Апокалипсис

Содержание Апокалипсиса

При последовательном чтении Апокалипсис можно разделить на следующие части.

    1. Вступительная картина явившегося Господа Иисуса Христа, повелевающего Иоанну записать Откровение семи малоазийским церквам (1-ая глава).
    2. Письма 7-ми малоазийским церквам (главы 2 и 3-ья), в которых одновременно с наставлениями этим церквам начертаны судьбы Церкви Христовой — от апостольского века и до конца мира.
    3. Видение Бога, сидящего на престоле, Агнца и небесного богослужения (главы 4 и 5-ая). Это богослужение дополняется видениями в последующих главах.
    4. С 6-й главы начинается раскрытие судеб человечества. Вскрытие Агнцем-Христом семи печатей таинственной книги служит началом описания разных фаз войны между добром и злом, между Церковью и дьяволом. Эта война, которая начинается в душе человека, распространяется на все стороны человеческой жизни, усиливается и делается все более страшной (до 20-ой главы).
    5. Гласы семи ангельских труб (главы 7-10) возвещают начальные бедствия, которые должны постигнуть людей за их неверие и грехи. Описывается повреждение природы и появление в мире злых сил. Перед началом бедствий верующие получают на чело (на лоб) благодатную печать, сохраняющую их от нравственного зла и от участи нечестивых.
    6. Видение семи знамений (11-14 главы) показывает человечество, разделившееся на два противоположных и непримиримых лагеря — добра и зла. Добрые силы сосредоточиваются в Церкви Христовой, представленной здесь в образе Жены, облаченной в солнце (12-ая глава), а злые — в царстве зверя-антихриста. Зверь, вышедший из моря — символ злой светской власти, а зверь, вышедший из земли, — символ разложившейся религиозной власти. В этой части Апокалипсиса впервые отчетливо выявляется сознательное внемирное злое существо — дракон-дьявол, который организует и руководит войной против Церкви. Два свидетеля Христовых символизируют здесь проповедников Евангелия, которые сражаются со зверем.
    7. Видения семи чаш (главы 15-17) рисуют мрачную картину всемирного нравственного разложения. Война против Церкви становится крайне напряженной (Армагеддон) (От. 16:16), испытания — невыносимо тяжкими. В образе Вавилона-блудницы изображается отступившее от Бога человечество, сосредоточенное в столице царства зверя-антихриста. Злая сила распространяет свое влияние на все области жизни грешного человечества, после чего начинается Божий суд над силами зла (здесь суд Божий над Вавилоном описывается в общих чертах, в качестве введения).
    8. В следующих главах (18-19) суд над Вавилоном описывается подробно. Здесь же показывается гибель виновников зла среди людей — антихриста и лжепророка — представителей как гражданской, так и еретической антихристианской власти.
    9. 20-я глава подводит итог духовной войне и мировой истории. Она говорит о двукратном поражении дьявола и о царствовании мучеников. Пострадав физически, они победили духовно и уже блаженствуют на Небе. Здесь охватывается весь период существования Церкви, начиная с апостольских времен. Гог и Магог олицетворяют совокупность всех богоборческих сил, земных и преисподних, которые на протяжении христианской истории воевали против Церкви (Иерусалима). Они истребляются вторым пришествием Христовым. Наконец подвергается вечному наказанию и дьявол, этот древний змий, который положил начало всем беззакониям, неправдам и страданиям во Вселенной. Конец 20-ой главы повествует о всеобщем воскресении мертвых, о Страшном суде и о наказании нечестивых. Это краткое описание суммирует Страшный суд над человечеством и падшими ангелами и подводит итог драме вселенской войны между добром и злом.
    10. Заключительные две главы (21-22) описывают новое Небо, новую Землю и блаженную жизнь спасенных. Это самые светлые и радостные главы в Библии.

Каждый новый отдел Апокалипсиса обычно начинается словами: «И увидел я…» — и заканчивается описанием суда Божия. Это описание обозначает конец предыдущей темы и начало новой. Между главными отделами Апокалипсиса тайнозритель иногда вставляет промежуточные картины, которые служат связующим звеном между ними. Приведенная здесь таблица наглядно показывает план и разделы Апокалипсиса. Для компактности мы соединили промежуточные картины вместе с главными. Идя горизонтально по приведенной таблице, мы видим, как постепенно раскрываются все с большей полнотой следующие области: Небесный мир; Церковь, гонимая на земле; грешный и богоборческий мир; преисподний мир; война между ними и суд Божий.

Образ Церкви Христовой в Откровении

Иоанн Богослов выстраивает образ Христовой Церкви в противовес образу Вавилонской блуднице. Церковь показана местом спасения душ верующих христиан, где они смогут познать Бога и полноту общения с Ним.

Апокалипсис показывает нам древнее церковное предание о возможных путях человеческой жизни. Первый путь, по которому идет большинство неверующих людей, это путь короткого временного наслаждения утехами земной жизни, за которым наступает вечная погибель и мрак. Другой же путь, которые выбирают верные чада Христовы, это путь спасения, радости и Вечной жизни с Богом в раю. При этом на земле эти люди будут иметь скорби, но они несравнимы с тем блаженством, которое ждет их в Вечности.

Интересно! Образ Церкви описан в книге очень подробно, с большим количеством примеров, аллегорий, притч.

На первый взгляд, понять эти тексты очень сложно, но в итоге все сводится к тому, что Церковь Христова предстает в величии, красоте и святости, а греховный мир исчезает в бездне навеки. Именно такой конец света и случится после Второго пришествия Христа.


Христос и невеста Церковь

Именно вот эти положительные образы Церкви и Небесного Иерусалима должны вселить веру в то, что человек идет путем христовым не зря, что в конце земной жизни его ждет вечное блаженство с Господом, как результат праведной жизни

Очень важно использовать такие положительные примеры из Апокалипсиса для усиления проповедей и убеждения верующих. В таком случае, и данная книга не будет выглядеть столь мрачно и перестанет восприниматься исключительно как руководство по концу света

Кто такие четыре всадника Апокалипсиса?

Видение семи печатей является вводным к последующим откровениям Апокалипсиса. Снятие первых четырех печатей показывает четырех всадников, которые символизируют четыре фактора, характеризующие всю историю человечества. Первые два фактора являются причиной, вторые два — следствием. Увенчанный всадник на белом коне «вышел, чтобы победить.» Он олицетворяет те добрые начала, естественные и благодатные, которые Творец вложил в человека: образ Божий, нравственную чистоту и невинность, стремление к добру и совершенству, способность верить и любить, и индивидуальные «таланты,» с которыми рождается человек, а также благодатные дары Святого Духа, которые он получает в Церкви. По мысли Творца эти добрые начала должны были «победить,» т.е. определить счастливое будущее человечества. Но человек уже в Эдеме поддался соблазну искусителя. Поврежденная грехом природа перешла к его потомкам; поэтому люди уже с раннего возраста склонны грешить. От повторных грехов в них еще больше усиливаются дурные наклонности. Так человек, вместо того, чтобы духовно расти и совершенствоваться, подпадает под разрушительное действие собственных страстей, предается различным греховным пожеланиям, начинает завидовать и враждовать. От внутреннего разлада в человеке возникают все преступления в мире (насилия, войны и всевозможные бедствия).

Разрушительное действие страстей символизирует рыжий конь и всадник, отнявшие мир у людей. Поддаваясь своим беспорядочным греховным желаниям, человек растрачивает данные ему Богом таланты, беднеет физически и духовно. В общественной же жизни вражда и войны ведут к ослаблению и разложению общества, к утрате его духовных и материальных ресурсов. Это внутреннее и внешнее обеднение человечества символизирует вороной конь с всадником, держащим меру (или весы) в руке своей. Наконец, полная утрата Божиих дарований ведет к смерти духовной, и конечным последствием вражды и войн является смерть людей и распад общества. Эту печальную участь людей символизирует бледный конь.

В четырех апокалипсических всадниках изображена в самых общих чертах история человечества. Сначала — блаженная жизнь в Эдеме наших прародителей, призванных «царствовать» над природой (белый конь), потом — их грехопадение (рыжий конь), после которого жизнь их потомков наполнилась различными бедствиями и взаимным уничтожением (вороной и бледный кони). Апокалипсические кони также символизируют жизнь отдельных государств с их периодами расцвета и упадка. Здесь и жизненный путь каждого человека — с его детской чистотой, наивностью, большими потенциальными возможностями, которые омрачаются бурной молодостью, когда человек растрачивает свои силы, здоровье и в конце концов умирает. Здесь — и история Церкви: духовное горение христиан в апостольское время и усилия Церкви обновить человеческое общество; возникновение в самой Церкви ересей и расколов, и гонение Церкви языческим обществом. Церковь слабеет, уходит в катакомбы, а некоторые поместные церкви вовсе исчезают.

Таким образом, видение четырех всадников суммирует факторы, которые характеризуют жизнь грешного человечества. Дальнейшие главы Апокалипсиса будут развивать глубже эту тему. Но снятием пятой печати тайнозритель показывает и светлую сторону человеческих бедствий. Христиане, пострадав физически, победили духовно; теперь они в Раю! (От. 6:9-11) Их подвиг приносит им вечную награду, и они царствуют со Христом, как это описано в 20-ой гл. Переход к более подробному описанию бедствий Церкви и усилению богоборческих сил знаменуется снятием седьмой печати.

Книга Апокалипсис написана во время усилившихся гонений на Церковь. Ее цель — укрепить и утешить верующих ввиду предстоящих испытаний. Она раскрывает способы и ухищрения, которыми дьявол и его слуги пытаются погубить верующих; она учит, как преодолевать соблазны. Книга Апокалипсис призывает верующих быть внимательным к своему душевному состоянию, не бояться страданий и смерти ради Христа. Она показывает радостную жизнь святых на небе и зовет соединиться с ними. Верующие, хотя иногда имеют много врагов, но еще больше имеют защитников в лице ангелов, святых и, в особенности, Христа-Победителя.

Книга Апокалипсис ярче и нагляднее других книг Священного Писания раскрывает драму борьбы зла с добром в истории человечества и показывает полнее торжество Добра и Жизни.

Второе пришествие

Так почему же слову «апокалипсис» присвоили такое мрачное значение? Для того чтобы это понять, необходимо обратиться к Библии, а именно к части «Откровение Иоанна Богослова». В ней рассказывается о Втором пришествии Иисуса Христа и о событиях, которые будут этому предшествовать. Иными словами, апокалипсис — это откровение, в котором описывается будущее, которое ожидает человечество. После определенных событий ко всему человечеству снова явится Иисус Христос и настанет конец света.

Это последний день всех жителей Земли. Именно после него настанет Судный день, воскреснут умершие, праведники будут вознаграждены, а грешники наказаны. Прежде чем Иисус вновь придет на грешную землю, люди переживут тяжелые времена (голод, катастрофы, войны). Библия указывает на то, что это необходимо для того, чтобы люди покаялись. За праведников же Иисус будет просить у Бога Отца о помиловании их и спасении.

Великая блудница Вавилон и Невеста и Жена Агнца, Новый Иерусалим

И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле. И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами (Откр 17:1–3).

И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога (Откр 21:9–10).

Два этих безусловно грандиозных образа противопоставлены друг другу. Новый Иерусалим — символ совершенного единения христиан с Богом в будущем веке, когда уже ничто греховное и злое не сможет это единение нарушить. В описании города доминирует символика числа 12 (Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых (Откр 21:12), традиционно связанного с образом Церкви (12 колен Израилевых, 12 апостолов).

Напротив, Вавилон — образ богоборческого единения людей во грехе, образ, если угодно, «анти-Церкви». Неслучайно блудница показана сидящей на багряном звере, в котором можно узнать зверя, вышедшего из моря, хотя некоторые толкователи видели в нем самого дракона-диавола. Это сатанинское единение грешников показано как жизнь, сосредоточенная на удовлетворении своих греховных страстей. Кроме того, образ великой блудницы Вавилона демонстрирует обольстительную силу зла.

Вавилонская блудница на звере. Миниатюра из Апокалипсиса. До 1072 г. (Paris. Lat. 8878. Fol. 52v)

Предзнаменования

Так какие же события будут свидетельствовать о скором наступлении конца света? В 24-й главе от Матвея рассказывается о том, что когда ученики Иисуса хотели ему показать здание храма, он сказал, что скоро он будет разрушен.

Конечно же, они начали интересоваться точной датой события. Именно в этот момент Иисус начал рассказывать о том, когда наступит конец света (Апокалипсис). В первую очередь он говорил о том, что будет огромное количество шарлатанов, которые будут выдавать себя за Спасителя. Кроме того, начнутся войны, моры, землетрясения, а за праведную веру будут наказывать и убивать. Второе пришествие Христа будет похоже на те дни, когда был вселенский потоп и выжил только Ной и все, кто были в его ковчеге. Интересно то, что точной даты, когда это произойдет, не знает никто, кроме Бога. Кроме того, в Библии сказано, что после Апокалипсиса настанет Судный день.

В культуре

  • Серия шпалер со сценами «Откровения» «Анжерский апокалипсис» (XIV век) в городе Анже, Франция.
  • 15 гравюр-ксилографий Альбрехта Дюрера к изданию «Откровения» Кобергером (1498), принёсших европейскую известность немецкому художнику из-за всеобщего страха конца света в 1500 году.
  • Цикл из 28 гравюр со сценами «Откровения», выполненный Жаном Дюве (1546—1555).
  • «Краткая повесть об Антихристе» Вл. Соловьева (1900).
  • Борис Савинков опубликовал повесть «Конь бледный» (1909), и Элем Климов дал название фильму «Иди и смотри» (1985), позаимствовав строки из главы 6 стихов 7-8 «Отровения»: И когда Он снял четвёртую печать, я слышал голос четвёртого животного, говорящий: «Иди и смотри». И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нём всадник, которому имя «смерть» .
  • Серия британских фильмов «Омен» (1976—2006) основана на сюжете «Откровения».
  • В телесериале «Сверхъестественное» (США, 2005) теме Апокалипсиса посвящены 3-й, 4-й и 5-й сезоны.
  • В телесериале «Декстер» главный антагонист 6-го сезона имитировал сцены из Откровения.
  • В романе Аркадия и Бориса Стругацких «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя» даётся оригинальная трактовка личности Иоанна и событий на острове Патмос, приведших к написанию «Откровения».
  • Полнометражный художественный фильм «Апокалипсис: Откровение Иоанна Богослова»

Толкования

Интересным является то, что Апокалипсис, – предсказания, полученные Иоанном Богословом от самого Бога, имеют несколько совершенно разных толкований. Дело в том, что оригинал самого откровения написан очень своеобразно. Понимать его можно двояко. По этой причине некоторые считают, что события, описанные в Апокалипсисе, уже произошли. Примером могут служить гонения христиан, Первая и Вторая мировые войны, постоянные катастрофы и землетрясения.

Другие же считают, что события произойдут в скором времени, и следует начинать к ним готовиться. А некоторые и вовсе не верят в конец света (Апокалипсис) и считают его всего-навсего аллегорией. Очень часто круглые даты также приписывают к Апокалипсису. Так в 2012 году на многих интернет-ресурсах была размещена информация о том, что именно в этот год настанет конец света. На данную тему даже в 2009 году снят фильм, который так и называется «2012». Сюжет фильма рассказывает о целой цепочке катаклизмов и о последнем дне на Земле.

Нельзя не вспомнить и о «Четырех всадниках Апокалипсиса». Они упоминаются в шестой главе откровения. Каждый из персонажей олицетворяет бедствие — так, например, всадник на белом коне – это Чума, на рыжем – Война, на вороном – Голод, а на бледном – Смерть. Они и есть тот самый Апокалипсис. Значение слова в этом случае подразумевает собой события, предшествующие концу света. Каждый из четырех всадников открывает по одной печати Откровения (всего их 7). Первый всадник на белом коне олицетворяет болезни и эпидемии. Второй – это война, раздор. Большой меч в его руках показывает, что будет пролито много крови. Третий всадник держит в руках весы и указывает на то, что будет голод, и пища будет делиться на всех в равных количествах, однако её не будет хватать. Последний всадник носит имя Смерть, и его часто изображают с косой в руке. Он олицетворяет конец всему (итог) и ведет в ад.

Исходя из вышенаписанного, можно сказать, что хоть слово «апокалипсис» и переводится как «откровение», его также довольно часто употребляют в значении «конец света». Армагеддон, в свою очередь, — это место (гора, возвышенность, холм), где будет происходить последняя битва добра и зла в Судный день. События, как и место где они будут происходить, называют одним и тем же словом – армагеддон. Оно так же, как и апокалипсис, может означать конец света.

Популярное за 7 дней

Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53

Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31

Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49

Осенняя Лавра
16.09.21 12:36

Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39

Осенний Шишкин
14.09.21 11:41

Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44

Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50

О символике чисел

Большое количество символов придает книге особую таинственность и позволяет обобщенно смотреть на события в мире. К примеру, Иоанн Богослов говорит, что глаза обозначают видение чего-либо, а большое количество глаз — абсолютное видение. Иерусалим и весь Израиль ассоциируются с Церковью Христовой. Белый цвет — символ невинности, чистоты и святости.

Большое значение придается и числам. Так, число три означает Святую Троицу, четыре — мирской порядок. Семь — благословенное число гармонии. Двенадцать — Церковь.

Отдельного внимания заслуживает число 666, которое считается магическим «числом зверя» и порой пугает даже опытных христиан. Однозначная трактовка этого числа до сих пор неясна и остается неразгаданной. Видимо, точное его значение придет тогда, когда для этого наступят подходящие условия.

Существует теория, согласно которой 666 это уменьшение от 777. Три семерки символизируют собой Божью благодать, тогда как уменьшение ее означает дьявольский мрак. В любом случае, число 666 остается «числом зверя» и наступят времена, когда человечество точно узнает его смысл.

Многие христиане боятся начертания этого числа на себе, как символе отвержения от Бога. Действительно, Апокалипсис говорит нам о том, что наступят времена, когда на челе или руке будет ставиться знак зверя, и тогда такой человек будет терять спасение и вечную жизнь.


Многие христиане боятся начертания числа зверя из книги Откровения

Однако мы не можем понимать эти строки буквально. Ни одно начертание само по себе не способно лишить человека веры в Бога. Поэтому нужно понимать это место в переносном смысле — что настанет такое время, когда каждый человек станет перед выбором. Царство антихриста будет повсеместно распространяться по всей земле, и людям придется выбирать — жить в комфорте земной жизни и терять спасение вечной души, или же претерпеть притеснения сейчас, но зато вкусить вечное блаженство.

Важно! Собственно, в этом и заключается главный и основной смысл книги Апокалипсис — показать человеку два пути жизни, мирской и духовный. Иоанн Богослов ясно дает понять, что участь людей, которые выбрали путь богатой и комфортной, но безбожной, жизни на земле — незавидна

И, напротив, те из людей, которые претерпят до конца все лишения и притеснения, в большом количестве постигнувшие христиан в последние времена, получат большую награду за свое долготерпение

Иоанн Богослов ясно дает понять, что участь людей, которые выбрали путь богатой и комфортной, но безбожной, жизни на земле — незавидна. И, напротив, те из людей, которые претерпят до конца все лишения и притеснения, в большом количестве постигнувшие христиан в последние времена, получат большую награду за свое долготерпение.

Адепты апокалипсиса против власти

Религия пытается создать программу действий для каждого. Эта программа вроде бы на каждый день (вплоть до расписывания числа намазов в исламе), однако с прицелом на будущее, а конкретно на загробную жизнь. Но сначала надо убедить паству, что ей вообще это нужно. И нет лучшего стимула, чем угроза прекращения жизни.

Если время бесконечно, то вряд ли поступки людей могут значить хоть что-то — и со знаком плюс, и со знаком минус. Другое дело, если они приближают конец света. Там и до твоей головы обязательно дотянется или небесный судья, или огромная волна.

Даже те изменения в обществе, которые могут казаться положительными, приводят к ситуации «культурного слома» и соответствующей реакции, не говоря уже о войнах или революциях. Множатся идеи о конце света, начинаются эпидемии самоубийств. В истории России такое происходило не раз.

Эсхатологические идеи всегда были популярны на Руси, а их актуальность повышалась в годы социальных потрясений. И не было для этого почвы лучше, чем церковный раскол в середине XVII века. А тут еще и 1666 год на носу, сами цифры намекали.

Постоянный голод и эпидемии подливали масла в огонь, однако реформы патриарха Никона, конечно, стали главной причиной грядущего апокалипсиса.

В рукописях Никона часто отождествляли с Антихристом. Трехперстное крестное знамение старообрядцы считали сатанинским жестом. Они распространяли листовки, на которых изображалась рука, сложенная в троеперстии, где над каждым пальцем были жабы. Жабы не простые, а апокалиптические — «дуси демонстии», три нечистых духа из Откровения Иоанна Богослова. Популярны были в то время и другие изображения, где Антихрист представлялся в виде троицы — из змия, зверя и «лживого патриарха». «Лживым патриархом» был Никон, зверем — царь, а змием — дьявол, повисший на шее Никона.

Может быть интересно

Староверы не просто уходили в леса, подальше от царства Антихриста. Историк Робинсон утверждает, что они активно участвовали в массовых движениях XVII–XVIII веков. А их было много: две крестьянские войны, восстания в Москве, Астрахани и на Дону.

История Соловецкого восстания. Факсимиле иллюстрированной рукописи XVIII века. Источник

Робинсон опирался на сыскные дела 1660–1670-х годов о церковных мятежниках в регионах. Это документы спецотряда московских стрельцов под командованием Авраама Лопухина, который отлавливал беглых староверов по всей стране. Одно из дел было посвящено Кузьме Косому, елецкому кузнецу, бежавшему на Дон в 1667 году. До этого он обитал в Соловецком монастыре, обители староверов. В документах Посольского приказа говорится, что Кузьма с «воинством великим» собирался очищать землю и идти на Москву, а поможет ему в этом царь Михаил.

Упоминание царя Михаила указывает, что пропаганда Кузьмы была связана с будущим апокалипсисом, поскольку этот образ имел давнюю эсхатологическую традицию. На Руси еще в XV веке были популярны неканонические «Откровения Мефодия Патарского», в которых говорилось об освобождении угнетенного народа. Грядущий освободитель назывался «царем нищих», имя которому Михаил.

Из показаний Кузьмы Косого не совсем понятно, к кому именно относился титул. То он называл этим царем самого себя, то под понимал под ним «спасителя-Бога». Среди единомышленников Кузьмы Косого также был Кузьма Сидоров, который в «Обращении к донским казакам» писал о втором пришествии Христа в ближайшие пять лет.

«Бог умер», и даже для самих верующих конец света уже не является важным фактором, на который нужно оглядываться. Однако сама идея апокалипсиса никуда не делась. Пока человек чувствует себя неустойчиво в этом сложном мире, ничто, видимо, не поменяется. Появляются только новые причины и средства: интернет вместо богов, ядерное оружие вместо потопа. Вместе с человечеством эволюционируют и представления о конце истории, и конца этому процессу не наблюдается.

Знакомство с апокалипсисом

Вся Библия является духовной книгой, наполненной символами и сравнениями. Но больше всего аллегорий, примеров и образов скрывает Откровение Иоанна Богослова. Апокалипсис нельзя читать и толковать сам по себе, в отрыве от всего христианского учения в целом.

Важно! Обычным верующим людям желательно приступать к чтению Апокалипсиса только после того, как они хорошо изучат Ветхий и Новый Завет, а также Предание святых отцов. Большая ценность данной книги в том, что в ней можно найти ответы на глобальные вопросы о христианстве

Апокалипсис говорит нам, что Господь пришел в этот мир для спасения всего человечества. Кроме того, в книге представлен образ Небесного Иерусалима — места будущей жизни всех верующих

Большая ценность данной книги в том, что в ней можно найти ответы на глобальные вопросы о христианстве. Апокалипсис говорит нам, что Господь пришел в этот мир для спасения всего человечества. Кроме того, в книге представлен образ Небесного Иерусалима — места будущей жизни всех верующих.


Видение Иоанна Богослова

Важное место в повествовании занимает описание земной Церкви и различных бед и казней, постигающих этот мир. С одной стороны, эти несчастья — фон для того, чтобы была видна святость Церкви Христовой

С другой — способ призвать людей к покаянию.

Апокалипсис предостерегает христиан от опасностей жизни в мире, где правит язычество. Настоящий христианин должен пренебрегать комфортом мира ради Христа, несмотря на большое количество опасностей. Во все времена христиане подвергались гонениям, если не официально, так идейно. Во времена Иоанна Богослова за отказ поклониться языческому римскому императору мог закончиться казнью, и множество первых христиан приняли подобную мученическую смерть.

Другая опасность — начать приспосабливаться к изменчивому миру и потерять в нем веру во Христа. Большое количество искушений может привести к тому, что человек устанет бороться за свою веру и захочет жить как все — с комфортом и в богатстве. Так, Откровение говорит нам о том, что настанут времена, когда верные дети Христовы не смогут ничего покупать и продавать, т.е. вести привычную повседневную жизнь, как все.

В данном контексте мы видим образ Вавилонской блудницы, который отождествлен с самим городом Вавилоном. Проводятся параллели и с современным миром — большие города, где доступны все возможные утехи и радости, что легко сбивает христианина с пути истинного. И вот Апокалипсис в 18 главе показывает нам результат такой жизни — суд над блудницей и ее казнь. Именно это и ожидает греховный мир, если люди не будут каяться.

Значение и автор

Выясним сначала, что значит это сложное слово. Апокалипсис – это работа Иоанна Богослова, содержащая пророчество о будущем мире, его финале. Само слово в греческом языке обозначает «откровение», поскольку содержит тайную информацию. Сама книга довольно-таки трудная для понимания, а множество вариантов толкования только сильнее подогревает интерес человечества к ней.

Учителя церкви считают, что апокалипсис – это то, что несомненно произойдет рано или поздно. Верующие ожидают конца света, за которым настанет воскрешение праведников. Автором пророчества считается апостол Иоанн, любимый ученик Иисуса, написавший также три послания и Евангелие. За свою верность учителю и проповедованию христианства он был заточен на острове Патмос.

Конец света и богоизбранность России

Представления о конце света пользуются особенной популярностью среди ряда новых религиозных движений (НРД). Для них эти идеи становятся призмой, через которую истолковываются даже геополитика и урбанизация, о чем подробно пишет Мария Астахова в работе «Конец света в одной отдельно взятой стране».

Для таких верующих своя страна  то место, о котором и идет речь в священных писаниях.

По учению нового религиозного движения «Богородичный центр», Россия не единственная избранная страна, ведь явления Богородицы были также в США, Японии, Аргентине и Португалии. Однако она, безусловно, первая среди равных, ведь на ее территории произойдет битва добра со злом. Куда более националистично настроено «Белое братство», которое в качестве места вторжения Антихриста рассматривало только «славянский регион» (Украину, Россию и Беларусь). Оно даже запрещало проповедовать где-то еще, в частности глава секты Мария Дэви Христос гневалась на «белых братьев» из-за благовеста в Казахстане.

Россия представляется для многих НРД местом, в котором воздвигнется Царство Божие. Некоторые уверены: когда часть населения умрет во время войн, в России останется 144 000 человек (как праведников в Апокалипсисе Иоанна Богослова), которые вымолят у Бога праведного царя — и наступит рай православной монархии.

Защитить от Антихриста могут только локальные святыни. Согласно «Пророчеству санаксарских старцев», в районе Уральских гор завоеватели-китайцы будут остановлены архангелом Михаилом и обращены в православие. Неслучайно там, всему виной Русская Голгофа — так часто называют Ипатьевский дом, место расстрела Николая II.

Спасение можно найти в разных монастырях, но особенно популярна еще с конца XIX века идея о надежности Дивеевского монастыря. По предсказанию основателя, ров на территории монастыря встанет стеной до небес и не пропустит Антихриста.

Главный враг для апокалиптиков — город, плоть и кровь технократической цивилизации, которая своими бомбами и компьютерами стремится уничтожить мир. Людей гипнотизируют не только в ресторанах и кинотеатрах, но и в «мертвых церквях», где священники занимаются наговорами под видом молитвы.

Агнец

И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю (Откр 5:6)

Агнец — основной образ Самого Христа в Апокалипсисе (другие образы Христа: подобный Сыну человеческому (гл. 1 и 14) и Всадник на белом коне (гл. 19)), пронизывающий всю книгу, начиная с пятой главы. Общий смысл этого образа совершенно очевиден и не вызывает споров: речь идет о жертвенном служении Спасителя, о Его смерти, которая искупила грехи всего мира (см. Откр 5:9).

С этим связано и неоднократное подчёркивание значения пролитой Агнцем крови (Откр 5:9; 7:14; 12:11). Разные мнения высказываются лишь о том, каковы истоки самого образа Агнца. Помимо общего понимания «агнца» в смысле жертвенного животного, подлежащего закланию, указывают на пасхального агнца из книги Исход (гл. 12), кровь которого, будучи нанесенной на косяки дверей, избавляла евреев от гибели во время десятой казни египетской (в Евангелии от Иоанна пасхальный агнец напрямую сопоставляется с распятым Христом — Ин 19:36), а также на сравнение с агнцем невинно страдающего и несущего на себе грехи человечества Раба-Отрока Господня (образ, однозначно относимый в христианской традиции к Иисусу) из книги пророка Исайи (Ис 53:7).

Агнец Божий; Италия. Равенна; VI в.; местонахождение: Италия. Равенна. Базилика Сан-Витале

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector