Богородице-рождественский монастырь
Содержание:
Архитектурные памятники
Прямоугольная территория окружена каменной оградой с башнями. Центральное место на ней занимает старинный Рождественский собор, который был построен в 1501-1505 годах.
Во время проведенных реставрационных работ исследователи обнаружили древнюю белокаменную кладку и пришли к выводу, что собор был возведен на фундаменте более древней каменной церкви.
Четырехстолпный храм венчает высокий барабан со шлемовидной главой. В соборной трапезной сохранились надгробные доски XVII-XVIII веков. С юго-восточной стороны к зданию примыкает старинная усыпальница Лобановых-Ростовских.
С юга от Рождественского собора расположена большая церковь святителя Иоанна Златоуста. Первый храм на этом месте был деревянным, но в 1670-1680-е годы его перестроили в камне. Теплая церковь возведена в лучших традициях посадских храмов XVII века. Она имеет пять глав и просторную трапезную. В наши дни храм хорошо отреставрирован и открыт для верующих.
Колокольня с церковью Евгения Херсонского
С севера от Рождественского собора можно увидеть длинный трехэтажный корпус, над которым возвышается пятиглавый храм Казанской иконы Божией Матери. Эта церковь была построена в начале прошлого века архитектором П. А. Виноградовым. Живописное краснокирпичное здание выполнено в традициях ретроспективизма и украшено затейливыми наличниками, колонками и ширинками. В годы советской власти купола храма снесли, а внутри занимались студенты Московского архитектурного института.
Церковь Евгения Херсонского находится под трехъярусной колокольней, которая стоит возле входных ворот, со стороны улицы Рождественка. Первый храм был построен по проекту архитектора Н. И. Козловского в 30-е годы XIX века, однако, спустя 100 лет по решению властей его разрушили. Та церковь, которую можно увидеть сегодня, появилась взамен утраченной в 2005 году.
Современное состояние
Описание
Внутреннее убранство Храм является памятником архитектуры. Построен артелью костромских зодчих на месте временной деревянной церкви. Имеет три яруса кокошников и пять глав. С севера и с юга к главному объему храма примыкают одноглавые кубические приделы. В конце XVII века пристроена двустолпная палата — трапезная часть храма, а в начале XVIII века барочная колокольня и паперть. Три иконостаса храма также созданы костромским мастером (Сергий Рожков) в 1678 году. В 1735 году по распоряжению Анны Иоанновны иконы поновлены (цеховым иконописцем Ф. Пискулиным), а в середине XIX века иконостасы и киоты украшены резьбой.
Деятельность прихода
Воскресная школа
Воскресная школа открыта по благословению настоятеля протоиерея Леонида Ролдугина в сентябре 1991 года.
8–499–164–28–77 (храм), 8 – 499 –166–18–20 (дом).
В Воскресной школе 5 возрастных групп. Общее число учащихся 33 человека.
Основные занятия проходят по воскресениям с 14.30 до 16.50.
Занятия кружков для детей проводятся по субботам.
Социальная работа
В храме Рождества Христова в Измайлово социальная работа проводится по следующим направлениям:
- Патронажная помощь
- Взаимодействие с лечебными заведениями, расположенными на районной территории прихода
- Оказание транспортных услуг особо нуждающимся прихожанам
- Оказание социальной и гуманитарной помощи прихожанам храма (многодетным семьям, матерям-одиночкам, малоимущим и инвалидам)
- Правовая и юридическая помощь
Вся деятельность осуществляется силами прихожан и клириками нашего храма на безвозмездной основе.
Братство Трезвости
Братство «Трезвение» во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца при храме Рождества Христова в Измайлово г. Москвы. Электронная почта
,телефон : 8(910) 424-90-63.
Настоятели
- Прп. Антоний Римлянин (1131 — 1147)
- Андрей (1147 — 1157)
- Алексий (1157 — 1161)
- Мануил (1162)
- Моисей (? — 1187)
- Власий (1187)
- Савва (1359)
- Афанасий (1387)
- Андрей (1499)
- Геронтий (1517 — 1536)
- Константин (1544)
- Вениамин (1551 – 1555)
- Варлаам-Царица (1551 — 1557)
- Геласий (1556 — 1570)
- Мисаил (1571 — 1573)
- Иосиф (1579 — 1580)
- Кирилл (Завидов) (1580 — 1594)
- Аркадий (1600)
- Харитон (1605 — 1606)
- Онуфрий (1611)
- Павел (август 1613 — 1623)
- Александр (1628 — 1631)
- Герасим (июнь 1635)
- Евфимий (февраль 1637)
- Аркадий (1645 — 1649)
- Рафаил (1651- 1653)
- Авраам (1653 — 1655)
- Макарий (1655 — 1688)
- Антоний (1688 — 1695)
- Тарасий (1696 — 1699)
- Макарий (1700)
- Иоиль (1701 — 18 января 1708)
- Иоаким (1711 — 1718)
- Андроник (1728 — 1731)
- Артемий (1731 — 14 июля 1736)
- Антоний (август 1736 — июль 1740)
- Дамаскин (Аскаронский) (1744 — 11 января 1748)
- Парфений (Сопковский) (18 февраля 1756 — 23 апреля 1758)
- Симон (Лагов) (январь 1759 — август 1761)
- Иннокентий (Нечаев) (8 августа — 17 сентября 1761)
- Лаврентий (Баранович) (10 сентября 1761 — 16 июля 1767)
- Дорофей (19 марта 1768 — 4 октября 1770)
- Транквиллин (октябрь 1770 — январь 1774)
- Феофил (Раев) (13 июля 1774 — июль 1782)
- Амвросий (Серебренников) (1782 — 26 декабря 1783)
- Вениамин (Багрянский) (декабрь 1783 — 1788)
- Досифей (Ильин) (13 марта — 25 марта 1795)
- Иоанн (Островский) (6 мая 1795 — 25 августа 1796)
- Амвросий (Келембет) (29 декабря 1796 — 17 сентября 1797)
- Иоанн (Островский) (сентябрь 1797 — ноябрь 1798)
- Феофилакт (Русанов) (8 ноября 1798 — 1799)
- Афанасий (Савинский) (январь — июль 1804)
- Иннокентий (Тихомиров) (8 сентября 1804 — 6 февраля 1808)
- Амвросий (Орнатский) (9 февраля 1808 — сентябрь 1811)
- Владимир (Ужинский) (15 ноября 1811 — 7 марта 1816)
- Амвросий (Морев) (7 марта 1816 — 23 января 1822)
- Игнатий (Семенов) (ноябрь 1822 — февраль 1828)
- Илиодор (Чистяков) (1828 — 1832)
- Анатолий (Мартыновский) (29 апреля 1832 — 1840)
- Антоний (Павлинский) (17 ноября 1840 — 7 июля 1852)
- Евфимий (Беликов) (1852 — 1856)
- Нектарий (Надеждин) (19 ноября 1856 — 1857)
- Леонтий (Лебединский) (9 июня 1857 — 17 мая 1859)
- Никандр (Покровский) (17 мая 1859 — 1860)
- Макарий (Миролюбов) (10 октября 1860 — 17 июля 1866)
- Вениамин (Павлов) (3 августа 1866 — 8 ноября 1870)
- Иоанн (Жданов) (30 ноября 1870 — 1875)
- Сщмч. Владимир (Богоявленский) (6 октября 1886 — 1888)
- Сщмч. Тихон (Никаноров) (21 января 1891 — 1892)
- Аркадий (Карпинский) (1895 — 1896)
- Арсений (Стадницкий) (1896 — 1897)
- Димитрий (Сперовский) (1897 — 1903)
- Алексий (Симанский) (22 декабря 1911 — 1913)
- Тихон (Тихомиров) (1914 — 1918)
Настоятели, наместники
- Прохор (упом. в 1632 году. Можно предположить, что он был первым преемником в управлении благочестивых старцев Кирилла и Герасима Задонских — основателей Задонского монастыря).
- Леонид
- Ефрем I
- Ефрем II
- Трифон (1693 — 1697)
- Игнатий
- Филарет
- Антоний
- Евфимий I
- В схим. Авель
- Евфимий II, в схим. Евсевий (1735-1745)
- В схим. Никита
- В схим. Иринарх
- В схим. Пахомий
- В схим. Тихон I
- В схим. Тихон II
- В схим. Питирим
- Стефан
- Тихон III
- Варсонофий I (- 1735)
- Варсонофий II (1751 — ?)
- Корнилий, в схиме Кирилл (1763 — ?)
- Зосима
- Нифонт, в схиме Николай (1767 — 1774)
- Феодосий (1774 — 1776)
- Самуил I (1776 — 1777)
- Венедикт (конец 1777 — 14 июля 1778)
- Самуил I (14 июля 1778 — 1787)
- Климент (Белошапкин) (конец 1787 — 1789)
- Тимофей (Самбикин) (1789 — 1805)
- Зосима, в миру Михаил
Иннокентий (Алексеев) (1805 — 1807)
Евграф (1807 — 1814)
Самуил II (Стебловский) (1814 — 1833)
Иларий (Иродионов) (1834 — 1836)
Досифей (Немчинов) (1836 — 1840)
Мартирий (Горбачевич) (1840 — 1842)
Иларий (Иродионов), 2 раз (1842 — 1845)
Серафим (Покровский) (1845 — 1855)
Дионисий (Долгополов) (1855 — 1860)
Варсонофий (? — 1861)
Димитрий (Григорьев) (25 мая 1860 -13 июля 1882)
Прокопий (Тенеровский) (1882 — 1893)
Иоанникий, в схиме Иоанн (1893 — 19 января 1902)
Леонид (Быковский) (1902 — 1904)
Нафанаил (Чулков) (1904 — 1912)
Александр (Зеленев) (1913 — 1920)
Митрофан (Гринев) (1920 — 1921)
Никандр (Стуров) (1923 — 1925)
Иосиф (Пальчиков) (весна-осень 1990, строитель)
Нафанаил (Черняк) (конец 1990 — (июнь-неофиц.) октябрь 1991)
Никон (Васин) (с октября 1991)
- Гермоген (Крицын) (2004 — 2005)
- Трифон (Голубых) (2005 — 2011)
Трифон (Голубых) (с 30 мая 2011)
История монастыря
В 1386 году вдова серпуховского князя Андрея Ивановича — Мария Константиновна приняла монашеский постриг под именем Марфа и создала новый монастырь. По главному собору его стали называть «Рождество Богородицы на Рву». Выполняя желание княгини, обязанности духовника обители взял на себя Сергий Радонежский.
Относительно места, в котором первоначально располагался монастырь, мнения историков расходятся. Одни из них считают, что он стоял в центре Кремля, а другие уверены, что обитель находилась возле Кучкова поля, на крутом левобережье реки Неглинки.
По преданию, Мария Константиновна решила основать обитель в благодарность, что ее сын вернулся живым после кровопролитной Куликовской битвы. Чтобы увековечить память о судьбоносном сражении, на храмах установили кресты с полумесяцами, а первыми насельницами монастыря стали вдовы, матери, сестры и дочери солдат, которое пали на Куликовом поле.
В 30-е годы XV века здесь приняла постриг жена князя Владимира Храброго — Елена. Перед этим она подарила обители село Косино со Святым озером и несколько деревень, а после смерти инокиню погребли на монастырском кладбище.
Вид монастыря со стороны Рождественского бульвара
При Иоанне III началась масштабная реконструкция кремля. Женский монастырь решили вывести из великокняжеской резиденции, и в 1484 году обитель переехала на то место, на котором располагается сегодня.Дорога, проходящая вдоль монастыря, связывала Кремль и Кучково поле, и вскоре за ней закрепилось название «Рождественка» или «церковная» улица.
В начале XVI века в монастыре появился каменный собор Рождества Богородицы. Красивый одноглавый храм построили в лучших традициях раннего московского зодчества и он стал архитектурной репликой одной из самых старых московских церквей — Спасского собора Андроникова монастыря. Известно, что в 1505 году на освящении нового храма побывал сам Иоанн III.
В середине XVI столетия Москва пережила страшный пожар. Огонь не пощадил Рождественку и стоявший здесь женский монастырь. Особенно сильные повреждения получил соборный храм. Деньги на его выделила жена Иоанна IV Грозного — царица Анастасия Романовна, а по указу царя к нему пристроили каменный Никольский придел. От многочисленных переделок собор стал выглядеть тяжеловесно и перестал напоминать устремленную вверх свечу.
Церковь Казанской иконы Божией Матери
В 1670-е годы в монастыре построили усыпальницу для русских князей Лобановых-Ростовских, которые очень гордились тем, что вели свой род от самого Рюрика. Поначалу здание имело один этаж, а потом было достроено вторым этажом, и там стали хранить монастырскую ризницу. Благодаря вкладам Лобановых-Ростовских, монастырь обзавелся храмом Иоанна Златоуста, шатровой колокольней и оградой со Святыми воротами и четырьмя башнями.
В 1764 году по инициативе императрицы Екатерины II в России прошла церковная реформа. Как и многие другие монастыри, Рождественский лишился части своих земель, однако стал получать деньги из казны на содержание храмов и монашескую общину.
В 1812 году, перед приходом французов игуменья успела спрятать то, что хранилось в монастырской ризнице. Наполеоновские солдаты ворвались в обитель, но не нашли сокровищ и принялись грабить храмы. В монастыре поселился один из французских генералов, и по его распоряжению трапезная была превращена в конюшню.
К началу прошлого века женский монастырь процветал. На его территории стояло четыре храма и трехэтажные каменные корпуса. При обители работала церковно-приходская школа, и существовал приют для девочек-сирот.
Церковь Иоанна Златоуста
С приходом советской власти судьба всех монастырей Москвы круто переменилась. В 1921 году Рождественскую обитель закрыли. Во время кампании по изъятию церковных ценностей из монастыря вывезли 17 пудов серебра — все серебряные ризы и ценную богослужебную утварь. Часть икон успели перенести в другие московские храмы, а другие просто выкинули.
В 1922 году сестры продолжали жить в монастыре, но с них стали брать арендную плату. В пустующих здания разместился Всероссийский комитет помощи воинам и концентрационный лагерь, а потом здания отдали милиции и курсантам. На следующий год монахинь выгнали. Церковь Иоанна Златоуста была переделана под клуб, а трапезную Казанского храма превратили в столовую. В последующие годы монастырские постройки занимали разные организации, научные и учебные заведения. Бывшие кельи использовались, как коммунальные квартиры.
В начале 1990-х годов здания вернули верующим. Спустя два года в соборном храме прошли первые богослужения, а еще через год был возрожден женский монастырь.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы
Возрождение монастыря
В году начался ремонт настоятельского корпуса и постепенное заселение его. В году была восстановлена колокольня (служившая военным водонапорной башней), установлены купола на крыше храма. Внутри храма закончена реконструкция иконостаса, восстановлен верхний клирос. В сентябре года монастырь отметил 100-летие со дня основания, а в июле года состоялось освящение храма Рождества Пресвятой Богородицы архиерейским чином.
Как в прежние времена, практически не прекращается прием богомольцев. Часто паломники остаются на долгое время: возрождается обычай в многодневные посты говеть в монастыре. Нередко на помощь сестрам, особенно в напряженную летнюю страду, приезжают группы учащихся воскресных школ епархии. Приезжают в обитель дети патриотической организации «Родничок» (г. Уссурийск), останавливаются участники крестных ходов, находят приют странники. Сестры монастыря проводят с гостями беседы и экскурсии. Развернута попечительская и благотворительная деятельность.
В монастыре развивается традиционное рукоделие: изготовление монашеской одежды, вязание четок, плетение поясов, вышивание параманов, вязание. Ведется хозяйство, которое дает возможность сестрам жить автономно. На скотном дворе монастыря содержат крупный рогатый скот, овец, кур. На земельных угодьях возделываются пшеница, ячмень, соя, овес картофель, а также овощи и кормовые культуры.
Литература[ | ]
- Московский летописный свод, 1389 г.
- Денисов Л. И. Православные монастыри Российской Империи. М., 1908.
- Ильенкова Н.В. Собор Рождественского монастыря в Москве: Исследования и реставрация // Охрана и реставрация памятников архитектуры: Опыт работы мастерской № 13. М., 1981. С. 82 — 88.
- Ликвидация Рождественского монастыря // Известия. 1923. 16 мая.
- Токмаков И.Ф. Краткий исторический очерк Московского Рождественского женского монастыря. — М., 1881. — 16 с.
- Фуфаев А.С. Собор Московского Рождественского монастыря // Архитектурные памятники Москвы XV — XVII вв.: Новые исследования. М., 1947. С. 55 — 75.
- Паламарчук П.Г., авт.-сост. Сорок сороков: Краткая иллюстрированная история всех московских храмов…. Москва. 1992.
- Судариков В.А., Чапнин С.В.. Православная Москва: Справочник действующих монастырей и храмов… 2-е изд.. Москва. 1995.
- Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. Москва, 1996.
- Чапнин С.В.. Православная Москва: Справочник действующих монастырей и храмов.. Москва. Изд-во Братства Святителя Тихона. 1999 . 256 с.
- Николаева Т.Е., Судариков В.А., Чапнин С.В.. Православная Москва: Справочник монастырей и храмов. М.. Издательство братства святителя Тихона. 2001.
- Русские монастыри. Том 1. Центральная часть России. М., Изд-во Троица, 1995
- 10 монастырей Москвы. Путеводитель. М., Вечерняя Москва, 2012
- Монастыри и храмы Русской Православной Церкви. Святые места России. Белорусский Экзархат, 2005
Говорите правильно
Спасо-Андроников монастырь — это сакральная обитель в сакральном уголке Москвы. На территории есть храм, где проходят богослужения. Но монастыря нет — здесь Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Создан Сталиным в 1947 году, распахнул двери в 1960-м. Тогда его коллекция насчитывала несколько сотен экспонатов. А сегодня 13 тысяч раритетов, одних икон 4,5 тысячи. Согласно преданию Спасо-Андроников мужской монастырь был основан в 1350-е годы. Митрополит Алексий возвращался из Константинополя с византийской иконой Спаса Нерукотворного (отсюда первое слово в названии). В Черном море он попал в шторм и дал зарок в случае спасения построить монастырь. Первым игуменом стал любимый ученик Сергия Радонежского инок Андроник (второе слово в названии).
С точки зрения предков, мы сегодня неправильно произносим название обители. В Средневековье в имени Андроник ударение ставили на последний слог. Но у каждой эпохи свои правила.
Как добраться
Ближайшая станция метро – Трубная. Монастырь находится по адресу улица Рождественка двадцать, поэтому можно воспользоваться общественным транспортом или такси.
Ника
10
Увлекаюсь походами и путешествиями, фото и видеосъемкой. Хожу в походы с детства. Всей семьей ходили и ездили — то на море, то на речку, на озеро, в лес. Было время, когда в лесу мы проводили по целому месяцу. Жили в палатках, готовили на костре. Наверное, поэтому и сейчас меня тянет в лес и, вообще, на природу. Путешествую регулярно. Примерно три путешествия за год по 10-15 дней и множество 2-х и 3-х дневных походов.
Комментарии: 0Публикации: 668Регистрация: 23-10-2018
Ника Достопримечательности, Статьи, Экскурсионный туризм
Настоятели и наместники
- Свт. Симон (1206 — 1214)
- Сщмч. Митрофан (1219 — 1227)
- Свт. Кирилл (? — 1231)
- Сщмч. Пахомий (? — 1238)
- Геннадий (Богоявленский) (? — 1517)
- Евфимий (? — 1572/73)
- Захария (после 1572/73 — 1578)
- Иоаким (1578/79 — ?)
- Варлаам (Рогов) (1583 — 1584)
- Иона (Думин) (1585 — 1588)
- Свт. Серапион (Сысоев) (8 июля 1634 — 1637)
- Иоасаф (1654 — 25 апреля 1656)
- Филарет (ноябрь 1659 — 1672)
- Гавриил (Русской) (ок. 1730 — 1731)
- Платон (Петрункевич) (9 мая 1742 — 1748)
- Владимирские владыки (с 1748)
Наместники
- Свт. Афанасий (Сахаров) (20 января 1920 — 1 июля 1921)
1921 — 1991 — обитель закрыта и разорена - Нил (Сычёв) (17 июля 2001 — 16 июля 2013)
Кирилл (Сурков) (16 июля 2013 — 25 июля 2014)
История Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря
Возраст Коневецкого монастыря насчитывает около 700 лет — и за это время обитель пережила немало расцветов и периодов упадка. Интересно ознакомиться с ее историей подробнее.
От основания до ХХ века
Датой основания Коневского Рождество-Богородичного монастыря на Ладожском озере считается 1393 год, а начало святой обители положил преподобный Арсений Коневский. В давние времена святой пришел на остров Коневец, чтобы обратить в христианство местных жителей-язычников и заложил здесь собор Рождества Богородицы. Главной святыней новой Коневецкой обители стала чудотворная Коневская икона Божьей Матери, ее Арсений Коневский привез с собой с Афона.
Из-за своего приграничного расположения монастырь нередко подвергался набегам врагов и тяжелым испытаниям, но вместе с тем его монахи имели возможность вести активную миссионерскую деятельность. В начале XVII в. Коневецкая обитель была захвачена шведами, и ее насельникам пришлось временно перебраться в Новгород в Деревяницкий монастырь. После того, как по итогам Северной войны Коневецкая обитель была снова возвращена России, Петр Iдал разрешение восстановить монастырь. Правда, вплоть до 1760 года он продолжал зависеть от Деревяницкого монастыря и не имел самостоятельного статуса.
Основной расцвет Коневского Рождественского мужского монастыря пришелся на XIX век, когда обитель находилась в составе Великого княжества Финляндского
В этот период монастырь привлек к себе внимание правящих особ, в частности, в середине столетия его посещал Александр IIвместе со своей семьей. Бывали в Коневецкой обители и крупные деятели культуры — Николай Лесков, Тютчев, а также зарубежный писатель Александр Дюма
Благодаря вниманию и финансовой помощи высокопоставленных персон, уже в начале столетия Коневецкая обитель смогла начать активное строительство. В 1809 году было закончено возведение нового собора Рождества Богородицы — огромного двухэтажного здания с 8 колоннами и 5 синими куполами. Частью собора стала трехэтажная колокольня высотой 35 м, строительство которой было окончено в 1812 году. Также на территории древней Коневецкой обители были основаны Казанский и Коневский скиты.
В ХХ столетии
В начале ХХ века приграничная Коневецкая обитель снова попала под чужую юрисдикцию, после революции она стала частью Финляндии, получившей независимость. Несмотря на то, что финская Церковь также являлась православной, монастырю пришлось пережить период упадка. В связи с напряженной обстановкой на острове Коневец появились и разместились в гостиницах военные, остров был значительно укреплен на случай войны с Советским Союзом.
В 1940 году насельники Коневецкой обители были эвакуированы в Финляндию, а в последующие несколько лет здания обители подверглись серьезным разрушениям. Уходя из монастыря перед войной, монахи забрали с собой важнейшую святыню — икону Коневской Божьей Матери. При этом иконостас, колокола и библиотека Коневского монастыря остались на своих местах и понесли значительный ущерб. Многие реликвии были безвозвратно утеряны. В период с начала войны до 1944 года монахи возвращались на территорию обители, однако затем вместе с финской армией покинули остров окончательно и влились в братство Ново-Валаамского монастыря, основанного монахами, покинувшими Валаамский монастырь.
В советское время на территории Коневского Рождественского монастыря располагались военнослужащие, а в самом конце ХХ века в 1990 году он был снова возвращен Русской Православной Церкви — одним из первых в северо-западной области. В 1991 году в обитель вернулись святые мощи Арсения Коневского, пропавшие еще в 1573 году во время нашествия шведов. Коневецкий монастырь был освящен заново и постепенно стал возвращаться к привычной жизни.
В настоящее время Коневецкий монастырь является действующим и продолжает восстанавливаться после периода упадка. Ведутся реставрационные работы на территории, отстраиваются здания, одновременно с этим обитель постоянно принимает паломников и туристов, а также управляет подворьями в Приозерске и в Санкт-Петербурге.
Советская эпоха
Революция, творимая, в том числе, и под знаменем борьбы с религией, не могла не отразиться на судьбе монастыря – начиная с 20-х годов двадцатого века, здания обители переходят во владение светских властей, монахини переселяются в левое крыло обители, а затем и вовсе изгоняются из неё. Высокие кирпичные стены, изначально служившие защитой от внешнего врага, новой власти приглянулись для борьбы с врагами внутренними, и на территории монастыря разместился концлагерь. Многие из сестёр и священников монастыря, изгнанные из него, впоследствии были репрессированы и содержались в лагерях НКВД, а инокиня Татиана (Бесфамильная) была заключена в тюрьму на Лубянку и позднее расстреляна на Бутовском полигоне; на том же полигоне завершилась жизнь протоиерея Павла Преображенского.
В разорённых церквях монастыря помещались отделение милиции, общежитие, жилые комнаты, затем архив одного из научно-исследовательских институтов, конторские, научные и учебные заведения. На месте снесённого кладбища, как это часто бывало в стране развитого социализма, была построена школа, при этом строительство осуществлялось без надлежащего выполнения геодезических работ, что повлекло за собой разрушение дренажной системы и подтопление зданий обители, обречённых на обрушение.
Современное состояние монастыря
Богородице-Рождественская мужская обитель во Владимире полностью восстановлена. Восточную часть монастырского комплекса украшает Рождественская церковь, узнаваемая по шатровой колокольне, выполненной в стиле барокко эклектической эпохи.
29 октября 2000 года состоялся крестный ход для перенесения мощей священноисповедника Афанасия (Сахарова) во Владимирский монастырь из храма князя Владимира.
С восточной стороны церкви находятся Святые ворота и церковь Александра Невского. Далее следуют келейные корпуса и здание духовной семинарии.
Внутреннее убранство монастыря
Ныне Владимирский фонд культуры активно проводит духовно-просветительскую работу среди населения города, возобновлена издательская деятельность.
Взрослые и дети получают духовное образование в воскресной школе.
Святые
Александр Невский (ок.1220 – 14.11.1263) – государственный деятель, полководец, великий князь владимирский с 1252 г., сын Ярослава Всеволодовича. Победами над шведами (Невская битва 1240) и немецкими рыцарями (Ледовое побоище 1242) укрепили безопасность западной границы Руси. Заключил первое мирное соглашение между Русью и Норвегией (1251), совершил успешный поход в Финляндию против шведов (1256). В отношениях с Золотой Ордой решительно пресекал попытки неповиновения монголо-татарам, пытаясь дипломатическим путем получить возможные льготы для народа. Добился освобождения русских от повинности выступать войском на стороне ханов в их военных походах. Умер в Городце на Волге, возвращаясь из 4-й поездки в Орду. Перед смертью принял схиму с именем Алексий. Был похоронен во Владимире в Рождественском монастыре. Церковь причислила Александра Невского к лику святых в чине благоверного великого князя (местная канонизация во 2-й половине XIII в., общерусская – в 1547 г.). Дни памяти: 30 авг. (12 сент.), 23 нояб. (6 дек.), 23 мая (5 июня). В к. XIII в., как полагают, во владимирском Рождественском монастыре митрополитом Кириллом, или при его участии, было составлено житие Александра Невского, в котором он представлен идеальным князем-воином, защитником Русской земли. В 1724 г. по приказу Петра I останки Александра Невского перенесены в Петербург в Александро-Невскую Лавру. 21.5.1725 г. утвержден орден св. Александра Невского. В годы Великой Отечественной войны 29.7.1942 г. учрежден одноименный советский военный орден.
Феофан Затворник (в миру Георгий Васильевич Говоров) – (10 (22). 1. 1815, с. Чернавское Елецкого у., Орловской губ. – 6 (18). 1. 1894, Вышенская Успенская пустынь (ныне Рязанская обл.) – епископ, богослов, духовный писатель. В 1863-66 – епископ Владимирский и Суздальский, положил начало изданию Владимирских епархиальных ведомостей (1865), по его инициативе открыто епархиальное женское училище (1865). В Мстере открыл Богоявленское православное братство (1865). В 1866 г. удалился в Вышенскую Успенскую пустынь, где с 1872 г. жил в затворе. Продолжал литературную и переводческую деятельность, вел обширную переписку. Перевел с греческого «Добротолюбие» (т.1-5, М., 1877-89). В 1994 г. его имя присвоено Владимирской духовной семинарии. Канонизирован в 1988 г. в чине святителя. День памяти 10 (23) янв.
Епископ Афанасий (в миру Сергей Григорьевич) (Сахаров) – (2 (14). 7. 1887, Кирсановский уезд Тамбовской губ. – 28.10. 1962, пос. Новые Петушки, ныне г. Петушки) – епископ Ковровский, викарий Владимирской епархии. Родился в семье служащего, детство провел во Владимире. Окончил Шуйское духовное училище (1902), Владимирскую духовную семинарию (1908) и Московскую духовную академию (1912). В 1912 г. пострижен в монашество. С 1913 г. преподавал во Владимирской духовной семинарии. В 1920 г. наместник Богородице-Рождественского монастыря во Владимире, затем Боголюбском монастыре. С 1921 г. епископ Ковровский. С 1922 г. после ареста и высылки в Нижний Новгород митрополита Сергия Страгородского фактически возглавил Владимирскую епархию. Неоднократно подвергался арестам, провел в тюрьмах и ссылках более 25 лет. Сроки заключения отбывал в Коми АССР, Красноярском крае, Омской области. Находясь в заключении, составил несколько церковных служб, написал ряд богословских трудов. Афанасия считали своим главой священники, не принявшие декларации митрополита Сергия в 1927 г. и совершавшего служение на квартирах и в тюрьмах. В 1955 г. освобожден и до кончины жил в Петушках. Похоронен на Князь-Владимирском кладбище во Владимире. К 30-летию со дня кончины над могилой поставлена часовня.