Михайло-архангельский монастырь

Торговые ряды и Гостиный двор

С северной стороны к древним земляным валам Юрьев-Покровского много столетий подряд примыкает торговая площадь, которая сейчас называется «Советской». На ней расположены каменные постройки Торговых рядов и двухэтажного Гостиного двора, построенных еще в 1873-1877 годах. Они появились вместо сгоревших деревянных зданий Гостиного двора. Отличием Юрьев-Польских Торговых рядов от рядов в Суздале, Владимире и Костромы считается отсутствие внутреннего двора.

В XIX веке заказчиками Гостиного двора являлись местные торговцы: купцы и фабриканты. Здесь они организовали помещения для торговли и хранения своего товара. В прошлом веке в зданиях размещались лавки, пивные, постоялый двор и склады. Сейчас большинство магазинов пустует, а многие навесы покосились.

Петропавловский монастырь

На пути к Петропавловской колокольне бывшего одноименного монастыря, рядом с улицей Красный Поселок, находится местный ничем не примечательный Дом культуры.

Дом культуры в Юрьеве-Польском

Петропавловский монастырь близ Юрьева-Польского существовал с XVI века как мужская обитель. Во время литовского разорения он был разрушен и сожжен. В XVII веке на месте обители за городом была построена деревянная холодная церковь во имя святых апостолов Петра и Павла. Служба в ней совершалась только в храмовый праздник и в следующую за ним неделю; для совершения службы присылались из города, из Михайло-Архангельского монастыря, священноиноки. К 1825 году церковь обветшала и была разрушена. С 1843 по 1853 годы был выстроен холодный пятиглавый трехпрестольный храм Петра и Павла с массивным световым барабаном в центре, с четырьмя главами по углам, с огромными высокими порталами, в византийском стиле. В 1861 году рядом с Петропавловским храмом построили теплую каменную Успенскую церковь. В мае 1898 года состоялась закладка колокольни в Петропавловском монастыре. Огромная пятиярусная колокольня сохранилась в монастыре лучше всего. Сейчас она лишена главы, но от этого не утратила своего великолепия. Выстроенная в том же, что и весь монастырь, неорусском  стиле, она богато украшена разнообразной резьбой, а каждый ярус имеет свои особенные арочные проемы и декор. В ведомости о состоянии Петропавловского монастыря за 1916 год отмечается, что «монастырь штатный, третьеклассный, основание получил в 1874 году при бесприходной загородной ружной Петропавловской церкви». Тогда монастырь уже значился как женский. В Петропавловском монастыре располагались три храма: холодный пятиглавый Петропавловский; теплый двухглавый Успенский с приделом во имя Рождества Христова; пятиярусная Петропавловская колокольня; Вознесенский с пределами: преподобного Сергия Радонежского и святых апостолов Петра и Павла.

Петропавловская колокольня

Кроме храмов в монастыре был каменный двухэтажный дом для настоятельницы; двухэтажный корпус для инокинь; 28 деревянных келий; деревянная баня и три колодца. При монастыре имелась богадельня для престарелых инокинь, приют для девочек и приходская школа. 27 мая 2010 года было положено начало возрождению Петропавловского женского монастыря.

Военный мемориал в Юрьеве-Польском

Несколько фактов про Юрьев-Польский

  • Юрьев-Польский расположен на реке Колокше. Основателем города является князь Юрий Долгорукий (создатель города Москва), благодаря которому в 1152 году на этом месте появился деревянный Юрьев-Польский кремль.
  • Свое название город получил от имени князя. Но так как в окрестностях Киева уже существовало поселение Юрьев, к названию была добавлена вторая часть «Польский», обозначающая бескрайнее количество полей, лежащих возле города.
  • В Юрьев-Польском снималисьследующие фильмы: «Золотой теленок» (1968), «Седьмой день» (2005), «Юрьев день» (2008) Кирилла Серебренникова, «Русский шоколад» (2010), «Брак по завещанию-2. Возвращение Сандры» (2011), «Гуляй, Вася!» (2017), «Грааль» (2018) .
  • Население города примерно 18,5 тыс. человек.
  • Расстояние до регионального центра города Владимира — 69 км, до Суздаля — 62 км, до Александрова — 75 км.

2021 год.

12 июля 2021 года, в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла, Преосвященный Иннокентий, епископ Александровский и Юрьев-Польский совершил Божественную литургию в Петропавловском монастыре г. Юрьев — Польский.

Его Преосвященству сослужили: секретарь епархиального управления иеромонах Даниил (Колесников), благочинный по монастыря Серафим (Котенев) и духовенство монастыря.

В завершении Богослужения было совершено славление святым первоверховным апостолом Петру и Павлу. Затем Владыка обратился к собравшимся со словами проповеди и преподал архипастырское благословение.

Красногорский Богородицкий монастырь

Рекомендовать место

2

На красивейшем берегу реки Пинеги и недалеко от Архангельска располагается Красногорский Богородицкий мужской монастырь, известный своими Святынями. Первой Святыней считается Владимирская икона Божьей Матери, установленная на месте будущего монастыря, после явленного сна игумену Варлааму. Передана чудотворная икона была в 1606 году преподобному Макарию Красногорскому (в миру — Мирон).

В 1608 году на Черной горе была построена деревянная церковь и другие монастырские строения. В это время в монастырь приносит вторую святыню — чудотворную Грузинскую икону Божьей Матери. Приобретенная на крупнейшем рынке Персии, она была принесена в дар купцом Егором Лыткиным. В дальнейшем Егор Лыткин был постоянным меценатом, воздвигая каменные храмы и церкви.

К сожалению, старания предков по благоустройству и укреплению монастыря прошли даром. В 1920 году Красногорский Богородицкий монастырь был закрыт и разорен. Судьба двух чудотворных икон неизвестна. Упоминается лишь в архивных документах, что в 1946 году Грузинскую икону Божьей Матери носили во время крестного хода в Архангельске. До 1990-х годах XX столетия в монастырских постройках располагался психоневрологический интернат. Лишь в 2006 году начались восстановительные работы по жилым зданиям монастыря и то для нужд туристического комплекса «Красная Горка».

История Антониево-Сийского монастыря

Заселение славянами этих северных мест началось примерно в 10 веке. Основная часть монастырей земли Архангельска была основана в 14-15 веках, их насчитывается более 20, самый известный, конечно, Соловецкий монастырь. Основывались монастыри  монахами -отшельниками, которые искали уединения в этих глухих и диких местах. Обычно пишут о том, что этих отшельников манила девственно чистая природа, леса, где они жили как подвижники и, где их ждали чудеса и божественные откровения. Но почему-то редко задаются вопросом о том, какой процент этих отшельников вообще выжил, не был съеден дикими зверями, не сошел с ума, не был подвержен нападениям разбойников и местных жителей… Выживание в северной тайге требовало не только крепкого здоровья, но и навыков строительства, охоты и т.д. Тем не менее отшельники объединялись в обители, порой были вынуждены переселяться с места на место, таким образом, возникали монастыри, которые получали поддержку от государства.

Антониево-Сийский монастырь. Дореволюционная открытка.

Именно таким подвижником Антонием в 1520 году и был основан Сийский монастырь. Сам Антоний в миру носил имя Андрей и происходил из семьи богатого земледельца из села Кехта около Северной Двины, с детства был обучен грамоте, а также иконописанию. В зрелом возрасте служил в Новгороде у боярина, потом женился на его дочери, которая через какое-то время умерла. Видимо, это и явилось причиной того, что Андрей вернулся в родные места и принял постриг в Преображенском монастыре (1508). Через 5 лет -то время Антоний покидает монастырь и на р.Емце вместе с несколькими иноками ставит часовню и кельи, однако после конфликта с местными жителями братия была вынуждена уйти.
Новым местом для поселения стал небольшой мыс Михайловского озера, куда монахов привел охотник Самуил. По преданию на этом месте не раз слышали пение и колокоьный звон, а также выидели фигуры монахов, рубящих лес. Постепенно братия Антония росла, к ним стали приходить жители из окрестных деревень. И уже через пять лет после основания в 1525 году Сийский монастырь получил грамоту от великого князя Василия III, к 1550-м годам монастырь уже имел существенные льготы и достаточно большие угодья «к Сии и Хоробрице на 6 верст, к Емце на 15, а к Каргополю на 50 верст».

Антониево-Сиийский монастырь в советское время.

В 1599-1605 гг. здесь был заточен отец Михаила Романова — Федор, насильно постриженный в монахи, возможно во многом из-за этого в будущем монастырь получал государственную поддержку. Многие российские императоры посещали эти места.
На 17 век приходится расцвет Антониево-Сийского монастыря — во владения монастыря входят целые деревни, а также различные промыслы — в том числе соляной, очень доходный и важный для заготовок пищи на зиму. Монастырь имеет подворья в разных  городах — Архангельске, Вологде, Москве. Также здесь была иконописная мастерская, типография, монахи занимались переписыванием книг, большая библиотека. Самое известная книга отсюда — Сийское Евангелие.

Надвратный храм преподобного Сергия Радонежского.

После реформы Екатерины II и изъятия церковных земель — Антониево-Сийский монастырь приходит в упадок, получает 2 класс и 1200 рублей в год из казны. В 1923 году монастырь был закрыт.  В 1923 году монастырь был закрыт — здесь размещались склады колхоза, дом-отдыха, интернат, пионерский лагерь. Многие здания за советский период были уничтожены и разрешены. В 1990-е года началось восстановление Антониево-Сийского монастыря. Много для этого сделал теперь уже бывший настоятель иеромонах Трифон.

Троицкий собор.

На данный момент восстановлены все основные постройки — пятиглавый Троицкий собор (1589-1606), в котором находятся мощи Преподобного Антония, шатровая Благовещенская церковь (1638-1644), надвратный храм преподобного Сергия Радонежского (1670-е), храма-колокольня Трех Святителей Московских (1660-е).

Библиотека Антониево-Сийского монастыря

Особое внимание следует уделить библиотеке монастыря, которая формировалась в течение нескольких веков. Прежде всего, стоит отметить, что она включала в себя самое большое собрание рукописных и печатных книг на Русском Севере после Соловецкой обители

Здесь можно было найти библейские и богослужебные книги, творения отцов и учителей церкви, житейную литературу, памятники церковного права и полемики, а также учебники по космографии, географии, языкознанию и даже искусству. Кроме того, любителей истории заинтересует тот факт, что библиотека пополнялась известными историческими личностями. Среди них можно выделить Ивана Грозного, благодаря которому в Антониево-Сийском монастыре появилось Евангелие от Луки с толкованием Феофилакта Болгарского.

dualia1

В ХХ веке весь архив был передан в Архангельское древлехранилище, а в настоящее время фондодержателями многих рукописных трудов являются Библиотека Академии наук, Российская национальная библиотека и Российская государственная библиотека.

Лишь мачая часть книг, в том числе и современных, доступна для скачивания на официальном сайте. Помимо духовного чтения, все желающие также могут ознакомиться с несколькими изданиями о монастыре.

Библиотека на официальном сайте монастыря

dualia1

История основания архангельской святыни

Сийским монастырь называют из-за его нахождения на реке Сия, которая вытекает из Большого Михайловского озера.


Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь, Архангельская область

Троицкий Антониево-Сийский монастырь берет свое историческое начало с начала 1520 года, когда преподобный Антоний, покинувший Шелексенскую Троицкую пустыню, в сопровождении верных иноков поселился на архангельской земле.

Святитель Антоний

Интересна предыстория жизни святителя Антония.

  • Его родители в середине 15 века переехали из Новгорода Великого в Двинскую область, село Кехта. Никифор, отец будущего преподобного, был зажиточным крестьянином. Они с женой Агафьей славились своим христианским благочестием, но Господь не давал им деток.
  • Много времени провела пара в молитвах, паломнических поездках и вымолила мальчика, которого крестили Андреем. Богом посланный мальчуган рос смышленым, в возрасте 7-ми лет он уже прекрасно читал и обрел навыки иконописи, обучаясь у местного священника этому искусству.
  • В возрасте 25 лет Андрей похоронил родителей и решил вернуться в Великий Новгород, где женился на прекрасной дочери местного боярина. Судьба распорядилась таким образом, что вскоре молодая жена, за ней и ее отец отошли к Богу, после чего Андрей принял решение посвятить себя Господу, поселившись в мужской обители Каргополя.
  • Вскоре он принимает монашеский постриг с именем Антоний, тяжко трудится, находит утешение в молитвах и уходе за больными и немощными.

    Преподобный Антоний Сийский

  • Благословленный духовным наставником Пахомием Кенским на священничество и отшельничество отец Антоний покидает обитель с несколькими иноками, поселившись после мытарств по чащобам на берегу прекрасного Михайловского озера.

Ни один раз иноки изнемогали от непосильного труда, но силой молитвы приобретали силы.

Вскоре маленькая деревянная Живоначальнотроицкая церковь выросла среди прекрасного озера, и потянулись прихожане к иконе Святой Троицы, написанной самим отцом Антонием и вскоре явившей свои чудеса. Спасающую силу образа все увидели в момент попадания молнии в храм, когда все вокруг выгорело, а святой лик сохранился невредимым.

Открытие монастыря

В 1552 году великий князь Василий Третий благословил открытие Свято-Троицкого монастыря по просьбе преподобного Антония.

  • 39 лет посвятил святой Антоний своему детищу, в возрасте 79 лет отошел к Творцу, оставив мужскую обитель под попечительство старца Кирилла.
  • В 1587 году была получена грамота на возведение каменного храма, строительство которого из-за смутных времен, частой смены царей, растянулось на 2 десятилетия.
  • Это время занесено в историю русской державы, ибо Борис Годунов сослал сюда Феодора Романова, который был пострижен в монахи, и был известен, как Филарет, ставший патриархом всей Руси после возвращения из ссылки.

    Троицкий собор монастыря

  • В 1589 году был заложен собор, который был возведен и освящен в 1606 году по подобию храму Воскресения в московском Новодевичьем монастыре.

Пожар 1658 года уничтожил практически все постройки, от огненной силы плавились даже колокола. Насельники приняли это как наказание за изгнание преподобного Феодосия, он был оклеветан и скорее возвращен для восстановления святыни.

Интересно! В начале 17 века Антонево-Сийская мужская обитель является одной из главных святынь русского севера, привлекающая паломников множеством старинных икон, богатой библиотекой и драгоценными украшениями святынь.

Ныне всего этого нет, но сохранена могила преподобного Антония.

Историческая справка

Православная обитель – это одна из древнейших на территории России церквей, которая за все время своего существования пережила немало печальных событий. Как стало известным из летописей и преданий, монастырь был основан в начале XIII века по указу князя Святослава Всеволодовича. Нашествие Батыя на Русь, произошедшее в 1238 году, стало ключевым моментом в истории монастыря. Мужская обитель была разорена, после чего два века пустовала.

В 1535 году здание Михайло-Архангельского храма было разрушено, поэтому на его месте была воздвигнута деревянная церквушка. Строительство нового здания Михайло-Архангельского монастыря началось лишь в конце XVIII века. Возведение храма закончилось в 1806 году, однако внутреннее оформление интерьера продолжалось еще ни одну сотню лет.

Юрьев-Польский фасад собора.

Ученые предполагают, что резьба на фасадах поручалась двум артелям мастеров — одна специализировалась на выполнении фигур в высоком рельефе, другая — в низком. Есть точка зрения, что для работ привлекались иностранные мастера, но многие исследователи настаивают на том, что это были местные резчики, так как античные кентавры «одеты» в русские кафтаны и шапки, в руке у кого-то есть топорик, можно увидеть изображение зайца. Внутри храма четыре столба поддерживают своды. К северо-западному углу здания пристроена небольшая белокаменная усыпальница. В ней погребен князь, строивший этот собор в XIII в. По мнению одних исследователей — это Юрий, сын Всеволода, по мнению других — Святослав Всеволодович.

Покровский храм и церковь великомученика Никиты

Женский Покровский монастырь существовал в городе Юрьеве-Польском весьма непродолжительное время. Деревянный храм на месте обители известен с 1712 года. В 1769 году усердием прихожан была построена каменная пятиглавая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, с двумя теплыми приделами: во имя святителя Николы Чудотворца и святого пророка Илии.

Вид на Покровскую церковь в Юрьеве-Польском

Церковь сохранилась до наших дней: высокая пятиглавая с многочисленными резными украшениями по фасадам и красивыми наличниками на окнах. Церковь святого великомученика Никиты в Юрьеве-Польском была построена в 1796 году прихожанами Покровской церкви.

Покровская церковь (слева) и Никитский храм в Юрьеве-Польском

Никитская церковь выстроена в стиле классицизма, с трех сторон входы в нее украшают пышные портики с колоннами. Особенно хорош высокий барабан с рядом узких и высоких окон, обеспечивающих превосходное освещение храма. Барабан увенчан небольшим куполом, живописно дополняющим весь облик храма и придающим ему устремленность ввысь. В советское время Покровский и Никитский храмы еще долго оставались действующими. Но в 1941 году церкви были закрыты и в них расположилась автостанция и авторемонтная мастерская. Богослужения возобновились в Никитском храме только в 1988 году. В 1992 году был освящен полностью восстановленный Покровский храм.

В Юрьеве-Польском немало таких домишек

В Юрьеве-Польском сохраняется типичная уездная деревянная застройка, также в городе немало старинных зданий в камне, которые нуждаются в реставрации. Например, одно из них занимает местная станция Скорой помощи.

Скорая помощь в Юрьеве-Польском

Хочется отметить, что туристический сервис Юрьева-Польского не справляется с потоком желающих ознакомиться с древностями. Это несколько  портит впечатление о городе. Например,  в билетной кассе, она же сувенирная лавка Михайло-Архангельского монастыря (музей-заповедник), очень сложно купить билеты, т.к. толпа туристов атакует кассу с таким напором, что запросто может покалечить кого-то менее наглого. Здесь, конечно, сотрудникам музея-заповедника давно пора наводить порядок. Проблема в городе и с общественным питанием. Обойдя большую часть города, встретила только одно кафе, и то в нем подали непрожаренную котлету на  замызганной тарелке, а если следовать указаниям Яндекс-карты, то вместо кафе вас может ждать полуразрушенное нежилое здание. Вечная проблема многих городов — это крайне редкая нумерация домов и названий улиц. Как ориентироваться туристам? Нельзя не сказать и о культурном наследии города. Развалин в Юрьеве-Польском и районе, в частности усадьба Первушиных в местечке Лучки Юрьев-Польского района, предостаточно.

Частный сектор на берегу реки Колокши в Юрьеве-Польском

Хотелось бы, чтобы общество и государство, наконец, озаботились восстановлением подобных древнерусских архитектурно-исторических комплексов не только в формате отдельно стоящих зданий музеев, но создавая насколько возможно аутентичную культурно-историческую среду,  включая достойный этих древних памятников туристический и паломнический сервис.

Фотографии автора

Лицевой летописный свод. Русская летописная история. Книга 2 (1152–1173). Л. 55-56. Лицевой летописный свод. Русская летописная история. Русская летописная история. Книга 5 (1217–1241). Л. 274 Тверская летопись // Полное собрание русских летописей. — Т. 15. — С. 355Лицевой летописный свод. Русская летописная история. Русская летописная история. Книга 5 (1217–1241). Л. 304.  

Фото и описание

Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь находится в Холмогорском районе Архангельской области, в 150 километрах от Архангельска. Его образовал преподобный Антоний в 1520 году на маленьком острове Михайловского озера. Первым и главным храмом был Свято-Троицкий, по нему же монастырь носит свое название.

В 1525 году монастырю была пожалована грамота князя Василия. В 1543 году монахам были отданы окрестные земли. Через 2 года монастырь получил финансовые и судебные льготы. Еще при жизни Антония монастырь являлся влиятельным церковно-административным центром Подвинья, хорошо известным в Москве. В течение почти 40-летней деятельности Антония было образовано 3 церкви (из дерева): Троицкая, Благовещенская и преподобного Сергия Радонежского.

К концу XVII века здесь постепенно появился ансамбль каменных зданий. К концу XVI века был построен Троицкий собор с приделом в честь святого Антония Сийского (под спудом – его святые мощи). Благовещенский храм с трапезной и палатами появились в I половине XVII века. Храм Трех Святителей Московских с колокольней были построены в 1652 году. И, наконец, в 70-х годах XVII века была возведена надвратная каменная церковь с 3-мя престолами Андрея Первозванного, Сергия Радонежского, Флора и Лавра.

В XVI-XVIII веках Антониево-Сийский монастырь представлял собой крупнейший духовный и культурный центр Подвинья. Здесь существовала традиция переписывания книг. В монастыре собрали архив, в котором насчитывалось больше 20000 книг (вкладные, сотные, переписные и так далее). В здешней ризнице хранились прекрасные произведения русского ювелирного искусства: водосвятная чаша 1583 года, драгоценное паникадило 1628 года и другие. В письменных документах сохранилась информация об иконописцах. Преподобный Антоний был основателем монастыря и иконописцем, также игумен Феодосий и архимандрит Никодим, жившие в XVII веке, были иконописцами.

В Антониево-Сийском монастыре образовался Сийский иконописный подлинник с 500 прорисями с икон европейских гравюр, являющийсявыдающимся памятником древнерусской культуры. В XVII веке у монастыря во владении были деревни, пашенные земли и покосы. Здесь жили ремесленники, развивался соляной, морской и рыболовный промыслы. В конце XVII-XVIII веках был построен двухэтажный корпус келий.

В XVIII веке Антониево-Сийский монастырь приходит в упадок. В XIX веке настоятели монастыря исполняли работу ректора Архангельской духовной семинарии. Архимандритом Вениамином осуществлялось просвещение самоедов тундр Архангельского края. В 1920 году монахами была организована трудовая коммуна, а в Благовещенском храме советская власть создала детскую колонию.

В июне 1923 года Антониево-Сийский монастырь был закрыт. В последнее время постройки монастыря использовались разными организациями. Сейчас в обители – 13 монахов. Здесь постоянно живут около 60 трудников. В монастыре возрождается духовно-просветительская, богослужебная, миссионерская, социально-благотворительная деятельность. Монахи принимали участие в церковно-археологической экспедиции в окрестностях Кожезерского и Красногорского монастырей.

Александро-Ошевенский монастырь

Рекомендовать место

2

Этот монастырь был основан приблизительно в 1460-е годы преподобным Александром Ошевенским, устроивший изначально небольшую пустынь среди дикого леса. Затем был возведен Никольский храм, а после смерти преподобного построили ещё одну церковь в честь Успения Богородицы и расширены монастырские владения.

Затем монастырские постройки несколько раз горели, но в итоге обитель восстанавливали вновь, строя уже каменные строения. Мощи преподобного Александра Ошевенского хранили как Святыню. До наших дней сохранился белокаменный Успенский собор с пределом Сретения Господня, красивая колокольня, надвратный Никольский храм. На территории монастяря можно увидеть чудом сохранившийся постройки XVII-XIX вв.: Святые ворота, угловые башни и корпуса в стиле провинциального ампира.

В начале XX столетия в обители находилось 8 человек братии и имелось налаженное хозяйство. Кроме этого, Александро-Ошевенский монастырь имел собственное подворье в Санкт-Петербурге с небольшой часовней в честь святого Пантелеймона.

Но советское лихолетье XX века не пощадило и этот монастырь. В 1922 году обитель разграбили и закрыли, даже вскрыли раку с мощами Святого. Все монастырские постройки использовались под хозяйственные нужды. Только с 2001 года стала постепенно возрождаться обитель: реконструкция Свято–Никольского надвратного храма, восстановление келий, постройка воскресной школы.

Михайло-Архангельский монастырь и Юрьев-Польский музей

Юрьев-Польский музей был открыт 7 ноября 1920 года в качестве краеведческого музея в центральной части города, в кольце древнейших земляных валов XII века, в бывшем мужском Михайло-Архангельском монастыре, основанном в XIII веке.

Сохранившиеся постройки относятся к XVII-XVIII векам, а западная стена здания — к 1555 году.

Одной из самых знаменитых построек на территории бывшего монастыря считается шатровая колокольня, построенная в 1683 году.


Собор Михаила Архангела

На сегодняшний день по нескольким выставкам музея распределены 16 тысяч предметов старины и произведений искусства. В их числе находятся вещи аристократов, фарфоровые изделия, деревянные скульптуры. Основной считается выставка, посвященная борьбе с Наполеоном Бонапартом и Отечественной войне 1812 года. Работают следующие экспозиции: «Багратион — национальный Герой России», «Художественная выставка», «Колокольня. Смотровая площадка», «История мануфактуры Юрьев-Польского уезда» и другие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector