Богородице-рождественский монастырь во владимире
Содержание:
- Краткая история
- Свято-Боголюбский женский монастырь
- Самые красивые церкви Владимира
- Святыни Рождественского монастыря
- Богородице-Рождественский монастырь
- Время разрушений и гонения
- Как икона вернулась в свою обитель
- Дальнейшая судьба Рождественского монастыря
- Успенский Княгинин монастырь
- Неслучайность посвящения
- История монастыря
- Богородице-Рождественский мужской монастырь
- Дальнейшая судьба Рождественского монастыря
- Свято-Введенский Островной монастырь
- Собор Рождества Богородицы
- Исторические сведения об основании
Краткая история
Возникновение монастыря тесно связано с именем благочестивой супруги Всеволода — Марии, дочери осетинского князя Шварновна (в поздних источниках её называют чешской княжной). Мария была верной помощницей своему мужу и самоотверженной матерью, воспитавшей 12 детей. 4 из 8 сыновей, рождённых в браке Всеволода и Марии, в разное время правили Владимирской землёй.
Общий вид на Успенский Княгинин монастырь
В 1198 году с рождением последнего сына Иоанна, великая княжна впала в тяжкую болезнь и в течение 7 лет безропотно переносила страдания.
На соболезнования окружающих Мария всегда отвечала словами праведного Иова, что если от руки Господа мы принимаем всё благое, то должны вытерпеть и злое, неугодное нам. Во время болезни княжна дала обет основать монашескую обитель, и в 1200 году по её настоянию Всеволод заложил Успенский монастырь.
Вид на Успенский собор Успенского Княгининого монастыря
Лаврентьевская летопись сообщает, что в 1206 году великая княгиня постриглась в монашеский чин в монастыре, который сама же создала, и нарекли её в иночестве именем Марфа. Великий князь Всеволод «со многими слезами» вместе с сыном Георгием и дочерью Всеславой проводил супругу в монастырь. Вскоре после принятия пострига Мария отошла к Господу и была погребена в своём монастыре «с рыданием и плачем великим над нею». Горожане печалились о её смерти, потому что княжна Мария на всех изливала добро. Горемычных, больных и убогих всегда утешала и подавала милостыню.
Свято-Боголюбский женский монастырь
Есть предположения, что строение может относиться к началу XIII века, но сведения о том, как была основана и развивалась сначала эта обитель, крайне скудны. Примечательно, что здание изначально принадлежало дворцу Андрея Боголюбского. Это единственное гражданское сооружение, сохранившееся с домонгольских времён до наших дней, пусть и не полностью. Другая особенность обители в том, что здесь до сегодняшнего дня сохранилось то место, где предположительно был убит князь.
Свято-Боголюбскую обитель стоит посетить ещё и потому, что в ней сейчас вновь совершается крестный ход, по традиции, берущей начало в XVIII веке. Увидеть его можно 1 июля, поскольку на этот день приходится ежегодный праздник Боголюбской иконы Божией Матери.
Адрес: пос. Боголюбово Суздальского р-на, ул. Ленина, 51В.
Телефон: 8 (919) 029-00-57.
Самые красивые церкви Владимира
Церковь Михаила Архангела
Церковь Михаила Архангела во Владимире
Быть может самый оригинальный храм Владимира – это Храм Михаила Архангела. Его основали в 1891 году, на средства капитана Ф. Г. Архангельского, оставленные им в завещании. Название храма отражает и фамилию благодетеля и имя одного из главных христианских ангелов — Архангела Михаила. Сама архитектура храма представляет собой большую ценность, она живописна и выразительна! Жаль только что не дожили до наших дней глава с крестом, венчавшая храм и колокольня. Что интересно, не так давно в храме завели голубей, отвели место под голубятню. Теперь в храм Михаила Архангела приходят молодожёны, чтобы отпустить в небо пару голубков на счастливую и долгую жизнь.
Внутреннее убранство церкви Михаила Архангела во Владимире
Костёл святой Розарии Пречистой Девы Марии
Костёл святой Розарии Пречистой Девы Марии во Владимире
Костёл святой Розарии Пречистой Девы Марии был основан в 1891 году. Специально для полка поляков и литовцев, согласно правительственному указу высланного во Владимир. Название для костёла подобрали не случайно, а в честь католического праздника приходящегося на седьмое октября – дня святой Розарии Пречистой Девы Марии. Нигде больше во владимирских землях нет костёлов. Так же он стал первым возведённым в России и возрождённым в постсоветские годы католическим культовым объектом.
Церковь святого Никиты мученика
Церковь святого Никиты мученика во Владимире
Если вы находитесь около Золотых Ворот и хотите посмотреть на старинную церковь в стиле раннего барокко, то отправиться на прогулку к церкви святого Никиты мученика – ваш выбор! Прямо от Золотых ворот к ней ведёт Никитинская улица.
Эта церковь похожа скорее на гражданское, чем на культовое строение и расположена на месте прежней деревянной церкви 17 столетия. Нынешнюю церковь воздвигли в 1762-1765 годы в честь Переяславского столпника – мученика Никиты. Благодаря сей церкви было установлено празднование 6-го июня. Это типичный пример постройки трапезных церквей.
Церковь выделяется своей красотой и высоким стройным станом. В прежние времена она служила ориентиром для владимирцев, возвышаясь над окружающим её деревянным городом. Самым красивым местом в ней является иконостас. По форме своей он походит на иконостас Успенского собора и выполнен согласно видению прекрасного эпохи Екатерины Второй. Закрытая ещё в 1938 году, в наши дни она вмещает в себя управление учреждения «Владимир реставрация».
Троицкая церковь
Троицкая церковь близ Золотых Ворот во Владимире
Троицкая церковь или же «Красная церковь» интересна своей относительной молодостью и самобытной красотой. Годы возведения храма – 1913-1916. Это последняя старообрядческая церковь, отстроенная в предсовесткий период. Создаваемая в псевдо византийском стиле, Троицкая церковь состоит из двух соединённых между собой частей – основного здания церкви, увенчанного одним шлемовидным куполом и присоединённой к ней несколько меньшей колокольни. Украшает храм крестовая кладка кирпича, а так же изящные поребрики и пояски, придающие церкви шарм и изящество.
В 1928 году храм закрыли, чудом он был сохранён в советские годы – для расширения площади его предлагалось снести! Сейчас внутри него расположена выставка хрусталя, лаковой миниатюры и вышивки, принадлежащая Владимиро-Суздальскому музею.
Святыни Рождественского монастыря
В 1263 году в монастыре Рождества Богородицы был погребён святой князь Александр Невский
, умерший в городе Городце на обратном пути из Орды. В настоящее время мощи защитника земли русской покоятся в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге, но икона Знамения Божией Матери, принадлежавшая святому князю, до сих пор хранится в Рождественском владимирском монастыре.
Церковь Иоанна Предтечи
По преданию, эту икону Александр Невский носил при себе, когда одержал победу над шведами и немецкими рыцарями в Ледовом побоище в 1242 году. Сегодня главной святыней монастыря избраны мощи святителя Афанасия, епископа Ковровского, прославленного в лике святых решением Архиерейского Собора РПЦ 2000 года.
Богородице-Рождественский монастырь
Богородице-Рождественский монастырь во Владимире
Богородице-Рождественский монастырь не так известен, как его сосед – Свято-Успенский монастырь. А зря, его историческое значение поистине огромно! Основан он был при великом князе Всеволоде Третьем в 1191 году как мужская обитель. На протяжении нескольких столетий, до начала 14 века, именно в этом монастыре находилась Метрополия Православной церкви на территории Руси. Именно в этих стенах были написаны такие основополагающие исторические документы как Лаврентьевская, Троицкая и Воскресенская летописи.
На сегодняшний день самые ранние строения мужской обители не сохранились. Святые Ворота, архиерейский корпус, монашеские кельи, а так же ограда с башенками кирпичной кладки, окружающая монастырь, Христорождественская церковь, колокольня со звонницей и престолом Александра Невского – примеры архитектуры 17-18 столетий.
Колокольня со звонницей и престолом Александра Невского в Богородице-Рождественском монастыре Владимира
Во времена Екатерины Второй Богородице Рождественский монастырь переставал существовать как мужская обитель, а принял статус архиерейской резиденции. Только после падения Советского Союза монастырь реабилитировали. С 1991 года – его 800-летнего юбилея, началось восстановление обители. Сейчас это действующий мужской монастырь, на его территории трудятся 10 монахов, есть заочная духовная семинария, центр управления Владимиро-Суздальской епархии.
Время разрушений и гонения
1918 год — начало гонений и разрухи. Войска чрезвычайного комитета занимают основные помещения монастыря. Архиерей и служители переселяются в помещения Успенского собора.
Осенью 1918 года в крестильной церкви устраивают зал для танцев, в августе 1920 года все здания монастыря переходят в собственность советской власти, ограду разбирают на кирпичи, колокола отправляют на переплавку.
К 1930 году, несмотря на протесты архитекторов, доказывающих архитектурную и историческую ценность храмовых построек, здание собора и церквей разобрали на кирпичи.
Крестильная церковь оставалась нетронутой благодаря тому, что в ней размещалась музейная библиотека, клуб любителей шахмат, на втором этаже занимались спортсмены.
Как икона вернулась в свою обитель
Мы заходим в большой и величественный храм. Здесь 19 лет назад состоялась первая Литургия – в день престольного праздника, 21 сентября 2002 года. Сейчас службы проходят в теплом приделе в честь великомученицы Екатерины.
Отец Парфений подводит нас к иконе великомученика Георгия Победоносца.
– Здесь написано, – переворачивает икону тыльной стороной: – «Сооружена и преподнесена в дар Одоевскому Анастасову монастырю на молитвенную память трудами и стараниями паломника Свистунова Николая Фомича 10 августа, 1900 года». Когда мы сюда пришли, я дал объявление в местную газету Одоева, спрашивал у многих, сохранились ли у кого святыни, иконочки, может быть, какая-то утварь, которая была в этом монастыре, в этом храме. В объявлении написал, что мы готовы приобрести все это за вознаграждение. Но никто не откликнулся. Ни у кого ничего не осталось, все бесследно исчезло. А в прошлом году произошло вот такое интересное событие. Я приезжаю на вернисаж в Измайлово и подхожу к одной тетушке. Она мне недорого продала икону преподобной Марии Египетской ХIХ века, которая теперь находится у нас в алтаре. Спрашиваю, есть ли что-нибудь интересное? «Есть, – говорит, – Георгий Победоносец. Вот смотри. С мощами». – И вытаскивает из своих запасников икону. Я смотрю, а там надпись – «Анастасов монастырь»! Я чуть в обморок не упал: идет игумен по вернисажу и находит икону своего монастыря. Тетушка, конечно, сумасшедшую цену заломила. Но что поделать?.. Уйдет ведь икона. Потом всю жизнь будешь себя корить, что не предпринял никаких усилий, чтобы вернуть ее в монастырь. И я начал торговаться. А тут еще какой-то человек подошел: «О! с мощами», – говорит. Я стал молиться Георгию Победоносцу: «Святой Великомучениче Георгие, помоги приобрести икону в обитель». Так мы в тот день ни о чем и не договорились с продавщицей. Я взял у нее номер телефона. А потом одному хорошему человеку посетовал, что дела плохо идут… И он меня выручил, дал денег. Икона, кстати, афонского письма…
Дальнейшая судьба Рождественского монастыря
До эпохи Ивана Грозного Рождественская обитель удерживала первенство среди русских монастырей, уступив его в 1561 году Троице-Сергиевой Лавре
В 1720 году после строительства Александро-Невской лавры
Рождественский монастырь стал третьим по значению, но всегда находился в ведении всероссийских митрополитов, потом патриархов, и, подчинившись Священному Синоду, пользовался многими привилегиями древних времён.
Вид на ворота в Богородице-Рождественский монастырь
В 1744 году императрица Елизавета Петровна преобразовала Рождественский монастырь в архиерейский дом для владимирского епископа Платона. В архиерейском доме размещались канцелярский аппарат при епископе, «судный» и «казённый» приказы, управляющие всеми архиерейскими вотчинами, а также священнослужители и келейные прислужники. До реформы 1764 года, изъявшей у церковных учреждений их владения, Богородице-Рождественский монастырь имел крупные земельные угодья и 7899 душ крестьян. В советскую эпоху монахов на 70 лет выселили из монастыря, и территорию обители заняло Управление служб государственной безопасности по Владимирской области. С 1991 года монастырь возобновил свою деятельность.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы
Успенский Княгинин монастырь
Рекомендовать место
28
4
Успенский Княгинин девичий монастырь был основан в 1200-ом году великой княгиней Марией Шварновной, женой князя Всеволода Большое Гнездо. В последние годы жизни Мария болела тяжёлой болезнью, и пожелала построить монастырь. Когда тот открыл свои двери, Мария Шварнова приняла постриг в монахини и получила имя Марфа. Остаток дней княгиня провела в монастыре, где и была похоронена. Её гробница сохранилась до наших дней.
В 1411-ом году монастырь был разграблен и сильно повреждён татарами. Жизнь в нём остановилась практически на сто лет, вплоть до времён князя Василия III и Ивана Грозного — при них монастырь был восстановлен.
В советское время из монастыря сделали квартиры, зернохранилище и мастерскую. Сегодня монастырь возвращён церкви, в данный момент в нём ведутся реставрационные работы.
Неслучайность посвящения
Так и повелось из древности – Богородице-Рождественский Анастасов мужской монастырь. Посвящение главного престола Рождеству Пресвятой Богородицы связано с Куликовской битвой, произошедшей в день этого праздника, когда русские войска одержали победу над полчищами Мамая. Тогда, в XIV веке Одоев был пограничным городом, расположенным по соседству с Польско-Литовским княжеством. И именно у Одоева станом встал князь Ягайло, направлявшийся на подмогу Мамаю. Князья Одоевские, выйдя в ночи с факелами, устроили «показательные выступления», демонстрируя недюжинную силу и многочисленность войска. Пораженный увиденным, Ягайло решил поворотить вспять. Вскоре его настигла весть о разгроме войска Мамая на Куликовом поле. Предполагают, что именно на месте покинутого стана впоследствии и был устроен Анастасов монастырь. Поэтому посвящение Рождеству Богородицы совершенно не случайно.
Монастырь располагается на высоком берегу реки Упы. Здесь открывается потрясающий вид, в котором – ощущение простора необъятной Родины. Эта красота и покорила однажды и навсегда отца Парфения, нынешнего настоятеля Богородице-Рождественского Анастасова монастыря.
Он прибыл сюда в феврале 2002 года. От древнего монастыря на тот момент сохранился только каменный храм, возведенный по проекту известного в здешних местах игумена Ионы в 1673 году. При игумене Ионе случился и расцвет обители. Игумен Иона построил храм такой красоты, что одоевские жители упросили его возвести подобный и на своем городище, что и было устроено. Правда, та церковь в честь Воскресения Христова в ХХ веке была взорвана. А собор в честь Рождества Богородицы Анастасова монастыря устоял. При секуляризации церковных земель в царствование Екатерины II монастырь упразднили, храм стал действовать как приходской.
Говорят, что в 30-е годы прошлого века для взрыва собора потребовалось слишком большое количество взрывчатки, так как толщина храмовых стен в некоторых местах достигает 2, 5 метров. Поэтому его решено было оставить. По другой версии местный председатель колхоза возмутился, что ему негде будет хранить зерно или картошку. Так в советский период храм служил овощехранилищем.
Сейчас братия Анастасова монастыря насчитывает 24 человека. С Божьей помощью привели в порядок не только собор-памятник, но и братские корпуса, гостиницу для духовенства, а также трапезную. Все здания, в том числе и хозяйственные постройки, выдержаны в стиле XVII века и составляют единый архитектурный ансамбль, который особенно гармонично смотрится с противоположного берега Упы.
А когда сюда из Оптиной пустыни приехал отец Парфений, он застал здесь полную разруху.
– В 2002 году указом Святейшего Патриарха Алексия II меня грешного, тогда иеромонаха Парфения, назначили сюда, чтобы начать монашескую жизнь в возрождающейся обители. Храм был без крыши, дверей, окон. Своды в некоторых местах полностью разрушены. Небо было видно. Сосульки такие страшные свисали. Все было разбито, загажено. Даже жить было негде. Но этот вид, тишина, безмолвность… все мне пришлось по душе. Само место наполняло душу какой-то радостью. И руины храма не пугали. Мы были тогда еще молоды. Но Бог дал нам построить…
– Вы много сделали!
– А мне кажется, что мало. Потихонечку еще строимся… Будем замыкать монастырское каре, – отец Парфений показывает на недостроенную стену. – Еще корпус будет, угловая башня, и туда стена пойдет…
Человек состоит из души и тела. И обе эти части должны трудиться в равной степени. Молитва – работа души, физический труд – работа тела. Перекос в одну из сторон – нарушение гармонии. Монах, который много работает и молится, – личность гармоничная, – говорит отец настоятель, ведя нас в храм.
История монастыря
В 1386 году вдова серпуховского князя Андрея Ивановича — Мария Константиновна приняла монашеский постриг под именем Марфа и создала новый монастырь. По главному собору его стали называть «Рождество Богородицы на Рву». Выполняя желание княгини, обязанности духовника обители взял на себя Сергий Радонежский.
Относительно места, в котором первоначально располагался монастырь, мнения историков расходятся. Одни из них считают, что он стоял в центре Кремля, а другие уверены, что обитель находилась возле Кучкова поля, на крутом левобережье реки Неглинки.
По преданию, Мария Константиновна решила основать обитель в благодарность, что ее сын вернулся живым после кровопролитной Куликовской битвы. Чтобы увековечить память о судьбоносном сражении, на храмах установили кресты с полумесяцами, а первыми насельницами монастыря стали вдовы, матери, сестры и дочери солдат, которое пали на Куликовом поле.
В 30-е годы XV века здесь приняла постриг жена князя Владимира Храброго — Елена. Перед этим она подарила обители село Косино со Святым озером и несколько деревень, а после смерти инокиню погребли на монастырском кладбище.
Вид монастыря со стороны Рождественского бульвара
При Иоанне III началась масштабная реконструкция кремля. Женский монастырь решили вывести из великокняжеской резиденции, и в 1484 году обитель переехала на то место, на котором располагается сегодня.Дорога, проходящая вдоль монастыря, связывала Кремль и Кучково поле, и вскоре за ней закрепилось название «Рождественка» или «церковная» улица.
В начале XVI века в монастыре появился каменный собор Рождества Богородицы. Красивый одноглавый храм построили в лучших традициях раннего московского зодчества и он стал архитектурной репликой одной из самых старых московских церквей — Спасского собора Андроникова монастыря. Известно, что в 1505 году на освящении нового храма побывал сам Иоанн III.
В середине XVI столетия Москва пережила страшный пожар. Огонь не пощадил Рождественку и стоявший здесь женский монастырь. Особенно сильные повреждения получил соборный храм. Деньги на его выделила жена Иоанна IV Грозного — царица Анастасия Романовна, а по указу царя к нему пристроили каменный Никольский придел. От многочисленных переделок собор стал выглядеть тяжеловесно и перестал напоминать устремленную вверх свечу.
Церковь Казанской иконы Божией Матери
В 1670-е годы в монастыре построили усыпальницу для русских князей Лобановых-Ростовских, которые очень гордились тем, что вели свой род от самого Рюрика. Поначалу здание имело один этаж, а потом было достроено вторым этажом, и там стали хранить монастырскую ризницу. Благодаря вкладам Лобановых-Ростовских, монастырь обзавелся храмом Иоанна Златоуста, шатровой колокольней и оградой со Святыми воротами и четырьмя башнями.
В 1764 году по инициативе императрицы Екатерины II в России прошла церковная реформа. Как и многие другие монастыри, Рождественский лишился части своих земель, однако стал получать деньги из казны на содержание храмов и монашескую общину.
В 1812 году, перед приходом французов игуменья успела спрятать то, что хранилось в монастырской ризнице. Наполеоновские солдаты ворвались в обитель, но не нашли сокровищ и принялись грабить храмы. В монастыре поселился один из французских генералов, и по его распоряжению трапезная была превращена в конюшню.
К началу прошлого века женский монастырь процветал. На его территории стояло четыре храма и трехэтажные каменные корпуса. При обители работала церковно-приходская школа, и существовал приют для девочек-сирот.
Церковь Иоанна Златоуста
С приходом советской власти судьба всех монастырей Москвы круто переменилась. В 1921 году Рождественскую обитель закрыли. Во время кампании по изъятию церковных ценностей из монастыря вывезли 17 пудов серебра — все серебряные ризы и ценную богослужебную утварь. Часть икон успели перенести в другие московские храмы, а другие просто выкинули.
В 1922 году сестры продолжали жить в монастыре, но с них стали брать арендную плату. В пустующих здания разместился Всероссийский комитет помощи воинам и концентрационный лагерь, а потом здания отдали милиции и курсантам. На следующий год монахинь выгнали. Церковь Иоанна Златоуста была переделана под клуб, а трапезную Казанского храма превратили в столовую. В последующие годы монастырские постройки занимали разные организации, научные и учебные заведения. Бывшие кельи использовались, как коммунальные квартиры.
В начале 1990-х годов здания вернули верующим. Спустя два года в соборном храме прошли первые богослужения, а еще через год был возрожден женский монастырь.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы
Богородице-Рождественский мужской монастырь
Рекомендовать место
20
7
Богородице-Рождественский монастырь, построенный при князе Всеволоде Большое Гнездо в конце XII века, остается одним из самых почитаемых святых мест Руси. С 1744 года по распоряжению Екатерины Второй монастырь прекратил деятельность и был объявлен резиденцией архиереев. Спустя два с половиной века мужская обитель возродилась и сегодня в его стенах вновь трудятся монахи.
В монастыре сохранились такие архитектурные памятники XVII-XVIII веков, как Христорождественская церковь, колокольня, Святые ворота, кельи монахов и корпус архиереев. Более ранние постройки, к сожалению, утрачены. В этих святых стенах были созданы Воскресенская и Лаврентьевская летописи, считающиеся важными историческими документами, так как из них нам известно о большинстве событий времен Владимиро-Суздальского княжества. Стены обители иногда называют Владимирским Кремлем, что создает некоторую путаницу, так как такого не существует, в любом случае это древнее святое место заслуживает посещения.
Дальнейшая судьба Рождественского монастыря
До эпохи Ивана Грозного Рождественская обитель удерживала первенство среди русских монастырей, уступив его в 1561 году Троице-Сергиевой Лавре.
В 1720 году после строительства Александро-Невской лавры Рождественский монастырь стал третьим по значению, но всегда находился в ведении всероссийских митрополитов, потом патриархов, и, подчинившись Священному Синоду, пользовался многими привилегиями древних времён.
Вид на ворота в Богородице-Рождественский монастырь
В 1744 году императрица Елизавета Петровна преобразовала Рождественский монастырь в архиерейский дом для владимирского епископа Платона. В архиерейском доме размещались канцелярский аппарат при епископе, «судный» и «казённый» приказы, управляющие всеми архиерейскими вотчинами, а также священнослужители и келейные прислужники. До реформы 1764 года, изъявшей у церковных учреждений их владения, Богородице-Рождественский монастырь имел крупные земельные угодья и 7899 душ крестьян. В советскую эпоху монахов на 70 лет выселили из монастыря, и территорию обители заняло Управление служб государственной безопасности по Владимирской области. С 1991 года монастырь возобновил свою деятельность.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы
Свято-Введенский Островной монастырь
Сейчас Покровская Свято-Введенская Островная пустынь предназначена для женщин, но изначально была мужской. Островной ее делает расположение на острове Введенского озера. На исходе XVII столетия монахи Сергий и Тимофей удалились сюда и возвели для своих нужд деревянные здания часовни и кельи. Однако долго прожить в уединении старцам не удалось, поскольку нашлось множество потенциальных насельников их пустыни. К началу следующего столетия старцы испросили благословения построить собственную церковь, изначально деревянную.
Князья Голицыны, владевшие островом, безвозмездно передали монахам не только земли, но и рыбные промыслы. При Павле I монастырь получил также сенные покосцы, мельницу. От княгини Прозоровской монахи получили 20 десятин угодий на озёрном берегу.
Обитель закрыли Советские власти в 1918 году. Территория была отдана дому престарелых и инвалидов, потом там обосновался детский дом. С 1932 г. в стенах древней пустыни открыли женскую колонию для девушек-подростков. В 1940 г. Началась перестройка зданий: рубили купола, в храмах разместили школу, клуб и кинозал.
Вернули Церкви здания обители в 1994-е годы. Легенда гласит, что будущая настоятельница Февронья попросила директора исправительного учреждения В. С. Карпенко отслужить молебен в бывшей церкви. Директор же сказал, что передаст Никольский храм монастырю по настоянию некоего «седого старичка», явившегося к нему в сновидении. Первое богослужение состоялось в 1995 году на Рождество.
При обители действуют: золотошвейная мастерская, монахини изготавливают церковную утварь и реставрируют иконы. Работает пансионат для оставшихся без присмотра подростков.
Адрес: Петушинский р-н, г. Покров, п/о Введенское.
Телефон: 8 (49243) 6-31-36.
Собор Рождества Богородицы
К сожалению, собор Рождества Богородицы, главный монастырский храм, возведенный еще при Всеволоде III, не сохранился в первозданном виде.
В 1858 году император Александр II, посещая обитель, обратил внимание на ветхость многовекового строения и распорядился выделить средства на его реставрацию. Здание было полностью разобрано, а затем восстановлено в соответствии с прежним видом
Особенно замечательно выглядел позолоченный купол собора.
Однако, в 30-е годы, когда в СССР повсеместно уничтожались храмы, Собор Рождества Богородицы и колокольня с часами также были разрушены.
Спустя 800 лет со дня основания обители началось ее возрождение. Первое богослужение состоялось в праздник Рождества Пресвятой Богородицы в сентябре 1992 года. В конце XIX века началось воссоздание собора Рождества Богородицы и звонницы. Причем, архитекторы не стремились выполнить копию собора XII века, ими был построен белокаменный храм по образу Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества того времени. В 2004 году восстановленный собор был освящен.
Исторические сведения об основании
Основание мужского монастыря во Владимире стало точкой отсчета для Лаврентьевской летописи. Городской Владимирский кремль в 1191 году по указу князя Всеволода Большое Гнездо был дополнен одноглавым белокаменным собором, освященным в честь Рождества Пречистой Божьей Матери.
Богородице-Рождественский мужской монастырь во Владимире
Время основания мужской обители указано приблизительно, основываясь на найденной табличке, где было сказано, что Рождественская церковь основана в 699 году. Об игумене мужской обители впервые упоминается в летописи 1206 года.
- Летописец 1212 года, указывает, что после смерти князя Всеволода остался монастырь и при нем церковь Рождества Святой Богородицы.
- Благодатное для служения место стало ступенькой для многих игуменов, которые позже были рукоположены в епископский сан.
- До 1227 года настоятелями владимирской святыни были игумены, после настоятельство перешла к архимандритам.
- 1238 год стал временем разорения от рук татар, захвативших Владимир, обитель была впоследствии сожжена, ее настоятеля священномученика архимандрита Похожия и иноков убили.
- В 1263 году Рождественский собор во Владимире был свидетелем отпевания святого князя Александра Невского, который был похоронен на юго-западной стороне.
- В 1561 году первенство от Рождественского монастыря переходит к Троице-Сергиевской обители.
По летописанию 1599 года Богородице — Рождественский монастырь на то время занимает по значимости второе место среди русских святынь.
Богородице-Рождественская мужская обитель во Владимире неоднократно была посещаема Патриархами:
- 8 мая 1629 года — Филаретом;
- 30 января 1643 года — Иосифом;
- 23 января 1653 года — Никоном.
В 1667 году архимандрит Филарет приобретает право носить архиерейский посох и именуется Преподобнейшим.
В 1697 году мощи Александра Невского перекладываются в новую раку, покрытую серебром и золотом, в 1724 году переносят останки в Александро-Невскую обитель Санкт-Петербурга.
В начале 1701 года количество монахов, живущих в обители, насчитывало 72 человека, а через сорок лет здесь обитали более ста человек, насельники, служащие при храме, среди которых проживали и отставные военные.
Богородице-Рождественский собор монастыря
Открытие в 1722 году цифирной школы для обучения мальчиков стало значимым событием для города.
В 1744 году согласно указу царицы Елизаветы Рождественская обитель становится резиденцией архиерея Владимирского.
Важно! Собрание летописей, древних рукописных книг в монастырской библиотеке являются уникальной исторической ценностью для всего русского православия. В летописи 1763 года упоминается церковь Рождества Христова, в 1814 г
— придел Александра Невского
В летописи 1763 года упоминается церковь Рождества Христова, в 1814 г. — придел Александра Невского.
При церкви Рождества Христова в 1825 году проведено освящение придела Иверской иконы Богородицы архиепископом святителем Феофаном Затворником.
После посещения древней Рождественской церкви в 1858 году императором Александром ІІ было дано повеление об ее восстановлении, на это царем было пожертвовано более сорока тысяч рублей, столько же поступило от частных лиц, а десять тысяч было передано Святейшим Синодом.
Архитектором-реставратором Николаем Артлебеном было принято решение о снесении домонгольской церкви и строительстве нового собора. Освящение новой церкви состоялось в 1869 году.
Случившийся в 1896 году пожар повредил иконостас в этом приделе, при восстановлении иконостас обновили, а деревянное покрытие заменили каменным.