Таблица римских цифр
Содержание:
Правила написания римских цифр
В отличие от привычного нам арабского стиля в написании цифр, римский является не позиционным и подчиняется ряду правил:
- сложение, когда меньшая по значению цифра, расположенная за большей, прибавляется. Например, семь VII
- вычитание, когда меньшая цифра стоит перед большей по значению. Пример, римская 9 пишется как IX
- увеличение значения при помощи черточек над цифрами. Так в Древнем Риме обозначали тысячи как одна черточка над конкретными цифрами, миллионы – как две.
Следует отметить, что в летописных изданиях встречаются две черточки, обрамляющие римские цифры сверху и снизу. Так авторы выделяли их в тексте для визуального удобства при чтении. Для лучшего запоминания в правильном написании счисления по-римски применяются мнемонические предложения. Они построены по принципу от большего числа к меньшему.
Если первые буквы в каждом слове написать по-латыни, то получится обозначение 1000, 500, 100, 50, 10, 5 и 1 соответственно. Соблюдая основные правила написания римских цифр, мы сталкиваемся со слишком длинным их обозначением. Потому для упрощения восприятия в Майкрософтовском Экселе есть встроенная функция “Римское ()”.
Пользователь самостоятельно выбирает способ отображения арабских цифр при их преобразовании в римские:
- классический, то есть по всем правилам
- упрощенный, то есть максимально коротко и понятно
Особенности написания четверки
Помня о правиле вычитания либо опираясь на привычный опыт мы знаем, что римская 4 пишется как IV. Однако так было не всегда. Ранее люди изображали четверку как четыре вертикальные палочки. И только два века назад ее изображение было изменено. Одно из объяснений неудобного и длинного изображения этой цифры – ее сходство с римским алфавитом и первой буквой имени бога Юпитера. В то время люди глубоко чтили богов и избегали без нужды упоминать и писать их имена. Где применяются римские цифры?
29 августа
Городской дом культуры
11.00 Конкурс анимационного кино. «Дерево», реж. Александра Нетунаева, 2 мин., 6+; «Лаборатория №66», реж. Юлия Ростовская, 7 мин., 6+; «О, нееет!», реж. Иван Максимов, 6 мин., 6+; «Perfect», реж. Хэ Ын О, 3 мин., 6+; «На море», реж. Анна Дагаева, 7 мин., 12+; «Заговор», реж. Андрей Кузнецов, 7 мин., 16+; «Жизнь-паскуда», реж. Варя Яковлева, 6 мин. 15 сек., 16+; «10 000 безобразных пятен», реж. Дмитрий Геллер, 8 мин. 8 сек., 16+14.30 Конкурс неигрового кино. «Петербург 91/21», реж. Паша Никифоров, 47 мин., 18+; «Валенки RU», реж. Антон Белоусов, Юрий Немцов, 30 мин., 12+; «Бегство», реж. Никита Попков, 30 мин., 16+; «Игорь Бутман. Импровизация в поисках диалога», реж. Александр Бруньковский, 67 мин., 6+
Кинотеатр «Выборг-Палас»
12.30 Work in progress. Презентация художественного фильма режиссера Ларисы Садиловой «Огород». Встреча со съемочной группой, показ фильма о фильме14.30 Премьеры осени. «Искренне Ваша!», реж. Игорь Багатурия, 91 мин., 16+17.00 Конкурс игрового кино. «Выборгский счет». «Первый снег», реж. Наталия Кончаловская, 83 мин., 12+19.00 Конкурс игрового кино. «Выборгский счет». «Продление жизни», реж. Дмитрий Фалькович, 101 мин., 18+23.00 Премьеры осени. «Синдром», реж. Вячеслав Руденко, 96 мин., 16+
Библиотека Алвара Аалто
14.30 Лекционный зал. Творческая встреча. Семейный дуэт: Сергей Старостин и Ольга Лапшина16.30 Ретроспектива фильмов Виктора Тихомирова. Художественный фильм «Трава и вода», 1992, 47 мин.
27 августа
Городской дом культуры
11.00 Конкурс анимационного кино. «Большой и Маленький», реж. Наталья Грофпель, 6 мин., 0+; «Снеговичок», реж. Алексей Почивалов, 4 мин., 0+; «Курочка-умничка», реж. Дарья Сидловская, 5 мин., 0+; «Идет коза рогатая», реж. Сергей Меринов, 13 мин., 0+; «Под облаками», реж. Василиса Тикунова, 4 мин., 0+; «Ты не киви», реж. Мария Савельева, 6 мин., 0+; «Болото», реж. Вера Вьюгина, 3 мин., 0+; «Подружки», реж. Наталья Абрамова, 4 мин., 0+; «За забором», реж. Мария Коган-Лернер, 8 мин., 0+; «Брекеты», реж. Анастасия Чикерлан, 4 мин., 0+12.00 Кино для детей и юношества. «Душа пирата», реж. Айсыуак Юмагулов, 83 мин., 6+14.30 Конкурс неигрового кино. «Русский путь», реж. Татьяна Соболева, 52 мин., 12+; «Блокада», реж. Андрей Фурманчук, 19 мин., 18+; «Тонино Гуэрра: Навстречу солнцу», реж. Дмитрий Золотов, 26 мин., 12+; «Фёдор Шаляпин. Изгнание», реж. Галина Евтушенко, 17 мин. 6+; «Женщина, которая строила города», реж. Евгений Голынкин, 57 мин., 12.
Кинотеатр «Выборг-Палас»
12.00 Презентация Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения. Показ студенческих фильмов: «Ия», реж. Илья Михеев, 25 мин.; «Папа», реж. Татев Мктрчян, 25 мин.; «Последний звонок», реж. Вячеслав Беломестных, 27 мин.; «Что хочу», реж. Владимир Копцев, 7 мин.; «Маленькая женщина», реж. Всеволод Воронов, 13 мин.17.00 Специальный показ. «Приглянувшиеся» (Россия, Армения, Польша, Эстония, Италия, Испания, Дания, Франция, Сербия, Финляндия), реж. Ашот Джазоян, Михал Щесняк, Виктор Мачей, Сине Мюллер, 52 мин., 6+19.30 Церемония открытия. «Победа» (док.), реж. Владимир Сидоров, 17 мин., 12+; «Дело», реж. Алексей Герман-мл., 106 мин., 16+.
Библиотека Алвара Аалто
14.00 Лаборатория кино. Film7Days («Кино за 7 дней») — сборник короткометражных художественных фильмов, созданных в Казани командами кинематографистов из России, Германии, Новой Зеландии, Франции, Румынии, Китая, Вьетнама, Никарагуа, 90 мин., 12+. Проект представляет продюсер Станислав Ершов.16.00 Открытие Международной мультимедийной выставки «ПРИГЛЯНУВШИЕСЯ».
Собор св. Петра и Павла
20.00 XIV музыкально-поэтический фестиваль «В сторону Выборга». QUO VADIS. В программе: И. С. Бах, М. Таривердиев. Участники: Рустам Комачков (виолончель), Семен Гуревич (скрипка), Владимир Розанов (баян), Руслан Барабанов (чтец).
Сервисы по преобразованию арабских цифр в римские
Пользователям достаточно сложно запомнить все римские цифры от 1 до 100 и более. Тем более принципы их образования. Этого делать и не нужно. Есть специальные конвертеры, которые помогут вам преобразовать любые арабские цифры в римские и обратно. Одним из таких сервисов является calc.ru. Здесь вы сможете перевести арабские, римские или индийские цифры в разной последовательности. Переводить можно только целые числа.
Итак:
- Перейдите на страницу https://www.calc.ru/rimskiye-indiyskiye-arabskiye-tsifri.html.
- В поле «Перевести целое число» введите число, которое нужно перевести.
- Выберите одну из числовых систем мышью.
- Нажмите кнопку ниже «Перевести».
Под формой ввода находятся примеры записи веков римским цифрами.
Еще один удобный сервис для перевода любого арабского числа в римское. Здесь есть 2 поля ввода. Он находится по адресу http://infofaq.ru/perevod-v-rimskie-chisla.html.
Пользоваться им также достаточно просто:
- под описанием истории появления римских цифр, найдите форму;
- в первой строке можно вводить арабские цифры, в поле ниже отображается результат;
- и наоборот, если ввести в нижнее поле римскую цифру, вы получите результат в верхней строке.
30 августа
Городской дом культуры
11.00 Конкурс анимационного кино. «Русалка», реж. Светлана Жукова, 8 мин., 12+; «Вадим на прогулке», реж. Саша Свирский, 8 мин., 16+; «Голый», реж. Кирилл Хачатуров, 15 мин., 16+; «Мать», реж. Софья Воронцова, 6 мин., 18+; «Полусон», реж. Мария Ракитина, 5 мин., 16+; «Вторая среда апреля», реж. Мария Платонова, Светлана Караева, 3 мин., 18+; «Пожарник», реж. Юлия Аронова, 9 мин., 16+ 12.00 Кино для детей и юношества. «Феодосийская сказка», реж. Наталья Лебедева, 91 мин., 6+14.30 Конкурс неигрового кино. «История одной командировки», реж. Владимир Непевный, 52 мин., 16+; «Девяносто первый», реж. Олеся Епишина, 21 мин., 12+; «Набережная», реж. Надя Захарова, 45 мин., 12+; «Признаки жизни», реж. Галина Леонтьева, 32 мин., 12+
Кинотеатр «Выборг-Палас»
12.30 Конкурс «Выборгский счет». «Мишень», реж. Александра Бутор, 101 мин., 16+ 15.00 Конкурс игрового кино. «Капкан», реж. Галина Уразова, 60 мин., 18+16.30 Мастер. «Паркет», реж. Александр Миндадзе, 89 мин., 16+18.30 Конкурс игрового кино. «Сон», реж. Мария Батова, 90 мин., 16+20.30 Конкурс игрового кино. «Белый кит», реж. Татьяна Федоровская, 120 мин., 16+23.00 Конкурс «Выборгский счет». «Конец фильма», реж. Владимир Котт, 102 мин., 16+
Библиотека Алвара Аалто
12.30 Ретроспектива фильмов Виктора Тихомирова. Презентация незавершенного проекта Виктора Тихомирова «Евгений Телегин и другие». Показ фильмов «Зимы не будет», 2001, 25 мин.; «Андрей Битов. Зеленый чемодан», док., 2001, 26 мин.; «БГ. Лев Толстой», док., 2002, 30 мин. 16.30 Лаборатория кино. «Одним словом. Детский недетский вопрос» (реж. Александр Гутницкий, Израиль — Россия, 2020, 12 мин., 0+). Показ фильма из мини-сериала «Один детский вопрос», созданного на основе авторской программы израильского журналиста Дмитрия Брикмана «Детский недетский вопрос». Онлайн-запись программы «Детский недетский вопрос». Герой передачи — художник, режиссер, писатель Виктор Тихомиров.
Synopsis[]
After their victory on the Maroon Island, the alliance of pirates set their sights on retaking Nassau. As they approach, Captain Flint worries that the fragile alliance won’t hold, but John Silver reassures him; he himself hasn’t considered murdering Flint in months.
What was supposed to be an invasion of overwhelming force, only ended in disaster. Woodes Rogers continues to demonstrate that he is Flint’s intellectual equal; before the approach, he set a trap by intentionally sinking ships as a hidden blockade. Most of Flint’s fleet run aground on the underwater wrecks, within range of Nassau’s cannons. Bloody carnage quickly ensues. The only ship not caught is Blackbeard’s, with Jack Rackham and Anne Bonny on board. They make a tactical retreat to draw Woodes’ fleet away from the survivors.
Flint orders his men to abandon ship and retreat. However, while abandoning ship, Silver is blown into the sea and pulled underwater. Flint prepares to go in after him, but looking around he’s forced to stay with the survivors still scrambling to get away on lifeboats.
While the battle ensues, Eleanor Guthrie, Max and the other civilians are holed-up safe under Fort Nassau. Eleanor has reinvented herself as Woodes’ genteel and docile wife, sitting silently with her needlepoint, although Max refuses to play the pacified role.
John Silver’s metal prosthetic boot has become tangled in the rigging, and begins dragging him down to the seabed. Looking up at the carnage on the sea’s surface, he finally frees himself. With his lungs bursting and heart pounding in his ears, he swims up into the breached ship for air.
On Blackbeard’s ship, they are quickly being chased down by the nimble navy sloops. Rackham insists on fighting in the vanguard as they repel the boarders, risking his life seemingly to become worthy in Blackbeard’s eyes. In the aftermath, Bonny sets him straight; stop beating himself up over Charles Vane’s death, and honour his sacrifice while doing things his own way.
On an isolated beach near Nassau, Madi and Flint watch dejectedly as the last of the bedraggled pirate survivors reach their rendezvous, with no sign of Silver. Billy Bones arrives and leads them into the interior where his pirate rebels hold out. However, mourning Silver and the others quickly turns to tension. Billy does not trust Flint, and will not allow him to dominate the pirate alliance; he has built the rebellion around “Long John Silver” so that Flint is no longer indispensable. Flint faces off against Billy in a test of wills, holding the location of the Urca gold over Billy’s head. However, Madi corrects him; she was also told the location of the treasure by Silver, who is now her lover.
In Nassau, Woodes’ new second in command, the psychopathic Captain Berringer, informs him that they have 121 captured pirates, including Mr. De Groot and Doc Howell. Woodes bluntly informs Max that her tavern will be commandeered to host all the trials, with no financial compensation or recognition of their handshake partnership. Later that night, Eleanor dresses him down for turning on Max. Woodes confesses that he’s in massive debt, and his spiteful ex-wife has pushed his creditors to foreclose on his loans.
In the end, John Silver drags himself from the surf and onto a flotsam-strewn beach. Lying gasping on the sand, an unknown man, who has been searching the wreckage by torchlight, finds him. Whoever this man is, he knows Silver.
Appearances[]
Characters
- Edward Teach
- James Flint
- John Silver
- Madi
- Jack Rackham
- Anne Bonny
- Eleanor Guthrie
- Max
- Joji
- Kofi
- Billy Bones
- Ben Gunn
- De Groot
- Woodes Rogers
- Berringer
- Augustus Featherstone
- Idelle
- Charles Vane (mentioned)
- Maroon Queen (mentioned)
- Chamberlain (mentioned)
- Israel Hands
- Jacob Garrett
- Judge Adams
- Lieutenant Utley
- Lieutenant Kendrick
- Lieutenant Burrell
- Dr. Howell
- Colin
- Obi
- Ellers
- Reuben
- Judge Adams
- Pastor Lambrick
- Revenge Doctor
- Zaki (uncredited)
Locations
-
New Providence Island
- Nassau
- Fort Nassau
- Abaco (mentioned)
-
England (mentioned)
London (mentioned)
- Spain (mentioned)
- Maroon Island (mentioned)
31 августа
Городской дом культуры
11.00 Специальный показ. «Обнаженность», реж. Олеся Фокина 70 мин., 6+12.20 Кино для детей и юношества. «Золотая дюна», реж. Станислав Лебедев, 90 мин., 6+14.30 Конкурс неигрового кино. «Двадцать пять лет одиночества», реж. Ирина Васильева, 78 мин., 12+; «Дальний план», реж. Владимир Головнев, 67 мин., 16+; «Чайка», реж. Арман Айвазян, 19 мин., 16+
Кинотеатр «Выборг-Палас»
12.30 «Выборгский счет». «Афины», реж. Игорь Ерохин, 64 мин., 18+14.00 Конкурс игрового кино. «Выборгский счет». «Земун», реж. Эдуард Жолнин, 87 мин., 16+16.00 Конкурс «Выборгский счет». «Последняя «Милая Болгария», реж. Алексей Федорченко, 108 мин., 18+18.00 Конкурс игрового кино. «Выборгский счет». «Асфальтовое солнце», реж. Илья Хотиненко, 90 мин., 12+20.00 Конкурс игрового кино. «Выборгский счет». «Рапана», реж. Виталий Суслин, 90 мин., 12+22.00 Премьеры осени. «Соври мне правду», реж. Ольга Акатьева, 87 мин., 16+
Библиотека Алвара Аалто
12.30 Лекционный зал. Кино и театр. Литератор, актер, искусствовед Кирилл Арбузов представляет фильм «Куда уходят дни» (реж. Татьяна Малова, Россия, 2021, 39 мин., 12+), созданный на основе опубликованных записных книжек и дневников своего отца, драматурга Алексея Николаевича Арбузова, и книги воспоминаний матери — актрисы Анны Богачевой-Арбузовой 14.30 Лекционный зал. Презентация издательства «Зебра Е» 16.30 Ретроспектива фильмов Виктора Тихомирова. Показ фильмов «Герман. Ленфильм», док., 2002, 13 мин.; «Сокуров», док., 2004, 26 мин., «Полина Осетинская. Наваждение», док., 2005, 26 мин. 22.00 Окно в Интернет». Программа фильмов — победителей конкурса короткометражного кино «Окно в Интернет»
Латинские (римские) цифры
Для обозначения цифр в латинском языке приняты комбинации следующих семи знаков: 1(1), V(5), X(10), L(50), С(100), D(500), M(1000). Если знак, обозначающий меньшее число, стоит справа от знака, обозначающего большее число, то меньшее число следует прибавлять к большему, если — слева, то вычитать, а именно:
- VI — 6, т. е. 5+1
- IV — 4, т. е. 5-1
- XI — 11, т. е. 10+1
- IX — 9, т. е. 10-1
- LX — 60, т. е. 50+10
- XL — 40, т. е. 50-10
- СХ — 110, т. е. 100+10
- ХС — 90, т. е. 100-10
- MDCCCXII — 1812, т. е. 1000+500+100+100+100+10+1+1
- MCMXVII — 1917, т. е. 1000+1000-100+10+5+1+1
- MCMLXI — 1961, т. е. 1000+1000-100+50+10+1
Ниже представлены латинские цифры, их текстовое написание и русское произношение:
- I (1) — unus .
- II (2) — duo .
- III (3) — tres .
- IV (4) — quattuor .
- V (5) — quinque .
- VI (6) — sex .
- VII (7) — septem .
- VIII (8) — octo .
- IX (9) — novem .
- X (10) — decem .
- XI (11) — undecim .
- II (12) — duodecim .
- XIII (13) — tredecim .
- XIV (14) — quattuordecim .
- XV (15) — quindecim .
- XVI (16) — sedecim .
- XVII (17) — septendecim .
- XVIII (18) — duodeviginti .
- XIX (19) — undeviginti .
- XX (20) — viqinti .
- XXI (21) — unus et viginti или viginti unus.
- XXII (22) — duo et viginti или viginti duo
- и т. д.
- XXVIII (28) — duodetriginta .
- XXIX (29) — undetriginta .
- XXX (30) — triginta .
- XL (40) — quadraginta .
- L (50) — quinquaginta .
- LX (60) — sexaginta .
- LXX (70) — septuaginta .
- LXXX (80) — octoginta .
- XC (90) — nonaginta .
- С (100) — centum .
- CC (200) — ducenti .
- CCC (300) — trecenti .
- CD (CCCC) (400) — quadringenti .
- D (500) — quingenti .
- DC (600) — sescenti или sexcenti .
- DCC (700) — septingenti .
- DCCC (800) — octingenti .
- CM (DCCCC) (900) — nongenti .
- M (1000) — mille .
- ММ (2000) — duo milia .
- V (5000) — quinque milia .
- X (10000) — decem milia .
- XX (20000) — viginti milia .
- С (100000) — centum milia .
- XI (1000000) — decies centena milia .
Римляне, как известно, использовали для записи числа латинские буквы. Считается, что римская система счисления является классическим примером непозиционной системы счисления, то есть такой системы счисления, в которой величина, которую обозначает цифра, не зависит от положения в числе. Напомним, что в римской системе счисления I обозначает 1, V обозначает 5, X — 10, L — 50, C — 100, D — 500, M — 1000. Например, число 3 в римской системе счисления будет обозначаться как III.
Однако на самом деле не все так просто, и она не является полностью непозиционной системой счисления, потому что в римской системе счисления есть дополнительное правило, которое влияет на величину, которую обозначает цифра, в зависимости от ее положения. Правило это запрещает употреблении одной и той же цифры более 3 раз подряд, поэтому три это III, а четыре это уже IV, и I(1), стоящая перед большей цифрой V(5), обозначает вычитание, то есть фактически равна -1.
Ниже два калькулятора — для перевода числа из диапазона 1 – 3999 в римское число и наоборот. Для чисел больше 3999 используется несколько другая нотация.
Формирование римских цифр – счёт от 1 до 100
До 19 века число 4 на римский манер записывалось как IIII. Затем число изменили, и оно обрело новый, упрощенный вид — IV (5 — 1). Меньшие цифры могут стоять перед большими. В этом случае они отнимаются от большего. И наоборот, если единицы стоят после десятков, то они суммируются, например, VI (5 + 1) — это цифра 6. При этом вычесть можно только цифру, обозначающую один или степени десятки. Уменьшаемые могут быть только ближайшие к вычитаемому в числовом ряду две цифры.Нельзя повторять меньшие цифры в числе.
Из этого следует только 6 примеров правила вычитания:
- CM (1 000 — 100) — 900;
- CD (500 — 100) — 400;
- XC (100 — 10) — 90;
- IX (10 — 1) — 9;
- IV (5 — 1) — 4.
Например, число 94 римскими цифрами будет XCIV, то есть: 100 — 10 + 5 — 1. Стоить заметить, что другие методы вычитания применять ранее было недопустимо. Запись арабской цифры 99 должно выглядеть так: XCIX, а не IC. Но в наши дни в популярном текстовом редакторе Microsoft Word и Microsoft Excel применяются упрощенные числа. Здесь допустимо использоваться конструкцию IC, а также другие — VC (95), вместо XCV и так далее.
Некоторые фирмы по производству часов до сих пор используют запись четверки как IIII. Скорее всего делают они это скорее по эстетическим соображениям. Есть несколько версий о том, почему такая форма более приемлема.
По одной из версий запись IV является в имени бога дневного света и неба Юпитера первой буквой — IVPITER.
Арабские цифры: |
Римские цифры: |
---|---|
1 |
I |
2 |
II |
3 |
III |
4 |
IV |
5 |
V |
6 |
VI |
7 |
VII |
8 |
VIII |
9 |
IX |
10 |
X |
11 |
XI |
12 |
XII |
13 |
XIII |
14 |
XIV |
15 |
XV |
16 |
XVI |
17 |
XVII |
18 |
XVIII |
19 |
XIX |
20 |
XX |
21 |
XXI |
22 |
XXII |
23 |
XXIII |
24 |
XXIV |
25 |
XXV |
26 |
XXVI |
27 |
XXVII |
28 |
XXVIII |
29 |
XXIX |
30 |
XXX |
31 |
XXXI |
32 |
XXXII |
33 |
XXXIII |
34 |
XXXIV |
35 |
XXXV |
36 |
XXXVI |
37 |
XXXVII |
38 |
XXXVIII |
39 |
XXXIX |
40 |
XL |
41 |
XLI |
42 |
XLII |
43 |
XLIII |
44 |
XLIV |
45 |
XLV |
46 |
XLVI |
47 |
XLVII |
48 |
XLVIII |
49 |
XLIX |
50 |
L |
51 |
LI |
52 |
LII |
53 |
LIII |
54 |
LIV |
55 |
LV |
56 |
LVI |
57 |
LVII |
58 |
LVIII |
59 |
LIX |
60 |
LX |
61 |
LXI |
62 |
LXII |
63 |
LXIII |
64 |
LXIV |
65 |
LXV |
66 |
LXVI |
67 |
LXVII |
68 |
LXVIII |
69 |
LXIX |
70 |
LXX |
71 |
LXXI |
72 |
LXXII |
73 |
LXXIII |
74 |
LXXIV |
75 |
LXXV |
76 |
LXXVI |
77 |
LXXVII |
78 |
LXXVIII |
79 |
LXXIX |
80 |
LXXX |
81 |
LXXXI |
82 |
LXXXII |
83 |
LXXXIII |
84 |
LXXXIV |
85 |
LXXXV |
86 |
LXXXVI |
87 |
LXXXVII |
88 |
LXXXVIII |
89 |
LXXXIX |
90 |
XC |
91 |
XCI |
92 |
XCII |
93 |
XCIII |
94 |
XCIV |
95 |
XCV |
96 |
XCVI |
97 |
XCVII |
98 |
XCVIII |
99 |
XCIX |
100 |
C |
101 |
CI |
28 августа
Городской дом культуры
11.00 Конкурс анимационного кино. «Орешек», реж. Оксана Холодова, 8 мин., 6+; «Мамина пуговка», реж. Анна Крицкая, 6 мин., 6+; «Дылда», реж. Анастасия Жакулина, 8 мин., 6+; «Подарок», реж. Ольга Сивакова-Васина, 8 мин., 6+; «Завтрак для улиток», реж. Евгений Фадеев, 7 мин., 6+; «Маруська», реж. Людмила Смоляр, 4 мин., 6+; «Самый страшный», реж. Павел Никифоров, 8 мин., 6+; «Люся», реж. Олег Добрынин, 5 мин., 6+.12.00 Кино для детей и юношества. «Вне зоны доступа», реж. Анна Курбатова, 90 мин.,14:30 Конкурс неигрового кино. «Рок за гранью», реж. Сергей Дебижев, 80 мин., 16 +; «Спецы», реж. Анна Драницына, 94 мин., 16+
Кинотеатр «Выборг-Палас»
12.30 Специальный показ. «Пожалуйста, дышите!», реж. Константин Мучник, 37 мин., 6+. Гость фестиваля — герой фильма, Валерий Иванович Вечорко, главный врач государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы «Городская клиническая больница №15 имени О. М. Филатова», лауреат Государственной премии РФ14.30 Конкурс игрового кино. «Выборгский счет». «Вертолет», реж. Михаил Лукачевский, 81 мин., 16+16.30 Work in progress. Первая черновая сборка документального фильма «Три могилы художника», реж. Арутюн Хачатрян. Вход по аккредитации 19.00 Конкурс игрового кино. «Выборгский счет». «Второе солнце», реж. Ринат Ташимов, 90 мин., 18+21.00 Конкурс игрового кино. «Выборгский счет». «Сдохнуть нужно, чтоб вы приехали», реж. Армен Акопян, Дмитрий Тархов, 96 мин., 18+23.00 Ретроспектива фильмов Виктора Тихомирова. «Чапаев-Чапаев», 2013, 110 мин., 12+
Библиотека Алвара Аалто
12.30 Читальный зал. Мастер-класс дает Виктор Мережко, российский киноактер, кинорежиссер, сценарист, драматург, писатель, телеведущий, народный артист РФ, профессор СПбГИКиТ.15.00 Лекционный зал. XIV музыкально-поэтический фестиваль «В сторону Выборга». Гала-концерт. В программе: И. С. Бах, В. А. Моцарт, Э. Григ, Я. Сибелиус, Э. Энглунд, М. Мурто, С. Палмгрен, А. Даргомыжский, С. Прокофьев, М. Таривердиев, А. Пьяццолла, Л. Десятников. Участники: Олег Крикун (тенор), Алена Михаевич (меццо-сопрано), Рустам Комачков (виолончель), Семен Гуревич (скрипка), Дмитрий Саетович (скрипка), Владимир Розанов (баян), Егор Свеженцев (гитара), Иван Мясников (контрабас), Александр Захаренко (кларнет), Павел Коновалов (фортепиано), Алексей Гориболь (фортепиано).20.00 Лекционный зал. Ночь кино. Организаторы акции «Ночь кино» — Министерство культуры Российской Федерации, Фонд кино и портал культурного наследия и традиций России «Культура.РФ». В рамках акции, приуроченной ко Дню российского кино, состоится показ трех самых кассовых российских фильмов 2020 и 2021 годов, созданных при поддержке Фонда кино.
20.00 «Конек-Горбунок» (реж. О. Погодин)22.00 «Пальма» (реж. А. Домогаров-мл.)00.00 «Огонь» (реж. А. Нужный)
Таблица римских цифр
1 | 5 | 10 | 50 | 100 | 500 | 1000 |
Я | V | X | L | C | D | M |
номер | Римская цифра | Расчет |
---|---|---|
не определено | ||
1 | Я | 1 |
2 | II | 1 + 1 |
3 | III | 1 + 1 + 1 |
4 | IV | 5-1 |
5 | V | 5 |
6 | VI | 5 + 1 |
7 | VII | 5 + 1 + 1 |
8 | VIII | 5 + 1 + 1 + 1 |
9 | IX | 10-1 |
10 | X | 10 |
11 | XI | 10 + 1 |
12 | XII | 10 + 1 + 1 |
13 | XIII | 10 + 1 + 1 + 1 |
14 | XIV | 10-1 + 5 |
15 | XV | 10 + 5 |
16 | XVI | 10 + 5 + 1 |
17 | XVII | 10 + 5 + 1 + 1 |
18 | XVIII | 10 + 5 + 1 + 1 + 1 |
19 | XIX | 10-1 + 10 |
20 | XX | 10 + 10 |
21 | XXI | 10 + 10 + 1 |
22 | XXII | 10 + 10 + 1 + 1 |
23 | XXIII | 10 + 10 + 1 + 1 + 1 |
24 | XXIV | 10 + 10-1 + 5 |
25 | XXV | 10 + 10 + 5 |
26 | XXVI | 10 + 10 + 5 + 1 |
27 | XXVII | 10 + 10 + 5 + 1 + 1 |
28 | XXVIII | 10 + 10 + 5 + 1 + 1 + 1 |
29 | XXIX | 10 + 10-1 + 10 |
30 | XXX | 10 + 10 + 10 |
31 | XXXI | 10 + 10 + 10 + 1 |
32 | XXXII | 10 + 10 + 10 + 1 + 1 |
33 | XXXIII | 10 + 10 + 10 + 1 + 1 + 1 |
34 | XXXIV | 10 + 10 + 10-1 + 5 |
35 | XXXV | 10 + 10 + 10 + 5 |
36 | XXXVI | 10 + 10 + 10 + 5 + 1 |
37 | XXXVII | 10 + 10 + 10 + 5 + 1 + 1 |
38 | XXXVIII | 10 + 10 + 10 + 5 + 1 + 1 + 1 |
39 | XXXIX | 10 + 10 + 10-1 + 10 |
40 | XL | 50-10 |
41 | XLI | 50-10 + 1 |
42 | XLII | 50-10 + 1 + 1 |
43 | XLIII | 50-10 + 1 + 1 + 1 |
44 | XLIV | 50-10-1 + 5 |
45 | XLV | 50-10 + 5 |
46 | XLVI | 50-10 + 5 + 1 |
47 | XLVII | 50-10 + 5 + 1 + 1 |
48 | XLVIII | 50-10 + 5 + 1 + 1 + 1 |
49 | XLIX | 50-10-1 + 10 |
50 | L | 50 |
51 | LI | 50 + 1 |
52 | LII | 50 + 1 + 1 |
53 | LIII | 50 + 1 + 1 + 1 |
54 | LIV | 50-1 + 5 |
55 | LV | 50 + 5 |
56 | LVI | 50 + 5 + 1 |
57 | LVII | 50 + 5 + 1 + 1 |
58 | LVIII | 50 + 5 + 1 + 1 + 1 |
59 | LIX | 50-1 + 10 |
60 | LX | 50 + 10 |
61 | LXI | 50 + 10 + 1 |
62 | LXII | 50 + 10 + 1 + 1 |
63 | LXIII | 50 + 10 + 1 + 1 + 1 |
64 | LXIV | 50 + 10-1 + 5 |
65 | LXV | 50 + 10 + 5 |
66 | LXVI | 50 + 10 + 5 + 1 |
67 | LXVII | 50 + 10 + 5 + 1 + 1 |
68 | LXVIII | 50 + 10 + 5 + 1 + 1 + 1 |
69 | LXIX | 50 + 10-1 + 10 |
70 | LXX | 50 + 10 + 10 |
71 | LXXI | 50 + 10 + 10 + 1 |
72 | LXXII | 50 + 10 + 10 + 1 + 1 |
73 | LXXIII | 50 + 10 + 10 + 1 + 1 + 1 |
74 | LXXIV | 50 + 10 + 10-1 + 5 |
75 | LXXV | 50 + 10 + 10 + 5 |
76 | LXXVI | 50 + 10 + 10 + 5 + 1 |
77 | LXXVII | 50 + 10 + 10 + 5 + 1 + 1 |
78 | LXXVIII | 50 + 10 + 10 + 5 + 1 + 1 + 1 |
79 | LXXIX | 50 + 10 + 10-1 + 10 |
80 | LXXX | 50 + 10 + 10 + 10 |
81 | LXXXI | 50 + 10 + 10 + 10 + 1 |
82 | LXXXII | 50 + 10 + 10 + 10 + 1 + 1 |
83 | LXXXIII | 50 + 10 + 10 + 10 + 1 + 1 + 1 |
84 | LXXXIV | 50 + 10 + 10 + 10-1 + 5 |
85 | LXXXV | 50 + 10 + 10 + 10 + 5 |
86 | LXXXVI | 50 + 10 + 10 + 10 + 5 + 1 |
87 | LXXXVII | 50 + 10 + 10 + 10 + 5 + 1 + 1 |
88 | LXXXVIII | 50 + 10 + 10 + 10 + 5 + 1 + 1 + 1 |
89 | LXXXIX | 50 + 10 + 10 + 10-1 + 10 |
90 | XC | 100-10 |
91 | XCI | 100-10 + 1 |
92 | XCII | 100-10 + 1 + 1 |
93 | XCIII | 100-10 + 1 + 1 + 1 |
94 | XCIV | 100-10-1 + 5 |
95 | XCV | 100-10 + 5 |
96 | XCVI | 100-10 + 5 + 1 |
97 | XCVII | 100-10 + 5 + 1 + 1 |
98 | XCVIII | 100-10 + 5 + 1 + 1 + 1 |
99 | XCIX | 100-10-1 + 10 |
100 | C | 100 |
200 | CC | 100 + 100 |
300 | CCC | 100 + 100 + 100 |
400 | CD | 500–100 |
500 | D | 500 |
600 | DC | 500 + 100 |
700 | DCC | 500 + 100 + 100 |
800 | DCCC | 500 + 100 + 100 + 100 |
900 | CM | 1000–100 |
1000 | M | 1000 |
Пример записи римских чисел
VI = 5 + 1 IV = 5 − 1
Но таким способом записывать большие числа довольно сложно, поэтому сейчас римская нумерация применяется для записи относительно небольших чисел — номеров глав в книгах, обозначения столетий и т. п. Заметим, что в записи числа 555 трижды использована цифра 5 , однако читается число — «пятьсот пятьдесят пять».
Так же как в записи чисел римскими цифрами подразумеваются сложение и вычитание, в записи чисел арабскими цифрами подразумеваются сложение и умножение:
555 = 500 + 50 + 5 = 5 ⋅ 100 + 5 ⋅ 10 + 5
Значит, значимость цифры зависит от её места в записи числа, т. е. от её позиции.