Кем был авраам и почему он

Работать и наслаждаться

Но что делают многие христиане? Они пытаются заставить себя делать то, что они не могут делать. Есть вещи, которые они не хотят делать, но понимают, что Бог хочет, чтобы они их делали, поэтому изо всех сил стараются заставить себя делать их. Или они хотят что-то сделать, но знают, что Бог не хочет, чтобы они делали это. И вот они заставляют себя не делать этого. Они являются христианами по своим делам! Это совершенно неправильно. Это не Исаак, потому что при этом нет наслаждения.

Делать все нужно только посредством жизни, которую Бог дал нам во Христе. Эта жизнь сама делает то, чего хочет от нас Бог, она не принуждает нас что-либо делать. В то же время эта жизнь отворачивается от того, чего Бог не хочет от нас. Поэтому самим нам не нужно заставлять себя отворачиваться от того-то и того-то. Мы отвернёмся от всего этого непроизвольно. Делаем мы что-то или нет, все — непроизвольно. Не нужно ничего заставлять себя делать. Вот что такое Исаак. У Бога есть снабжение, и нам следует прийти к этому снабжению. Вот что означает быть Исааком. Когда Авраам собирался принести Исаака в жертву Богу, Исаак задал только один вопрос: «Где же агнец для всесожжения?» Это был его один-единственный вопрос. Отец же его ответил: «Бог усмотрит Себе агнца». Вот что отличает Исаака: он наслаждается снабжением Божьим.

Жертвоприношение Исаака Авраамом

В один день Господь позвал Авраама и велел: «возьми сына твоего, которого ты так любишь, Исаака и пойди в землю Мория. Там принеси его в жертву на одной из гор».

Авраам был безутешен, он не хотел терять любимого сына, но выполнил то, что Господь приказал ему — они с Исааком собрались в путь. Авраам и Исаак шли три дня, на третий день Авраам увидел гору, которую указал ему Господь.

Иссак знал, что они с отцом идут на гору для жертвоприношения, но не знал, кто станет жертвой. Он уточнил у Авраама, где же агнец? «Бог найдет себе агнца для всесожжения», — ответил Авраам.

На вершине горы он соорудил жертвенник для сына. Связав Исаака, Авраам занес над ним руку с ножом, когда его остановил ангел Господень: «не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня».

За верность Господу Авраам действительно стал отцом великого народа.

Сыновья Исаака и Ребекки стали зваться — Исавом и Иаковом

Первый младенец вышел из утробы матери, весь красный и весь в волосах, это и определило его имя — Исав. Это слово по-еврейски означало «волосатый». Затем родился его брат, который держался за пятку брата своего, именно поэтому его назвали — Иаков, что по-еврейски, значит, пятка.

Исав и Иаков — дети Исаака. Иаков был более кротким человеком, любил сосредоточенную жизнь. Отец больше всего любил Исава, а мать любила — Иакова. Сыновья Исаака очень часто разнились и ругались.

У Исаака и Ревекки родилось двое близнецов — Исав и Иаков. Отец больше всего любил Исава, а мать любила — Иакова

Исав — сын Исаака очень любил охотиться на зверей, и был как бы степным человеком. Иаков — любил более мирную пастушескую жизнь.

Однажды Исав вернулся с охоты, он был очень уставшим и голодным. У  Иакова он увидел, что стоит похлебка из чечевицы, тогда он попросил поесть. Когда Иаков сказал своему брату, чтобы тот уступил ему свое старшинство, так как Исав был старшим братом, и должен был после смерти отца стать начальником семьи.

За похлебку с чечевицей Исав отказался от старшинства в пользу своего родного брата — Иакова, когда вернулся сильно голодным и уставшим после охоты

Исав же сказал, что он умирает, на что ему сейчас это старшинство. Яков накормил брата, Исав и не пожалел, что продал право старшинства за простую чечевичную похлебку.

Бог Авраама

Сейчас под верой в Бога люди часто понимают веру в существование Бога или даже еще неопределеннее: веру в то, что «там что-то есть». Во времена Авраама люди не сомневались в существовании «чего-то там»; сама вера в сверхъестественное была обычной для всех времен и народов. Настолько секуляризованные культуры, как нынешняя Россия или Китай, — скорее исключение. Язычники верили в богов и, как ни странно, многие из них верили в существование Бога — Творца и Хранителя мироздания.

Язычник — и древний, и современный — вполне может признавать, что Творец существует; но существует где-то за кадром, с ним нет связи, нет никаких отношений. Язычник верит в существование грозных, таинственных и могущественных существ, которым он поклоняется и покровительства которых ищет. Эти существа, боги языческого мира, представлялись могущественными — но не всемогущими; они напоминали правящий класс человеческого общества: со своими страстями и пороками, со своей подковерной борьбой и междоусобицами. Часто между богами и людьми предполагалась определенная взаимная зависимость: люди нуждались в благоволении богов, а боги — в жертвоприношениях, совершаемых людьми. Боги могли буквально оголодать, если им перестанут приносить жертвы, как в комедии Аристофана «Птицы», где боги попали в очень сложное положение из-за того, что птицы стали перехватывать дым от жертвоприношений.

Отношения язычников с богами — это отношения с сильными союзниками, и отношения довольно прагматические. Урожай в этой долине или удача в бою в этих горах зависят от местных божеств — что же, почтим и их. Эти боги чаще всего были вне морали — не то чтобы особенно злыми, а просто интересовались не нравственностью, а жертвоприношениями. И такого рода язычество не умерло и в наши дни: как дикари, которые мажут идолов жертвенной кровью, некоторые наши современники подходят к православным обрядам с чисто языческих позиций — даже бандиты перед разборкой заказывают молебен, а домушники берут с собой на дело икону.

Вера в языческих богов не требует пересмотра своей жизни, не требует покаяния — им надо только уделять некоторую долю почитания и приношений. Но Авраму открывается совсем другой Бог: Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен (Быт 17:1). С этим Богом нельзя установить отношения «ты мне — я тебе»; Его благоволение нельзя купить за принесенного в жертву барана или за заказанный молебен. Этот Бог требует, чтобы мы полностью предали Ему свою жизнь, ходили (то есть жили — С. Х.) перед Ним и были непорочны.

Авраам

Авраам жил в стране Халдейской, недалеко от Вавилона. Он был потомком Сима и, со всем своим семейством, сохранил истинную веру в Бога. Он был богат, имел много скота, серебра и золота, и много слуг; но не имел детей и скорбел об этом. Бог избрал праведного Авраама, чтобы сохранить истинную веру, через его потомство, для всего человечества. А чтобы оградить его и его потомство от родного ему языческого народа (потому что среди родных людей — язычников скорее можно было научиться идолопоклонству), Бог явился Аврааму и сказал: «Выйди из земли твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе. Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя и возвеличу имя твое. И благословятся в тебе все племена земные», то есть в этом народе — в его потомстве, со временем родится обещанный первым людям Спаситель мира, Который благословит все народы земли. Аврааму было в то время семьдесят пять лет. Он повиновался Господу, взял жену свою Сарру, племянника Лота и все имение, которое они приобрели, всех слуг своих, и переселился в землю, которую указал ему Господь. Земля эта называлась Ханаанскою и была весьма плодородна. Там жили тогда хананеяне. Это был один из самых нечестивых народов. Хананеяне были потомками Ханаана, сына Хамова. Здесь Господь снова явился Аврааму и сказал: «Всю землю, которую ты видишь, Я дам тебе и твоему потомству». Авраам устроил жертвенник и принес Богу благодарственную жертву. После этого земля Ханаанская стала называться обетованною, то есть обещанною, так как Бог обещал дать ее Аврааму и его потомству. А теперь она называется Палестиною. Находится эта земля на восточном берегу Средиземного моря, и по средине ее протекает река Иордан. Когда стада Авраама и Лота так размножились, что им становилось вместе тесно и между их пастухами стали происходить непрестанные споры, тогда они решили дружелюбно разойтись. Авраам сказал Лоту: «Да не будет раздора между нами, так как мы родственники. Не вся ли земля пред тобою? Отделись же от меня; если ты — направо, то я — налево». Лот выбрал себе долину иорданскую и поселился в Содоме. А Авраам остался жить в земле Ханаанской и поселился близ Хеврона, у дубравы Мамры. Там около дуба Мамрийского, он раскинул свой шатер и устроил жертвенник Господу. Этот дуб Мамрийский и до сих пор еще растет в Палестине, около города Хеврона. Спустя немного времени после того, как Лот поселился в Содоме, соседний царь Еламский напал на Содом, разгромил город и взял в плен людей и имущество. В числе пленников был и Лот. Авраам, узнав об этом, тотчас же собрал своих слуг (318 человек), пригласил на помощь соседей, догнал неприятеля, напал на него и отбил всю добычу. Когда Авраам возвращался, его встречали с торжеством. Мелхиседек, который был священником Бога Всевышнего и царем Салимским, принес Аврааму в дар хлеб и вино и благословил его. О Мелхиседеке — его происхождении и смерти ничего неизвестно. Имя Мелхиседек значит царь правды: слово салим значит мир. Мелхиседек прообразовал собою Иисуса Христа: как Мелхиседек был вместе священником и царем, так и Иисус Христос есть Первосвященник и Царь. Как о Мелхиседеке не указано ни начала, ни конца жизни его — он как бы во веки жив, — так и Христос есть вечный Бог, Царь и Первосвященник; и мы называем Иисуса Христа — Первосвященником во век по чину Мелхиседекову. И как Господь наш Иисус Христос дал нам под видом хлеба и вина тело и кровь Свою, т. е. св. причастие, так и Мелхиседек, прообразовавши Спасителя, принес Аврааму хлеб и вино, и как старший благословил Авраама. Авраам с благоговением принял от Мелхиседека благословение и подарил ему десятую часть своей добычи. Примечание: см. Библию, в кн. «Бытие»: главы 12, 14, 15, 16, 17.

За что Бог возненавидел Исава, но возлюбил Иакова?

Чтобы понять, почему Бог возлюбил Иакова, но возненавидел Исава, нам надо смотреть на контекст книги Малахии и контекст всего Ветхого Завета

Нам также важно помнить, что этот отрывок цитируется и в Послании к Римлянам:. Прежде всего стоит сказать, что Бог точно не ненавидел Исава! Бог невероятно благословил Исава, сделав его отцом и правителем Едома, Бог дал ему множество детей, земель, крупного рогатого скота, верблюдов, овец и многого другого

Бог очень любил Исава и сильно его благословил

Прежде всего стоит сказать, что Бог точно не ненавидел Исава! Бог невероятно благословил Исава, сделав его отцом и правителем Едома, Бог дал ему множество детей, земель, крупного рогатого скота, верблюдов, овец и многого другого. Бог очень любил Исава и сильно его благословил.

Тем не менее во исполнение пророчества и в качестве прообраза того, что затем Бог сделал в Иисусе Христе, Бог избрал Иакова/Израиль, второго сына, чтобы через него, а не через Исава, послать благословения. Иаков стал отцом израильской нации. Подобно Исааку, второму сыну Авраама, который был избран дитём обетования и через которого затем произошел Мессия. Дело не в том, что Бог ненавидел Исава (хотя я понимаю, что именно так буквально сказано в книге Малахии и Послании к Римлянам). Дело в том, что Бог избрал Иакова. Бог выбрал Исаака. Бог избрал иудеев, и Бог избрал христиан, истинных детей Авраама (об этом вы можете прочесть в 4-й главе Послания к Римлянам).

Давайте теперь посмотрим на Книгу пророка Малахии. Израиль начинает обвинять Бога в том, что Он их больше не любит и больше не благословляет так, как они того хотели бы. Бог говорит им, что Он возлюбил Иакова. Другими словами, иудеи всегда были избранным народом Божьим. Проблема была не в том, что Бог перестал любить иудеев. Проблема была в том, что иудеи перестали быть верными Богу. Для вас это станет очевидно, если вы прочтете 1 и 3 главу книги Малахии полностью. Бог не ненавидел Исава. Бог просто пытается показать, что Он по-прежнему любит Израиль и Его избранный народ. Еще раз скажу, что проблема не в том, что Бог перестал их любить, а в том, что они перестали быть Ему верными. Бог хочет благословлять Его избранных людей, которых Он всегда любил, но их неверность не дает Ему сделать это.

Архиеп. Никифор (Феотокис)

Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов

Явствует, что Евангелист с намерением хотел представить числом три четыренадесятицы. Ибо во второй четыренадесятице, то есть, от Давида до преселения Вавилонского, хотя умолчал о трех именах – Охозии, Иоаса и Амассии, также и о имени Иоакима и о упоминаемом имени в третьей четыренадесятице – Иехонии, однако без всякой премены так написал: «от Давида до преселения Вавилонскаго родове четыренадесяте». Но понеже невозможно нам и думать, что Евангелист напрасно и без всякой причины старался написать три четыренадесятицы: очень вероятным кажется, что и четыренадесятое число и три четыренадесятицы заключают таинственный смысл, изъявляющий Божественные вещи. Богослов Григорий, сделав замечание на родословие, описанное Лукою, в том, что Христос был седмьдесять седмый от Адама, показал в своем поучении на день Пятидесятницы, рассуждая о седьмочисленном числе, и о седмьдесять седьмом от Адама до Христа. И хотя ничего не сказал о трех Матфея четыренадесятицах, однако подал нам случай к дальнейшему умствованию. Седьмое число значит, кроме другого, покой Господа от дел: «и почи», пишется, «в день седмый от всех дел Своих, яже сотвори» (Быт. 2:2). Но как есть дело Божие творение мира, так его и возобновление: было же возобновление чрез воплощение. Ибо и Сам Спаситель наш тако говорил: «дело соверших, еже дал Ми еси, да сотворю» (Ин. 17:4); также и вися на Кресте: «совершишася!» Что ж совершилось? Известно, яко дело спасения. Два убо суть дела Божия, творение и возобновление мира: а следственно, два и покоя из сих дел. Поколику же дважды седмь делает четыренадесять, того для четыренадесятое число означает сии два покоя. Представляет убо Евангелист три четыренадесятицы, да сим покажет покой Пресвятой Троицы от сих двух дел. Изложив же тако таинственным образом Христово родословие, начинает описывать и безсеменное Спасителя воплощение, говоря: «Иисус Христово рождество сице бе: обрученней убо бывши Матери Его Марии Иосифови, прежде даже не снитися има, обретеся имущи во чреве от Духа Свята.»

Толкование на Евангелие от Матфея в неделю пред Рождеством Христовым.

Лопухин А.П.

Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов

Слово “всех” относится ближе всего к родам, исчисленным Матфеем от Авраама до Давида. В последующих выражениях стиха евангелист этого слова не повторяет при исчислении дальнейших родов. Поэтому самое простое объяснение слова “всех” заключается, по-видимому, в следующем. Евангелист говорит “всех, указанных мною в настоящем родословии родов от Авраама до Давида” и проч. Число 14 едва ли было священным у евреев, хотя и сложено из повторенного священного числа 7. Можно думать, что евангелист, насчитав от Авраама до Давида четырнадцать родов, а также от Иехонии до Христа, хотел показать некоторую округленность и правильность в исчислении родов, почему принял число 14 и для среднего (царского) периода своего родословия, выпустив с этою целью некоторые роды. Прием этот несколько искусствен, но вполне согласен с обычаями и мышлением иудеев. Нечто подобное встречается в Быт. 5:3 и след., 11:10 и след., где от Адама до Ноя и от Ноя до Авраама исчисляются до 10 родов. Под родами разумеются поколения — от отца к сыну.

Таким образом родословие Христа по Матфею можно представить в следующем виде:
I. Авраам, Исаак, Иаков, Иуда, Фарес, Есром, Арам, Аминадав, Наассон, Салмон, Вооз, Овид, Иессей, Давид.
II. Соломон. Ровоам, Авия, Аса, Иосафат, Иорам, Озия, Иоафам, Ахаз, Езекия, Манассия, Амон (Амос), Иосия, Иоаким.
III. Иехония, Салафииль, Зоровавель, Авиуд, Елиаким, Азор, Садок, Ахим, Елиуд, Елеазар, Матфан, Иаков, Иосиф, Иисус Христос.

Толковая Библия.

Повествование Бытия

Рождение

Патриарху Аврааму было предсказано, что у него будет сын и что его имя будет Исаак. Когда Аврааму исполнилось сто лет, от первой жены Сарры у него родился сын. Хотя это был второй сын Авраама (первым сыном Авраама был Измаил вместе с Агарь ), он был первым и единственным ребенком Сарры.

На восьмой день после его рождения Исаак был обрезан , как это было необходимо для всех мужчин в доме Авраама, чтобы соответствовать завету Яхве .

После того, как Исаака отняли от груди, Сара увидела, что Измаил насмехается, и призвала своего мужа изгнать рабыню Агарь и ее сына, чтобы Исаак стал единственным наследником Авраама. Авраам колебался, но по повелению Бога он послушался просьбы своей жены.

Привязка

Akedah , мозаика на полу Beit Alfa Синагога

В какой-то момент в юности Исаака его отец Авраам взял его на гору Мориа . По повелению Бога Авраам должен был построить жертвенник и принести в жертву своего сына Исаака. После того, как он привязал своего сына к жертвеннику и вытащил нож, чтобы убить его, в последний момент ангел Божий помешал Аврааму продолжить путь. Вместо этого ему было приказано принести в жертву находившегося поблизости барана, застрявшего в зарослях.

Рождение Исава и Иакова, нарисованное Бенджамином Уэстом

Семейная жизнь

Прежде, чем Исааку исполнилось 40 (Быт. 25:20), Авраам послал Элиэзера , своего управителя, в Месопотамию, чтобы найти жену для Исаака из семьи его племянника Вафуила . Елиезер выбрал Исааку арамейскую Ревекку . После многих лет брака с Исааком Ревекка все еще не родила ребенка и считалась бесплодной. Исаак помолился за нее, и она забеременела. Ревекка родила мальчиков-близнецов, Исава и Иакова . Исааку было 60 лет, когда у него родились два сына. Исаак поддержал Исава, а Ревекка — Иакова.

В рассказах об Исааке не упоминается, что у него были наложницы.

Миграция

Исаак переехал в после смерти отца. Когда в стране начался голод, он перебрался в филистимскую землю Герар, где когда-то жил его отец. Эта земля все еще находилась под контролем царя Авимелеха, как и во времена Авраама. Как и его отец, Исаак обманул Авимелеха насчет своей жены и тоже занялся колодцами. Он вернулся ко всем колодцам, которые выкопал его отец, и увидел, что все они засыпаны землей. Филистимляне сделали это после смерти Авраама. Итак, Исаак выкопал их и начал рыть колодцы вплоть до Беэр-Шевы , где он заключил договор с Авимелехом, как и во времена своего отца.

Исаак благословляет своего сына, картина Джотто ди Бондоне

Право первородства

Исаак состарился и ослеп. Он позвал своего сына Исава и велел ему добыть для него оленины, чтобы получить благословение Исаака. Пока Исав охотился, Иаков, послушавшись совета своей матери, обманул своего слепого отца, представив себя Исавом, и таким образом получил отцовское благословение, так что Иаков стал основным наследником Исаака, а Исав остался в более низком положении. Согласно Бытие 25: 29–34, Исав ранее продал свое первородство Иакову за «хлеб и тушеное мясо из чечевицы». После этого Исаак послал Иакова в Месопотамию, чтобы он взял жену из дома брата его матери. Проработав 20 лет на своего дядю Лавана , Иаков вернулся домой. Он примирился со своим братом-близнецом Исавом, затем он и Исав похоронили своего отца Исаака в Хевроне после того, как он умер в возрасте 180 лет.

Семейное древо

Фарра
Сара Авраам Агарь Haran
Нахор
Измаил Милка Много Иска
Измаильтяне 7 сыновей Bethuel 1-я дочь 2-я дочь
Исаак Ребекка Лаван Моавитяне Аммониты
Исав Иаков Рэйчел
Bilhah
Эдомитяне Зилпа
Лия
1. Рувим 2. Симеон 3. Левий 4. Иуда 9. Иссахар 10. Завулон Дина  (дочь) 7. Гад 8. Ашер 5. Дан. 6. Нафтали. 11. Джозеф 12. Вениамин

Блж. Феофилакт Болгарский

Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов

Матфей разделил роды на три части, чтобы показать иудеям, что находились ли они под управлением судей, как это было до Давида, или под управлением царей, как это было до переселения, или под управлением первосвященников, как это было пред пришествием Христа, — они не получали от этого никакой пользы в отношении к добродетели и нуждались в истинном судии, царе и первосвященнике, который есть Христос. Ибо, когда прекратились цари, по пророчеству Иакова, пришел Христос. Но каким образом от переселения Вавилонского до Христа четырнадцать родов, когда их оказывается только тринадцать? Если бы в состав родословия могла входить женщина, то мы причислили бы и Марию и восполнили число. Но женщина не входит в родословие. Как же это разрешить? Некоторые говорят, что Матфей поставил в счет переселение, как лицо.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Библия об Аврааме

И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение. — Быт.12:1,2

Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана. И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую. — Быт.12:4,5

И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки, и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет… — Быт.13:14-16

…и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, — и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. дал ему десятую часть из всего. — Быт.14:18-20

И взял Авраам Измаила, сына своего, и всех рожденных в доме своем и всех купленных за серебро свое, весь мужеский пол людей дома Авраамова; и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как сказал ему Бог. Авраам был девяноста девяти лет, когда была обрезана крайняя плоть его. — Быт.17:23,24

От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд… — Быт.18:18,19

Сарра зачала и родила Аврааму сына в старости его во время, о котором говорил ему Бог; и нарек Авраам имя сыну своему, родившемуся у него, которого родила ему Сарра, Исаак; и обрезал Авраам Исаака, сына своего, в восьмой день, как заповедал ему Бог. Авраам был ста лет, когда родился у него Исаак, сын его. — Быт.21:2-5

И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе. — Быт.22:1,2

Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. — Быт.22:11,12

Авраам был уже стар и в летах преклонных. Господь благословил Авраама всем. — Быт.24:1

Прот. Иоанн Бухарев

Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его

В родословии св. Матфей указывает только главы родов, от которых имел произойти Спаситель. Потому в нем не упоминаются другие дети Авраама, кроме Исаака и т.д. Родословие начато св. Матфеем с Авраама, так как он есть отец верующих людей и первый патриарх еврейского народа, от которого произошел Спаситель. Когда после потопа люди забыли истинного Бога, а вместо Него начали поклоняться ложным богам, и оставался только один чтитель Истинного Бога – Авраам, то Бог, для сохранения истинной веры, переселил его из той земли, где он жил, в другую. Авраам и происшедший от него еврейский народ сохранили истинную веру в Бога и обещанного Спасителя.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Начало духовного пути — Авраам против язычества

Фарра, отец Авраама, был ремесленником в Халдейском городе Ур. Он искусно вырезал по дереву и его основными изделиями были деревянные идолы.

Молодой Авраам часто думал, какой из деревянных истуканов создал землю, небо, человека, звезды. Постепенно он пришел к монотеизму, то есть — поверил в  истинного единого Бога.

После этого у Авраама с Фаррой были споры. Однажды сын, когда отца не было дома, разрубил деревянные фигурки. Он хотел показать, что боги, в которых верил Фарра – ложные. «Как же эти истуканы могли создать землю и звезды, если спасти самих себя не могут?» — спрашивал Авраам у отца.

Однажды Всевышний приказал Аврааму обрезать крайнюю плоть, и он сделал это. Также обрезал и своих домочадцев мужского пола. Это был знак, что от Авраама произойдет великий народ, верный Богу.

Обрезание — видимый знак завета между Авраамом и Богом. Поэтому  ортодоксальные евреи до сих пор придерживаются этого обычая.

Жертвоприношение Авраама

Однажды Господь решил серьёзно испытать на прочность веру Авраама. Он приказал своему пророку принести в жертву Ему своего сына. Конечно, нельзя передать, что в тот момент почувствовал отец, но все же вера в нем была сильнее, чем отеческая любовь.

Как-то они пошли на прогулку, и он приказал слугам подождать их у горы. Он объяснил им, что хочет вместе с сыном принести всесожжения для Господа. Так Авраам забрал Исаака и поднялся с ним на вершину. По дороге мальчик все спрашивал, что же они будут сжигать, ведь у них даже нет никакой жертвы. Эти вопросы терзали сердце отцу. Когда они поднялись, то пророк приготовил жертвенник и положил на него Исаака. Но как только Авраам занес над ним нож, Господь подал голос Свой к нему и запретил убивать сына. Он увидел, что действительно великую веру имеет Авраам.

Как справиться с гневом

Примирение Иакова и Исава произошло потому, что оба брата изменились. Когда Иаков присвоил и первородство, и благословение с помощью хитрости и обмана, он не думал о том, что чувствует Исав. Только в Харане, испытав на себе хитрость и обман Лавана, он сумел понять, как сам, должно быть, обидел брата. Если бы Иаков повел себя так же по отношению к Лавану, желая его смерти или разорения, ни о каком примирении не могло бы быть и речи. К счастью, несмотря на то, что с ним обошлись несправедливо, Иаков не жаловался и не таил злобы, которая могла бы отравить его душу. Вместо этого он простил своего дядю и усердно служил ему, хотя Лаван много раз обманывал его. Глубокая любовь Иакова к Рахили помогла ему стерпеть и преодолеть все испытания. Через страдания, которые ему пришлось перенести, его сердце и душа очистились и укрепились. Не правда ли, когда к нам относятся несправедливо, мы часто начинаем обижаться, злиться и жаловаться, обвиняя во всем своих недругов? Однако лучше остановиться и подумать. Мы можем задуматься о нашей прошлой жизни и вспомнить случай, когда мы сами были с кем-то несправедливы. Может быть, мы просто пожинаем то, что сами посеяли? Даже если мы не можем вспомнить за собой никаких неправедных поступков, месть ничего не решит. Она будет умножать несправедливость, и к тому же наш характер будет становиться только хуже.

Библейское повествование

Ангел препятствует жертвоприношению Исаака. Рембрандт

Рождение и детство

Исаак — единственный сын Авраама от Сарры, родившийся чудесным образом, когда Сарре было 90 лет, и у неё миновал детородный возраст и прекратились менструации (Быт. ), а Аврааму было 100 лет.

Рождение Исаака было обещано Богом Аврааму:

и позже, во время встречи в дубраве Мамре:

Имя «Исаак» было предопределено Богом, его смысл перекликается с рядом библейских эпизодов: услышав от Бога, что Сарра родит ему сына,

Услышав в дубраве Мамре предсказание о рождении сына, Сарра смеётся про себя и уверяет Бога, что она не смеялась, а Господь настаивает: «Ты рассмеялась» (Быт. ), после рождения Исаака Сарра говорит:

Когда мальчику было 8 дней отроду, он был обрезан (Быт. ), став первым, обрезанным в этом возрасте по заповеди, данной Богом:

Оберегая своего сына Исаака, Сарра потребовала от Авраама, чтобы он отослал от себя Исмаила, сына рабыни Агари; сначала Авраам противился этому, но затем, по повелению Бога, согласился с желанием жены, и Исаак сделался единственным наследником (Быт. ).

Жертвоприношение Исаака

Глава 22 книги Бытие (Быт. ) рассказывает, что испытывая Авраама, Бог приказал ему принести сына в жертву на горе Мориа. Исаак с кротостью повиновался своему отцу, дал связать себя и положить на жертвенник. Когда жертвенный нож был уже занесён над ним, ангел удержал руку Авраама, и вместо Исаака был принесён в жертву Богу баран.

Дальнейшая жизнь

На тридцать седьмом году своей жизни Исаак потерял мать, и вскоре после этого Авраам поручил своему домоправителю Элиезеру отправиться на родину его, в Арам, и там выбрать для Исаака жену. Элиезер выбрал Ревекку, внучку брата Авраама, Нахора. Исааку было около 40 лет, когда он женился на Ревекке (Быт. ). В течение двадцати лет Исаак и Ревекка были бездетны, однако Исаак не брал себе других жён или наложниц; наконец молитвы Исаака были услышаны Богом, и Ребекка родила сразу двух сыновей — Исава и Иакова.

Явившийся Исааку Бог подтвердил ему свой завет с Авраамом:

Потребовав не покидать земли Ханаана; получив благословение Бога, Исаак кочевал по Ханаану, стал владельцем стад мелкого и крупного скота и множества пахотных полей с небывалым урожаем (Быт. ); когда Исаак стоял в Вирсавии (Беэр-Шева), во сне ему вторично явился Бог и снова подтвердил завет ().

За исключением случая с благословением Иакова, жизнь Исаака после жертвоприношения прошла без других выдающихся событий.

Исаак умер в Хевроне, 180 лет от роду, и был погребён в пещере Махпела, рядом с женой и родителями. Он был наиболее долго прожившим из трёх еврейских праотцов.

Благословение Иакова

книги Бытие рассказывает, что к старости Исаак ослеп и одряхлел; сыновья его враждовали между собой, причиняя ему сильное горе.

Перед своей смертью Исаак решил благословить старшего сына Исава, что сделало бы его наследником. Однако Иакову, по совету Ревекки, хитростью удалось обмануть своего отца, выдав себя за старшего брата. Исаак, не заметив обмана из-за своей слепоты, благословил Якова так, как должен был бы благословить Исава.

Упоминания в тексте

Исаак упомянут в книге Бытие 86 раз, 32 раза — в остальных книгах Еврейских Писаний и 20 раз в Новом Завете. В повествовании Бог называет Исаака единородным (единственным) сыном (Быт. , ), хотя у Авраама был сын Измаил от наложницы Агарь и ещё 6 сыновей (1Пар. ) от Хеттуры.

Варианты формулировки «Авраам, Исаак и Иаков» встречаются 23 раза в Еврейских Писаниях.

Блж. Августин

Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов

Итак, это число того тяжкого времени есть таинство, благодаря которому с помощью учения Царя Христа мы боремся с дьяволом; оно также свидетельствует о том, что сорокадневный пост, то есть смирение души, почитался и в законе, и пророками — через Моисея и Илию , которые постились по сорок дней, и в Евангелии — через пост Самого Господа, Который в течение сорока дней был искушаем дьяволом. Что иное это предобразует, как не искушение на протяжение всей Его земной жизни в Своей плоти, которую Он удостоил принять от нашей смертности? Также и после Воскресения Он пожелал пребывать на этой земле с учениками не более сорока дней, в течение которых Он пребывал в человеческом общении этой жизни и принимал с ними пищу смертных, хотя Ему уже не предстояло умереть. Таким образом, в продолжение этих сорока дней Своим скрытым присутствием Он показал, что то, что обещал, будет исполнено, говоря: И се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28:20). Почему же это число обозначает эту земную преходящую жизнь? Наиболее очевидной причиной представляется та (хотя, возможно, была и другая, более сокровенная), что и времена года сменяются, разделенные на четыре чередования, и сам мир ограничен четырьмя частями, которые Писание иногда упоминает под именем ветров: с востока на запад, с севера на юг. С другой стороны, число сорок состоит из четырех десяток. Десять же, в свою очередь, составляется сложением чисел от одного до четырех.

О согласии евангелистов.

Евфимий Зигабен

Всех же родов… четыренадесяте

Все родословие евангелист разделил на три части, и естественно, потому что было три формы правления. От Авраама до Давида, после Моисея и Иисуса Навина, евреи управлялись судьями; от Давида до переселения Вавилонского – царями; от переселения Вавилонского до Христа – первосвященниками. С пришествием же Христа, истинного Судьи, Царя и Первосвященника, прекратились указанные роды правления

Следует также обратить внимание на то, почему евангелист, поставив в третьей части двенадцать родов, называет их четырнадцатью. Очевидно потому, что он поставил в число родов и время переселения и Самого Христа, как говорит великий Златоуст.

Толкование Евангелия от Матфея.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector