отпразднована с размахом.
Сражение в Чесменской бухте. Храм был назван в честь победы российского флота над турецким в этой битве
Храм и дворец строились по проекту архитектора академика архитектуры Юрия Матвеевича Фельтена. Он был помощником Растрелли и участвовал до этого в строительстве Большого Эрмитажа.
Архитектор академик Фельтен Ю.М. Согласно его проекту был построен Предтеченский храм
Чесменская церковь не отапливалась и была холодной. В ней невозможно было совершать богослужения зимой, поэтому в Чесменском дворце в 1811 была устроена церковь Рождества Христова, для служения зимой. Она находилась в одной из башен замка.
Иконостас Предтеченского храма в 1910 г.
Архитектура
Здание храма выполнено в псевдоготическом стиле. Сегодня его еще величают неоготикой. Архитектурные формы созданы в виде четырехлистника, а конструкция церкви в своей основе квадратная. Это так называемый квадрифолий. Если быть точнее, в плане лежит равноконечный крест на греческий манер. Однако снаружи храм кажется круглым, поскольку со всех сторон к нему пристроены полукруглые выступы – апсиды.
Церковь венчают пять глав – распространенное число куполов на русских православных храмах. Купола небольшого размера. На них красуются невысокие шпили, которые заканчиваются шарами с ажурными крестами. В барабанах храма висят колокола. Над входом слева и справа можно увидеть две белых статуи – Веры и Надежды. Одна держит в руках крест и чашу, другая – пламя и пальмовую ветвь. Примечателен и барельеф, представляющий собой Всевидящее Око Господа. Его окружают изображения херувимов и лучей.
danikbobo
khisamiev.ru
karelina_fox
streetlamp_spb
Элементы готики прослеживаются в маленьких узких декоративных башенках или пинаклях с зубцами и в характерных для данного стиля высоких стрельчатых оконных проемах. Еще один типично готический прием – помещенная над входом в храм роза. Это крупное окно круглой формы с перегородками, создающими похожий на цветок орнамент. Окраска стен храма красно-розовая, стены дополнены большим количеством вертикальных белых линий и кружевных узоров. Все это придает довольно массивному сооружению ощущение легкости и воздушности.
Архитектура, убранство
Вид на церковь в плане
Каменное здание церкви построено в псевдоготическом стиле.
Церковь имеет компактный «центрический» план, представляющий собой «четырёхлистник». Основа внутреннего пространства — квадрат, перекрытый куполом. К квадрату с четырёх сторон примыкают полукруглые помещения. Стрельчатые арки, опираются на 4 пилона и объединяют эти помещения с центральным в единое целое. На храме — узкие вертикальные тяги на красноватом фоне стен, высокие стрельчатые окна.
Фасад церкви украшен ажурным белокаменным орнаментом, барельефом на фронтоне, стрельчатыми арочками, зубчатым парапетом и остроконечными башенками (пинаклями).
Скульптура «Вера»
Скульптура «Надежда»
Пять барабанов заканчиваются небольшими куполами с укрепленными на них миниатюрными шпилями. Каждый шпиль несет яблоко с изящным ажурным крестом. В одном из барабанов был помещён большой колокол весом около 100 кг, остальные 7 малых колоколов укреплены в другой главе.
Внутреннее убранство церкви отличается строгостью и простотой. Иконостас — восстановленная копия иконостаса, созданного по рисунку Ю. М. Фельтена.
Наибольший интерес до закрытия храма представляли иконы старой итальянской работы:
- «Распятие Спасителя»;
- «Умовение ног апостолов Иисусом Христом»;
- «Святой царевич Дмитрий»;
- «Иоанн Креститель» с видом Чесменского сражения.
При входе в церковь установлена мраморная доска с надписью:
Современное состояние
Возрождение Чесмы началось в 1990 году. Храм Рождества Св. Иоанна Предтечи был передан Санкт-Петербургской епархии, приходу во главе с настоятелем, протоиереем Алексеем Крыловым. Первый молебен состоялся 31 декабря 1990 года перед закрытыми дверями храма. В 1998 году был воссоздан иконостас по первоначальному проекту XVIII века. В том же году состоялось полное освящение храма Митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром.
Небольшое воинское кладбище (Чесменское), расположенное за храмом, где покоится прах ветеранов войны 1812-14 годов, красноармейцев и защитников Ленинграда, погибших в дни Великой Отечественной войны, является официальным местом торжеств Московского района накануне Дня Победы. Священнослужители храма ежегодно проводят здесь поминальные службы.
Историческое значение
Историческое значение победы при Чесме заключалось в следующем:
- изменение стратегической ситуации в войне в пользу России;
- ослабление военной мощи Турции;
- установление полного контроля русского флота над акваторией Эгейского моря;
- блокаде пролива Дарданеллы;
- создание возможности возрождения и нового строительства русского флота на Азовском и Черном морях;
- показала всему миру героизм и высокие моральные качества русских моряков;
- высокой оценки действий русского флота ведущими морскими державами.
Победа при Чесме и её герои прославлены в произведениях лучших русских поэтах того времени: Державина, Хераскова, Майкова, ею восторгался Вольтер. Моменты битвы отражены в полотнах знаменитых отечественных и зарубежных художников. В театрах шли посвящённые славной победе спектакли, и был поставлен балет.
По указу Екатерины 2 в память о победе в Чесменском сражении произошло создание:
- мемориального Чесменского зала в Петергофе;
- возведение Чесменского обелиска в Гатчине и одноименной колонны в Царском Селе;
- постройка в Санкт-Петербурге Чесменского дворца и Чесменской церкви;
- золотые и серебряные медали для награждения участников битвы.
Победители удостоились следующих наград по императорскому указу:
- Спиридов высшей награды Российской империи – ордена Андрея Первозванного;
- контр-адмирал Грейг — Св. Георгия 2 степени, дававшему право на получение русского потомственного дворянства;
- Орлов – Св. Георгия 1 степени, права добавления к своей фамилии «Чесменский» и чина генерал-аншеф;
- капитаны Клокачёв и Хметевский – Св. Георгия 3 степени;
- ряд офицеров и командиры всех брандеров – Св. Георгия 4 степени;
- все участники сражения – памятные медали и монеты.
С 2012 года в России 7 июля стал днем воинской славы, а одна из белых полос, украшающих синие воротнички формы старшин и матросов российского ВМФ является символом победы в Чесменской бухте.
Кладбище при храме
Отдельно нужно сказать несколько слов о кладбище, находящемся при знаменитом храме. Оно существует с середины 30-х годов XIX столетия (то есть, гораздо моложе, чем храм). Кладбище имеет форму прямоугольника. Здесь можно увидеть могилы ветеранов, принимавших участие в походах Александра Суворова. Здесь похоронены те, кто сражался с армией Наполеона в 1812 году, рядом — могилы воинов, принимавших участие в обороне Севастополя (в 50-е годы XIX века), в русско-турецкой и русско-японской войнах. Здесь покоятся солдаты, павшие на полях сражений Первой мировой войны. На кладбище при храме похоронены красноармейцы (погибшие в сражениях в первые годы советской власти) и защитники Ленинграда (оборонявшие его от фашистских захватчиков в 40-е годы XX века).
В середине 60-х годов XX столетия существовал проект переустройства территории возле храма, в том числе и кладбища. Площадь возле церкви планировали обнести якорной цепью, эту территорию также должны были окружать березы. На площади была запланирована установка старинных якорей и пушек. На кладбище должны были установить обелиски. По ряду причин этот проект так и не был осуществлен. В конце 60-х годов появился проект создания памятника, посвященного неизвестным матросам, погибшим в сражениях многочисленных войн минувшего времени. Возле памятника должен был гореть вечный огонь. Но этот проект также не был осуществлен.
В начале XXI века у входа на территорию кладбища был установлен памятник всем павшим российским воинам. Памятник представляет собой крест с памятной доской у основания.
Примерно в этот же период времени при строительстве одного из городских магазинов были обнаружены останки нескольких защитников Ленинграда. Они были торжественно захоронены на воинском кладбище (в его левом углу, ближайшем ко входу).
Современное состояние
Возрождение Чесмы началось в 1990 году. Храм Рождества Св. Иоанна Предтечи был передан Санкт-Петербургской епархии, приходу во главе с настоятелем, протоиереем Алексеем Крыловым. Первый молебен состоялся 31 декабря 1990 года перед закрытыми дверями храма. В 1998 году был воссоздан иконостас по первоначальному проекту XVIII века. В том же году состоялось полное освящение храма Митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром.
Небольшое воинское кладбище (Чесменское), расположенное за храмом, где покоится прах ветеранов войны 1812-14 годов, красноармейцев и защитников Ленинграда, погибших в дни Великой Отечественной войны, является официальным местом торжеств Московского района накануне Дня Победы. Священнослужители храма ежегодно проводят здесь поминальные службы.
Описание Чесменской церкви
Православный собор в псевдоготическом стиле является самой необычной церковью Северной столицы. В оформлении оконных проемов храма использованы растительные орнаменты. Общий облик сооружения как бы вытянут в высоту.
Башни с остроконечными фиалами делают собор похожим на средневековый замок. В центральной башне храма расположена колокольня. Главный колокол весит не менее 100 кг и отличается очень приятным, мелодичным звучанием.
Внутри церкви главный зал соединен арками с боковыми апсидами. Светлый фон оформления и белоснежная лепнина – вот то, что придает Чесменской церкви легкий и воздушный вид.
Иконостас у церкви скромный, немного аскетичный. Недалеко от храма есть кладбище, где захоронены солдаты, погибшие в бою за Ленинград. Сегодня при храме открыта Воскресная школа. Церковь считается действующей. Там регулярно проводят богослужения.
История постройки
В конце XVIII столетия Екатерина II распорядилась построить путевой дворец на участке царскосельской дороги. Небольшое двухъярусное здание треугольной формы находилось на возвышенности, окруженной большим количеством растительности. Главная особенность Чесменского (Кикерикексенского) дворца — создание иллюзии о том, что строение является средневековым замком. Настенными картинами интерьер пестро информировал посетителей о предках императрицы.
Чесменский храм Рождества святого Иоанна Предтечи в Санкт-Петербурге
Предание гласит, что Екатерина II услышала известие о победе отечественного флота в Чесменской бухте, находясь в путевом дворце
Началось сражение 24 июня 1770 г, в памятный день Рождества Иоанна Предтечи, а спустя сутки Российская империя праздновала полный разгром противников.
В честь победы в Северной столице создавались различные памятники, но наибольшее внимание императрица уделила воздвижению Чесменского собора. Первый камень храма Рождества Крестителя заложили в 1777 г
прямо напротив путевого (Кикерикексенского) дворца, на торжественном мероприятии присутствовал король Швеции Густав II. Освящение новоявленного храма состоялось 24 июня 1780 г. С этого времени путевой дворец и церковь, как и вся местность, стали называться Чесменскими.
Императрица приезжала сюда на главный престольный праздник собора и на торжества Масленицы. Для Екатерины II в храме установили специальное царское место, увенчанное символом империи и накрытое бархатным балдахином. После богослужений сервировали пышный стол, устраивали разнообразные развлечения, многолюдные ярмарки.
В 1830 г. Николай I распорядился устроить в Чесменском дворце благотворительную богадельню, где находили приют ветераны войны 1812 г. Вскоре к зданию пристроили три флигеля, а сама территория благоустраивалась посредством парка и часовен. Богадельня находилась в распоряжении государственных правителей, которые проявляли большое милосердие к защитникам отечества.
На заметку! День рождения Иоанна Предтечи, в честь которого построена Чесменская церковь, является одним из великих христианских торжеств. Евангелист Лука писал, что родители пророка были праведными людьми, чтущими религиозные законы. Они чрезвычайно скорбели, ибо бездетных евреев клеймили позором. Старики ежедневно возносили молитву Господу, который услышал их в свое время. Ангел возвестил пророку Захарии (отцу Предтечи), что даровал Бог ему сына, которому уготована великая слава. Чудесное рождение Крестителя произошло 24 июня, как и завещал небесный посланник.
Советский период и новое время
Традиция богослужений и пышных обедов продолжалась до 1919 г., после чего большевистские власти ликвидировали богадельню, закрыли Предтеченскую церковь, а во дворце устроили первый советский концлагерь.
- Иконы и церковную утварь отобрали и передали в Эрмитаж. До 1924 г. прихожане храма собирались в доме местного барона, где и проводились богослужения.
- Закрытую церковь использовали в качестве склада, в 1930 г. здесь случился пожар, уничтоживший уникальный иконостас.
- В период ВОВ Чесменский дворец и Предтеченский собор пострадали от обстрелов, так как территория находилась на военном рубеже обороны государства.
- В 1946 г. начались работы по восстановлению дворцового здания, а в 70-е годы отреставрировали и саму церковь.
Богослужение в Чесменском храме
- Чесма возродилась в 1990 г., храм торжественно передали в управление Петербургской епархии, во главе которой стоял преподобный Алексий (Крылов). Первые богослужения после продолжительного простоя состоялись в конце 1990 г., ритуал проходил перед закрытым входом.
- В 1998 г. мастера воссоздали копию старинного иконостаса XVIII столетия. В этом же годы состоялось полноценное освящение собора Рождества И. Крестителя, процессией руководил митрополит Владимир. Сегодня здесь функционирует воскресная школа, а также проходят постоянные богослужения.
На заметку! С 1836 г. рядом с Чесменским дворцом и храмом существовало одноименное кладбище, где хоронили тела ветеранов значимых военных походов в истории Российского государства (война 1812 г., оборона Севастополя, русско-турецкие сражения и т.д.). Участок кладбища имеет форму правильного прямоугольника и располагается симметрично в отношении к зданиям дворца и собора. Священнослужители каждый год совершают на этой территории поминальные служения.
Случаи чудесной помощи
Случаев происходящих чудес и помощи заступнической при обращении к Святой Ксении Петербургской несчетное количество.
Чудо исцеления женщины от неизлечимой болезни:
«То, что произошло со мной, тоже можно объяснить только силой веры и чуда. У меня обнаружили онкологию, длительное время не прекращалось маточное кровотечение. В отчаянии приехала в Петербург на один день поклониться Блаженной Ксении и просить её о помощи. Кровотечение полностью прекратилось в этот же день вечером. В дальнейшем лечении уповаю на Блаженную Ксению. Храни Вас всех Всевышний!»
О невероятном излечении маленькой девочки:
«Наша история сколь чудесна, столь и проста. Годовалая дочь, едва только встала на ножки, вдруг перестала ходить и слегла с высокой температурой. Через неделю она оказалась в Филатовской больнице Москвы со страшным диагнозом – остеомиелит шейки левого бедра… Инвалидизация с этим диагнозом почти стопроцентная, но через неделю и остеомиелит стал казаться нам благом, поскольку Настеньке поставили диагноз туберкулеза… Деток с костным туберкулезом оперируют в единственной клинике в Петербурге, куда мы и отправились. При первичном осмотре диагноз подтвердился, и мы пошли на Смоленское кладбище к блаженной Ксении. Был вечер, и часовня была уже закрыта. Мы помолились у ее стен и написали святой записку с мольбой об исцелении малышки. Настю стали готовить к операции, сделали анализы… и обнаружили, что никакого туберкулеза нет, а воспалительный процесс в кости остановился! Операцию всё же пришлось сделать. Она прошла успешно, и если бы не шрам на ножке (Настенька называет его «веревочкой») мы бы сами не поверили, что всё это с нами произошло два года назад!»
Часто является Ксения людям во снах и в сознательной жизни, чтобы предостеречь от опасности:
«Сначала 28-летняя медсестра Оксана Попова увидела страшный сон: ее 22-летнего брата Дмитрия бьют и пинают ногами какие-то пьяные громилы. Когда девушка рассказала о своем жутком сновидении бабушке, та охнула: оказывается, и ей приснился точь-в-точь такой же сон: окровавленный Дмитрий в пыли под ногами подонков. Вечером выяснилось, что идентичный сон приснился и матери. В квартире воцарилась ужасная тишина.
А тут вернулся из института Дмитрий и объявил, что до понедельника уезжает к другу в пригородный поселок Кавголово. Удержать здоровенного парня не было никакой возможности, а над рассказом о тройном сновидении Дмитрий только посмеялся и уехал из дома на ночь глядя.
Оставшихся в квартире женщин охватил ужас. Не в силах ничего предпринять они разошлись по своим комнатам и, не сговариваясь, стали молиться. Как выяснилось потом, молились все трое (тоже не сговариваясь!) одной-единственной святой — блаженной Ксении Петербургской, которую почитали в этой семье больше всех. В час ночи раздался внезапный звонок в дверь.
На пороге стоял раскрасневшийся от мороза брат. На вопрос, почему он с половины пути вернулся домой, парень нехотя буркнул: «Передумал!» Выпив рюмку водки, Димка крепко уснул, а наутро рассказал бабушке, матери и сестре следующее. На одной из остановок в вагон электрички вошла странная, не по-зимнему легко одетая женщина в платочке и уселась прямо напротив него. От пристального взгляда ее голубых глаз Дмитрий просто оцепенел.
На следующей остановке в вагон ввалилась компания пьяных здоровенных парней. Усевшись неподалеку, они пили пиво, громко нецензурно ругались. Внезапно попутчица встала и, взяв парня за рукав пуховика, потянула за собой в тамбур. Он пытался возразить, но услышал внутри себя уверенный и мягкий женский голос: «Пойдем!» Они вышли из электрички на следующей остановке. Дверь закрылась, поезд медленно набирал ход, и Дмитрий успел увидеть, как внутри покинутого вагона начинается пьяная драка.
Оглянувшись вокруг, он обнаружил, что стоит на заснеженной платформе совсем один. Мгновенно вспотев от страха, парень перебежал через пути и вскоре уже возвращался на встречной электричке домой. На следующее утро Оксана сводила брата на Смоленское кладбище в маленькую часовенку Ксении Петербургской. Не верящий в Бога студент глянул на образ святой и побелевшими губами прошептал: «Господи, это она!».