Первый вселенский собор

Суть проблемы

Необходимость и неотложность выработки единого мнения вызвал один из случаев скрытой ереси. Некий Арий, слывший выдающимся священником и богословом, не просто усомнился, но и вовсе отказал Христу в единстве с Отцом-Создателем. Иными словами, Никейский собор должен был решить, был ли Иисус Сыном Божьим или простым человеком, пусть и обладавшим великими добродетелями и снискавшим своею праведностью любовь и покровительство самого Создателя. Сама по себе идея, если рассуждать отвлеченно, вовсе не так уж и плоха.

Ведь Бог, заступаясь за собственного сына, ведет себя очень по-людски, то есть таким образом, что действия его вполне укладываются в логику обычного человека, не обремененного обширными теософскими знаниями.

Если же Всевышний спас обычного, рядового и ничем не примечательного проповедника добра и приблизил его к себе, то тем самым он проявляет воистину божественную милость.

Однако именно это, казавшееся незначительным, отклонение от канонических текстов вызвало серьезные возражения со стороны тех, кто претерпел многочисленные гонения и пытки, страдая во имя Христа. Из них в значительной степени состоял первый Никейский собор, а увечья и следы пыток служили весомым аргументом их правоты. Они страдали за самого Бога, а вовсе не за его творение, пусть и самое выдающееся. Ссылки на Святое Писание ни к чему не приводили. На доводы спорящими сторонами выдвигались антитезы, и диспут с Арием и его последователями зашел в тупик. Назрела необходимость в принятии некой декларации, ставящей точку в вопросе происхождения Иисуса Христа.

Что такое Троица, и почему Filioque — ересь

Для того чтобы оценить важность термина «единосущный», следует несколько углубиться в изучение основополагающих категорий христианства. Оно базируется на понятии Святой Троицы — это вроде бы известно всем

Однако и для большинства современных прихожан, считающих себя людьми вполне образованными в теософском смысле, умеющих креститься и даже порой поучающих иных, менее подготовленных собратьев, остается неясным вопрос о том, кто же является источником того самого света, озаряющего наш бренный, грешный, но и прекрасный мир. А вопрос этот отнюдь не пустой. Через семь веков после того, как трудно и спорно прошел Никейский собор, символ Иисуса и Отца-вседержителя был дополнен неким, на первый взгляд тоже малозначительным тезисом, получившим название Filioque (переводится с латыни как «И Сын»). Документально этот факт подтвержден еще ранее, в 681 году (Толедский собор). Православное богословие считает это дополнение еретическим и ложным. Суть же его состоит в том, что источником Святого Духа служит не только сам Бог-Отец, но и его сын Христос. Попытка внести правку в текст, ставший в 325 году каноничным, привела ко многим конфликтам, углубив пропасть раскола между ортодоксальными христианами и католиками. Никейский собор принял молитву, в которой прямо указывается на то, что Бог-Отец един и представляет собой единственное начало всему сущему.

Казалось бы, нарушается монолитность Святой Троицы, но это не так. Святые отцы объясняют ее единство на очень простом и всем доступном примере: Солнце одно, оно является источником света и тепла. Отделить эти две составляющие от светила невозможно. Но объявлять тепло, свет (или что-то одно из двух) такими же источниками невозможно. Не было бы Солнца, не было бы и остального. Именно так трактовал Никейский собор символ Иисуса, и Отца, и Святого Духа.

Правило 16.

Аще которые пресвитеры, или диаконы, или вообще к клиру причисленные, опрометчиво и страха Божия пред очами не имея, и Церковного правила не зная, удалятся от собственной Церкви: таковые отнюдь не должны быти приемлемы в другой Церкви: и надлежит всякое понуждение противу их употребити, да возвратятся в свои приходы: или, аще останутся упорными, подобает им чуждым быти общения. Такожде, аще кто дерзнет принадлежащего ведомству другого восхитити, и в своей Церкви рукоположити, без согласия собственного Епископа, от которого уклонился причисленный к клиру: недействительно да будет рукоположение.
Апост. прав. 15.

Легенды и спорные суждения о Первом Вселенском Соборе

Библия

«На I Вселенском Соборе» было решено, какие книги должны входить в Библию, а какие нет.»

Выше в этой статье описаны все известные решения, принятые на I Вселенском Соборе, никаких указаний о том, что на нем редактировался канон библейских книг или сами книги — нет. Так же это не подтверждается дошедшими до нас древними рукописями Библии, написанными до I Вселенского Собора.

Пасхалия (Запрещение праздновать с иудеями)

На I Вселенском Соборе были приняты следующие правила вычисления Пасхи, и запрещено празднование Пасхи в одень день с иудеями

Как было описано выше, на Соборе было решено поручить Александрийской Церкви вычислять пасхалию. Касательно запрещения праздновать с иудеями, это было принято не на I Вселенском Соборе, а указано в Правилах Святых Апостолов (правило 7-е) и позднее подтверждено первым правилом Антиохийского поместного собора 341 г.

Заушение Ария

«Святитель Николай Мирликийский был одним из участников I Вселенского Собора и даже заушил (ударил) на нем Ария за его коварство»

Эта история есть в житии свт. Николая Мирликийского, однако, подтверждения ей или самого факта участия святителя Николая в I Вселенском Соборе нет (нет упоминания в сохранившихся документах). По мнению некоторых исследователей, это может свидетельствовать о том, что описанный в житии случай произошел не на I Вселенском, а на каком-то местном Соборе.

литература

Вторичная литература

  • Хенрик Пьетрас: Никейский совет (325 г.). Религиозный и политический контекст, документы, комментарии . Gregorian and Biblical Press, Roma 2016. ISBN 978-88-7839-329-5 .
  • Льюис Эйрес: Никея и ее наследие. Подход к тринитарному богословию четвертого века. Oxford University Press, Oxford et al.2004 , ISBN 0-19-875506-6 .
  • Генрих Гельцер , Генрих Хильгенфельд , Отто Кунц : Patrvm Nicaenorvm nomina Latine, Graece, Coptice, Syriace, Arabice, Armeniace. Teubner, Leipzig 1898 (перепечатка с послесловием Christoph Markschies . Teubner, Stuttgart et al. 1995, ISBN 3-519-01995-7 ).
  • Феликс Хаазе : Коптские источники для Никейского собора (= исследования по истории и культуре древности. Том 10, H. 4, ). Шенинг, Падерборн, 1920.
  • Игнасио Ортис де Урбина: Никея и Константинополь (= история Вселенских соборов. Том 1, ). Маттиас Грюневальд Верлаг, Майнц 1964.
  • Йорг Ульрих : Начало западного восприятия Никейского (=  святоотеческие тексты и исследования. Том 39). de Gruyter, Berlin et al.1994, ISBN 3-11-014405-0 (также: Эрланген, Нюрнберг, университет, диссертация, 1993).

Как была вопринята идея созыва Собора?

Идею о созыве Вселенского Собора Церковь приняла благосклонно и с воодушевлением. Профессор Анатолий Спасский отмечает: «С половины второго века церковь привыкла решать возникавшие в ней более важные затруднения путем соборов; при императорах-язычниках то были по большей части соборы местные, малочисленные; однако уже и в эпоху гонения в тех случаях, когда христиане пользовались сравнительной свободой и безопасностью, они достигали довольно грандиозных размеров. Неудивительно, поэтому, что мысль Константина о созвании Вселенского Собора была принята общим одобрением, и ее осуществление не встретило никаких препятствий для себя, несмотря на ту поспешность, с какою Константин принялся приводить эту мысль в дело. Объявление о Соборе не могло быть издано ранее второй половины 324-го года, а между тем весной 325-го года уже состоялось его открытие».

Никейский Собор. Киево-Печерская Лавра

Император, по-видимому, действительно стремился открыть Собор как можно скорее.  Путешествующим в Никею Вифинскую епископам бесплатно предоставляли почтовых лошадей и вьючных животных. А.А. Спасский пишет, что содержание прибывших на Собор архиереев Константин тоже принял за счет казны. Как видим, император не считался с расходами, а расходы были очень и очень значительными. По данным из «Церковной истории» Э. Созомена, «епископов на Соборе находилось около 320-ти. Вероятно, немалое также число было пресвитеров и диаконов, приехавших вместе с епископами. Вместе с ними явились и мужи, искусные в диалектике, намеревавшиеся помогать им словом».

Святые Отцы Первого Вселенского Собора. Иконы и картины

Самыми ранними дошедшими до настоящего времени изображениями Вселенских Соборов являются мозаики центрального нефа базилики Рождества Христова в Вифлееме (680-724 гг.). Сцены носят символический характер — лишены каких бы то ни было фигурных изображений. На сложных архитектурных фонах в виде аркад, завершающихся башенками и куполами, под центральными арками изображены Престолы с Евангелиями, выше помещены тексты соборных постановлений и кресты. Каждое изображение Вселенского Собора отделяется от другого растительным орнаментом. Семь Вселенских Соборов изображены в нартексе собора монастыря Гелати (Грузия), 1125-1130 гг. Все сцены единообразны: в центре на престоле император, по сторонам сидят епископы, ниже стоят остальные участники Собора, еретики изображены справа.

На Руси первым изображением Вселенских Соборов стали фрески Рождественского собора Ферапонтова монастыря (1502 год), написанные Дионисием. Иконография сцен полностью сложилась к началу XII в. В центре на престоле изображается император, председательствующий на Соборе. По сторонам сидят епископы. Ниже  группами стоят участники Собора, еретики изображаются справа. Над сценами обычно помещаются тексты, содержащие сведения о Соборе. Фрески Дионисия композиционно похожи, в центре каждой находится император, как инициатор Собора, вокруг него святители — поборники Православия. Из других известных изображений Вселенских Соборов можно назвать композиции Успенского собора Московского Кремля (1643), на паперти Преображенского собора московского Новоспасского монастыря (конец XVII века).

Первый Вселенский Собор. Дионисий. Собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря

Поздние иконы содержат много мелких деталей, подробно иллюстрирующих сказания о Вселенских Соборах. На московской иконе середины XVII века (ГТГ), например, царь изображен не только в верхней части композиции, но и в нижней, среди спорящих; у его ног лежит книга. В левой части композиции изображен Богомладенец Христос, стоящий на престоле, под киворием. С противоположной стороны, справа, внутри небольшого здания, на корточках сидит Арий; у него вываливаются внутренности.

Первый Вселенский Собор. Минея июль. Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии

На иконе Первого Вселенского Собора конца XVI века (музей-заповедник «Ростовский кремль») в центре композиции на фоне одноглавого храма изображен император Константин Великий. Он на троне, в пурпурном одеянии, в короне; в левой руке он держит свиток. Справа и слева от императора находятся по три епископа с Евангелиями в руках. В нижней части иконы император стоит, встречая участников Собора; первым к нему подходит святитель Никола, затем, вероятно, святитель Афанасий Александрийский; все святые отцы — защитники Православия на иконе с нимбами. За спиной у императора стоят ариане; они в белых колпаках без нимбов. Сам Арий изображен в правом нижнем углу иконы: «утроба его разлияся» — как объясняет иконописный подлинник конца XVI века.

Первый Вселенский Собор. Вторая половина XVI в. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль», Ростов

Характерной особенностью иконы является изображенное внизу слева Видение Петра Александрийского. Святитель коленопреклоненно молится на фоне престола, и ему предстает Спаситель в разорванных ризах. Из жития святителя известно следующее: когда он находился в темнице в ожидании казни, к нему приходили александрийские епископы с просьбой снять наложенное на Ария прещение, но святитель рассказал им, как после совершения Литургии ему явился Христос в виде 12-летнего юноши в разорванных одеждах и поведал о будущих злодействах Ария. По святоотеческим толкованиям, разорванные надвое одежды Спасителя в этом видении означали отрицание Арием нераздельности Божественной и человеческой природы Христа. Святителя Петра казнили задолго до Собора (311 год), но его изображение на иконах Первого Собора укоренилось в иконографии. Интересно решение верхней части иконы, где святитель Петр изображен еще раз: остальные епископы расположены в один ряд; святитель Петр — чуть ниже, словно его присутствие ощущается на Соборе, хотя самого-то его там нет.

Икона Первый Вселенский Собор. Новгород, XVI в.Первый Вселенский Собор. Строгановский иконописный лицевой подлинник. 16 июля (фрагмент). Русь. Конец XVI — начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу СтрогановуПервый Вселенский Никейский Собор. В.И. Суриков. 1876 год

Чей голос был решающим и чье слово — «последним»?

Хотя, обе богословские группы вместе взятые — составляли собой лишь небольшую часть Собора. Окончательное постановление, к которому должен был прийти Собор, зависело от других епископов, составлявших третью группу, к которой и принадлежало большинство участников Собора. Профессор А.А. Спасский описывает эту группу так: «Состав этой группы был очень разнообразен, но она отличалась двумя общими характеристическими чертами. Это были, во-первых, люди высокого нравственного характера, подвижники веры и благочестия, в увечьях своего тела часто представлявшие жизненную историю последнего гонения на христианство. Во-вторых, все они были епископы простые, без школьного богословского образования, чуждавшиеся всяких диалектических исследований в области веры. В вопросах догматических они руководились не столько ясным сознанием несостоятельности той или другой формулы, сколько непосредственным религиозным чутьем, жившим в их душе».

И вот когда этим подвижникам и исповедникам, многие из которых были изувечены во время гонений (Потамону Гераклийскому палачи выжгли глаз и разрезали подколенные сухожилия, у Павла Неокесарийского после пыток калёным железом были парализованы руки и т.д., и т. п.), прочитали арианский «Символ веры», владыки вознегодовали. Реакция была примерно такой же, как если бы году в 1960-м кто-нибудь начал перед ещё бодрыми и полными сил ветеранами Великой Отечественной разглагольствовать в духе «Надо было сдаться Гитлеру, сейчас бы пили баварское пиво и на БМВ бы катались».

М.Э. Поснов в своем труде «История христианской Церкви (до разделения церквей в 1054)» описывает события так: «…Ариане первыми предложили свой символ, составленный Евсевием Никомидийским. Но в нем содержались «хулы» на Сына Божия, то есть, обычные арианские выражения, что Сын Божий есть «произведение и тварь,» что было время, когда Сына не было, что Сын изменяем по существу и тому подобное. Такие «хулы» вызывали в членах Собора общее негодование, почти ярость, и арианский символ был разорван». Арианам ясно дали понять: то, что они сами считают лишь поводом для отвлечённых умствований и рассуждений, для других людей — святыня, ради которой люди готовы жертвовать всем, включая здоровье и даже жизнь.

Тогда ариане сменили тактику. И начали упражняться в софистике. А.А. Спасский пишет: «Когда отцы собора выставляли взятую из Писания формулу, арианствующие охотно соглашались на нее, но вкладывали в нее свой смысл. Так, отцы собора первоначально остановились на формуле «Сын от Бога» и ариане заявили полное согласие на нее, прибавив только со своей стороны, что и все другое от Бога, потому что един Бог, из Него же вся (1 Кор. 8, 6). Тогда защитники православия обратились к выражению Апостола, в котором Сын именуется силою Божией, и ариане опять с готовностью приняли его; и прузи (гусеница) — говорили они, — называются силою Божией. Не помогла отцам собора и более точная формула апостола, что Сын есть сияние славы и образ ипостаси Отца, так как оказалось, что и ο простых людях Писание употребляет те же самые выражения».

Таким образом можно было «полемизировать» до бесконечности…

Как же удалось в конце концов принять «Символ Веры», с которым согласилось подавляющее большинство участников Собора?

Продолжение следует…

Список использованной литературы:

Спасский А.А. «История догматического движения в эпоху вселенских соборов». Издание второе. — Сергиев Посад, 1914.

Эрмий Созомен «Церковная история». — СПб., 1851.

Православная энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Электронная версия. http://www.pravenc.ru/

Бриллиантов А.И. К вопросу о философии Эригены к истории арианского спора. Происхождение монофизитства. Труды по истории древней Церкви. — Спб., 2006.

Участники

Древние историки свидетельствовали, что члены собора явно составляли две партии, отличавшихся известным характером и направлением: православная и арианствующая. Первые утверждали: «мы бесхитростно веруем; не трудись понапрасну отыскивать доказательства на то, что постигается (только) верою»; противоположной партии они казались простецами и даже «невеждами».

Источники называют различную численность участников Собора; принятое ныне число участников, 318 епископов, называли Иларий Пиктавийский, Василий Великий и Афанасий Великий. При этом, ряд источников указывал меньшее число участников собора — от 250. В то время на Востоке было около 1000 епископских кафедр и около 800 — на Западе (в основном в Африке). Таким образом, на соборе присутствовало около 16 части епископата Римской империи.

Представительство было весьма непропорциональным. Запад был представлен минимально: по одному епископу из Испании (Осий Кордубский), Галлии, Африки, Калабрии; папа Сильвестр лично не принял участие в соборе, но делегировал своих легатов — двух пресвитеров. На соборе были также делегаты от территорий, не входивших в состав империи: епископ Стратофил из Питиунта на Кавказе, Феофил Готский из Боспорского царства (Керчи), из Скифии, один из Персии. Большинство епископов было из восточной части империи. Среди участников было много исповедников христианской веры.

Сохранились неполные списки отцов собора, в которых отсутствует такая выдающаяся личность, как Николай Мирликийский, его участие может только предполагаться.

Подготовка созыва Собора

В целях подготовки к проведению Вселенского собора Ириной в 784 году было организовано избрание нового константинопольского патриарха вместо умершего патриарха Павла. При обсуждении кандидатов в Мангаварском дворце Константинополя после приветственной речи императрицы раздались возгласы в поддержку Тарасия, который не был духовным лицом, а занимал должность асикрита (императорского секретаря). Ирина желала видеть патриархом Тарасия (мы его же назначаем, но он не слушается), а он, в свою очередь, поддержал идею проведения Вселенского собора. Присутствовавшая во дворце оппозиция утверждала, что созыв Собора нецелесообразен, так как на Соборе 754 года уже было принято решение, осудившее иконопочитание, но голос иконоборцев был заглушён волей большинства.

Патриарх Тарасий

Тарасия быстро возвели во все степени священства, и 25 декабря 784 года в праздник Рождества Христова он был поставлен константинопольским патриархом, которым оставался в течение следующих 22 лет. После поставления избранный патриарх по традиции разослал всем предстоятелям церквей изложение своего вероисповедания. Дополнительно были разосланы приглашения на Вселенский собор, написанные от имени Ирины, её сына императора Константина и самого Тарасия. В Рим к папе Адриану I было также направлено приглашение принять участие в предстоящем Соборе:

Папа Адриан I

27 октября 785 года был получен ответ папы Адриана, который позже с сокращением неприятных для константинопольского патриархата высказываний (касавшихся, в основном, главенства Рима в христианской Церкви) был зачитан на Соборе. Понтифик высказался, что считает возможным восстановить иконопочитание только на основании святоотеческого предания, выдержку из которого он приводит в своём письме, но видя ревность о православии императрицы и патриарха, Адриан согласился на проведение Собора при выполнении следующих условий:

  • торжественное анафематствование иконоборческого собора 754 года в присутствии папских легатов;
  • предоставление императрицей, патриархом и Сенатом письменной гарантии неприкосновенности папских легатов;
  • возвращение в ведение Римской церкви областей Южной Италии, ранее переданных императором Львом III Исавром в ведение Константинопольского патриархата;
  • неиспользование Константинопольским патриархом титула «вселенский».

В своём письме папа назначил на Собор двух легатов: пресвитера Петра и игумена Петра, а также назвал Ирину и её сына новым Константином и новой Еленой.

Примечания

  1. , с. 577.
  2. Феофан Исповедник. // Хронография.
  3. , с. 613.
  4. , с. 615—617.
  5. Ирина отказалась удовлетворить эту просьбу папы.
  6. , с. 622.
  7. Lynda Garland.  (англ.) (2002).
  8. , с. 619.
  9. , с. 624.
  10. Догма́тъ тре́хъ сѡ́тъ шести́десѧти седмѝ ст҃ы́хъ ѻ҆тє́цъ седма́гѡ вселе́нскагѡ собо́ра, нїке́йскагѡ // Кни́га пра́вилъ свѧты́хъ а҆по́столѡвъ, свѧты́хъ собо́рѡвъ вселе́нскихъ и҆ помѣ́стныхъ, и҆ свѧты́хъ ѻ҆те́цъ. — Репринт. воспр. изд. 1893 г. — Сергиев-Посад : Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992.
  11.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 29 сентября 2008.
  12. Определение святого великого и вселенского собора, второго в Никее ().
  13. Надпись построена на игре слов Λέων — лев, хищный зверь и Ειρήνη — мир, спокойствие.

Правило 12.

Благодатию призванные к исповеданию веры, и первый порыв ревности явившие, и отложившие воинские поясы, но потом, аки псы, на свою блевотину возвратившиеся, так что некоторые и сребро употребляли, и посредством даров достигли восстановления в воинский чин: таковые десять лет да припадают в Церкви, прося прощения, по трилетном времени слушания писаний в притворе. Во всех же сих надлежит приимати в рассуждение расположение, и образ покаяния. Ибо, которые со страхом, и слезами, и терпением, и благотворениями, обращение являют делом, а не по наружности: тех, по исполнении определенного времени слушания, прилично будет приимати в общение молитв. Даже позволительно Епископу и человеколюбнее нечто о них устроити. А которые равнодушно понесли свое грехопадение, и вид вхождения в Церковь возмнили для себя довольным ко обращению: те всецело да исполняют время покаяния.

Участники собора

Богослужебная традиция закрепила количество участников Собора как 318. Святой царь Константин Великий в своей речи к Собору выражается: «Более 300». Святитель Афанасий Великий, папа Иулий, Люцифер Калабрийский говорят о 300. Участник Собора, святитель Евстафий Антиохийский, говорит о 270. Другой участник, Евсевий Кесарийский, называет цифру «более 250». В дошедших до нас рукописных списках на греческом, на коптском, на сирийском, арабском и др. языках находим до 220 имен.

I Вселенский Собор. Икона XVII в.

До нас не дошли протоколы этого собора. Однако о чем велись споры на этом Соборе и его постановления известны достаточно хорошо из произведений и переписки его участников.

Со стороны ариан на Собор приехали, помимо самого Ария, его ближайшие сподвижники Евсевий Никомидийский, Евсевий Кесарийский, а также местный епископ города Никеи Феогнис, Марий Халкидонский. Вместе с Евсевием Кесарийским присутствовали и его соборные единомышленники: Павлин Тирский и Патрофил Скифопольский, были и земляки Ария, ливийцы, поддерживавшие его: Секунд Птолемаидский (Киренаика) и Феона Мармарикский.

Православная сторона была представлена на Соборе выдающимися епископами, как по учености, так и по подвижничеству и исповедничеству: Александр I Александрийский, Афанасий Великий, Евстафий Антиохийский, Маркелл Анкирский. Леонтий Кесарии Каппадокийской и Иаков Низибийский были известны святостью своей жизни. Исповедниками были Амфион из Епифании Киликийской, Павел Неокесарийский с сожженными руками, Пафнутий Фиваидский и Потамон Египтянин с выколотыми глазами. У Потамона были вывихнуты и ноги, и в этом виде он работал в ссылке в каменоломнях. Он известен был как чудотворец и целитель. С острова Кипра прибыл Спиридон Тримифунтский. Он был святой простец, продолжавший и в епископстве пастушествовать; он был известен как прозорливец и чудотворец. ( По некоторым свидетельствам в Соборе принял участие Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских. Но строго говоря, точных указаний на участие святителя Николая именно в этом Вселенском Соборе нет. Есть легенда о «заушении» Ария Святителем Николаем, которую мы приводим ниже.)

Так как арианские споры нарушали спокойствие только в восточной части Римской Империи, то западная церковь не посчитала нужным послать многих своих представителей на этот Собор. Римский папа Сильвестр своими заместителями делегировал двух пресвитеров: Викентия и Витона . Помимо этого из латиноговорящих провинций прибыли только святитель Осия Кордувийский из Испании (по некоторым сообщениям — председатель Собора), Марк Калабрийский и Евстафий Миланский из Италии, Кекилиан Карфагенский из Африки, Никасий Дижонский из Галии, и Домн Стридонский из Далмации.

Из-за пределов Римской Империи на Собор прибыли делегаты из Питиунта на Кавказе, из Воспорского (Босфорского) царства (Керчи), из Скифии, два делегата из Армении, один — Иаков Низибийский — из Персии.

Популярное за 7 дней

Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31

Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53

Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49

Осенняя Лавра
16.09.21 12:36

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39

Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17

Осенний Шишкин
14.09.21 11:41

Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44

Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50

Обстоятельства времени

С единственным правлением, достигнутым (западным) римским императором Константином I после решающей битвы против восточно-римского императора Лициния в сентябре 324 года, теперь также над самыми восточными областями империи, догматическое единство всей Римской империи, которое развилось со времен Константина , христианская имперская церковь , получившая государственную поддержку и признанная, неизбежно становилась все более важной. Различные вопросы и проблемы, особенно в восточных частях Римской империи, которой Константин I также правил с сентября 324 года, таких как Египет с Александрией, затрудняли это единство

Поскольку важные разногласия не могли быть разрешены только епископами и другими церковными сановниками, император Константин I призвал к единообразному урегулированию различных спорных вопросов, что было одной из задач первого Никейского Собора. Кроме того, в Никее всеобъемлющее единоличное правление империи над всей Римской империей, которое Константин I недавно получил, должно быть скреплено церковным синодом под покровительством и руководством Константина после победы над Лицинием, которую он также истолковал религиозно. Тем более, что Никея, как и первоначально запланированное место проведения Собора Анкира, принадлежала к тем восточным территориям, которыми Константин Великий также правил с сентября 324 года. Он также активно вмешивался в ход собора, предлагая компромиссные формулы, и с его точки зрения обеспечение религиозного мира было важной имперской задачей с политическими последствиями (см. Также Pax romana ).

В 20 веке были обнаружены файлы местного совета, который состоялся за полгода до Никейского Собора в Антиохии (сегодня Антакья / Турция). Этот совет рассматривается некоторыми исследователями (Дж. Н. Д. Келли, Эдуард Шварц ) как важный предшественник Никеи. В нем приняли участие 59 епископов из Палестины , Аравии , Финикии и Каппадокии . Оссий Кордовский , который также играл ведущую роль в Никее, был ответственен за это . Поводом для Собора стало избрание нового епископа Антиохии, но, кроме того, было написано четкое заявление об арианстве и подробный антиарианский символ веры, который, однако, не имеет литературного отношения к никейскому символу веры. С научной точки зрения спорным является тезис о том, что Евсевий Кесарийский и другие епископы должны были быть временно отлучены от церкви — с возможностью передумать перед «великим и святым синодом» Анкиры (который тогда проходил в Никее) — потому что они отказались, должны были бы подпишите это обязательство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector