Не поворачивайтесь назад или исповедь соляного столба

Связь с темой Мошиаха

Как ни удивительно, искры Мошиаха оказались затерянными именно в… Содоме.

Сказано в Псалмах: «Нашел Я раба моего Давида!» Где нашел? Ответ — в Содоме. Именно там, среди искр святости, спрятанных в истории с дочерьми Лота, таился зародыш будущего Освобождения.

Живший в 17 веке каббалист р. Шимшон Острополер высказал интересную точку зрения на этот счет. Зная, что в будущем от Лота произойдет душа Мошиаха, его жена полагала себя причастной к этому процессу — кто же, как не она, родит избавителя? Поэтому она и не побоялась оглянуться назад (к корням, к истокам).

Но история распорядилась иначе! Сомнительное поведение дочери Лота, приведшее к рождению Моава, а в дальнейшем — Рут, дочери моавского народа, прабабки Давида, означало «нечто ненормативное», некую параллельную реальность, о которой жена Лота знать не могла, такого оборота событий поистине не мог предполагать никто! Жена Лота не допускала возможности, что ее накажут и лишат жизни, поскольку кто же тогда выносит мессианского лидера? Эта мысль определяла ее поведение, заставляя ее чувствовать свое превосходство и безнаказанность.

Религиозные взгляды

Бегство Лота из Содома , офорт Гюстава Доре , 1866 г.

Еврейский взгляд

В Берешит из Торы , Лот впервые упоминается в конце недельной части чтения, Парашат Ноаха . Последующие еженедельные отрывки для чтения, касающиеся всех рассказов о жизни Лота, читаются в Парашат Лех Леха и Парашат Вайера . В Мидраше присутствует ряд дополнительных историй о Лоте, которых нет в Танахе , а именно:

  • Авраам позаботился о Лоте после того, как Харран сгорел в гигантском пожаре, в котором Нимрод , царь Вавилона , пытался убить Авраама.
  • В то время как в Египте, мидраш дает Лот много кредитов , потому что, несмотря на его стремление к богатству, он не сообщил фараону о Саре тайны «s, что она жена Авраама.
  • Согласно Книге Яшера, Палтит, одна из дочерей Лота, была сожжена заживо (в некоторых версиях на костре) за то, что она дала бедняку ​​хлеб. Ее крики дошли до небес.
  • Книга Руфь : ссылка на Моав вызывает вопросы, поскольку в остальной библейской литературе это связано с враждебностью к Израилю, сексуальным извращением и идолопоклонством , а Второзаконие 23 исключило аммонитянина или моавитянина из «собрания ЛОРД». ; даже их десятому поколению «. Несмотря на это, Руфь Моавитянка вышла замуж за иудейца и даже после его смерти все еще считала себя членом его семьи; Затем она вышла замуж за другого иудейца и родила ему сына, который стал предком Давида . В отличие от послания Ездры-Неемии , где браки между еврейскими мужчинами и нееврейскими женщинами были расторгнуты, Руфь учит, что иностранцы, принявшие иудаизм, могут стать хорошими евреями, иностранные жены могут стать примерными последователями еврейского закона, и нет причина исключить их или их потомков из сообщества.
  • Тот факт, что Ровоам , сын царя Соломона , был рожден от женщины-аммонитянки (3 Царств, xiv. 21–31), также затруднял поддержание мессианских притязаний на дом Давида ; но это было приведено в качестве иллюстрации божественного провидения, которое выбрало «двух голубей», Руфь, моавитянку, и Нааму , аммонитянку, для почетного различия (B. Ḳ. 38b). Доброта Руфи, отмеченная Воозом в Книге Руфь, рассматривается в еврейской традиции как редкое отличие от народов Моава (откуда Руфь) и Амона в целом, которые были отмечены Торой за их явное отсутствие доброты. Втор. 23: 5: «Потому что они не приветствовали вас хлебом и водой по дороге, когда вы выходили из Египта, и потому что он нанял Валаама, сына Беора, из Петора в Араме. Нахараим против тебя, чтобы проклясть тебя ». Раши отмечает, что Израиль путешествовал по пути: «когда вы были в крайнего истощения».
  • Царь Иудейский Иоас: Иоас был одним из четырех человек, которые притворялись богами. В этом его убедили особенно князья, которые ему сказали. «Если бы ты не был богом, ты не мог бы выйти живым из Святая Святых» (Исх Р. viii. 3). Он был убит двумя его слугами, один из которых был сыном аммонитянки, а другой — отпрыском моавитянки ; ибо Бог сказал: «Пусть потомки двух неблагодарных семейств накажут неблагодарного Иоаса» ( Yalk. , Ex. 262). Моав и Аммон были двумя потомками инцеста Лота с двумя его дочерьми, как описано выше.

Христианский взгляд

В христианском Новом Завете Лот рассматривается с сочувствием, как человек, который сожалел о своем выборе жить в Содоме, где он «изо дня в день досаждал своей праведной душе». Иисус говорил о грядущем суде, который грядет внезапно, как во дни Лота, и торжественно предупреждал: «Вспомни жену Лота».

Исламский взгляд

Люф бежит из со своими дочерьми ; его убита камнем, персидская миниатюра, 16 век ( Национальная библиотека Франции , Париж)

Лут ( арабский : لوطLUT ) в Коране , считается таким же , как Лот в Библии на иврите . Он считается посланником Бога и пророком Бога .

Согласно исламской традиции, Лут жил в Уре и был племянником Ибрагима ( Авраама ). Он переселился с Ибрагимом в Ханаан и был назначен пророком в города . Его история используется мусульманами в качестве ссылки, чтобы продемонстрировать неодобрение Бога гомосексуализмом . Аллах повелел ему отправиться в земли Содома и Гоморры, чтобы проповедовать единобожие и остановить их от и насильственных действий. Послания Лута были проигнорированы жителями, что привело к разрушению Содома и Гоморры. Хотя Лут покинул город, его попросили оставить позади ангелы, поэтому он умер во время разрушения. Коран определяет Лота как пророка и утверждает, что все пророки были образцами нравственной и духовной порядочности. В Коране нет рассказов о пьянстве и / или инцесте Лота. Все мусульмане отвергают историю о сексе пророка Лота со своими дочерьми.

Можно ли сохранить чистоту души, живя в Содоме?

Один выбор, две совершенно разные истории. Дядя
проявляет смирение перед племянником – неслыханное
поведение для сурового ветхозаветного времени. Авраам,
чтобы избежать разногласий, уступает Лоту лучшие земли.
Название одного из городов, где Лот раскинул шатры,
– Содом. Оно стало нарицательным. Содом был цветущим
и богатым городом. Его жители ни в чем не нуждались.
Авраам пошел в противоположную от Содома сторону. И стал
великим в веках. Как эта история снова и снова повторяется
в наши дни? К чему приводит беззаботная жизнь, духовная
глухота и желание получить от жизни всё? Об актуальности и
злободневности ветхозаветного эпизода из Книги Бытия
рассуждает протоиерей
Олег Стеняев.

***


Бегство из Содома
    

«И у Лота, который ходил с Аврамом, также был
мелкий и крупный скот и шатры. И непоместительна была
земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было
так велико, что они не могли жить вместе. И был спор между
пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова; и
Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле. И сказал Аврам
Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между
пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники;
не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня: если ты
налево, то я направо; а если ты направо, то я налево.

Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность
Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом
и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад
Господень, как земля Египетская; и избрал себе Лот всю
окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И
отделились они друг от друга.

Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в
городах окрестности и раскинул шатры до Содома. Жители же
Содомские были злы и весьма грешны пред
Господом».

(Быт. 13: 5–13)

Сказано, что земля была непоместительна для людей Авраама
и для людей Лота. Их было очень много. Хозяйство Авраама и
хозяйство Лота. Рабы Авраама и рабы Лота. Свидетельство
того, что благословил Бог не только дом Авраама, но и дом
Лота, который был тогда в единстве с домом Авраама. А
позже, уже после того как отделился Лот от Авраама,
оскудело хозяйство Лотово, и покидает он Содом и Гоморру
только с малым семейством – с ним его жена и двое
дочерей, и более никого.

Когда Лот выбирал для себя землю, в которой будет жить,
Авраам дал ему право решать, куда идти, сказав:
«Выбери, какую тебе. Ты пойдешь направо – я
налево. Ты пойдешь налево – я направо». Так
вот: Лот выбирал плотскими очами. Он увидел землю Содома и
Гоморры. И, как сказано в Библии, для него она была словно
сад Господень. Как рай! Он именно так оценил эти земли. Но
вскоре, через некоторое время, рай превратился в ад. Такое
происходит и сейчас.

Из друзей моих многие уехали кто в Америку, кто в Западную
Европу. В первых письмах они писали: мы живем в раю, у нас
всё есть. Но через какое-то время рай превращался в ад. И
в письмах был крик: «Что делать? Здесь всё в кредит.
И если я вовремя не выплачу его, у меня всё отберут. Даже
воду из бассейна выкачают и заберут. Газон скатают и
увезут…» И даже: «У меня могут отобрать
детей».

Очень часто рай оказывается адом – если оценивать,
что такое рай и что
такое ад, исходя из чисто плотских критериев, мирского
понимания. И человек должен быть осторожен в своих оценках
окружающей реальности и действительности. Особенно в наше
время. Потому что то, что нам
кажется хорошим и благоприятным,
может быть и не таким на самом деле. Может за ярким
фасадом скрывать черную суть.

Да, Лот и его домашние не усвоили «привычек»
жителей Содома и Гоморры, не творили их
«подвигов». И спаслись, покинув Содом. Но
спаслись ли? И действительно ли покинули Содом?

Содом уже жил в их сердцах. Жена Лота
обернулась, чтобы позлорадствовать тому, что город гибнет,
а она жива. За это Бог и наказал ее: она тоже погибла. И
Лоту не удалось избежать участи Содома, как он думал.
Потому что это Содом толкнул его дочерей на то, чтобы они,
напоив отца вином, развратничая с ним, совершали грех
кровосмешения.

Пребывание в Содоме не останется без последствий. Нельзя
спокойно покинуть его и потом жить, считая, что всё в
порядке. Вот ты думаешь, что поедешь на
Запад – в Европу, в Америку, заработаешь там
денег, вернешься в Россию и заживешь счастливо. Нет! Без
потерь этого не произойдет. Обязательно будут какие-то
потери, сложности – и прежде всего эти сложности
ударят по нашим детям. И иногда очень больно. В одной
знакомой мне семье, долго жившей в Америке, потом просто
мучились с ребенком. Он говорил по-русски с акцентом, все
жизненные интересы его поменялись. Повезли ребенка к
старцу. И старец сказал: чадо это надо посылать на
отчитку!

Давайте помнить библейские уроки.

22 октября 2015 г.

Соляной Столп. Жена Лота

Май 11th 2011 —

Соляной Столп. Жена Лота

Бытие:19.26 Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом. Прем 10, 7. Лк 17, 32.

Соляной Столп. Жена Лота

Как эту историю излагает Иосиф Флавий в «Йудейской Войне»: «Озеро имеет пятьсот восемьдесят стадий в длину, простираясь до Цоара в Аравии, и сто пятьдесят стадий ширины. К нему примыкает область Содома, некогда богатая своим плодородием и благосостоянием городов, ныне же всецело выжженная. Она, как говорят, вследствие греховности ее жителей была уничтожена молнией. Еще теперь существуют следы ниспосланного Богом огня и еще теперь можно видеть тени пяти городов». (4:8:4) Он же — в «Иудейских древностях»: Лот, которого Господь предупредил о предстоящем уничтожении содомитян, удалился со своею женою и двумя дочерьми; последние были еще девушками; женихи же их не согласились уйти вместе с ними, так как не придавали словам Лота значения. Затем Господь поразил город огненными молниями, сжег его вместе с жителями и равным образом опустошил пожаром всю область, как это я раньше рассказывал уже в «Иудейской войне». Жена Лота, которая во время бегства, вопреки запрещению Господа Бога, постоянно обращалась назад в сторону города, выражая страшное любопытство, была обращена в соляной столб. Последний я видел лично: он сохранился по сей день. Сам же убежал со своими дочерьми в небольшое место, оставшееся нетронутым огнем. Оно до сих пор называется Цоор, что по-еврейски значит «малость». Здесь он затем бедственно прожил некоторое время, в удалении от людей и чувствуя недостаток в припасах. Полагая, что весь род людской уничтожен, девушки (дочери Лота) сблизились с отцом своим, но сделали это так ловко, что он сам этого не заметил; поступили же они таким образом, чтобы не остаться без потомства. От них действительно родилось двое мальчиков: от старшей Моав, что значит «от отца», а от младшей Амман, какое имя означает «сын племени». Первый из них является родоначальником моавитян, которые до сих пор еще представляют весьма большой народ, а второй — аммонитян. Оба эти племени живут в Келесирии — таково-то было удаление Лота из области содомитской». (1:11:4-5) Из сочинения, называемого «Житие и хожение Даниила, игумена Русской земли»: О гробе Лота, что в Сигоре. Оттуда до Сигора две версты. Здесь находится гроб Лота и двух его дочерей, в двух гробах. В горе большая пещера, в нее вбежал Лот со своими дочерями. Здесь недалеко городище первых людей, было оно на горе той высокой и зовется Сигор. Более одной версты от этого места, на взгорье к югу от Сигора, стоит столпом каменным жена Лота. А от жены Лота до Содома две версты. И по сей день в Иордании, чуть севернее развалин древнего Цоара (ас а-Сафи), имеет место быть Дир а-Лут, монастырь Лота.

Соляной Столп. Жена Лота

Соляной Столп. Жена Лота

Соляной столб — жена Лота

Соляной столб — жена Лота

Соляной столб — жена Лота

Pages: 1

Лот и его семья

Сохранить в PDFПечатная версия

Лот — сын Арана, брата Авраама, племянник нашего праотца. Он был так же братом Сары, жены Авраама. Отец Лота рано умер, и его воспитанием занимался Авраам.

Когда наш праотец, руководясь повелением Творца, вышел из Ур Касдима по направлению в Святую Землю (тогда его еще звали Аврам, но мы будем называть его тем именем, под которым он больше всего известен в истории), его племянник Лот пошел вместе с ним. Он сопровождал Авраама и Сару и когда был голод, вместе с ними спустился в Египет, а затем вернулся в Святую Землю.

Из Египта в Святую Землю Лот, как и Авраам, возвращался с большим богатством, с тучными стадами. Благодаря дяде он очень разбогател. Авраам не разрешал своим пастухам пасти стада на чужих лугах, а Лот пренебрегал этим принципом дяди. На этой почве между Авраамом и Лотом возникают разногласия, а между их пастухами — распри. Тогда Авраам говорит Лоту: «Отделись же от меня! Если ты налево, то я направо, а если ты направо, то я налево» (Берешит, 13:9).

Лот смотрит на долину Иордана, которая была цветущей, «как сад Господа», и решает пойти по ней на восток, по направлению богатого города Сдома, в надежде, что там его богатство умножится еще больше. В погоне за богатством он пренебрегает тем, что у жителей Сдома дурная слава людей злых и весьма испорченных: они предавались разврату, служили идолам, убивали и грабили друг друга, а также всех, кто приходил в этот город.

Отделившись от Авраама, на самом деле Лот как бы отделился и от Бога Авраама. Он сказал: «Не хочу ни его, ни его Бога!»

После того, как Лот и Авраам разошлись в разные стороны, спустя некоторое время (Лот успел жениться, и у него родились и подросли две дочери) царь Эйлама Кедорлаомер со своими союзниками вышел на войну со Сдомом и мелкими царствами, расположенными вокруг него. Кедорлаомер одерживает победу и берет в плен многих жителей Сдома, в том числе Лота и его семью.

Авраам, узнав о том, что его племянник в плену, с горсткой преданных ему людей нападает на победителей, одерживает блистательную победу и спасает племянника. Больше Тора не рассказывает об их встречах — эта последняя; кроме того, ни до, ни после этого события наш праотец не вел войн. А спасенный Лот с семьей и имуществом возвращается в Сдом, как к себе домой.

Когда ропот людей на грехи жителей Сдома переполнил чашу терпения Всевышнего, Он послал ангелов стереть этот город и его окрестности с лица земли. А Лот – как богатый, почетный гражданин – сидел у ворот Сдома. И, когда ангелы пришли в город, чтобы выполнить свою миссию (а пришли они сюда после того, как побывали у Авраама), Лот, увидев их, пригласил к себе в гости.

Находясь у Лота, ангелы рассказали ему как племяннику Авраама, для чего они явились, и посоветовали, чтобы спастись от гибели, взять семью и бежать со всем, что у них есть, не мешкая и ни в коем случае не оглядываясь.

Жена Лота родилась и выросла в Сдоме, ей была чужда даже слабая склонность мужа к добру и совсем не хотелось уходить из дома. Несмотря на предупреждение ангелов, в какой-то момент она все-таки обернулась, чтобы в последний раз взглянуть на Сдом — и в тот же миг получила наказание, превратившись в соляной столп.

Этот столп существовал еще во времена мудрецов Талмуда, и в Талмудический период было известно его точное местонахождение. Талмуд в трактате Брахот (54 б) постановляет, что, видя этот столп, следует сказать благословение «Благословен Ты… истинный Судья».

Подробнее об этом читайте тут.

Лот с двумя дочерями бежал, а под ногами у них дрожала земля, все ходило ходуном, валил дым, воздух был насыщен запахом серы и пеплом. Казалось, уже разрушен весь мир, человечество погибло! Укрывшись в горах, в пещере, дочери Лота решили, что теперь они должны возродить человечество и родить детей, чтобы этот мир окончательно не обезлюдел. Они не видели другого способа решить проблему, поэтому напоили допьяна отца вином и поочередно вступили с ним в связь. От этой связи у каждой родилось по сыну. Старшая дочь Лота назвала своего сына Моав (что значит «от моего отца») — и он стал праотцом моавитян, а младшая была немного скромней и назвала сына Амон («мой народ»), и он стал тоже праотцом народа — амонитян.

Report

Дети Лота: библейский урок

Один выбор, две совершенно разные истории. Дядя проявляет смирение перед племянником – неслыханное поведение для сурового ветхозаветного времени. Авраам, чтобы избежать разногласий, уступает Лоту лучшие земли. Название одного из городов, где Лот раскинул шатры, – Содом. Оно стало нарицательным. Содом был цветущим и богатым городом. Его жители ни в чем не нуждались. Авраам пошел в противоположную от Содома сторону. И стал великим в веках. Как эта история снова и снова повторяется в наши дни? К чему приводит беззаботная жизнь, духовная глухота и желание получить от жизни всё? Об актуальности и злободневности ветхозаветного эпизода из Книги Бытия рассуждает протоиерей Олег Стеняев.

***


Бегство из Содома

«И у Лота, который ходил с Аврамом, также был мелкий и крупный скот и шатры. И непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе. И был спор между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова; и Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле. И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники; не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево.

Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская; и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга.

Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома. Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом».

(Быт. 13: 5–13)

Сказано, что земля была непоместительна для людей Авраама и для людей Лота. Их было очень много. Хозяйство Авраама и хозяйство Лота. Рабы Авраама и рабы Лота. Свидетельство того, что благословил Бог не только дом Авраама, но и дом Лота, который был тогда в единстве с домом Авраама. А позже, уже после того как отделился Лот от Авраама, оскудело хозяйство Лотово, и покидает он Содом и Гоморру только с малым семейством – с ним его жена и двое дочерей, и более никого.

Когда Лот выбирал для себя землю, в которой будет жить, Авраам дал ему право решать, куда идти, сказав: «Выбери, какую тебе. Ты пойдешь направо – я налево. Ты пойдешь налево – я направо». Так вот: Лот выбирал плотскими очами. Он увидел землю Содома и Гоморры. И, как сказано в Библии, для него она была словно сад Господень. Как рай! Он именно так оценил эти земли. Но вскоре, через некоторое время, рай превратился в ад. Такое происходит и сейчас.

Из друзей моих многие уехали кто в Америку, кто в Западную Европу. В первых письмах они писали: мы живем в раю, у нас всё есть. Но через какое-то время рай превращался в ад. И в письмах был крик: «Что делать? Здесь всё в кредит. И если я вовремя не выплачу его, у меня всё отберут. Даже воду из бассейна выкачают и заберут. Газон скатают и увезут…» И даже: «У меня могут отобрать детей».

Очень часто рай оказывается адом – если оценивать, что такое рай и что такое ад, исходя из чисто плотских критериев, мирского понимания. И человек должен быть осторожен в своих оценках окружающей реальности и действительности. Особенно в наше время. Потому что то, что нам кажется хорошим и благоприятным, может быть и не таким на самом деле. Может за ярким фасадом скрывать черную суть.

Да, Лот и его домашние не усвоили «привычек» жителей Содома и Гоморры, не творили их «подвигов». И спаслись, покинув Содом. Но спаслись ли? И действительно ли покинули Содом?

Содом уже жил в их сердцах. Жена Лота обернулась, чтобы позлорадствовать тому, что город гибнет, а она жива. За это Бог и наказал ее: она тоже погибла. И Лоту не удалось избежать участи Содома, как он думал. Потому что это Содом толкнул его дочерей на то, чтобы они, напоив отца вином, развратничая с ним, совершали грех кровосмешения.

Пребывание в Содоме не останется без последствий. Нельзя спокойно покинуть его и потом жить, считая, что всё в порядке. Вот ты думаешь, что поедешь на Запад – в Европу, в Америку, заработаешь там денег, вернешься в Россию и заживешь счастливо. Нет! Без потерь этого не произойдет. Обязательно будут какие-то потери, сложности – и прежде всего эти сложности ударят по нашим детям. И иногда очень больно. В одной знакомой мне семье, долго жившей в Америке, потом просто мучились с ребенком. Он говорил по-русски с акцентом, все жизненные интересы его поменялись. Повезли ребенка к старцу. И старец сказал: чадо это надо посылать на отчитку!

Давайте помнить библейские уроки.

Цепная реакция

Если мы говорим о таких ситуациях, когда человек видит как бы в пророческом видении нечто, но не понимает точного значения в контексте временных рамок, с кем именно и когда произойдет то, что ему явлено и дано увидеть, — то таких ситуаций было еще несколько.

Например, жена Потифара видела будущее: для нее открыли, что из ее дома будет Йосефу потомство. Но ее эгоизм — будто пелена — застлал истинное значение этого видения, и она ошиблась. Ее толкование оказалось неверным. Жена Йосефу была дана через ее дом, но не от нее, а через Аснат, которая у нее воспитывалась, но была внучкой Яакова.

То же мы видим с Корахом. Он видел, что из его потомков выйдет будущий Шмуэль-пророк. И решил, что цель оправдывает средства. Можно свергать Моисея — ничего ему за это не сделают! Корах ошибся, его эгоизм внес неточность в картину восприятия им будущего. Шмуэль родится действительно от сыновей Кораха, но они станут достойными этого вследствие раскаяния, которое совершат (проваливаясь сквозь землю, уже на пути к геенне огненной).

Лот, убегая из Содома, немного промедлил. Слово «промедлил» в Торе отмечено музыкальными значками, которые называются «цепочка». Возможно, Лот не принимал опасность всерьез, потому что видел «цепочку», то есть потомство, которое должно будет от него произойти — вплоть до праведного Мошиаха.

Но есть разница между видением настоящего пророка, которому не грозит пострадать от эгоистического восприятия видения, и обычным человеком. Давайте же услышим то пророчество, с которым обращается к нам Ребе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector