Заповеди иисуса христа

Содержание:

Заповеди блаженства – что это и для чего они даны?


Фото: Arhangelhram.by Заповеди давались людям еще во времена Ветхого Завета Богом для того, чтобы уберечь их от всего зла и негатива, который существует вокруг. Заповеди – это своего рода предупреждение, которое говорит об опасности греха, рекомендуя держаться от него подальше. Кроме 10 заповедей Старого Завета, в Новом Завете, Иисус Христос, чтобы возвести людей на новый духовный уровень и научить их любви, дал еще и 9 заповедей блаженства. Эти заповеди ни в коем случае не отменили тех, которые Господь дал Моисею, а только позволили человеку понять, что ему стоит делать, чтобы достичь совершенства и еще больше приблизиться к Богу.

Заповеди блаженства были озвучены человечеству в Нагорной проповеди Спасителя, где Он подробно разъяснял, как должен строить свою жизнь настоящий христианин. Данные заповеди говорят людям не о запрете греха, как 10 заповедей Старого Завета, а о том, как христианин должен достигать блаженства и совершенства, какие добродетели могут приблизить человека к Господу, как каждый может найти истинную радость. Эти заповеди очень удачно дополнили 10 заповедей, данных людям в Старозаветные времена, что в сумме позволило человеку понять, каких грехов он должен остерегаться и, что должен делать, чтобы достичь духовного совершенства и максимально приблизиться к Богу.

Как появились 10 заповедей

За 1300 лет до Рождества Иисуса Христа пророк Моисей по повелению Бога вывел израильтян из Египетского рабства. Бог обещал привести свой народ в место, где будет царить довольство и счастье – Землю Обетованную (обещанную, от слова “обет” – обещание) Палестину. Но перед этим они должны были отречься от рабского мышления, развращенной жизни. И жить по правилам, которые установил Сам Господь — впоследствии известные как 10 заповедей Божьих.

Много чудес Бог явил перед израильтянами, чтобы избавить их от египетского рабства. Наслал десять казней на Египет: вода в Ниле превратилась в кровь, устрашающе размножились жабы, песьи мухи, погибли животные, тела египтян покрылись нарывами, град уничтожил урожай, в течение трех дней наступила тьма на Египет, умерли все египетские первенцы. Когда египетское войско преследовало израильтян, Бог сделал Красное море сушей, и израильский народ беспрепятственно прошел, а войско погибло в водах моря.

Моисей получил 10 заповедей Божьих во время общения с Господом на горе Синай. Они были высечены на двух каменных скрижалях Самим Богом. Но когда пророк Моисей спустился с горы, он увидел, что его народ танцует вокруг золотого тельца – идола, забыв о Боге и своем долге перед Ним. В гневе Моисей разбил скрижали. Бог велел высечь новые скрижали с начертанными заповедями взамен уничтоженным.

Пророк Моисей получает 10 заповедей (фрагмент православной иконы)

Чем являются основные христианские заповеди?

Эти заповеди – столп веры, они являются своего рода главным сводом христианских законов, предписаний. Иными словами, каждая из основных заповедей – это догмат, нерушимое предписание, следовать которому в жизни обязан каждый верующий человек.

Основное отличие этих предписаний от тех, которые называют «евангельскими заповедями», состоит в их происхождении. Главные предписания христианства, согласно Библии, были составлены самим Богом, то есть отцом Иисуса, и переданы людям задолго до рождения Спасителя. Иными словами, сам Христос следовал этим нравственным законам, опирался на них в своих проповедях.

Что думают об этих заповедях библеисты?

Библеистика – это отдельное научное направление, в рамках которого изучаются древние религиозные тексты. Данная дисциплина возникла вовсе не по причине скептического отношения к религии, а из необходимости. Все без исключения тексты, включая Библию и Евангелия, многократно переписывались и переводились, адаптировались и толковались. Соответственно, поэтому достаточно велики разночтения.

Библеисты же, занимаясь изучением существующих вариантов текстов и подвергая их научной критике, определяют то, что с большой вероятностью было начертано в первоисточниках. Разумеется, ученые не могли оставить без внимания евангельские заповеди.

При изучении Евангелий было установлено, что в первоисточнике, с большой долей вероятности, упоминались лишь три заповеди. Речь в них шла о нищих, алчущих и скорбящих. Остальные же предписания библеисты считают производными от этих трех, своего рода дополнениями или же вариантами толкования, разъяснения.

Толкование 10 заповедей Господа

Чтобы лучше понимать правила и предупреждения Бога для людей, нужно разобраться с толкованием каждой из 10 заповедей. Объяснения простыми словами делают Божеские правила доступными и разумными. Выполнять их несложно, нужно лишь стараться быть как можно ближе к Отцу Небесному и помнить, что тело наше бренно, а душа бессмертна. И именно душа после кончины тела пребывает рядом с Господом и живет вечно.

Я есть Господь твой, и нет других богов, кроме Меня

Постулат понятен – не выбирай и не избирай себе других богов. В православной вере имеется немало подтверждений, что все сущее на земле создано Богом, в Нем живет и к Нему же возвратиться. Господь Бог не имеет начала и конца. Если человек выбирает двух богов, не значит ли, что один из них более главный, а второй – второстепенный, не значит ли, что один из них Дьявол. По заповеди грехом считают многобожие, суеверие и эзотерику, атеизм.

Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им

Этим грехом страдают люди, независимо от возраста. Кто-то создает себе кумира из «звезды» экрана, музыки, а кто-то старается стать похожим на начальника, богатого человека. Но все они творения Господа и потому поклонение им, их изображениям – грех.

Но как тогда молиться перед иконами, ведь это преклонение перед «картинкой»? Священники дают четкие разъяснения: Есть один Бог, его изображения (иконы) и его славословие (молитвы). Молясь перед иконой Отца Небесного, христиане обращаются к Нему, а не к образу на изображении. 

Не поминай имени Господа твоего всуе

Не стоит часто обращаться к Богу, упоминать имя Его без особых причин. Для разговора и обращения к Богу есть молитвы, беседы с духовником. Особенно грешным считается упоминание Господа в мирских беседах, где произносят скабрезные слова, высказывают кощунственные мысли. 

Удержаться от греха поможет знание силы Слова. Словом Господь сотворил мир, по Его Слову происходят все дела. 

Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен

Почитание и уважение родителей – одна из главных заповедей Божиих. Уважать родителей нужно независимо от их возраста, сложившейся жизненной ситуации. В понятие почитания входит забота о родителях, любовь к ним, поддержка, беспокойство о здоровье и молитвы Богу о благополучии папы, мамы. В уважении к родителям христиане показывают свою любовь к Господу, а значит, душа их становится чище и будет жить вечно.

Не убий

Эта заповедь предупреждает о страшном грехе – убийстве. Лишение жизни других людей невозможно по самому учению христиан. Помните, что самоубийство приравнивается к убийству, и нет такой причины, чтобы человек лишил жизни себя и других. Что бы ни послал Господь, через какие бы испытания не пришлось пройти, их надо выдержать.

Грехом считают не только убийство, но и невмешательство в случае совершения преступления против Бога и человека.

Не прелюбодействуй

Прелюбодейство – не только измена мужу или жене, но и мысли об этом. Верность хранят в словах, взглядах и мыслях. Недопустимо сквернословить на супруга, просматривать бесстыдные фотографии, фильмы «взрослых» жанров, читать подобные журналы или рассматривать картинки. 

Не укради

Воровство в данной заповеди не только вещественное (материальное), но и духовное, мысленное. Если воруют не предмет, но разработку, патент, это тоже нарушение заповедей Божиих. Не надо посягать на то, что есть у других людей, довольствуйтесь тем, что есть у вас. Если остаетесь недовольными, зарабатывайте достаток честным трудом.

Не лжесвидетельствуй

Ложь считают смертным грехом, поэтому для христианина недопустимо оболгать кого-то или свидетельствовать ложно против кого-то. Наговор, сплетня, злословие в чей-то адрес, а также дача ложных показаний – все это грех. 

Не пожелай чужого

Зависть, желание получить бесплатно то, что есть у соседа – это нарушение правил. Завидовать и желать отобрать у человека его имущество – грех. Такие мысли надо уничтожать в себе и направлять силы на добывание благ собственным трудом. А за человека, у которого все хорошо, следует порадоваться, искренне восхититься его трудолюбием, упорством.

Как понять, что Заповеди — это откровение?

В наше время воспринимать заповеди, как откровение достаточно тяжело, потому что вся современная мораль и этика основана как раз на христианских заповедях. Родители с детства учат детей не обманывать и не брать чужого. То, что изменять жене — это плохо, так же очевидно, как и то, что Земля круглая и вращается вокруг солнца. Заповеди проникли в нашу жизнь и давно стали основой «правильной» жизни.

Но когда-то и факт, что Земля это шар, было ошеломляющим открытием. Таким же, как в XX веке стала правда о том, что время в разных местах вселенной идет по-разному. Или открытие квантовой физики, которая вообще по сути своей противоречит привычной нам логике.

Заповеди в свое время стали точно таким же Духовным открытием. Десять Заповедей Моисея (а говорить мы будем о них, хотя строго говоря, в Ветхом Завете в общей сложности 613 заповедей) — это целая система, которая фундаментально и конкретно сообщила о том, что такое хорошо, а что такое плохо.

Иудейский народ получил эти заповеди первым (19-я глава книги Исход) и до этого как-то разделял поступки на правильные и не правильные, но все они базировались на представлениях, которые перетекали из рода в род. При этом не было однозначного ответа, какое же поведение на самом деле помогает быть безотрывно с Богом.

В общем, десять Заповедей, которые Моисей получил во время долгого пребывания на горе Синай, стали откровением — то есть, святыней. А к святыне еще более трепетное отношение, нежели к правилам. Они — основа основ.

Восьмая заповедь: «Не кради»

Нарушением этой заповеди является присвоение чужой собственности — как общественной, так и частной. Виды воровства могут быть разнообразны: грабеж, кража, обман в торговых делах, подкуп, взяточничество, уклонение от налогов, тунеядство, святотатство (то есть присвоение церковного имущества), всевозможные аферы, махинации и мошенничество. Кроме того, к грехам против восьмой заповеди можно отнести всякую нечестность: ложь, обман, лицемерие, лесть, подхалимство, человекоугодие, так как этим люди пытаются приобрести что-то (например, расположение ближнего) нечестно.

«Ворованным добром не выстроишь дом», — говорит русская пословица. И еще: «Сколь веревочка ни вейся, а конец будет». Наживаясь на присвоении чужой собственности, человек рано или поздно будет за это расплачиваться. Совершённый грех, каким бы незначительным он ни казался, обязательно возвращается. Один знакомый авторам этой книги человек во дворе случайно ударил и поцарапал крыло машины соседа. Но ничего не сказал ему и не возместил ущерб. Через некоторое время в совершенно другом месте, вдали от его дома, его собственную машину так же поцарапали и скрылись с места происшествия. Удар был нанесен в то же крыло, которое он испортил соседу.

К нарушению заповеди «Не кради» ведет страсть сребролюбия. Именно она привела Иуду к предательству. Евангелист Иоанн прямо называет его вором (см.: Ин 12, 6).

Побеждается страсть любостяжания воспитанием в себе нестяжания, милосердием к бедным, трудолюбием, честностью и возрастанием в духовной жизни, ибо привязанность к деньгам и другим материальным ценностям всегда происходит от бездуховности.

Десятая заповедь

В десятой заповеди Господь учит: «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его…» Здесь людям указывается на то, что надо учиться воздерживаться от зависти и не иметь нехороших желаний.

Все предшествующие заповеди Христа учили преимущественно правильному поведению, а вот последняя обращается к тому, что может происходить внутри человека, к его чувствам, мыслям и желаниям. Человеку всегда нужно заботиться о чистоте душевных помыслов, ведь любой грех начинается с недоброй мысли, на которой он может остановиться, и тогда возникнет греховное желание, которое будет подталкивать на неблагоприятные поступки. Поэтому нужно научиться пресекать свои нехорошие мысли, чтобы не нагрешить.

Заповеди Иисуса Христа

Заповеди дают главную нравственную основу для человеческой души. О чем говорят заповеди Иисуса Христа? Примечательно, что у человека всегда есть свобода в том, чтобы подчиняться им или нет, – великая милость Божия. Она дает человеку возможность духовно расти и совершенствоваться, но и налагает на него ответственность за совершающиеся поступки. Нарушение хоть одной заповеди Христа ведет к страданиям, рабству и вырождению, в общем, к катастрофе.

Вспомним, когда Бог создал наш земной мир, то в ангельском мире произошла трагедия. Гордый ангел Денница восстал против Бога и захотел создать свое царствие, которое теперь именуется Адом.

Следующая трагедия произошла, когда Адам и Ева не послушали Бога, и их жизнь познала смерть, страдания и нищету.

Другая трагедия случилась во времена Всемирного потопа, когда Бог наказал людей — современников Ноя — за неверие и нарушение законов Божиих. За этим событием происходит уничтожение Содома и Гоморры тоже за грехи жителей этих городов. Дальше наступает разрушение Израильского, а за ним Иудейского царства. Потом падет Византия и Русская империя, а за ними будут и другие несчастья и бедствия, которые обрушатся Божиим гневом за грехи. Нравственные законы вечны и неизменны, а кто не будет соблюдать заповеди Христа, тот будет уничтожен.

В каких книгах описываются эти заповеди?

Заповеди Христа – евангельские именно потому, что записаны они его учениками, апостолами. Разумеется, им уделяется немало внимания во всех существующих Евангелиях. Однако наиболее подробно и доходчиво описаны изречения Иисуса в книгах Луки, Матфея и Марка. Именно эти Евангелия наиболее часто цитируются, когда речь заходит о Христовых заповедях.

Основные же нравственные предписания, получившие наименование «евангельских заповедей блаженства», описываются в книгах Луки и Матфея

Апостол Марк большее внимание уделяет всей Нагорной проповеди в целом, не расставляя акцентов

В чем отличие между заповедями Моисеевыми и Христовыми?

В основных предписаниях христианства перечисляется то, что ведет к греховности. Иными словами, то, чем заниматься христианину не пристало. Евангельские заповеди Иисуса же, наоборот, разъясняют людям то, какими свойствами души, качествами характера необходимо обладать для того, чтобы жить праведно и попасть в Царство Божие.

Закон Божий был дан людям в глубокой древности. Даже при жизни Христа времена ветхозаветные уже считались днями давно минувшими, очень далеким прошлым. Человек в то время был гораздо более слаб духовно, чем в первые годы после наступления нашей эры. Он был гораздо ближе к первобытности и не всегда мог удержать «в узде» собственные примитивные порывы, естество. Соответственно, прямым назначением основных христианских заповедей являлось удержание людей от примитивных и греховных свойств их природы — от злости, неумения ценить чужую жизнь или имущество, жадности, стремления к низменным телесным удовольствиям и от прочего аналогичного.

Евангельские заповеди же появились в гораздо более поздние времена. Они стали своего рода эволюционной ступенью, следующим шагом в духовном развитии людей. Они не призваны удержать от греховности или же показать, что является злым, плохим. Эти предписания адресованы людям уже просвещенным, понимающим, что есть добродетель, а что – ее противоположность. Эти предписания показывают людям, как именно следует жить, поступать и думать, чтобы приблизиться к христианской святости и обрести Царствие Божие.

Если ради денег готов на все…

Любостяжание – это желание иметь несметные богатства и готовность использовать любые цели для его получения. Еще

говорил, что данный грех есть идолопоклонство. Человек служит своему богатству как идолу, которого он очень боится потерять. Любостяжание есть более тяжкий грех, нежели чревоугодие, так как ради наживы человек может совершить другие более страшные и непотребные дела: воровство, убийство, насилие. Именно поэтому желание сребролюбия следует на корню истреблять в своей душе, ведь деньги как таковые не должны быть самоцелью. Финансы – это средство получения необходимых продуктов питания, одежды и удовлетворения других разумных нужд и потребностей.

Правила подготовки к исповеди: какие грехи на исповеди нужно называть

Подготовка к исповеди — это, в основном, размышления о своей жизни и покаяние, то есть признание того, что определенные дела, которые вы делали, являются грехами. Перед Исповедью нужно:

«Исповедаю Тебе, Единому Господу Богу моему и Творцу, прославляемой всеми Святой Троице, Которому поклоняются все люди: Отцу, Сыну, и Святому Духу все мои грехи, которые я сделал во все дни жизни моей, которыми грешил каждый час, во время сегодняшнего дня и в прошедшие дни и ночи: делом, словом, мыслями, обжорством, пьянством, едой втайне от других, праздным обсуждением людей и вещей, унынием, ленью, спорами, непослушанием и обманом начальства, клеветой, осуждением, небрежным и невнимательным отношением к делам и людям, самолюбием и эгоизмом, жадностью, воровством, ложью, преступным получением прибыли, желанием легкой выгоды, ревностью, завистью, гневом, памятозлобием, злопамятством, ненавистью, взяточничеством или вымогательством и всеми моими чувствами: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, другими душевными и телесными, которыми Тебя, моего Бога и Творца прогневал и причинил зло моему ближнему; обо всем этом жалея, виновным себя перед Тобой, Богом моим признаю и сам раскаиваюсь: только, Господи Боже мой, помоги мне, смиренно умоляю тебя со слезами: все совершенные грехи мои по милосердию Твоему прости мне, и избавь меня от всех, которые я перечислил в молитве Тебе, по Твоей Благой воле и любви ко всем людям. Аминь».

Не стоит искать особого душевного подъема, сильных эмоций перед Исповедью и во время нее.

Покаяние — это:

Восьмая заповедь порождает девятую

Девятая заповедь Иисуса Христа — продолжение восьмой. Дело в том, что гонения за правду обычно сопровождаются гонениями за веру. Высшее же проявление любви к Господу — это желание пожертвовать жизнью ради Него.

Такое желание называется мученичеством. Все мученики за веру имеют высокую награду, а путь им указал сам Спаситель.


Сорок мучеников Севастийских XVIII век. Москва. Севастийские мученики — образец поведения настоящего христианина

Мученики за веру будут всегда. Даже если человек живёт в христианской стране, он может стать жертвой предрассудков, которые Церковь ещё не победила, поэтому Господь и обещает мученикам Царство Небесное.

Кроме того, когда на землю придёт Антихрист, он будет преследовать христиан и к этому необходимо быть готовым.

Ритуальный Декалог (Исх. 34:14-26)

Ритуальный Декалог — условное обозначение свода десяти заповедей в Исх 34:14—26. Он существенно отличается от десяти заповедей, содержащихся в Исх. 20:1—17 и Втор. 5:6—21, называемых иногда этическим Декалогом.

Текст из книги Исход по Синодальному переводу.

И сказал : вот, Я заключаю завет: пред всем народом твоим соделаю чудеса, каких не было по всей земле и ни у каких народов; и увидит весь народ, среди которого ты находишься, дело Господа; ибо страшно будет то, что Я сделаю для тебя; Сохрани то, что повелеваю тебе ныне: вот, Я изгоняю от лица твоего Аморреев, Хананеев, Хеттеев, Ферезеев, Евеев, и Иевусеев;

  1. Смотри, не вступай в союз с жителями той земли, в которую ты войдешь, дабы они не сделались сетью среди вас. Жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, вырубите священные рощи их, , ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа , потому что имя Его — ревнитель; Он Бог ревнитель. Не вступай в союз с жителями той земли, чтобы, когда они будут блудодействовать вслед богов своих и приносить жертвы богам своим, не пригласили и тебя, и ты не вкусил бы жертвы их;
  2. И не бери из дочерей их жен сынам своим , дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в блужение вслед богов своих.
  3. Не делай себе богов литых.
  4. Праздник опресноков соблюдай: семь дней ешь пресный хлеб, как Я повелел тебе, в назначенное время месяца Авива, ибо в месяце Авиве вышел ты из Египта.
  5. Все, разверзающее ложесна, Мне, как и весь скот твой мужеского пола, разверзающий ложесна, из волов и овец; первородное из ослов заменяй агнцем, а если не заменишь, то выкупи его; всех первенцев из сынов твоих выкупай; пусть не являются пред лице Мое с пустыми руками.
  6. Шесть дней работай, а в седьмой день покойся; покойся и во время посева и жатвы.
  7. И праздник седмиц совершай, праздник начатков жатвы пшеницы и праздник собирания плодов в конце года; три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лице Владыки, Господа Бога Израилева, ибо Я прогоню народы от лица твоего и распространю пределы твои, и никто не пожелает земли твоей, если ты будешь являться пред лице Господа Бога твоего три раза в году.
  8. Не изливай крови жертвы Моей на квасное, и жертва праздника Пасхи не должна переночевать до утра.
  9. Самые первые плоды земли твоей принеси в дом Господа Бога твоего.
  10. Не вари козлёнка в молоке матери его.

И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем. И пробыл там у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие.

С чего все началось…

Иисус Христос во время своей земной жизни проповедовал единого Бога и вместе с учениками ходил по свету. Однажды, на вершине горы, он прочитал Нагорную проповедь. Это не были заповеди, а только толкования, как их исполнять и жить в мире друг с другом и Господом в душе. Когда Моисей, спасая христиан, вывел евреев из Египта, где они последние 200 лет были рабами. Когда в поисках земли для поселения, они вышли к горе Синай, то услышали заповеди Бога.

Гора была вся покрыта тучами, гремел гром и сверкали молнии. Среди буйства природа и шума ветра, евреи четко слышали голос Бога, читающего им свои заповеди. Затем Моисей по велению Всевышнего приготовил две каменные плиты и поднялся в гору. Бог сам начертал на скрижалях свои 10 заповедей.

Моисей провел на горе 40 дней. Когда он спустился вниз, то увидел грехопадение своего народа. Они поклонялись золотому тельцу, забыв о Боге и правилах праведной жизни. Тогда пророк в сердцах разбил скрижали о скалу. Еврейский народ был поражен таким поступком и раскаялся. После этого Господь приказал ему вытесать еще 2 каменные пластины и принести ему, чтобы написать новые заповеди.

Читайте: Воскресная Молитва

Согласно церковному писанию, второй текст Заповеди немного отличается от первого. Их условно разделили на еврейский и христианский. На самом деле было провозглашено девять заповедей. Православная церковь, большая часть протестантов и Греко католики делят на две 2 заповедь. Лютеранская и Римско-католическая церковь, разделяют на 2 части девятую заповедь.

Во время Нагорной проповеди Иисус Христос огласил заповеди блаженства – 9 положений жизни блаженного человека. Далее шло толкование заповедей и правил поведения во время праздников, постов и как вести себя христианину в повседневной жизни, общении с другими людьми. На страницах Евангелия от Матвея, можно прочитать речь Христа, изложенную в речитативной форме для легкого запоминания и освоения.

Заповеди Иисуса Христа

Девять заповедей блаженства

  1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
  2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
  3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
  4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
  5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
  6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
  7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
  8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
  9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.

О чем говорится в заповедях блаженства?

В заповедях блаженства Господь учит нас, какими путями можно достигнуть Царства Небесного. В каждом из этих 9-ти изречений есть и заповедь, и обещание награды за исполнение ее.

Какая первая заповедь Божия для получения блаженства?

Блажени — счастливы. Нищий духом — унижающие себя. Яко — потому что.

В ней говорится о том, что нищии духом, т.е. люди, любящие делать добро, не хвалясь им, и представляющие себя великими грешниками перед Богом, получат Царство Небесное.

Вторая заповедь Божия для получения блаженства:

Тии — те.

В этой заповеди блаженства говорится о том, что плачущии, т.е. люди, раскаивающиеся в своих грехах и плачущие о них, получат в Небесном Царстве утешение.

Третья заповедь Божия:

Кротцыи — кроткие, смиренные.

Эта заповедь о том, что кроткие люди, которые сами не сердятся и других ничем не сердят, не раздражают, и которые везде уживаются, получают во владение и земные блага и Царство Небесное.

Четвертая заповедь блаженства:

Алчущий — хотящие есть. Жаждущий — хотящие пить. Правда — оправдание, добро.

В этой заповеди говорится о том, что алчущии и жаждущии правды, т.е. люди, которые, подобно алчущему и жаждущему, желают оправданий (спасения) для души через веру в Иисуса Христа, получат себе удовлетворение и тем насытят свою душу.

Пятая заповедь блаженства:

В ней говорится о том, что милостивые и добрые люди, творящие дела милосердия, будут помилованы Богом, т.е. избавлены от вечного осуждения на страшном суде Божием.

Шестая заповедь блаженства

Узрят — увидят.

Эта заповедь о том, что чистые сердцем, т.е. люди, имеющие свои сердца чистыми от дурных желаний и помышлений и всегда сохраняющие память о Боге, увидят Самого Бога, что составляет величайшую степень блаженства.

Седьмая заповедь блаженства

Нарекутся — назовутся.

В ней говорится о том, что миротворцы, или люди, любящие жить мирно и примиряющие других, назовутся сынами Божиими. По сему имени они получат и особенную степень блаженства, потому что они подражают Сыну Божию, Иисусу Христу, Который примирил Бога с грешниками, пострадавши за них.

Восьмая заповедь блаженства:

Изгнани — изгнанные, гонимые.

В этой заповеди говорится о том, что гонимые за правду, за благочестивую жизнь и безропотно переносящие гонение получат Царство Небесное.

Девятая заповедь блаженства:

Егда — когда. Поносят — ругают. Ижденут — выгонят. Рекут — скажут. Глагол — слово. Зол глагол — злое слово. Лжуще — говоря ложь, говоря несправедливо. Мзда — награда.

Эта заповедь о том, что кто безропотно переносит ругательства, клеветы, мучения и самую смерть за веру в Иисуса Христа; тот получит великую награду на небесах.

Седьмая заповедь: «Не прелюбодействуй»

Этой заповедью запрещаются грехи против семьи, супружеская измена, все плотские отношения между мужчиной и женщиной вне законного брака, плотские извращения, а также нечистые желания и мысли.

Господь установил брачный союз и благословил плотское общение в нем, служащее деторождению. Муж и жена отныне уже не двое, а одна плоть (Быт 2, 24). Наличие брака — еще одно (пусть не самое главное) отличие нас от животных. У зверей брака нет. У людей же существует брак, взаимная ответственность, обязанности друг перед другом и перед детьми.

То, что благословляется в браке, вне брака является грехом, нарушением заповеди. Супружеский союз соединяет мужчину и женщину в одну плоть для взаимной любви, рождения и воспитания детей. Всякая попытка похитить радости брака без взаимного доверия и той ответственности, которые предполагает брачный союз, — тяжелый грех, который, по свидетельству Священного Писания, лишает человека Царства Божия (см.: 1 Кор 6, 9).

Грехом еще более тяжким является нарушение супружеской верности или разрушение чужого брака. Измена разрушает не только брак, но и оскверняет душу того, кто изменяет. На чужом горе счастья не построишь. Существует закон духовного равновесия: посеяв зло, грех, мы зло и пожнем, наш грех к нам же и вернется. Бесстыдные разговоры и нехранение своих чувств также являются нарушением седьмой заповеди.

Вместо заключения: «Скучно быть хорошим?»

Стоит сказать о еще одном заблуждении. К сожалению, у многих людей представление о христианской нравственности сводится исключительно к списку отрицаний — не делай того и этого; нельзя то и это. Видя такой список, человек нецерковный мысленно применяет его к своей жизни, вычитает из нее все поименованное в списке и задается вопросом: а что же, собственно, тогда от моей жизни останется и чем заполнить образовавшиеся в ней пустоты?

Отсюда, кстати, во многом проистекает такой общественный стереотип, что будто бы жизнь нравственного человека непременно скучна и пресна.

В действительности же скучна и тосклива как раз жизнь человека безнравственного. Грех — как наркотик, лишь временно помогает забыться и отвлечься от этой тоски. Неудивительно, что грешник, мысленно представивший собственную жизнь без этого наркотика, понимает, что столкнется тогда с зияющей пустотой и бессмыслицей, которую эта его жизнь и представляет собой на самом деле, и страшится этого, и снова бежит ко греху, как пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи
(1 Пет 2:22).

Но Господь в Священном Писании предлагает гораздо большее — уклонись от зла и сотвори благо (1 Пет 3:11). Это вещи взаимосвязанные — творение добра помогает уклоняться от зла, а уклонение от зла оставляет больше возможностей творить добро. Заповедь «сотвори благо» показывает, что у Бога есть для каждого человека перспектива изобильной, насыщенной, интересной и благодатной жизни. Совершаемое ради Бога добро делает жизнь осмысленной.

Как человеку, погрязшему в грехах, почти некогда заниматься доброделанием, так и человеку, ради Бога и с Богом творящему благо, становится уже не до греха, — и не потому что он каждую минуту сидит и трясется: «Ох, как бы не согрешить, как бы не сделать того, как бы не впасть в это», а потому что чем больше добродетель и благодать Божия вливается в его сердце, тем меньше места в нем остается для греха.

Конечно, и христианин, серьезно вступивший на духовный путь, и даже опытный подвижник может впасть в грех. Однако, как замечал святитель Игнатий (Брянчанинов):

Разумеется, грязен и живущий на помойке бездомный человек, и тот, кто вышел из дома в новом костюме, но споткнулся и упал в лужу, но разница между тем и другим велика, поскольку для одного быть грязным — обычное состояние и образ жизни, а для другого — досадная оплошность, которую он хочет и может немедленно исправить.

Таким образом, смысл и радость христианской жизни — реальная возможность стать лучше, чище, совершеннее и даже — стать святым. Это достигается исполнением заповедей Божиих. Без этого одно лишь словесное именование себя христианином и само признание Христа Господом не спасают, как Он Сам сказал:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector