Алексеевский монастырь

Содержание:

Как добраться до храма?

Самый простой способ посетить Красное Село в Москве и собственно храм Всех Святых – это воспользоваться услугами метрополитена.

  • Ближайшая к храму станция метро – «Красносельская» (как видим, топонимика в этом районе очень разнообразная, главное, не запутайтесь).
  • От станции метро двигайтесь в левую сторону по улице Краснопрудной, пройдите под Русаковской эстакадой, вновь сверните налево и двигайтесь в заданном направлении, пока не увидите ограду из красного (снова красного!) кирпича. Вуаля, вы практически у цели: по правую руку от вас окажется вход в Алексеевский монастырь, которому и принадлежит Всесвятский храм.

Святыни храма Всех Святых

  • Чудотворная икона Богоматери «Всецарица».

    Подлинник XVII века хранится в монастыре Ватопед на Святой Горе Афон в Греции. Оказывает целительное действие на неизлечимых раковых больных, облегчает страдания, вызывает уменьшение, а иногда полное устранение опухолей. Список иконы для храма Всех Святых написан в ХХ веке, но обладает всеми чудодейственными свойствами подлинника, что постоянно подтверждается свидетельствами вылеченных безнадежных больных. Перед ней еженедельно совершаются молебны с водосвятием и акафистом.

  • Икона апостола Павла, принадлежала Алексеевскому монастырю, раньше помещалась в иконостасе храма. Пережила безбожный беспредел: её использовали для изготовления двери.
  • Икона святого Алексия, Божия человека, также была собственностью обители. Когда монастырь закрыли, икону передали в храм Воскресения Христова, расположенный в Сокольниках, который никогда не закрывался. В 2021 году, на праздник Всех Святых, состоялся торжественный Крестный ход из Сокольников до Всехсвятского храма, икону с песнопениями и молитвами вернули в Алексеевский монастырь.
  • Старинные иконы XVII — XIX веков.
  • Крест и иконы с частицами мощей и облачений великих православных святых.
  • Икона Казанской Божией Матери, является храмовой иконой главного придела нижнего храма. Она принадлежала игуменье Антонии. Икона была сильно повреждена, отреставрирована иконописцами Алексеевского монастыря в 1991 году.

Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль, внутреннее убранство

Ново-Алексеевский ставропигиальный женский монастырь, его архитектурный ансамбль сегодня сильно отличается от той обители, которую любовно создавали в XIX веке.

Но он жив, и на его разделенной пополам территории сохранились две старинные церкви.

Храм Алексия, человека Божия

Где бы ни появлялся Алексеевский монастырь, он сразу же возводил церковь имени своего небесного покровителя. Так было всегда, и так же повторилось при переезде в Красное Село. В 1853 году в центре выделенного земельного участка был возведен храм, автором которого стал известный архитектор М.Д. Быковский. Поставили и кирпичную ограду с башнями, сочетающуюся по стилю с главным храмом обители.

Прямоугольное здание церкви усложнено с восточной стороны полукруглыми апсидами и выдвинутым вперед на западной стороне ризалитом. Большой, богато украшенный купол посажен на мощный и высокий барабан, который декорирован полукруглыми арками с оконными проемами, дающими освещение молельного зала сверху.

Храм Всех Святых

Храм, который строился четыре года, был освящен впервые в 1891 году. А.А. Никифоров избрал для своего детища русско-византийский стиль, использовав в работе эскизы Д.Н. Чичагова. Автор создал красивое сооружение из красного кирпича, декорировав его вставками из контрастного, белого камня.


Ново-Алексеевский Ставропигиальный монастырь, названия зданий.

Однокупольная церковь усложнена по фасаду тремя апсидами, с четвертой стороны к ней примыкает стройная колокольня с 3 куполами, значительно превышающая ее по высоте. На переходе из храма в звонницу сооружены хоры.

Некогда в храме стоял уникальный, беломраморный иконостас. Настенная и потолочная роспись, а также мозаичные картины принадлежали мастерам Троице-Сергиевой лавры. Все это утрачено безвозвратно. Разрушена усыпальница, существовавшая прежде в цокольном этаже. Храм после реконструкции вновь был открыт для прихожан в 1991 году.

Социальная работа, повседневная жизнь

В монастыре работает дом-интернат для престарелых женщин. Помимо медицинских работников за немощными людьми ухаживают сестры, решают бытовые проблемы и помогают дойти до местной церкви, чтобы участвовать в молебнах. Неходячих больных регулярно посещают священнослужители. Монастырь поддерживает отношения и сотрудничает с фондом «Право матери».

Каждый год 23 февраля в храме Всех Святых проводится в присутствии родственников погибших в мирное время воинов панихида, после которой все собираются за чайным столом и вспоминают близких людей.

В монастырь обращаются жители многомиллионного города с просьбами выслушать их проблемы и помочь советом. Сестры оказывают поддержку нуждающимся в ней, пытаются утешить добрым словом. По возможности оказывается содействие.

Жизнь Алексеевского монастыря

В Ново-Алексеевском женском монастыре ведут активную духовно-просветительскую работу и помогают страждущим. Там не только проводят богослужения, но и действует средняя школа, музей, богадельня.

В церковно-приходской школе при монастыре дети изучают не только общеобразовательные предметы, но и основы православной веры. Вместе с родителями и педагогами они нередко отправляются на выездные экскурсии, в паломнические поездки.

В Алексеевском монастыре Москвы открыта и воскресная школа — для детей с 3 до 6 лет и взрослых. Ученики обеих школ активно занимаются хореографией, пением и рисованием. Неоднократно участвовали в различных конкурсах, становились лауреатами и победителями.

При монастыре открыта небольшая выставочная композиция, которая посвящена его истории. Там представлены личные вещи монахинь, изданные обителью книги, различные документы. Осмотреть экспозицию можно только по предварительной договоренности с сотрудниками монастыря.

В Алексеевском монастыре с 1994 года работает интернат для престарелых женщин. Он расположен в краснокирпичном пятиэтажном здании — бывшем келейном корпусе. Сестры монастыря опекают здесь пожилых и одиноких женщин, создают для них уютную, домашнюю атмосферу.

Это негосударственное учреждение, которое во многом существует на пожертвования неравнодушных граждан.

ИСТОРИЯ / Ново-Алексеевский монастырь в Красном селе XIX — нач. XX вв

После событий Смутного времени в Красном селе в 1625 году была возведена деревянная приходская церковь Воздвижения Животворящего Креста Господня с приделом Тихвинской Божией Матери.

В 1695 году пруд был расширен для устройства и проведения на нем празднеств в честь взятия Азова. Была организована пальба по воздвигнутым среди пруда трем городкам. Таким образом, Красный пруд стал одним из самых больших в Москве. Севернее него располагался Краснопрудный царский дворец. К западу, на месте современного Ярославского вокзала был Артеллерийский полевой двор, где размещались Оружейный завод, склад пушек и снарядов. За Красным селом по современной Русаковской улице располагался Фуражный, или Житный, двор, в котором хранились запасы казенного зерна.

С середины XVIII века село уже не было подмосковным, а стало окраиной Москвы, так как вошло в черту города.

В 1692 году деревянная приходская Крестовоздвиженская церковь была заменена на каменную. В 1812 году она была разграблена французами и только благодаря причетнику, который один из причта не бежал от опасности, сохранились святые иконы: Спасителя, Тихвинской Божией Матери и св. Николая Чудотворца. Тронутые его мольбами, грабители пощадили иконы.

К этой Крестовоздвиженской церкви и повелено было перевести Алексеевский монастырь. Улица, на которой она стояла, была продолжением главной Красносельской, но совершенно пустынна. За монастырем находился дом частного владельца с большим садом. Кое-где стояли домики под соломенной кровлей, около них покосья, ограждаемые от прохожих жердями. Влажная низменность к Красному пруду занималась огородами…

Именно сюда, со слезами и с тревогой за будущее обители и двинулись сестры Алексеевского монастыря крестным ходом хмурым дождливым днем 17 октября 1837 года. Митрополит Филарет встретил шествие. Было часов одиннадцать, когда началась литургия. Совершив ее, Владыка посетил игуменью в новых ее келиях. Окропил их и, пробыв минут двадцать, оставил нововоздвигнутую обитель.

Православный народ очень сочувственно отнесся к событию перенесения монастыря. Не только в первый, но и в последующие дни монастырь был полон посетителями. Соседние городские храмы оскудели богомольщиками, ибо окрестные жители, привлеченные новостью, полюбили монастырское богослужение. Православные из сел Алексеевского, Измайловского, Мытищ шли сюда помолиться.

Внутри ограды территория монастыря была четко спланирована: вокруг храма располагалось монастырское кладбище, его в каре обрамляли восемь 2-этажных прямоугольных в плане братских корпусов, каждому из которых соответствовали деревянные одноэтажные хозяйственные постройки. Несколько других одноэтажных деревянных жилых строений было разбросано по территории. Также в монастыре имелись погреба, конюшня, прачечная, три колодца. В северной части широкая полоса земли была занята лугом.

Алексеевский монастырь со второй половины XIX века до настоящего времени

Жители Красного села благосклонно отнеслись к появлению монастыря и часто посещали обитель, которая быстро «вставала на ноги». На ее территории постепенно появились:

  • кладбище;
  • несколько храмов;
  • трапезный корпус с мастерскими и аптекой;
  • училище для южнославянских девочек;
  • двухэтажное здание под богадельню и больницу;
  • домовая церковь.

Колоссальный вклад в развитие Алексеевского женского монастыря в Москве вложила игумения Антония. Благодаря ее стараниям, обитель смогла получать неплохой доход, который позволил вести благотворительную деятельность. Кладбище с усыпальницами превратились в один из лучших некрополей столицы.

Все рухнуло с приходом советской власти. Репрессии, голод, разграбление, изъятие земель — в результате этого в 1920-е годы монастырь фактически прекратил свое существование.

Восстанавливаться обитель начала только в 1990-е годы. Первым стал возрождаться храм Всех Святых — в 1991 году при нем был учрежден приход. Постепенно укрепились монастырские традиции, открылась богадельня, воскресная школа.

В 2013 году Священным Синодом РПЦ было принято решение о возрождении в Москве Алексеевского монастыря.

Монастырь сегодня

С 2013 года Алексеевская обитель — действующий женский монастырь. Кроме того, главный монастырский храм выполняет роль Патриаршего подворья. Богослужения проходят в церкви Всех Святых. Службы начинаются в 7.00 и 18.00 по будним дням, и в 9.00 и 17.00 по воскресеньям.

При монастыре существует частная школа. Здесь дети изучают обычные общеобразовательные предметы, посещают уроки церковнославянского языка, основ православной веры и церковного пения, а также ездят в паломнические поездки.

Ворота Мемориального комплекса «Аллея славы»

С 2012 года открыт музей монастыря. В нем выставлены материалы, рассказывающие об истории обители, старые книги, документы и личные вещи бывших насельниц. Отдельный раздел посвящен жизни игуменьи Антонии (Троилиной), благодаря которой монастырь процветал и расстраивался в XIX веке.

Церковь Александра Невского в Красном Селе

Координаты: 59°43′36″ с. ш. 30°05′08″ в. д. / 59.7266944° с. ш. 30.0856194° в. д. / 59.7266944; 30.0856194 (G) (O) (Я) памятник архитектуры (федеральный)

Хра́м свято́го благове́рного кня́зя Алекса́ндра Не́вского в Красном Селе

— православный храм в Санкт-Петербурге.

Храм относится к Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), входит в состав Красносельского благочиннического округа. Настоятель — протоиерей Александр Викторович Дягилев

Первый храм

В 1865 году в Красном Селе был построен комплекс зданий Красносельского военного госпиталя, при котором в 1885 году по инициативе главнокомандующего войсками гвардии и Санкт-Петербургского военного округа великого князя Владимира Александровича по проекту военного инженера В. А. Колянковского была построена небольшая деревянная церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского.

Храм был освящён 2 (14) октября 1885 года благочинным гвардейского духовенства протоиереем Александром Желобовским.

Через пять лет церковь обветшала, и встал вопрос о ее капитальном ремонте. Для этого из казны была выделена некоторая часть средств.

Современный храм

Несмотря на то, что средства на ремонт храма были выделены, было решено построить новую церковь. Основными жертвователями были купец А. Ф. Черепенников, потомственный почетный гражданин П. Давыдов, купец В. А. Юдаков и заведующий военным госпиталем полковник В. Н. Смельский

Проект новой деревянной церкви был также разработан В. А. Колянковским. Строительство было начато в апреле 1890 года

Новопостроенный храм был торжественно освящён 16 (28) июля 1890 года протопресвитером военного и морского духовенства Александром Желобовским в сослужении благочинного армейских храмов Санкт-Петербурга священномученика протоиерея Алексия Ставровского и местного красносельского духовенства в присутствии великого князя Владимира Александровича и его супруги великой княгини Марии Павловны.

Обратите внимание

Госпитальный храм принадлежал военному ведомству до 1917 года. Прихожанами этого храма являлись чины Красносельского военного госпиталя и Красносельского гарнизона, а также местные жители близлежащих Коломенской и Фабричной слобод.

В 1906 году к храму была приписана церковь святителя Николая Чудотворца в Авангардном лагере. Кроме того, к госпитальной церкви относилась каменная часовня на Красносельском военном кладбище, построенная в 1895 году.

В декабре 1927 года приход храма примкнул к Иосифлянскому движению.

Церковь закрыли 21 ноября 1932 года, через год храм был передан под подсобное помещение воинской части.

Во время Великой Отечественной войны Красное Село находилось в зоне немецкой оккупации. По просьбе местных жителей немецкое командование в начале 1942 года разрешило открыть храм. Он действовал год.

В настоящее время богослужения в храме совершаются по следующему расписанию:

Божественная Литургия – 7:00

(только по воскресеньям и большим церковным праздникам);

Божественная Литургия – 10:00

(ежедневно);

Вечернее богослужение – 17:00

(ежедневно, кроме периода с 15 мая по 15 сентября, когда вечерние богослужения совершаются по особому расписанию; в те дни, когда нет вечерних служб, храм открыт до 15:00; справки по тел. или на сайте храма: );

Акафисты – 17:00

(еженедельно по четвергам и воскресеньям).

Архитектура, внутреннее убранство

Церковь построена «в русском стиле». В 1953 году с южной стороны храма была сделана пристройка закрытой веранды.

Вместимость — до 500 человек.

В 1907 году в храме был установлен новый престол из белого мрамора, не сохранившийся в настоящее время. Деревянный трехъярусный иконостас и два высоких киота с коринфскими колоннами были перенесены сюда после Великой Отечественной войны из Александро-Невской церкви в деревне Александровка близ села Тайцы, построенной в 1790-х годах.

Большинство икон в храме старые, принесенные в разное время прихожанами. Одной из главных достопримечательностей храма является находящаяся на правом клиросе небольшая икона Симеона Богоприимца с Богомладенцем на руках, ранее находившаяся в Красносельской Троицкой церкви. Икона была обретена в районе Красного Села, называемого “Скачки” 11 мая (ст.

История[ | ]

Старый Алексеевский монастырь был основан в 1358 году святителем Алексием, митрополитом Киевским и всея Руси, на митрополичих землях на Остожье (ныне территория Московского Зачатьевского монастыря), первой игуменьей монастыря стала преподобная Иулиания. Это был первый женский монастырь в городе. В XVI веке монастырь был перенесен поближе к Кремлю на урочище Чертолье (ныне территория Xрама Христа Спасителя). Затем ему пришлось ещё раз переехать — в Красное Село; 17 октября 1837 года состоялась встреча в Красном Селе митрополитом Филаретом крестного хода с особо чтимыми иконами Алексеевского монастыря в связи с перемещением монастыря и строительством на его месте храма Христа Спасителя. Этот монастырь получил название Ново-Алексеевского. В 1842 году с разрешения святителя Филарета на территории монастыря было открыто кладбище.

В обители располагались разнообразные мастерские: золотошвейная, иконописная, руельная. Количество строений монастыря к началу XX века достигло 42 в том числе четыре храма: Крестовоздвиженский храм, Храм преподобного Алексия, Человека Божия с приделами в честь Грузинской иконы Божией Матери и преподобного Павла Латрийского, Храм Всех Святых с приделом Казанской иконы Божией Матери и больничный храм в честь Архистратига Михаила. Из них до настоящего времени сохранились только храмы в честь преподобного Алексия, человека Божия и Всех Святых.

В 1871 году при монастыре было открыто первое в России женское училище для выходцев из южнославянских стран — Сербии, Болгарии, Черногории. Спустя несколько лет в монастыре учредили училище-приют для девочек-сирот из бедных семей. В 1907 году в Ново-Алексеевской обители проживали 51 монахиня и 24 послушницы.

В 1926 году монастырь был уничтожен. На его месте пролегла автодорога. Крестовоздвиженская церковь была скрыта за строениями Института рыбного хозяйства. Больничный храм был разрушен. К концу 1930-х годов было окончательно ликвидировано кладбище. Последним священнослужителем монастыря был протоиерей Алексий Афонский.

В 1991 году при сохранившемся храме Всех святых был учреждён приход. В 2010 году при нём было создано сестричество во имя святого Алексия, человека Божия. В 2012 году оно было преобразовано в монашескую общину, которая к 2013 году насчитывала около 20 сестёр.

16 июля 2013 года решением Священного Синода Русской православной церкви монастырь был возрождён как Алексеевский ставропигиальный женский монастырь с храмом в честь Всех святых. Алексеевская церковь осталась приходской (не монастырской).

С 16 июля 2013 года монастырь имеет свой скит с храмом Тихона Задонского в парке Сокольники. Ранее этот храм имел статус приписного к Приходу храма Всех Святых, что в Красном Селе, а с 16 июля 2013 года получил статус приписного к Алексеевскому женскому ставропигиальному монастырю.

История обители с момента основания до XIX века

Первый женский монастырь, посвященный Алексию, человеку Божьему, появился на месте, где теперь возвышается знаменитый Храм Христа Спасителя. В Средние века этот уголок города именовали Остожьем, потому что в пойме р. Москвы было много покосов, а вдоль речного берега ставили стога сена. Новую обитель основали в 1358 году при митрополите Киевском и Всея Руси Алексии, и первыми инокинями в ней стали его родные сестры.

Вначале в монастыре построили деревянную Алексеевскую церковь, а потом рядом с ней вырос деревянный собор, освященный в честь Зачатия праведной Анны. После этого монастырь называли Алексеевским или Зачатьевским. Когда стали возникать другие монастыри Москвы, к имени старинной обители начали добавлять «стародевичья».

После изгнания войск Наполеона российский император Александр I дал обет возвести большой православный храм, который бы ознаменовал победу русского оружия. В 30-е годы XIX века в Москве приступили к строительству грандиозного Храма Христа Спасителя. Чтобы освободить место, Алексеевский монастырь перенесли в Красное Село.

Территория монастыря от ворот

Сохранились сведения, что поселение на северо-восточной окраине города существовало еще в XII веке. Оно стояло на берегу большого пруда, который по площади равнялся Московскому Кремлю. За живописной местностью издавна закрепилось название «Красное Село». В XVI-XVII веках здесь простиралась территория Красносельской дворцовой слободы, где жили ремесленники и купцы.

В 1837 году, получив благословение митрополита Филарета, в Новоалексеевкую обитель перебрались инокини Старо-Алексеевского монастыря.

Переезд проходил очень торжественно, и его сопровождали толпы народа. Монастырские святыни пронесли через весь город крестным ходом и поместили в Крестовоздвиженский храм.

Красивая церковь, украшавшая Красное Село еще с начала XVII века, стала первым храмом нового монастыря. После переезда всего за полгода в обители построили восемь двухэтажных корпусов, две башни, каменную ограду и Святые врата.

Церковь Всех Святых

Красное Село сильно отличалось от многолюдной Москвы. Вдалеке от шумного центра было тихо, и сестры не сразу привыкли к новому месту. В 1840 году возле монастыря появилось кладбище, где стали хоронить не только умерших насельниц, но и жителей окрестных сел. Со временем большое благоустроенное кладбище стало одним из лучших некрополей города.

Архитектурный ансамбль монастыря формировался на протяжении всего XIX столетия. В 1850-е годы в обители построили Алексеевскую церковь, проект для которой подготовил талантливый российский архитектор Михаил Доримедонтович Быковский. Потом дошла очередь до Крестовоздвиженского храма. В 1857 году старинную церковь полностью реконструировали и существенно расширили. В 1860-1870-е годы в обители появились богадельня, трапезный корпус, келейные корпуса и больничный храм Архангела Михаила.

Часовня иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет»

Помимо чтения молитв и церковных служб, сестры работали на огородах, в золотошвейной, переплетной, живописной и чеканной мастерской. Кроме того, при монастыре существовало училище, где занимались девочки, приехавшие из южнославянских стран — Болгарии и Сербии. Они получали приют и образование, а потом уезжали учительствовать на родину.

Социальное служение в нашей обители

Богадельня имени Цесаревича Алексия

При Алексеевском монастыре действует богадельня для пожилых женщин, которая была открыта в 1994 году. Ежедневно за ними ухаживают внимательные сестры, дежурит и старшая медицинская сестра, поскольку многие из подопечных часто нуждаются в медицинской помощи. Проживающие в богадельне имеют возможность молиться на богослужениях в храме Всех Святых, куда немощным помогают дойти дежурные сестры. А тех, кому совсем тяжело ходить, регулярно причащают в кельях священники обители. Телефон: 8-903-218-19-48 Миронов Павел Александрович Подробнее о нашей Богадельне рассказано на отдельной страничке

Работа с просьбами. Помощь нуждающимся частным лицам

Монашеская жизнь, даже если монастырь расположен в большом городе, сокровенна, скрыта от глаз посторонних людей. Как говорил преподобный Силуан Афонский – «монах – молитвенник за весь мир; он плачет за весь мир, и в этом его главное дело. / …/ Мир стоит молитвами святых, и монах призван молиться за весь мир. В этом его служение».
Наша обитель, расположенная в центре многомиллионной столицы, не закрывает свои ворота от мира. Ежедневно в монастыре совершаются уставные богослужения, каждую ночь читается Псалтирь. И, конечно, обращаются к нам за помощью люди, попавшие в беду, ищущие поддержки. По мере возможности монастырь старается оказать содействие обратившимся.
Подробнее об этой работе рассказано на отдельной страничке
Ответственный:
Миронов Павел Александрович, координатор социальной деятельности (контактный телефон: 8-903-218-19-48).

Взаимодействие с Фондом «Право матери»

Панихида 23 февраля

Алексеевский монастырь взаимодействует с Фондом «Право матери». Ежегодно, 23 февраля в День защитника Отечества, в храме Всех Святых нашей обители, служится панихида по всем погибшим в армии в мирное время. При содействии Фонда «Право матери» на богослужении собираются родители, родные и близкие погибших солдат, с тем, чтобы в молитве помянуть погибших, разделить общее горе.
По окончании панихиды служащий священник обращается к участникам богослужения со словами утешения. Сестры обители дарят собравшимся живые цветы и приглашают на ставшее традиционным чаепитие.
Подробнее о Фонде «Право матери» можно посмотреть здесь.
Ответственный за эту работу: Миронов Павел Александрович, координатор социальной деятельности (контактный телефон: 8-903-218-19-48).

История монастыря со второй половины XIV до второй половины XIX века

История Алексеевского монастыря берет начало во второй половине XIV века. Именно тогда по просьбе своих сестер митрополит Алексий основал обитель в живописной пойме Москвы-реки.

Сначала это было небольшое деревянное строение, позже — каменный храм. В 1547 году он сильно пострадал во время пожара и, чтобы обезопасить обитель, новый монастырь устроили недалеко от Кремля.

Но и в центре Москвы Алексеевский женский монастырь простоял относительно недолго. В 1812 году его разграбили и сожгли наполеоновские войска, а в 1832 году Николай I выбрал это место для возведения Храма Христа Спасителя.

Монастырь решили переместить в Красное село, а иконостас — в Бородино. Все постройки на месте монастыря были разрушены.

В 1837 году заканчивается история Алексеевского монастыря и берет начало история Ново-Алексеевской обители.

Храм Всех Святых на Красносельской: контактная информация, богослужения, святыни, история

Православный Алексеевский женский ставропигиальный монастырь (бывший Ново-Алексеевский) примечателен и своей историей, и современностью. Но мы в этом материале хотим рассказать вам о его храме Всех Святых на Красносельской.

О храме

Всехсвятский храм назван Красносельским из-за территориального положения (Красное село, современный Красносельский район Москвы). Верхний его престол был освящен в честь дня Всех Святых, нижний – в честь Казанской иконы Богородицы.

С самого открытия (1991 год) и по настоящее время настоятель Всехсвятского храма – протоиерей Артемий. С 2013 г. храм Всех Святых на Красносельской – главный храм возрожденного Алексеевского монастыря. Кроме того, к нему приписано несколько храмов, в т. ч. московский Тихона Задонского (Сокольники), княгини Ольги (Рязанская область).

При храме сегодня функционирует:

  • Церковно-приходская школа.
  • Детский городской оздоровительный лагерь “Державный”.
  • Народный хор для всех желающих.
  • Православный магазин для духовных семейных нужд.
  • Иконные мастерские.
  • “АРТОСЪ” – благотворительный фонд.
  • Домовой храм имени цесаревича Алексия.

Красносельский храм Всех Святых в Москве расположен по адресу: 2-й Красносельский пер., 7. Найти его просто: выйдите со станции метро “Красносельская” на ул. Краснопрудную, идите до Рустаковской эстакады. Пройдите по дороге под последней и поверните налево. Идите вдоль краснокирпичной ограды, пока по правую сторону не покажется Алексеевский монастырь.

Главные святыни храма

Храм Всех Святых на Красносельской – это еще средоточие святынь, поклониться которым, – светлая цель верующего:

  • Чудотворная икона Богоматерь Пантанасса (Всецарица).
  • Старинная икона с апостолом Павлом.
  • Тихвинская икона Богородицы, “Сретение Господне”, “Сошествие Христа в ад” – иконы XVIII века.
  • Иконы с частицами мощей апостолов Павла и Петра, Николая Чудотворца, преподобномученицы Елизаветы, мученицы Татианы Римской.
  • Икона Серафима Саровского с частицами облачения преподобного.
  • Казанская икона Богоматери.
  • Крест-мощевик (расположен около кануна, в правом пределе) с частицами святых мощей и другими святынями.

Архитектурные особенности храма

Российский архитектор Никифоров А.А. предложил необычный проект храма (хоть и в духе национального зодчества) – с трехглавой высокой колокольней, что по тем временам было не совсем привычно

Но здание построили, и оно сразу привлекло внимание своим великолепием

Сам же храм из красного кирпича, дополненного белым камнем, венчал один купол. В переходе между главным зданием и колокольней, в верхнем ярусе двухэтажного сооружения расположились кельи и церковные хоры.

Прихожан впечатлило и внутреннее убранство, ведь к росписи храма были привлечены лучшие иконописцы из Троице-Сергиевой лавры. Им помогали выполнять фрески и иконы в византийско-романтическом стиле и богомазы Алексеевского монастыря. Иконостас из белого камня воздвигли по проекту знаменитого архитектора Чичагова Д.Н.

Боковой придел храма освящен во имя Казанской Иконы Божьей Матери. По желанию ряда знатных семей, жертвовавших средства на развитие монастыря, в нижнем ярусе были отведены места под родовые склепы. В дальнейшем в усыпальнице хоронили людей монашеского и духовного звания.

Также возвели пару симметричных монастырских корпусов в 2 этажа (в советское время был надстроен еще 1 ярус). В единый комплекс с храмом их объединяла ограда. На текущий момент территория храма огорожена забором из кирпича, закольцованном на красивых воротах.

История основания, строительства

Предание гласит, что монастырь был создан в середине XIV века московским святителем Алексием по просьбе его родных сестер, которые и стали первыми его монахинями. Митрополит, принявший при постриге в монашество имя св. Алексия, человека Божьего, основал на русской земле многие обители, прививая в них новые, общежительные порядки.

Впервые женский монастырь с таким уставом был создан в тихом, отдаленном, подмосковном Остожье. Место, которое окружали покосные луга с многочисленными стогами, получило такое прозвище от москвичей. Первым возведенным здесь сооружением стал храм в честь св. Алексия, а чуть позже – церковь Зачатия праведной Анны.

В середине XV века при набеге татар на Москву деревянный монастырь сгорел. Спустя десятилетия по указу московского князя был поставлен каменный храм св. Алексия, который тоже пострадал во время «большого московского пожара». Очередное разорение монастырю нанес хан Гирей в 1571 году. Царь Михаил Федорович, желая обезопасить сестер, позволил перенести монастырь ближе к кремлевским стенам.

Не все монахини покинули обжитые места. Те, что остались, основали свой, теперь уже Зачатьевский монастырь. Обитель, перенесенная в Чертолье, строилась вновь из дерева и еще неоднократно разрушалась и от рук захватчиков, и от городских пожаров. В 1634 году, наконец, основные постройки стали каменными. Пользуясь покровительством царской семьи, монастырь развивался и богател.

После победоносного завершения войны с Наполеоном и изгнания его войск с русских земель Александр I решил поставить в столице большой православный храм, посвященный Христу Спасителю. Место приглядели на Воробьевых горах, но потом отказались от такой идеи, как неподходящей.

Николай I в 1832 году вернулся к этому вопросу и избрал для строительства гигантского храма Христа Спасителя подворье женского монастыря. Монахини были переселены на окраину города, в Красное Село – живописное, спокойное место, где обитель пребывает до сих пор.

Ново-Алексеевский ставропигиальный женский монастырь начинался на новом месте с большого и многолюдного крестного хода, в котором участвовали толпы жителей Москвы. Святыни бережно переносили на руках по улицам города в Крестовоздвиженскую церковь, которая стояла в красносельском местечке с начала XVII века. Она и стала первым монастырским храмом.

Подворье быстро разрасталось. За первые 6 месяцев здесь были поставлены 8 корпусов для проживания и хозяйственных нужд, кирпичная ограда и Святые врата. Территория монастыря обустраивалась в течение всего XIX века. Был выстроен новый Алексеевский храм, после чего занялись реконструкцией и расширением Крестовоздвиженской церкви.

Было разрешено открыть при монастыре кладбище для захоронения не только насельниц, но и знатных горожан. Монахини усердно ухаживали за доверенными им могилами, чем заслужили признание у москвичей. Алексеевское кладбище слыло лучшим в городе, что также сказывалось на материальном благополучии обители и позволяло монастырю заниматься благотворительностью.

В этот период наивысшего расцвета Ново-Алексеевского монастыря среди горожан пользовались спросом изделия, выполненные в мастерских обители:

  • золотое шитье;
  • произведения живописи;
  • чеканка по металлу;
  • переплетные работы.

Монахини открыли школу для девочек, эвакуированных в Россию из воюющих балканских стран. Получив образование, они возвращались на родину учительствовать. К 1917 году в обители проживало 70 сестер. Революционный переворот внес кардинальные перемены в жизнь монастыря и его обитательниц. Были изъяты все ценности, а монахинь в 1922 году выселили на улицу.

Часть их разбрелась по московским квартирам, часть выехала за город. В 30-е годы, в период антирелигиозной кампании, их всех арестовали и сослали на север России или в Казахстан. Несколько сестер были расстреляны. В помещениях монастыря разместились различные городские службы.

На месте кладбища, расчистив территорию от погребальных плит, которые продавались для строительства объектов, разбили городской парк. Перезахоронения праха погребенных родственникам были запрещены. На месте полуразрушенного храма архангела Михаила, поставили многоквартирный дом.

Возрождение обители началось в начале 1990-х годов. За прошедшее время было вложено немало сил и средств, чтобы в Красном Селе вновь появилось монастырское подворье и стали проходить церковные богослужения. Однако его территория претерпела значительные изменения.

Расписание богослужений

В храме Всех Святых на Красносельской богослужения ведутся согласно общему расписанию.

Утро День Вечер
Пн 6:40 — утренняя служба 16:45 — 9-й час

17:00 — вечерняя служба

Вт 7:00 — 3-й, 6-й час
Ср 16:45 — 9-й час

17:00 — вечерняя литургия, акафист преподобному Алексию

Чт 6:40 — утренняя служба 16:45 — 9-й час

17:00 — вечерняя служба

Пт 7:00 — 3-й, 6-й час
Сб 8:00 — начало проведения панихиды

8:30 — 3-й, 6-й час

12:00 — Крещение 16:45 — 9-й час

17:00 — Всенощная молитва

Вс 6:40 — ранняя утренняя служба

9:00 — начало молебна

9:30 — поздняя утренняя служба

15:45 — 9-й час

16:00 — начало вечерни

16:30 — молитва с акафистом у иконы «Богоматерь Всецарица»

После расписания храма Всех Святых на Красносельской перейдем к основным вехам его истории.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector