Икона иоанна крестителя: описание, значение, в чем помогает

Житие Иоанна Крестителя

История появления Крестителя на земле началась ещё до его рождения и была окутана божественной тайной. Как известно из Евангелия, родителями святого Иоанна Крестителя были праведные люди – священник Захария и Елисавета. Дожив до преклонных лет, они часто подвергались осуждениям со стороны окружающих, так как не имели детей по причине бездетности женщины. А это в те времена считалось Божиим наказанием.

Но молитвы их были услышаны – и на свет появился долгожданный сын. Это стало свидетельством силы Господа и знамением того, что этот ребёнок будет особенным, а деяния его – великими. Также об этом возвестил отцу в храме архангел Гавриил и повелел назвать сына Иоанном.

Елисавета же пять месяцев после зачатие таилась и избегала людей, пока к ней не пришла Дева Мария, что доводилась ей дальней родственницей, со словами благодати и радости. В положенное время женщина родила сына и назвала его Иоанном. Родные радовались, а окружающие удивлялись, так как такого имени в их роде не носил никто.

В это же время Ирод повелел умертвить всех младенцев, дабы не иметь соперников и продолжить своё царствование вечно. Елисавете пришлось бежать от преследования в пустыню и скрываться в пещере, где позднее она и умерла. Захария из-за отказа выдать жену и ребёнка был убит прямо в храме. Маленький Иоанн, которого охранял ангел, бродил по пустыне, пока не вышел на покаянную проповедь.

Уже с юных лет образ жизни Иоанна был довольно необыкновенным:

  • он ушёл в необитаемую пустыню Иудеи и поселился в дикой пещере, где пробыл в молитве до того времени, пока ему не исполнилось 30 лет;
  • носил самую простую одежду;
  • был крайне воздержан в еде;
  • почти не общался с людьми – только с Богом, ожидая, когда он сам призовёт его на служение.

Позже он читал проповеди и проводил таинство крещения (обряд окунания в воду). И, зная о его величии и силе, к нему приходило множество людей Иудейской страны, дабы крестится от него в Иордане и исповедовать свои грехи.

Святой пророк Иоанн Креститель стал величайшим из праведников – он завершил историю Церкви Ветхозаветной и открыл эпоху Нового Завета, ибо пришёл в мир, чтобы возвестить о явлении Мессии Христа, что обретёт на себя грех всех людей.

После Крещения Господня Ирод заключил святого в темницу, так как тот обличал его нечестные дела и поступки. В Священном Писании повествуется, что на пире, устроенном Иродом в честь дня своего рождения Дочь иудейской царицы по совету своей матери попросила подать ей голову Иоанна. И по приказу правителя пророк был обезглавлен и закончил свою жизнь мученически.

За что на самом деле лишился головы пророк?

Пророк Иоанн Креститель – самый чтимый святой после Девы Марии. О том, как он был обезглавлен за свою проповедь, рассказывают евангелисты Матфей и Марк. Но чтобы понять, за что на самом деле его лишили жизни, надо знать исторический контекст и понимать, что он угрожал власти книжников и фарисеев. Из-за его колоссального авторитета те могли потерять свое место духовных лидеров, свое влияние и народное уважение.

После того, как пророк и Передтеча Господень совершил Крещение Иисуса Христа в водах Иордана, он продолжал свою проповедь и призывал народ к покаянию. Среди прочего, он прилюдно обличил правителя Галилеи Ирода Антипу в том, что тот греховно сожительствует с Иродиадой – женой своего брата. За это обвинение Иоанн был схвачен и брошен в темницу.

Иродиада, люто ненавидевшая Крестителя, скоро добилась его казни. Она подговорила свою прекрасную дочь Саломею потребовать голову Крестителя в награду за знаменитый танец семи покрывал, который та исполняла перед правителем и его гостями. По преданию, Ирод был ошеломлен кровожадной просьбой юной Саломеи, но отступать от своего слова не стал. Ведь восхищенный искусством танцовщицы и возбужденный откровенным танцем, он уже прилюдно пообещал ей в награду все, что она пожелает.

Когда зовет небо

Как восстанавливают уникальные храмы Русского Севера

«Праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи для современного сознания предстает, наверное, не очень обычным, – говорит профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института Александр Копировский. – Как можно праздновать позорную казнь, гибель человека, которого просто зарубили в темнице? Ведь Иоанн Креститель – по слову Христа, самый великий пророк из пророков Ветхого Завета. Он возвестил пришествие Избавителя, Мессии, Сына Божия, фактически возвестил новую эру на земле, Новый Завет».

Он пользовался громадным почитанием в народе, до него более двухсот лет крупных пророков в Израиле не было. Все были в ожидании, даже думали, не Христос ли он. Когда его об этом спросили, он ответил, что он не Христос, что он не может даже назвать себя пророком. Но он голос, который говорит в людской пустыне: приготовьтесь, сейчас идет тот, кого все ждут, тот, у кого я не достоин даже развязать ремень на сандалиях». И вот этот человек, пользовавшийся громадным уважением, почтением народа, был отвержен законоучителями, книжниками, фарисеями, то есть духовными лидерами народа, которые не стали принимать от него крещение.

«Иоанн Креститель потому и Креститель, что он призвал народ в знак своей полной греховности погрузиться в воду с головой, чего никогда не делали иудеи, – говорит Александр Копировский. – Так делали с язычниками, если они приходили и принимали иудейскую веру, оставляя прежнее поклонение многим языческим богам. Тогда они крестились, то есть буквально по славянскому переводу этого слова – были погружены в воду с головой (по-славянски, например, «крестися корабль» значит «корабль потонул»). Это было, действительно, знаком смерти для старой жизни и восстанием из воды уже в новом бытии, в этом был прообраз и христианского крещения».

И в данном случае произошло все, казалось бы, из-за примитивной женской зависти. Иродиада решила отомстить: ей, конечно, очень хотелось быть царицей, хоть и незаконной.

И она нашла повод, когда царю очень угодила ее дочь от первого брака, и в этом легком пьяном угаре царь сказал девочке: «Что хочешь, проси». Предполагали, что она может попросить наряды, золото, что-то еще. «Все тебе дам», «много дам».

Девочка решила спросить у мамы, что ей просить. Мать сказала: «Голову Иоанна Крестителя на блюде». И вот царь, сделав один шаг в сторону от закона, от справедливости, от правды, посадив Иоанна Крестителя в тюрьму, сделал второй, роковой шаг. Он вдруг решил выступить поборником собственного слова, что раз он сказал, то он так и сделает, и Предтеча был казнен.

Место погребения Крестителя

По преданиям, Иродиада несколько дней глумилась над головой Крестителя. После этого она велела закопать ее на свалке. По другим сведениям, голову в глиняном кувшине захоронили на Елеонской горе. Считается, что обезглавленное тело Предтечи захоронено в Севастии (Самарии) около могилы пророка Елисея. Еще апостол Лука хотел забрать его тело в Антиохию, но местные христиане отдали ему только правую руку (десницу) Святого. В 362 году н.э. гробница Иоанна Крестителя была разгромлена отступниками. Его останки были сожжены, а пепел развеян. Несмотря на это, многие считают, что нетленное тело Предтечи было спасено и перевезено в Александрию. Мощи Иоанна Крестителя, представленные его десницей и головой, считаются чудодейственными. Они являются очень почитаемыми святынями. Голова Иоанна Крестителя, по одним сведениям, хранится в римской церкви Сан-Сильвестро-ин-Капите, по другим — в мечети Омейядов, находящейся в Дамаске. Также известно о таких святынях в Амьене (Франция), Антиохи (Турция), Армении. По православной традиции голова Крестителя была обретена 3 раза. Где на самом деле находится настоящая реликвия, трудно сказать, но прихожане разных церквей верят, что их «глава» и есть подлинная.

Десница Иоанна находится в Цетиньском монастыре, что расположен в Черногории. Турки утверждают, что она хранится в музее дворца султана Топкапы. Есть сведения о деснице в Коптском монастыре. Даже пустая могила Крестителя до сих пор посещается паломниками, верящими в ее чудодейственность.

Интересные факты:

1. Святитель Иоанн Зла­то­уст составил текст Божест­вен­ной литургии, которая до сегодняшнего дня совершается в течение церковного года чаще всего.

Фото Владимира Ештокина

2. В 397 году, когда святителя Иоанна решили поставить епископом Конс­тан­ти­нопольским, его увезли из Антиохии тайно, ночью, опасаясь возмущения верующих.

3. «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?» — эти слова, дорогие любому христианину, которые звучат на каждом ночном пасхальном богослужении, являются частью знаменитого «Огла­си­тельного слова», написан­ного Иоанном Златоустом.

4. Мощи святителя Иоанна были похищены крестоносцами из Константинополя в 1204 году и были возвращены в 2004 году папой Иоан­ном Павлом II. В настоящее время хранятся в соборе святого Георгия в Стамбуле.

Перенесение мощей Иоанна Златоуста в Константинополе в храм святых апостолов

5. Имя Иоанн — одно из самых распространенных во всем мире. Английский эк­ви­валент русского имени Иван — Джон, венгерский — Янош, испанский — Хуан, итальянский — Джованни, немецкий — Иоганн.

Явление Ангела старцу Захарии в Иерусалимском храме

6. Имя Иоанн было мало распространено до Рож­дества Христова. Впервые оно появляется на страницах Нового Завета, когда явившийся ангел повелел праведным Захарии и Ели­за­вете назвать так своего будущего сына — Иоанна Крес­тителя. Кроме того, это имя носил один из любимых учеников Христа Иоанн Богослов.

Убийство Иоанна Крестителя

После того как пророк был заключен в темницу, к нему стал приходить заключивший его правитель Ирод перед тем, как принять какое-либо государственное решение или просто за советом. Однажды правитель решил жениться на жене еще живого своего брата Филиппа. Но пророк был против такого решения царя и не благословил его на этот шаг. Ирод не послушал пророка. И все же выгнал из дому свою законную жену и принял брак с Иродиадой, которая знала о том, что Иоанн против их союза, и решила отомстить узнику. Только не могла найти подходящего случая.

Но однажды в день своего рождения Ирод собрал большое количество людей. На этом празднике танцевала дочь Иродиады, да так красиво, что правитель был покорен ее движениями. На эмоциях он пообещал Саломее (так звали дочь его новой жены) сделать все, что она захочет. Саломея, по настоянию своей матери, потребовала перед собой голову Иоанна Крестителя. Тут же ее желание было выполнено. Оруженосец по приказу правителя отсек Предтече голову и принес ее на блюде Саломее, которая передала ее своей матери.

В память об этом событии установлен праздник об усекновении головы Крестителя, а также появилась икона Иоанна Крестителя с отсеченной головой.

Смерть

Пророк Иоанн сурово обличал преступления правителей, призывая тех раскаяться. В частности прилюдно осуждал аморальное поведение тетрарха Галилеи Ирода Антипу, женатого на Иродиаде, своей племяннице. Красавицу Иродиаду Антипа отбил у своего единокровного брата, Ирода Филиппа. Иоанн явился во дворец тирана и прямо перед гостями в пиршественной зале обличил того в грубом нарушении еврейских законов.

Икона Иоанна Крестителя

Тетрарх не раскаялся, а, наоборот, арестовал пророка и посадил в темницу. Что с ним делать дальше, оставалось не понятным: казнь такой известной в народе персоны могла вызвать волнения населения Галилеи. Но обличительная речь разгневала жену Ирода. Публично оскорбленная женщина жаждала мести, которую и совершила при помощи своей дочери Саломеи.

На празднике в честь дня рождения Ирода Антипы Саломея так красиво танцевала, что Ирод перед гостями пообещал девушке выполнить любое ее желание. Подстрекаемая матерью, Саломея попросила в подарок голову Иоанна. Отправленный в тюрьму оруженосец отрубил пророку голову и преподнес девушке жутковатый подарок на серебряном блюде. Голову Саломея передала Иродиаде, а тело слуги отдали ученикам Крестителя.

Казнь Иоанна Крестителя

В память этих событий отмечается день Усекновения главы Иоанна Предтечи. В Православной церкви это день строгого поста. В народной традиции Усекновение обросло рядом обычаев и суеверий: запрещается работать с острыми предметами, есть круглые овощи и фрукты, резать хлеб. Ученики похоронили обезглавленное тело Иоанна Предтечи в Севастии, поблизости от гробницы пророка Елисея, но после с телом святого стали происходить чудеса.

Примерно в 362 году язычники вскрыли и разгромили захоронение, сожгли кости и разбросали прах. Однако христианам удалось спасти часть мощей. В X веке Феодор Дафнопат рассказывал христианам, что апостол Лука хотел увезти тело в Антиохию, но севастийцы позволили увезти только правую руку святого. Позже нетленная Десница Иоанна Крестителя переехала в Константинополь, в честь чего был установлен соответствующий праздник, сейчас не популярный.

Положение во гроб Иоанна Крестителя

Иродиада прятала голову пророка в дворцовых покоях, но служанка выкрала реликвию и закопала в глиняном кувшине на склоне Елеонской горы. Через несколько лет при копании рва кувшин нашли слуги вельможи Иннокентия и реликвию опознали. Это событие празднуется прихожанами РПЦ 24 февраля по старому стилю. Перед смертью Иннокентий хорошо спрятал святыню.

В годы, когда в Иерусалиме правил император Константин Великий, два паломника случайно нашли главу, но лентяи поручили нести реликвию попутчику. Попутчик (по профессии горшечник) ушел от монахов и стал хранителем святыни. После его смерти кувшин с чудотворной головой перешел к сестре хранителя. Позже реликвия досталась арианскому священнику, который спрятал главу в пещере близ Емессы.

Храм Святого Иоанна Крестителя в Керчи

В 452 году архимандриту близлежащего монастыря явился во сне Иоанн и указал место сокрытия главы. Реликвию нашли и перенесли в Константинополь. Второе Обретение главы празднуют одновременно с первым. Во время беспорядков в Константинополе святыню отправили на хранение в город Емессу, потом прятали в Команах во время иконоборческих гонений.

Посольство императора Михаила III в 850 году, руководствуясь озарениями патриарха Игнатия, нашло голову святого в Команах. Это было третье Обретение, отмечаемое РПЦ 25 мая по юлианскому календарю. Для каждого праздника разработан свой канон – порядок и перечень молитв, читаемых во время торжественного богослужения священниками.

Мощи Иоанна Крестителя

Дальнейшая история реликвии точно не известна, и сейчас на звание обладателя подлинной головой Иоанна Крестителя претендуют двенадцать церквей. Также в христианском мире насчитывается семь челюстей (помимо голов), одиннадцать указательных пальцев, девять рук и четыре плеча. Все эти реликвии почитаются подлинными и совершают чудесные исцеления.

Местонахождение мощей

На сегодняшний день из всех мощей Предтечи сохранились только фрагменты отрубленной головы и его правая рука (десница). Они хранятся в разных странах и являются важнейшими святынями для всех христиан мира. Частицы мощей пребывают в Афонском Дионисиевском монастыре, в итальянской церкви Святого Иоанна Крестителя в Венеции, в одной из христианских обителей Абхазии и в других местах.

Где находится глава Предтечи

После погребения на Елеонской горе глава пророка обреталась несколько раз. Христианству известно три таких обретения:

  • первое. Голову святого обнаружил верующий вельможа Иннокентий, купивший земли возле Елеонской горы. На месте, где была обнаружена реликвия, он приказал построить христианский храм. Позже глава попала в руки двух монахов, однако была утеряна ими;
  • второе. Это событие датируется 452 г. Главу Предтечи обнаружил в Емессе монах по имени Маркелл, который передал ее в Константинополь. Здесь она хранилась на протяжении несколько веков, вплоть до прихода в Византию крестоносцев;
  • третье. В период иконоборчества святыню вывезли из Константинополя. Главу вернули на прежнее место только в 850 г. после восстановления традиции почитания икон.

В дальнейшем голову Иоанна Крестителя неоднократно делили на фрагменты, поскольку каждое христианское государство желало иметь хотя бы небольшую частицу этой величайшей реликвии. Сегодня ее основная (лицевая) часть хранится во французском городе Амьене. Сюда она была доставлена в 1204 г. после захвата Константинополя.

Место хранения десницы святого

Согласно давней легенде, руку пророка Предтечи сумели спасти христиане, жившие в период правления Юлиана Отступника. Верующие люди успели спрятать десницу до сожжения остальных мощей в городской башне. По другой версии, святыня хранилась в Александрии до самой смерти безбожного императора Юлиана.

В дальнейшем рука Иоанна Крестителя странствовала по миру не меньше его честной главы:

  • в X веке десница сначала попала в Халкидон, а через некоторое время – в Константинополь;
  • после падения византийской столицы турки переправили ее на остров Родос, затем на Мальту;
  • в 1799 г. рука Предтечи оказалась в России: реликвию преподнесли в дар императору Павлу I, после чего для нее изготовили богатый золотой ковчег и написали особую службу;
  • в период революции 1917 г. при содействии княгини Ольги Александровны христианскую святыню отправили в Данию, а затем в Белград.

С 1951 г. десница Иоанна Крестителя пребывала в государственном историческом музее черногорского города Цетинье. До 1993 г. ее считали бесследно утраченной, однако позже она обнаружилась в Острожском монастыре Черногории, где пребывает и сейчас.

Сегодня десница Иоанна Крестителя, заключенная в золотой ковчег, лишена двух перстов. Мизинец находится в одном из музеев Стамбула, безымянный палец хранится на территории Италии, в городе Сиене. Периодически десница отправляется в путешествие по православным городам России, Украины и Беларуси, благодаря чему ей может поклониться каждый верующий человек.

История Иоанна Крестителя

Икону этого святого следует рассматривать именно через призму его жития, которое было пронизано верой и наполнено различными чудесами, которые даровал Господь. Начинается история святого Иоанна до его рождения, когда появление Предтечи предрекает святой Малахий. Сам этот факт является весьма удивительным.

Есть также отдельная икона Зачатие Иоанна Предтечи, которая является пригодной для почитания и молитв. В том числе к ней обращаются те, кто хочет иметь ребенка или получить помощь в родах. Ведь Иоанн появился на свет у престарелых и бездетных родителей.

Это интересно: Икона святого пророка Ильи: разъясняем со всех сторон

Евангельская история о смерти Иоанна Крестителя

О том, как был предан казни Предтеча Иисуса Христа повествуют апостолы Матфей (14:1-12) и Марк (6:14-29).

После того, как скончался деспотичный Ирод, ненавидевший Иисуса от рождения, римские власти поделили Израиль на 4 части. Над каждой из них был поставлен управляющий. Ирод Антипа стал властителем Галилеи.

Жену, дочь аравийского царя Арефы, он предал, когда начал жить с Иродиадой — своей невесткой (женой брата).

Предтеча, привыкший называть вещи своими именами, не стал молчать. Он, как и другие пророки, порицал владыку Галилеи и говорил ему горькую правду в лицо.

Ироду не нравились обличения, но он не решался причинить зло праведнику, так как тот был очень популярен в народе. И, похоже, что в глубине сердца Ирод уважал святого, но всё же отправил его в тюрьму.

Однажды Ирод созвал множество гостей на свой день рождения. Для их увеселения  Саломия, дочь его сожительницы, исполнила на пиру танец. Ирод был так впечатлён мастерством девушки, что клятвенно пообещал перед всеми, что выполнит любую её просьбу.

Посовещавшись с Иродиадой, та шокировала царя чудовищной просьбой: подать ей на блюде голову Иоанна Крестителя. Эта просьба смутила и опечалила Ирода:

Но теперь царь предпочёл совершить ужасный грех, лишь бы не испортить репутацию в глазах окружающих людей. Он отдал позорный приказ  убить пророка (без суда и следствия) и передать его голову бессердечной девушке. Тело Предтечи забрали и предали погребению его последователи.

Молитвенные правила

Моление Иоанну Крестителю — важное словословие для православного люда. Именно в ней содержится любовь ко Христу, великая вера и смирение, дающие силу и надежду на спасение каждому человеку

Молиться следует уединенно или всем семейством, с зажженной лампадой или свечой. Семья — это малая церковь, поэтому рекомендуется возносить молитвы в торжественные дни и перед праздничным застольем.

Перед началом моления следует перекреститься, совершить три поклона, а затем:

  • читать молитву нужно нараспев, а не спешно;
  • вникать в каждое произносимое слово;
  • при наступлении усталости не стоит поглядывать на часы, стойте до конца моления, не переставайте читать.

Просимого не получают лишь те молитвенники, которые сами злые и не хотят творить благое. Возможно, они испрошают у Бога злые желания, а если просят о добром, то, возможно, просят неверно. Господь всегда дарует Свои блага, но если же отказывает в чем-то, то это до времени… Тем самым дар с Небес становится более драгоценным для тех, кто был прилежен в молитве.

Важно! Человек может просить у Бога все, что пожелает. Но Господь дарует ему лишь то, что полезно и благостно!

Обретения главы

Вид на часовню

Место Обретения

Икона на Месте Обретения

Первое обретение

Спустя годы вельможа Иннокентий решил построить на том месте церковь и при копании рва для фундамента он обнаружил кувшин с реликвией, которая была опознана по исходившим от неё знамениям. После обретения главы Иннокентий её бережно хранил, но перед смертью Иннокентий, опасаясь, что реликвия будет поругана, спрятал её в своей церкви. Он положил её на том самом месте, где была его келья и церковь. После его кончины церковь пришла в ветхость, разрушилась и даже сравнялась с землей, так что долгое время никто не знал, где находится честная глава Крестителя Иоанна.

Второе обретение

В правление императора Константина Великого в Иерусалиме глава Иоанна Предтечи была найдена двумя монахами-паломниками, которые прибыли в город поклониться Гробу Господню. Позднее реликвия оказалась у священника-арианина, который с помощью исцелений, исходивших от неё, поддерживал авторитет арианского вероучения. Когда его обман раскрылся, он спрятал главу в пещере около города Емессы. Позднее над пещерой возник монастырь и в 452 году явившийся, по преданию, архимандриту обители Иоанн указал на место сокрытия своей главы. Она была найдена и перенесена в Константинополь.

На месте первого и второго обретения располагается часовня Обретения Главы Иоанна Предтечи Елеонского Спасо-Вознесенского монастыря. Место первого и второго Обретения главы святого Пророка представляет собой углубление в полу часовни, выложенное цветной мозаикой геометрического рисунка. Оно защищено легким металлическим ограждением с иконой «Обретения главы святого Иоанна Крестителя». Мозаичный пол обнаружен во время раскопок архимандритом Антонином (Капустиным)..

Место 3-го Обретения Главы Иоанна Предтечи Каман. Абхазия.

Вырубленная в скале ниша

Нерукотворный образ Главы на скале

Третье обретение

Из Константинополя главу Иоанна Крестителя во время волнений, связанных со ссылкой Иоанна Златоуста, перенесли в город Емессу, а затем в начале IX века в Команы, где прятали в период иконоборческих гонений. После восстановления иконопочитания на Константинопольском соборе в 842 году, по преданию, патриарх Игнатий во время ночной молитвы получил указание о местонахождении реликвии. По приказанию императора Михаила III в Команы было направлено посольство, которое около 850 года обрело главу Иоанна Предтечи в указанном патриархом месте. После этого глава была перенесена в Константинополь и была положена в придворной церкви.

Место третьего обретения главы представляет собой большую овальную нишу вырубленную в скале в труднодоступном месте. Углубление, в котором долгое время хранилась великая христианская святыня открыто для паломников. Между лампадой и иконой Богородицы — нерукотворный образ главы Иоанна Предтечи.

Описание и значение в православии

Икона с изображением казни Иоанна Предтечи напоминает верующим о мученической смерти праведника. Этому святому поклоняются христиане, ведь вся его жизнь является примером служения Господу Богу. Мученическая кончина проповедника символизирует готовность христиан с покорностью принять любую смерть во имя Господа.

Ежегодно 11 сентября христиане вспоминают о человеке, который был Крестителем самого Спасителя. В этот день Иоанн мученически погиб. Святой пострадал из-за людской жестокости и коварства. Однако его дело живо и поныне. Верующие помнят об Иоанне, прославляют его, молятся его святейшему образу. Праведник считается примером для подражания для миллионов христиан.

На киевской иконе «Усекновение…» изображен святой в последние минуты своей земной жизни. Иоанн Креститель нарисован в центре композиции. Праведник нагнулся, покорно свесив голову. За его спиной стоит воин, взмахнувший мечом. Внизу иконы находится черная пещера, а на краю на блюде изображена уже отрубленная голова святейшего Иоанна Предтечи.

Иконописец на этой иконе, хранящейся в Киеве, одновременно изобразил сразу два события: момент перед казнью и результат казни. Вокруг головы Иоанна нарисован нимб. Около края пещеры находятся дерево и топор — это символическое изображение участи нераскаявшихся грешников, души которых будут сосланы в ад.

Иконы, написанные в византийскую эпоху, изображали сцену Усекновения на фоне пустыни. Голову святого рисовали лежащей на блюде или на земле в окружении нимба. Древнерусские образы немного отличались от византийских. На русских иконах голову Крестителя изображали в чаше, а сама сцена казни рисовалась на фоне храма. На некоторых иконах изображали монахов, священнослужителей и мучеников. Русские иконописцы изображали праведника склоненным, со связанными руками. Возле Иоанна рисовали воина с занесенным мечом.

Где находится подлинная глава Иоанна Предтечи

О местонахождении истинной главы Иоанна предтечи также существует много версий.

  • По одной из них некоторая часть главы хранится в Риме, в монастыре Святого Сильвестра.
  • Также о нахождении и хранении главы Иоанна Предтечи существует версия относительно мечети в Дамаске, ведь этот святой почитался и почитается по всему миру, даже в мусульманстве.
  • По мнению ученых, наиболее доподлинная версия нахождения истинной головы Предтечи связана с Францией, с собором Амьенской Божией Матери.

    Голова Иоанна Крестителя

Кроме того, в этом соборе впервые проводилось комплексное исследование лицевой части главы Предтечи (известно, что голова святого рассечена на три части и Амьенский собор хранит лишь ее лицевую часть). Исследование показало, что эта часть главы датируется временем, когда еще не наступила даже эпоха Средневековья. К тому же на главе ученые заметили след, который предположительно мог остаться от удара острым предметом. Таким образом, ученые пришли к выводу, что по ряду важных показателей череп может принадлежать именно Иоанну Крестителю.

Интересно! Следует заметить, что о том факте, что глава святого Иоанна пребывает в Амьене пишет и священник Димитрий Ростовский в житийной литературе. Из чего следует, что во Францию, в Амьенский собор XVII веке совершались паломничества, в том числе и из России.

Икона Усекновения главы Иоанна

Наиболее распространена икона, на которой Предтеча изображён связанным, а подле него стоит воин, готовый нанести смертельный удар. Именно так изображали это событие самые ранние из сохранившихся до нашего времени фрески.

Усекновение главы Иоанна Предтечи

Существует и другая, более поздняя иконография, которая передает динамичное развитие события Усекновения главы. Иоанн изображен склонившимся перед палачом, с отсеченной главой, одновременно Иродиада держит в руках главу святого на блюде. 

В русской иконописи появилась традиция соединения двух праздников: Усекновения и Обретения главы Иоанна Предтечи. Святой изображен одновременно готовящимся к казни, а рядом с ним изображена гора, в которой скрыта его честная глава.

Икона 2-й половины XVI века из Средней Руси. Хранится в коллекции Национального музея «Киевская картинная галерея» в Киеве.

Существует также традиция изображения на иконах усеченной главы главы Иоанна Предтечи.

Глава Иоанна Предтечи, Крестителя Господня

Рождество Иоанна Предтечи

Рождество Иоанна, Пророка, Предтечи и Крестителя Господа нашего Иисуса Христа было предвозвещено Пророком Исаией еще за 700 лет до самого события: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Ис. 40, 3), а прославил его Сам Господь, Который назвал Иоанна Ангелом и сказал, что из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф. 11, 10-11).

Сами события этого рождества, как предшествующие, так и последующие, заставляют сердце замереть в страхе благоговейном и восхищенном. Постичь умом, и тем паче построить какую-то логическую цепочку в череде евангельского повествования об этом событии невозможно, и поэтому невоцерковленный испытывает смущение, атеист скептически машет рукой, прибавляя свой стандартный эпитет: «Сказки все это», а верующий…

Верующий просто лоб крестит, да молитву, какую сердце подсказывает, повторяет. Ведь для него — «Ты еси Бог, творяй чудеса» вполне естественно и жизненно.

Не поражаться же произошедшему столь давно, но отнюдь не утратившему современного (здесь хорошо более емкое, украинское определение «сучасного») значения невозможно. Тут не только удивительность самого рождения у престарелых родителей, но и вся радуга сомнений и вопросов, столь характерных для человека нынешнего времени при проявлениях Божьего Промысла. Ведь мы знаем, что священник Захария был праведным, и в то же время, когда ему возвестил архангел Гавриил, что родится от него Предтеча, Захарий не поверил. Не поверил, хотя был полон веры в Бога.

До самого рождения Иоанна Предтечи наказывается его отец немотой. Праведник — наказывается! И хотя близко удивительное избавление от наказания, невольно задумываешься: ежели праведника наказал Господь, то как же он меня, любимого, терпит? Вот тут и становится понятным евангельское восклицание: верую, Господи! помоги моему неверию (Мк.9:24).

Вера укрепляется на примерах тех, кто, имея ее, достиг пажитей Небесных, и здесь Иоанн Предтеча, которого Сам Господь называл Ангелом, и есть идеал праведности в теле человеческом, носитель ангельского духа, чистоты и совершенства.
Пустыня стала для него училищем благочестия, и даже в ней он был велик.
В пустыне Предтеча питался только акридами и диким медом, одевался лишь в одежду из верблюжьего волоса, опоясывался кожаным поясом, приготовляя себя к высокому своему служению. Именно он — Иоанн, есть начало начал монашества.

Его слова были настолько сильны, что потрясали многочисленных слушателей до глубины души. Именно с него берет начало миссионерское служение, апостольское благовестие.

Предтеча безбоязненно обращал свое пламенное слово против таких гордых и надменных нравом фарисеев и саддукеев, называя их порождениями ехидными. Уста праведника не смыкались до самой мученической кончины. Здесь — источник «веры до крови», то есть мученического подвига исповедания Христа.

Традиция прославлять Иоанна Крестителя в дни его рождения и мученической кончины сложилась еще в первых христианских общинах. С III века Праздник Рождества Иоанна Предтечи уже широко отмечался как восточными, так и западными христианами — его называли «светлым торжеством» и «денницей Солнца правды». В начале IV века праздник был введен в христианский календарь.

Крещение Иисуса Христа на реке Иордан

Спустя полгода проповедей к Иоанну пришел Иисус из Назарета, сын маминой подруги Марии. Он знал его как родственника своего по плоти, и что он очень благочестивый и светлый человек. Но Иоанн и подумать не мог, что Иисус из Назарета и есть тот самый Спаситель, о котором он проповедует. Но в этот момент на пророка снизошел Дух Святой и озарил светом своим.

В ту же минуту Иоанн почувствовал что-то такое, чего ранее не ощущал. И понял он, что перед ним стоит Господь Бог его. Иисус попросил крестить Его. На что пророк удивился и сказал, что, наоборот, Господь должен крестить его. Но Христос молча вошел в реку Иордан, дав понять, что начинается его крещение. После обряда он вышел из воды. И в эту же секунду открылись небеса, и Иоанн увидел Духа Святого в виде голубя, который оповещал о том, что это Сын Господен. С этих пор все проповеди пророка направлялись на свидетельствование существования Мессии, который был прислан на землю, дабы искупить все грехи человеческие.

Но даже после этого многие не верили, что Христос и есть Спаситель. Так как он был смиренен и робок. Также существовало поверье, что перед появлением Спасителя придет Илия. Толпами шли люди к Иоанну с сомнениями своим. На что он отвечал им — Христос и есть Спаситель, а он лишь слуга его, который не достоин развязывать ремни на сандалиях его.

Однажды ученики его пожаловались, что Христос уже сам собирает учеников себе, хотя должен, по их мнению, считать Иоанна учителем. На что пророк говорит, что именно так и должно быть, что Иисус должен крестить всех и пророчествовать об освобождении грешных душ людских. Это было последнее, что говорил Иоанн о Христе. А три его ученика последовали по его настоянию за Христом. Впоследствии они стали апостолами – Петр, Иоанн, Андрей Первозданный. Спаситель очень тепло отзывался об Иоанне Крестителе. Он удостоил его такими похвалами, которых не удостаивался ни один из живших на земле людей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector