Где находится вавилон

Клинописное письмо

Клинописные записи возникли в 3400 г. до н.э. и являются первыми известными формами общения при помощи письма. Ее не стоит рассматривать как язык, поскольку она включает менее тысячи символов, и эти знаки применялись для бухгалтерии, администрирования и деловых операций. Ее могли пользоваться люди с разными уровнями образования, а рядовые граждане писали письма, вели повседневную деловую документацию, составляли астрологические прогнозы. Люди с более высоким уровнем образования более образованные люди использовали его для технических целей, например, для составления списков медицинского направления и математических задач.

Заостренный стилус применялся для вырезания знаков на глиняной плите для ведения записей и управления ими. Самые старые клинописные таблички были иллюстрированы и служили средством визуального общения, клинопись развивалась позднее. Древнейший иракский язык, шумерский и аккадский, тоже были вырезаны на глиняных плитках.

Вавилон: город-крепость

Учёные утверждают, что древний Вавилон был возведён не позднее III тысячелетия до н.э., был не раз разрушен и отстроен заново, а наивысший подъём экономической и культурной жизни страны произошёл во времена правления Навуходоносора II (правил с 605 по 567 гг. до н.э.), который, будучи отменным правителем и блестящим полководцем, немало внимания уделял не только покорению и присоединению к Вавилону мелких царств и княжеств, но и укреплению собственного государства.

Нет ничего удивительного в том, что он чрезвычайно внимательно отнёсся к созданию мощной обороны города, и превратил древний Вавилон в такую неприступную крепость, что любой неприятель, пожелавший захватить город вряд ли бы смог преодолеть все препятствия, оказавшиеся на его пути:

  • Ров, наполненный водой;
  • Высокие и мощные стены Вавилона, выстроенные в три ряда;
  • Оббитые медью кедровые ворота;
  • Дорогу Мардука, простреливаемую со всех сторон защитниками города. Укрыться за каким-нибудь препятствием неприятель бы никак не смог: по бокам дорогу смерти окружали неприступные стены с изображенными на них чудовищами.

Предсказания и постоянные отсылки к будущим эпизодам — памятник мастерству Стражински как сценариста.

Он написал 92 из 110 эпизодов сериала, включая все 44 эпизода третьего и четвертого сезонов в одно лицо

20 лет назад это было невиданным для американского ТВ достижением — а возможно, остается им до сих пор — но важно другое. «Вавилон-5» идеально подходил для привычной структуры Monster of the Week: каждую неделю на станцию прилетает кто-нибудь интересный и начинается экшен

Это могут быть не только инопланетяне, а например, какие-нибудь чудаки вроде Короля Артура (не совсем настоящего) или Джека Потрошителя (уже настоящего — и снова здесь не обойдется без инопланетян). Но придерживаться только этой схемы все пять сезонов было бы слишком скучно. Поэтому в сериале есть сюжет, пронизывающий все пять сезонов. Стражински не скрывал, что в написании сценарии опирался на «Властелина колец»: у Брюса Бокслейтнера, который играл Шеридана, до сих пор хранится трилогия Толкина, подаренная сценаристом перед съемками.

Так как JMS заранее знал, как все будет и чем кончится, он постоянно этим пользовался, чтобы держать зрителя в напряжении. Заботливо развешивал по стенам ружья, которые в итоге давали эффектные залпы. Именно так на станции однажды появляется представитель Теней, и начинает разгораться главная сюжетная линия сериала — но зритель поймет это далеко не сразу.

Небольшой майндфак для тех, кто смотрел «В-5» начиная с пилотного телефильма Gathering (его не показывали у нас в 90-е): актер, игравший в сериале мистера Мордена, в фильме играет члена экипажа «Вавилона-5». Впрочем, на сюжете это никак не отражается.

Принято считать, что вынужденные паузы или замены актеров/персонажей в сериале только пошли ему на пользу. Кажется, у Стражински был запасной план на любой случай — и во многом благодаря наличию инопланетян. Так, телепатка Лита Александер получила +100 к загадочности после того, как на время исчезла из сериала. Затем выясняется, что она была на Ворлоне и вернулась живой — что ранее никому не удавалось — и теперь представляет собой несколько иного персонажа. 

Майкл О’Хара, игравший капитана Джеффри Синклера в первом сезоне, далее не мог активно сниматься из-за психического расстройства (по его просьбе Стражински рассказал об этом лишь после смерти актера). В сериале это не выглядит как тупое исчезновение или замена — Синклер оставляет станцию из-за своей связи с минбарцами и впоследствии ненадолго возвращается в другом, шокирующем зрителя статусе. Этому посвящен эпизод Babylon Squared в первом сезоне — но смысл его становится полностью понятен лишь после двухсерийника «Война без конца» в третьем сезоне. Редкий сериал до сих пор позволяет себе делать такие массивные паузы между событиями, зато с каким лицом сидит потом благодарный зритель!

На место Синклера во втором сезоне станцией пришел командовать Джон Шеридан — и встал в центре повествования. Как говорил Стражински, его появление не зависело от ухода Синклера. В любом случае для дальнейших событий требовался более импульсивный герой, готовый навести настоящую суету, когда на горизонте замаячила инопланетная угроза.

Религия Вавилона

Что же, теперь самое время коснутся древней религии Вавилона. Как мы уже знаем, верховным богом в языческом пантеона вавилонян был Мардук, который согласно вавилонской легенде о сотворении мира, победил чудовище хаоса Тиамат, тем самым внеся порядок в извечный хаос и положив начало нашему миру. Именно этому богу и посвящались многочисленные храмы и зикураты, но помимо него простые вавилоняне часто поклонялись и целому ряду других более мелких богов (часть из которых являются ипостасями все того же Мардука). Так, например, женщины вавилонянки молились женской богине любви Иштар, которая представляла собой божественное воплощение женского начала. Богине Иштар были посвящены и названые ее именем знаменитые парадные ворота, о которым мы писали чуть выше.

Также почитались боги Солнца и Луны: Шамаш и Син, бог мудрости и счета Набу и многие другие менее известные боги.

Вавилонские жрецы, служители богов, по совместительству были также и отличными учеными древнего мира, а особенно весьма неплохими астрономами, так например именно они первые увидели и зафиксировали на звездном небе планету Венеру, поэтично названую «утреней зарей» по времени ее появления на небосводе.

Продолжение[править]

Результат создателя вполне удовлетворил, и он был морально готов продолжать еще. Так появился «Крестовый Поход», события которого происходят спустя пять лет после событий Вавилона 5, и не на станции, а на отправленном на поиски вакцины против нанооружия дракхов корабле «Экскалибур».

Забавно, что команда главных героев реализует архетипы ролевой игры D&D: в ее состав входят паладин, клерик, вор, (техно)маг, а также псионик и бард. Стражински настроился было еще на пять сезонов и еще более закрученный сюжет, но в дело вмешалась суровая реальность. Телеканал TNT, на котором вышел пятый сезон Вавилона 5 и на деньги которого снимался новый сериал, провел анализ аудитории и понял многое. Во-первых, основная аудитория старого сериала ТNT особо не смотрела. А во-вторых, аудитория собственно канала к научной фантастике была довольно равнодушна (пятый сезон на TNT имел рейтинг на единицу меньше, чем первые четыре сезона на PTEN) и руководство канала пришло к выводу, что не готово тратить такие деньги на сериал, который на нем никто смотреть не будет. SciFi Channel попробовал закупить права на продолжение, но им выставили совершенно неразумный счет, и идея быстро умерла. Крестовый Поход, таким образом, остановился на тринадцати сериях и продолжения в обозримом будущем не будет. А жаль.

Достижения Хаммурапи

Главное достижение этого царя — создание заповедей, которые были зафиксированы на знаменитой «Стеле Хаммурапи». Именно по ним суд должен был судить провинившихся. Преступников наказывали тем же, что они причинили жертве. В сложных случаях судьи обращались за советом к богам: обвиняемого погружали в речную воду. Если он тонул, то виновность считалась доказанной. Если нет — подсудимого оправдывали.

Хаммурапи позиционировал себя как посредник между людьми и богами, которому они передали власть над землями. Вторым достижением Хаммурапи было ограничение власти сословия жрецов.

При царе Хаммурапи в Вавилоне было возведено много величественных построек, большинство из которых до нашего времени не дошло. Лишь археологическая зона раскопок и остатки древних сооружений — вот, что такое Вавилон сейчас.

Падение Древнего Вавилона

Это событие происходило не единожды, в сущности, историки не могут прийти к общему соглашению, какой из завоевателей нанёс окончательный удар. Предположительно это были парфяне, захватившие страну в 140 году до н.э. После этого события город ещё некоторое время оставался большим и богатым, но постепенно пришёл в полное запустение.

Жители города Вавилона не верили, что однажды враги смогут захватить их. По легенде, когда город осаждали персы, то горожане дразнили их: «Зачем вы праздно сидите и не уходите? Вы овладеете нашим городом, когда мул ожеребится!»  И ровно через год и семь месяцев у Зопира сына некоего Мегабиза ожеребилась мулица…

Первая династия Вавилона достигла своих самых больших высот под Хаммурапи.

О правлении первых пяти правителей аморитов известно немногое. Они победили некоторые близлежащие города и, пятый царь, Син-Мубаллит, работал над укреплением Вавилона против его соседей. Шестой правитель Первой династии Вавилона, Хаммурапи, провел крупные строительные работы в Вавилоне, превратив его из маленького города в большой город. Хаммурапи начал серию завоеваний, чтобы расширить свою империю. Сначала он совершил набег на ряд городов и поселков; а затем победил основные державы на севере, востоке и юге Вавилона. К концу своего правления он привел всю южную Месопотамию и часть Ассирии под вавилонское правление. Хаммурапи был очень эффективным правителем. Он установил бюрократию с налогообложением и централизованным управлением. Первая династия Вавилона или Старо-Вавилонская империя достигла своей наибольшей высоты, с точки зрения территории и власти, под Хаммурапи. Тем не менее, он наиболее известен своим юридическим кодексом, Кодекс Хаммурапи, который был одним из самых ранних и полных правовых кодексов в истории. Именно во время правления Хаммурапи южная Месопотамия стала известна как Вавилония, и Вавилон затмил Ниппур как его священный город.

Шестой правитель Первой династии Вавилона, Хаммурапи

1Бирс Нимруд

Вавилон, как никакой другой древний город, на протяжении многих веков пленял фантазию людей. Название этого города было хорошо известно европейцам благодаря Библии. Упоминания Вавилона в книгах Ветхого завета в большинстве случаев связаны с военными столкновениями между вавилонянами и жителями Палестины. Завоевание Иерусалима и разрушение Храма Соломона были связаны с Вавилоном и его царем Навуходоносором II, предпринявшим в 597 и 587 годах до н. э. походы в Палестину и угнавшим в вавилонский плен много жителей Иудеи. Самым популярным из этих библейских сказаний стало повествование о сооружении и разрушении Вавилонской башни. «На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с Востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город (и башню). Посему дано ему имя Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» (Бытие 11, 1−9).

Существовала ли Вавилонская башня на самом деле? И если да, то как она выглядела? Эти вопросы занимали людей в самые разные времена. В Средние века о землях Месопотамии в Европу поступали лишь весьма скудные сведения. Правда, попадавшие туда европейские путешественники неизменно пытались отыскать известную по Библии Вавилонскую башню. Такое путешествие было чрезвычайно трудным и изнурительным. Оно могло быть совершено верхом на лошади или осле либо пешком, но в любом случае требовались крепкое здоровье и большая выносливость. К тому же, путь проходил по местам далеко не спокойным. Чтобы попасть в Двуречье, следовало пересечь либо Малую Азию, либо сирийско-арабскую пустыню, то есть области, которые контролировались кочевыми племенами. К европейцам они относились враждебно. Первым путешественником, оставившим краткое описание развалин Вавилона, был испанец Веньямин из Туделы, живший в Наварре и между 1160 и 1173 годами совершивший путешествие на Восток. Его привело сюда, помимо научного любопытства, данное ему поручение пересчитать еврейские общины, осевшие в Двуречье. Так как довольно крупное еврейское поселение такого рода находилось поблизости от древнего Вавилона, то он побывал там и увидел вместо города развалины. Веньямин попытался отыскать Вавилонскую башню и принял за нее один из самых больших холмов — вероятно, Бирс Нимруд. Описание путешествия, составленное Веньямином, в свое время не получило никакого отклика. На протяжении нескольких веков оно продолжало оставаться единственным свидетельством.

Дальнейшие письменные известия о путешествиях в Месопотамию, дошедшие до нас, относятся к XVI веку. Это были большей частью случайные визиты дипломатов и купцов, но кое-кто из них оказался достаточно наблюдательным и сумел хорошо описать увиденные им страны. Особенно хорошо это удалось немецкому врачу Леонхарду Раувольфу, который посетил Восток между 1573 и 1576 годами. Он пытался найти следы, которые должны были остаться от Вавилонской башни, однако на месте, традиционно отводимом Вавилону, ему ничего не удалось обнаружить. За Вавилонскую башню путешественники принимали в дальнейшем одно из двух крупных городищ, расположенных относительно недалеко друг от друга. На самом деле они представляют собой сохранившиеся поныне остатки башни в Акаркуфе западнее Багдада и руины Борсиппы, именуемой ныне Бирс Нимрудом, юго-западнее Вавилона. Под обоими холмами действительно погребены, как правильно поняли путешественники, остатки храмовых башен. Но и в том, и в другом случаях речь идет не о самой Вавилонской башне, а лишь о постройках, похожих на нее.

Литература

  • Лопухин А. П. Вавилония // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Егер Оскар. Всемирная история. — Т. 1. Древний мир. — СПб.: Полигон; М.: ООО «АСТ», 2010. — 672 с.: ил. — ISBN 978-5-17-050157-1, 978-5-89173-401-2.
  • Заблоцка Юлия. История Ближнего Востока в древности. От первых поселений до персидского завоевания / Пер. с пол. Д. С. Гальпериной. Под ред. В. А. Якобсона. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1989. — 416 с. — Серия «По следам исчезнувших культур Востока».
  • История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. — Ч. I. Месопотамия. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы издательства, 1983.
  • Кленгель-Брандт Эвелин. Путешествие в древний Вавилон / Пер. с нем. Б. С. Святского. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1979. — 260 с.: ил. — Серия «По следам исчезнувших культур Востока».
  • Кленгель-Брандт Эвелин. Вавилонская башня. Легенда и история / Пер. с нем. И. М. Дунаевской. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1991. — 160 с.: ил. — Серия «По следам исчезнувших культур Востока».
  • Кривачек Пол. Вавилон. Месопотамия и рождение цивилизации. MV-DCC до н. э. / Пер. Л. А. Карповой.— М.: ЗАО «Центрполиграф», 2015. — 352 с.: ил. — Серия «Memorialis». — ISBN 978-5-227-06261-1.
  • Курт Амели. Вавилония от Кира до Ксеркса // Кембриджская история Древнего мира. — Т. IV: Персия, Греция и Западное Средиземноморье ок. 525—479 гг. до н. э. / Пер. А. В. Зайкова. — М.: Ладомир, 2011. — С. 143—176.
  • Кьера Эдвард. Они писали на глине. Рассказывают вавилонские таблички. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1984. — 136 с.: ил. — Серия «По следам исчезнувших культур Востока».
  • Ламберг-Карловски К., Саблов Дж. Древние цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика / Пер. с англ. А. А. Пономаренко, И. С. Клочкова. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1992. — 368 с., ил. — Серия «По следам исчезнувших культур Востока».
  • Ллойд Сетон. Реки-близнецы. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1972. — 240 с.: ил. — Серия «По следам исчезнувших культур Востока».
  • Матвиевская Г. П. Учение о числе на средневековом Ближнем и Среднем Востоке. — Ташкент: ФАН, 1967. — 344 с.
  • Оппенхейм А. Лео. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации / Пер. с англ. М. Н. Ботвинника. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1990. — 320 с.: ил. — 2-е изд. — Серия «По следам исчезнувших культур Востока».
  • Паннекук, Антон. Часть 1. Астрономия в Древнем Мире // История астрономии / Перевод с английского Невской Н. И., под редакцией Кукаркина Бориса Васильевича и Куликовского Петра Григорьевича. — М.: Наука, 1966. — С. 28—36 и 49-65.

Что такое Двуречье?

Река Евфрат

Обширное пространство между двумя полноводными реками — Тигром и Евфратом начиная с IV в. до н.э. дало «приют» многим древним государствам нашей планеты. Здесь в свое время располагались Шумер, Ассирия, Вавилония, Аккад, Элам и др. Все эта область в древности называлась Месопотамией, а поскольку находилась она в долине между двумя могучими реками, то и получила дополнительные названия Двуречье или Междуречье.

Тигр и Ефрат были реками с непростым «характером»: каждое лето они очень широко разливались, ломая и затапливая все на своем пути: селения, пастбища, дороги, посевы и т.д. Однако, уходя в свое русло, реки компенсировали людям неудобства тем, что оставляли взамен слой питательного ила, очень полезного для почвы. Удобренная илом земля Двуречья была необычайно плодородной, и люди, жившие на ней, стали самыми древними земледельцами. Они уже в первобытное время научились обрабатывать землю, выращивать урожай, а также рыть каналы и строить плотины и насыпи.

Каким языком пользовались в Вавилоне?

Жители Вавилона разговаривали между собой на одном из самых древних семитских языков — аккадском (его еще также называют ассиро-вавилонским). Кроме вавилонян, этим языком пользовались ассирийцы и аккадцы — население Ассирии и Аккада.

Одно время — около 2000 до н.э.- аккадский язык был не только языком Вавилона, но и официальным общим языком всего Междуречья: на нем разговаривали жители всех государств, расположенных на этой территории. Есть сведения, что даже в Египте знатные люди использовали для общения этот язык.

Когда в Месопотамию проникает арамейский язык (это произошло в XIV в. до н.э.), он очень быстро завоевывает себе «поклонников», и очень скоро на новом языке начинают говорить почти все. Прежний же язык — аккадский — используют только правители. После того как было образовано Нововавилонское царство, на ассиро-вавилонском языке только пишут, а после III в. до н.э. его полностью перестают употреблять.

Религиозные течения

В христианстве Вавилон олицетворяет апокалиптический город, погрязший в похоти и разврате. Он нередко сравнивался с Содомом и Гоморрой. Пророк Исаия предрекал ему мучительное разрушение.

Кроме того, Вавилон нередко упоминается не в прямом значении – авторы религиозных книг имеют в виду не Вавилон, а Рим, который когда-то звался Новым Вавилоном.

Другое упоминание встречается в Апокалипсисе, где Вавилон подразумевается как великий город, однако судя по описанию, ничего общего он с реальным Вавилоном не имеет. В растафарианстве Вавилон означает Запад, возведённый белыми людьми и поглощающий всё человеческое и человечное.

Впрочем, такой образ лишь привлёк больше внимания как со стороны религиоведов, так и со стороны исследователей и обычных путешественников, желающих воочию увидеть остатки былой столицы Междуречья.

Вавилон был прославлен многими культурными деятелями и входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Этеменанки: зиккурат Вавилона

Строительство Вавилонской башни в Библии Мачейовских

В 440 году до нашей эры Геродот писал:

Внешняя стена Вавилона — главная защита города. Существует, однако, вторая внутренняя стена, меньшей толщины, чем первая, но очень мало уступающая ей по прочности. Центр каждого подразделения города был занят крепостью. В одном находился дворец царей, окруженный стеной огромной силы и размеров: во втором — священный участок Юпитера (Зевса) Белуса, квадратный корпус из двух фарлонгов в каждую сторону, с воротами из твердого тела. латунь; который также оставался в моем времени.

В середине участка была Вавилонской башни из массивной каменной кладки, длиной и шириной , на которой была поднята вторая башня, а на третьей — и так далее до восьми. Восхождение на вершину происходит снаружи по тропинке, которая обвивает все башни. Когда кто-то находится на полпути вверх, он находит место для отдыха и места, где люди обычно сидят некоторое время на пути к вершине.

На самой верхней части Вавилонской башни находится просторный храм, а внутри храма стоит кушетка необычного размера, богато украшенная, с золотым столом по бокам. На этом месте не установлена ни одна статуя, и ни одна комната не занята ночами ни у кого, кроме одной туземной женщины, которая, как утверждают халдеи, жрецы этого бога, избирает для себя божество из всех женщин земли.

Считается, что эта Башня Юпитера Белуса относится к аккадскому богу Белу, имя которого было эллинизировано Геродотом до Зевса Белуса. Вполне вероятно, что он соответствует гигантскому зиккурату Мардуку (Etemenanki), древнему зиккурату, который был заброшен, разрушаясь из-за землетрясений и молнии, разрушающей глину.

Многие ученые считают, что этот огромный зиккурат и его крушение вдохновили историю Вавилонской башни. Тем не менее, это также хорошо вписалось бы в библейское повествование — обеспечивая некоторую археологическую поддержку истории. Больше свидетельств можно почерпнуть из того, что царь Навуходоносор написал на руинах этого зиккурата.

В 570-х годах до нашей эры Навуходоносор II из Вавилона, стремясь восстановить зиккурата, писал о его разрушительном состоянии:

Бывший царь построил , но он не закончил его голову. С незапамятных времен люди отказались от него, не отдавая приказа выразить свои слова. С тех пор землетрясения и молнии разогнали его высушенную солнцем глину; кирпичи корпуса раскололись, а внутренняя земля была разбросана в кучах. Меродах, великий лорд, взволновал мой разум, чтобы отремонтировать это здание. Я не изменил сайт и не забрал первый камень, как это было в прежние времена. Итак, я основал это, я сделал это; как это было в древние времена, я так возвышал саммит.

Ранняя история

Ранее на месте Вавилона находился город шумеров Кадингир (название переводится как «врата бога» (по-акадски это звучит как «баб-илу» (от которого и происходит название Вавилона).В конце 3 тысячелетия до нашей эры кочевые племена амореев (являются частью семитской группы народов) проникли с запада в Месопотамию, создав в регионе ряд государств. По прошествии времени главную роль на территории Месопотамии стала играть вавилонская династия аморитов. Первым царем этой династии был Сумуабум (но самого пика могущества Вавилония смогла достичь только в правлении Хаммурапи).

Статуя царя Хаммурапи

Для сегодняшнего человека информация об укладе государства, экономическом положении, и истории Вавилонии дошла благодаря сохранившимся глиняным табличкам с нанесенными на них клинописными текстами. Такие таблички находились в Вавилонских храмах, а также в царских архивах и библиотеках.

Вавилонская письменность

На них вавилонские писцы увековечили различные мифы, легенды, сказания.Развитию науки в Вавелоне способствовали строительство храмов и дворцов, а также практика разветвленной ирригационной системы земледелия (которая подразумевала необходимость измерения полей). Главными хорошо развитыми науками в Вавилонии являлись математика и астрономия.

Именно в Вавилоне благодаря наблюдению за небесными светилами был придуман первый точный календарь того времени (погрешность данного календаря по отношению к солнечному году составляла всего 7 минут).

Древний лунный календарь

Так же успехи имелись в медицине и географии. Созданные вавилонянами карты охватывали земли от Урарту до Египта.

Во времена правления Хаммурапи был сложен миф о всемирном потопе (другим важным документом является стела со сводом законов Хаммурапи, в которых регламентировались различные стороны жизни общества и государства).

Дом вавилонянина

В Новый город вел мост 123 метра длиной. Там располагались жилые кварталы. Как жили обычные люди Вавилона? Облик этих жилищ известен благодаря раскопкам. Это были двухэтажные дома. Нижнюю часть, в предохранение от размыва, выкладывали из обожженного кирпича, а второй этаж и внутренние стены – из кирпича-сырца. Небольшие окошки делали только под потолком, так что свет попадал почти исключительно через дверь. Из кувшина с водой, который стоял в сенях, омывали ноги. Там же располагалась различная утварь. Оттуда можно было попасть во внутренний дворик. У более состоятельных людей там располагался бассейн, а по внутренней стене шла деревянная галерея. Обязательно существовала парадная горница, оттуда проход вел в недоступный для посторонних маленький дворик, где хозяева сооружали домашний алтарь. Там же старались хоронить умерших. Еще в III тысячелетии до н. э. вавилоняне начали использовать табуретки, столы и кровати. Но кровать, скорее всего, имелась только одна. Спали на ней хозяин с женой. Остальные располагались на циновках или просто на полу.

Развитие науки в Вавилоне

Земледельческое хозяйство Вавилона зависело от разливов Евфрата. Их следовало точно предсказывать, наперед знать их сроки. Раздел земли, строительство храмов и укреплений требовали сложных расчетов. Наконец, совершенствование государства требовало правовой системы и строгого учета.

Соответственно, из наук в Вавилоне наибольшее развитие получили астрономия и математика. Здесь вели подобие исторических хроник, описывая деяния того или иного правителя. Вавилон – родина древнейшего из известных писаных сводов законов – так называемых законов Хаммурапи ( XVIII век до н.э.).

Вавилонским астрономам были известны 5 планет Солнечной системы (что следует из уже упомянутых их ассоциаций с богами). Они также составили достаточно точный календарь (год был поделен на 354 дней, но периодически добавлялись дополнительные дни для корректировки) и установили прохождение Солнца через 12 зодиакальных созвездий (это представление сохраняется и сейчас).

Математика в Вавилоне опиралась на числа 5 и (в большей степени) 6 и производные от него (12, 30, 60…). Отголоски этой системы сохраняются в делении круга на 360 градусов и в некоторых других формулах. В Вавилоне знали теорему Пифагора и ее доказательство, умели рассчитывать объем усеченной пирамиды (это было необходимо для строительства зиккуратов) и приблизительно – длину окружности. Для упрощения расчетов составлялись особые таблицы умножения, сложения и вычитания.

Высокого уровня достигла медицина

Вавилонские медики первыми поняли важность правильной постановки диагноза. Они же разделили медицину вообще на специальности – глазные болезни, хирургия, ветеринария

В вавилонских трактатах встречаются подробные описания симптомов разных болезней – для облегчения диагностики. Здесь пытались лечить опухоли, проказу, заболевания сердца и даже психические отклонения. Методами выступали хирургические операции, применение лекарств (существовали справочники с их составами), а также некоторые «магические» действия.

Ремесла и торговля

На основе сельского хозяйства удалось возникнуть торговым отношениям. Этому благоприятствовало и удачное географическое положение. Из Вавилона вывозили множество товаров:

  • хлеб;
  • оливковое масло;
  • финики;
  • зерно;
  • шерстяные ткани.

А импорт состоял из металлов, кирпичей и строительного камня, дерева, рабов, драгоценностей. Торговые отношения Вавилон строил с Ассирией, финикийцами, Эламом. Из-за частых войн цены на товары для внутренней торговли постоянно повышались. Импортная продукция также стоила дорого.

В государстве было развито сельское хозяйство, а ремесла не ценились. По традиции ими занимались бывшие пленные или рабы, а они не вызывали уважения. В царстве были только мелкие ремесленные предприятия, они сосредотачивались в небольших поселениях.

Наиболее распространенные занятия приведены в таблице:

Ремесло Центр сосредоточения
Гончарство Вавилон
Ткачество Сиппар
Изготовление изделий из стекла Месопотамия

Развивалась и медицина, но она была связана с религией. Все лекари жили в храмах и входили в состав определенных групп жрецов. Больным приходилось самостоятельно добираться к ним. Существовало два типа врачей — заклинающие и практикующие. Первые для лечения использовали исключительно заговоры и молитвы, вторые почитали народную медицину.

Возвышение Вавилона

За все время междоусобиц этот город, который находился далеко от границ, пострадал меньше других. Шумеры называли его Кадингирра. Город был построен на берегу Евфрата, около современного населенного пункта Эль-Хилла, в 80 километрах от Багдада. Там располагалась резиденция сборщика податей. Именно в этом провинциальном городке обосновался аморейский вождь Сумуабум, сделав его не просто столицей, а создав Вавилонское царство. Представители династии аморейских царей много воевали. Поэтому они основное значение придавали укреплениям Вавилона, в связи с чем выстроили вокруг него оборонительную стену. Но и храмы в это время тоже активно перестраивались, возводились святилища. Сменилось пять властителей этого рода, прежде чем Вавилон стал главенствовать в Двуречье. В 1792 году до н. э. престол занял Хаммурапи. Воспользовавшись постоянными междоусобицами соседей, он сумел подчинить Вавилону большинство прибрежных земель около Тигра и Евфрата. За сорок лет было создано первое централизованное государство Западной Азии, Старо-Вавилонское царство. Его основанием можно считать рубеж XIX-XVIII веков до нашей эры.

Персидский и эллинистический периоды

Первоначально, при Кире и его преемниках на троне Персии, жизнь в Вавилоне существенно не изменилась. Клинописных документы, в которых записаны сделки вавилонских купцов и предпринимателей, показывают, что Вавилон был все еще богатым городом. Цари Персии проводили в Вавилоне зиму, и, кажется, были хорошо к нему расположены. Это было так, по крайней мере до царствования Ксеркса I (правил 486–465 до н.э.). Ксеркс был взбешен восстанием, поднятым вавилонянами, и выплеснул свой гнев на красивые постройки Навуходоносора, разрушив даже храм Мардука. Неясно, был ли храм когда-нибудь после того времени должным образом восстановлен. Ксеркс наложил на вавилонян непосильные налоги, как только подавил восстание.

Когда Александр Македонский (336–323 до н.э.) в 330 году до н.э. покорил Персидскую империю, он, кажется, попал под чары Вавилона. Он предполагал, что это будет одна из его столиц и строил грандиозные планы по восстановлению зиккурата храма Мардука. Его рабочие действительно преуспели в демонтаже руин раннего зиккурата, но новый вероятно так и не был построен до смерти Александра. Македонский царь умер в Вавилоне 13 июня 323 г. до н.э., возможно от малярии или алкогольного отравления.

Преемник Александра в Месопотамии, диодох (генерал Александра) Селевк (царствовал в Вавилоне 312–281 до н.э.), меньше любил Вавилон. Всего в 90 километрах к северу от Вавилона он построил город-конкурент и назвал его Селевкия, ставший царским городом в 275 г. до н. э.. Постепенно торговля и деловая активность начали перемещаться в Селевкию, делая Вавилон менее актуальным для местной или имперской экономики. Указ, изданный Антиохом I (281-261 до н.э.) требовал от всех вавилонских жителей переселиться в Селевкию. Ясно, однако, что не все этому подчинились, потому что Вавилон продолжал жить, хотя теперь он стал гораздо менее важным, чем было до этого. К первому веку до нашей эры в Вавилоне оставалось всего несколько зданий, окруженных все еще впечатляющей городской стеной. Широкие улицы, бывшие некогда между высокими зданиями, исчезли, превратившись в пастбища для коз и овец.

Рекомендуем также:

Карты Парижа: Прошлое и настоящее

Цехи и развитие ремесел в средние века

Иван IV — Грозный и Удивительный

Квебек – суровый Канадский городок

Взятие Казани Иваном Грозным

Железная корона лангобардов

Возвышение Мардука

Вавилонская космогония начала формироваться после краха Ассирийского царства и второго подъема Вавилона. Для возвышения необходим был более сильный бог, чем у шумеров и аккадцев. Для этого они вывели главным богом новое божество, которого не было в шумерском пантеоне, — бога Мардука.

Для его возвеличивания была разработана мифологическая теория: Апсу захотел уничтожить богов, но сам был убит узнавшим обо всем Эа. Над его захоронением боги построили хижину. Разъяренная предательством и кипящая местью Тиамат порождает чудовище Кингу, покровителя смертоносного огня, делает его своим мужем и вручает ему на хранение «ме» («таблицы судеб»). На собранном экстренно богами совещании против Кингу вызывается выйти Мардук, но при условии полного и беспрекословного верховенства среди богов. Они вынуждены согласиться. Возглавляемые Мардуком боги, одерживают победу над Кингу и отнимают у него «ме».

После победы Мардук приступает к сотворению мира. Сначала он рассекает Тиамат на две части, из которых делает землю и небо, а чтобы первобытный океан не излился, запирает его в небе. Мардук определяет за Ану небо, за Белом — землю, за Эа — подземный мир душ умерших. Прочих, более мелких богов, делит на «верхних» (ануннаков) и «нижних» (игигов).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector